Кивира
Кивира была провинцией предков народа Уичито . [ 1 ] расположен недалеко от Большого излучины реки Арканзас в центре Канзаса, [ 1 ] Точное место может находиться недалеко от современного Лиона и простираться на северо-восток до Салины .
Город Эцаноа в Уичито , процветавший между 1450 и 1700 годами, вероятно, является частью Кивиры. [ 2 ]
Испанский конкистадор Франсиско Васкес де Коронадо посетил его в 1541 году.
Описание
[ редактировать ]
Археологические данные свидетельствуют о том, что Кивира располагалась недалеко от Большого излучина реки Арканзас в центральном Канзасе . [ 1 ] Останки нескольких общин коренных народов были найдены недалеко от Лиона вдоль Кау-Крик и реки Литтл-Арканзас вместе с предметами испанского производства, датируемыми временами Коронадо. [ 3 ]
Кивиранцы почти наверняка были Уичито . [ 1 ] Скудные описания Кивиры, данные Коронадо, напоминают более поздние сообщества Уичито, возникшие после контакта. Судя по количеству поселений, которые посетил Коронадо, кивиранцев было много, с населением не менее 10 000 человек. Они были хорошими фермерами и охотниками на бизонов. [ 4 ] Судя по описанию Коронадо, это были здоровые, мирные люди.
Нация Харахи, которую Коронадо нашел на границах Кивиры, возможно, располагалась на реке Смоки-Хилл недалеко от нынешнего города Салина, штат Канзас . [ нужна ссылка ]
Следующим подтвержденным европейским посетителем региона Грейт-Бенд после Коронадо был Этьен де Бургмон . В 1724 году вместе с компанией Кау и других исследователей из числа коренных народов де Бургмон отправился на запад от реки Миссури к большой общине коренных народов, в которой, как предполагалось, проживали равнинные апачи . [ 5 ] Деревня находилась недалеко от Лиона, именно там, где Кивира находился почти 200 лет назад. [ 6 ]
Коренные жители Кивиры мигрировали в восточный Канзас и на юг, в Оклахому . [ 7 ] Причиной их переезда, возможно, было спасение от вторжения равнинных апачей, чья экспансия привела к войне и враждебным действиям между народами Великих равнин. Также представляется, что Уичито XVIII века было меньше, чем в XVI веке. Это снижение, вероятно, связано с оспой и другими европейскими болезнями.
Этимология
[ редактировать ]Происхождение слова «Кивира» неясно. Жители Кивиры Коронадо называли себя « Танкоа » и « Табас» . Эти два названия похожи на племена Уичито, Тавакони и Таовайя . [ 8 ]
Экспедиция
[ редактировать ]

В 1540 году испанец Франсиско Васкес де Коронадо командовал большой экспедицией на север от Мексики для поиска богатств и семи городов Сиболы . Вместо богатства он обнаружил фермеров из числа коренных народов, живущих во множестве общин и деревень на территории нынешних Аризоны и Нью-Мексико . Это были народы хопи , зуни , рио-гранде -пуэбло , апачи и навахо .
Когда Коронадо прибыл в Рио-Гранде, он был разочарован отсутствием богатства среди народа пуэбло, но он услышал от информатора из равнинных индейцев, прозванного «Турком», о богатом народе по имени Кивира, расположенном далеко на востоке, чей вождь предположительно пил из золотые чашки, свисающие с деревьев. Услышав об этом, Коронадо в 1541 году командовал экспедицией на Великие равнины в составе более 1000 испанцев и коренных жителей . Турок служил советником экспедиции.
В своем путешествии Коронадо пересек Льяно Эстакадо , где проживают два коренных народа: Керечо и Тейя . Он направлялся на юго-восток, когда тейи сказали ему, что турок ведет его не в том направлении и что Кивира находится на севере. Судя по всему, турок выманивал испанцев из Нью-Мексико рассказами о богатстве Кивиры, возможно, надеясь, что они затеряются на просторах Великих равнин. Коронадо отправил большую часть своего медленно передвигающегося экспедиционного корпуса обратно в Нью-Мексико. С 30 конными испанцами, коренными жителями, священниками, пленниками турками и тейя, вынужденными служить на службе, Коронадо изменил курс на север в поисках Кивиры. После более чем 30-дневного перехода он нашел большую реку, вероятно, Арканзас, и вскоре встретил нескольких охотников на бизонов из числа коренных народов, которые привели его в Кивиру. [ 9 ]
Испанский визит
[ редактировать ]Коронадо нашел Кивиру «хорошо заселенной... Сама земля была очень жирной и черной и очень хорошо орошаемой ручьями, источниками и реками. Я нашел чернослив, как в Испании, орехи, очень хороший сладкий виноград и шелковицу». По его словам, это была лучшая земля, которую он видел во время своего долгого путешествия на север из Мексики. [ 10 ] Коронадо провел 25 дней в Кивире и проехал около 25 лиг по 100 км (65 миль) от одного конца страны до другого. Он не нашел ничего, кроме деревень с соломенными крышами, в каждой из которых было до 200 домов, и полей кукурузы, бобов и тыквы . Он не нашел никакого золота, кроме одного небольшого кусочка, который, как он предположил, владелец из числа коренных народов приобрел у участника своей собственной экспедиции.

Испанцы описывали местных жителей как «крупных людей хорошего телосложения», причем многие мужчины были выше 6 футов (180 см) и казались испанцам очень высокими. Оба пола носили минимальную одежду. [ 11 ]
Коронадо сопровождали до границы Кивиры в районе под названием Табас, где начиналось соседнее государство Харахей. Он вызвал «лорда Харахи», который со свитой из почти 200 человек вышел навстречу испанцам. Делегация Харахи была «все обнажена — с бантами и какими-то вещами на головах, а интимные места слегка прикрыты. Это было такое же место… и примерно такого же размера, как Кивира». [ 12 ] Разочарованный тем, что ему не удалось найти богатство, Коронадо повернул в сторону Нью-Мексико и двинулся обратно через равнины, встретил там остальную часть своей армии и в следующем году вернулся в Мексику. Прежде чем покинуть Кивиру, Коронадо приказал казнить турка путем удушения. Экспедиция Коронадо потерпела неудачу в поисках золота.
Коронадо оставил в Нью-Мексико несколько католических священников и их помощников, в том числе монаха Хуана де Падилью . Падилья вернулся в Кивиру с португальским помощником и несколькими новообращенными коренными народами. Монах и большинство его товарищей вскоре были убиты людьми из Кивиры, очевидно, потому, что он хотел покинуть их страну, чтобы навестить своих врагов, Гуа. Об этой истории рассказали выжившие португальцы и коренные жители. [ 13 ]
Более поздние экспедиции
[ редактировать ]
В 1594 году Франсиско Лейба (Лейва) Бонилья и Антонио де Хумана (Умана) предприняли еще одну попытку найти Кивиру Коронадо, хотя испанские официальные лица объявили ее несанкционированной. Из этого путешествия вернулся только Хусепе Гутьеррес , житель племени науа. Он рассказал, что Лейба убил Уману в ссоре и что он (Джузепе) покинул экспедицию.
После этого в 1601 году губернатор Нью-Мексико Хуан де Оньяте предпринял еще одну экспедицию на поиски Кивиры. Он нашел поселения Эсканжаке и Раядо на Центральных Великих равнинах , но не нашел ни золота, ни серебра. Он узнал, что Лейба и другие участники экспедиции Умана и Лебия были убиты индейцами. Сообщается, что в 1606 году 800 человек из Кивиры посетили Оньяте в Нью-Мексико для торговли.
В своей экспедиции 1634 года капитан Алонсо Вака нашел Кивиру в 300 лигах к востоку от Нью-Мексико (это предполагает расстояние более 1200 км (750 миль)). Другая известная экспедиция была предпринята в 1662 году Диего Дионисио де Пеналоса, который якобы нашел большое поселение, которое он назвал городом, но современное повторное изучение его рассказа пришло к выводу, что эта история вымышлена. [ 14 ]
В испанских источниках говорится, что кивиранцы были врагами Эсканхаков . В 1675 и 1678 годах были получены «два испанских королевских приказа о завоевании Кивиры». [ 15 ]
В картографии
[ редактировать ]
На картах Северной Америки начала 16-го и 17-го веков большой регион, включающий нынешние Канзас , Оклахому , юго-восток Колорадо , северо-восток Нью-Мексико и Техас Панхандл , назывался «Кивира». [ 17 ] [ 18 ]
Наследие
[ редактировать ]Последними остатками некогда обширного картографического региона Кивира теперь являются город Озеро Кивира и Национальный заповедник дикой природы Кивира в Канзасе.

Кроме того, «Совет Кивира» бойскаутов обслуживает территорию юго-западного Канзаса вокруг Уичито ; центральная часть местности, традиционно называвшаяся Кивира. [ 20 ] Первые несколько ежегодников, напечатанных Канзасским университетом, назывались «Кивира проходит главная магистральная дорога, ». Кроме того, через пригород округа Джонсон в Канзас-Сити названная «Кивира-роуд».
Большой заброшенный поселок в округе Торранс , штат Нью-Мексико , был назван «Ла Гран Кивира» («Великая Кивира»). Сообщество располагалось на , говорящей на томпиро территории пуэбло . В ранний период испанского завоевания, когда город назывался Пуэбло-де-лас-Хумас, здесь была построена миссия. В 1670-х годах общины Томпиро были заброшены и поглощены другими пуэбло. Остатки Гран-Кивира-Пуэбло и миссии сегодня являются частью Национального памятника миссий Салинас-Пуэбло .
Со времен Коронадо имя «Кивира» ассоциировалось с представлением о большом неизвестном городе, богатом и великолепном, расположенном где-то на восточных равнинах; и вполне вероятно, что когда какая-нибудь группа из долины Рио-Гранде в поисках дичи или золота пересекла горы и дикую местность, лежащую на востоке, и внезапно была поражена видом мертвого города, молчаливого и лишенного жильцов. Но, обладая свидетельствами большого населения, огромных ресурсов, архитектурных знаний, механических навыков и удивительной энергии, они должны были связать с ним услышанные с детства истории о мифическом центре богатства и власти и назвать вновь обретенный центр богатства и власти. интересно, Гран Кивира. [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Ведель, Уолдо Р. (август 1970 г.). «Путь Коронадо в Кивиру, 1541 год» . Равнинный антрополог . 15 (49): 161–168. дои : 10.1080/2052546.1970.11908566 . JSTOR 25666935 .
- ^ Таннер, Бекки (21 апреля 2018 г.). «Таинственный «Затерянный город» Эцаноа в южно-центральном Канзасе теперь открыт для экскурсий» . Уичито Игл . Проверено 8 декабря 2018 г.
- ^ Ведель, Уолдо Р.; Археологические находки в Центральном Канзасе и возможное влияние на местонахождение Кивиры. Разные коллекции Смитсоновского института; Том. 101, № 7; 1942 год; стр. 1-24
- ^ Брэгг, Кэлин (30 марта 2023 г.). «Профессор штата Уичито обнаруживает забытую туземную нацию, которая может «совершить революцию» в истории Великих равнин» . Новости ВГУ . Государственный университет Уичито . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ Секой, Фрэнк Р. Идентичность Падуки: этноисторический анализ. «Американский антрополог», новая серия, том. 53, № 4; [Часть 1 (октябрь-декабрь 1951 г.)]; стр. 525–42
- ^ Райхарт, Милтон; Путь Бурмонта в Центральный Канзас: повторный анализ. История Канзаса; Том. 2 — Лето; 1979 год; п. 102
- ^ Вехик, Сьюзен К. История культуры Уичито. «Равнинный антрополог»; Том. 37, № 141; 1992 год; стр. 311-332.
- ^ Вехик, Экспедиция Сьюзен К. Онате на южные равнины: маршруты, пункты назначения и последствия для поздней доисторической культурной адаптации ; «Равнинный антрополог»; Том. 312, № 11; 1986 год; стр. 13-33
- ^ «QUIVIRA | Справочник Техаса в Интернете | Историческая ассоциация штата Техас (TSHA)» . Tshaonline.org. 15 июня 2010 года . Проверено 3 апреля 2014 г.
- ^ Уиншип, Джордж Паркер (редактор и переводчик). Путешествие Коронадо, 1540–1542 годы, из города Мехико к Великому Канону Колорадо и Буффало-Плейнс в Техасе, Канзасе и Небраске, как рассказал он сам и его последователи ; Нью-Йорк: AS Barnes & Co.; 1904, с.219
- ^ Уиншип; стр. 113, 209, 215, 234-235, 237.
- ^ Уиншип, с. 235
- ^ Джордж П. Хэммон и Агапито, король Дон Хуан де Онате: колонизатор Нью-Мексико, 1595–1628 (Альбукерке: University of New Mexico Press, 1953_, 416–19.
- ^ Хакетт, Чарльз В. «Новый свет на дона Диего де Пеналосу: доказательство того, что он никогда не совершал экспедицию из Санта-Фе в Кивиру и реку Миссисипи в 1662 году». Исторический обзор долины Миссисипи , Vol. 6, № 3, декабрь 1919 г., 313–335.
- ^ Луи Хоук (1908) История Миссури с точки зрения самых ранних исследований ... Том. Я., стр. 121–48.
- ^ «Анри Абрахам Шатлен (1648-1743)» . Британский музей ~ Коллекция онлайн . Лондон, Великобритания: Попечители Британского музея.
- ^ Портинаро, Пьерлуиджи. Картография Северной Америки: 1500–1800 (1999)
- ^ «Запись «Кивира» в Циклопедии штата Канзас 1912 года» . Skyways.lib.ks.us. 12 августа 1902 года. Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 года . Проверено 3 апреля 2014 г.
- ^ «Джон Сенекс (1678-1740)» . Британский музей ~ Коллекция онлайн . Лондон, Великобритания: Попечители Британского музея.
- ↑ Совет бойскаутов Кивиры: Архивировано 10 сентября 2009 г., в Wayback Machine.
- ^ Принц, Л. Брэдфорд (1915). Испанские миссионерские церкви Нью-Мексико . Сидар-Рапидс, Айова: The Torch Press. стр. 355–356 . ISBN 0-87380-126-1 . Проверено 2 декабря 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Путешествие Коронадо, 1540-1542 гг., от города Мехико до Великого Канона Колорадо и бизоньих равнин Техаса, Канзаса и Небраски, рассказанное им самим и его последователями - Полные первичные документы, относящиеся к экспедициям Коронадо, переведенные Джордж Паркер Уиншип, на портале в историю Техаса .