Teya people
Общая численность населения | |
---|---|
вымерло как племя , возможно, в конечном итоге слилось с мескалеро-апачами. [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Южные равнины , современный Техас | |
Языки | |
возможно, каддоанский язык [ 2 ] | |
Религия | |
Религия коренных народов | |
Родственные этнические группы | |
возможно, народы Уичито [ 2 ] |
Тейас были коренными американцами, жившими недалеко от того, что сейчас называется Лаббоком, штат Техас . Первым контактом с европейцами стала экспедиция Франсиско Васкеса де Коронадо 1541 года .
Племенная принадлежность и язык тейа неизвестны, хотя многие учёные полагают, что они говорили на каддоанском языке и были связаны с племенем уичито , с которым Коронадо столкнулся в Кивире .
Имя
[ редактировать ]Тейас — так Рио-Гранде их называли индейцы -Пуэбло . [ 2 ]
Термин Теяс не следует путать с народом Теджас , другим термином для Хасинай , группы Каддо. [ 1 ]
Личность Тея
[ редактировать ]Ученые расходятся в своих предположениях относительно личности тейа и их языка. Некоторые антропологи и историки предполагают, что они были апачами . Другие ученые полагают, что они были родственниками Рио-Гранде-Пуэбло и, возможно, говорили на таноанском языке. Возможно, позже они стали известны испанцам как Джумано . Однако возможно, что Джумано было лишь общим описанием равнинных индейцев, а не относилось к отдельному племени.
образ жизни
[ редактировать ]Тейя имели тесные торговые отношения с пуэбло, но Коронадо сказали, что в 1520-х годах они разрушили несколько деревень пуэбло в бассейне Галистео недалеко от современного Санта-Фе, штат Нью-Мексико . Это подразумевает, что тейа были многочисленными, могущественными, обширными и что они участвовали в политике пуэбло, тем самым усиливая доводы в пользу того, что они были таноанцами. [ 3 ]
Однако узкое большинство экспертов полагает, что тейа были носителями каддоанского языка, родственными народам уичито , которых Коронадо нашел в Кивире в центральном Канзасе .
Тея, возможно, не были постоянными кочевниками на равнинах; они, возможно, также населяли фермерские деревни дальше на восток. Аграрные племена региона обычно выходили на равнины для длительной охоты на буйволов. Археологи нашли остатки многих фермерских деревень того времени ( фаза Уиллера , предположительно Каддоан) недалеко от реки Уошита на юго-западе Оклахомы . Близость тейа к деревням вашита предполагает наличие родства. [ 4 ] Описание раскрашенных и татуированных тейа также указывает на то, что они были каддоанцами, поскольку уичито называли «народом-енотом» за их обычай делать татуировки вокруг глаз - обычай, который разделяли тейя. [ 5 ]
Тейя, возможно, не были ничем из вышеперечисленного, а могли быть группой Коауильтекана или Тонкава . Большинство этих племен проживало в южном и центральном Техасе. Старик, который сказал, что ранее встречал испанцев, вероятно, Кабеса де Вака, доверяет южному происхождению тейа.
Этническая идентификация тейа, возможно, никогда не будет определена, но если это так, то это будет весьма полезно для распутывания сложностей протоисторического периода на Южных равнинах. Более поздние индейцы эсканхаке , агуакане и искани , возможно, произошли от тейа.
Колониализм
[ редактировать ]В 1541 году испанский конкистадор Франсиско Васкес де Коронадо возглавил экспедицию на Великие равнины из пуэбло Рио-Гранде в Нью-Мексико . Целью Коронадо было найти богатую страну под названием Кивира.
Пересекая техасский полуостров, Коронадо встретил две группы индейцев: керечо и тейа. Керечо были кочующими охотниками на буйволов, почти наверняка апачи , и они населяли Льяно-Эстакадо . Тейа жили в каньонах под откосом на восточном берегу Льяно. Керечос и Тейас были врагами. Обнаружение испанских артефактов на археологическом участке в 35 милях к северо-востоку от Лаббока делает каньон Бланко возле истоков реки Бразос вероятным местом, где Коронадо впервые встретил большое поселение Тейас. [ 6 ]
Культура Тея
[ редактировать ]Тейа описывали как кочевых охотников на буйволов, живших в палатках. Однако у них были дополнительные ресурсы. В каньонах были деревья и текущие ручьи, а тея выращивали или собирали бобы, но летописцы Коронадо утверждают, что они «не сеяли кукурузу и не ели хлеб, а вместо этого сырое мясо». Испанцы отметили присутствие шелковицы, розы, винограда, орехов (вероятно, орехов пекан) и слив.
После этого первого контакта Коронадо путешествовал еще четыре дня и встретил поселение под названием Кона, которое простиралось на три дня пути вдоль небольшой реки в каньоне шириной две или три мили. Неясно, последовал ли Коронадо вниз по течению Бразоса или отправился в другой каньон, чтобы посетить Кону.
«Страна была хорошо оккупирована», — говорили летописцы.
Летописцы Коронадо описывали тейа как умных и грозных лучников. Один из них пустил стрелу, которая прошла через оба плеча бизона, «что было бы хорошим выстрелом для мушкета». Женщины были хорошо одеты и скромны, прикрывая все тело нижней юбкой под плащом с бахромой и рукавами. Одна из женщин была «бела, как кастильская дама, за исключением того, что у нее был накрашен подбородок, как у мавританки». Коронадо отметил, что они «татуируют свои тела и лица и являются крупными людьми с очень красивой внешностью». [ 7 ]
Одним из интригующих событий была встреча Коронадо среди тейа со старым слепым бородатым мужчиной (борода у индейцев — редкость), который рассказал, что далеко на юге он встретил четырех испанцев. Вероятно, он имел в виду Кабеса де Вака , который с тремя товарищами по кораблю проделал путь через южный Техас почти за десять лет до Коронадо. [ 8 ]
Что случилось с Тейями?
[ редактировать ]Тейя, или, по крайней мере, их имя, исчезли из истории вскоре после того, как Коронадо столкнулся с ними. Возможно, они были вытеснены из своего дома в западном Техасе наступающими апачами. [ 9 ] Вероятно, они слились с липан-апачами , которые, в свою очередь, сегодня слились с апачами мескалеро в Нью-Мексико . [ 1 ] Если испанцы позже встретили потомков Тейя в другом месте, в них не признали тех же людей, с которыми столкнулся Коронадо. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Андерсон, Х. Аллен. «Индейцы Тейя» . Историческая ассоциация штата Техас . Проверено 8 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Флинт, Ричард. Нет поселений, нет завоеваний , Альбукерке: University of New Mexico Press, 2008 г.
- ^ Райли, Кэрролл Л. Рио-дель-Норте . Солт-Лейк-Сити: Университет Юты Press, 1995, стр. 191–92.
- ^ Флинт, 157; Драсс, Ричард Р. и Боуг, Томоти, Г. «Фаза Уиллера и культурная преемственность на южных равнинах». Равнинный антрополог , Vol. 42, № 160, 198-200
- ^ Дорси, Джордж Амос . Мифология Уичито , Вашингтон, округ Колумбия: Институт Карнеги, 1904 г.
- ^ Флинт, 158
- ^ Уиншип, Джордж Паркер (редактор и переводчик), Путешествие Коронадо, 1540–1542, от города Мехико до Великого каноника Колорадо и равнин Буффало в Техасе, Канзасе и Небраске, как рассказал он сам и его Последователи. Нью-Йорк: AS Barnes & Co, 1904, 69–71, 215.
- ^ Уиншип, 232
- ^ Перейти обратно: а б «Офис государственного историка Нью-Мексико: Керечос и Теяс» . Архивировано из оригинала 18 июля 2011 г. Проверено 14 марта 2010 г.