Индейцы Томпиро
Индейцы Томпиро — индейцы пуэбло, жившие в Нью-Мексико. Они жили в нескольких глинобитных деревнях к востоку от долины Рио-Гранде в районе Салинас в Нью-Мексико. Их поселения были заброшены, и в 1670-х годах они были поглощены другими народами пуэбло.
Происхождение и язык
[ редактировать ]О происхождении Томпиро известно очень мало. Они говорили на языке, близком к языку индейцев пиро , живших к западу от них, в долине Рио-Гранде. Большинство авторитетов полагают, что языки пиро и томпиро принадлежат к таноанской языковой семье. [ 1 ]
В 16 веке Томпиро жили в девяти поселениях Салинаса, сгруппированных вокруг нынешнего города Маунтинэйр . [ 2 ] Те, чьи руины сохранились сегодня, - это Куараи, Або и Гран-Кивира, которые сегодня составляют национальный памятник миссий Салинас-Пуэбло . Руины, известные сегодня как Гран-Кивира, а в испанские времена как Лас-Хуманас, были крупнейшим поселением, в котором, возможно, проживало 2000 человек. [ 3 ] Лас-Хуманас и другие поселения Томпиро, вероятно, были основаны около 1300 года и стали культурно похожими на других индейцев пуэбло в долине Рио-Гранде. [ 4 ] Томпиро называл Лас Хуманас, вероятно, Куэлозе, но Хуан де Оньяте назвал это поселение «Великим Пуэбло Хуманас», когда он посетил его в 1598 году, и это название отражало обычай жителей рисовать полосы или делать татуировки на лицах. Равнинные индейцы Джумано назывались одним и тем же именем, и мнения расходятся во мнениях относительно того, были ли они родственниками томпироса или просто испанцы дали им подобные имена. [ 5 ]

Будучи деревенскими и оседлыми индейцами пуэбло, томпиро жили в маргинальном климате. Их регион находился на высоте более 6000 футов над уровнем моря, что приближалось к верхнему климатическому пределу для выращивания кукурузы. У них было мало поверхностных вод для орошения, осадки были редкими и спорадическими, а зимы были долгими и холодными. Что сделало поселения Томпиро жизнеспособными, так это их близость к соляным месторождениям в Салинасе и к стадам бизонов на Великих равнинах . Таким образом, они были важными торговцами и посредниками между равнинными индейцами и пуэбло из долины Рио-Гранде в поставках соли, бизоньих шкур и мяса. Томпиро также охотились в этом регионе на мелкую и крупную дичь, особенно на оленей, вилорогов и кроликов, а также собирали дикую пищу, в том числе кедровые орехи пиньон . [ 6 ]
Отношения с испанцами
[ редактировать ]Франсиско Васкес де Коронадо не посещал Томпирос во время своей экспедиции 1539–1542 годов. Первое испанское описание Томпироса принадлежит Антонио де Эспехо в 1582–1583 годах. В поселениях Томпиро Эспехо встретили с подозрением. [ 7 ] В 1601 году основатель колонии Нью-Мексико Хуан де Оньяте отомстил за убийство двух испанцев набегом на Томпиро, в результате которого, согласно одному сообщению (вероятно, преувеличивающему подвиг испанского оружия), погибло 900 индейцев и три пуэбло уничтожены. [ 8 ]
Томпиро находились далеко от первых испанских поселений в долине Рио-Гранде, и только в 1627 году в Лас-Хуманасе была основана католическая миссия, возглавляемая францисканцем Фраем Алонсо де Бенавидесом. Так началась долгая борьба между испанскими миссионерами и Томпиро по поводу религии. Поначалу католицизм и религия Томпироса кива сосуществовали, но к 1660 году францисканцы начали подавлять местную религию.
Первые дни испанского поселения в Нью-Мексико характеризовались ожесточенными спорами между гражданскими властями и миссионерами, поскольку каждый из них пытался контролировать и эксплуатировать индейцев пуэбло. Этот спор достиг апогея среди Томпиро. В 1659 году губернатор Бернардо Лопес де Мендисабаль назначил Николаса де Агилара мэром Алькальда (магистратом) поселений Томпиро. Агилар был солдатом -метисом (наполовину индейцем) из Мичоакана , Мексика, и он решительно проводил политику губернатора Лопеса. Среди требований Лопеса было то, что ни один индеец не должен работать на францисканских священников бесплатно и что индейцы имеют право исповедовать свою религию. Он также разрешил пуэбло исполнять свои религиозные танцы во Дворце губернатора в Санта-Фе , тем самым одобрив религиозные практики, которые были запрещены в течение 30 лет.
Агилар проводил в жизнь политику губернатора среди Томпиро, несмотря на сопротивление францисканцев. Агилар зашел так далеко, что стал бить кнутом индейцев, которые помогали священникам трудиться. В очень холодную зиму, когда францисканцы обратились к Индии за помощью в сборе дров, Агилар велел им сжечь 600 деревянных крестов, которые они собрали для церемоний. Агилар сказал, что для индейцев слишком опасно собирать дрова для священников из-за скрывающихся в этом районе налетчиков-апачей. Агилар также разрешил индийские танцы и приказал индейцам-христианам участвовать.
Францисканцы обратились с жалобами к властям Мехико , а Лопес и Агилар были обвинены инквизицией в препятствовании распространению католической веры. Оба были арестованы. Лопес умер во время суда, но Агилар защищался перед инквизицией. Тем не менее, после длительного суда он был осужден и сослан. Церковь победила, и ее авторитет в Нью-Мексико оставался неоспоримым до 1680 года, когда пуэбло массово восстали и изгнали испанцев. [ 9 ] Спор будет иметь последствия. Среди основных причин восстания пуэбло были крайности францисканцев в подавлении традиционных религий.
Последние дни Томпироса
[ редактировать ]Проблемы Томпироса умножились в 1660-х годах. Европейские болезни, вероятно, нанесли тяжелый урон среди томпиро, как и среди других пуэбло. Кроме того, засуха повлияла на жизнеспособность экономики Томпиро. В 1669 году священник заявил: «Уже три года не собирали урожай. В прошлом году очень много индейцев погибло от голода, лежа мертвыми вдоль дорог, в оврагах и в своих хижинах. Были пуэбло (например, , Лас Хуманас), где более четырехсот пятидесяти человек умерло от голода… во всем королевстве нет ни фанеги кукурузы или пшеницы». [ 10 ] Труд, требуемый от томпиро для строительства церквей и участия в католических религиозных церемониях, отнимал у индейцев время, необходимое для зарабатывания денег на неуверенную жизнь в трудных условиях.
Ослабленные засухой и болезнями, раздробленные религиозными спорами, томпиро были также самыми близкими и наиболее уязвимыми из пуэбло для набегов апачей . Уменьшившиеся томпиро начали покидать свои поселения, чтобы найти убежище среди своих родственников пиро на западе, у Рио-Гранде. В 1670 году жители Лас-Хуманас переехали в Або. Через несколько лет все Салинас Пуэбло были заброшены, а Томпиро перестали существовать как отдельный народ. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Райли, Кэрролл Л. Рио-дель-Норте: Люди Верхнего Рио-Гранде с древнейших времен до восстания пуэбло . Солт-Лейк-Сити: Университет штата Юта Press, 1995, 96–97.
- ^ Райли, 96 лет.
- ^ Райли, 95 лет.
- ^ «Миссия Гран-Кивира, долина Салинас, Нью-Мексико» . www.rozylowicz.com . Архивировано из оригинала 9 августа 2014 года . Проверено 7 мая 2010 г. [ название отсутствует ]
- ^ Хикерсон, Нэнси Пэрротт. Джуманос: Охотники и торговцы Южных равнин . Остин: Университет Техаса Press, 1994, xv-xxiv.
- ^ https://web.archive.org/web/20140809061319/http://www.rozylowicz.com/retirement/missions/gran.html .
- ^ Райли, 235
- ^ Райли, 252 г.
- ^ Санчес, Джозеф П. «Николас де Агилар и юрисдикция Салинаса в провинции Нью-Мексико, 1659–1662», Revista Complutense de Historia de América , 22, Servicio de Publicaciones, UCM, Мадрид, 1996, 139–159
- ^ Перейти обратно: а б «Миссии Салинаса Пуэбло — захват Кивиры» . Архивировано из оригинала 9 августа 2014 г. Проверено 7 мая 2010 г.