Гайавата
Гайавата ( / ˌ h aɪ ə ˈ w ɒ θ ə / HY -ə- WOTH -ə , также США : /- ˈ w ɔː θ ə / - WAW -thə : Haiëñ'wa'tha [hajẽʔwaʔtha] [1] ), также известный как Айенвата или Айонвата , был доколониальным индейским лидером и соучредителем Конфедерации ирокезов . Он был лидером народа Онондага , народа могавков или того и другого. По некоторым данным, он родился онондага, но был усыновлен ирокезами.
Легенда
[ редактировать ]Хотя Гайавата был реальным человеком, в основном он был известен благодаря своей легенде. [2] События в легенде датируются серединой 1100-х годов, поскольку произошло затмение, совпавшее с основанием Конфедерации ирокезов. [Примечание 1] [3] Этот материал и цитаты взяты из версии легенды могавков, изложенной выдающимся вождем Сетом Ньюхаусом (Дайодекане). [4] Чтобы узнать о версии легенды онондага, см. Паркер: «Традиция Гайаваты». [5]
Когда основатель Конфедерации Деканавида , известный как Великий Миротворец , впервые приехал в Ирокезу, одним из первых людей, которых он встретил, был Гайавата, ещё не носивший этого имени. [Примечание 2] В то время Гайавата был дикарем и каннибалом , известным как «человек, который ест людей». Когда Деканавида пришел в свою каюту, он забрался на крышу, посмотрел вниз через дымовое отверстие , где стоял большой котел с водой для приготовления еды из человеческого мяса. Когда Гайавата пришел домой, он посмотрел в воду и увидел отражение лица Деканавиды, которое, как он думал, было его собственным. «В этом лице он почувствовал красоту, мудрость и силу, которые сначала наполнили его изумлением, а затем стыдом, поскольку это не было лицо того, кто убивал и ел своих собратьев». Деканавида спустился, сел напротив него напротив огня и передал ему Великий Закон Мира. Гайавата принял послание и согласился остаться и работать со своим народом, в то время как Деканавида продолжил передавать послание другим странам.
Главным вождем онондага в то время был жестокий тиран по имени Тадодахо , или Атотархо. Тадодахо описывается как человек с извращенным телом и разумом. «Его волосы были наполнены живыми змеями. Змеиные глаза выглядывали из кончиков его пальцев». Деканавида поручил Гайавате обратить Тадодахо в свою веру — «вычесать змей из волос [Тадодахо]». Он дал ему имя Гайавата, что означает «тот, кто расчесывает».
После ухода Деканавиды Гайавата представил свои предложения Онондаге на совете, но Тадодахо продолжал сводить на нет все его усилия и срывать советы. Утверждалось, что он стал причиной смерти трех дочерей Гайаваты и его жены с помощью магии. Убитый горем, Гайавата покинул свою деревню и бродил, «натягивая вампум и ища кого-нибудь, кто поймет тринадцатиструнную церемонию соболезнования и устранит его горе чарами вампума». Наконец, он прибыл на территорию могавков, где Деканавида обратил в веру весь народ. Деканавида пропел слова, которые с тех пор стали частью Церемонии возрождения ирокезов : «Я вытираю слезы с твоего лица, используя белую оленью кожу жалости... Я делаю для тебя дневной свет... Я украшаю небо. Теперь ты будешь думать спокойно...» Впоследствии Гайавата присоединился к Деканавиде в составлении законов Великого Мира и Гимна Мира.
Затем Гайавата и Деканавида вместе с вождями могавков посетили каждую из остальных четырех наций. У них не было проблем с онейдами и каюга, но сенека были разделены между собой, а онондага боялись власти Тадодахо. Солнечное затмение помогло убедить сенека, а онондага были привлечены силой других четырех наций и предложением Тадодахо стать главным вождем. «В конце концов разум [Тадодахо] выправился, жулики были удалены из его тела, а Гайавата вычесал змей из своих волос».
Гайавата был известен своими ораторскими способностями и посланием мира. Деканавида, пророк и духовный лидер гуронов , предложил объединить народы ирокезов, имеющие общее происхождение и схожие языки, но он страдал от серьезного дефекта речи, который не позволял ему распространять свое предложение. Гайавата был опытным оратором и сыграл важную роль в убеждении Пяти Наций принять видение Великого Миротворца и объединиться, чтобы стать членами конфедерации ирокезов. Тускарора присоединилась к Конфедерации в 1722 году и стала шестой нацией. О Гайавате еще мало что известно. Причина и время его смерти неизвестны; однако его наследие до сих пор передается из поколения в поколение через устные рассказы, песни и книги.
Конфедерация ирокезов
[ редактировать ]В Конфедерации ирокезов , первоначально включавшей пять племен (ирокезы, онондага, онейда, каюга и сенека), Гайавата был лидером племени могавков . Там его хорошо знали и высоко ценили все племена. Он был великолепным оратором и в конечном итоге стал представителем Великого Миротворца. Великий Миротворец был человеком, который надеялся распространить мир на всей территории Хауденосауни (ирокезов). Из-за того, что у него был серьезный дефект речи, Великому Миротворцу понадобился представитель. Гайавата был готов говорить от имени Деканавиды, поскольку насилие росло по всей территории ирокезов. В эти времена хаоса лидер по имени Тадодахо, презиравший идею мира, нацелился и убил жену и дочерей Гайаваты. После этого Гайавата стал спикером «Миротворца», чтобы остановить насилие. Деванавида и Гайавата в конечном итоге добились мира среди ирокезов, пообещав Тадодахо, что Онондага станет столицей Великого совета, главного руководящего органа ирокезов. Гайавата и Деканавида создали Великий Закон Мира , записанный на поясах вампумов, чтобы укрепить связь между пятью первоначальными народами ирокезов.
Среди имен пятидесяти традиционных хойен ( сахемов ) хауденосауни Гайавата (среди прочих) является представителем могавков, а Тадодахо — онондага. [Примечание 3]
Пояс Гайаваты
[ редактировать ]Пояс Гайавата — это пояс вампума , который символизирует мир между пятью первоначальными народами ирокезов. [6] [7] На поясе народы изображены в определенном порядке слева направо. Сенека находятся крайние слева, символизируя свою позицию Хранителей Западной Двери. Далее идут Каюга, а в центре пояса, изображенные другим символом, — Онондага, также известные как Хранители Центрального Огня. Далее идет Онейда. Наконец, крайние справа показаны ирокезы, хранители восточных ворот. [6] Белая линия, соединяющая все символы каждого племени, символизирует единство ирокезов. Он также представляет Великий Закон Мира и Конфедерацию ирокезов в целом.
Пояс вампума состоит из черных или пурпурно-белых бусин из ракушек. найденные на северо-востоке Америки, Раковины моллюсков куахог, часто используются для изготовления черных, а иногда и белых бусинок этих поясов. ирокезы использовали различные виды раковин трубачей Чаще всего для белых бус .
Вампум фигурирует в истории Гайаваты. Когда Гайавата был полон горя из-за убийства его дочерей, Великий Миротворец подарил Гайавате панцири трубачей и велел положить их себе на глаза, уши и горло. Эти ракушки были знаком исцеления и чистоты. Гайавата использовал эти оболочки для создания единства. Народ ирокезов верит, что именно Миротворец подарил им первый пояс вампума, который позже был назван Поясом Гайаваты. [8]
Сегодня изображение пояса Гайаваты используется на флаге Конфедерации ирокезов .
Песня о Гайавате
[ редактировать ]Эпическая поэма о Гайавате» Песнь Генри Уодсворта Лонгфелло « 1855 года рассказывает историю одноименного героя, но не имеет никакого отношения к исторической Гайавате.
Поэма имеет мало общего с настоящей Гайаватой; Лонгфелло, скорее всего, взял имя Гайаваты и применил его к оджибвейскому полубогу Манабожо . [4] [9]
Лонгфелло рассказывает историю легендарного героического туземца. [Примечание 4] начиная с его рождения и кончая вознесением на облака. В нем говорится о многих битвах, потерях и моральных уроках. Лонгфелло вместе с другим писателем, Генри Роу Скулкрафтом , надеялись объединить истории коренных американцев и создать чувство гордости и памяти о коренных американцах 1820-х годов и позже. [10]
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брайт, Уильям (2004). Индейские топонимы США . Норман: Университет Оклахомы Пресс . п. 166. ИСБН 0-8061-3576-Х .
- ^ Йохансен, Брюс Э. (2006). «Тени Гайаваты» . Американская индейская культура и исследования . 30 (2): 173 – через ebscohost. [ мертвая ссылка ]
- ^ Йохансен, Брюс Э. (осень 1995 г.). «Знакомство с Конфедерацией ирокезов» . Аквесасне Заметки . Новая серия. 1 (3 и 4). Ратический журнал Земли: 62–63 . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уоллес, Пол А.В. (октябрь 1948 г.). «Возвращение Гайаваты» . История Нью-Йорка . 29 (4): 385–403. JSTOR 23149546 . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Паркер, Артур К. (1 апреля 1916 г.). «Конституция пяти наций - традиция Гайаваты» (PDF) . Бюллетень Музея штата Нью-Йорк . 184 : 114–118.
- ^ Перейти обратно: а б «Вампум» . Ганондаган . Архивировано из оригинала 12 мая 2020 года . Проверено 25 ноября 2019 г.
- ^ «Пояс Гайаваты» . Народ онондага . 18 июня 2014 года . Проверено 6 апреля 2022 г.
Этот пояс является национальным поясом хауденосауни.
- ^ восемьдесят6 (29 июля 2014 г.). «Вампум: увековечивание памяти устного слова» . Индийская нация онейда . Архивировано из оригинала 27 ноября 2020 г. Проверено 1 декабря 2019 г.
- ^ МакНелли, Майкл Дэвид (2006). «Индийская страстная пьеса: борьба с настоящим индейцем в театрализованном представлении «Песнь о Гайавате» , 1901–1965» . Американский ежеквартальный журнал . 58 (1): 105–136. дои : 10.1353/aq.2006.0031 . ISSN 1080-6490 . S2CID 144548510 . Архивировано из оригинала 23 мая 2023 года — через Religion в Carleton Digital Commons.
- ^ Бошан, Уильям М. (1922). Народное предание ирокезов . Историческое издание Эмпайр-Стейт. стр. 86–87.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бонвиллен, Нэнси (2005). Гайавата: основатель Конфедерации ирокезов. ISBN 1-59155-176-5 ISBN 9781591551768
- Хейл, Горацио (1881). Гайавата и конфедерация ирокезов: исследование антропологии.
- Хацан, А. Леон (1925). Правдивая история Гайаваты и история индейцев шести наций.
- Скулкрафт, Генри Роу (1856). Миф о Гайавате и другие устные легенды, мифологические и аллегорические, североамериканских индейцев.
- Лэнг, Мэри Э. (1920). Герой длинного дома.
- Сарайдарян, Торком и Джоан Л. Алеш (1984). Гайавата и великий мир. ISBN 0-911794-25-5 ISBN 9780911794250 ISBN 0-911794-28-X ISBN 9780911794281
- Сайлз, Уильям Х. (1986). Исследования по местной истории: небылицы, фольклор и легенды северной части штата Нью-Йорк.
Детская аудитория
- Бонвиллен, Нэнси (1992). Гайавата: основатель Конфедерации ирокезов. ISBN 0-7910-1707-9 ISBN 9780791017074
- Фрадин, Деннис Б. (1992). Гайавата: посланник мира. ISBN 0-689-50519-1 ISBN 9780689505195
- Макклард, Меган, Джордж Ипсилантис и Фрэнк Риччио (1989). Гайавата и лига ирокезов. ISBN 0-382-09568-5 ISBN 9780382095689 ISBN 0-382-09757-2 ISBN 9780382097577
- Малкус, Алида (1963). Гайавата действительно существовала.
- Сент-Джон, Натали и Милдред Меллор Бейтсон (1928). Римляне Запада: нерассказанная, но правдивая история Гайаваты.
- Тейлор, CJ (2004). Путешественник по миру: легенда о Гайавате и Теканавите. ISBN 0-88776-547-5 ISBN 9780887765476
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Historica’s Heritage Minute Peacemaker — мини-документальная драма об основателях Конфедерации ирокезов.
- Глава V. Конфедерация ирокезов
- История долины могавков: Деканавида и Гайавата , Архив цифровой истории Скенектади
- Обзор древнего общества в Google Книгах
- Великий миротворец Деганавида и его последователь Гайавата , спектакль Школы живой мудрости