Jump to content

Церемониальная трубка

Трубочный ствол из верховьев реки Миссури , без чаши, из коллекции Музея археологии и этнологии Пибоди .

Церемониальная трубка — особый тип курительной трубки , используемый рядом культур коренных народов Америки в своих священных церемониях. Традиционно их используют для вознесения молитв во время религиозной церемонии, для принятия церемониальных обязательств или для скрепления завета или договора . Церемония трубочной церемонии может быть частью более крупной церемонии или проводиться как самостоятельная священная церемония. У коренных народов Америки, которые используют церемониальные трубки, есть имена для них на языке коренных народов каждой культуры . Не во всех культурах существуют традиции изготовления трубок, и в сотнях различных индейских языков не существует единого слова для обозначения всех церемониальных трубок.

Использование в церемониях

[ редактировать ]

Хотя европейцы часто называют его «трубками мира» (и, в частности, «calumet de paix» ) французами [1] ), курение церемониальной трубки для скрепления мирного договора — это лишь один из вариантов использования церемониальной курительной трубки, причем только некоторыми странами, которые ее используют.

Различные типы церемониальных трубок использовались различными культурами коренных американцев , коренных народов и метисов . Стиль трубки, материалы для курения и церемонии уникальны и присущи конкретным и самобытным религиям этих народов. Точно так же трубки называются по именам на языке этого племени. Особый тип трубок, которые курили во время католических ритуалов обращения сначала в Иллинойсе , а затем на территории Микмака, был известен как Калуметс. [2] Исторически церемониальные трубы использовались для обозначения войны и мира, а также коммерции и торговли, а также принятия социальных и политических решений. [3]

Во время своего путешествия по реке Миссисипи в 1673 году отец Жак Маркетт задокументировал всеобщее уважение к церемониальной трубке среди всех коренных народов, с которыми он столкнулся, даже среди тех, кто находился в состоянии войны друг с другом. Он утверждал, что предоставление трубки во время боя остановит боевые действия. Жители Иллинойса подарили Маркетту такую ​​трубку, чтобы обеспечить ему безопасное путешествие по внутренней части страны. [3]

Обычно считается, что в церемониях дым доносит молитвы до внимания Создателя или других могущественных духов. Традиция лакота гласит, что женщина из белого теленка-буйвола принесла Чанунпу (священную трубку лакота) и научила их ее символике и церемониям. людям [4] Многие индейские культуры до сих пор практикуют эти церемонии.

Согласно устным традициям и, как показывают трубки до контакта, хранящиеся в музеях, племенных и частных владениях, некоторые церемониальные трубки украшены перьями, мехом, волосами животных или человека, вышивкой из бисера, иглами, резьбой или другими предметами, имеющими значение для владельца. . Другие трубы очень простые. Многие из них не хранятся отдельно, а хранятся коллективно медицинским обществом или аналогичной церемониальной организацией коренных народов.

Разновидности и терминология

[ редактировать ]

У коренных народов Америки , которые используют церемониальные трубки, есть имена для них на языке коренных народов каждой культуры. Не существует единого слова для обозначения всех церемониальных трубок в сотнях различных культур коренных народов.

Лакота чанунпа называется чанупа , также пишется Священная трубка или чанупа . [4]

В некоторых исторических источниках, написанных колонистами, церемониальная трубка упоминается как калумет ( kal-yə-ˌmet, -mət). Калумет норманнское слово ( произносится [kalyme] Давида Феррана ), впервые записано в «Нормандской музе» около 1625–1655 гг., [5] и использовался нормандско-французскими поселенцами для описания церемониальных трубок, которые они видели у коренных народов региона. [6] Первоначально поселенцы использовали это слово только для обозначения полого украшенного ствола трубы, тогда как чаша для трубки была отдельным ритуальным объектом. [7] «разновидность тростника, используемого для изготовления трубок», с суффиксом, заменяющим калумель . [8] Оно соответствует французскому слову chalumeau , означающему «тростник» (современный французский язык также означает «соломинка», «паяльная лампа»). [9] [10] Калуметы, которые курили во время католических ритуалов обращения сначала в Иллинойсе , а затем на территории Микмака, были искусно вырезаны и украшены. [2] Название региона Калумет в Иллинойсе и Индиане может происходить от французского термина или может иметь независимое происхождение от Потаватоми . [3] [11] существует Аналогично, в настоящее время в Уматилле термин «чаламат» . [12]

Материалы

[ редактировать ]
Катлинитовая чаша церемониальной трубки, используемой Черным Ястребом , на выставке в Государственном историческом памятнике Блэк-Ястреб .

Табак, Nicotiana Rustica , [13] Первоначально использовался в основном восточными племенами, но западные племена часто смешивали его с другими травами, корой и растительными веществами в препарате, широко известном как кинникиник . [14]

Одним из материалов, используемых для изготовления церемониальных чаш для трубок на Верхнем Среднем Западе, является красный трубочный камень или катлинит . [15] мелкозернистый, легко обрабатываемый камень насыщенного красного цвета из Кото-де-Прери , к западу от озера Биг-Стоун в Южной Дакоте . Карьеры трубочного камня на территории современной Миннесоты были нейтральной территорией, поскольку люди из разных стран приезжали в карьер за священным камнем. [16] Народ сиу использует в некоторых своих церемониях трубки с длинным мундштуком. Другие народы, такие как катавба на юго-востоке Америки, используют церемониальные трубки в виде круглых чаш на ножках. Трубчатый дымовой наконечник выступает из каждого из четырех основных направлений чаши.

Разновидности трубочного камня

[ редактировать ]
Двуликая чаша для трубки, инкрустированная катлинитом, начало XIX века, Сиссетон-Сиу
Uncompahgre Ute Алебастровая церемониальная трубка Salmon. Стили трубок юте схожи со стилями трубок равнинных индейцев , но имеют заметные различия. Трубки юте толще, в них используются более короткие стержни, чем в равнинном стиле, и они больше напоминают стили трубок своих северных соседей, шошонов .

Ряд коренных народов Северной Америки изготавливают и используют церемониальные трубки. Однако есть также индейские культуры, которые не имеют традиции церемониального курения, а изготавливают трубки только для совместного курения. Типы используемых материалов различаются в зависимости от сообщества и местности. Некоторые из известных типов трубочного камня и материалов для труб:

Глина
, И Cherokee и Chickasaw — модные трубки, сделанные из обожженной глины , однако они используются только для курения в общественных местах. Они используют небольшие трубочки из тростника , сделанные из речного тростника. Эти трубки изготовлены из состаренной речной глины, затвердевшей в горячем огне.
Красный трубочный камень
Трубка «желудь» в стиле Миссисипи и Восточного Вудленда. Эти трубки были найдены в земляных курганах культуры Миссисипи на востоке США. Эта трубка-желудь изготовлена ​​из красного трубочного камня Южной Дакоты.
Катлинит представляет собой богатый железом красноватый мягкий аргиллит или аргиллит, обычно добываемый из пластов, залегающих между твердого кварцита сиу. слоями [17] ниже уровня грунтовых вод, так как камень быстро разрушается под воздействием погодных условий и наружного воздуха. Красный трубочный камень используется в основном племенами равнин , а также племенами Западного и Большого Бассейна . Камень можно найти в Миннесоте (Пайпстоун) и Юте (Дельта, Уинта). Священный трубочный камень родом из Пайпстоуна, штат Миннесота . Карьер расположен к северу от города, у Национального памятника Пайпстоун . Сегодня только коренным американцам разрешено добывать трубочный камень в этом карьере. Трубочный камень из этого карьера считается самым мягким камнем. [ нужна ссылка ]
Синий трубочный камень
используется преимущественно равнинными племенами для изготовления определенных типов церемониальных трубок. Месторождения камня обнаружены в Южной Дакоте.
Медный купорос
твердый зеленовато-синий кварцит из южных Аппалачей . После обработки он приобретает явно зеленоватый оттенок. Этот камень использовался несколькими племенами Восточного Леса для изготовления трубок. Было раскопано несколько древних трубок из голубого камня культуры Миссисипи.
Лососевый алебастр
Народ Ункомпагре-юте изготавливает церемониальные трубки из лососевого алебастра, добываемого в центральном Колорадо .
Зеленый трубочный камень
трубочный камень с белым на зеленом мраморе, Медный найденный в Вайоминге и Южной Дакоте, используется племенами шошонов , ют и равнин для изготовления личных и церемониальных трубок. Из этого камня также вырезают священные изображения и религиозные предметы.
Черный трубочный камень (Южная Дакота)
мягкий, хрупкий, белый на черном мраморе трубочный камень, найденный в Южной Дакоте и используемый некоторыми равнинными племенами для изготовления определенных типов церемониальных трубок.
Черный трубочный камень (Уинта)
Чрезвычайно твердый черный кварцитовый сланец, претерпевший метаморфическое сжатие и обнаруженный в юго-восточном стоке гор Уинта в Юте и Колорадо. Этот камень использовался племенами Великого Бассейна для изготовления боевых дубинок и трубок, которые после полировки приобретали угольно-черный цвет и блестели. Всегда выбираются камни, попавшие в ручьи и дренажи, поскольку эти камни обычно не содержат трещин и дефектов.

Традиционные инструменты для изготовления трубок

[ редактировать ]
Высококачественный красный трубочный камень из Дельты, штат Юта , как в необработанном, так и в ограненном виде.

Одним из традиционных методов изготовления является использование луковых сверл с наконечниками из твердого белого кварца для сверления священных предметов из камня. В одном из методов используются увлажненные полоски сыромятной кожи, обернутые дробленым белым кварцем и растянутые с помощью дугообразной рукоятки для придания формы и шероховатости трубкам. Чашам трубок также можно придать форму из твердого песчаника , затем отполировать водой и отшлифовать все более мелким абразивным зерном и кожей животных, а затем натереть жиром или другими маслами для полной полировки. [18]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

  1. ^ Кальм, Пер (1772). Путешествие в Северную Америку: содержащее ее естественную историю и обстоятельный отчет о ее плантациях и сельском хозяйстве в целом, а также о гражданском, церковном и торговом состоянии страны, нравах жителей, а также несколько любопытных и важных замечаний по различным предметам . Перевод Иоганна Рейнхольда Форстера. Лондон: Т. Лаундс. п. 344 . ISBN  9780665515002 . OCLC   1083889360 .
  2. ^ Jump up to: а б Ливель, Трейси Нил (2012) Католический Калумет: колониальные преобразования во Франции и Индии в Северной Америке . Издательство Пенсильванского университета.
  3. ^ Jump up to: а б с Мур, Пауэлл А. (1959). Регион Калумет: последний рубеж Индианы . Историческое бюро Индианы . Проверено 20 августа 2015 г.
  4. ^ Jump up to: а б Looking Horse, вождь Арвол (13 марта 2003 г.) « Прокламация Looking Horse о защите церемоний , архивировано 25 ноября 2015 г. в Wayback Machine » в Indian Country Today Media Network
  5. ^ Этимология слова калумет на сайте CNRTL
  6. ^ Роуленд, Данбар (1907)
  7. ^ Калумет или «трубка мира» индейцев , Справочник американских индейцев к северу от Мексики , Бюро американской этнологии, 1907 г.
  8. ^ Слово происходит от позднелатинского слова «calamellus » . Северо-нормандский диалект сохраняет группу /ca/, когда он превращается в /ʃa/ ( cha- ) в общефранцузском языке, и сохраняет суффикс -el , когда он превращается в -eau в общефранцузском языке. Падение конечного /l/ характерно для диалекта кошуа , что объясняет более позднюю путаницу с другим суффиксом -et , произносимым так же [e].
  9. ^ ННТЛ
  10. ^ TF Hoad, Английская этимология , Oxford University Press, 1993, стр. 59
  11. ^ Река Калумет - фронтальное озеро Мичиган. Архивировано 21 октября 2015 г. в Wayback Machine , Watershed Central Wiki, Агентство по охране окружающей среды США, цитата из «Плана землепользования города Чикаго Калумет».
  12. ^ Конфедеративные племена индейской резервации Уматилла ; Руд, Ноэль (2014). Словарь Уматиллы . Сиэтл: Конфедеративные племена индейской резервации Уматилла, совместно с University of Washington Press. п. 558. ИСБН  9780295994284 .
  13. ^ Индеец Чанунпа, Священная трубка. Архивировано 21 декабря 2012 г. в Wayback Machine. Архивировано 21 декабря 2012 г. в Wayback Machine , Barefoot's World.
  14. ^ Чарльз Л. Катлер. Следы, которые говорят: наследие индейских слов в культуре Северной Америки . Хоутон Миффлин Харкорт (Бостон: 2002 г.).
  15. ^ «Национальный памятник катлинит, калюметные трубки и трубочный камень» . Карты, материалы, культура и память: по следам Айовея . Университет Айовы . Архивировано из оригинала 3 июля 2015 года . Проверено 20 августа 2015 г.
  16. ^ «Национальный памятник Пайпстоун» . Служба национальных парков . Проверено 19 мая 2012 г.
  17. ^ Геологические образования, Национальный памятник Пайпстоун, Миннесота, Служба национальных парков.
  18. ^ Пол С. Мартин, «Луковая дрель в Северной Америке». Американский антрополог 36.1 (1934): 94–97. онлайн

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Браун, Ян В. «Церемония калумета на юго-востоке и ее археологические проявления». Американская древность 54.2 (1989): 311–331.
  • Сессфорд, Крейг. «Археология глиняной трубки и изучение курения». Сборка 6 (2001): 84–112. онлайн
  • Катлер, Чарльз Л. Следы, которые говорят: наследие индейских слов в североамериканской культуре . (Бостон: Houghton Mifflin Harcourt. 2002).
  • Хаберман, Томас В. «Свидетельства существования табака аборигенов восточной части Северной Америки». Американская древность 49.2 (1984): 269–287.
  • Холл, Роберт Л. «Церемониализм Калумета, траурный ритуал и механизмы межплеменной торговли». в книге «Зеркало и метафора: материальные и социальные конструкции реальности» (1987): 29–43.
  • Хейс, Чарльз Ф. III, изд. Материалы конференции по курению трубки 1989 года: избранные статьи (исследовательский отдел Рочестерского музея и научного центра, 1992).
  • Хиггинс, Дэвид А. «Глиняные табачные трубки: ценный товар». Международный журнал морской археологии 24.1 (1995): 47-52. онлайн
  • Спрингер, Джеймс Уоррен. «Этноисторическое исследование комплекса курения в восточной части Северной Америки». Этноистория (1981): 217-235. онлайн
  • Винтер, Джозеф К., изд. Употребление табака коренными жителями Северной Америки: священный дым и тихий убийца (University of Oklahoma Press, 2000).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bc21f776ecd0c9671bb1e6d48bf264c9__1707443340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bc/c9/bc21f776ecd0c9671bb1e6d48bf264c9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ceremonial pipe - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)