Три сестры (сельское хозяйство)
Три сестры ( испанский : tres hermanas ) — три основные сельскохозяйственные культуры различных коренных народов Центральной и Северной Америки : тыква , кукуруза («кукуруза») и вьющаяся фасоль (обычно тепари или обыкновенная фасоль ). В методе, известном как сопутствующая посадка , кукурузу и фасоль часто сажают вместе в насыпи, образующиеся путем ежегодного окучивания почвы вокруг основания растений; Тыкву обычно сажают между насыпями. Стебель кукурузы служит решеткой для вьющихся бобов, бобы фиксируют азот в своих корневых клубеньках и стабилизируют кукурузу при сильном ветре, а широкие листья тыквы затеняют землю, сохраняя почву влажной и помогая предотвратить появление сорняков .
Коренные народы по всей Северной Америке выращивали различные сорта «Трех сестер», адаптированные к различным местным условиям.Отдельные культуры и их использование в поликультуре возникли в Мезоамерике , где сначала была одомашнена тыква , затем кукуруза, а затем фасоль в течение 5000–6500 лет. Европейские записи шестнадцатого века описывают высокопродуктивное сельское хозяйство коренных народов, основанное на выращивании «Трех сестер» на территории нынешних восточных Соединенных Штатов и Канады, где эти культуры использовались как для производства продуктов питания, так и для торговли.Географ Карл О. Зауэр описал «Три сестры» как «симбиотический комплекс растений Северной и Центральной Америки, не имеющий аналогов в других местах».
Методы выращивания
[ редактировать ]Сельскохозяйственная история Америки отличалась от Старого Света тем, что в Америке не хватало крупносемянных, легко приручаемых зерновых (таких как пшеница и ячмень ) и крупных домашних животных, которых можно было использовать для сельскохозяйственных работ. Карлос Семпат Ассадурян пишет, что во время первого контакта между европейцами и американцами европейцы практиковали «экстенсивное сельское хозяйство, основанное на плуге и тягловых животных», в то время как коренные народы Америки практиковали «интенсивное сельское хозяйство, основанное на человеческом труде». [2]
В сопутствующих посадках коренных американцев кукуруза ( Zea mays ), фасоль ( дикая фасоль и вика) . [3] spp.), а тыкву ( Cucurbita pepo ) сажают близко друг к другу. Кукурузу и фасоль часто сажают вместе в насыпи, образующиеся путем ежегодного окучивания почвы вокруг основания растений; Тыкву обычно сажают между насыпями. [4] На северо-востоке США эта практика повышает температуру почвы в насыпи и улучшает дренаж , что приносит пользу кукурузе, посаженной весной. [4] В сельском хозяйстве хауденосауни или ирокезов поля не обрабатывались , что повышало плодородие почвы и устойчивость системы земледелия за счет ограничения эрозии почвы и окисления органических веществ почвы . [5] Современный эксперимент показал, что поликультура «Три сестры Хауденосауни» обеспечивает больше энергии и больше белка, чем любая местная монокультура. [5]
Три культуры получают выгоду от совместного выращивания. [4] [3] Кукурузный стебель служит решеткой , по которой бобы могут подняться, бобы фиксируют азот в почве, а их вьющиеся лозы стабилизируют кукурузу при сильном ветре, а широкие листья тыквы затеняют землю, сохраняя почву влажной и помогая предотвратить появление сорняков . [6] [7] Колючие волоски некоторых сортов тыквы отпугивают вредителей, например оленей и енотов . [7]
Хотя эта синергия традиционно считалась в американских культурах, научное подтверждение пришло лишь гораздо позже. [3] Большая часть этих исследований была проведена в Советском Союзе в начале 1970-х годов и опубликована в нескольких томах « Биохимических и физиологических основ взаимодействия растений в фитоценозе» под редакцией Андрея Михайловича Гродзинского . [3] Дзубенко и Петренко 1971, Лыхвар и Назарова 1970 и Пронин и др. 1970 г. обнаружили, что большое количество зернобобовых культур увеличивает рост и урожайность кукурузы, а Гуляев с соавт. В 1970 году были выбраны более поздно созревающие линии фасоли, чтобы добиться обратного эффекта, еще больше увеличивая прибавку урожая фасоли при посадке кукурузы. [3] Пронин и др. 1972 обнаружили повышенную продуктивность и корневой экссудат у обеих культур при сочетании конских бобов с кукурузой, и даже в большей степени на почвах с уже существующей высокой активностью азотфиксирующих микроорганизмов . [3]
Коренные народы по всей Северной Америке выращивали различные сорта «Трех сестер», адаптированные к различным местным условиям. [8] Мильпы — это фермы или сады , Мезоамерики в которых в больших масштабах используются сопутствующие растения. [9] Предки пуэблоанцев переняли этот дизайн сада в условиях более засушливых пустынь и ксерических кустарников . Тева , и другие народы юго-запада Северной Америки часто включали в себя «четвертую сестру», пчелиное растение Скалистых гор которое привлекает пчел для опыления бобов и тыквы. [10] Модель урожая «Три сестры» широко использовалась рядом коренных народов в районе Великих озер – Сент-Луиса. Регион Лоуренс Лоулендс . [11]
Производительность
[ редактировать ]Европейские записи шестнадцатого века описывают высокопродуктивное сельское хозяйство коренных народов, основанное на выращивании «Трех сестер» на территории нынешних восточных Соединенных Штатов и Канады, от Флориды до Онтарио. [5] Географ Карл О. Зауэр описал «Три сестры» как «симбиотический растительный комплекс Северной и Центральной Америки, не имеющий аналогов в других местах». [12] Агроном Джейн Маунт Плезант пишет, что система насыпей «Три сестры» «улучшает физическую и биохимическую среду почвы, сводит к минимуму эрозию почвы, улучшает обработку почвы , регулирует численность растений и расстояние между ними, обеспечивает растения питательными веществами в соответствующих количествах и в нужное время». и контролирует сорняки». [4] После нескольких тысяч лет селекционной селекции самая важная культура полушария — кукуруза — оказалась более продуктивной, чем зерновые культуры Старого Света. Кукуруза давала в два с половиной раза больше калорий на данную площадь земли, чем пшеница и ячмень. [13]
С точки зрения питательной ценности кукуруза, фасоль и тыква содержат все девять незаменимых аминокислот . [5] Белок семян кукурузы дополнительно усиливается за счет белка из бобов и тыквы , а мякоть тыквы содержит большое количество витамина А ; с «Три сестрами» фермеры собирают примерно такое же количество энергии, как и при монокультуре кукурузы , но получают больше белка от взаимно посаженных бобов и тыквы. Маунт Плезант пишет, что это во многом объясняет ценность «Трех сестер» по сравнению с монокультурным земледелием, поскольку система дает большое количество энергии и в то же время увеличивает урожайность белка; эта поликультурная система земледелия давала больше продуктов питания и поддерживала больше людей на гектар по сравнению с монокультурами отдельных культур или смесями монокультур. [5]
Урожайность
[ редактировать ]Ученые Маунт Плезант и Берт воспроизвели ирокезские методы выращивания кукурузы с использованием ирокезских сортов кукурузы в нескольких местах Нью-Йорка . Они сообщили, что урожайность кукурузы составляет от 22 до 76 бушелей с акра (от 1,4 до 4,8 тонны с гектара). Плодородие почвы и погода были основными факторами, определяющими урожайность. [14] Маунт-Плезант также поставил под сомнение общепринятое мнение о том, что ирокезы практиковали подсечно-огневое земледелие, оставляя поля, когда почва истощалась питательными веществами после нескольких лет земледелия, но вместо этого утверждал, что ирокезские методы ведения сельского хозяйства без обработки почвы сохраняют плодородие почвы. [15] В аналогичном эксперименте по воспроизведению сельскохозяйственной практики коренных американцев в Миннесоте Мансон-Скаллин и Скаллин сообщили, что за три года годовая урожайность кукурузы на акр снизилась с 40 до 30 и до 25 бушелей (2,5, 1,9 и 1,6 т/га). . [16]
Другие ученые оценили более низкую среднюю урожайность кукурузы. Харт и Феранец оценили урожайность гуронского сельского хозяйства в 8–22 бушелей на акр (от 0,5 до 1,4 т/га), причем более высокая урожайность достигается на вновь возделываемых землях. Гуроны жили в Онтарио, недалеко от северной границы того, где было возможно сельское хозяйство, и имели менее плодородные почвы, чем во многих других регионах. Тем не менее, они производили излишки для торговли с близлежащими неземледельческими народами. [17] По оценкам Брюса Триггера, гуронам требовалось от 0,4 до 0,8 акров (от 1600 до 3200 м²) 2 ) обрабатываемой земли на душу населения для пропитания, а для торговли требуется больше обрабатываемой земли. [18] Сиссель Шредер подсчитала, что средняя урожайность на фермах коренных американцев в 19 веке составляла 18,9 бушелей на акр (1,2 т/га), но полагает, что доисторическая урожайность могла быть всего лишь 10 бушелей на акр (0,6 т/га). . [19] Поскольку ирокезы и другие коренные американцы не пахали свою землю, Маунт Плезант и Берт пришли к выводу, что их земли сохраняют больше органических веществ и, следовательно, дают более высокую урожайность кукурузы, чем ранние евроамериканские фермы в Северной Америке. [20]
Общество и культура
[ редактировать ]Кукуруза, фасоль и тыква, выращиваемые по отдельности или вместе, имеют очень долгую историю в Америке. [5] Процесс развития сельскохозяйственных знаний для выращивания растений длился от 5000 до 6500 лет. Первым был одомашнен кабачок, вторым – кукуруза, а третьим – фасоль. [21] [22] Впервые тыкву одомашнили около 8 000–10 000 лет назад. [23] [24]
Культура Кахока, Миссисипи и Маскоги
[ редактировать ]С 800 года нашей эры организация посевов «Три сестры» использовалась в крупнейшем индейском городе к северу от Рио-Гранде, известном как Кахокия , расположенном в пойме Миссисипи к востоку от современного Сент-Луиса, штат Миссури . Он занимал площадь более 13 км2 и поддерживал население не менее тысяч человек. [25] Кахокия отличалась четко очерченными общественными зонами, в том числе административными, несколькими жилыми районами и крупным сельскохозяйственным комплексом. [25] Одомашненные тыквы, тыквы и кукурузу изначально выращивали вместе с дикими бобами; одомашненные бобы в Кахокии выращивались только в 1250 году. [26] Выращивание культур «Три сестры» жителями Кахокии привело к избытку продовольствия, достаточно большому, чтобы поддержать растущее население Кахокии, а также другие культуры в расширенной системе реки Миссисипи, такие как культуры Миссисипи и Маскоги . [25]
Есть свидетельства того, что около 1050–1100 годов нашей эры в Кахокии проводился по крайней мере один великий праздник. Еда, подаваемая на этих собраниях, включала, помимо множества других растений и животных, несколько сортов одомашненной тыквы, кукурузу и дикую фасоль. [26] Пища, которую необходимо было обработать, например кукурузная мука , обычно готовилась на месте пира вместе с непищевыми продуктами, которые придавали празднику ритуальное или церемониальное значение. [26]
В результате чрезмерного использования окружающей среды в районах, окружающих Кахокию, земля начала деградировать. Поскольку окружающие леса были вырублены из-за чрезмерного использования, стоки часто затопляли поля в течение вегетационного периода, ограничивая возможности выращивания тыквы, кукурузы и кукурузы, которыми питалась Кахокия. [25] К ц. В 1350 году территория Кахокии была по большей части заброшена, а большое население рассеялось, хотя культуры Миссисипи и Маскоги продолжали процветать до ок. 1600 г. , когда контакт с испанскими исследователями принес евразийские болезни, смерть и культурный коллапс. [25]
Культура хауденосауни
[ редактировать ]В « Справочнике североамериканских индейцев » Три сестры названы «основой существования (ирокезов)», что позволяет хауденосауни или ирокезам развивать институты оседлого образа жизни. [27] Три сестры занимают видное место в устных традициях и церемониях Хауденосауни, таких как мифы ирокезов и Благодарственное обращение Хауденосауни. [28]
По легенде, Три сестры выросли из трупа Земли-женщины. Во время творения упала на Землю , Небесная Женщина где у нее родилась дочь по имени Земляная Женщина. С западным ветром Женщина-Земля зачала сыновей-близнецов . Первый близнец, Саплинг , родился нормально , но его злой брат-близнец, Флинт, был настолько нетерпелив, что вышел из бока матери, убив ее во время родов . Когда Землянка умерла, она либо хотела, чтобы ее тело поддерживало людей, либо [29] или Небесная Женщина посеяла на своей могиле семена, которые она принесла, когда упала на Землю, но никогда раньше не сажала. [30] Из частей тела женщины-земли выросли различные растения: духи кукурузы, бобов и тыквы исходили из ее груди, рук и пупка соответственно; подсолнухи с ее ног; клубника от всего сердца; табак из ее головы; и фиолетовый картофель или солнечные орехи с ее ног.
Говорят, что в 1779 году вождь Сенека Красивый Лейк пожелал умереть после того, как военные США убили общины и жителей деревни Хауденосауни. Красавчик Лейк, убитый горем, предвидел визит духов Трех сестер, что побудило его вернуться и заново научить своих собратьев Хауденосауни их традиционным методам ведения сельского хозяйства. [31]
Исследователи в начале 20-го века описали более дюжины сортов кукурузы и такое же количество сортов фасоли, а также многие виды тыквы, такие как тыква и зимняя тыква, выращиваемые в общинах Хауденосауни. В первом академическом описании системы земледелия «Три сестры» в 1910 году сообщалось, что ирокезы предпочитали сажать три культуры вместе, поскольку это требовало меньше времени и усилий, чем посадка их по отдельности, а также потому, что они верили, что растения «охраняют три неразлучных духа и не будет процветать отдельно». [5]
Среди хауденосауни женщины отвечали за выращивание и распространение трех культур, что повышало их социальный статус. Мужские роли традиционно включали длительные периоды путешествий, например, охотничьи экспедиции, дипломатические миссии или военные рейды. Мужчины принимали участие в первоначальной подготовке к посадке «Трех сестер», расчищая посевную площадку, после чего группы родственных женщин, работая сообща, выполняли посадку, прополку и сбор урожая. [32] Основываясь на археологических находках, палеоботаник Джон Харт приходит к выводу, что хауденосауни начали выращивать три культуры как поликультуру где-то после 700 до н.э. г. [5] Хауденосауни часто торговали своим урожаем, поэтому потребность в каждой культуре могла существенно меняться из года в год. Джейн Маунт Плезант предполагает, что хауденосауни, возможно, обычно сажали три культуры одновременно, но они также могли сажать монокультуры отдельных культур для удовлетворения конкретных потребностей. [5]
культура майя
[ редактировать ]Диета майя была сосредоточена на Трех сестрах. Кукуруза была центральным компонентом рациона древних майя и занимала видное место в майя мифологии и идеологии . Археологические данные свидетельствуют о том, что Чапалоте-Нал-Тел был доминирующим видом кукурузы, хотя, вероятно, эксплуатировались и другие виды. [33]
См. также
[ редактировать ]- Сельское хозяйство на доисторическом юго-западе
- Агролесомелиорация
- Севооборот
- Восточный Агрокомплекс
- Инга аллея обрезка
- Совмещение культур
- Мезоамериканское сельское хозяйство
- Множественная обрезка
- Беспахотное земледелие
- Доисторическое земледелие на Великих равнинах
- Алгонкинская кухня Южной Новой Англии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Монета 1 доллар коренных американцев 2009 года» . Монетный двор США. нд . Проверено 5 апреля 2023 г.
- ^ Семпат Ассадурян, Карлос (1992). «Колониальная экономика: перенос европейской системы производства в Новую Испанию и Перу». Журнал латиноамериканских исследований . 24 (Приложение к пятисотлетию): 62. ISSN 0022-216X . JSTOR 156945 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Патнэм, Арканзас; Дюк, ВБ (1978). «Аллелопатия в агроэкосистемах». Ежегодный обзор фитопатологии . 16 (1): 431–451. дои : 10.1146/annurev.py.16.090178.002243 . ISSN 0066-4286 .
- ^ Jump up to: а б с д Маунт-Плезант, Джейн (2006). «Наука, лежащая в основе системы курганов Трех сестер: агрономическая оценка местной сельскохозяйственной системы на северо-востоке». В Сталлере, Джон Э.; Тайкот, Роберт Х.; Бенц, Брюс Ф. (ред.). Истории кукурузы: междисциплинарные подходы к предыстории, лингвистике, биогеографии, одомашниванию и эволюции кукурузы . Амстердам: Академическая пресса. стр. 529–537. ISBN 978-0-1236-9364-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Маунт-Плезант, Джейн (2016). «Урожайность продуктов питания и анализ питательных веществ трех сестер: система земледелия хауденосауни» . Письма по этнобиологии . 7 (1): 87–98. дои : 10.14237/эбл.7.1.2016.721 . ISSN 2159-8126 . JSTOR 26423653 .
- ^ Янг, Ким Дж. (2007). Хопкинс, Уильям Г. (ред.). Этноботаника . Зеленый мир. Нью-Йорк: Издательство информационной базы. стр. 57–58. ISBN 978-1-4381-0694-6 .
- ^ Jump up to: а б Хилл, Кристина Гиш (20 ноября 2020 г.). «Возвращение «трех сестер» – кукурузы, фасоли и тыквы – на индейские фермы питает людей, землю и культуру» . Разговор . Проверено 8 января 2021 г.
- ^ Зауэр, Карл О. (1969). Сельскохозяйственное происхождение и распространение: одомашнивание животных и продуктов питания (2-е изд.). Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 64–66. ОСЛК 3917 .
- ^ Манн, Чарльз (2005). 1491: Новые открытия Америки до Колумба . Нью-Йорк: Винтажные книги. стр. 220–221. ISBN 978-1-4000-3205-1 .
- ^ Хеменуэй, Тоби (2000). Сад Гайи: Путеводитель по пермакультуре в домашнем масштабе . Уайт-Ривер-Джанкшен, Вермонт: Chelsea Green Publishing. п. 149. ИСБН 978-1-890132-52-1 .
- ^ «Три сестры: оптимизация ценности и продовольственного потенциала древней системы сельскохозяйственных культур коренных народов» . Оттава: Сельское хозяйство и агропродовольственная промышленность Канады. 6 августа 2021 г. . Проверено 14 октября 2022 г.
- ^ Зауэр, Карл О. (1952). Сельскохозяйственное происхождение и распространение (1-е изд.). Кембридж, Массачусетс: MIT Press. п. 64. OCLC 1086141375 . Цитируется по: Mt. Pleasant (2016) , с. 87.
- ^ Энсмингер, Одри Х.; Энсмингер, Мэн; Конланде, Джеймс Э.; Робсон, Джон РК (1994). Энциклопедия продуктов и питания (2-е изд.). Бока-Ратон, Флорида: CRC Press. п. 1104. ИСБН 0-8493-8980-1 .
- ^ Маунт-Плезант, Джейн; Берт, Роберт Ф. (2010). «Оценка продуктивности традиционных ирокезских систем земледелия на основе полевых экспериментов и исторической литературы». Журнал этнобиологии . 30 (1): 54. дои : 10.2993/0278-0771-30.1.52 . ISSN 2162-4496 . S2CID 85696505 .
- ^ Маунт-Плезант, Джейн (2011). «Парадокс плугов и производительности». Сельскохозяйственная история . 85 (4): 470. дои : 10.3098/ah.2011.85.4.460 . ISSN 1533-8290 . JSTOR 10.3098/ah.2011.85.4.460 . ПМИД 22180940 .
- ^ Мансон-Скаллин, Венди; Скаллин, Майкл (2005). «Потенциальная продуктивность садов коренных американцев Среднего Запада». Равнинный антрополог . 50 (193): 9, 15. doi : 10.1179/pan.2005.004 . ISSN 0032-0447 . JSTOR 25670789 . S2CID 163713333 .
- ^ Харт, Джон П.; Феранец, Роберт С. (2020). «Использование значений кукурузы для оценки плодородия почвы на сельскохозяйственных полях пятнадцатого, шестнадцатого и ирокезского периодов» . ПЛОС ОДИН . 15 (4): e0230952. дои : 10.1371/journal.pone.0230952 . ISSN 1932-6203 . ПМК 7141618 . ПМИД 32267852 .
- ^ Триггер, Брюс Грэм (1963). «Поселение как аспект ирокезской адаптации во время завоевания». Американский антрополог . 65 (1): 90–93. дои : 10.1525/aa.1963.65.1.02a00070 . ISSN 0002-7294 .
- ^ Шредер, Сиссель (1999). «Производительность кукурузы в восточных лесах и Великих равнинах Северной Америки». Американская древность . 64 (2): 499–516. дои : 10.2307/2694148 . ISSN 2325-5064 . JSTOR 2694148 . S2CID 164003793 .
- ^ Mt. Pleasant & Burt 2010 , с. 62.
- ^ Лэндон, Аманда Дж. (2008). «Как» трех сестер: истоки сельского хозяйства в Мезоамерике и человеческая ниша» . Небраска, антрополог . 23 : 110–124. ISSN 1555-4937 .
- ^ Бушнелл, GHS (1976). «Начало и рост сельского хозяйства в Мексике». Философские труды Лондонского королевского общества . 275 (936): 117–120. Бибкод : 1976РСТБ.275..117Б . дои : 10.1098/rstb.1976.0074 . ISSN 0261-0523 .
- ^ Смит, Брюс Д. (1997). «Первое одомашнивание Cucurbita pepo в Америке 10 000 лет назад». Наука . 276 (5314): 932–934. дои : 10.1126/science.276.5314.932 . ISSN 0036-8075 .
- ^ «Тыквенные — плоды для пеонов, паломников и фараонов» . Ботанический сад Милдред Э. Матиас Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. nd Архивировано из оригинала 16 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Вудс, Уильям И. (2004). «Зарождение населения, интенсивное сельское хозяйство и деградация окружающей среды: пример Кахокии». Сельское хозяйство и человеческие ценности . 21 (2/3): 255–259. дои : 10.1023/B:AHUM.0000029398.01906.5e . ISSN 0889-048X . S2CID 153665089 .
- ^ Jump up to: а б с Фриц, Гейл (2019). Кормление Кахокии: раннее сельское хозяйство в сердце Северной Америки . Таскалуса: Издательство Университета Алабамы. стр. 74–118. ISBN 9780817392178 .
- ^ Фентон, Уильям Н. (1978). «Образцы культуры северных ирокезов». В «Триггере», Брюс Г. (ред.). Справочник североамериканских индейцев, Том 15: Северо-Восток . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. п. 299. ИСБН 978-0-1600-4575-2 . Цитируется по: Mt. Pleasant (2016) , с. 87.
- ^ « Обращение к Дню благодарения – наследие Земли столам » . Наследие Земли-стола. 16 марта 2020 г.
- ^ Мы, Кимберли (14 ноября 2021 г.). « День Благодарения: истории, рецепты и поделки коренных американцев » . KimberlyUs.com.
- ^ Дэй, Эшли (20 ноября 2023 г.). « Три сестры, которых стоит пригласить на День Благодарения » . Еда и вино .
- ^ Вебстер, Ребекка (20 февраля 2024 г.). « Как выжили знаменитые Три сестры — Ребекка Вебстер » . Ютуб .
- ^ Билхарц, Джой (2002). Плотина Аллегани Сенекас и Кинзуа: принудительное переселение через два поколения . Издательство Университета Небраски. п. 8. ISBN 978-0-8032-6203-4 .
- ^ Бенц, Брюс Ф. (1986). Таксономия и эволюция мексиканской кукурузы (докторская диссертация). Университет Висконсина, Мэдисон. OCLC 17291438 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бекманн, Кэтрин (14 мая 2020 г.). «Три сестры: кукуруза, фасоль и тыква: как посадить сад трех сестер» . Альманах старого фермера .
- Корнелиус, Кэрол (1999). Ирокезская кукуруза в культурно-ориентированной учебной программе: основа уважительного преподавания культур . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-4027-8 .
- Макси'дивиак (Женщина-птица-буйвол) (2008) [впервые опубликовано в 1917 году]. Уилсон, Гилберт (ред.). Сельское хозяйство индейцев хидатса: индийская интерпретация . Глостершир: Додо Пресс. п. 25. ISBN 978-1-4099-4233-7 .
- Маунт-Плезант, Джейн (2001). «Три сестры: Забота о земле и людях». У Джеймса, Кейт (ред.). Наука и индейские общины: наследие боли, многообещающие видения . Издательство Университета Небраски. стр. 126–134. ISBN 978-0-8032-7615-4 .
- «Ирокезы Святого Лаврентия: образ жизни, формируемый временами года: Три сестры» . Виртуальный музей Канады . Друлерс / Центр интерпретации археологических раскопок Цийонхиаквата. nd Архивировано из оригинала 7 февраля 2020 года.
- «Три сестры» . Фонд Американского фермерского бюро по сельскому хозяйству. 8 ноября 2016 г.
- Вивиан, Джон (nd). «Три сестры: кукуруза, фасоль и тыква» . Новости Матери-Земли .