Уичито люди
Китикити'ш | |
---|---|
Общая численность населения | |
2,953 [1] (2018) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
США ( Оклахома , ранее Канзас и Техас ) | |
Языки | |
Английский , ранее Уичито и Кичай | |
Религия | |
Индейская церковь , христианство , Религия коренных народов | |
Родственные этнические группы | |
Каддо , Пауни , Арикара , Кичаи , Каддоанская культура Миссисипи |
Народ Уичито, или Китикити'ш , представляет собой конфедерацию Южных равнин индейских племен . Исторически они говорили на языке Уичито и языке Кичаи , обоих каддоанских языках . Они являются коренными жителями Оклахомы , Техаса и Канзаса .
Сегодня племена Уичито, к которым относятся народы Кичай , Вако , Таовая , Тавакони и собственно Уичито (или Гуичита), [1] как на федеральном уровне признаны Уичито и связанные с ним племена (Уичито, Кичи, Вако и Тавакони) .
Правительство
[ редактировать ]Штаб-квартира Уичито и связанных с ней племен находится в Анадарко, Оклахома . Их племенная юрисдикция находится в округе Каддо, штат Оклахома . Уичитас — это самоуправляющееся племя, которое управляет собственным жилищным фондом и выдает племенные жетоны на транспортные средства . [2]
Нынешнее управление племенем выглядит следующим образом.
- Президент: Терри Партон
- Вице-президент: Джаррод Принс
- Секретарь: Майлз Стивенсон мл.
- Казначей: Клаудия Спайбак [3]
Экономическое развитие
[ редактировать ]Племя владеет казино Sugar Creek, несколькими ресторанами, центром мероприятий Sugar Creek и гостиницей Hinton Travel Inn в Хинтоне . [4] Ему принадлежат коптильня, туристический центр и исторический центр в Анадарко. [2] Их годовой экономический эффект в 2010 году составил 4,5 миллиона долларов.
Культура
[ редактировать ]Язык Уичито — один из каддоанских языков . По языку и культуре они связаны с пауни , с которыми у них тесные отношения.
Уичито жили в оседлых деревнях с куполообразными травяными домиками, иногда до 30 футов (9,1 м) в диаметре. Уичито были успешными охотниками, фермерами, торговцами и переговорщиками. Их историческая родина простиралась от Сан-Антонио, штат Техас , на юге до Грейт-Бенд, штат Канзас , на севере. Полуоседлый народ, они заселили северный Техас в начале 18 века. Они торговали с другими индейцами Южных равнин по обе стороны Красной реки и на юг до Уэйко .
Уичито создали большую часть своего собственного искусства, в том числе керамическую посуду, которая очень очаровала французских и испанских торговцев. [5] Для неподготовленного глаза керамика Уичито была «практически неотличима от керамики осейджей и пауни», двух других соседних групп коренных народов. [6]
Исторически сложилось так, что большую часть года жители Уичито жили в хижинах, построенных из раздвоенных кедровых шестов, покрытых сухой травой. Зимой они следовали за американскими бизонами (буйволами) на сезонной охоте и жили в охотничьих лагерях. Жители Уичито в значительной степени полагались на бизонов, используя все их части — для одежды, еды и кулинарного жира, зимнего укрытия, кожаных изделий, сухожилий, лекарств и даже доспехов. Каждую весну семьи Уичито селились в своих деревнях, чтобы провести еще один сезон выращивания сельскохозяйственных культур. Со временем лошади сыграли большую роль в образе жизни жителей Уичито. Расширение доступа к лошадям в середине 17 века привело к тому, что стили и сезоны охоты в Уичито стали более продолжительными и ориентированными на общину. Экономика Уичито также была сосредоточена на садоводстве, сборе корней, а также производстве фруктов и орехов.
Жители Уичито носили одежду из дубленых шкур, которую готовили и шили женщины. Они часто украшали свои платья лосиными клыками . И мужчины, и женщины татуировали свои лица и тела сплошными и пунктирными линиями и кругами.
У жителей Уичито была история смешанных браков и союзов с другими группами. Примечательно, что женщины Уичито работали с пуэбло, собирая урожай и занимаясь торговлей. Было зарегистрировано, что женщины-пуэбло вступали в брак с жителями Уичито и жили вместе в деревнях Уичито.
Социальная структура была организована по рангу каждого племени. Племена также возглавлялись двумя вождями.
Имена
[ редактировать ]Племена Уичито называют себя Китикити'ш или Кирикириш (« люди с глазами енота ») из-за исторической практики нанесения татуировок вокруг глаз. Родственные пауни называли их Кирикуурукс или Кирикурукс (« люди с медвежьими глазами»), а арикара называли их Чирикуунукс (отсылка к практике татуировок в Уичито ). Кайова называли их Тхо-Кхут (« татуированные лица»).
Группы
[ редактировать ]Люди Уичито представляли собой свободную конфедерацию родственных народов на Южных равнинах, включая такие группы или подплемена, как Таовайя (Тавехаш) , Таваконис , Вакос (которые, по-видимому, были Искани или Искани в более ранние времена), а также Гуичитас или Уичито. Правильный; также перечислены более мелкие группы: Аквитс (также Аквеш, Асидахетш или Асидахеш, бывшая отколовшаяся группа северных пауни, присоединившаяся к Уичито), Итаз, Кишкат и Коришкицу (два последних названия могут быть уичитским названием Кичаи) . Таовая были самыми важными в 18 веке. Французы называли народ Уичито панис-пикес (пауни-пикты) или панис-нуарс (черные пауни), потому что они практиковали татуировку; иногда панис пике или панис нуар включают в список подплемен Уичито, но, похоже, не было известных отдельных подплемён, которые можно было бы идентифицировать по этому названию. Одна отколовшаяся группировка пауни, известная как Панисмаха, переехала из территории нынешней Небраски в приграничные районы Техаса и Арканзаса, где они жили вместе с таовайя.
Язык
[ редактировать ]У народа Уичито была единая языковая система с небольшими диалектическими различиями, основанными на географии уникальных племен. Большая часть языка Уичито, произошедшего от каддоанского языка, была неразличима между племенами, с которыми они имели тесные союзы.
Культурные учреждения
[ редактировать ]В 2018 году племена Уичито открыли Центр истории племен Уичито в Анадарко, который знакомит общественность с историей, археологией, изобразительным искусством и культурой Уичито. [7]
Ежегодный танец Уичито, пау-вау , проводится каждый август в племенном парке Уичито на шоссе US-281 , к северу от Анадарко. [8]
Исторические места
[ редактировать ]Несколько сайтов, охватывающих разные периоды времени, разбросаны по Соединенным Штатам. Эти места расположены террасами вокруг Ред-Ривер в Оклахоме и Техасе и содержат такие артефакты, как керамика, стрелы, ножи, глиняные фигурки и европейские торговые товары. Обширные раскопки этих памятников выявили крупные ритуальные и погребальные сооружения, распространенные на территории и культуре народа Уичито. [5]
История
[ редактировать ]История предварительного контакта
[ редактировать ]После того, как мужчина и женщина были созданы, им приснилось, что для них были созданы вещи, а когда они проснулись, у них было то, о чем они мечтали... Женщине дали початок кукурузы... Это должно было стать пищей люди, которые должны существовать в будущем, чтобы их использовали поколение за поколением. — Тавакони Джим в «Мифологии Уичито» , 1904 г.
Предки народа Уичито жили на востоке Великих равнин от Ред-Ривер в Арканзасе на север до Небраски , по крайней мере, 2000 лет. [9] Ранние жители Уичито были охотниками и собирателями , которые постепенно освоили сельское хозяйство. Фермерские деревни были построены около 900 г. н. э. на террасах над реками Уошита и Южная Канада в современной Оклахоме. Женщины этих общин 10-го века выращивали сорта кукурузы, фасоли и тыквы (известные как «Три сестры» ), болотную бузину ( Iva annua ) и табак , что было важно для религиозных целей. Мужчины охотились на оленей, кроликов, индеек и, прежде всего, на зубров, ловили в реках рыбу и добывали мидии. Жители деревни жили в прямоугольных домах с соломенной крышей. [10]
Археологи описывают фазу реки Уошита с 1250 по 1450 год, когда местное население росло, а деревни из 20 домов располагались примерно через каждые две мили вдоль рек. [10] Эти фермеры, возможно, имели контакты с деревнями культуры Панхандл в Оклахоме и Техасе Панхандлс , фермерскими деревнями вдоль реки Канадид. Жители деревни Панхандл продемонстрировали признаки принятия культурных особенностей народов пуэбло долины Рио-Гранде , с которыми они взаимодействовали. [11] В конце 15 века большинство деревень на реке Вашита были заброшены по неизвестным сегодня причинам. [10]
Поселения Грейт-Бенд и муниципальные круги
[ редактировать ]Многочисленные археологические памятники в центральном Канзасе возле Большого излучина реки Арканзас имеют общие черты и вместе известны как «Аспект Великого изгиба». Радиоуглеродные даты на этих стоянках варьируются от 1450 до 1700 года нашей эры. Места аспекта Грейт-Бенд обычно считаются предками народов Уичито, описанных Франсиско Васкесом де Коронадо и другими ранними европейскими исследователями. Обнаружение ограниченного количества европейских артефактов, таких как кольчуги и наконечники железных топоров в нескольких местах Грейт-Бенд, предполагает контакт этих людей с ранними испанскими исследователями. [12]
хозяйство народов Великого Изгиба Натуральное включало земледелие, охоту, собирательство и рыболовство. Деревни располагались на верхних террасах рек, а посевы, по-видимому, выращивались на плодородных поймах рек внизу. Основными культурами были кукуруза , фасоль, тыква и подсолнечник, выращиваемые ради семян. Собранные продукты включали грецкие орехи и орехи гикори , а также плоды сливы, каркаса и винограда. Остатки костей животных на стоянках Великого Аспекта включают бизона , лося , оленя , вилорога и собаку. [13] одно из немногих домашних животных на равнинах до Контакта.
На нескольких деревенских участках сохранились остатки необычных построек, называемых «советскими кругами», расположенных в центре поселений. Археологические раскопки показывают, что они состоят из центрального внутреннего дворика, окруженного четырьмя полуподземными сооружениями. Функция кружков совета неясна. В 1967 году археолог Уолдо Ведель предположил, что это могут быть церемониальные сооружения, возможно, связанные с наблюдениями за солнцестоянием . [14] Недавний анализ показывает, что многие нелокальные артефакты встречаются исключительно или в основном в кругах совета, подразумевая, что структуры были заняты политическими и/или ритуальными лидерами народов аспекта Великого Изгиба. [15] Другие археологи оставляют открытой возможность того, что земляные валы круга совета выполняли оборонительную роль. [16]
Одним из таких мест был город Эцаноа , расположенный в современном Арканзас-Сити, штат Канзас , недалеко от реки Арканзас , процветавший между 1450 и 1700 годами. [17]
История после контакта
[ редактировать ]В 1541 году испанский исследователь Франсиско Васкес де Коронадо отправился на восток из долины Рио-Гранде в поисках богатой земли под названием Кивира . В Техасе, вероятно, в каньоне реки Бланко недалеко от Лаббока , Коронадо встретил людей, которых он называл Тейас , которые могли быть родственниками Уичито и более ранних жителей равнинной деревни. Тея, если на самом деле они были уичито, вероятно, были предками искани и вако, хотя они могли быть также и кичаи , которые говорили на другом языке, но позже присоединились к племени уичито. [18] Повернув на север, он нашел Кивиру и народ, позже известный как Уичито, недалеко от города Лайонс, штат Канзас . Он был разочарован в своих поисках золота, поскольку кивиранцы, похоже, были преуспевающими земледельцами и хорошими охотниками, но не имели ни золота, ни серебра. В Кивире было около 25 деревень, в каждой из которых было до 200 домов. Коронадо сказал: «Это были крупные люди очень хорошего телосложения», и его впечатлила земля, которая была «толстой и черной». [19] Хотя Коронадо был впечатлен обществом Уичито, в своей экспедиции он часто плохо обращался с уичито. [20] Считалось, что даже после миграции Уичито в 1680 году на севере Кивиры остались некоторые поселения. [20]
Также было отмечено: «Они едят мясо сырым/ вяленым, как кееречос [ апачи ] и тейас . Они враги друг другу... Эти жители Кивиры имеют преимущество перед другими в своих домах и при выращивании кукурузы ». . [21]
Кивиранцы, по-видимому, называли свою землю Танкоа (что имеет сходство с более поздним субплеменем, называемым Тавакони), а соседняя провинция на реке Смоки-Хилл называлась Табас (что имеет сходство с субплеменем Таоваяс). [22] Поселения существовали здесь до тех пор, пока в 18 веке не были изгнаны Уичито.
Через шестьдесят лет после экспедиции Коронадо основатель Нью-Мексико Хуан де Оньяте посетил Эцаноа , город Уичито. Оньяте отправился на восток из Нью-Мексико, пересек Великие равнины и встретил два крупных поселения людей, которых он назвал Эсканхакес (возможно, Искани) и Раядос, скорее всего, Уичито. Город Раядо, вероятно, находился на реке Уолнат недалеко от Арканзас-Сити, штат Канзас . Оньяте описал, что в городе «более двенадцати сотен домов», что указывает на население около 12 000 человек. Его описание Эцаноа было похоже на описание Кивиры Коронадо. Усадьбы были разбросаны; дома вокруг, крытые соломой и окруженные большими зернохранилищами для хранения кукурузы, бобов и тыквы, которые они выращивали на своих полях. [23] Раядо Оньяте, безусловно, были уичито, вероятно, подплеменем, позже известным как гуичитас. [24]
Экспедиции Коронадо и Оньяте показали, что жители Уичито в 16 веке были многочисленны и широко распространены. Однако в то время они не были одним племенем, а скорее группой из нескольких родственных племен, говорящих на одном языке. Рассредоточенность их деревень, вероятно, указывала на то, что им не угрожала серьезная угроза нападения врагов, хотя ситуация изменится, поскольку вскоре они будут зажаты между апачами на западе и могущественными осейджами на востоке. Европейские болезни, вероятно, также стали причиной значительного сокращения населения Уичито в 17 веке.
В 1719 году французские исследователи посетили две группы Уичито. Бернар де ла Арп нашел большую деревню недалеко от современной Талсы, штат Оклахома , а Клод Шарль Дю Тисне нашел две деревни недалеко от Неодеши, штат Канзас . Что касается религии, Ла Харп заметил, что у жителей Уичито ее «мало ее». Однако он получил знания о присутствии Великого Духа, которому поклонялись Уичито. [25] Кивира Коронадо была заброшена в начале 18 века, вероятно, из-за нападений апачей. Раядо из Оньяте, вероятно, все еще жили примерно в том же месте на реке Уолнат. Археологи обнаружили деревню Уичито на территории Дир-Крик, построенную в 1750-х годах на реке Арканзас к востоку от Ньюкирка, штат Оклахома . Однако к 1757 году выяснилось, что все уичито мигрировали на юг, к Красной реке . [26]
Самыми известными подплеменами Уичито были таоваи. В 1720-х годах они двинулись на юг из Канзаса к Ред-Ривер, основав большую деревню на северном берегу реки в Петербурге, Оклахома, и на южном берегу в Спэниш-Форт, штат Техас . Они переняли многие черты кочевых равнинных индейцев и были известны набегами и торговлей. У них был тесный союз с французами, и в 1746 году союз с команчами при посредничестве Франции возродил судьбу Уичито. Деревня в Петербурге была «оживленным торговым центром, куда команчи привозили рабов-апачей, лошадей и мулов для обмена на французские упаковки с порохом, мячи, ножи и ткани, а также на выращенную на Таовой кукурузу, дыни, тыквы, кабачки и табак». [27]
Уичито и их союзники-команчи были известны испанцам как Norteños (северяне). Народ Уичито и команчи напали на испанскую военную экспедицию в 1759 году. Впоследствии, в ответ на разрушение нортеньо миссии Сан -Саба, испанцы и их союзники-апачи предприняли экспедицию, чтобы наказать индейцев. Их армия из 500 человек атаковала деревни-близнецы на Ред-Ривер, но потерпела поражение от уичито и команчей в битве при деревнях-близнецах . Испанская армия потеряла 19 человек убитыми и 14 ранеными, оставив на поле боя две пушки, хотя они утверждали, что убили более 100 индейцев. [28]
Союз между уичито, особенно таоваями, и команчами начал распадаться в 1770-х годах, когда уичито стремились к улучшению отношений с испанцами. Власть таовой в Техасе резко упала после эпидемии, вероятно оспы , в 1777 и 1778 годах, унесшей жизни около трети племени. [29] После того, как Соединенные Штаты захватили их территорию в результате покупки Луизианы в 1803 году и обретения Техасом независимости в 1836 году, все родственные племена все чаще объединялись в одну кучу и получили название «Уичито». Это обозначение также включало кичаи северного Техаса, которые говорили на другом, хотя и родственном языке.
Основная деревня Уичито в 1830-х годах находилась недалеко от гор Уичито в Оклахоме, хотя тавакони и вако все еще жили в Техасе и были переселены в резервацию в верховьях реки Бразос . В 1859 году они были вынуждены покинуть Техас и перебраться в резервацию в Оклахоме. Во время Гражданской войны Уичито объединились со стороной Союза . Они переехали в Канзас, где основали деревню на месте современного Уичито, штат Канзас . [30] В 1867 году они были переселены в резервацию на юго-западе Индийской территории (современная Оклахома), в районе, где большинство из них продолжает проживать сегодня. [31] 4 июня 1891 года родственные племена подписали соглашение с Комиссией чероки об индивидуальных наделах. [32]
Отношения с другими коренными племенами
[ редактировать ]Отношения в Уичито были в основном гармоничными и основанными на сотрудничестве. Уичито были союзниками команчей и торговали с ними. Однако они были врагами таких групп, как Пауни, Миссури и Апачи. Апачи были злейшими врагами уичито, выгнавшими их из домов еще до контакта с европейцами.
Отношения жителей Уичито с осейджами неоднозначны. Говорят, что он был «осторожно враждебным». [25] но многие группы осейджей напали на них в 18 веке, в конечном итоге изгнав их из бассейна реки Арканзас.
Торговля
[ редактировать ]Из-за географической изоляции французам и испанцам было трудно торговать с Уичито. В 16 веке французы торговали с Уичито в основном своими лошадьми. Уичито чувствовали, что торговля с французами была бы идеальной. Их миграция в 1714 году была частично мотивирована их желанием приблизиться к европейским торговцам.
Уичито впервые получили свои европейские товары в середине 18 века, что вдохновило их на поддержание тесных связей с французами в 19 веке. Французские торговцы стремились обменять свои товары в поселениях Уичито, путешествуя из Луизианы в Санта-Фе. [33]
Население
[ редактировать ]Во времена Коронадо и Оньяте в Уичито было большое население. Один ученый оценивает их число в 200 000 человек. [34] В деревнях часто проживало от 1000 до 1250 человек на деревню. [20] Конечно, их число исчислялось десятками тысяч. К моменту первых контактов французов с ними в 1719 году их численность, по-видимому, значительно сократилась, вероятно, во многом из-за эпидемий инфекционных заболеваний , к которым у них не было иммунитета . В 1790 году было подсчитано, что всего в Уичито проживало около 3200 человек. Конфликт с техасцами в начале 19 века и американцами в середине 19 века привел к значительному сокращению населения, что в конечном итоге привело к слиянию поселений Уичито. К 1868 году население Уичито составляло 572 человека. К моменту переписи 1937 года официально осталось всего 100 жителей Уичито.
В 2018 году в состав племен Уичито и связанных с ними племен было зачислено 2953 человека. [1] В 2011 году в Уичито был зачислен 2501 человек, 1884 из которых проживали в штате Оклахома. Для вступления в племя требовалось минимальное количество крови 1/32. [2]
Известный Уичито
[ редактировать ]- Большие Глаза (ок. 1520 – после 1542), порабощенный человек, гид экспедиции на Коронадо.
- Дорис Маклемор (1927–2016), последний говорящий на первом языке Уичито
- Кара Джейд Майерс , актриса [35]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Гейтли, Пол (8 июля 2018 г.). «Коренные американцы, как и другие, выбрали Уэйко из-за воды и изобилия» . 10 КВт . Проверено 8 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Карманный справочник с иллюстрациями индейцев Оклахомы, 2011 г. Архивировано 24 апреля 2012 года в Комиссии по делам индейцев Оклахомы Wayback Machine . 2011: 38. Проверено 8 февраля 2012.
- ^ "Исполком Уичито". Архивировано 1 июля 2010 г. в Wayback Machine Wichita and Affiliated Tribes. Проверено 24 апреля 2013 г.
- ^ «Казино Шугар Крик» . 500 наций . Проверено 24 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Давно неизвестные коллекции артефактов из индейских памятников испанского Форт-Бенд-Уичито в Оклахоме и Техасе. Равнинный антрополог , 57 (221), 63-69.
- ^ Стивен М. Перкинс и Тимоти Г. Боуг (2008) Протоистория и Уичито, Равнинный антрополог , 53:208, 381–394,
- ^ «Центр истории племен Уичито» . Уичито и родственные племена . Проверено 8 декабря 2018 г.
- ^ «Ежегодный танцевальный комитет Уичито» . Уичито и родственные племена . Проверено 8 декабря 2018 г.
- ^ Шлезье, Карл Х., Равнинные индейцы, 500–1500 гг. Н. Э.: Археологическое прошлое исторических групп (Норман: University of Oklahoma Press, 1994), 347–348.
- ^ Jump up to: а б с Драсс, Ричард Д. «Фаза реки Вашита: 1250–1450 гг. н.э.» . Университет Оклахомы . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 11 сентября 2016 г.
- ^ «Культура Панхандл Пуэбло» . Техас за пределами истории . 26 июля 2004 года . Проверено 11 сентября 2016 г.
- ^ Вуд, В. Рэймонд (1998). Археология Канзасского университета Грейт-Плейнс.
- ^ Хоард, Роберт Дж. и Уильям Э. Бэнкс (2006). Канзасская археология. Университетское издательство Канзаса
- ^ Ведель, Уолдо (1967). «Советские круги Центрального Канзаса: были ли они регистрами солнцестояния?», American Antiquity 32: стр. 54-63.
- ^ Вехик, Сьюзан К. 2002. «Конфликт, торговля и политическое развитие на южных равнинах», American Antiquity 67, вып. 1: стр. 37–64.
- ^ Холлингер, Эрик (2005). Конфликт и изменение культуры на позднем доисторическом и раннем историческом Среднем континенте Америки , докторская диссертация. Университет Иллинойса в Урбана-Шампейн.
- ^ Келли, Дэвид (19 августа 2018 г.). «Археологи исследуют сельское поле в Канзасе, и появляется затерянный город» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 8 декабря 2018 г.
- ^ Вехик, Сьюзен К. «История культуры Уичито». Равнинный антрополог , Том 37, № 141, 1992, 328.
- ^ Уиншип, Джордж Паркер, Путешествие Коронадо, 1540–1542 и др. Нью-Йорк: AS Barnes, 1904, 124, 215, 219.
- ^ Jump up to: а б с Ведель, Милдред М. 1982a Индейцы Уичито в бассейне реки Арканзас. В исследованиях равнинной Индии: сборник статей в честь Джона К. Эверса и Уолдо Р. Веделя, под редакцией Д. Х. Убелакера и Х. Дж. Виолы, стр. 118–134. Смитсоновский институт
- ^ Браш, Ребекка. «Индейцы Уичито» , Техасские индейцы.
- ^ Вехик, Сьюзан К. «Экспедиция Оньяте на южные равнины: маршруты, пункты назначения и последствия для поздней доисторической культурной адаптации». Равнинный антрополог , Том 31, № 111, 1986, 28.
- ^ Болтон, Герберт Юджин, изд., Испанские исследования на юго-западе, 1542–1706 гг . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1916, 250–267.
- ^ Вехик, «История культуры Уичито», стр. 328
- ^ Jump up to: а б Ведель, Милдред Мотт (1982) Индейцы Уичито в бассейне реки Арканзас. В исследованиях равнинной Индии: сборник статей в честь Джона К. Эверса и Уолдо Р. Веделя , под редакцией Д. Х. Убелакера и Х. Дж. Виолы, стр. 118-134. Смитсоновский институт «Вклад в знания 30», Вашингтон, округ Колумбия
- ^ Джон, Элизабет А.Х. Штормы, сваренные в мирах других мужчин . Линкольн, Небраска: U of Neb Press, 1975, 338.
- ^ Элам, Эрл Генри, «Англо-американские отношения с индейцами Уичито в Техасе, 1822–1859». Магистерская диссертация, Техасский технологический колледж, 1967, 11.
- ^ Джон, 352 г.
- ^ Пекка Хамалайнен, Империя команчей (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2008), стр. 96
- ^ Джордж Хайд, Индейцы пауни (Норман: University of Oklahoma Press, 1974), стр. 32, ISBN 0-8061-2094-0
- ^ «Племя Уичито» . accessgenealogy.com . Проверено 15 июля 2010 г.
- ^ Делория-младший, Вайн Дж; ДеМайль, Раймонд Дж. (1999). Документы дипломатических договоров, соглашений и конвенций американских индейцев, 1775–1979 гг . Университет Оклахомы Пресс. стр. 340–342. ISBN 978-0-8061-3118-4 .
- ^ Перкинс, С.М. и Драсс, Р.Р. и Вехик, Южная Каролина (2016). Деколонизация приграничья: пограничные стратегии Уичито. Great Plains Quarterly 36 (4), 259–280. Издательство Университета Небраски. Получено 6 мая 2019 г. из базы данных Project MUSE.
- ^ Смит, Ф. «Местоположения и население Уичито, 1719–1901». Антрополог равнин , том 53, № 28, 2008, стр. 407–414.
- ^ «Кара Джейд Майерс» . Институт Милкена . Проверено 18 декабря 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Най, Уилбур Стертевант (1937). «Битва при деревне Уичито» [ Хроники Оклахомы ~ Том. 15, № 2 - июнь 1937 г.]. Интернет-архив . Историческое общество Оклахомы. стр. 226–227. LCCN 23027299 . OCLC 655582328 .
- Шмитт, Карл (1950). «Отношения Уичито-Кайова и вспышка 1874 года» . Хроники Оклахомы . 28 (2 - лето 1950 г.). Историческое общество Оклахомы: 154–160. LCCN 23027299 . OCLC 655582328 .
- Шмитт, Карл (1952). «Обычаи смерти Уичито» [ Хроники Оклахомы ~ Том. 30, № 2 – лето 1952 г.]. Интернет-архив . Историческое общество Оклахомы. стр. 200–206. LCCN 23027299 . OCLC 655582328 .
- Ведель, Милдред Мотт ; Блейн, Марта Ройс; Мур, Гордон (1981). Участок Дир-Крик, Оклахома: деревня Уичито, иногда называемая Фердинандина: взгляд этноисторика . Выпуск 5 серии по антропологии. Оклахома-Сити, Оклахома: Историческое общество Оклахомы.
- Ведель, Милдред Мотт (1988). Индейцы Уичито 1541–1750: Этноисторические очерки . Том 38 переизданий по антропологии. Компания J&L Reprint.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Уичито и родственные племена , официальный сайт
- Уичито , статья в Энциклопедии истории и культуры Оклахомы Исторического общества Оклахомы.
- Последнее слово о «Уичито». Остался один человек, говорящий на языке Уичито : Интервью с Дорис Маклемор , « последней свободно говорящей на языке Уичито». Видео Аль-Джазиры
- Искусство и фотографии Уичито , Национальный музей американских индейцев.