Клод Шарль дю Тисне
Клод Шарль дю Тисне | |
---|---|
Рожденный | в. 1681 г. Париж , Франция |
Умер | 1730 Страна Иллинойс , Новая Франция | (около 49 лет)
Верность | ![]() |
Ветвь | Войска ВМФ |
Лет службы | 1705–1730 |
Классифицировать | Капитан |
Команды |
|
Известный | Исследование страны Иллинойс |
Битвы/войны | Вторая Лисья Война |
Супруг (а) |
|
Дети | 3 сына |
Клод Шарль дю Тисне (также Дютисне) возглавил первую официальную французскую экспедицию, которая посетила осейджей и индейцев Уичито в 1719 году на территории, которая стала известна как Канзас на территории современных Соединенных Штатов. [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Клод Шарль дю Тисне родился во Франции около 1681 года и отправился в Канаду в 1705 году в качестве солдата. Его послали основать форт на реке Огайо . Он заработал репутацию человека компетентного и знающего границу и индейцев. В 1714 году он помогал в строительстве форта Розали среди народа натчез , а в 1716 году руководил строительством форта де Натчиточес на Красной реке . Два года он служил комендантом в Натчиточе. [ 2 ]
В 1719 году его начальство поручило ему посетить Пани или Паниуса (Уичито) и Падуку ( Апачи ) в качестве первого шага к установлению торговли с испанской колонией Санта-Фе в Нью-Мексико . Он должен был подружиться с этими индейцами, которые тогда были известны французам только по имени, и обеспечить, чтобы они не создавали проблем для такой торговли, проходящей через их земли. Чего Дю Тисне и французы не знали, так это того, что лидеры Нью-Мексико были против любой торговли с французами. [ 3 ]
Миссурия
[ редактировать ]Дю Тисне и его небольшая группа французов и индейцев покинули Каскаскию, штат Иллинойс , вероятно, в мае 1719 года, и отправились на каноэ вверх по реке Миссури в деревню индейцев штата Миссури, недалеко от того места, где сегодня находится небольшой городок Майами . Французы уже знали часть Миссурии; это были сиуанцы, говорящие на диалекте чивере , языке народов виннебаго , ото и Айовы . В этой деревне в штате Миссури было 100 домов, вероятно, того же типа, что и большие покрытые корой длинные дома, типичные для этого региона. Общая численность населения, вероятно, превышала тысячу человек. Дю Тисне сказал, что Миссурийцы оставались в деревне только весной, что указывает на то, что они, вероятно, следовали той же сезонной схеме, что и другие близлежащие племена: весной сажали сельскохозяйственные культуры, а летом отправлялись на запад для охоты на буйволов. Дю Тисне не сообщил, что в Миссурии использовались лошади, хотя к тому времени большинство племен равнин переняли использование этих животных.
На южном берегу реки Миссури , напротив Миссури, находилась деревня осейджей. Это были «маленькие осейджи», отколовшиеся от основной группы осейджей, жившие тогда примерно в 100 милях (160 км) от нас, на реке Осейдж и ее притоках. Они отделились от основного племени осейджей несколькими годами ранее и по неизвестным причинам переселились к реке Миссури.
Миссурийцы были недовольны французами, потому что французские торговцы обходили их стороной. [ 4 ] Они остановили Дю Тисне, не позволяя ему и его группе подняться вверх по реке из их деревни. Они хотели быть посредниками в торговле Франции с индейцами, расположенными дальше по реке. Особенно они не хотели, чтобы французские пушки попали в руки племен, которые были или могли стать их врагами. Дю Тисне пришлось развернуться и вернуться в Каскаскию. [ 5 ]
Осейдж
[ редактировать ]Позже тем летом Дю Тисне предпринял вторую попытку достичь равнин по суше. Он направился прямо на запад от Каскаскии, через район Озаркса , и, преодолев около 250 миль (400 км), достиг деревни «Великих осейджей». Деревня осейджей находилась в округе Вернон, штат Миссури, примерно в четырех милях (6 км) от реки Осейдж, на вершине хребта среди плоских богатых прерий. Сегодня это село признано государственным историческим памятником.
Осейджи также жили в длинных домах. Дю Тисне сказал, что у осейджей много лошадей, «которых они крадут у пани и которых можно у них купить». [ 6 ] У них также были на продажу буйволиные шкуры и оленьи шкуры. Как и жители штата Миссури, осейджи переняли практику индейцев, живущих на границе равнин, отправляться на запад для охоты на буйволов, живя в это время в типи и оставляя в деревне только старых, немощных и маленьких детей.
Дю Тисне не считает осейджей такими многочисленными. В их деревне было около 100 домов и 200 воинов, что соответствовало населению немногим более 1000 человек. Вполне вероятно, что в этом районе существовали и другие осейджские деревни, о которых дю Тинс не знал или не посещал.
Дю Тисне был впечатлен физическими размерами осейджей, часто более шести футов ростом и хорошо сложенными. Волосы они собирали в прядь на скальпе. Меньше его впечатлял их характер, «вообще они предатели, легко нарушающие свои обещания». Дю Тисне также прокомментировал двойственную природу политики и организации осейджей, двух фракций, Хонга и Ци-цзу; а также многочисленные кланы и банды, в результате которых появилось множество лидеров осейджей, ни один из которых, казалось, не имел большого авторитета. Повествование Дю Тисне не предполагает власти и известности, которых позже достигли осейджи.
Как и жители штата Миссури, осейджи были против того, чтобы Дю Тисне проходил через их территорию в деревни пауни. Больше всего их беспокоило, что французы продадут пауни оружие. Наконец, после длительных переговоров, в ходе которых Дю Тисне прибегнул к угрозам, что французы приостановят торговые отношения, ему разрешили продолжить. Ему разрешили взять три ружья себе, три ружья своему переводчику и торговать товарами. [ 7 ] [ 8 ]
Уичито
[ редактировать ]Наконец, с неохотного разрешения осейджей, Дю Тисне отправился в Уичито, чтобы посетить Уичито. Их две деревни находились в четырех днях пути и примерно в 100 милях (160 км) от них, вероятно, на реке Вердигрис, недалеко от места будущего города Неодеша, штат Канзас . Два археологических памятника поблизости соответствуют повествованию Дю Тисне. [ 9 ] «Весь маршрут пролегал через прерии и холмы, полные буйволов. Земля была красивой и густо покрытой лесом». [ 10 ] Большинство первых посетителей восхищались красотой высокотравной прерии. Это было воздушное и открытое освобождение от тьмы и угрозы восточных лесов.
Дю Тисне встретили враждебно в деревне Уичито. Осейджи послали вперед гонца, чтобы предупредить уичито, что он намерен поработить их. Дю Тисне писал, что индейцы дважды угрожали ему томагавком над головой, но он убедил их, что его цель мирная. Поскольку его окружение было немногочисленным, жители Уичито, вероятно, пришли к выводу, что он не опасен. Уичито, вероятно, беспокоило то, что Дю Тисне был работорговцем.
Деревня Уичито — Дю Тисне и другие французы называли их «Панис», общий термин для каддоанского народа, живущего на равнинах, и слово, которое стало также означать «раб», — имело 130 домов и от 200 до 250 воинов, что указывает на численность населения. от 1000 и более. Другая деревня примерно в трех милях (5 км) от нее была такого же размера. Уичито в двух деревнях владели около 300 лошадьми, «которых они очень уважают и с которыми не хотят расставаться». [ 11 ] В Уичито, расположенном ближе к источнику поставок лошадей в Нью-Мексико, было больше лошадей, чем у приграничных племен осейджей, ко и Миссуриа. Дю Тисне сказал, что жители Уичито, позаимствовав эту концепцию у испанцев, бронировали своих лошадей кожей для войны. Они по-прежнему использовали луки и стрелы как для охоты, так и для войны, хотя они также использовали копья с заостренными концами испанских мечей.
Главными врагами Уичито были падука — равнинные апачи , которые отважились пройти всего шесть дней пути от Уичито, но жили на пятнадцать дней к западу. Физическое расстояние было неопределенным, поскольку продолжительность зависела от того, совершалось ли путешествие на лошадях, пешком охотников или пешком с женщинами и детьми. Они сказали, что испанцы раньше были в их деревне, но падука преградила путь к испанским поселениям Санта-Фе, находящимся более чем в месяце пути. [ 12 ]
Война Уичито с Падукой продолжалась. Дю Тисне отметил, что обе стороны практиковали ритуальный каннибализм , который, по-видимому, был особенностью культуры Уичито, а также, возможно, время от времени приносил человеческие жертвы. Оба племени боролись за рабов и лошадей. В Санта-Фе апачи обменивали рабов Уичито на лошадей; Рабы падука продавались Уичито осейджам и другим людям за европейские торговые товары. В деревнях уичито было всего шесть ружей, поскольку осейджи и другие восточные племена сопротивлялись торговле им оружием. [ 13 ] Дю Тисне обменял уичито три ружья, порох, кирки и ножи на двух лошадей и мула испанской марки. В течение своей жизни мула продавали на восток за 600 миль от испанских колоний.
Когда Дю Тисне предложил продолжить свое путешествие, посетив деревни Падука на западе, жители Уичито возразили. У него не было ни людей, ни оружия, чтобы добиться успеха. Но он заключил торговое соглашение с Уичито, решив, что они могут удовлетвориться несколькими ружьями и другими подарками. Он был оптимистичен в отношении того, что Падуку позже можно будет посетить и что мир между Уичито и Падука может быть достигнут, тем самым открыв торговый путь в Нью-Мексико. [ 14 ]
Дю Тисне, вероятно, посетил подплемя, позже названное Таовайя . По его описанию, их общее население, составляющее около 3000 человек, казалось остатком многочисленного населения Уичито, с которым Коронадо и Онате встретились более века назад. Как и другие индейские племена, они, вероятно, были уничтожены европейскими болезнями. [ 15 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]После этой экспедиции Дю Тисне продолжил работу на границе. Его повысили до капитана и назначили командовать фортом Шартр в Иллинойсе. Он умер в 1730 году от раны, полученной от индейца мескваки или лисицы в предыдущем году. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ведель, Милдред Мотт. «Клод-Шарль ДюТисне: обзор его путешествий 1719 года». Журнал Великих равнин . Том. 12, (зима 1972 г.), 5–25 (весна 1973 г.) 147–173
- ^ Перейти обратно: а б Расс, CJ (1979) [1969]. «Дютисне, Клод-Шарль (Тиссене, Тисне, Виссери)» . В Хейн, Дэвид (ред.). Словарь канадской биографии . Том. II (1701–1740) (онлайн-изд.). Университет Торонто Пресс .
- ^ Джон, Элизабет А.Х. Штормы, сваренные в мирах других мужчин, Линкольн: University of Nebraska Press, 1975, стр.320
- ^ Грегг, Кейт Л. «Читатель из Миссури: Исследователи в долине». Историческое обозрение штата Миссури , Vol. 39, № 3 и 4, апрель и июль 1945 г., 509 г.
- ^ Ведель, 13–17.
- ^ Мэтьюз, Джон Джозеф. Осейджи; Дети Средних Вод . Норман: Университет Окла Пресс, 1967, 180.
- ^ Льюис, Анна. Экспедиция Дю Тисне в Оклахому, 1719 год. Хроники Оклахомы 3: 319–323.
- ^ Ведель, 147-153.
- ^ Вехик, Сьюзен К. «История культуры Уичито». Равнинный антрополог . Том. 37, № 141, 1992, 319
- ^ Ведель, 153
- ^ Ведель, 157
- ↑ Французы иногда также называли команчей Падукой, но историки полагают, что в этой части его рассказов он имеет в виду апачей.
- ^ Ведель, 159-160.
- ^ Ведель, 153-160.
- ^ Смит, Ф. Тодд. Индейцы Уичито: торговцы Техаса и южных равнин, 1540–1845 гг . Колледж-Стейшн: Texas A&M Univ Press, 2000, 11.