Jump to content

Кайова

(Перенаправлено с народа кайова )
Кайова
Пятый [1]
Трое мужчин кайова в 1898 году.
Общая численность населения
12,000 (2011) [2]
Регионы со значительной численностью населения
 Соединенные Штаты (  Оклахома )
Языки
Английский , кайова , разговор о знаках равнин
Религия
Индейская церковь , традиционная племенная религия, Танец Солнца , христианство

Кайова ( / ˈ k . ə w ə , - ˌ w ɑː , - ˌ w / KY -ə-wə, -⁠ WAH , -⁠ WAY ) [3] [4] или Пятый [1] IPA: [kɔ́j-gʷú] ) люди — индейское племя и коренной народ Великих равнин США. Они мигрировали на юг из западной Монтаны в Скалистые горы в Колорадо в 17 и 18 веках. [5] и, в конечном итоге, в Южные равнины к началу 19 века. [6] В 1867 году кайова были переселены в резервацию на юго-западе Оклахомы .

Сегодня они признаны на федеральном уровне как индейское племя кайова из Оклахомы. [7] со штаб-квартирой в Карнеги, Оклахома . [2] По состоянию на 2011 год , было 12 000 членов. [2] Язык кайова (Cáuijògà) , часть таноанской языковой семьи, находится под угрозой исчезновения: по состоянию на 2012 год на нем говорили всего 20 человек. [8] [9]

Человек Кауи
Люди Пятый
Язык Кауихога
Страна Кауидаумга

На языке кайова кайова называют себя [kɔ́j–gʷú], по-разному пишется как Cáuigú, [1] Каигву, Гауигу или Гаигву, чаще всего имеют предполагаемое значение «Основные люди». [10] : 136 

Первая часть имени — это элемент [kɔ́j] (пишется Kae-, Cáui-, Gáui- или Gai-), который просто означает «Кайова». Его происхождение утеряно. Второй элемент -gua/gú [–gʷú] (или [–gʷúɔ̯] в старом языке кайова) является маркером множественного числа. [11]

Древними названиями племени были Кутьяу или Кву-да [kʰʷút –tɔ̀] («появляющиеся» или «быстро выходящие») и Теп-да [tʰép+dɔ̀ː], относящиеся к повествованию о племенном происхождении создателя, вытаскивающего людей из полое бревно, пока беременная женщина не застряла. Позже они называли себя Ком-па-бианта (Kòmfàubî̱dàu) [kòmpɔ̀+bį̂ː–dɔ̀] (типи закрылок + большой – множественное число) для «людей с большими типи клапанами », до того, как они встретили племена Южных равнин или до того, как они встретили белых людей. [10] : 152–153 

В английском языке кайова произносится как KI-o-wa /ˈkaɪ.oʊ.wə/, KI-o-wə /ˈki.oʊ.wə/ считается неправильным. Английское название происходит от того, как команчи говорили /kɔ́j–gʷú/ на своем языке. Некоторые кайова старшего возраста будут называть Кайова как КИ-вау /ˈkaɪ.wɑː/. [ нужна ссылка ]

На языке жестов равнинных индейцев кайова выражается путем удерживания двух прямых пальцев возле нижнего внешнего края правого глаза и перемещения этих пальцев назад за ухо. [ нужна ссылка ] Это соответствовало древней прическе кайова, подстриженной горизонтально от нижнего внешнего края глаз до задней части ушей. Это был практичный способ предотвратить запутывание волос во время стрельбы из тетивы. [ нужна ссылка ] Джордж Кэтлин рисовал с этой прической воинов кайова. [12]

Язык кайова является членом кайова-таноанской языковой семьи. Эта связь была впервые предложена лингвистом Смитсоновского института Джоном П. Харрингтоном в 1910 году и окончательно установлена ​​Кеном Хейлом в 1967 году. [13] Паркер Маккензи , родившийся в 1897 году, был известным знатоком языка кайова и выучил английский только тогда, когда пошел в школу. Он сотрудничал с Джоном П. Харрингтоном, который считал его первым автором совместно опубликованных работ в то время, когда консультантов из числа коренных народов редко признавали. [14] Позже он также работал с Лорел Уоткинс над языком кайова. Далее он обсудил этимологию слов и понимание того, как язык кайова изменился, включив в него новые элементы материальной культуры. Письма Маккензи о произношении и грамматике языка кайова находятся в Национальном антропологическом архиве.

Кайова /ˈkaɪ.əwə/ или Cáuijṑ̱gà / [Gáui[dò̱:gyà («язык кауигу (кайова)») — таноанский язык, на котором говорят люди кайова, в основном в округах Каддо, Кайова и команчи. [15]

Кроме того, кайова были одной из многочисленных стран в США, Канаде и Мексике, которые говорили на языке равнинных знаков . Первоначально торговый язык, он стал самостоятельным языком, который продолжал использоваться по всей Северной Америке. [16]

Правительство

[ редактировать ]
Джей Ти Гумби, бывший председатель племени кайова и первый вице-президент Национального конгресса американских индейцев.

Штаб-квартира индейского племени кайова из Оклахомы находится в Карнеги, штат Оклахома . Их племенная юрисдикция включает округа Каддо , Команчи , Коттон , Джексон , Кайова , Тиллман , Грир и Хармон . Для вступления в племя требуется минимальный объем крови ¼ потомка кайова. [2]

По состоянию на 2022 год председателем племени кайова является Лоуренс СпоттедБёрд, а заместителем председателя — Джейкоб Цотиг. [17]

Экономическое развитие

[ редактировать ]

Племя кайова выдает собственные бирки для транспортных средств. По состоянию на 2011 год Племя владеет одной коптильной, ресторанами Morningstar Steakhouse and Grill, Morningstar Buffet, рестораном The Winner's Circle в Деволе, Оклахома , [18] и Кайова Бинго недалеко от Карнеги, Оклахома . [19]

Племя владеет тремя казино: казино «Кайова» в Карнеги , в Вердене , а также казино «Кайова» и отелем «Ред-Ривер» в Деволе (примерно в 20 минутах к северу от Уичито-Фолс, штат Техас ). [20]

Культура

[ редактировать ]

Общество кайова, родом из Северных равнин и мигрировавшее на Южные равнины, следует двустороннему происхождению , где важны как материнские, так и отцовские линии. [6] У них нет кланов, но есть сложная система родства и общества, основанные на возрасте и поле.

Типи , конические домики, сделанные из шкуры, а позже и из брезента, представляли собой легкое и портативное жилье. Они охотились и собирали дикую пищу, а также торговали продукцией с соседними аграрными племенами. Кайова сезонно мигрировали вместе с американскими бизонами, поскольку это был их основной источник пищи. Они также охотились на антилоп, оленей, индеек и другую дичь. Женщины собирали разнообразные дикие ягоды и фрукты и обрабатывали их мясными изделиями, получая пеммикан . Собак использовали для того, чтобы тянуть травуа и парфлеш из сыромятной кожи , в которых хранились походные товары, для коротких переездов. Кайова, как правило, оставались в определенных местах в течение длительного времени.

Когда они переняли культуру лошадей после приобретения лошадей в испанских ранчериях к югу от Рио-Гранде, кайова произвели революцию в своем образе жизни. У них были гораздо большие территории для сезонной охоты, и лошади могли нести часть походного снаряжения. Кайова и равнинные апачи обосновались на Южных равнинах , прилегающих к реке Арканзас на юго-востоке Колорадо и западном Канзасе, а также к реке Ред- Ривер в Техасе Панхандл и западной Оклахоме. [6]

Кайова используют Plantago Virginica для изготовления гирлянд или венков, которые старики носят на головах во время церемониальных танцев как символ здоровья. [21]

Рисунок книги конных охотников кайова, охотящихся на вилорогих антилоп с луками и копьями, около 1875–1877 гг.
Кайова охотится на лося верхом, ок. 1875–1877 гг.
Лось и буйвол пасутся среди цветов прерий 1846–1848 годов, картина Джорджа Кэтлина в Техасе.

Исторически у кайова было кочевое общество охотников-собирателей. У них была схожая кухня с соседними равнинными племенами, такими как команчи. Самым важным источником пищи для кайова и других равнинных народов был американский бизон или буйвол. До появления лошадей равнинные племена охотились на бизонов пешком. [22] Охота требовала от охотника подойти как можно ближе к цели, прежде чем стрелять из лука или использовать длинное копье. Иногда они надевали шкуры волков или койотов , чтобы скрыть приближение к стадам бизонов.

Охота на бизонов стала намного проще после того, как кайова обзавелись лошадьми. На бизонов охотились верхом на лошадях, и мужчины использовали луки и стрелы, чтобы убить их, а также длинные копья, чтобы пронзить сердца животных. Мясо бизона женщины готовили разными способами: жарили, варили, сушили. Из сушеного мяса готовили пеммикан для пропитания, пока люди были в пути. Пеммикан изготавливается путем измельчения сушеного нежирного мяса в порошок, затем смешивания почти равного веса топленого жира или жира, а иногда и ягод. Из пеммикана формовали батончики и хранили в мешочках до тех пор, пока они не были готовы к употреблению. Кайова иногда ели некоторые части бизона сырыми. Среди других животных, на которых охотились, были олени, лоси , вилороги , дикие мустанги , дикие индейки и медведи. В периоды нехватки дичи кайова ели мелких животных, таких как ящерицы, водоплавающие птицы, скунсы, змеи и броненосцы. [ нужна ссылка ] они совершали набеги на ранчо в поисках крупного рогатого скота и лошадей Лонгхорна В трудные времена . Они также приобретали лошадей для путешествий, охоты и борьбы с врагами. [23]

В обществе кайова большую часть охоты занимались мужчины. Женщины отвечали за сбор дикорастущих продуктов питания, таких как ягоды, клубни, семена, орехи, овощи и дикие фрукты, но при желании могли охотиться. важные для кухни кайова, включают орехи пекан опунцию , шелковицу , Растения , , хурму, желуди, сливы и дикий лук. Они приобрели сельскохозяйственные культуры, такие как тыква, кукуруза и тыква , торгуя и совершая набеги на различные индейские народы, такие как народ пауни , живший на западной окраине великих равнин. Прежде чем приобрести металлические горшки у европейцев, кайова готовил вареное мясо и овощи, выстилая яму в земле шкурами животных, заполняя ее водой и добавляя нагретые огнем камни. [24]

Транспорт и жилье

[ редактировать ]
Четыре типи кайова с рисунками, 1904 год. Сверху слева направо: стадо бизонов и курящие трубку олени; дикобразы; внизу слева направо: руки и ноги с трубками и ящерицей; мифические водные монстры.

Основной формой убежища, используемой кайова, был типи или кожаный домик . Типи делались из шкур бизона, сшитых вместе в форме конуса. В качестве опоры для домика используются деревянные столбы длиной 12–25 футов (3,7–7,6 м), называемые шестами домика. Столбики домика заготавливают из красного можжевельника и сосны лоджии . [25] Типи имеют хотя бы одну входную створку. Наверху были размещены дымовые заслонки, чтобы дым мог выходить из костра внутри. Пол типи был выложен шкурами и шкурами животных для тепла и комфорта. Типи спроектирован таким образом, чтобы внутри было тепло в холодные зимние месяцы и прохладно в теплое лето. Типи легко разрушается и может быть поднят за считанные минуты, что делает его оптимальной структурой для кочевых народов, таких как кайова и другие народы равнинных индейцев. Шесты типи использовались для сооружения травуа во время путешествий. Картины из шкур часто украшают типи снаружи и внутри, придавая определённым рисункам особый смысл.

Рисунок книги Кайова, участвующих в конной войне с традиционными силами противника, 1875 год.

До появления лошадей в Северной Америке кайова и другие равнинные народы использовали домашних собак для переноски и перевозки своих вещей. Типи и имущество, а также маленьких детей перевозили на травуах, рамной конструкции с использованием шестов типи, которую тянули собаки, а затем и лошади.

Появление лошади в обществе кайова произвело революцию в их образе жизни. Они приобрели лошадей, совершая набеги на ранчеро к югу от Рио-Гранде в Мексику, а также совершая набеги на другие индейские народы, у которых уже были лошади, такие как навахо и различные народы пуэбло. С помощью лошади они могли перевозить большие грузы, охотиться на большее количество дичи на более широком расстоянии и с большей легкостью, а также путешествовать дольше и дальше. Кайова стали мощными и опытными конными воинами, совершавшими дальние набеги на врагов. Кайова считались одними из лучших наездников на равнинах. Богатство человека измерялось в первую очередь размером его табуна лошадей, причем у особо богатых людей табуны исчислялись сотнями. Лошади были объектом захвата во время набегов. Кайова считали за честь украсть лошадей у ​​врагов, и подобные набеги часто служили для молодых воинов обрядом посвящения. Они украшали своих лошадей краской, полученной от знахаря, в ритуальных и духовных целях, например, для удачи и защиты во время битвы. Лошадей кайова также часто украшали масками из бисера (иногда с прикрепленными по бокам бизоньими рогами) и перьями в гривах. Мулы и ослы также использовались как средство передвижения и богатства; однако их не так уважали.

Общественно-политическая организация

[ редактировать ]

У кайова было хорошо структурированное племенное правительство, как и у большинства племен Северных равнин. У них было ежегодное собрание Танца Солнца и избирался главный вождь, который считался символическим лидером всей нации. Общества воинов и религиозные общества были важны для общества кайова и выполняли особые роли. Вожди выбирались на основе храбрости и мужества, проявленных в бою, а также интеллекта, щедрости, опыта, коммуникативных навыков и доброты к другим. Кайова считали, что молодой бесстрашный воин идеален. Все племя было построено вокруг этого человека. Воин был идеалом, к которому стремились молодые люди. Из-за этих факторов кайова имела огромное значение в истории Южных равнин. [26]

Женщины приобретают престиж благодаря достижениям своих мужей, сыновей и отцов или благодаря собственным достижениям в искусстве. Женщины кайова дублили, шили кожу, рисовали геометрические узоры на парфлеше, а затем расшивали шкуры бисером и гобеленами. [27] Женщины кайова присматривали за лагерем, пока мужчин не было. Они собирали и готовили еду на зимние месяцы, участвовали в ключевых ритуальных мероприятиях. Мужчины кайова жили в семьях больших семей своих жен. Местные группы ( jōfàujōgáu или jōdáu ) возглавлялись jōfàujōqì , которые объединились, чтобы стать группой ( topadoga ). Этими бандами руководил вождь Топадоки ( . «главный вождь»)

У кайова было два политических подразделения (особенно в отношении их отношений с команчами ):

  • То-кина-юп или Токахьоп / Thóqàhyòi («Северяне», букв. «Люди холода» или «Холодные люди», «северная кайова», жили вдоль реки Арканзас и границы с Канзасом, включая более многочисленные северные группы)
  • Sálqáhyóp или Sálqáhyói («Южане», букв. «Горячие люди», «южная кайова») жили в Ллано Эстакадо (Стейк-Равнины), Оклахома-Пэнхандл и Техас-Пэнхандл , союзниках команчей).

Поскольку давление на земли кайова усилилось в 1850-х годах, региональные подразделения изменились. Появилась новая региональная группировка:

  • Гва -келега или Гухалекауигу («Дикий мустанг Кайова» или «Гухале Кайова», они были названы в честь больших стад мустангов на территории племени квахади (Кухада) команчей, эта группа команчей была известна им как Гухалегау - «Дикий народ мустангов», с которым они жили в непосредственной близости во время последнего сопротивления белым поселениям на Южных равнинах).

После смерти верховного вождя Дохасана в 1866 году кайова политически раскололась на фракцию мира и фракцию войны. Отряды войны и отряды мира развивались в первую очередь на основе их близости к форту Силл ( Xóqáudáuhága - «В Медисин-Блафф», букв. «Медицина на скалах в солдатском коллективе») и степени их взаимодействия. [28]

Группы кайова на ринге типи во время ежегодного Танца Солнца (называемого Kc-to ): [29]

  • Ката или Каутхау («Кусаки», букв. Арикара , потому что у них была сильная торговая история с народом арикара , и в некоторых семьях были родственники арикара; это самая могущественная и крупная группа кайова)
  • Когуи или Когуи («Лось-оркестр»)
  • Кайгва или Кауигу («собственно кайова»)
  • Кинеп / Кибидау / Кибидау («Большие щиты») или Кхе-ате / Кипет / Киет («Большой щит»), также известный как Каугьябидау / Каугабидау («Большие шкуры / мантии»)
  • Семат / Семхат («Похитители» или «Воры», название кайова своих союзников, кайова-апачей , во время Танца Солнца также называлось Таугуи - «Сидящие (снаружи»))
  • Soy-hay-talpupé / Sáuhédau-talyóp («Голубые мальчики») или Pahy-dome-gaw / Pái-dome-gú («Люди под солнцем») (самая маленькая группа кайова)

Во время «Танца Солнца» у некоторых групп были особые обязательства. Традиционно они определялись следующим образом:

Ката . имели традиционное право (обязанность или задачу) снабжать кайова во время Танца Солнца достаточным количеством мяса бизона и других продуктов питания Эта группа была особенно богата лошадьми, типи и другими товарами. Знаменитые вожди кайова Дохасан (Маленькая гора) и Гипаго (Одинокий волк) были членами этой банды. [ нужна ссылка ]

Когуи . отвечали за проведение военных церемоний во время Танца Солнца Существовали многочисленные известные семьи и лидеры, известные своими военными подвигами и храбростью, такие как Ад-да-те («Островитянин»), Сатанта (Белый Медведь) и Пинающая Птица , а также военачальники Большой Лук (Зепко-эте) и Спотыкающийся Медведь (Сет-имкиа).

Кайгву (Тай-ме, Таймай были хранителями Священного или Лечебного сгустка ) и святого копья. Поэтому они пользовались уважением и пользовались особым авторитетом. [ нужна ссылка ]

Кинепа Кхе или -ате часто называли «Щитами Танца Солнца», поскольку во время танца они выполняли полицейские обязанности и обеспечивали безопасность. главное Женское Сердце (Маньи-тэн). К этому отряду принадлежало [ нужна ссылка ]

Сематам . было разрешено участвовать на равных, но у них не было особых обязанностей и обязательств во время Танца Солнца [ нужна ссылка ]

Враги и воинская культура

[ редактировать ]
Рисунки Сильвера Хорна из книги с коллекцией рисунков щитов кайова, 1904 год.

Кайова, типичные для равнинных индейцев эпохи конной культуры, были народом-воином. Они часто воевали с врагами, как соседними, так и далеко за пределами своей территории. Кайова были известны своими дальними набегами, простирающимися на юг, в Мексику, и на север, на Северные равнины. Почти все военные действия происходили верхом на лошадях. Врагами кайова были шайенны , арапахо , навахо , юте и иногда лакота , жившие к северу и западу от территории кайова. К востоку от территории кайова они сражались с пауни , осейджами , кикапу , кау , каддо , уичито , а также саками и фоксами . На юге они сражались с липан-апачами , мескалеро-апачами , чирикауа-апачами (которых кайова называли До’-консена’го, «Люди с подвернутыми мокасинами») и тонкава . Кайова также столкнулись с народами американских индейцев из юго-восточных и северо-восточных лесных массивов , которые были насильственно переселены на территорию Индии в период переселения индейцев , включая чероки , чокто , маскоги и чикасо. .

Позже шайены и арапахо заключили мир с кайова. Вместе они сформировали мощный союз с команчами и равнинными апачами для борьбы с вторжением белых поселенцев и солдат США, а также с мексиканцами и мексиканской армией. [30]

Рисунок книги, изображающий встречу между военным отрядом кайова-команчей и военным отрядом пауни (справа).

Как и у других равнинных индейцев, у кайова были особые воинские общества. В одно из воинских обществ часто приглашались молодые люди, доказавшие свою храбрость, умение или проявившие себя в бою. Помимо войны, общества работали над сохранением мира в лагерях и племени в целом. Среди кайова было шесть воинских обществ. [31] «По-Лан-Йопе» («Маленькие кролики») предназначалось для мальчиков; были зачислены все мальчики кайова. Группа в основном служила социальным и образовательным целям, не предполагая насилия или боевых действий. Адле-Тдоу-Йопе (Молодая овца), Цаин-Танмо (Головные уборы для лошадей), Тдиен-Пей-Гах (Общество тыквы) и Тон-Кон-Гах (Черные ноги или поножи) были обществами взрослых воинов. [32] [33] Койценко ) (Ккойе-Цайн-Гах, Главные собаки или Настоящие собаки [34] состоял из десяти самых элитных воинов всех кайова, которые были избраны членами других четырех обществ взрослых воинов. [35]

Воины кайова использовали комбинацию традиционного и нетрадиционного оружия, включая длинные копья, луки и стрелы, томагавки, ножи и боевые дубинки, а также приобретенные позже винтовки, дробовики, револьверы и кавалерийские мечи. Щиты делались из жесткой шкуры бизона, натянутой на деревянный каркас, или из черепа бизона, образувшего небольшой и прочный щит. Щиты и оружие украшались перьями, мехом и частями животных, например когтями орла, в церемониальных целях.

Календарь на 37 месяцев, 1889–1892 гг., Хранится на коже Анко, ок. 1895 г.

Календари кайова

[ редактировать ]

Народ кайова рассказал этнологу Джеймсу Муни , что первым хранителем календаря в их племени был Литтл-Блафф, или Тохаусан , который был главным вождем племени с 1833 по 1866 год. Муни также работал с двумя другими хранителями календаря, Сеттаном ( Маленьким Медведем) и Анкопааингьядете («Посреди многих дорожек»), широко известный как Анко . Другие племена равнин вели графические записи, известные как «зимние подсчеты».

Календарная система кайова уникальна: они записывают два события каждый год, предлагая более детальную запись и вдвое больше записей за любой заданный период. Сильвер Рог (1860–1940), или Хаунгуа, был самым уважаемым художником племени кайова в 19 и 20 веках. Он вел календарь и в последние годы жизни был уважаемым религиозным лидером. [36]

Похоронные практики

[ редактировать ]

В традиции кайова смерть имела сильные ассоциации с темными духами и негативными силами, а это означало, что смерть человека рассматривалась как травмирующий опыт. Страх перед призраками в общинах кайова возник из-за убеждения, что духи обычно сопротивляются концу их физической жизни. Считалось, что духи остаются вокруг трупа или места его захоронения, а также посещают прежние жилые помещения и имущество. Считалось также, что задерживающиеся духи помогают умирающим перейти из физического мира в загробную жизнь. Страх перед призраками можно увидеть в том, как обращались с черепами. [ нужны разъяснения ] Считалось, что это источник негативного духовного загрязнения, создающего опасность для живых. Из-за страхов и рисков, связанных со смертью, реакция сообщества была мгновенной и жестокой. [37] Ожидалось, что семьи и родственники будут демонстрировать горе такими реакциями, как плач, срывание с себя одежды и бритье головы. Также были сообщения о самопроизвольных рваных ранах тела и порезах суставов пальцев. Ожидалось, что в процессе горя женщины и овдовевший супруг будут более выразительно выражать свой траур. [38]

Перед погребением тело усопшего необходимо омыть. Прачечная, исторически женщина, также расчесывает волосы и красит лицо умершего. После того, как тело было обработано, захоронение происходит незамедлительно. По возможности захоронение происходит в тот же день, если только смерть не наступила ночью. В этом случае умершего хоронят на следующее утро. Считалось, что быстрое захоронение снижает риск пребывания духов вокруг места захоронения. После погребения большая часть вещей умерших сжигалась вместе с их типи. Если их типи или дом делили с семьей, выжившие родственники переезжали в новый дом. [39]

Карта договора 1865 года

Будучи членами кайова-таноанской языковой семьи, кайова в какое-то отдаленное время, вероятно, разделяли этническое происхождение с другими индейскими народами этой небольшой языковой семьи: тива , тева , това и другими. [40] Однако в исторические времена кайова жили в условиях экономики охотников-собирателей, оседлых обществ пуэбло . в отличие от других [41] У кайова также была сложная церемониальная жизнь, и они разработали « зимние счета » в виде календарей. Кайова рассказывают о своем происхождении как от реки Миссури , так и от Блэк-Хиллз . Они знали, что их оттеснило на юг давление со стороны сиу .

Сидящий Медведь , вождь кайова

О самой ранней записанной и изложенной истории кайова см. ниже.

Гипаго , вождь кайова
Сатанта , вождь кайова

После Адате знаменитыми лидерами кайова были Дохассан (Таухавсин, Нависающий холм, он же Маленькая Гора, он же Маленький Утес); Сатанк (Сет-анкеа, Сидящий Медведь), Гипаго (Ги-па-го, Одинокий Волк Старший, псевдоним Гуибайхаугу, Спасенный от волков), Сатанта (Сет-таинте, Белый Медведь), Тене-ангопте (Пинающая Птица), Зепко -эте (Большой лук), Сет-имкиа (Спотыкающийся медведь), Маньи-тен (Женское сердце), Напават (Без мокасина), Маманти (Идущий выше), Цэн-таинте (Белая лошадь), Адо-эте (Большое дерево) ). [42]

Дохасан, также известный как Тухасон. [43] Многие считают его величайшим вождем кайова (1805–1866), поскольку он объединил кайова и правил ими в течение 30 лет. Он подписал несколько договоров с Соединенными Штатами, в том числе Договор Форт-Аткинсона от 27 июля 1852 года и Договор о Маленьком Арканзасе 1865 года. [43] Гипаго стал главой кайова, когда Дохосан (Маленький Утес) назначил его своим преемником. Гипаго и Сатанта вместе со старым Сатанком возглавляли враждующую фракцию народа кайова, а Тене-Ангопте и Напават возглавляли мирную партию. [42]

В 1871 году Сатанк, Сатанта и Большое Дерево (в некоторых документах переводится как Аддо-этта) [42] ) помог возглавить рейд на поезд Уоррена . Они были арестованы солдатами США и доставлены в Джексборо, штат Техас. По пути недалеко от форта Силл на территории Индии Сатанк убил ножом солдата и был застрелен кавалерийцами при попытке к бегству. Позже Сатанта и Большое Дерево были признаны виновными в убийстве «ковбойским жюри».

В сентябре 1872 года Гипаго встретился с Сатантой и Адо-эте, этот визит был одним из условий Гипаго для принятия просьбы о поездке в Вашингтон и встрече с президентом Грантом для мирных переговоров. В конце концов, Гипаго освободил двух пленников в сентябре 1873 года. Гипаго, Сатанта, Сет-имкиа, ​​Зепко-эте, Маньи-тен, Маманти, Цен-таинте и Адо-эте возглавляли воинов кайова во время «войны бизонов» вдоль Красной реки. вместе с союзниками-команчами летом (июнь – сентябрь) 1874 года. Они сдались после боя в каньоне Пало-Дуро. Тене-ангопте пришлось выбрать 26 вождей и воинов кайова для депортации; Сатанта был отправлен в тюрьму в Хантсвилле, штат Алабама , а Гипаго, Маньи-тен, Маманти, Цен-Тейнте и другие были отправлены в Сент-Огастин, штат Флорида , в то, что тогда называлось Форт-Мэрион . [42] Тене-ангопте, проклятый «знахарем» Маманти, умер в мае 1875 года; Сатанта покончил жизнь самоубийством в Хантсвилле в октябре 1878 года. Гипаго, заболев малярией , был заключен в тюрьму в Форт-Силл, где и умер в 1879 году.

Сообщается, что скульптор никелевой головы индейца Джеймс Эрл Фрейзер сказал, что Большое Дерево Вождя (Адоэтт) было одной из его моделей для американской монеты; он чеканился с 1913 по 1938 год. [44]

Большое Дерево , вождь и воин кайова.

Ранняя история и миграция на юг

[ редактировать ]
Территория южных равнин народа кайова во время контактов с европейцами (миграции см. в тексте).
Скалы из красного песчаника в Блэк-Хиллз, штат Вайоминг, бывшей территории кайова, которая до сих пор остается для них священной территорией.
Южные равнины Льяно Эстакадо в Техасе Панхандл.

Кайова возникли как отдельный народ на своей первоначальной родине в северном бассейне реки Миссури. В поисках новых собственных земель кайова отправились на юго-восток, в -Хиллз на территории нынешней Южной Дакоты и Вайоминга, около 1650 года . Блэк , организовались в 10 банд и насчитывали около 3000 человек. Давление со стороны оджибве в северных лесах и на окраинах великих равнин Миннесоты вынудило шайеннов, арапахо, а затем и сиу двинуться на запад, на территорию кайова вокруг Блэк-Хиллз. Кайова были оттеснены на юг вторгшимися шайенами, а затем сиу вытеснили их на запад из Блэк-Хиллз. В своей ранней истории кайова путешествовали с собаками, тянущими их вещи, пока лошади не были приобретены в результате торговли и набегов с испанцами и другими индейскими народами на юго-западе.

В конце концов кайова разделили с команчами обширную территорию под названием Команчерия , на центральных и южных великих равнинах в западном Канзасе, восточном Колорадо, большей части Оклахомы, включая Панхандл, и Ллано Эстакадо в Техасе Панхандл и восточном Нью-Мексико . [45] Тесные отношения двух племен начались ранней весной 1790 года в месте, которое впоследствии стало Лас-Вегасом, штат Нью-Мексико , партия кайова во главе с военачальником Гикате предложила мир группе команчей , когда оба посещали дом. общего друга обоих племен. Это привело к более поздней встрече Гикате и главного вождя команчей Нокони. Эти две группы заключили союз, чтобы разделить одни и те же охотничьи угодья, заключили пакт о взаимной обороне и стали доминирующими жителями Южных равнин. С этого времени команчи и кайова вместе охотились, путешествовали и воевали. Помимо команчей, кайова сформировали очень тесный союз с равнинными апачами (кайова-апачи), причем эти две нации разделяли большую часть одной и той же культуры и участвовали в ежегодных собраниях и мероприятиях совета друг друга. Сильный союз южных равнинных стран не позволил испанцам получить сильную колониальную власть на южных равнинах.

Индийские войны

[ редактировать ]

В последние годы XVIII века и в первой четверти XIX века кайова мало боялись европейских соседей. Кайова располагалась к северу от гор Уичито. Кайова и команчи контролировали обширную территорию от реки Арканзас до реки Бразос. Врагами кайова обычно были враги команчей. На востоке шла война с осейджами и пауни.

В начале 19 века шайены и арапахо разбили лагерь на реке Арканзас, и началась новая война. На юге кайова и команчи говорили на каддоанском языке, но кайова и команчи относились к этим группам дружелюбно. Команчи находились в состоянии войны с апачами региона Рио-Гранде. [26]

Резня с перерезанным горлом, 1833 год. Фотография с зимнего подсчета в Дохасане.

Они воевали с шайенами и арапахо, пауни, саками и фоксами, а также осейджами.

Летом 1833 года осейджи напали на открытый лагерь кайова недалеко от горы Хед, штат Оклахома. Кайова потеряли много пожилых людей, детей и женщин. Головы отрезали и помещали в котлы. Во время этой «жестокой резни» осейджи также захватили священный Тай-ме (фигуру кайова в Танце Солнца). Кайова не могли исполнить Танец Солнца до возвращения Тай-ме в 1835 году. [46] : 33  Дохасан заменил старого вождя кайова, поскольку тот не смог предвидеть опасность. [10] : 259 

Кайова торговали с уичито на юге вдоль Ред-Ривер и с апачами Мескалеро и жителями Новой Мексики на юго-западе. После 1840 года они и их бывшие враги шайенны , а также их союзники команчи и апачи сражались и совершали набеги на восточных туземцев, продвигавшихся на территорию Индии. [47]

С 1821 по 1870 год кайова присоединились к команчам в набегах, главным образом для добычи скота, которые распространились глубоко в Мексику и привели к гибели тысяч людей. [48]

Колониальный переход

[ редактировать ]
Когда-нибудь

Годы с 1873 по 1878 год ознаменовали радикальное изменение образа жизни кайова. В июне 1874 года кайова вместе с группой воинов команчей и шайеннов выразили свой последний протест против европейских захватчиков в битве при Адоб-Уоллс в Техасе, которая оказалась тщетной. В 1877 году были построены первые дома для индейских вождей и был начат план трудоустройства индейцев в Агентстве. Тридцать индейцев были наняты для формирования первых полицейских сил в резервации. [49]

Кайова согласились поселиться в резервации на юго-западе Оклахомы. Некоторые банды кайова оставались на свободе до 1875 года . Некоторые из банд липан-апачей и мескалеро-апачей вместе с некоторыми команчами в их компании продержались на севере Мексики до начала 1880-х годов, когда силы мексиканской и американской армии вытеснили их в резервации или полностью истребили. По Договору Медицинской Ложи в 1867 году кайова поселились в Западной Оклахоме и Канзасе. [50]

Они были вынуждены перебраться к югу от реки Вашита, к Красной реке и Западной Оклахоме вместе с команчами и племенем кайова-апачей. Переход от свободной жизни жителей равнин к ограниченной жизни в резервации оказался для некоторых семей более трудным, чем для других. [50]

Период бронирования

[ редактировать ]

Период резервации длился с 1868 по 1906 год. В 1873 году квакер Томас К. Бэтти основал первую школу среди кайова. В 1877 году федеральное правительство построило первые дома для индейских вождей и инициировало план трудоустройства индейцев. 30 индейцев были наняты, чтобы сформировать первые полицейские силы в резервации. В 1879 году агентство было перенесено из Ft. Силл к Анадарко. [51] Перепись 1890 года показала, что в резервации Форт Силл проживало 1598 команчей, которые они делили с 1140 кайова и 326 кайова-апачами. [52]

Соглашение, заключенное с Комиссией чероки и подписанное 456 взрослыми мужчинами кайова, команчи и кайова-апачи 28 сентября 1892 года, открыло путь к открытию страны для белых поселенцев. Соглашение предусматривало выделение 160 акров (65 га) каждому человеку в племенах и продажу земель резервации (2 488 893 акра или 1 007 219 га) Соединенным Штатам - оно должно было вступить в силу немедленно после ратификации Конгрессом. хотя договор Медисин-Ложи 1867 года гарантировал индийцам владение резервацией до 1898 года. Индийцы, подписавшие договор, хотели, чтобы их имена были вычеркнуты, но было уже слишком поздно. А'пиатан как лидер отправился в Вашингтон с протестом. Вождь Одинокий Волк Младший немедленно подал иск против этого закона в Верховный суд, но суд вынес против него решение по делу « Одинокий Волк против Хичкока» (1903).

К народу кайова были прикреплены агенты.

Современный период

[ редактировать ]

С 1968 года кайова управляется Советом племени кайова, который руководит бизнесом, связанным со здравоохранением, образованием, а также программами экономического и промышленного развития. [53]

13 марта 1970 года индейское племя кайова в Оклахоме разработало свою конституцию и подзаконные акты, а 23 мая 1970 года избиратели кайова ратифицировали их. [54] Действующая конституция была принята в 2017 году. [55]

В 1998 году в знаковом решении по делу племени кайова из Оклахомы против Manufacturing Technologies, Inc. Верховный суд США постановил, что индейские племена сохраняют свой суверенный иммунитет как нации от частных исков без их согласия, даже в сделках за пределами резерваций, в которых они это делают. не отказываться от этого иммунитета. [56] [57]

По состоянию на 2000 год Более 4000 из 12 500 зачисленных кайова проживали недалеко от городов Анадарко, Форт-Кобб и Карнеги в округах Каддо и Кайова, Оклахома. Кайова также проживают в городских и пригородных поселениях по всей территории Соединенных Штатов, переехав в районы с большим количеством рабочих мест. Каждый год ветераны кайова чтят воинственный дух лидеров 19-го века танцами в исполнении клана тыквы кайова и общества воинов черных леггинсов кайова. Культурная самобытность и гордость кайова проявляются в их выразительной культуре и сильном влиянии на танец тыквы и искусство Южных равнин. [53]

Гуманитарные науки

[ редактировать ]
Донна Стэндинг Стейнберг, Кайова/ Уичита , и Жозефина Паркер, Кайова, с вышивкой бисером.

Документация по истории и развитию современного искусства кайова представляет собой один из самых необычных рекордов в культуре коренных американцев. Еще в 1891 году художникам кайова было поручено создавать работы для показа на международных выставках. «Шесть Кайова» были одними из первых коренных американцев, получивших международное признание за свою работу в мире изобразительного искусства. Они оказали влияние на поколения индийских художников из числа кайова и других равнинных племен. Традиционные ремесленные навыки не утрачены среди народа кайова и сегодня, а талантливое изобразительное искусство и ремесла, созданные индейцами кайова, помогли кооперативу искусств и ремесел индейцев Оклахомы процветать за его 20-летнее существование. [51]

Искусство Леджера и роспись шкур

[ редактировать ]

Ранними художниками гроссбухов кайова были те, кого армия США держала в плену в форте Марион в Сент-Огастине, Флорида (1875–1878), после завершения войны на Красной реке , которая также известна как индейская война на Южных равнинах. [58] Искусство Леджера возникло из традиции рисования шкур Равнин . В число этих художников Форт-Марион входят Киовас Этадлеу Доанмо и Зотом , который был плодовитым художником, который вел хронику своего опыта до и после того, как стал пленником в форте. После освобождения из форта Марион Пол Зом-тиам (Zonetime, Коба) изучал богословие с 1878 по 1881 год, когда был рукоположен в дьякона в епископальной церкви . [59]

Рисунок книги кайова, возможно, изображающий битву Буффало-Уоллоу в 1874 году, битву между индейцами Южных равнин и армией США во время войны на Красной реке.

Кайова Шесть

[ редактировать ]

По стопам Сильвер Хорна последовала Kiowa Six . [60] или, как их называли в прошлом, « пятерка кайова» . Это Спенсер Аса , Джеймс Аучиа , Джек Хокеа , Стивен Мопоуп , Лоис Смоки Каулити и Монро Цатоке . [61] родом из Анадарко , штат Оклахома Эти художники , учились в Университете Оклахомы . Лоис Смоки покинула группу в 1927 году, но ее место в группе занял Джеймс Аучиа. «Шестерка Кайова» получила международное признание как прекрасные художники, выставив свои работы на Международном художественном конгрессе 1928 года в Чехословакии , а затем приняв участие в Венецианской биеннале в 1932 году. [62]

Художники и скульпторы

[ редактировать ]

Помимо «Кайова Шесть» и «Серебряный Рог», среди художников кайова, работавших в 20 и 21 веках, были Шаррон Ахтон Харджо , Гомер Буффало, Чарли Охелтоинт, Майкл К. Сато Браун, Т.С. Кэннон , Уилсон Дэйнгкау, Джордж Гейонти, Бобби Хилл (1933–1984). , Хардинг Бигбоу (1921–1997), Джим Тарца, Мирак Крипингбер (1947–1990), Герман Топпа, Эрни Кибоун, К. Э. Роуэлл, Диксон Палмер, Роланд Уайтхорс, Блэкбер Бозин , Вуди Биг Боу (1914–1988), Паркер Бойиддл-младший (1947–2007 ) , Деннис Белиндо (1938–2009), Клиффорд Дойето (1942–2010), Эл Момадей, Джордж Кихбоун, Джо Лусеро (Хобей), Ладонна Цатоке Сильверхорн, Р.Г. Гейонти, Хузо Падделти, Кери Атаумби, Дэвид Э. Уильямс . Мика Уэсли. Томас Пулоу, Теннисон Рид, Шерман Чеддлсон (1947–2013), Круз МакДэниелс II (1950–2020), Роберт Редберд (р. 1939), Гас Хозиптоу, Джеральд Дэрби, Ли Цаток-младший, Н. Скотт Момадей и Бартелл Маленький Шеф.

Мастера бисероплетения

[ редактировать ]

Среди известных мастеров бисероплетения кайова — Лоис Смоки Каулити , Донна Джин Цатоке, Элис Литтлман , Нетти Стэндинг, Мэрилин Дакво, Эдна Хокеа Пауахти, Леона Геймасэддл, Барри Д. Белиндо, Кэти Литтлчиф, Кэтрин Дикерсон, Чарли Сильверхорн, Пол МакДэниелс-младший, Юджиния МакДэниелс. Кайова Дж. Тариоле , Грейс Цонтекой, Ричард Эйтсон , Джуди Бивер, Ванесса Паукейгоп Дженнингс , Леатрис Геймасэддл, Тери Гривз и Тани Ахтон . [63]

Автор кайова Н. Скотт Момадэй получил Пулитцеровскую премию 1969 года за свой роман « Дом, созданный на заре» . Ричард Эйтсон (Кайова/ Кайова Апач ) был опубликованным поэтом. Среди других авторов кайова драматург Ханай Гейогама , поэт и режиссер Гас Палмер-младший , Элис Садонгей, Мариан Каулити Ханссон, Токакут, Рассел Бейтс и Тристан Ахтон.

Музыканты и композиторы

[ редактировать ]

Музыка кайова часто известна своими гимнами , которые исторически сопровождались танцами или игрой на флейте. Среди известных композиторов современной музыки кайова - Джеймс Анко, известный своим вкладом в культуру коренных американцев. [64] Среди современных музыкантов кайова Корнел Пьюварди, Том Моухати-Уэр и Терри Цотиг.

Фотографы

[ редактировать ]

Среди первых фотографов кайова — Паркер Маккензи и его жена Нетти Одлети, чьи фотографии 1913 года находятся в коллекции Исторического центра Оклахомы . Фотограф кайова Гораций Пулоу (1906–1984) был одним из самых плодовитых фотографов коренных американцев своего поколения. [65] Он задокументировал народ кайова, живший недалеко от его общины в Маунтин-Вью, штат Оклахома , начиная с 1920-х годов. Его наследие сегодня продолжает его внук Томас Пулоу, известный фотограф и цифровой художник штата Кайова. [66]

[ редактировать ]

В феврале 2020 года племя учредило колледж Бэконе в Маскоги, штат Оклахома, в качестве своего племенного колледжа. [67] В марте историк племени кайова Фил «Джо Фиш» Дюпойнт начал предлагать 8-недельный курс языка кайова онлайн через колледж. [68]

Известные кайова

[ редактировать ]
Одинокий Волк , вождь кайова, ок. 1907 год
Мика Уэсли, 2008 г., записал артиста и диджея Кайова. [69] [70]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Палмер, Гас (2003). Рассказывание историй по-кайовски . Издательство Университета Аризоны: Тусон. п. 62. ИСБН  9780816544806 . Проверено 11 февраля 2024 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д Карманный справочник с иллюстрациями индейцев Оклахомы, 2011 г. Архивировано 24 апреля 2012 года в Комиссии по делам индейцев Оклахомы Wayback Machine . 2011: 20. Проверено 4 января 2012 г.
  3. ^ «Кайова» . Словарь Merriam-Webster.com .
  4. ^ «Кайова» . Dictionary.com Полный (онлайн). nd
  5. ^ Притцкер 326
  6. ^ Jump up to: а б с Крахт, Бенджамин Р. «Кайова» . Энциклопедия истории и культуры Оклахомы .
  7. ^ Бюро по делам индейцев, внутренние дела. (28 января 2022 г.). «Индийские организации, признанные Бюро по делам индейцев США и имеющие право на получение услуг» . Федеральный реестр . Национальный архив . Проверено 18 апреля 2022 г.
  8. ^ «Атлас языков мира ЮНЕСКО в опасности» .
  9. ^ "Кайова Таноан" . Этнолог. Проверено 21 июня 2012 г.
  10. ^ Jump up to: а б с Муни, Джеймс (1898): Календарная история индейцев кайова. Смитсоновский институт. 17-й ежегодный отчет Бюро американской этнологии. Часть I. Вашингтон.
  11. ^ Уоткинс, Лорел. 1984. Грамматика кайова. Линкольн: Издательство Университета Небраски.
  12. ^ Кэтлин, Джордж. 1861/1869. «Четыре индейца кайова». Национальная художественная галерея. Интернет, [1] . Доступ 1 марта 2022 г.
  13. ^ Митхун, Марианна (2001). Языки коренных народов Северной Америки (первое издание в мягкой обложке). Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. п. 441 . ISBN  0-521-23228-7 .
  14. ^ Маккензи, Паркер П. и Джон П. Харрингтон. 1948 Популярное описание языка кайова. Санта-Фе, Нью-Мексико: Издательство Университета Нью-Мексико.
  15. ^ Путеводитель по коллекциям кайова в Смитсоновском институте, составленный Мерриллом, Ханссоном, Грином и Ройссом, Smithsonian Institution Press, Вашингтон, округ Колумбия, 1997.
  16. ^ Дэвис, Джеффри. 2006. «Исторический лингвистический отчет о языке жестов среди групп североамериканских индейцев». В книге «Многоязычие и языки жестов: от Великих равнин до Австралии»; Социолингвистика сообщества глухих, К. Лукас (ред.), Vol. 12, стр. 3–35. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Галлодетского университета
  17. ^ «Правительство: Председатель» . Племя Кайова . Проверено 18 января 2020 г.
  18. ^ "Казино Кайова Ред Ривер". 500 наций. Проверено 4 января 2011 г.
  19. ^ "Кайова Бинго". Архивировано 18 октября 2011 года в Wayback Machine 500 Nations. Проверено 4 января 2011 г.
  20. ^ «О казино Кайова» . Казино и отель Кайова . Племя Кайова . Проверено 29 декабря 2020 г. .
  21. ^ Вестал, Пол А. и Ричард Эванс Шультес, 1939, Экономическая ботаника индейцев кайова , Кембридж, Массачусетс: Ботанический музей Гарвардского университета, стр. 51. ОСЛК   1862648
  22. ^ Марк, Джошуа Дж. «Буйвол и равнинные индейцы» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 4 июня 2024 г.
  23. ^ Джаник-Марусов, Лаура Л. (2010–2012). «Борьба с инфекционными врагами: новаторское мышление для решения современных проблем со здоровьем» . Обзор международных исследований . 12 (4): 610–618. дои : 10.1111/j.1468-2486.2010.00966.x . ISSN   1521-9488 .
  24. ^ Роллингс (2004), стр. 22-28.
  25. ^ Уишарт, Дэвид Дж. Энциклопедия индейцев Великих равнин . Линкольн: Университет Небраски Press, 2007. 89.
  26. ^ Jump up to: а б Дик Свифт, «Введение в изучение североамериканских индейцев», История и культура племен южных равнин , Государственные школы Карнеги, 1972 г.
  27. ^ Кайова , Министерство внутренних дел США, Индийский музей Южных равнин, 1994 г.
  28. ^ Уильям К. Медоуз: Этногеография кайова, Техасский университет Press 2008, ISBN   978-0-292-71878-4 , Родина кайова, страницы 122–123
  29. ^ «Этноистория кайова и историческая этнография» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 30 марта 2013 г.
  30. ^ «Кайова» . Энциклопедия Великих равнин . Проверено 23 июня 2013 г.
  31. ^ Бойд, 71 год.
  32. ^ «Племя Кайова из Оклахомы» . Споттедберд Паблишинг, ООО . Проверено 1 августа 2017 г.
  33. ^ Аттокни, Дана (11 ноября 2010 г.). «Общество воинов в черных леггинсах кайова» . Журнал Oklahoma Native Times . Проверено 1 августа 2017 г.
  34. ^ Бойд, 73 года.
  35. ^ Мэйхолл, Милдред П. «Индейцы кайова» . Справочник Техаса в Интернете . Проверено 17 января 2008 г.
  36. ^ Грин, Кэндис С. Сто лет: запись календаря кайова. Линкольн: Университет Небраски Press, 2008.
  37. ^ Оплер, Моррис Э. и Уильям Э. Биттл. «Практики смерти и эсхатология кайова-апачей». Юго-западный журнал антропологии , том. 17, нет. 4, 1961, стр. 383–394, doi:10.1086/soutjanth.17.4.3628949.
  38. ^ «Кайова - Религия и выразительная культура». Страны и их культуры , Каждая культура, 2010 г., www.everycultural.com/North-America/Kiowa-Religion-and-Expressive-Culture.html.
  39. ^ Фаулер, Джесс. «Джесс Фаулер». Мясд , Funeral Pro Chat, 2015 г., www.myasd.com/blog/article-toby-blackstar-discusses-funeral-customs-native-american-communities.
  40. ^ Харбор, Дэниел (29 марта 2017 г.), «Кайова-таноанские языки» , Оксфордская исследовательская энциклопедия лингвистики , номер документа : 10.1093/acrefore/9780199384655.001.0001/acrefore-9780199384655-e-27 (неактивен 7 июня 2024 г.), ISBN  978-0-19-938465-5 , получено 4 июня 2024 г. {{citation}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на июнь 2024 г. ( ссылка )
  41. ^ Ортман, Скотт Г.; Макнил, Линда Д. (2018). «Одиссея кайова: свидетельства исторических взаимоотношений между народами пуэбло, фремонта и северо-западных равнин» (PDF) . Равнинный антрополог . 63 (246): 169. дои : 10.1080/00320447.2017.1335533 .
  42. ^ Jump up to: а б с д «TSHA | Рейд на вагон Уоррена» . www.tshaonline.org .
  43. ^ Jump up to: а б Таннер, Бекси (5 февраля 2013 г.). «Бетти Никсон умирает; помогла основать Среднеамериканский всеиндийский центр» . Уичито Игл . Архивировано из оригинала 14 февраля 2013 г. Проверено 9 февраля 2013 г.
  44. ^ "Какой индиец на самом деле моделировал?" Роберт Р. Ван Рызин, Numismatic News, 1990.
  45. ^ «Индейцы Кайова» . Проверено 23 июня 2013 г.
  46. ^ Бойд, Морис (1981): Голоса кайова. Торжественный танец, ритуал и песня. Часть I. Форт-Уэрт.
  47. ^ История кайова Эванса Р. Сатепауудла, TU, 2004 г.
  48. ^ Смит, Ральф А. «Иностранная война команчей». Журнал Великих равнин. Том. 24–25, 1985–1986, с. 21
  49. ^ Кайова, Министерство внутренних дел США, Совет индийского искусства и ремесел, Индийский музей и центр ремесел Южных равнин.
  50. ^ Jump up to: а б Свифт, Дик. 1972.
  51. ^ Jump up to: а б Кайова, Министерство внутренних дел США, Музей индейцев Южных равнин, 1994 год.
  52. ^ «Пограничные форты > Уход индийской эпохи» . www.texasbeyondhistory.net .
  53. ^ Jump up to: а б BR Kracht Исторического общества Оклахомы
  54. ^ «Конституция и постановления индейского племени кайова в Оклахоме, март 1970 г.» . Архив ОГУ . Университет штата Оклахома . Проверено 12 июля 2020 г.
  55. ^ «Индейское племя кайова в Оклахоме — конституция племени» . Национальная индийская юридическая библиотека . Фонд защиты прав коренных американцев . Проверено 12 июля 2020 г.
  56. ^ Уолтер Эхо-Хок , Годовой отчет NARF, 1998 г.
  57. ^ «Племя кайова из Оклахомы против компании Manufacturing Technologies, Inc» . Ойез .
  58. ^ «Индийская война на Южных равнинах» . Архивировано из оригинала 30 августа 2006 года.
  59. ^ Альт 16
  60. ^ «О кайова-шестерке» . Дом Джейкобсона . Проверено 8 января 2017 г.
  61. ^ Центр местных искусств Jacobson House: О шестерке кайова. Архивировано 21 июля 2020 г. в Центре местных искусств Wayback Machine Jacobson House. (получено 21 июля 2020 г.)
  62. ^ Данн 240
  63. ^ Ахтонехарджо-Growingthunder, Тани (осень 2017 г.). «Семь направлений» . Первый американский художественный журнал (16): 16–17 . Проверено 17 февраля 2019 г.
  64. ^ Кайова Министерства внутренних дел США, Индийский музей Южных равнин, 1994.
  65. ^ Смит, Лора. E. 2016. Гораций Пулоу, фотограф современности американских индейцев. Линкольн, Небраска: Издательство Университета Небраски. Предварительный просмотр онлайн на Гораций Пулоу: фотограф современности американских индейцев . Университет Небраски Пресс. Июнь 2016. ISBN.  9780803237858 . Проверено 2 марта 2022 г.
  66. ^ «Urban 5 Show в USD». Архивировано 23 ноября 2010 года в Wayback Machine . Институт журналистики американских индейцев. (получено 7 октября 2010 г.)
  67. ^ «Племя кайова становится пятым, основавшим колледж Бэконе» . Колледж Бэконе, 20 февраля 2020 г. 20 февраля 2020 г. Проверено 3 мая 2020 г.
  68. ^ «Известный член племени кайова будет преподавать языковые курсы в колледже Бэконе» . Колледж Бэконе, 3 марта 2020 г. 3 марта 2020 г. Проверено 4 мая 2020 г.
  69. ^ Фонд прав коренных американцев . Видения на будущее: Праздник молодых художников коренных американцев, Том 1. Боулдер, Колорадо: Фонд прав коренных американцев, 2007: 82. ISBN   978-1-55591-655-8 .
  70. ^ «Неделя коренных американцев, запланированная в UNM-Gallup». Архивировано 3 июля 2012 года в Wayback Machine . Университет Нью-Мексико сегодня. 8 ноября 2007 г. (дата обращения 25 февраля 2010 г.)
  • Бойд, Морис. Голоса кайова: церемониальный танец, ритуал и песня. Форт-Уэрт: Техасский христианский университет, 1981. ISBN   978-0-912646-67-1 .
  • Данн, Дороти. Живопись американских индейцев на юго-западе и равнинах. Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико, 1968. ASIN   B000X7A1T0 .
  • Грин, Кэндис С. Сильвер Хорн: главный иллюстратор кайова . Норман: Университет Оклахомы Пресс, 2001. ISBN   0-8061-3307-4 .
  • Притцкер, Барри М. Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2000. ISBN   978-0-19-513877-1 .
  • Роллингс, Уильям Х; Дир, Ада Э (2004). Команчи . Издательство «Челси Хаус». ISBN  978-0-7910-8349-9 .
  • Виола, Герман (1998). Художники-воины: исторические произведения искусства индейцев Шайенн и Кайова, нарисованные мастерами медицины и Зотома . Национальное географическое общество. ISBN   0-7922-7370-2

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бойд, Морис (1983). Голоса кайова: мифы, легенды и сказки. Форт-Уэрт, Техас: Издательство Техасского христианского университета. ISBN   0-912646-76-4 .
  • Корвин, Хью (1958). Индейцы кайова, их история и жизненные истории .
  • Хойг, Стэн (2000). Кайова и легенда о пинающей птице . Боулдер, Колорадо: Университетское издательство Колорадо. ISBN   0-87081-564-4 .
  • Медоуз, Уильям К. (1999) «Военные общества кайова, апачей и команчей». Остин, Техас: Издательство Техасского университета.
  • Медоуз, Уильям К. (2006) «Карта Черного гуся резерваций кайова, апачей и команчей на территории Оклахомы». Great Plains Quarterly 26 (4): 265–282.
  • Медоуз, Уильям К. (2008) «Этногеография кайова». Остин, Техас: Издательство Техасского университета.
  • Медоуз, Уильям К. (2010) «Военные общества кайова: этноистория и ритуалы». Норман, ОК: Университет Оклахомы Пресс.
  • Медоуз, Уильям К. (2013) Этнонимия кайова других популяций. Равнинный антрополог, 58(226):3–28.
  • Медоуз, Уильям К. и Кенни Харрагарра (2007) «Рисунки кайова Готебо (1847–1927): автопортрет культурного и религиозного перехода». Равнинный антрополог 52 (202): 229–244.
  • Мишкин, Бернар (1988). Ранг и боевые действия среди равнинных индейцев . АМС Пресс. ISBN   0-404-62903-2 .
  • Най, полковник В.С. (1983). Карабин и копье: история старого форта Силл . Норман, ОК: Университет Оклахомы Пресс. ISBN   0-8061-1856-3 .
  • Момадей, Н. Скотт (1977). Путь к Дождливой горе. Альбукерке, Нью-Мексико: Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN   0-8263-0436-2 .
  • Ричардсон, Джейн (1988). Закон и статус среди индейцев кайова (Монографии Американского этнологического общества; № 1) . АМС Пресс. ISBN   0-404-62901-6 .
  • Тоне-Та-Хот, Дженни (2019). Создание коренной нации: выразительная культура кайова в прогрессивную эпоху. Чапел-Хилл, Северная Каролина: Издательство Университета Северной Каролины.
  • Министерство внутренних дел США (1974). «Кайова». Индийский музей и центр ремесел Южных равнин.
  • Уолтер Эхо-Хок, В судах завоевателя: 10 худших когда-либо решенных дел в Индии (2010).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4a7f0b6c0d539558b9b4f8fe0d777fba__1719488280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/ba/4a7f0b6c0d539558b9b4f8fe0d777fba.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kiowa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)