Ункомпагре Юте
Uncompahgre Ute ( / ˌ ʌ ŋ k ə m ˈ p ɑː ɡ r eɪ ˈ j uː t / ) или ꞌAkaꞌ-páa-gharʉrʉ Núuchi (также: Ahkawa Pahgaha Nooch) — группа ютов , индейского племени, расположенного в штаты США Колорадо и Юта. На юте языке uncompahgre означает «камни, которые делают воду красной». [ 1 ] Группа раньше называлась Tabeguache.
Табегуаш
[ редактировать ]Табегуаче ( язык юте : Tavi'wachi Núuchi , Taveewach , Taviwach и Taviwac ), [ 2 ] или «Люди Солнечной горы» были крупнейшей из десяти кочевых групп ютов и частью северного народа ютов. [ 3 ] Они жили в долинах рек Ганнисон и Ункомпагре. [ 4 ] между Париануче на севере и Веминуче на юге. Они путешествовали сезонно. [ 5 ] Как и другие юты, они были охотниками, которые преследовали и охотились на буйволов, оленей и лосей. Они перемещали свой лагерь примерно каждый месяц и создавали связь с Матерью-Землей в каждом лагере, построив в центре лагеря лечебное колесо. [ 3 ]
Табегуаче считали регион Пайкс-Пик своим домом. Их название горы — Тавакиев , что означает «солнечная гора». Ведя кочевой образ жизни охотников-собирателей , лето проводилось в горах района Пайкс-Пик, который другие племена считали владениями ютов. [ 6 ] Пайкс-Пик был священным церемониальным местом для Табегуаче-Утес, включая их территорию Сандэнс и искалеченные культурой сосны Пондероза , которые использовались для различных целей, включая молитвы, захоронения, лекарства из очищенной коры, а также арборглифы или деревья сообщений. Некоторым деревьям 800 лет. В 2001 году Историческое общество Пайкс-Пик учредило фонд, чтобы помочь членам народа ют вернуться на родину в окрестностях Пайкс-Пика. [ 3 ]
Осенью они путешествовали по перевалу Уте и посещали источники, где «делали подношения духам источников на доброе здоровье и хорошую охоту». [ 6 ] Здесь было около десяти минеральных источников, названных маниту в честь «дыхания Великого Духа Маниту», которое, как полагают, создавало пузырьки или «шичение» в родниковой воде. Источники считались священными местами, где коренные американцы пили и купались в минеральной воде, чтобы восполнить силы и исцелиться. Уте и другие племена пришли в этот район, провели там зиму и «делили дары воды, не опасаясь конфликтов». [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Артефакты, найденные в соседнем Саду Богов , такие как точильные камни, «предполагают, что группы собирались вместе после охоты, чтобы завершить дубление шкур и обработку мяса». [ 6 ] [ 11 ]
Старая тропа Ют-Пассмоушн шла на запад от Монумент-Крик (недалеко от Розуэлла ) к Саду Богов и Маниту-Спрингс к Скалистым горам . [ 12 ] С перевала Утес Утес отправился на восток, чтобы охотиться на буйволов. Зимы они проводили в горных долинах, где были защищены от непогоды. [ 6 ] [ 11 ] Северный и Средний парки современного Колорадо были одними из излюбленных охотничьих угодий из-за обилия дичи. [ 13 ]
Джон Уэсли Пауэлл жил среди народа северных ютов в 1868–1869 годах и заметил:
- «[Юты] никогда не спросят, к какой нации, племени или группе людей принадлежит другой индеец, но спросят: «Какой земле вы принадлежите и как ваша земля [ sic ] называется?» Таким образом, само имя индейца является его документом, подтверждающим право собственности на его дом, и именно поэтому эти индейцы так яростно боролись за владение землей... Его национальная гордость и патриотизм, его мир с другими племенами, его дом и средства к существованию. ибо его семья, все его интересы, все, что ему дорого, связано с его страной». [ 3 ]
Механолюминесценция
[ редактировать ]Индейцы Ункомпагре-юте из Центрального Колорадо — одна из первых задокументированных групп людей в мире, которым приписывают применение механолюминесценции, включающей использование кристаллов кварца для генерации света. [ 14 ] [ 15 ] См. также Триболюминесценция .
Известные люди
[ редактировать ]- Чипета , жена Орея, Табегуаче
- Орей (лидер Уте) , Табегуаш
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Факты о плато» . Партнерство Uncompahgre. Архивировано из оригинала 8 апреля 2016 года . Проверено 3 июля 2015 г.
- ^ Кларк, Патрисия Робертс (23 июня 2009 г.). Племенные названия Америки: варианты написания и альтернативные формы, перекрестные ссылки . МакФарланд. п. 249 . ISBN 978-0-7864-5169-2 .
- ^ Jump up to: а б с д «Индейцы Юте» . Историческое общество Пайкс-Пик . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ «Граница в переходный период: история юго-западного Колорадо (глава 5)» . Служба национальных парков . Проверено 18 июня 2018 г.
- ^ Баккен, Гордон Моррис; Кинделл, Александра (24 февраля 2006 г.). «Утес». Энциклопедия иммиграции и миграции на американском Западе . МУДРЕЦ. ISBN 978-1-4129-0550-3 .
- ^ Jump up to: а б с д «Индейцы Юте из Колорадо» . Музей пионеров Колорадо-Спрингс . Проверено 24 мая 2013 г.
- ^ Форма выдвижения кандидатуры исторического района Маниту-Спрингс . История Колорадо. Проверено 3 мая 2013 г.
- ^ Исторический Маниту-Спрингс, Колорадо — Путеводитель для посетителей 2013 г. Торговая палата Маниту-Спрингс, Бюро посетителей и Управление экономического развития. 2013. с. 6.
- ^ Лучшее из Колорадо . Издательство Большая Земля. 1 сентября 2002 г. с. 82. ИСБН 978-1-56579-429-0 . Проверено 4 мая 2013 г.
- ^ О. Маниту-Спрингс. Проверено 4 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Первые жители Каньона и региона Пайкс-Пик» . Город Колорадо-Спрингс. Архивировано из оригинала 3 июля 2014 года . Проверено 24 мая 2013 г.
- ^ Хауберт, Ирвинг (1970) [1925/1914]. Воспоминания о жизни в регионе Пайкс-Пик (PDF) . Рио-Гранде Пресс. ISBN 0-87380-044-3 . LCCN 73115107 . Проверено 17 июня 2018 г. - через DaveHughesLegacy.net.
- ^ Уильям Б. Батлер (2012). Торговля мехом в Колорадо . Издательская компания Western Reflections. п. 4. ISBN 978-1-937851-02-6 .
- ^ BBC Big Bang о триболюминесценции
- ^ Тимоти Доусон Изменение цветов: теперь вы их видите, теперь нет. Технология окраски, 2010 г. два : 10.1111/j.1478-4408.2010.00247.x