Jump to content

Маленькая долина

Координаты : 32 ° 31'0 ″ с.ш. 116 ° 14'53 ″ з.д.  /  32,51667 ° с.ш. 116,24806 ° з.д.  / 32,51667; -116,24806
Археологический памятник Эль-Валлесито - Культура Кумеяай
Наскальные рисунки в Эль-Валлесито
Свернутая корзина Кумеяай, сотканная Селестиной Лачапа, XIX век, Музей человека Сан-Диего.
Имя: Маленькая долина
Тип Мезоамериканская археология
Расположение Ла-Румороза, муниципалитет Текате , Нижняя Калифорния
 Мексика
Область Аридоамерика
Координаты 32 ° 31'0 ″ с.ш. 116 ° 14'53 ″ з.д.  /  32,51667 ° с.ш. 116,24806 ° з.д.  / 32,51667; -116,24806
Культура Кумеяай (исп. Kumiai)
Язык Кумеяай
Хронология 1000 г. до н.э.
Период Предыстория
ИНАХ Веб-страница Маленькая долина, веб-страница INAH

Эль-Валлесито — археологический памятник, расположенный в городе Ла-Румороса . [1] в муниципалитете Текате , Нижняя Калифорния , Мексика.

Считается, что в Нижней Калифорнии люди присутствовали на протяжении тысячелетий, однако имеющиеся данные указывают на то, что это место было заселено примерно 8000 годом до нашей эры. Некоторые памятники появились позднее; предполагается, что они были созданы за последнюю тысячу лет, хотя гравюры, более устойчивые к эрозии, могли быть и старше. [2]

Это место было заселено этнической группой Кумеяай, территория которой простиралась от Санто-Томаса, Нижняя Калифорния, до побережья Сан-Диего в Калифорнии. Восточный регион простирался от Эскондидо, Калифорния, до гор и пустынь на севере Нижней Калифорнии, включая территорию Лагуна Салада и часть Сьерра-Хуарес, известную как Ла Румороза. [1]

На этом сайте представлено более 18 наборов наскальных рисунков, из которых можно посетить только шесть. [1]

Вальесито считается одним из самых важных в регионе. Есть несколько важных археологических зон; однако официально еще не назначен ответственными органами. [1]

На этом месте много наскальных рисунков и петроглифов, сделанных древними жителями полуострова. Известно, что территорию занимали кочевые группы, проживавшие в регионе и основывавшие свое существование на охоте и сборе фруктов, семян, корнеплодов и морепродуктов. [1]

Украшенные скалы с белыми, черными и красными фигурами — это изображения, сделанные примерно три тысячи лет назад, когда различные миграционные потоки проникли в регион Нижняя Калифорния, известный как Юман или Кечан , пришедший с территории нынешних Соединенных Штатов. [1]

Во время древней истории, примерно четырнадцать тысяч лет назад, ранняя группа кочевников прибыла на полуостров через береговые маршруты Тихого океана, ведя натуральное хозяйство. [ нужна ссылка ]

В доиспанские времена существовало три племенные группы: перикуэс, гуайкурас и кохимиес. Перикуэс населяли юг полуострова и простирались на север, от Кабо-Сан-Лукас до середины полуострова. Гуайкурас населяли среднюю часть, а кохимиес - северную часть. Параллельно с кочими существовали и другие группы кочевников, такие как Кумеяай (Кмиай), одна из местных семей, которая вместе с Кукапа, Пайпай, Килива, Кахилла и Акула занимала северную часть Нижней Калифорнии. Все принадлежали группе Юман. [ нужна ссылка ]

Культура

[ редактировать ]
Женщина Кумеяай перед своим традиционным домом в Кампо, фото Эдварда Кертиса.

Доисторические аборигены были кочевниками-охотниками-собирателями. Со временем они разделились на группы, каждая из которых приобрела определенную территориальность, по которым кочевали в поисках средств к существованию, обеспечиваемых природными ресурсами. [3]

Среди первых поселенцев были кумеяай, жившие от побережья до гор. Как собиратели, они бродили по своей территории в поисках фруктов и семян, таких как желуди, кедровые орехи и мансанита . Они продолжают расти в регионе и используются в качестве лекарственных растений. [3]

Юмас. В: «Обследование границ США и Мексики. Отчет Уильяма Х. Эмори…» Вашингтон. 1857. Том I.

Юманы или кечаны , предки региональных этнических групп (кукапа, килива, пай-пай и кумеяай), были частью миграционных потоков на полуостров Нижняя Калифорния с севера. Они занимают очень важное место в процессе перемещения. [1]

  • Кукапа оккупировали территорию Мехикали и дельту реки Колорадо. Помимо охоты и собирательства у них было зарождающееся сельское хозяйство с периодическими наводнениями. [1]
  • Килива, Пай-пай и Кумеяай занимали горы и долины Нижней Калифорнии. [1]

Юманские языки

[ редактировать ]
Область влияния Юман-Кочими
Area of Yuman–Cochimí influence

Юман-кочими — это семья языков, на которых говорят в Нижней Калифорнии и северной Соноре в Мексике, южной Калифорнии и западной Аризоне в США.

Кочими сейчас вымер . [4] Кукапа — испанское название Кокопы. Диегеньо — это испанское название племени Ипай/Кумейай/Типай, которое теперь часто называют Кумеяай. Нагорный Юман состоит из нескольких взаимопонятных диалектов, на которых говорят политически различные Явапай, Хуалапай и Хавасупай.

Некоторые предложения предполагают, что языки гуайкура являются частью группы юман. Языки гуайкура — это группа из нескольких языков, на которых говорят на южной оконечности полуострова, в настоящее время почти вымерших. Предполагается, что у них были какие-то отношения с Ччими; однако доказательств, подтверждающих это, недостаточно. [ нужна ссылка ]

Другое распространенное предположение, гипотеза языков хокан , предполагает некую отдаленную связь между языками юман, хорошо идентифицированной семьей, связь которой с другими языками Калифорнии очевидна. Хотя эта связь может быть вполне обоснованной, не совсем ясно, какие языки можно считать частью предполагаемой семьи Хокан, а какие нет. [ нужна ссылка ]

Кумеяайская культура

[ редактировать ]
Когда Хуан Родригес Кабрильо плыл на север, он увидел нескольких туземцев Кумеяай, ожидающих на берегу. У них были длинные волосы, некоторые заплетенные в косы и украшенные перьями или ракушками. Некоторые мужчины носили накидки из шкуры калана, тюленя или оленя.
Корзина Кумеяай из ветвей ивы из Сан-Хосе-де-ла-Зорра, Энсенада, Нижняя Калифорния, Мексика. Создан для хранения продуктов. На выставке в Музее Centro de las Cienciasculturales Автономного университета Нижней Калифорнии , Мехикали.

Кумеяай, также известные как Типай-Ипай, Камия или ранее Диегеньо, — коренные американцы, проживающие на крайнем юго-западе США и северо-западе Мексики . Они живут в штатах Калифорния в США и Нижняя Калифорния в Мексике. На испанском языке имя обычно пишется Кумиай .

Кумеяай состоят из двух родственных групп: ипай и типай. Традиционные родины двух прибрежных групп были примерно разделены рекой Сан-Диего : северный Ипай (протянувшийся от Эскондидо до озера Хеншоу ) и южный Типай (включая горы Лагуна , Энсенада и Текате ).

Значение термина Кумеяай неизвестно, но Ипай или Типай оба означают «люди». [5] Некоторые кумеяаи в южных районах также называют себя МуттТипи , что означает «люди земли».

Свидетельства поселения людей на территории Кумеяай насчитывают не менее 12 000 лет. [6] 7000 г. до н. э. ознаменовал появление двух культурных традиций: традиции побережья и долины Калифорнии и традиции пустыни. [7] Исторический Типай-Ипай возник около 1000 г. н.э.; [7] Однако другие говорят, что люди Кумеяай жили в районе Сан-Диего уже 12 000 лет. [8] На момент контактов с европейцами Кумеяай состоял из нескольких автономных группировок с 30 кланами по отцовской линии. [5]

Кумеяайцы поддерживали себя земледелием и наемным трудом в сельском хозяйстве. региона Однако 20-летняя засуха в середине 20-го века нанесла ущерб экономике сухого земледелия . [9] Для их общего благополучия несколько резерваций создали некоммерческую организацию Kumeyaay, Inc. [10]

Килива, Пай-пай и Кумеяай занимали горы и долины Нижней Калифорнии. Они использовали прибрежные ресурсы и горы внутри штата, производили керамику и корзины. [1] Их можно идентифицировать по найденным керамическим изделиям и множеству ступ, вырезанных на камне. [1]

В настоящее время в горах Мексики живут потомки Кумеяай. Они живут в Сан-Хосе-ин-Текате, Сан-Хосе-де-ла-Сорра и Хунтас-де-Неджи. [3]

Кумеяайский язык

[ редактировать ]

Номенклатура и племенные различия не получили широкого согласия. Общий научный консенсус признает три отдельных языка: ипай , собственно кумеяай (включая камию) и типай в северной Нижней Калифорнии (например, Langdon 1990). Однако это мнение не поддерживается носителями языка (настоящими людьми Кумеяай), которые утверждают, что на их территории все Кумеяай (ипай/типай) могут понимать и разговаривать друг с другом, по крайней мере, после короткого периода акклиматизации. [11] Все три языка принадлежат к дельта-калифорнийской ветви языковой семьи юман, к которой также принадлежат несколько других лингвистически различных, но родственных групп, включая кокопа , кечан , пайпай и килива .

О присутствии Кумеяай свидетельствуют различные рисунки на стенах и потолках каменных укрытий или наружных стенах из каменных блоков. Эти места использовались как сезонные стоянки, каменные мастерские или мастерские по изготовлению морских ракушек. [1]

Район характеризуется разнообразием проявлений наскальной живописи. Картины выполнены на каменных поверхностях и в основном встречаются в скальных убежищах. Некоторые из них имеют мифо-религиозное значение. [3]

На этом археологическом объекте найдено более 30 комплектов; однако выставлено только шесть.

Несколько рисунков повторяют контур скалы. Наиболее распространенные цвета – красный различных оттенков, черный и белый. Пигменты минерального происхождения, распыляются и смешиваются какой-то кистью. [3]

Петроглифы

[ редактировать ]

На археологическом объекте Эль-Валлесито на данный момент можно увидеть только следующие наборы: [1]

«Акула» — это первый пережиток. Это гранитная скала, внешне напоминающая голову акулы. Внутри находится фигура, напоминающая летящую бабочку в черном цвете, окруженная несколькими высеченными в скале минометами. [3]

Солнцестояние или Эль Диаблито

[ редактировать ]

«Солнцестояние» или «Эль Диаблито», пожалуй, самый важный набор на этом месте и, возможно, изображает ритуальную функцию.

Это убежище является частью каменной стены и представляет собой миниатюрную антропоморфную фигурку красного цвета с антеннами на голове и черными глазами-бусинками. Его размер составляет примерно 33 см, и он связан с геометрическими и антропоморфными фигурами в черно-белом исполнении. [12] 21 и 22 декабря он предлагает впечатляющее зрелище. [1] [3] Солнечный луч проникает и направляется к глазам фигуры, освещая внутреннюю часть убежища на несколько минут. Это явление считается маркером солнцестояния, указывающим на начало зимы в северном полушарии и отмечающим особую дату в календаре Кумеяай. [1] [3]

Укорененный человек

[ редактировать ]

«Укорененный человек» представляет собой небольшой набор камней, представляющий собой две панели с белыми фигурами. На первой панели находится геометрический узор из пяти линий, заканчивающихся круглыми точками. Вторая панель представляет собой небольшое углубление с антропоморфной фигурой с чертой, напоминающей корни или свисающие вниз конечности. Оно связано с несколькими небольшими фигурками. [1] [3]

Индийская пещера

[ редактировать ]

«Индийская пещера», должно быть, имела особое значение для ее жителей, так как в ней обнаружено множество строительных растворов, метатов, керамического материала и каменных отходов изготовления орудий труда. Это огромный гранитный куполообразный гриб с живописными элементами на стенах и потолке с северной и южной сторон. [1] [3]

На севере много изображений красного, белого и черного цветов. Наиболее заметными мотивами являются антропоморфные фигуры, концентрические круги, линии с лучами, идущими по всей крыше и отдельные пятна. [1]

На южной панели преобладают белые мотивы, очень схематические человеческие фигуры, некоторые с тремя головами, кругами и другими геометрическими фигурами. Силуэты выполнены в технике контурирования. [1]

Лос Солечитос или Виттиннюр

[ редактировать ]

На языке Кумеяай это означает «раскрашенная скала». Как и предыдущий, имеет рисунки на стенах и крыше. [1] Его значение неизвестно. [3]

Этот набор камней гармонирует с пейзажем и украшен большим количеством красных картин. [1]

Выдающимися особенностями являются обилие элементов на стенах и потолке, выполненных в различных оттенках красного и черного с использованием природных скальных образований. На нем изображены маленькие солнца ( solecitos ), выполненные в виде небольших впадин, похожих на фигурки. Часть комплекса представляет собой скалу с более чем дюжиной ступ и других небольших углублений или ямочек с возможными ритуальными функциями, демонстрируя некоторый визуальный баланс отображаемых форм. [1]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v «Pagina INAH el sitio El vallecito» [El Vallecito, веб-страница сайта]. ИНА (на испанском языке). Мексика. Архивировано из оригинала 10 сентября 2010 г.
  2. ^ «Эль Вальесито, Pinturas Rupestres» [Эль Вальесито, наскальные рисунки] (на испанском языке). Города Мексики.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Уанте Корралес, Сусана. «Эль-Валлесито, главная археологическая зона Нижней Калифорнии» [Эль-Валлесито, главный археологический объект Нижней Калифорнии] (на испанском языке). Сеть Семь дней. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 г.
  4. ^ Он был включен в число хоканских языков Фогелином и Хаасом, а также как хока-сиу, по словам Эдварда Сапира.
  5. ^ Перейти обратно: а б Лумала, 592
  6. ^ Эрландсон и др. 2007, стр. 62
  7. ^ Перейти обратно: а б Лумала, 594
  8. ^ «Индейцы Кумеяай Южной Калифорнии». Информационная деревня Кумеяай . (Проверено 21 мая 2010 г.)
  9. ^ Шипек (1978), 611
  10. ^ Шипек (1978), 616
  11. ^ Смит, 2005 г.
  12. ^ Крупп, Эдвин (1994). Отголоски древнего неба . Минеола: Dover Publications, Inc., стр. 136–137. ISBN  9780486428826 .
  • Митхун, Марианна. (1999). Языки коренных народов Северной Америки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-23228-7 (hbk); ISBN   0-521-29875-X .
  • Линн Хинтон. 1994. Флейты огня: очерки языков индейцев Калифорнии . Heyday Books, Беркли, Калифорния.
  • Лэнгдон, Маргарет. 1990. «Дьегеньо: сколько языков?» В материалах семинара по хоканско-пенутским языкам 1990 года под редакцией Джеймса Э. Реддена, стр. 184–190. Университет Южного Иллинойса, Карбондейл.
  • Митхун, Марианна. 1999. Языки коренных народов Северной Америки . Издательство Кембриджского университета.
  • Эрландсон, Джон М., Торбен К. Рик, Терри Л. Джонс и Джудит Ф. Поркаси. «Один, если по суше, два, если по морю: кем были первые калифорнийцы?» Предыстория Калифорнии: колонизация, культура и сложность . Ред. Терри Л. Джонс и Кэтрин А. Клар. Лэнхэм, Мэриленд: АльтаМира Пресс, 2010. 53–62. ISBN   978-0-7591-1960-4 .
  • Кребер, А.Л. Справочник индейцев Калифорнии . Бюллетень Бюро американской этнологии № 78. Вашингтон, округ Колумбия, 1925.
  • Луомала, Кэтрин. «Типай-Ипай». Справочник североамериканских индейцев . Том изд. Роберт Ф. Хейзер. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 1978. 592–609. ISBN   0-87474-187-4 .
  • Притцкер, Барри М. Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2000. ISBN   978-0-19-513877-1 .
  • Шипек, Флоренс К. «История индейцев-миссионеров Южной Калифорнии». Справочник североамериканских индейцев . Под редакцией тома, Хейзер, Роберт Ф. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 1978. 610–618. ISBN   0-87474-187-4 .
  • Шипек, Флоренс К. «Влияние европейцев на культуру Кумеяай». Влияние европейских исследований и расселения на местонахождение коренных американцев . Эд. Рэймонд Старр. Сан-Диего: Историческая ассоциация Кабрильо, 1986: 13–25.
  • Смит, Калим Х. 2005. «Языковая идеология и гегемония в нации Кумеяай: возвращение лингвистического взгляда». Магистерская диссертация, Калифорнийский университет, Сан-Диего.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дюбуа, Констанс Годдар. 1904-1906. «Мифология индейцев-миссионеров: Мифология индейцев луисеньо и диегеньо Южной Калифорнии». Журнал Американского фольклорного общества , Vol. XVII , № LXVI. п. 185-8 [1904]; Том. XIX . № LXXII, стр. 52–60 и LXXIII. стр. 145–64. [1906].
  • Лэнгдон, Маргарет. 1990. «Дьегеньо: сколько языков?» в материалах семинара по хоканско-пенутским языкам 1990 года под редакцией Джеймса Э. Реддена, стр. 184–190. Университет Южного Иллинойса, Карбондейл.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b64b011ae13ab45a2c86fc7ff4f0daad__1695845160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/ad/b64b011ae13ab45a2c86fc7ff4f0daad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
El Vallecito - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)