Маленькая долина
Археологический памятник Эль-Валлесито - Культура Кумеяай | ||
![]() | ||
Имя: | Маленькая долина | |
Тип | Мезоамериканская археология | |
Расположение | Ла-Румороза, муниципалитет Текате , Нижняя Калифорния ![]() | |
Область | Аридоамерика | |
Координаты | 32 ° 31'0 ″ с.ш. 116 ° 14'53 ″ з.д. / 32,51667 ° с.ш. 116,24806 ° з.д. | |
Культура | Кумеяай (исп. Kumiai) | |
Язык | Кумеяай | |
Хронология | 1000 г. до н.э. | |
Период | Предыстория | |
ИНАХ Веб-страница | Маленькая долина, веб-страница INAH |
Эль-Валлесито — археологический памятник, расположенный в городе Ла-Румороса . [1] в муниципалитете Текате , Нижняя Калифорния , Мексика.
Считается, что в Нижней Калифорнии люди присутствовали на протяжении тысячелетий, однако имеющиеся данные указывают на то, что это место было заселено примерно 8000 годом до нашей эры. Некоторые памятники появились позднее; предполагается, что они были созданы за последнюю тысячу лет, хотя гравюры, более устойчивые к эрозии, могли быть и старше. [2]
Это место было заселено этнической группой Кумеяай, территория которой простиралась от Санто-Томаса, Нижняя Калифорния, до побережья Сан-Диего в Калифорнии. Восточный регион простирался от Эскондидо, Калифорния, до гор и пустынь на севере Нижней Калифорнии, включая территорию Лагуна Салада и часть Сьерра-Хуарес, известную как Ла Румороза. [1]
На этом сайте представлено более 18 наборов наскальных рисунков, из которых можно посетить только шесть. [1]
Вальесито считается одним из самых важных в регионе. Есть несколько важных археологических зон; однако официально еще не назначен ответственными органами. [1]
На этом месте много наскальных рисунков и петроглифов, сделанных древними жителями полуострова. Известно, что территорию занимали кочевые группы, проживавшие в регионе и основывавшие свое существование на охоте и сборе фруктов, семян, корнеплодов и морепродуктов. [1]
Украшенные скалы с белыми, черными и красными фигурами — это изображения, сделанные примерно три тысячи лет назад, когда различные миграционные потоки проникли в регион Нижняя Калифорния, известный как Юман или Кечан , пришедший с территории нынешних Соединенных Штатов. [1]
История
[ редактировать ]Во время древней истории, примерно четырнадцать тысяч лет назад, ранняя группа кочевников прибыла на полуостров через береговые маршруты Тихого океана, ведя натуральное хозяйство. [ нужна ссылка ]
В доиспанские времена существовало три племенные группы: перикуэс, гуайкурас и кохимиес. Перикуэс населяли юг полуострова и простирались на север, от Кабо-Сан-Лукас до середины полуострова. Гуайкурас населяли среднюю часть, а кохимиес - северную часть. Параллельно с кочими существовали и другие группы кочевников, такие как Кумеяай (Кмиай), одна из местных семей, которая вместе с Кукапа, Пайпай, Килива, Кахилла и Акула занимала северную часть Нижней Калифорнии. Все принадлежали группе Юман. [ нужна ссылка ]
Культура
[ редактировать ]
Доисторические аборигены были кочевниками-охотниками-собирателями. Со временем они разделились на группы, каждая из которых приобрела определенную территориальность, по которым кочевали в поисках средств к существованию, обеспечиваемых природными ресурсами. [3]
Среди первых поселенцев были кумеяай, жившие от побережья до гор. Как собиратели, они бродили по своей территории в поисках фруктов и семян, таких как желуди, кедровые орехи и мансанита . Они продолжают расти в регионе и используются в качестве лекарственных растений. [3]
Юман
[ редактировать ]
Юманы или кечаны , предки региональных этнических групп (кукапа, килива, пай-пай и кумеяай), были частью миграционных потоков на полуостров Нижняя Калифорния с севера. Они занимают очень важное место в процессе перемещения. [1]
- Кукапа оккупировали территорию Мехикали и дельту реки Колорадо. Помимо охоты и собирательства у них было зарождающееся сельское хозяйство с периодическими наводнениями. [1]
- Килива, Пай-пай и Кумеяай занимали горы и долины Нижней Калифорнии. [1]
Юманские языки
[ редактировать ]
Юман-кочими — это семья языков, на которых говорят в Нижней Калифорнии и северной Соноре в Мексике, южной Калифорнии и западной Аризоне в США.
Кочими сейчас вымер . [4] Кукапа — испанское название Кокопы. Диегеньо — это испанское название племени Ипай/Кумейай/Типай, которое теперь часто называют Кумеяай. Нагорный Юман состоит из нескольких взаимопонятных диалектов, на которых говорят политически различные Явапай, Хуалапай и Хавасупай.
Некоторые предложения предполагают, что языки гуайкура являются частью группы юман. Языки гуайкура — это группа из нескольких языков, на которых говорят на южной оконечности полуострова, в настоящее время почти вымерших. Предполагается, что у них были какие-то отношения с Ччими; однако доказательств, подтверждающих это, недостаточно. [ нужна ссылка ]
Другое распространенное предположение, гипотеза языков хокан , предполагает некую отдаленную связь между языками юман, хорошо идентифицированной семьей, связь которой с другими языками Калифорнии очевидна. Хотя эта связь может быть вполне обоснованной, не совсем ясно, какие языки можно считать частью предполагаемой семьи Хокан, а какие нет. [ нужна ссылка ]
Кумеяайская культура
[ редактировать ]
Кумеяай, также известные как Типай-Ипай, Камия или ранее Диегеньо, — коренные американцы, проживающие на крайнем юго-западе США и северо-западе Мексики . Они живут в штатах Калифорния в США и Нижняя Калифорния в Мексике. На испанском языке имя обычно пишется Кумиай .
Кумеяай состоят из двух родственных групп: ипай и типай. Традиционные родины двух прибрежных групп были примерно разделены рекой Сан-Диего : северный Ипай (протянувшийся от Эскондидо до озера Хеншоу ) и южный Типай (включая горы Лагуна , Энсенада и Текате ).
Значение термина Кумеяай неизвестно, но Ипай или Типай оба означают «люди». [5] Некоторые кумеяаи в южных районах также называют себя МуттТипи , что означает «люди земли».
Свидетельства поселения людей на территории Кумеяай насчитывают не менее 12 000 лет. [6] 7000 г. до н. э. ознаменовал появление двух культурных традиций: традиции побережья и долины Калифорнии и традиции пустыни. [7] Исторический Типай-Ипай возник около 1000 г. н.э.; [7] Однако другие говорят, что люди Кумеяай жили в районе Сан-Диего уже 12 000 лет. [8] На момент контактов с европейцами Кумеяай состоял из нескольких автономных группировок с 30 кланами по отцовской линии. [5]
Кумеяайцы поддерживали себя земледелием и наемным трудом в сельском хозяйстве. региона Однако 20-летняя засуха в середине 20-го века нанесла ущерб экономике сухого земледелия . [9] Для их общего благополучия несколько резерваций создали некоммерческую организацию Kumeyaay, Inc. [10]
Килива, Пай-пай и Кумеяай занимали горы и долины Нижней Калифорнии. Они использовали прибрежные ресурсы и горы внутри штата, производили керамику и корзины. [1] Их можно идентифицировать по найденным керамическим изделиям и множеству ступ, вырезанных на камне. [1]
В настоящее время в горах Мексики живут потомки Кумеяай. Они живут в Сан-Хосе-ин-Текате, Сан-Хосе-де-ла-Сорра и Хунтас-де-Неджи. [3]
Кумеяайский язык
[ редактировать ]Номенклатура и племенные различия не получили широкого согласия. Общий научный консенсус признает три отдельных языка: ипай , собственно кумеяай (включая камию) и типай в северной Нижней Калифорнии (например, Langdon 1990). Однако это мнение не поддерживается носителями языка (настоящими людьми Кумеяай), которые утверждают, что на их территории все Кумеяай (ипай/типай) могут понимать и разговаривать друг с другом, по крайней мере, после короткого периода акклиматизации. [11] Все три языка принадлежат к дельта-калифорнийской ветви языковой семьи юман, к которой также принадлежат несколько других лингвистически различных, но родственных групп, включая кокопа , кечан , пайпай и килива .
Сайт
[ редактировать ]О присутствии Кумеяай свидетельствуют различные рисунки на стенах и потолках каменных укрытий или наружных стенах из каменных блоков. Эти места использовались как сезонные стоянки, каменные мастерские или мастерские по изготовлению морских ракушек. [1]
Район характеризуется разнообразием проявлений наскальной живописи. Картины выполнены на каменных поверхностях и в основном встречаются в скальных убежищах. Некоторые из них имеют мифо-религиозное значение. [3]
На этом археологическом объекте найдено более 30 комплектов; однако выставлено только шесть.
Несколько рисунков повторяют контур скалы. Наиболее распространенные цвета – красный различных оттенков, черный и белый. Пигменты минерального происхождения, распыляются и смешиваются какой-то кистью. [3]
Петроглифы
[ редактировать ]На археологическом объекте Эль-Валлесито на данный момент можно увидеть только следующие наборы: [1]
Акула
[ редактировать ]«Акула» — это первый пережиток. Это гранитная скала, внешне напоминающая голову акулы. Внутри находится фигура, напоминающая летящую бабочку в черном цвете, окруженная несколькими высеченными в скале минометами. [3]
Солнцестояние или Эль Диаблито
[ редактировать ]«Солнцестояние» или «Эль Диаблито», пожалуй, самый важный набор на этом месте и, возможно, изображает ритуальную функцию.
Это убежище является частью каменной стены и представляет собой миниатюрную антропоморфную фигурку красного цвета с антеннами на голове и черными глазами-бусинками. Его размер составляет примерно 33 см, и он связан с геометрическими и антропоморфными фигурами в черно-белом исполнении. [12] 21 и 22 декабря он предлагает впечатляющее зрелище. [1] [3] Солнечный луч проникает и направляется к глазам фигуры, освещая внутреннюю часть убежища на несколько минут. Это явление считается маркером солнцестояния, указывающим на начало зимы в северном полушарии и отмечающим особую дату в календаре Кумеяай. [1] [3]
Укорененный человек
[ редактировать ]«Укорененный человек» представляет собой небольшой набор камней, представляющий собой две панели с белыми фигурами. На первой панели находится геометрический узор из пяти линий, заканчивающихся круглыми точками. Вторая панель представляет собой небольшое углубление с антропоморфной фигурой с чертой, напоминающей корни или свисающие вниз конечности. Оно связано с несколькими небольшими фигурками. [1] [3]
Индийская пещера
[ редактировать ]«Индийская пещера», должно быть, имела особое значение для ее жителей, так как в ней обнаружено множество строительных растворов, метатов, керамического материала и каменных отходов изготовления орудий труда. Это огромный гранитный куполообразный гриб с живописными элементами на стенах и потолке с северной и южной сторон. [1] [3]
На севере много изображений красного, белого и черного цветов. Наиболее заметными мотивами являются антропоморфные фигуры, концентрические круги, линии с лучами, идущими по всей крыше и отдельные пятна. [1]
На южной панели преобладают белые мотивы, очень схематические человеческие фигуры, некоторые с тремя головами, кругами и другими геометрическими фигурами. Силуэты выполнены в технике контурирования. [1]
Лос Солечитос или Виттиннюр
[ редактировать ]На языке Кумеяай это означает «раскрашенная скала». Как и предыдущий, имеет рисунки на стенах и крыше. [1] Его значение неизвестно. [3]
Улитка
[ редактировать ]Этот набор камней гармонирует с пейзажем и украшен большим количеством красных картин. [1]
Выдающимися особенностями являются обилие элементов на стенах и потолке, выполненных в различных оттенках красного и черного с использованием природных скальных образований. На нем изображены маленькие солнца ( solecitos ), выполненные в виде небольших впадин, похожих на фигурки. Часть комплекса представляет собой скалу с более чем дюжиной ступ и других небольших углублений или ямочек с возможными ритуальными функциями, демонстрируя некоторый визуальный баланс отображаемых форм. [1]
См. также
[ редактировать ]- Portal del Gobierno de Baja California. Архивировано 12 августа 2015 г. в Wayback Machine.
- Муниципалитет Текате
- Нижняя Калифорния
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v «Pagina INAH el sitio El vallecito» [El Vallecito, веб-страница сайта]. ИНА (на испанском языке). Мексика. Архивировано из оригинала 10 сентября 2010 г.
- ^ «Эль Вальесито, Pinturas Rupestres» [Эль Вальесито, наскальные рисунки] (на испанском языке). Города Мексики.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Уанте Корралес, Сусана. «Эль-Валлесито, главная археологическая зона Нижней Калифорнии» [Эль-Валлесито, главный археологический объект Нижней Калифорнии] (на испанском языке). Сеть Семь дней. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 г.
- ^ Он был включен в число хоканских языков Фогелином и Хаасом, а также как хока-сиу, по словам Эдварда Сапира.
- ^ Перейти обратно: а б Лумала, 592
- ^ Эрландсон и др. 2007, стр. 62
- ^ Перейти обратно: а б Лумала, 594
- ^ «Индейцы Кумеяай Южной Калифорнии». Информационная деревня Кумеяай . (Проверено 21 мая 2010 г.)
- ^ Шипек (1978), 611
- ^ Шипек (1978), 616
- ^ Смит, 2005 г.
- ^ Крупп, Эдвин (1994). Отголоски древнего неба . Минеола: Dover Publications, Inc., стр. 136–137. ISBN 9780486428826 .
Ссылки
[ редактировать ]- Митхун, Марианна. (1999). Языки коренных народов Северной Америки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-23228-7 (hbk); ISBN 0-521-29875-X .
- Линн Хинтон. 1994. Флейты огня: очерки языков индейцев Калифорнии . Heyday Books, Беркли, Калифорния.
- Лэнгдон, Маргарет. 1990. «Дьегеньо: сколько языков?» В материалах семинара по хоканско-пенутским языкам 1990 года под редакцией Джеймса Э. Реддена, стр. 184–190. Университет Южного Иллинойса, Карбондейл.
- Митхун, Марианна. 1999. Языки коренных народов Северной Америки . Издательство Кембриджского университета.
- Эрландсон, Джон М., Торбен К. Рик, Терри Л. Джонс и Джудит Ф. Поркаси. «Один, если по суше, два, если по морю: кем были первые калифорнийцы?» Предыстория Калифорнии: колонизация, культура и сложность . Ред. Терри Л. Джонс и Кэтрин А. Клар. Лэнхэм, Мэриленд: АльтаМира Пресс, 2010. 53–62. ISBN 978-0-7591-1960-4 .
- Кребер, А.Л. Справочник индейцев Калифорнии . Бюллетень Бюро американской этнологии № 78. Вашингтон, округ Колумбия, 1925.
- Луомала, Кэтрин. «Типай-Ипай». Справочник североамериканских индейцев . Том изд. Роберт Ф. Хейзер. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 1978. 592–609. ISBN 0-87474-187-4 .
- Притцкер, Барри М. Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2000. ISBN 978-0-19-513877-1 .
- Шипек, Флоренс К. «История индейцев-миссионеров Южной Калифорнии». Справочник североамериканских индейцев . Под редакцией тома, Хейзер, Роберт Ф. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 1978. 610–618. ISBN 0-87474-187-4 .
- Шипек, Флоренс К. «Влияние европейцев на культуру Кумеяай». Влияние европейских исследований и расселения на местонахождение коренных американцев . Эд. Рэймонд Старр. Сан-Диего: Историческая ассоциация Кабрильо, 1986: 13–25.
- Смит, Калим Х. 2005. «Языковая идеология и гегемония в нации Кумеяай: возвращение лингвистического взгляда». Магистерская диссертация, Калифорнийский университет, Сан-Диего.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дюбуа, Констанс Годдар. 1904-1906. «Мифология индейцев-миссионеров: Мифология индейцев луисеньо и диегеньо Южной Калифорнии». Журнал Американского фольклорного общества , Vol. XVII , № LXVI. п. 185-8 [1904]; Том. XIX . № LXXII, стр. 52–60 и LXXIII. стр. 145–64. [1906].
- Лэнгдон, Маргарет. 1990. «Дьегеньо: сколько языков?» в материалах семинара по хоканско-пенутским языкам 1990 года под редакцией Джеймса Э. Реддена, стр. 184–190. Университет Южного Иллинойса, Карбондейл.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Этнолог: Юман
- Информационная деревня Кумеяай с учебными материалами для учителей.
- Kumeyaay.com , информационный сайт Ларри Банегаса, резервация Барона.
- Кумеяайский индийский язык
- Мифология индейцев-миссионеров Дюбуа, 1904–1906 гг.
- Религиозные практики индейцев Диегеньо, Т. Т. Уотерман, 1910 г.
- Обзор языка кумеяай (диегеньо) в Обзоре калифорнийских и других индийских языков