коренастый

Чанки (также известный как чанки , ченко , чунг-ки или игра с обручем и палкой) [1] ) — игра индейского происхождения . В нее играли, катая по земле дискообразные камни и бросая в них копья, пытаясь приземлить копье как можно ближе к остановленному камню. Он возник около 600 г. н.э. в регионе Кахокия на территории нынешних Соединенных Штатов (недалеко от современного Сент-Луиса , штат Миссури ). В Чанки играли на огромных аренах площадью 47 акров (19 га), которые собирали большую аудиторию, призванную объединить людей региона (т. е. жителей Кахока, фермеров, иммигрантов и даже гостей). [2] В нее продолжали играть после падения культуры Миссисипи примерно в 1500 году нашей эры. Вариации играли по всей Северной Америке . Ранний этнограф Джеймс Адэр перевел это имя как «каторга». [2] Азартные игры часто были связаны с игрой: некоторые игроки ставили на исход игры все, что у них было. Известно, что проигравшие даже покончили жизнь самоубийством. [2] [3]
Графическое представление
[ редактировать ]
Танцор -сокол/воин/болванщик был важной мифологической фигурой Юго-восточного церемониального комплекса . Множество различных представлений на эту тему было найдено на юго-востоке и Среднем Западе Америки. На протяжении многих веков его изображения повторяются определенные мотивы:
- стойка . На многих графических изображениях игрока-чанки изображен участник, бросающий каменный каток. [4]
- сломанная палка . Палка чанки обычно изображается как ободранная палка, почти всегда сломанная. В мифологическом цикле это может означать, что игра окончена, а то и само поражение. Палочки чанки обычно не находят при археологических раскопках, хотя медные ножны, найденные рядом с камнями чанки в кургане Кахокиас 72, могут быть исключением. [4]
- Шляпа-таблетка - шляпа цилиндрической формы, сделанная из неизвестных материалов, которую можно увидеть только у чанки-игроков.
- Фартук в форме сердца / меха . Археологи предполагают, что это может быть графическое изображение человеческого скальпа, прикрепленного к поясу фигуры. Этот мотив, кажется, перекликается с вышитым бисером чубом, прической (выбритая голова, за исключением пучка на макушке) и другими аксессуарами (ракушками, каменными и медными украшениями), которые обычно носят мифологические персонажи на голове. [4]
- Мангум-волан – мотив странной формы, состоящий из петель, свисающих над и под поясом чанки-игрока. Назван в честь медной пластины из Миссисипи, найденной на кургане Мангум в округе Клэйборн, штат Миссисипи , на которой есть этот мотив.
Хотя фигура, описанная как танцор сокола/воин/игрок на чанки, не всегда показана в процессе игры на чанки, расположение многих мотивов помогает идентифицировать их как одну и ту же фигуру. Некоторые мотивы, обычно связанные с фигурой, такие как скальп, отрубленные головы, сломанные палочки, а также этноисторические записи, связывающие ее с азартными играми, похоже, указывают на серьезность игры. Ценой поражения в мифологических записях могла быть потеря жизни и головы. [4]
Постевропейский контакт
[ редактировать ]
Многие коренные американцы продолжали играть в игру чанки еще долго после контакта с европейцами, в том числе маскоги (крики), чикасо , чокто и манданы , о чем свидетельствует художник Джордж Кэтлин в 1832 году.
Игра в Чунг-ки [является] прекрасным спортивным упражнением, которое манданы, кажется, практикуют почти непрерывно, пока погода хорошая, и у них нет больше ничего важного, что могло бы потребовать их внимания. Эта игра, несомненно, является их любимым развлечением, и в нее играют недалеко от деревни на глиняном тротуаре, который использовался для этой цели до тех пор, пока он не стал гладким и твердым, как пол. ... Спектакль начинается с двух (по одному от каждой группы), которые начинают рысью, в ряд друг за другом, и один из них катит впереди них по тротуару маленькое кольцо в два или три дюйма в диаметре. диаметр, вырезанный из камня; и каждый следует за ним со своим «чунг-ки» (палкой длиной шесть футов с небольшими кусочками кожи, выступающими по бокам на дюйм или более длиной), которую он бросает перед собой на бегу, скользя он идет по земле вслед за кольцом, стараясь поставить его в такое положение, когда оно остановится, чтобы кольцо могло упасть на него и получить через себя один из маленьких выступов кожи.
- Джордж Кэтлин, 1832 г. [5]
В раннюю колониальную эпоху это все еще была самая популярная игра среди американских индейцев Юго-Востока. [6] Дворы Маскоги представляли собой большую тщательно расчищенную и выровненную территорию, окруженную с обеих сторон насыпями, со столбом в центре и, возможно, еще двумя на обоих концах. Шесты использовались для игры в другую местную игру – стикбол . [7] Камни, сами по себе ценные предметы, принадлежали городу или кланам, а не отдельным лицам, и их тщательно сохраняли.
- Чероки оценивали свою игру по тому, насколько близко камень находился к определенным отметкам на палочке.
- Чикасо заработали очко для человека, находящегося ближе всего к диску, два, если он касался диска.
- Чокто играли в свою игру на дворе шириной 12 футов (3,7 м) и длиной 100 футов (30 м). Шесты делались из дерева гикори с четырьмя выемками на переднем конце, одной посередине и двумя на другом конце. Оценка зависела от того, какой набор насечек был ближе всего к диску. Игра закончилась, когда игрок набрал двенадцать очков.
Галерея
[ редактировать ]- Чанки-игрока Фигурка кремневой глины из Кахокии.
- Каменные дискоиды, найденные на Плакемин в Винтервилле, штат Миссисипи. стоянке
- Дискоиды, найденные в древних местах форта , выставлены в Музее и культурном центре Южного Огайо в Портсмуте, штат Огайо.
- Чучело трубки из округа Фултон, Джорджия.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Индейцы чумаш-Спорт и отдых» . Архивировано из оригинала 9 мая 2007 г. Проверено 16 сентября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Паукетат, Тимоти Р. (2004). Древняя Кахокия и Миссисипи . Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-52066-5 .
- ^ История американских индейцев Джеймса Адэра .
- ^ Jump up to: а б с д Ф. Кент Рейли; Джеймс Гарбер, ред. (2004). Древние предметы и священные миры . Издательство Техасского университета . стр. 56–106 . ISBN 978-0-292-71347-5 .
- ^ Кэтлин, Джордж (1973) [1841]. Письма и заметки, том. 1, нет. 19 .
- ^ Хадсон, Чарльз М. (1976). Юго-восточные индейцы . п. 421.
- ^ Хадсон, Чарльз М. (1976). Юго-восточные индейцы . стр. 220–222.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хадсон, Чарльз М. , «Юго-восточные индейцы», University of Tennessee Press, 1976. ISBN 0-87049-248-9
- Паукетат, Тимоти Р .; Лорен, Диана ДиПаоло (ред.) (1 декабря 2004 г.) Археология Северной Америки . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. ISBN 0-631-23184-6 .
- ДеБоер, Уоррен Р. (1993). «Как катящийся камень: игра Чанки и политическая организация в восточной части Северной Америки». Юго-восточная археология . 12 (2): 83–92. JSTOR 40712999 .
- Янси-Бейли, Миранда Л.; Колдехофф, Брэд (2010). «Вращающиеся иконы: гравированные камни Чанки в стиле Кахокии». Иллинойс Археология . 22 (2): 491–501.
- Грегори, Анна (24 сентября 2020 г.). Чанки, Кахокия и разрешение конфликтов коренных народов (Диссертация). hdl : 1794/25664 .
- Кунц, Дэвид (ноябрь 1891 г.). «Трубка строителей курганов и камень-кусок» . Американский антикварный и восточный журнал . 13 (6): 350. ПроКвест 89638697 .
- Паукетат, Тимоти Р. (2009). «Первое развлечение Америки» . Журнал археологии . 62 (5).
Внешние ссылки
[ редактировать ]