Пайайя люди
![]() Нажмите на карту, чтобы увеличить: Территории Пайайя (в пределах оранжевой области) в южно-центральном Техасе, ок. 1500 г. н.э. | |
Общая численность населения | |
---|---|
вымерло как племя | |
Регионы со значительной численностью населения | |
современный округ Бексар, штат Техас | |
Языки | |
язык Коауильтека | |
Религия | |
Религия коренных народов, католицизм | |
Родственные этнические группы | |
другие народы Коауильтекана |
Народ пайайя был коренным народом, чья территория охватывала территорию современного Сан-Антонио , штат Техас . Пайайя были группой Коауильтека и являются первыми зарегистрированными жителями парка Сан-Педро-Спрингс , географической области, которая стала Сан-Антонио. [ 1 ]
Территория и поселение
[ редактировать ]Народ пайайя жил недалеко от реки Сан-Антонио, реки Фрио на западе, недалеко от Пастия земель племени ; и округ Милам на востоке, где они жили среди тонкава .
Пайайя называли свою деревню Янагуана . Он был расположен рядом с рекой, которую испанцы назвали Сан-Антонио . Некоторые историки полагают, что группа называла реку Янагуана, но испанский священник-францисканец Дамиан Массанет записал это как название своей деревни. [ 2 ] [ 3 ]
История
[ редактировать ]17 век
[ редактировать ]Пайайя впервые вступила в контакт с испанскими колонистами в 17 веке, когда у этого племени было десять разных лагерей. [ 4 ]
18 век
[ редактировать ]К 1706 году испанцы обратили некоторые пайайи среди новообращенных коренных народов, крещенных в миссии Сан-Франциско Солано , в 5 милях (8,0 км) от реки Рио-Гранде в Коауиле, Мексика . Сегодняшний муниципалитет Герреро является приблизительным расположением миссии Сан-Франциско Солано. [ 5 ] [ 6 ] К 1709 году пайайя представляли собой небольшую группу из шестидесяти семей. [ 7 ]
В 1716 году Пайя подружился со священником-францисканцем Антонио де Оливаресом . Они стали индейской миссией в миссии Сан-Антонио-де-Валеро, основанной в 1718 году, позже известной как миссия Аламо в Сан-Антонио . [ 8 ] Миссия начала ассимиляцию пайайя с обучения их испанскому языку и торговым навыкам. Племя имело выборную форму самоуправления внутри миссии. Инфекционные заболевания нанесли большой ущерб миссии Пайайя в 18 веке. [ 8 ]
Культура
[ редактировать ]У пайайи, как и у других народов Коауильтека, было общество охотников-собирателей . Испанцы записали свои методы сбора орехов. Историки предположили, что передвижения группы по плато Эдвардс являются показателем того, что орехи пекан были основным источником белка для пайайи. [ 9 ]
Испанский священник-францисканец Дамиан Массане написал о пайайе 13 июня 1691 года в своем дневнике. Он описал коренные народы, которые были дружелюбны по отношению к испанцам, но воинственны и воинственны внутри своей группы. Массане описал племенной военный танец, их одежду из оленьих шкур, а также практику кражи лошадей и пленения женщин из других племен. Он сказал, что пайайя хорошо владеют испанским языком и любят испанскую одежду. [ 10 ]
Массане описал пайайю как уважительно относящуюся к высшей духовной силе и отметил, что они установили в своей деревне деревянный крест. что на следующий день после прибытия испанцев он и его группа отметили праздник Тела Христова мессой Массане рассказал , , во время которой присутствовали пайайя. [ 11 ]
Язык
[ редактировать ]Пайайя | |
---|---|
Родной для | Техас |
Эра | 18 век |
несекретный | |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | Никто ( mis ) |
глоттолог | paya1237 |
Язык пайайя недостаточно засвидетельствован для классификации.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «NRHP-THC Парк Сент-Питер-Спрингс» . Историческая комиссия Техаса . Получено 28 . сентября
- ^ Проект федеральных писателей (1940). Техас: Путеводитель по штату Одинокой звезды . Гастингс Хаус. п. 327. ИСБН 978-0-403-02192-5 .
- ^ «Парк Сан-Педро-Спрингс» . Историческая комиссия Техаса . Проверено 28 сентября 2012 г.
- ^ «Индейцы Коауильтекана» . Справочник Техаса онлайн . Историческая комиссия штата Техас . Проверено 28 сентября 2012 г.
- ^ Кэмпбелл, Томас Н. «Индейцы пайайя» . Справочник Техаса онлайн . Историческая ассоциация штата Техас . Проверено 18 сентября 2012 г.
- ^ Уэддл, Роберт С. «Миссия Солано в Сан-Франциско» . Справочник Техаса онлайн . Историческая ассоциация штата Техас . Проверено 28 сентября 2012 г.
- ^ Андерсон, Гэри Клейтон (1999). Юго-запад Индии, 1580–1830: этногенез и переосмысление . Университет Оклахомы Пресс. п. 39. ИСБН 978-0-8061-3111-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Де Завала, Адина; Цветы, Ричард Р. (1996). История и легенды Аламо и других миссий в Сан- Антонио и его окрестностях Паблик Арт Пресс. стр. 100-1 3–6 ISBN 978-1-55885-181-8 .
Индийские люди трущобы.
- ^ «Кто были «коауильтекцы»?» . Техас за пределами истории . Проверено 29 сентября 2012 г.
- ^ Герра, Мэри Энн Нунан. «Индейцы реки Сан-Антонио: Янагуана» . Университет Воплощенного Слова . Проверено 29 сентября 2012 г.
- ^ Матовина, Тимофей (2005). Гваделупе и ее верные: латиноамериканские католики в Сан-Антонио, от колониального происхождения до наших дней . Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 46. ИСБН 978-0-8018-7959-3 .