Токио (архитектура)

Токио ( 斗栱・斗拱 , чаще 斗京) [ примечание 1 ] (также называемый кумимоно ( 組物 ) или масугуми ( 斗組 ) ) — это система поддерживающих блоков ( 斗 или 大斗 , масу или дайто , букв. блок или большой блок) и кронштейнов ( 肘木 , хидзики , букв. локоть) поддерживающий карниз японского здания, обычно являющегося частью буддийского храма или синтоистского святилища . [ 1 ] Использование токё становится необходимым из-за того, насколько выступают карнизы, функционально важный элемент японской буддийской архитектуры . Система также выполняет важную декоративную функцию. Эта система представляет собой локализованную форму китайского Дугуна , которая с момента своего появления развилась в несколько оригинальных форм.
В своей простейшей конфигурации брекет-система состоит из одного выступающего кронштейна и одного блока и называется хитотэсаки . Если первая скобка и группа блоков поддерживают вторую аналогичную, вся система называется футатесаки , если присутствуют три скобки — митесаки , и так до тех пор, пока не будет максимум шести скобок, как на фото справа.
Каждый опорный блок в большинстве случаев поддерживает, кроме следующего кронштейна, П-образный опорный кронштейн, установленный под углом 90° к первому (см. фотографии в галерее ниже).
Логотип «Защита культурных ценностей» (см. галерею ниже) представляет собой токио , считающийся элементом японской архитектуры, олицетворяющим непрерывность во времени защиты культурных ценностей.
Функция и структура
[ редактировать ]
Крыша — наиболее визуально впечатляющая часть буддийского храма, часто составляющая половину размера всего здания. Слегка изогнутые карнизы выходят далеко за пределы стен, охватывая веранды. [ 2 ] Огромные карнизы не только определяют общий вид здания, но и придают его интерьеру характерную полумрак, что способствует созданию атмосферы храма. Наконец, карнизы выполняют практическую функцию в стране, где дождь является обычным явлением, поскольку они защищают здание, отводя дождь как можно дальше от его стен. Однако вес крыши должен поддерживаться сложной системой кронштейнов, называемой токио . [ 2 ] Чем дальше простираются карнизы, тем больше и сложнее должен быть токио . Дополнительным преимуществом системы Токио является ее присущая эластичность, которая уменьшает воздействие землетрясения, действуя как амортизатор. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Эта брекет-система, важная как с конструктивной, так и с эстетической точки зрения, неоднократно видоизменялась и совершенствовалась с тех пор, как была импортирована из Китая. Он состоит из комбинации несущих блоков ( масу ) и кронштейнов ( хидзики ). Несущий блок, установленный непосредственно на столбе, называется дайто , или «большой блок». Когда он соединяет две скобки, его называют макито ( 巻斗 ) . Несущие блоки, установленные на вершине угловых столбов, по необходимости более сложны и называются онито ( 鬼斗 , демонические блоки ) из-за сложности их изготовления. [ 2 ] В своей простейшей конфигурации каждый токё включает в себя один выступающий наружу кронштейн с одним опорным блоком, и в этом случае комплекс называется хитотэсаки ( 一手先 , букв. «один кончик пальца» ) . Выступающий кронштейн — это всего лишь кончик одной из балок крыши. [ 6 ] Если первая скобка и группа блоков поддерживают вторую аналогичную, весь комплекс называется ( футатесаки ( 二手先 , букв. два кончика пальца ) ). Токио букв . также может иметь три ( митэсаки ( 三手先 , три кончика пальца ) ) или более таких шагов, вплоть до шести ( мутэсаки ( 六手先 , букв. шесть кончиков пальцев )) . Число шагов используется для обозначения ранга бутсудо. от этого обычая отказались , у более высоких чинов их было больше, но после периода Хэйан . [ 7 ] В большинстве случаев, помимо выступающего над ним кронштейна, опорный блок поддерживает еще один кронштейн, установленный под углом 90° (см. схематическое фото ниже), расширяя вбок опору, обеспечиваемую системой.
Вайо , Дзенсюё и Дайбуцуё в стиле Токио отличаются деталями, первый из которых является самым простым из трех. В стиле Дайбуцуё, например, есть украшение в форме тарелки, называемое сарато ( 皿斗 , букв. Блюдо ) под каждым блоком, в то время как Дзенъё закругляет по дуге нижние концы кронштейна. [ 8 ] Еще одной особенностью Дзэнсюё является кобушибана ( 拳鼻 , букв. нос кулака ) или кибана ( 木鼻 , букв. деревянный нос ) , украшение в виде носа, вырезанное после последней выступающей скобы. (Смотрите фото в галерее.) Некоторые из этих особенностей можно также встретить в храмах недзэнских сект.
Известные типы
[ редактировать ]Субизоны
[ редактировать ]Сумисонаэ ( ( くんぎ ) или сумитокё Сумитокё ) или — это скобки на углу крыши, имеющие особенно сложную структуру. Обычные скобки между двумя сумисонаэ называются хиразонаэ ( 平Би ) 桵BI или хиратокё ( 平斗сегодня ). .
Футатесаки
[ редактировать ]Очень распространенная двухэтапная брекет-система, используемая в различных конструкциях. См. в галерее, например, фото колокольни ( сёро ).
Митесаки
[ редактировать ]Трехступенчатый комплекс ( митесаки ) — наиболее распространенный в сооружениях стиля Вайо. [ 9 ] Третью ступеньку обычно поддерживает так называемое хвостовое стропило ( 尾垂木 , одаруки ) , консоль, установленная между второй и третьей ступенью (см. иллюстрацию выше и фото в галерее). [ 2 ]
Ётесаки
[ редактировать ]Четырехступенчатый комплекс ( четыре руки , Ётесаки Токио ) используется в основном в верхней части тахото . [ 10 ]
Страдания
[ редактировать ]Мутесаки токё (см. фото выше) — это шестиступенчатая система брекетинга, самый известный пример которой можно увидеть в Тодай-дзи . Нандаймоне [ 11 ] В случае с этими воротами они состоят всего из шести выступающих кронштейнов без кронштейнов под прямым углом (см. Фото выше).
Кумо Токио
[ редактировать ]Кумо Токио ( 雲斗栱 , букв. «Облако Токио» ) — японский эквивалент диэдзи (疊枅) в ранней китайской архитектуре. Это брекет-система, в которой выступающий кронштейн имеет форму, напоминающую облако. Он редко встречается в сохранившихся храмах, и его наиболее важные примеры можно найти в Хорю-дзи , Кондо пятиэтажной пагоде и Тюмоне . [ 12 ] Считается, что эти брекет-системы являются японским изобретением периода Аска , поскольку нет никаких доказательств того, что они пришли с континента.
Сашихиджики
[ редактировать ]Сашихидзики — ( 挿肘木 ) японский эквивалент чагуна в китайской архитектуре. Это рычаг кронштейна, вставленный непосредственно в столб, а не опирающийся на опорный блок на вершине столба, как это обычно бывает в стиле вайо . Типичные для стиля Дайбуцуё , эти кронштейны хорошо видны на фотографии вверху статьи.
Цумегуми
[ редактировать ]Цумэгуми ( 詰組 ) — межколонные опорные скобы, обычно футатесаки или митесаки , устанавливаемые одна за другой. В результате получается чрезвычайно компактный ряд кронштейнов. Цумэгуми типичны для стиля Дзэнсюё , пришедшего в Японию вместе с дзен- буддизмом в конце XII века. [ 13 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Схема кронштейна и консольных рычагов из руководства по строительству Инцзао Фаши (опубликовано в 1103 году) династии Сун.
-
Компоненты Токио (блок, кронштейн, кобушибана/кибана ). Нажмите, чтобы увеличить и отобразить подписи
-
Хитотесаки Токио , ромон , Хонкаку-дзи, Камакура
-
Митесаки Токио , Дайтоку-дзи , Киото . Обратите внимание на хвостовые стропила.
-
Кумо Токио , Хорю-дзи , Тюмон
-
Интерьер Тодай-дзи Нандаймона . Видны балки, соединяющиеся с Токио.
-
Интерьер Нандаймона Тодай-дзи. Видны балки, соединяющиеся с Токио.
Сноски
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Родитель, Мэри Сосед. «Токё» . Система пользователей сети японской архитектуры и искусства . Проверено 10 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ниси, Кадзуо; Ходзуми, Кадзуо (1996) [1983]. Что такое японская архитектура? (иллюстрировано ред.). Коданша Интернэшнл. стр. 36–38. ISBN 4-7700-1992-0 . Проверено 11 ноября 2009 г.
- ^ «Скобы Дугона» . Информация о Китае в Интернете. Архивировано из оригинала 24 июля 2008 года . Проверено 16 июля 2011 г.
- ^ «Сютаку Пуродюсу Кейз Нетто» (на японском языке). Архивировано из оригинала 8 февраля 2011 года . Проверено 18 февраля 2011 г.
- ^ «Годзю но То - Соно Футо Синва но Фусиги» (на японском языке) , дата обращения 18 февраля 2011 г ..
- ^ Родитель, Мэри Сосед. «Хитотэсаки токё» . Система пользователей сети японской архитектуры и искусства . Проверено 13 февраля 2011 г.
- ^ «Токио, каэрумата, кибана» . Проверено 17 февраля 2011 г.
- ^ Ёсиаки, Кудо. «Кумимоно» . Энциклопедия Сёгакукан, онлайн-версия . Yahoo! Япония . Проверено 18 февраля 2011 г.
- ^ Родитель, Мэри Сосед. «Митесаки токё» . Система пользователей сети японской архитектуры и искусства . Проверено 17 февраля 2011 г.
- ^ Родитель, Мэри Сосед. «Ётесаки токё» . Система пользователей сети японской архитектуры и искусства . Проверено 17 февраля 2011 г.
- ^ Родитель, Мэри Сосед. «Мутэсаки токё» . Система пользователей сети японской архитектуры и искусства . Проверено 13 февраля 2011 г.
- ^ Родитель, Мэри Сосед. «Кумо токё» . Система пользователей сети японской архитектуры и искусства . Проверено 18 февраля 2011 г.
- ^ Родитель, Мэри Сосед. «Цумегуми» . Система пользователей сети японской архитектуры и искусства . Проверено 28 апреля 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]