Экономика ирокезов
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на французском языке . (Июль 2024 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Хауденосауни Великого (также известная как Конфедерация ирокезов) была сформирована на основе закона мира Кайанере'ко:ва, конституции, подробно описывающей общую систему ценностей, которая определяет политику и экономику их общества.
Исторически экономика Хауденосауни была основана на общинном производстве и сочетала в себе элементы садоводства и охотников-собирателей системы . Некоторые описывают экономику ирокезов как примитивный коммунизм . [1] Племена Великими и Конфедерации ирокезов других северных гуронов имели свою традиционную территорию на территории нынешнего штата Нью-Йорк и южных районах, граничащих с озерами . Первоначально конфедерация состояла из пяти племен; ирокезы, Онондага, Онейда, Каюга и Сенека, которые создали союз задолго до контакта с Европой . Тускарора были добавлены в качестве шестой нации в начале восемнадцатого века после того, как они мигрировали из Северной Каролины. Народы гуронов, проживавшие в основном на территории нынешней Канады, также говорили на ирокезском языке и имели некоторую общую культуру, но никогда не были частью ирокезов.
Ирокезы занимались преимущественно земледелием, собирая урожай « Трех сестер », обычно выращиваемый индейцами : кукурузу , бобы и тыкву . У них сложились определенные культурные обычаи. Среди этих событий были идеи относительно природы и управления собственностью . Ирокезы разработали систему, сильно отличающуюся от доминирующей сейчас западной разновидности. Эта система характеризовалась такими компонентами, как общая собственность на землю, разделение труда по полам и торговля, основанная преимущественно на даренной экономике .
Контакты с европейцами в начале 17 века оказали глубокое влияние на экономику ирокезов. Поначалу они стали важными торговыми партнерами, но расширение европейских поселений нарушило баланс экономики ирокезов. К 1800 году, после Войны за независимость США, в которой большинство стран поддержали британцев и были вынуждены разделить их поражение, ирокезы были превращены в резервации , главным образом в Нью-Йорке в США, а также в Квебеке и Онтарио в Канаде. Им пришлось адаптировать свою традиционную экономическую систему к кардинальным изменениям. В 20 веке некоторые народы ирокезов в Соединенных Штатах извлекли выгоду из своего суверенного статуса, основав заведения для азартных игр и отдыха, которые приносили больший доход, чем некоторые другие предприятия. По отдельности ирокезы также стали частью более крупной экономики в городах за пределами резервации.
Право собственности на землю
[ редактировать ]
У ирокезов существовала по сути общинная система землевладения. Французский католический миссионер Габриэль Сагар описал основы. У гуронов было «столько земли, сколько им нужно [ред]». [2] В результате гуроны могли предоставить семьям свою собственную землю и при этом иметь большое количество лишней земли, находящейся в общественной собственности. Любой гурон мог свободно расчищать землю и заниматься хозяйством на основе узуфрукта . Он сохранял владение землей до тех пор, пока продолжал активно возделывать и ухаживать за полями. Как только он покинул землю, она вернулась в общинную собственность, и любой мог забрать ее себе. [3] Хотя у гуронов, похоже, действительно были земли, предназначенные для отдельных лиц, значение этого владения может не иметь большого значения; Размещение сосудов для хранения кукурузы в длинных домах , в которых проживало несколько семей одной родственной группы, предполагает, что жители данного длинного дома держали все производство совместно. [4]
У ирокезов была похожая общинная система распределения земли. Племя владело всеми землями, но раздавало участки различным кланам для дальнейшего распределения среди домохозяйств для обработки. Земля перераспределялась между домохозяйствами каждые несколько лет, и клан мог потребовать перераспределения участков на собрании Совета матерей клана. [5] Те кланы, которые злоупотребляли выделенной им землей или иным образом не заботились о ней, были предупреждены и в конечном итоге наказаны Советом Матери Клана путем перераспределения земли другому клану. [6] Земельная собственность на самом деле была заботой только женщин, поскольку выращивание продуктов питания было обязанностью женщин, а не мужчин. [5]
Совет матерей клана также зарезервировал определенные участки земли для обработки женщинами всех кланов. Еда из таких земель, называемая kěndi?gw?'ge' hodi'yěn'tho , использовалась на фестивалях и больших собраниях совета. [6]
Разделение труда: сельское и лесное хозяйство
[ редактировать ]Разделение труда отражало взаимодополняющие аспекты, распространенные в культуре ирокезов: боги-близнецы Саплинг (Восток) и Флинт (Запад) олицетворяли две взаимодополняющие друг друга половины. Каждый пол определил свои роли в труде для поддержки людей, которые дополняли друг друга. Женщины выполняли всю работу в поле, включая посадку, выращивание и сбор урожая; в то время как мужчины выполняли всю работу, связанную с лесом, включая изготовление всего, что связано с деревом. [7] Мужчины-ирокезы занимались охотой и рыбной ловлей, торговлей и боевыми действиями , а женщины занимались земледелием , сбором и переработкой продуктов питания, воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства . Это гендерное разделение труда было преобладающим средством разделения труда в обществе ирокезов. [8] На момент контакта с европейцами женщины-ирокезы производили около 65% товаров, а мужчины - 35%. [9] Комбинированное производство продуктов питания сделало голод и голод чрезвычайно редкими; Первые европейские поселенцы часто завидовали успеху производства продуктов питания ирокезов. [9]
Система труда ирокезов отражала их общинную земельную систему. Поскольку ирокезы совместно владели собственностью, они также работали вместе. Женщины выполняли тяжелую работу большими группами, переходя с поля на поле, помогая друг другу обрабатывать землю друг друга. Вместе они засеивали поля, а «хозяйка поля» раздавала каждой женщине определенное количество семян. [10] Женщины-ирокезы каждой сельскохозяйственной группы выбирали старого, но активного члена своей группы в качестве лидера на этот год и соглашались следовать ее указаниям. Женщины совместно выполняли и другую работу. Женщины индивидуально рубили дрова для семейного использования, но их лидер наблюдал за коллективной доставкой дров обратно в деревню. [11] Женские кланы выполняли и другую работу. По словам Мэри Джемисон , белой женщины, которая в молодости ассимилировалась с сенека, коллективные усилия предотвратили «всякую зависть к тому, что один выполнил больше или меньше работы, чем другой». [11]

Мужчины-ирокезы также организовались по принципу сотрудничества. Во время боевых действий мужчины действовали коллективно. [12] Другие виды деятельности мужчин, такие как охота и рыболовство, также включали элементы сотрудничества. Мужчины чаще объединялись в целую деревню , а не в клан . [13] Мужчины организовали охотничьи отряды, в которых они активно сотрудничали, чтобы убить большое количество дичи. В одном рассказе из первых рук рассказывается об охотничьей группе, которая построила в лесу большой забор из кустарника в форме V. буквы Охотники подожгли огонь напротив открытой стороны V , заставив животных бежать к тому месту, где их поджидали охотники. они могли убить сто оленей за раз. По такому плану [14]

Мужчины также ловили рыбу большими группами. Рыболовные экспедиции включали людей в каноэ, которые использовали плотины и сети, чтобы перекрыть целые ручьи и выловить большое количество рыбы, иногда тысячу за полдня. [15] Добыча охотничьего или рыболовного отряда считалась общей собственностью; вождь делил их между группой или отправлял в деревню на пир. [16] Охота и рыбалка не всегда были совместными усилиями, но ирокезы обычно лучше справлялись в группах, чем по отдельности. [17]
Торговля
[ редактировать ]Ирокезы обменивали излишки кукурузы и табака на шкуры северных племен и вампумы восточных племен. [18] Ирокезы использовали дарение чаще, чем любой другой способ обмена. Дарение подарков отражало взаимность в обществе ирокезов. Обмен начинался с того, что один клан преподносил другому племени или клану подарок с ожиданием получения взамен какого-то необходимого товара. Эта форма торговли связана с тенденцией культуры ирокезов делиться собственностью и сотрудничать в труде. Во всех случаях явного соглашения не заключается, но одна услуга оказывается на благо общества или другого члена сообщества с ожиданием того, что сообщество или другой человек ответят взаимностью. [19] Внешняя торговля предлагала одну из немногих возможностей для индивидуального предпринимательства в обществе ирокезов. Человек, открывший новый торговый путь, имел исключительное право торговать по этому же пути в дальнейшем. Часто кланы коллективизировали торговые пути, чтобы получить монополию на определенный вид торговли. [20]

Приход европейцев создал возможность значительно расширить торговлю. Меха пользовались спросом в Европе, и их можно было дешево приобрести у коренных народов в обмен на промышленные товары, которые коренные народы не могли производить сами. [21] Торговля не всегда приносила пользу туземцам. Британцы . воспользовались культурой дарения подарков Они осыпали ирокезов европейскими товарами, сделав их зависимыми от таких предметов, как винтовки и металлические топоры. Какое-то время доступ к оружию давал могавкам и другим ирокезам преимущества перед другими племенами, и они серьезно занялись торговлей. Британцы в первую очередь использовали эти дары, чтобы заручиться поддержкой ирокезов в борьбе против французов. [22]
Ирокезы также торговали алкоголем, который привезли европейцы. В конце концов, это окажет очень негативное влияние на их общество, поскольку они страдают от высокого уровня алкоголизма. К 1753 году Скаруади , вождь Онейды , обратился к губернатору Пенсильвании с просьбой вмешаться в торговлю:
«Ваши торговцы теперь привозят почти ничего, кроме рома и муки; они привозят мало порошка, свинца или других ценных товаров... и получают все шкуры, которые должны пойти на уплату долгов, которые мы заключили по контракту за товары, купленные у честных торговцев; это означает, что мы губим не только себя, но и их. Эти злые продавцы виски, однажды напоив индейцев спиртным, заставляют их продавать свою одежду прямо с их спины. Короче говоря, если эта практика будет продолжаться, мы неизбежно разоримся. ." [21]
Влияние на культуру и общество ирокезов
[ редактировать ]Структура экономики ирокезов создала уникальную собственность и трудовую этику . Угрозы кражи практически не существовало, поскольку у человека мало что было при себе, кроме основных инструментов и орудий, которые были настолько распространены, что не имели особой ценности. Единственным товаром, который стоит украсть, был бы вампум . [23] Чтобы ирокезы могли добиться успеха без индивидуального стимула, им пришлось выработать коллективную трудовую этику. Добродетель стала синонимом продуктивности. Идеализированный мужчина-ирокез был хорошим воином и продуктивным охотником, а идеальная женщина преуспела в сельском хозяйстве и домашнем хозяйстве. [24] Подчеркивая полезность человека для общества, ирокезы создали образ мышления, который поощрял их членов вносить свой вклад, даже несмотря на то, что они получали аналогичные преимущества независимо от того, насколько усердно они работали.
В результате своей общинной системы ирокезы имели сильную традицию автономной ответственности. Мужчин-ирокезов учили быть самодисциплинированными, самостоятельными, ответственными и стойкими. [25] Ирокезы пытались устранить любое чувство зависимости в детстве и воспитать стремление к ответственности. В то же время ребенок должен был участвовать в общественной культуре, детей учили мыслить индивидуально, но работать на благо общества. [26]
Землеустройство после прихода европейцев
[ редактировать ]Система землепользования ирокезов несколько изменилась после встречи с европейцами. Ирокезы были первыми, кто имел с ними дело и «продал» часть земли поселенцам, хотя маловероятно, что какая-либо из сторон понимала концепцию собственности другой.
После Войны за независимость США американцы-победители вынудили эти страны разместиться в резервациях, значительно уменьшившихся по размеру по сравнению с их бывшими территориями, даже те две, Онейда и Онондага, которые их поддерживали. Большинство других народов ирокезов были вынуждены отказаться от своей территории и отступили в Канаду, где они получили часть земли в качестве компенсации от Короны в дополнение к существовавшим поселениям вдоль реки Святого Лаврентия.
У ирокезов существовала система коллективной собственности на землю, которую их члены могли использовать по мере необходимости. Хотя эта система не была полностью коллективной, поскольку земля распределялась для использования отдельными семейными группами, у ирокезов не было западной концепции собственности как товара . [27] Несмотря на влияние западной культуры, ирокезы на протяжении многих лет сохраняли уникальный взгляд на собственность.
Современный ирокез Дуг Джордж-Канентио подводит итог своему восприятию взглядов на собственность ирокезов:
«Нет абсолютного права претендовать на территорию исключительно в денежных целях. Наш Создатель дал нам наши исконные земли в доверительное управление с очень конкретными правилами относительно их использования. Мы хранители нашей Матери-Земли, а не хозяева земли. Наши претензии действительны только до определенного момента. пока мы живем на ней в мире и согласии». [28]
В 1981 году Совет вождей ирокезов (или Хауденосауни) выразил аналогичные идеи. Совет отметил
«Западноевропейские концепции владения землей» с точки зрения ирокезов, согласно которой «земля священна» и «была создана для того, чтобы все могли ею пользоваться вечно, а не для того, чтобы ее эксплуатировали только для нынешнего поколения». Земля – это не просто товар и «ни в коем случае земля не продается». Далее в заявлении говорится: «Согласно закону Хауденосауни, «Гаянеркова», земля принадлежит женщинам каждого клана. В основном именно женщины несут ответственность за землю, обрабатывают ее и заботятся о ней для будущих поколений. Когда была сформирована Конфедерация, отдельные нации образовали один союз. Территория каждой нации стала землей Конфедерации, хотя каждая нация продолжала иметь особый интерес к своей исторической территории». [29]
Заявление совета отражает его уникальный взгляд на собственность среди ирокезов.
Система Гранд-Ривер-Ирокезы (две резервации ирокезов в Канаде) объединила традиционную структуру собственности ирокезов с новым образом жизни после заключения в резервацию. Резервация была создана на основании двух документов Короны в 18 веке после Войны за независимость в США. Эти документы передали корпоративную собственность на земли Шести народам ирокезов. [30] Конфедерация предоставила отдельным лицам аренду определенного участка. [31] Идея ирокезов о том, что земля переходит в собственность, если о ней заботятся, и возвращается под общественный контроль, если ее оставить в покое, использовалась в законе о собственности резерваций. В одном деле о имущественном споре Совет ирокезов встал на сторону истца, который улучшил и обрабатывал землю, а не того, кто оставил ее в покое. [31]
Считается, что природные ресурсы земли принадлежат племени в целом, а не тем, кто владел конкретным участком. [32] Ирокезы арендовали право на добычу камня на землях в одном экземпляре и установили гонорар за всю добычу. [33] После того, как в резервации был обнаружен природный газ, Шесть Наций взяли на себя прямое владение газовыми скважинами. Лицам, у которых на земле были скважины, они выплачивали компенсацию только за ущерб, нанесенный добычей газа. [33] Эта система очень напоминала систему распределения земли до контакта, когда племена владели землей и распределяли ее для использования, но не для безусловного владения.
Современная экономика
[ редактировать ]![]() | Эту статью необходимо обновить . ( апрель 2015 г. ) |
Многие ирокезы были полностью интегрированы в окружающую западную экономику Соединенных Штатов и Канады . более изолировано По мнению других, их экономическое участие в резервации . Независимо от того, вовлечены ли они напрямую во внешнюю экономику или нет, большая часть экономики ирокезов сейчас находится под сильным влиянием национальной и мировой экономики. Ирокезы занимаются стальным строительством уже более ста лет, при этом многие мужчины из народов племени могавков работают над такими проектами из высокопрочной стали, как Эмпайр-Стейт-Билдинг и Всемирный торговый центр . [34]
Внутри резерваций, которые иногда изолированы от крупных городов, экономическая ситуация зачастую была мрачной. Например, на американской стороне резервации Мохок-Сент-Реджис на севере Нью-Йорка уровень безработицы достигал 46 процентов. [35] Однако в апреле 1999 года семья Сент-Реджис-Могавк открыла казино Akwesasne Mohawk . Он был отремонтирован в 2011 и 2012 годах с целью расширения отеля, удобств и игрового зала. В казино также работают члены племени и местные общины.
Но во многих резервациях есть успешный бизнес. В резервации Сенека находится город Саламанка , штат Нью-Йорк , центр лесной промышленности. [36] Сенека используют свой суверенитет для беспошлинной продажи бензина и сигарет и проведения операций бинго с высокими ставками . [37] Сенека также открыли несколько индийских казино : казино Seneca Niagara в Ниагара-Фолс, Нью-Йорк , и одно в Саламанке. В 2007 году отель Seneca открыл третье казино в Буффало — казино Seneca Buffalo Creek . [38]
Онейда также управляет казино в своих резервациях в Нью-Йорке и Висконсине . Онейда - один из крупнейших работодателей на северо-востоке Висконсина, в котором работают более 3000 человек, в том числе 975 человек в правительстве племени. Племя управляет федеральными и частными грантами на сумму более 16 миллионов долларов, а также широким спектром программ, в том числе утвержденных Законом о самоопределении и помощи в образовании индейцев. [39] Бизнес-предприятия Онейды принесли сообществу миллионы долларов и повысили уровень жизни в регионе. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Морган 1965 , с. 68.
- ^ Экстелл 1981 , стр. 110–111.
- ^ Экстелл 1981 , с. 111.
- ^ Триггер 1969 , с. 28.
- ^ Перейти обратно: а б Стайтс 1905 , стр. 71–72.
- ^ Перейти обратно: а б Йохансен 1999 , стр. 123.
- ^ Йохансен 1999 , стр. 120–121.
- ^ Экстелл 1981 , с. 103.
- ^ Перейти обратно: а б Йохансен 1999 , стр. 122.
- ^ Экстелл 1981 , стр. 124–125.
- ^ Перейти обратно: а б Стайтс 1905 , с. 32.
- ^ Стайтс 1905 , стр. 32–33.
- ^ Стайтс 1905 , с. 33.
- ^ Стайтс 1905 , с. 36–37.
- ^ Стайтс 1905 , стр. 37–38.
- ^ Стайтс 1905 , стр. 70.
- ^ Стайтс 1905 , с. 30.
- ^ Стайтс 1905 , стр. 79–80.
- ^ Стайтс 1905 , с. 81.
- ^ Стайтс 1905 , с. 80.
- ^ Перейти обратно: а б Caskey et al. 2001Каски и др. 2001
- ^ Йохансен 1982 , глава 3.
- ^ Спек 1945 , стр. 31–32.
- ^ Стайтс 1905 , стр. 144–145.
- ^ Уоллес 1969 , с. 30.
- ^ Уоллес 1969 , с. 34.
- ^ Полдень 1949 года , с. [ нужна страница ] .
- ^ Джордж-Канентио 2000 , стр. 100-1. 169–170.
- ^ Совет вождей .
- ^ Полдень 1949 г. , стр. 86–88.
- ^ Перейти обратно: а б Полдень 1949 года , с. 88.
- ^ Полдень 1949 года , с. 92.
- ^ Перейти обратно: а б Полдень 1949 года , с. 94.
- ^ Национальное общественное радио, 2002 .
- ^ Вестник Америки 1990 .
- ^ Город Саламанка .
- ^ Адамс 2002 .
- ^ Seneca Gaming Corporation 2007 .
- ^ Агентство по охране окружающей среды .
Ссылки
[ редактировать ]- Адамс, Джим (24 ноября 2002 г.). «Коренное племя Оклахомы покупает землю в штате Нью-Йорк». Индийская страна сегодня .
- Экстелл, Джеймс, изд. (1981). Индийские народы Восточной Америки: документальная история полов . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Каски, Мики М.; Рапида, Тереза Дж.; Вубболд, Марк (2001). «Торговец мехом» . Конфедерация ирокезов и Конституция США . Высшая школа образования Портлендского государственного университета. Архивировано из оригинала 5 января 2006 года.
- Город Саламанка. «О Саламанке» . Архивировано из оригинала 1 октября 2013 года . Проверено 7 сентября 2013 г.
- Агентство по охране окружающей среды. «Нация Онейда Висконсина» . Архивировано из оригинала 7 июля 2007 года.
- Джордж-Канентио, Дуг (2000). Культура ирокезов и комментарии . Санта-Фе: Ясный Свет.
- «Шесть народов ирокезов» . Вестник Америки . Поющие тускароры. 22 июля 1990 года. Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 года . Проверено 7 сентября 2013 г.
- Йохансен, Брюс Э. (1982). Забытые основатели . Ипсвич, Массачусетс: Гамбит.
- Йохансен, Брюс Э., изд. (1999). Энциклопедия экономической истории коренных американцев . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.
- Линдси, Джефф (29 сентября 2012 г.). «Племя онейда индейцев Висконсина» . [ ненадежный источник? ]
- «Идущая высокая сталь» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР. 1 июля 2002 года . Проверено 7 сентября 2013 г.
- Морган, Льюис Х. (1965) [1881]. Дома и домашняя жизнь американских аборигенов . Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета.
- Полдень, Джон А. (1949). Закон и правительство ирокезов Великой реки . Нью-Йорк: Фонд Викингов.
- Seneca Gaming Corporation (3 июля 2007 г.). «Казино Seneca Buffalo Creek открывается для бизнеса» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 29 февраля 2012 года . Проверено 7 сентября 2013 г.
- Спек, Фрэнк Г. (1945). Ирокезы . Блумфилд-Хиллз, Мичиган: Cranbrook Press.
- Стайтс, Сара Генри (1905). Экономика ирокезов . Ланкастер, Пенсильвания: Полиграфическая компания New Era.
- Триггер, Брюс Г. (1969). Гуроны-фермеры Севера . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN 9780030795503 .
- Уоллес, Энтони (1969). Смерть и возрождение Сенеки . Нью-Йорк: Винтажные книги.
- «О земельных правах хауденосауни» . Заявления для Совета вождей Хауденосауни, Конфедерации шести наций ирокезов . Август 1981 года. Архивировано из оригинала 12 октября 2004 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Энциклопедическая статья об ирокезах - содержит достойную экономическую информацию и ссылки на народы ирокезов.
- Музей естественной истории Карнеги – Ирокезы Северо-Востока [ мертвая ссылка ] – Информация об ирокезах, включая сельское хозяйство и стальное строительство.
- Деревня ирокезов-могавков: выставка в Музее штата Нью-Йорк - Диорамы деревень ирокезов онлайн с текстом
Предприятия, принадлежащие ирокезам
[ редактировать ]- Oneida Enterprises - предприятия, принадлежащие нации Онейда.
- Казино Turning Stone – под управлением Oneida в Вероне, штат Нью-Йорк.
- Казино и отель Seneca Niagara - под управлением Seneca в Ниагара-Фолс, штат Нью-Йорк.
- Казино Seneca Allegany – находится под управлением Seneca в Саламанке, штат Нью-Йорк.