Очерк предыстории Колорадо
Следующий план представляет собой обзор и актуальный путеводитель по доисторическим народам Колорадо , который охватывает период, когда коренные американцы жили в Колорадо до контакта с экспедицией Домингеса-Эскаланте в 1776 году. Образ жизни людей включал кочевую охоту-собирательство , полупостоянное жилище в деревне и проживание в пуэбло .
Периоды и народы
[ редактировать ]Палеоиндийский
[ редактировать ]Палеоиндийский период – первые люди, которые вошли и впоследствии заселили Америку во время заключительных ледниковых периодов плейстоцена позднего . Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что охотники на крупную дичь пересекли Берингов пролив из Азии в Северную Америку по сухопутному и ледяному мосту ( Берингия ), существовавшему между 45 000 и 12 000 годами до нашей эры . [1] преследуя стада крупных травоядных далеко на Аляске . [2]
- До Хловиса - палеоиндийская охота, до использования очков Хлодвига. [3] : 53–54 источник Лэмб-Спринг Примером может служить в Литтлтоне, где кости мамонта датируются 14 140–12 140 лет назад и охота с использованием каменных инструментов, отличных от наконечников Хлодвига. Другие примеры включают Даттон и Селби на дальней восточной окраине Колорадо. [3] : 54–57
- Культура Кловиса — старейшее палеоиндийское разделение, отмеченное использованием острий Кловиса , первых рифленых острий снарядов, использовавшихся в Северной Америке. Дент , Даттон, тайник Дрейка Кловиса, являются примерами мест Кловиса в Колорадо. Местонахождение Дент было первым местом, представившим доказательства сосуществования людей и мамонтов и того, что человек охотился на мамонтов. [3] : 58–67
- Традиция Фолсома – когда мегафауна , как и мамонт, вымерла, человек адаптировался, охотясь на более мелких животных с меньшим наконечником снаряда Фолсома . Примерами являются стоянки Линденмайера , датированные 10 600–10 720 годами назад. [3] : 70 и места убийства бизонов Джонса-Миллера .
- Плано культуры
- Комплекс Коди - культура Плано , которая использовала наконечники снарядов без каннелюр и другие инструменты, такие как культуры Фолсома и Хлодвига, примерно с 9000 по 7000 год до нашей эры. [3] : 82–83 Место убийства бизонов Олсен-Чуббак , место Юргенса и источник Лэмб являются объектами комплекса Коди.
- Комплекс Гошен / Комплекс Плейнвью - на территории водохранилища Филлипс-Уильямс-Форк .
- Комплекс Адского разрыва - культура Плано от 10 060 до 9 600 лет до настоящего времени (по оценкам, от 8 050 до 7 590 до н. э.), отличающаяся длинными, выпуклыми и нерифлеными точками Адского разрыва. Место убийства бизонов Джонса-Миллера — единственное место в «Адской дыре» в Колорадо. [3] : 79
- Другие палеоиндийские памятники — Национальный памятник «Каньоны древних» , Каньон Картин , водохранилище Филлипс-Уильямс-Форк и археологический район государственного парка Роксборо .
Архаический период
[ редактировать ]Архаический период – люди охотились на мелкую дичь, такую как олени, антилопы и кролики, и собирали дикорастущие растения. Они сезонно переезжали в места охоты и собирательства. В конце архаического периода, около 200–500 гг. н. э., в рацион была введена кукуруза , и гончарное дело стало занятием для хранения продуктов питания и ухода за ними. [4]
- Комплекс Апекс - период средней архаики датируется примерно 3000–500 гг. До н.э. и впервые появился на территории Мэджик-Маунтин недалеко от Апекс-Крик. [5] : 33–34
- Архаическая – ранняя эпоха корзинщиков – культурный период с 7000 по 1500 гг. до н.э. предков древнего народа пуэбло , которые использовали корзины для сбора и хранения дикорастущих семян, трав, орехов и фруктов. Они передвигались сезонно, чтобы собирать еду и охотиться, используя копья с небольшими наконечниками, атлатли и дротики, и жили в простых жилищах. [6] [7] [8] [9]
- Комплекс горы Альбион - ранняя архаическая культура (4050–3050 гг. До н.э.), отличающаяся снарядом с угловой выемкой на горе Альбион. [5] : 28–29 Примеры: сайт LoDaisKa , сайт Magic Mountain и пещера Франктаун .
- Традиция Ошара - это архаическая культура, датируемая периодом с 5440 г. до н.э. по 460 г. н.э., которая считается предшественницей культуры корзинщиков древнего народа пуэбло . Шесть этапов охватывали период от раннего архаического периода до появления земледелия и гончарного дела. [10]
Постархаический период
[ редактировать ]- Постархаика, охотник и собирательство
- Культура Апишапа — доисторическая культура 1000–1400 годов нашей эры, названная в честь археологического памятника в каньоне Нижний Апишапа в Колорадо . [11] : 24 По крайней мере 68 стоянок Апишапы были обнаружены на плато Чакуакуа на юго-востоке Колорадо. [5] : 89 Некоторые места, где были найдены археологические свидетельства Апишапы, включают пещеру Франктаун , Каньон Картин и археологический район пещеры Тринчера .
- Культура Мрачной реки – впервые замечена в районе реки Миссал в Небраске. Датированный между 1650 и 1750 годами нашей эры, он отличается от других предконтактных традиций Центральных равнин и лесных массивов западных равнин. [3] : 234 [11] : 212, 213, 768 [12] Некоторые достопримечательности Колорадо включают деревню Сидар-Пойнт и пещеру Франктаун.
- Культура Панхандла - южных Высоких равнин, датируемая примерно 1200-1400 годами нашей эры и в основном расположенная в Панхандле , западно-центральной Оклахоме и северной половине Техаса Панхандл . Отличительными характеристиками культуры Панхандл являются: большое сходство с комплексами Центральных равнин ; некоторые свидетельства торговли или влияния юго-западных предков пуэбло ; и одно- или многокомнатные каменные постройки. [5] : 87 О памятниках Колорадо см. Археологический район пещеры Тринчера, а также статьи о культуре Апишапа и фазе Соприса .
- Равнинный лесной или керамический период. Лесной период или ранний керамический период начался на равнинах около 0 года нашей эры с определяющим отличием создания керамики, обернутой шнуром, развития поселений и использования меньших наконечников для снарядов для охоты на мелкую дичь и / или технология лука и стрел. [5] : 41 Места включают в себя «Место тысячелетия Колорадо» , пещеру Франктаун , участок ЛоДайсКа , участок «Волшебная гора» , Картинный каньон и археологический район государственного парка Роксборо.
- Фаза Соприса , датированная примерно 1000-1250 гг. н.э., впервые была обнаружена на юго-востоке Колорадо, недалеко от нынешнего города Тринидад. Хотя на культуру, по-видимому, большое влияние оказали люди пуэбло, такие как таос-пуэбло , и торговля в Верхнем Рио-Гранде, культура Сопри в целом была традицией охотников-собирателей . [5] : 94–95 Посмотрите археологический район пещеры Тринчера.
- Еще одним постархаичным объектом является Национальный памятник «Чимни-Рок» .
- Постархаический народ пуэбло
- Предковые народы пуэбло - от древней до протоисторической индейской культуры, сосредоточенной на современной Четырех Углов территории Соединенных Штатов , включая южную Юту , северную Аризону , северо-запад Нью-Мексико и южный Колорадо .
- Культура корзинщиков - американская юго-западная культура древнего народа пуэбло , датируемая примерно 1500 г. до н.э. — 500 г. н.э., названная в честь большого количества корзин, найденных на археологических раскопках. Этой группе предшествовала архаическая эпоха – ранняя эпоха корзинщиков , археологический памятник скальных убежищ Дуранго а за ней последовала эпоха Пуэбло I. , Места для изготовления корзин включают национальный памятник «Каньоны древних» , национальный памятник Ховенвип и территорию племени ют на горе Юте 5MT10525.
- Культура пуэбло - началась в 500 году нашей эры с эпохи Пуэбло I , когда люди жили в постройках пуэбло и осознали эволюцию в архитектуре, художественном выражении и сохранении водных ресурсов. Эпохи Пуэбло продолжались до современной Эры Пуэбло V. На юго-западе Колорадо есть много мест пуэбло, в первую очередь: Каньон Древних , Национальный памятник Ховенвип , Национальный парк Меса-Верде , часть племени Юте-Маунтин-Юте в регионе Меса-Верде .
- Период колец типи - поздний постархаический период, когда были найдены кольца типи, обозначающие жилище кочевых охотников. Этот период продолжался в протоисторический и исторический периоды. Свидетельства культуры Апишапа исчезли после 1400 года нашей эры, а затем появились места с кольцами типи. См. Картинный каньон , в котором есть свидетельства периодов колец Апишапы и Типи.
- Предковые народы пуэбло - от древней до протоисторической индейской культуры, сосредоточенной на современной Четырех Углов территории Соединенных Штатов , включая южную Юту , северную Аризону , северо-запад Нью-Мексико и южный Колорадо .
Культура доисторического Колорадо
[ редактировать ]- Палеолитический образ жизни – охотники-собиратели, отличавшиеся кочевым образом жизни и использованием каменных орудий.
- Культура пуэбло – деревенская жизнь, типичным примером которой является развитие сообществ, сосредоточенных на сельском хозяйстве, гончарстве и торговле.
- См. также культуры в разделах палеоиндийского , архаического и постархаического периодов выше.
Искусство
[ редактировать ]- Наскальные рисунки – резные изображения или рисунки, выполненные человеком на природном камне, включая петроглифы и пиктограммы . См. Каньон Пинтадо , Место Тысячелетия Колорадо , Национальный памятник динозавров , Заповедник Хокинс , Национальный памятник Ховенвип , Пещера Мантла , Национальный парк Меса-Верде , , Картинный каньон , Место маневра Каньон Пиньон Гора Юте , племя Юте
- Солнечный календарь – календарь, даты которого указывают положение Земли при ее обращении вокруг Солнца, включая смену времен года к моменту летнего и зимнего равноденствия. См. Национальный памятник Ховенвип и Картинный каньон .
Одежда и личные украшения
[ редактировать ]- Одеяла – в одеяла ткали перья индейки, волокна юкки и мех кролика. Шкуры, вероятно, также использовались в качестве одеял для тепла. [13] [14]
- Одежда - мало свидетельств наличия одежды, за исключением нескольких набедренных повязок, найденных на археологических раскопках.
- Колыбельки – изготовлены из юкки, веток и меха кролика. [15]
- Прически . Судя по погребениям, мужчины культуры корзинщиков иногда носили причудливые прически, и предполагается, что женщины обычно стригли волосы коротко. [14]
- Ювелирные изделия – как мужчины, так и женщины культуры корзинщиков носили ожерелья, браслеты и подвески из ракушек, камней, костей и сушеных ягод. Раковины, такие как морское ушко , конус и оливелла с побережья Тихого океана , могли быть получены путем торговли. [14]
- Халаты – в халаты ткали индюшачьи перья. [13]
- Сандалии – изготовлены из переплетенных волокон юкки или полосок листьев. [14]
Диета
[ редактировать ]- Выращивание – кукуруза , тыква , фасоль выращивались древними народами пуэбло и некоторыми охотниками-собирателями. Выращивание требовало хотя бы некоторого сезонного проживания на участке выращивания для посадки и сбора урожая.
- Палеолитическая диета - диета охотников-собирателей, основанная на сезонном добыче диких растений и животных.
Жилье
[ редактировать ]- Саманные жилища – строительный материал, изготовленный из песка, глины, воды и какого-либо волокнистого или органического материала (палок, соломы и/или навоза).
- Сырые навесы – укрытия из жердей, покрытых кустарником и/или шкурами и имеющие односкатную крышу.
- Скальные убежища - пещерообразные отверстия в обрыве или скале, которые могут иметь конструкции стен для защиты от непогоды.
- Котлованные дома – жилища, частично построенные под землей, покрытые столбами, кустарником, землей и/или шкурами.
- Типи – убежища конусовидной формы из деревянных шестов, покрытых шкурами животных.
- Wikiup – опущенные ветки перевернуты вверх, маленькие концы образуют плотно сплетенную верхушку, а большие концы ветвей образуют круглое основание. Часто покрыт большим количеством веток и/или травы меньшего размера, оставляя одно отверстие. По форме похож на типи, но не портативен и не используется более чем сезонно.
Лекарство
[ редактировать ]- Доисторическая медицина – практика использования природных ресурсов, таких как растения и земля, для лечения болезней и травм.
Инструменты
[ редактировать ]Доконтактные народы изготавливали из камня ряд инструментов, таких как ножи и другие инструменты, чтобы колотить, скоблить и резать. [15]
- Сбор, хранение, выращивание, приготовление и приготовление пищи
- Корзины - контейнер, традиционно изготовленный из жестких волокон, который использовался для сбора, хранения и, если его выложить смолой, для приготовления пищи.
- Палки-копатели – используются для посадки семян. [15]
- Манос - камень, используемый в качестве верхнего жернова для измельчения продуктов питания (например, индийской кукурузы) вручную в метате.
- Метате – каменный инструмент, используемый для обработки зерна и семян.
- Керамика – керамическая посуда, изготовленная из глины и обожженная для долговечности.
- Ямы для хранения – подземные ямы, обычно выложенные камнем для защиты излишков пищи от непогоды и грызунов.
- Охота
- Атлатль – метатель копья, используемый для охоты.
- Лук и стрелы — метательное оружие, используемое для охоты на дичь, значительное улучшение по сравнению с атлатлем.
- Сети и силки – для ловли мелкой дичи. [15]
- Очки снаряда — каменный предмет, изготовленный из снаряда, например копье, дротик, стрела или нож.
- Копья – древковое оружие, состоящее из древка, обычно деревянного, с заостренным наконечником.
- Другой
- Костяные шила — простой инструмент, используемый для шитья или прокалывания отверстий, например, для создания одежды из шкур животных.
- Огонь - использование огня коренными американцами.
- Веревка – сплетенная из юкки. [15]
- Скребок – односторонний инструмент, использовавшийся либо для кожевенной, либо для деревообработки.
- Юкка – источник пищи, материала для одежды и сандалий, мыла и многого другого.
Происхождение современных племен
[ редактировать ]Юты прибыли в Колорадо в 17 веке и заняли большую часть нынешнего штата Колорадо. За ними последовали команчи с юга в 18 веке, а затем арапахо и шайенны с равнин, которые тогда доминировали на равнинах Колорадо. Шайенны, арапахо и команчи были крупнейшими группами коренных жителей Колорадо на момент контактов с поселенцами. [16] Ниже приведены языковые группы и предки современных индейских племен:
- Алгонкины – в доисторические времена располагались на территории Канады и США от Скалистых гор до восточного побережья. Равнинные алгонкины , географическое подразделение алгонкинцев, включали народы арапахо , шайенны и черноногие .
- Арапахо – жили на восточных равнинах Колорадо и , Вайоминга по всему Великим равнинам . Они были близкими союзниками шайеннов, с которыми делили территорию в восточном Колорадо и юго-восточном Вайоминге. Они зимовали в предгорьях Скалистых гор, охотились на буйволов на равнинах, а в середине лета охотились на дичь в парках Колорадо. весной и осенью
- Шайенны – жили на равнинах к востоку от Скалистых гор вместе с арапахо. [16]
- Южные атабаски — состоят из народов апачей и навахо , мигрировавших из современного штата Аляска и северо-западной Канады на Великие равнины США , включая Колорадо , прежде чем поселиться на юго-западе США .
- Апач
- Культура Мрачной реки . Присутствие апачей в Колорадо началось с культур Мрачной реки.
- Карлана (также Карланес) - жили на юго-востоке Колорадо на Ратон-Меса , и в 1726 году они присоединились к Куартелехо и Палома, а к 1730-м годам они жили с Хикариллой.
- Хикарилья-апачи - к 1525 году нашей эры хикарилла-апачи, которые жили на севере Нью-Мексико и южном Колорадо и обитали на равнинах Техаса , Оклахомы и Канзаса . [17] [18] Посмотрите деревню Сидар-Пойнт , Картинный каньон , археологический район пещеры Тринчера.
- Апач
- Каддоан - Великие равнины центральной части США, от Северной Дакоты на юг до Оклахомы.
- Пауни - обитали на Великих равнинах и впервые были задокументированы Франсиско Васкесом де Коронадо , когда он встретил вождя пауни из Небраски в 1541 году. Что касается Колорадо, они охотились на бизонов на равнинах восточного Колорадо. [16]
- Таноанские языки — крупное семейство языков пуэбло ( джемез , тева , тива ) и языков кайова.
- Кайова - жили или обитали на юго-западных равнинах, прилегающих к реке Арканзас, на юго-востоке Колорадо.
- Юто-ацтекские языки
- Центральный Нумик – родина нумической ветви расположена недалеко от Долины Смерти в Калифорнии .
- Нумический язык реки Колорадо – как и центральный нумический язык, родина нумической ветви реки Колорадо находится недалеко от Долины Смерти в Калифорнии .
- Юты - мигрировали из Юты и Большого Бассейна до 17 века, занимали большую часть Колорадо и были доисторическими охотниками западного Колорадо. Они единственные коренные жители Колорадо, имеющие резервации. [16] Южная индейская резервация ют и резервация племени ют-Маунтин-ют .
Археологи
[ редактировать ]- Синтия Ирвин-Уильямс - известные места: сайт LoDaisKa , сайт Magic Mountain , а также ее работа над традицией Ошара и культурой Пикоса.
- Пол Сидни Мартин - раскопал множество древних памятников пуэбло, в том числе Лоури Пуэбло.
- Уолдо Рудольф Ведель - примечательное место - Лэмб-Спринг , а также ознакомьтесь с его работами о культуре Мрачной реки.
- Джо Бен Уит - отличительным местом раскопок в его карьере является комплекс Джо Бена Уита , также см. Участок Юргенса , Место убийства бизонов Олсен-Чуббак.
Галерея
[ редактировать ]- Языковые группы
- Алгонкинский:
Арапахо, Шайенн - Атабаскский:
Апачи, Навахо - Каддоан:
Пауни - Кайова-Таноан:
Кайова - Уто-ацтекский:
Команчи, Шошоны, Юте
- Историческая карта, изображающая доисторические племенные регионы.
- Карта 1845 года. Река Арканзас была границей с команчами и кайова на юге и арапахо и шайеннами к северу от реки. Юты были оттеснены к западной части современного Колорадо.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Атлас человеческого пути - Генографический проект». Национальное географическое общество. 1996-2008 гг.
- ^ Вьегас, Дженнифер. «Первые американцы пережили 20 000-летний перерыв». Новости Дискавери.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Касселс, Э. Стив. (1997). Археология Колорадо , исправленное издание. Боулдер, Колорадо: Книги Джонсона. ISBN 1-55566-193-9 .
- ^ Кипфер, Барбара Энн. (2000). Энциклопедический словарь археологии. Нью-Йорк: Издательство Пленум. п. 341. ISBN 0-306-46158-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ганнерсон, Джеймс Х. (1987). Археология Высоких равнин. Денвер: Лесная служба США.
- ^ Архаика: 5500–500 гг. До н.э. – Обзор. Археологический центр Кроу-Каньон. 2011. Проверено 18 октября 2011 г.
- ^ Редакторы книг Time-Life. (1993) [1992] Первые американцы. Александрия, Вирджиния: Книги Time-Life. стр. 29, 30. ISBN 0-8094-9400-0 .
- ^ Архаично-ранний период баскетболистов. Национальный исторический парк культуры Чако, Служба национальных парков. Проверено 15 октября 2011 г.
- ^ Архаика: 5500–500 гг. До н.э. - Жилой археологический центр Каньона Вороны. Народы региона Меса-Верде. 2011. Проверено 17.10.2011.
- ^ Стигер, Марк. (2008). Археология охотников-собирателей в высокогорной стране Колорадо. Боулдер: Университетское издательство Колорадо. стр. 28-29. ISBN 0-87081-612-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Гиббон, Гай Э.; Эймс, Кеннет М. (1998) Археология доисторической коренных народов Америки: энциклопедия . ISBN 0-8153-0725-X .
- ^ Мрачная речная культура. Архивировано 15 марта 2016 г. в Wayback Machine . Исследования Небраски. Проверено 26 ноября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Венгер, Гилберт Р. (1991) [1980]. История национального парка Меса-Верде. Ассоциация музеев Меса-Верде, Национальный парк Меса-Верде, Колорадо. стр. 33-37. ISBN 0-937062-15-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Человек из долины Сан-Хуан: Корзинщики. Национальный памятник «Руины ацтеков», Служба национальных парков. Проверено 16 октября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хронология предков пуэблоа (учебное пособие). Национальный парк Меса-Верде, Служба национальных парков. Проверено 16 октября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Индейцы Колорадо. Институт истории и социальных наук Уильяма Э. Хьюитта. Университет Северного Колорадо. Проверено 7 декабря 2011 г.
- ^ «Отношения Испании с народами апачей к востоку от Рио-Гранде» , Джеффри Д. Карлайл, бакалавр наук, магистр искусств, Университет Северного Техаса, май 2001 г., страницы 4–5.
- ^ Веларде Тиллер, Вероника Э. (2011) Культура и обычаи индейцев апачей . Санта-Барбара, Калифорния: Гринвуд из ABC-CLIO. п. 28. ISBN 978-0-313-36452-5 .