Jump to content

Три сестры (сельское хозяйство)

Иллюстрация стебля кукурузы, по которому взбираются растения фасоли, окруженного у основания листьями и плодами тыквенной лозы.
Кукуруза , вьющаяся фасоль и зимняя тыква посажены вместе

Три сестры ( испанский : tres hermanas ) — три основные сельскохозяйственные культуры различных коренных народов Центральной и Северной Америки : тыква , кукуруза («кукуруза») и вьющаяся фасоль (обычно тепари или обыкновенная фасоль ). В методе, известном как сопутствующая посадка , кукурузу и фасоль часто сажают вместе в насыпи, образующиеся путем ежегодного окучивания почвы вокруг основания растений; Тыкву обычно сажают между насыпями. Стебель кукурузы служит решеткой для вьющихся бобов, бобы фиксируют азот в своих корневых клубеньках и стабилизируют кукурузу при сильном ветре, а широкие листья тыквы затеняют землю, сохраняя почву влажной и помогая предотвратить появление сорняков .

Коренные народы по всей Северной Америке выращивали различные сорта «Трех сестер», адаптированные к различным местным условиям.Отдельные культуры и их использование в поликультуре возникли в Мезоамерике , где сначала была одомашнена тыква , затем кукуруза, а затем фасоль в течение 5000–6500 лет. Европейские записи шестнадцатого века описывают высокопродуктивное сельское хозяйство коренных народов, основанное на выращивании «Трех сестер» на территории нынешних восточных Соединенных Штатов и Канады, где эти культуры использовались как для производства продуктов питания, так и для торговли.Географ Карл О. Зауэр описал «Три сестры» как «симбиотический комплекс растений Северной и Центральной Америки, не имеющий аналогов в других местах».

Методы выращивания

[ редактировать ]
Монета доллара США Сакагавеа 2009 года с изображением женщины в тунике из оленьей кожи, сажающей семена среди стеблей кукурузы и тыквы.
Метод посадки «Трех сестер» изображен на реверсе доллара Сакагавеа США 2009 года . [1]

Сельскохозяйственная история Америки отличалась от Старого Света тем, что в Америке не хватало крупносемянных, легко приручаемых зерновых (таких как пшеница и ячмень ) и крупных домашних животных, которых можно было использовать для сельскохозяйственных работ. Карлос Семпат Ассадурян пишет, что во время первого контакта между европейцами и американцами европейцы практиковали «экстенсивное сельское хозяйство, основанное на плуге и тягловых животных», в то время как коренные народы Америки практиковали «интенсивное сельское хозяйство, основанное на человеческом труде». [2]

В сопутствующих посадках коренных американцев кукуруза ( Zea mays ), фасоль ( дикая фасоль и вика) . [3] spp.), а тыкву ( Cucurbita pepo ) сажают близко друг к другу. Кукурузу и фасоль часто сажают вместе в насыпи, образующиеся путем ежегодного окучивания почвы вокруг основания растений; Тыкву обычно сажают между насыпями. [4] На северо-востоке США эта практика повышает температуру почвы в насыпи и улучшает дренаж , что приносит пользу кукурузе, посаженной весной. [4] В сельском хозяйстве хауденосауни или ирокезов поля не обрабатывались , что повышало плодородие почвы и устойчивость системы земледелия за счет ограничения эрозии почвы и окисления органических веществ почвы . [5] Современный эксперимент показал, что поликультура «Три сестры Хауденосауни» обеспечивает больше энергии и больше белка, чем любая местная монокультура. [5]

Три культуры получают выгоду от совместного выращивания. [4] [3] Кукурузный стебель служит решеткой , по которой бобы могут подняться, бобы фиксируют азот в почве, а их вьющиеся лозы стабилизируют кукурузу при сильном ветре, а широкие листья тыквы затеняют землю, сохраняя почву влажной и помогая предотвратить появление сорняков . [6] [7] Колючие волоски некоторых сортов тыквы отпугивают вредителей, например оленей и енотов . [7]

Хотя эта синергия традиционно считалась в американских культурах, научное подтверждение пришло лишь гораздо позже. [3] Большая часть этих исследований была проведена в Советском Союзе в начале 1970-х годов и опубликована в нескольких томах « Биохимических и физиологических основ взаимодействия растений в фитоценозе» под редакцией Андрея Михайловича Гродзинского [ великобритания ; ру ] . [3] Дзубенко и Петренко 1971, Лыхвар и Назарова 1970 и Пронин и др. 1970 г. обнаружили, что большое количество зернобобовых культур увеличивает рост и урожайность кукурузы, а Гуляев с соавт. В 1970 году были выбраны более поздно созревающие линии фасоли, чтобы добиться обратного эффекта, еще больше увеличивая прибавку урожая фасоли при посадке кукурузы. [3] Пронин и др. 1972 обнаружили повышенную продуктивность и корневой экссудат у обеих культур при сочетании конских бобов с кукурузой, и даже в большей степени на почвах с уже существующей высокой активностью азотфиксирующих микроорганизмов . [3]

Голубая кукуруза хопи, фасоль и сахарные тыквы на высоте 6000 футов
Посадка кургана «Три сестры» в Аризоне, 2022 г.

Коренные народы по всей Северной Америке выращивали различные сорта «Трех сестер», адаптированные к различным местным условиям. [8] Мильпы — это фермы или сады , Мезоамерики в которых в больших масштабах используются сопутствующие растения. [9] Предки пуэблоанцев переняли этот дизайн сада в условиях более засушливых пустынь и ксерических кустарников . Тева , и другие народы юго-запада Северной Америки часто включали в себя «четвертую сестру», пчелиное растение Скалистых гор которое привлекает пчел для опыления бобов и тыквы. [10] Модель урожая «Три сестры» широко использовалась рядом коренных народов в районе Великих озер – Сент-Луиса. Регион Лоуренс Лоулендс . [11]

Производительность

[ редактировать ]

Европейские записи шестнадцатого века описывают высокопродуктивное сельское хозяйство коренных народов, основанное на выращивании «Трех сестер» на территории нынешних восточных Соединенных Штатов и Канады, от Флориды до Онтарио. [5] Географ Карл О. Зауэр описал «Три сестры» как «симбиотический растительный комплекс Северной и Центральной Америки, не имеющий аналогов в других местах». [12] Агроном Джейн Маунт Плезант пишет, что система насыпей «Три сестры» «улучшает физическую и биохимическую среду почвы, сводит к минимуму эрозию почвы, улучшает обработку почвы , регулирует численность растений и расстояние между ними, обеспечивает растения питательными веществами в соответствующих количествах и в нужное время». и контролирует сорняки». [4] После нескольких тысяч лет селекционной селекции самая важная культура полушария — кукуруза — оказалась более продуктивной, чем зерновые культуры Старого Света. Кукуруза давала в два с половиной раза больше калорий на данную площадь земли, чем пшеница и ячмень. [13]

С точки зрения питательной ценности кукуруза, фасоль и тыква содержат все девять незаменимых аминокислот . [5] Белок семян кукурузы дополнительно усиливается за счет белка из бобов и тыквы , а мякоть тыквы содержит большое количество витамина А ; с «Три сестрами» фермеры собирают примерно такое же количество энергии, как и при монокультуре кукурузы , но получают больше белка от взаимно посаженных бобов и тыквы. Маунт Плезант пишет, что это во многом объясняет ценность «Трех сестер» по сравнению с монокультурным земледелием, поскольку система дает большое количество энергии и в то же время увеличивает урожайность белка; эта поликультурная система земледелия давала больше продуктов питания и поддерживала больше людей на гектар по сравнению с монокультурами отдельных культур или смесями монокультур. [5]

Урожайность

[ редактировать ]

Ученые Маунт Плезант и Берт воспроизвели ирокезские методы выращивания кукурузы с использованием ирокезских сортов кукурузы в нескольких местах Нью-Йорка . Они сообщили, что урожайность кукурузы составляет от 22 до 76 бушелей с акра (от 1,4 до 4,8 тонны с гектара). Плодородие почвы и погода были основными факторами, определяющими урожайность. [14] Маунт-Плезант также поставил под сомнение общепринятое мнение о том, что ирокезы практиковали подсечно-огневое земледелие, оставляя поля, когда почва истощалась питательными веществами после нескольких лет земледелия, но вместо этого утверждал, что ирокезские методы ведения сельского хозяйства без обработки почвы сохраняют плодородие почвы. [15] В аналогичном эксперименте по воспроизведению сельскохозяйственной практики коренных американцев в Миннесоте Мансон-Скаллин и Скаллин сообщили, что за три года годовая урожайность кукурузы на акр снизилась с 40 до 30 и до 25 бушелей (2,5, 1,9 и 1,6 т/га). . [16]

Другие ученые оценили более низкую среднюю урожайность кукурузы. Харт и Феранец оценили урожайность гуронского сельского хозяйства в 8–22 бушелей на акр (от 0,5 до 1,4 т/га), причем более высокая урожайность достигается на вновь возделываемых землях. Гуроны жили в Онтарио, недалеко от северной границы того, где было возможно сельское хозяйство, и имели менее плодородные почвы, чем во многих других регионах. Тем не менее, они производили излишки для торговли с близлежащими неземледельческими народами. [17] По оценкам Брюса Триггера, гуронам требовалось от 0,4 до 0,8 акров (от 1600 до 3200 м²) 2 ) обрабатываемой земли на душу населения для пропитания, а для торговли требуется больше обрабатываемой земли. [18] Сиссель Шредер подсчитала, что средняя урожайность на фермах коренных американцев в 19 веке составляла 18,9 бушелей на акр (1,2 т/га), но полагает, что доисторическая урожайность могла быть всего лишь 10 бушелей на акр (0,6 т/га). . [19] Поскольку ирокезы и другие коренные американцы не пахали свою землю, Маунт Плезант и Берт пришли к выводу, что их земли сохраняют больше органических веществ и, следовательно, дают более высокую урожайность кукурузы, чем ранние евроамериканские фермы в Северной Америке. [20]

Общество и культура

[ редактировать ]

Кукуруза, фасоль и тыква, выращиваемые по отдельности или вместе, имеют очень долгую историю в Америке. [5] Процесс развития сельскохозяйственных знаний для выращивания растений длился от 5000 до 6500 лет. Первым был одомашнен кабачок, вторым – кукуруза, а третьим – фасоль. [21] [22] Впервые тыкву одомашнили около 8 000–10 000 лет назад. [23] [24]

Культура Кахока, Миссисипи и Маскоги

[ редактировать ]

С 800 года нашей эры организация посевов «Три сестры» использовалась в крупнейшем индейском городе к северу от Рио-Гранде, известном как Кахокия , расположенном в пойме Миссисипи к востоку от современного Сент-Луиса, штат Миссури . Он занимал площадь более 13 км2 и поддерживал население не менее тысяч человек. [25] Кахокия отличалась четко очерченными общественными зонами, в том числе административными, несколькими жилыми районами и крупным сельскохозяйственным комплексом. [25] Одомашненные тыквы, тыквы и кукурузу изначально выращивали вместе с дикими бобами; одомашненные бобы в Кахокии выращивались только в 1250 году. [26] Выращивание культур «Три сестры» жителями Кахокии привело к избытку продовольствия, достаточно большому, чтобы поддержать растущее население Кахокии, а также другие культуры в расширенной системе реки Миссисипи, такие как культуры Миссисипи и Маскоги . [25]

Есть свидетельства того, что около 1050–1100 годов нашей эры в Кахокии проводился по крайней мере один великий праздник. Еда, подаваемая на этих собраниях, включала, помимо множества других растений и животных, несколько сортов одомашненной тыквы, кукурузу и дикую фасоль. [26] Пища, которую необходимо было обработать, например кукурузная мука , обычно готовилась на месте пира вместе с непищевыми продуктами, которые придавали празднику ритуальное или церемониальное значение. [26]

В результате чрезмерного использования окружающей среды в районах, окружающих Кахокию, земля начала деградировать. Поскольку окружающие леса были вырублены из-за чрезмерного использования, стоки часто затопляли поля в течение вегетационного периода, ограничивая возможности выращивания тыквы, кукурузы и кукурузы, которыми питалась Кахокия. [25] К ц. В 1350 году территория Кахокии была по большей части заброшена, а большое население рассеялось, хотя культуры Миссисипи и Маскоги продолжали процветать до ок. 1600 г. , когда контакт с испанскими исследователями принес евразийские болезни, смерть и культурный коллапс. [25]

Культура хауденосауни

[ редактировать ]
Вывеска с выпуклыми буквами: «Зерновые ямы. Эти ямы представляют собой остатки общественных подвалов для хранения кукурузы, фасоли и тыквы. Использовались индейцами-ирокезами. Департамент образования штата, 1935 год».
Исторический памятник в округе Мэдисон, Нью-Йорк.

В « Справочнике североамериканских индейцев » Три сестры названы «основой существования (ирокезов)», что позволяет хауденосауни или ирокезам развивать институты оседлого образа жизни. [27] Три сестры занимают видное место в устных традициях и церемониях Хауденосауни, таких как мифы ирокезов и Благодарственное обращение Хауденосауни. [28]

По легенде, Три сестры выросли из трупа Земли-женщины. Во время творения упала на Землю , Небесная Женщина где у нее родилась дочь по имени Земляная Женщина. С западным ветром Женщина-Земля зачала сыновей-близнецов . Первый близнец, Саплинг , родился нормально , но его злой брат-близнец, Флинт, был настолько нетерпелив, что вышел из бока матери, убив ее во время родов . Когда Землянка умерла, она либо хотела, чтобы ее тело поддерживало людей, либо [29] или Небесная Женщина посеяла на своей могиле семена, которые она принесла, когда упала на Землю, но никогда раньше не сажала. [30] Из частей тела женщины-земли выросли различные растения: духи кукурузы, бобов и тыквы исходили из ее груди, рук и пупка соответственно; подсолнухи с ее ног; клубника от всего сердца; табак из ее головы; и фиолетовый картофель или солнечные орехи с ее ног.

Говорят, что в 1779 году вождь Сенека Красивый Лейк пожелал умереть после того, как военные США убили общины и жителей деревни Хауденосауни. Красавчик Лейк, убитый горем, предвидел визит духов Трех сестер, что побудило его вернуться и заново научить своих собратьев Хауденосауни их традиционным методам ведения сельского хозяйства. [31]

Исследователи в начале 20-го века описали более дюжины сортов кукурузы и такое же количество сортов фасоли, а также многие виды тыквы, такие как тыква и зимняя тыква, выращиваемые в общинах Хауденосауни. В первом академическом описании системы земледелия «Три сестры» в 1910 году сообщалось, что ирокезы предпочитали сажать три культуры вместе, поскольку это требовало меньше времени и усилий, чем посадка их по отдельности, а также потому, что они верили, что растения «охраняют три неразлучных духа и не будет процветать отдельно». [5]

Среди хауденосауни женщины отвечали за выращивание и распространение трех культур, что повышало их социальный статус. Мужские роли традиционно включали длительные периоды путешествий, например, охотничьи экспедиции, дипломатические миссии или военные рейды. Мужчины принимали участие в первоначальной подготовке к посадке «Трех сестер», расчищая посевную площадку, после чего группы родственных женщин, работая сообща, выполняли посадку, прополку и сбор урожая. [32] Основываясь на археологических находках, палеоботаник Джон Харт приходит к выводу, что хауденосауни начали выращивать три культуры как поликультуру где-то после 700 до н.э. г. [5] Хауденосауни часто торговали своим урожаем, поэтому потребность в каждой культуре могла существенно меняться из года в год. Джейн Маунт Плезант предполагает, что хауденосауни, возможно, обычно сажали три культуры одновременно, но они также могли сажать монокультуры отдельных культур для удовлетворения конкретных потребностей. [5]

культура майя

[ редактировать ]

Диета майя была сосредоточена на Трех сестрах. Кукуруза была центральным компонентом рациона древних майя и занимала видное место в майя мифологии и идеологии . Археологические данные свидетельствуют о том, что Чапалоте-Нал-Тел был доминирующим видом кукурузы, хотя, вероятно, эксплуатировались и другие виды. [33]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Монета 1 доллар коренных американцев 2009 года» . Монетный двор США. нд . Проверено 5 апреля 2023 г.
  2. ^ Семпат Ассадурян, Карлос (1992). «Колониальная экономика: перенос европейской системы производства в Новую Испанию и Перу». Журнал латиноамериканских исследований . 24 (Приложение к пятисотлетию): 62. ISSN   0022-216X . JSTOR   156945 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Патнэм, Арканзас; Дюк, ВБ (1978). «Аллелопатия в агроэкосистемах». Ежегодный обзор фитопатологии . 16 (1): 431–451. дои : 10.1146/annurev.py.16.090178.002243 . ISSN   0066-4286 .
  4. ^ Jump up to: а б с д Маунт-Плезант, Джейн (2006). «Наука, лежащая в основе системы курганов Трех сестер: агрономическая оценка местной сельскохозяйственной системы на северо-востоке». В Сталлере, Джон Э.; Тайкот, Роберт Х.; Бенц, Брюс Ф. (ред.). Истории кукурузы: междисциплинарные подходы к предыстории, лингвистике, биогеографии, одомашниванию и эволюции кукурузы . Амстердам: Академическая пресса. стр. 529–537. ISBN  978-0-1236-9364-8 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Маунт-Плезант, Джейн (2016). «Урожайность продуктов питания и анализ питательных веществ трех сестер: система земледелия хауденосауни» . Письма по этнобиологии . 7 (1): 87–98. дои : 10.14237/эбл.7.1.2016.721 . ISSN   2159-8126 . JSTOR   26423653 .
  6. ^ Янг, Ким Дж. (2007). Хопкинс, Уильям Г. (ред.). Этноботаника . Зеленый мир. Нью-Йорк: Издательство информационной базы. стр. 57–58. ISBN  978-1-4381-0694-6 .
  7. ^ Jump up to: а б Хилл, Кристина Гиш (20 ноября 2020 г.). «Возвращение «трех сестер» – кукурузы, фасоли и тыквы – на индейские фермы питает людей, землю и культуру» . Разговор . Проверено 8 января 2021 г.
  8. ^ Зауэр, Карл О. (1969). Сельскохозяйственное происхождение и распространение: одомашнивание животных и продуктов питания (2-е изд.). Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 64–66. ОСЛК   3917 .
  9. ^ Манн, Чарльз (2005). 1491: Новые открытия Америки до Колумба . Нью-Йорк: Винтажные книги. стр. 220–221. ISBN  978-1-4000-3205-1 .
  10. ^ Хеменуэй, Тоби (2000). Сад Гайи: Путеводитель по пермакультуре в домашнем масштабе . Уайт-Ривер-Джанкшен, Вермонт: Chelsea Green Publishing. п. 149. ИСБН  978-1-890132-52-1 .
  11. ^ «Три сестры: оптимизация ценности и продовольственного потенциала древней системы сельскохозяйственных культур коренных народов» . Оттава: Сельское хозяйство и агропродовольственная промышленность Канады. 6 августа 2021 г. . Проверено 14 октября 2022 г.
  12. ^ Зауэр, Карл О. (1952). Сельскохозяйственное происхождение и распространение (1-е изд.). Кембридж, Массачусетс: MIT Press. п. 64. OCLC   1086141375 .
    Цитируется по: Mt. Pleasant (2016) , с. 87.
  13. ^ Энсмингер, Одри Х.; Энсмингер, Мэн; Конланде, Джеймс Э.; Робсон, Джон РК (1994). Энциклопедия продуктов и питания (2-е изд.). Бока-Ратон, Флорида: CRC Press. п. 1104. ИСБН  0-8493-8980-1 .
  14. ^ Маунт-Плезант, Джейн; Берт, Роберт Ф. (2010). «Оценка продуктивности традиционных ирокезских систем земледелия на основе полевых экспериментов и исторической литературы». Журнал этнобиологии . 30 (1): 54. дои : 10.2993/0278-0771-30.1.52 . ISSN   2162-4496 . S2CID   85696505 .
  15. ^ Маунт-Плезант, Джейн (2011). «Парадокс плугов и производительности». Сельскохозяйственная история . 85 (4): 470. дои : 10.3098/ah.2011.85.4.460 . ISSN   1533-8290 . JSTOR   10.3098/ah.2011.85.4.460 . ПМИД   22180940 .
  16. ^ Мансон-Скаллин, Венди; Скаллин, Майкл (2005). «Потенциальная продуктивность садов коренных американцев Среднего Запада». Равнинный антрополог . 50 (193): 9, 15. doi : 10.1179/pan.2005.004 . ISSN   0032-0447 . JSTOR   25670789 . S2CID   163713333 .
  17. ^ Харт, Джон П.; Феранец, Роберт С. (2020). «Использование значений кукурузы для оценки плодородия почвы на сельскохозяйственных полях пятнадцатого, шестнадцатого и ирокезского периодов» . ПЛОС ОДИН . 15 (4): e0230952. дои : 10.1371/journal.pone.0230952 . ISSN   1932-6203 . ПМК   7141618 . ПМИД   32267852 .
  18. ^ Триггер, Брюс Грэм (1963). «Поселение как аспект ирокезской адаптации во время завоевания». Американский антрополог . 65 (1): 90–93. дои : 10.1525/aa.1963.65.1.02a00070 . ISSN   0002-7294 .
  19. ^ Шредер, Сиссель (1999). «Производительность кукурузы в восточных лесах и Великих равнинах Северной Америки». Американская древность . 64 (2): 499–516. дои : 10.2307/2694148 . ISSN   2325-5064 . JSTOR   2694148 . S2CID   164003793 .
  20. ^ Mt. Pleasant & Burt 2010 , с. 62.
  21. ^ Лэндон, Аманда Дж. (2008). «Как» трех сестер: истоки сельского хозяйства в Мезоамерике и человеческая ниша» . Небраска, антрополог . 23 : 110–124. ISSN   1555-4937 .
  22. ^ Бушнелл, GHS (1976). «Начало и рост сельского хозяйства в Мексике». Философские труды Лондонского королевского общества . 275 (936): 117–120. Бибкод : 1976РСТБ.275..117Б . дои : 10.1098/rstb.1976.0074 . ISSN   0261-0523 .
  23. ^ Смит, Брюс Д. (1997). «Первое одомашнивание Cucurbita pepo в Америке 10 000 лет назад». Наука . 276 (5314): 932–934. дои : 10.1126/science.276.5314.932 . ISSN   0036-8075 .
  24. ^ «Тыквенные — плоды для пеонов, паломников и фараонов» . Ботанический сад Милдред Э. Матиас Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. nd Архивировано из оригинала 16 октября 2013 г.
  25. ^ Jump up to: а б с д и Вудс, Уильям И. (2004). «Зарождение населения, интенсивное сельское хозяйство и деградация окружающей среды: пример Кахокии». Сельское хозяйство и человеческие ценности . 21 (2/3): 255–259. дои : 10.1023/B:AHUM.0000029398.01906.5e . ISSN   0889-048X . S2CID   153665089 .
  26. ^ Jump up to: а б с Фриц, Гейл (2019). Кормление Кахокии: раннее сельское хозяйство в сердце Северной Америки . Таскалуса: Издательство Университета Алабамы. стр. 74–118. ISBN  9780817392178 .
  27. ^ Фентон, Уильям Н. (1978). «Образцы культуры северных ирокезов». В «Триггере», Брюс Г. (ред.). Справочник североамериканских индейцев, Том 15: Северо-Восток . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. п. 299. ИСБН  978-0-1600-4575-2 .
    Цитируется по: Mt. Pleasant (2016) , с. 87.
  28. ^ « Обращение к Дню благодарения – наследие Земли столам » . Наследие Земли-стола. 16 марта 2020 г.
  29. ^ Мы, Кимберли (14 ноября 2021 г.). « День Благодарения: истории, рецепты и поделки коренных американцев » . KimberlyUs.com.
  30. ^ Дэй, Эшли (20 ноября 2023 г.). « Три сестры, которых стоит пригласить на День Благодарения » . Еда и вино .
  31. ^ Вебстер, Ребекка (20 февраля 2024 г.). « Как выжили знаменитые Три сестры — Ребекка Вебстер » . Ютуб .
  32. ^ Билхарц, Джой (2002). Плотина Аллегани Сенекас и Кинзуа: принудительное переселение через два поколения . Издательство Университета Небраски. п. 8. ISBN  978-0-8032-6203-4 .
  33. ^ Бенц, Брюс Ф. (1986). Таксономия и эволюция мексиканской кукурузы (докторская диссертация). Университет Висконсина, Мэдисон. OCLC   17291438 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 34282aade263ddfd75d49827431eca6b__1713180360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/6b/34282aade263ddfd75d49827431eca6b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Three Sisters (agriculture) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)