Jump to content

Гайавата

Гайавата — картина Томаса Икинса 1874 года.

Гайавата ( / ˌ h ə ˈ w ɒ θ ə / HY -ə- WOTH , также США : /- ˈ w ɔː θ ə / -⁠ WAW -thə : Haiëñ'wa'tha [hajẽʔwaʔtha] [1] ), также известный как Айенвата или Айонвата , был доколониальным индейским лидером и соучредителем Конфедерации ирокезов . Он был лидером народа Онондага , народа могавков или того и другого. По некоторым данным, он родился онондага, но был усыновлен ирокезами.

Хотя Гайавата был реальным человеком, в основном он был известен благодаря своей легенде. [2] События в легенде датируются серединой 1100-х годов, поскольку произошло затмение, совпавшее с основанием Конфедерации ирокезов. [Примечание 1] [3] Этот материал и цитаты взяты из версии легенды могавков, изложенной выдающимся вождем Сетом Ньюхаусом (Дайодекане). [4] Чтобы узнать о версии легенды онондага, см. Паркер: «Традиция Гайаваты». [5]

Когда основатель Конфедерации Деканавида , известный как Великий Миротворец , впервые приехал в Ирокезу, одним из первых людей, которых он встретил, был Гайавата, ещё не носивший этого имени. [Примечание 2] В то время Гайавата был дикарем и каннибалом , известным как «человек, который ест людей». Когда Деканавида пришел в свою каюту, он забрался на крышу, посмотрел вниз через дымовое отверстие , где стоял большой котел с водой для приготовления еды из человеческого мяса. Когда Гайавата пришел домой, он посмотрел в воду и увидел отражение лица Деканавиды, которое, как он думал, было его собственным. «В этом лице он почувствовал красоту, мудрость и силу, которые сначала наполнили его изумлением, а затем стыдом, поскольку это не было лицо того, кто убивал и ел своих собратьев». Деканавида спустился, сел напротив него напротив огня и передал ему Великий Закон Мира. Гайавата принял послание и согласился остаться и работать со своим народом, в то время как Деканавида продолжил передавать послание другим странам.

Главным вождем онондага в то время был жестокий тиран по имени Тадодахо , или Атотархо. Тадодахо описывается как человек с извращенным телом и разумом. «Его волосы были наполнены живыми змеями. Змеиные глаза выглядывали из кончиков его пальцев». Деканавида поручил Гайавате обратить Тадодахо в свою веру — «вычесать змей из волос [Тадодахо]». Он дал ему имя Гайавата, что означает «тот, кто расчесывает».

После ухода Деканавиды Гайавата представил свои предложения Онондаге на совете, но Тадодахо продолжал сводить на нет все его усилия и срывать советы. Утверждалось, что он стал причиной смерти трех дочерей Гайаваты и его жены с помощью магии. Убитый горем, Гайавата покинул свою деревню и бродил, «натягивая вампум и ища кого-нибудь, кто поймет тринадцатиструнную церемонию соболезнования и устранит его горе чарами вампума». Наконец, он прибыл на территорию могавков, где Деканавида обратил в веру весь народ. Деканавида пропел слова, которые с тех пор стали частью Церемонии возрождения ирокезов : «Я вытираю слезы с твоего лица, используя белую оленью кожу жалости... Я делаю для тебя дневной свет... Я украшаю небо. Теперь ты будешь думать спокойно...» Впоследствии Гайавата присоединился к Деканавиде в составлении законов Великого Мира и Гимна Мира.

Затем Гайавата и Деканавида вместе с вождями могавков посетили каждую из остальных четырех наций. У них не было проблем с онейдами и каюга, но сенека были разделены между собой, а онондага боялись власти Тадодахо. Солнечное затмение помогло убедить сенека, а онондага были привлечены силой других четырех наций и предложением Тадодахо стать главным вождем. «В конце концов разум [Тадодахо] выправился, жулики были удалены из его тела, а Гайавата вычесал змей из своих волос».

Гайавата был известен своими ораторскими способностями и посланием мира. Деканавида, пророк и духовный лидер гуронов , предложил объединить народы ирокезов, имеющие общее происхождение и схожие языки, но он страдал от серьезного дефекта речи, который не позволял ему распространять свое предложение. Гайавата был опытным оратором и сыграл важную роль в убеждении Пяти Наций принять видение Великого Миротворца и объединиться, чтобы стать членами конфедерации ирокезов. Тускарора присоединилась к Конфедерации в 1722 году и стала шестой нацией. О Гайавате еще мало что известно. Причина и время его смерти неизвестны; однако его наследие до сих пор передается из поколения в поколение через устные рассказы, песни и книги.

Конфедерация ирокезов

[ редактировать ]

В Конфедерации ирокезов , первоначально включавшей пять племен (ирокезы, онондага, онейда, каюга и сенека), Гайавата был лидером племени могавков . Там его хорошо знали и высоко ценили все племена. Он был великолепным оратором и в конечном итоге стал представителем Великого Миротворца. Великий Миротворец был человеком, который надеялся распространить мир на всей территории Хауденосауни (ирокезов). Из-за того, что у него был серьезный дефект речи, Великому Миротворцу понадобился представитель. Гайавата был готов говорить от имени Деканавиды, поскольку насилие росло по всей территории ирокезов. В эти времена хаоса лидер по имени Тадодахо, презиравший идею мира, нацелился и убил жену и дочерей Гайаваты. После этого Гайавата стал спикером «Миротворца», чтобы остановить насилие. Деванавида и Гайавата в конечном итоге добились мира среди ирокезов, пообещав Тадодахо, что Онондага станет столицей Великого совета, главного руководящего органа ирокезов. Гайавата и Деканавида создали Великий Закон Мира , записанный на поясах вампумов, чтобы укрепить связь между пятью первоначальными народами ирокезов.

Среди имен пятидесяти традиционных хойен ( сахемов ) хауденосауни Гайавата (среди прочих) является представителем могавков, а Тадодахо — онондага. [Примечание 3]

Пояс Гайаваты

[ редактировать ]
На этом поясе изображены первые пять наций Конфедерации ирокезов и то, как все они были сплетены вместе.
Пояс Гайавата, изображающий пять первоначальных племен Конфедерации ирокезов и их взаимосвязь.

Пояс Гайавата — это пояс вампума , который символизирует мир между пятью первоначальными народами ирокезов. [6] [7] На поясе народы изображены в определенном порядке слева направо. Сенека находятся крайние слева, символизируя свою позицию Хранителей Западной Двери. Далее идут Каюга, а в центре пояса, изображенные другим символом, — Онондага, также известные как Хранители Центрального Огня. Далее идет Онейда. Наконец, крайние справа показаны ирокезы, хранители восточных ворот. [6] Белая линия, соединяющая все символы каждого племени, символизирует единство ирокезов. Он также представляет Великий Закон Мира и Конфедерацию ирокезов в целом.

Пояс вампума состоит из черных или пурпурно-белых бусин из ракушек. найденные на северо-востоке Америки, Раковины моллюсков куахог, часто используются для изготовления черных, а иногда и белых бусинок этих поясов. ирокезы использовали различные виды раковин трубачей Чаще всего для белых бус .

Вампум фигурирует в истории Гайаваты. Когда Гайавата был полон горя из-за убийства его дочерей, Великий Миротворец подарил Гайавате панцири трубачей и велел положить их себе на глаза, уши и горло. Эти ракушки были знаком исцеления и чистоты. Гайавата использовал эти оболочки для создания единства. Народ ирокезов верит, что именно Миротворец подарил им первый пояс вампума, который позже был назван Поясом Гайаваты. [8]

Сегодня изображение пояса Гайаваты используется на флаге Конфедерации ирокезов .

Песня о Гайавате

[ редактировать ]

Эпическая поэма о Гайавате» Песнь Генри Уодсворта Лонгфелло « 1855 года рассказывает историю одноименного героя, но не имеет никакого отношения к исторической Гайавате.

Поэма имеет мало общего с настоящей Гайаватой; Лонгфелло, скорее всего, взял имя Гайаваты и применил его к оджибвейскому полубогу Манабожо . [4] [9]

Лонгфелло рассказывает историю легендарного героического туземца. [Примечание 4] начиная с его рождения и кончая вознесением на облака. В нем говорится о многих битвах, потерях и моральных уроках. Лонгфелло вместе с другим писателем, Генри Роу Скулкрафтом , надеялись объединить истории коренных американцев и создать чувство гордости и памяти о коренных американцах 1820-х годов и позже. [10]

См. также

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Также были предложены даты 1390–1630 гг.
  2. ^ Его настоящее имя, похоже, не записано.
  3. ^ Морган расшифровывает их как Hä-yo-went'-ha и To-do-dă-ho.
  4. Он нигде не упоминается как ирокез.
  1. ^ Брайт, Уильям (2004). Индейские топонимы США . Норман: Университет Оклахомы Пресс . п. 166. ИСБН  0-8061-3576-Х .
  2. ^ Йохансен, Брюс Э. (2006). «Тени Гайаваты» . Американская индейская культура и исследования . 30 (2): 173 – через ebscohost. [ мертвая ссылка ]
  3. ^ Йохансен, Брюс Э. (осень 1995 г.). «Знакомство с Конфедерацией ирокезов» . Аквесасне Заметки . Новая серия. 1 (3 и 4). Ратический журнал Земли: 62–63 . Проверено 5 апреля 2022 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Уоллес, Пол А.В. (октябрь 1948 г.). «Возвращение Гайаваты» . История Нью-Йорка . 29 (4): 385–403. JSTOR   23149546 . Проверено 5 апреля 2022 г.
  5. ^ Паркер, Артур К. (1 апреля 1916 г.). «Конституция пяти наций - традиция Гайаваты» (PDF) . Бюллетень Музея штата Нью-Йорк . 184 : 114–118.
  6. ^ Перейти обратно: а б «Вампум» . Ганондаган . Архивировано из оригинала 12 мая 2020 года . Проверено 25 ноября 2019 г.
  7. ^ «Пояс Гайаваты» . Народ онондага . 18 июня 2014 года . Проверено 6 апреля 2022 г. Этот пояс является национальным поясом хауденосауни.
  8. ^ восемьдесят6 (29 июля 2014 г.). «Вампум: увековечивание памяти устного слова» . Индийская нация онейда . Архивировано из оригинала 27 ноября 2020 г. Проверено 1 декабря 2019 г.
  9. ^ МакНелли, Майкл Дэвид (2006). «Индийская страстная пьеса: борьба с настоящим индейцем в театрализованном представлении «Песнь о Гайавате» , 1901–1965» . Американский ежеквартальный журнал . 58 (1): 105–136. дои : 10.1353/aq.2006.0031 . ISSN   1080-6490 . S2CID   144548510 . Архивировано из оригинала 23 мая 2023 года — через Religion в Carleton Digital Commons.
  10. ^ Бошан, Уильям М. (1922). Народное предание ирокезов . Историческое издание Эмпайр-Стейт. стр. 86–87.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Детская аудитория

  • Бонвиллен, Нэнси (1992). Гайавата: основатель Конфедерации ирокезов. ISBN   0-7910-1707-9 ISBN   9780791017074
  • Фрадин, Деннис Б. (1992). Гайавата: посланник мира. ISBN   0-689-50519-1 ISBN   9780689505195
  • Макклард, Меган, Джордж Ипсилантис и Фрэнк Риччио (1989). Гайавата и лига ирокезов. ISBN   0-382-09568-5 ISBN   9780382095689 ISBN   0-382-09757-2 ISBN   9780382097577
  • Малкус, Алида (1963). Гайавата действительно существовала.
  • Сент-Джон, Натали и Милдред Меллор Бейтсон (1928). Римляне Запада: нерассказанная, но правдивая история Гайаваты.
  • Тейлор, CJ (2004). Путешественник по миру: легенда о Гайавате и Теканавите. ISBN   0-88776-547-5 ISBN   9780887765476
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 47490b52d65f61122ab249117c48e4d1__1721828340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/d1/47490b52d65f61122ab249117c48e4d1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hiawatha - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)