Jump to content

коренастый

Иллюстрация чанки-плеера на основе дизайна горжета из Миссисипи . Художник Херб Роу

Чанки (также известный как чанки , ченко , чунг-ки или игра с обручем и палкой) [1] ) — игра индейского происхождения . В нее играли, катая по земле дискообразные камни и бросая в них копья, пытаясь приземлить копье как можно ближе к остановленному камню. Он возник около 600 г. н.э. в регионе Кахокия на территории нынешних Соединенных Штатов (недалеко от современного Сент-Луиса , штат Миссури ). В Чанки играли на огромных аренах площадью 47 акров (19 га), которые собирали большую аудиторию, призванную объединить людей региона (т. е. жителей Кахока, фермеров, иммигрантов и даже гостей). [2] В нее продолжали играть после падения культуры Миссисипи примерно в 1500 году нашей эры. Вариации играли по всей Северной Америке . Ранний этнограф Джеймс Адэр перевел это имя как «каторга». [2] Азартные игры часто были связаны с игрой: некоторые игроки ставили на исход игры все, что у них было. Известно, что проигравшие даже покончили жизнь самоубийством. [2] [3]

Графическое представление

[ редактировать ]
Дизайн игрока Chunky взят из выгравированного горжета из ракушки с изображением мотивов.

Танцор -сокол/воин/болванщик был важной мифологической фигурой Юго-восточного церемониального комплекса . Множество различных представлений на эту тему было найдено на юго-востоке и Среднем Западе Америки. На протяжении многих веков его изображения повторяются определенные мотивы:

  • стойка . На многих графических изображениях игрока-чанки изображен участник, бросающий каменный каток. [4]
  • сломанная палка . Палка чанки обычно изображается как ободранная палка, почти всегда сломанная. В мифологическом цикле это может означать, что игра окончена, а то и само поражение. Палочки чанки обычно не находят при археологических раскопках, хотя медные ножны, найденные рядом с камнями чанки в кургане Кахокиас 72, могут быть исключением. [4]
  • Шляпа-таблетка - шляпа цилиндрической формы, сделанная из неизвестных материалов, которую можно увидеть только у чанки-игроков.
  • Фартук в форме сердца / меха . Археологи предполагают, что это может быть графическое изображение человеческого скальпа, прикрепленного к поясу фигуры. Этот мотив, кажется, перекликается с вышитым бисером чубом, прической (выбритая голова, за исключением пучка на макушке) и другими аксессуарами (ракушками, каменными и медными украшениями), которые обычно носят мифологические персонажи на голове. [4]
  • Мангум-волан – мотив странной формы, состоящий из петель, свисающих над и под поясом чанки-игрока. Назван в честь медной пластины из Миссисипи, найденной на кургане Мангум в округе Клэйборн, штат Миссисипи , на которой есть этот мотив.

Хотя фигура, описанная как танцор сокола/воин/игрок на чанки, не всегда показана в процессе игры на чанки, расположение многих мотивов помогает идентифицировать их как одну и ту же фигуру. Некоторые мотивы, обычно связанные с фигурой, такие как скальп, отрубленные головы, сломанные палочки, а также этноисторические записи, связывающие ее с азартными играми, похоже, указывают на серьезность игры. Ценой поражения в мифологических записях могла быть потеря жизни и головы. [4]

Постевропейский контакт

[ редактировать ]
«Чунг-ки, игра на мандане с кольцом и шестом», художник Джордж Кэтлин.

Многие коренные американцы продолжали играть в игру чанки еще долго после контакта с европейцами, в том числе маскоги (крики), чикасо , чокто и манданы , о чем свидетельствует художник Джордж Кэтлин в 1832 году.

Игра в Чунг-ки [является] прекрасным спортивным упражнением, которое манданы, кажется, практикуют почти непрерывно, пока погода хорошая, и у них нет больше ничего важного, что могло бы потребовать их внимания. Эта игра, несомненно, является их любимым развлечением, и в нее играют недалеко от деревни на глиняном тротуаре, который использовался для этой цели до тех пор, пока он не стал гладким и твердым, как пол. ... Спектакль начинается с двух (по одному от каждой группы), которые начинают рысью, в ряд друг за другом, и один из них катит впереди них по тротуару маленькое кольцо в два или три дюйма в диаметре. диаметр, вырезанный из камня; и каждый следует за ним со своим «чунг-ки» (палкой длиной шесть футов с небольшими кусочками кожи, выступающими по бокам на дюйм или более длиной), которую он бросает перед собой на бегу, скользя он идет по земле вслед за кольцом, стараясь поставить его в такое положение, когда оно остановится, чтобы кольцо могло упасть на него и получить через себя один из маленьких выступов кожи.

- Джордж Кэтлин, 1832 г. [5]

В раннюю колониальную эпоху это все еще была самая популярная игра среди американских индейцев Юго-Востока. [6] Дворы Маскоги представляли собой большую тщательно расчищенную и выровненную территорию, окруженную с обеих сторон насыпями, со столбом в центре и, возможно, еще двумя на обоих концах. Шесты использовались для игры в другую местную игру – стикбол . [7] Камни, сами по себе ценные предметы, принадлежали городу или кланам, а не отдельным лицам, и их тщательно сохраняли.

  • Чероки оценивали свою игру по тому, насколько близко камень находился к определенным отметкам на палочке.
  • Чикасо заработали очко для человека, находящегося ближе всего к диску, два, если он касался диска.
  • Чокто играли в свою игру на дворе шириной 12 футов (3,7 м) и длиной 100 футов (30 м). Шесты делались из дерева гикори с четырьмя выемками на переднем конце, одной посередине и двумя на другом конце. Оценка зависела от того, какой набор насечек был ближе всего к диску. Игра закончилась, когда игрок набрал двенадцать очков.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Индейцы чумаш-Спорт и отдых» . Архивировано из оригинала 9 мая 2007 г. Проверено 16 сентября 2008 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Паукетат, Тимоти Р. (2004). Древняя Кахокия и Миссисипи . Издательство Кембриджского университета . ISBN  0-521-52066-5 .
  3. ^ История американских индейцев Джеймса Адэра .
  4. ^ Jump up to: а б с д Ф. Кент Рейли; Джеймс Гарбер, ред. (2004). Древние предметы и священные миры . Издательство Техасского университета . стр. 56–106 . ISBN  978-0-292-71347-5 .
  5. ^ Кэтлин, Джордж (1973) [1841]. Письма и заметки, том. 1, нет. 19 .
  6. ^ Хадсон, Чарльз М. (1976). Юго-восточные индейцы . п. 421.
  7. ^ Хадсон, Чарльз М. (1976). Юго-восточные индейцы . стр. 220–222.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f2249f514e3bb780d86958c311be3158__1718200320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/58/f2249f514e3bb780d86958c311be3158.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chunkey - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)