Киджи (архитектура)

Чиги ( Чиги, Чинки, Томоки, Чису ) , Окичиги ( Окисенги ) или Хиги ( 水木 ) — это раздвоенные навершия крыши, встречающиеся в японской и синтоистской архитектуре, . Японии возникшие до буддийского влияния и представляющие собой архитектурный элемент, эндемичный для [1] Они являются важным эстетическим аспектом синтоистских святынь , где их часто сочетают с кацуоги , другим типом украшения крыши. Сегодня чиги и кацуоги используются исключительно на синтоистских зданиях и отличают их от других религиозных сооружений, например, буддийских храмов в Японии .
Источник
[ редактировать ]Считается, что чиги использовались в японских зданиях, начиная с I века нашей эры. [2] Их существование в период Кофуна (250–538 гг. н. э.) хорошо задокументировано многочисленными артефактами. [3] Размеры чиги упоминались в раннем документе Тайсинпо Энряку Гисикичо ( 太神宝皦 Церемониальный отчет ) , написанном в 804 году нашей эры.

Эволюционное происхождение чиги неизвестно . Одна из теорий состоит в том, что это были просто переплетенные доски , которые остались неразрезанными. Другая причина заключается в том, что они были частью опорной системы, закрепленной на земле для стабилизации крыши. [4] Еще одна теория предполагает, что их использовали, чтобы «защемить» и скрепить соломенную крышу. [5] Доказательства этого можно увидеть в минке крыши часто встречаются две переплетающиеся бревна , или обычных традиционных домах, где на фронтонах . Однако достоверным является лишь то, что изначально чиги были рабочей частью сооружения, но по мере совершенствования строительной техники их функция была утеряна и их оставили в качестве украшений.
Чиги , вероятно, украшал только дома и склады влиятельных семей, а большее количество украшений означало более высокий ранг. Эта традиция продолжалась до относительно недавнего времени. В XVII-XIX веках юридический кодекс определял, сколько чиги разрешалось размещать на крышах зданий в зависимости от социального положения владельца. Сегодня чиги встречаются только в синтоистских святилищах .
Дизайн
[ редактировать ]
Киджи можно встроить прямо в крышу как часть конструкции или просто прикрепить и пересечь фронтон в качестве украшения. Считается, что первый метод больше напоминает свой первоначальный дизайн и до сих пор используется в старых методах строительства, таких как синмей-дзукури , касуга-дзукури и тайся-дзукури . Киги , не встроенные в здание, скрещены, а иногда и срезаны с небольшим изгибом. Хотя чиги преимущественно размещают только на концах крыши, этот метод позволяет иногда размещать их и посередине.
Более богато украшенные чиги , например, в храме Исэ , имеют одну или две казана , или «прорези для ветра», и третью открытую надрезу на кончике, что придает ей раздвоенный вид. Покрытия из золотого металла служат как защитным, так и декоративным целям. Обычно, если верхушки срезаны вертикально, закреплённым ками является мужчина, в противном случае — женщина. [6]
Кацуоги позади , короткое декоративное бревно, часто находится чиги . В зависимости от здания может быть только один кацуоги, сопровождающий чиги , или целый ряд вдоль конька крыши.
Угол, под которым обращены чиги , и количество кацуоги, содержащихся в здании, используются для определения пола ками, хранящихся внутри. Лицо, обращенное вверх, с четным количеством кацуоги указывает на женщину- ками . Обращенные наружу чиги с нечетным количеством кацуоги обозначают ками мужского пола . [7] Это не строгое правило, поскольку есть исключения (например, святилища в Великом святилище Исэ ).
Имена
[ редактировать ]Названия чиги могут варьироваться в зависимости от региона. В Киото , префектуре Нара и Хиросиме их называют умой ( 馬 ) . В некоторых частях префектур Тояма , Осака , Коти , Токусима и Миядзаки их называют уманори ( 馬乗 ) ; в некоторых районах префектур Ямагата , Мияги , Яманиси , Хиросима и Коти их называют куракаке ( 鞍掛 ) .
Галерея
[ редактировать ]- Выдающиеся чиги в храме Удамикумари
- Чиги построен в синмей-дзукури. стиле
См. также
[ редактировать ]- Синтоистский словарь терминов, касающихся синтоизма и синтоистской архитектуры.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Флетчер (1996), стр. 724
- ^ " Чиги千木 ." ЯНУС. Проверено 9 мая 2009 г.
- ^ Ватанабэ, Ясутада (1974). Синтоистское искусство: святилища Исэ и Идзумо . Нью-Йорк/Токио: Weatherhill /Heibonsha, стр. 123.
- ^ «Японский синтоистский храм» . Архивировано из оригинала 7 августа 2007 года . Проверено 9 мая 2009 г.
- ^ Лукас (2002), стр. 5
- ^ Бокинг, Брайан (1997). Популярный словарь синтоизма . Рутледж. ISBN 978-0-7007-1051-5 .
- ^ «Бог-мужчина и богиня - блог киноэ» (на японском языке) . Проверено 8 августа 2021 г. .
Ссылки
[ редактировать ]- Флетчер, Бэнистер, сэр. (1996). История архитектуры . Архитектурная пресса. ISBN 0-7506-2267-9 .
- Лукас, Б. (7 мая 2002 г.). История и символизм в архитектуре синтоистских храмов [ постоянная мертвая ссылка ] . Сеть колледжа Харви Мадда. Проверено 1 июня 2009 г.