Черный Лось
Черный Лось Мыло Хешака | |
---|---|
Рожденный | Литл-Паудер-Ривер , Вайоминг , США | 1 декабря 1863 г.
Умер | 19 августа 1950 г. Пайн-Ридж , Южная Дакота , США | (86 лет)
Место отдыха | Католическое кладбище Святой Агнессы, Мандерсон, Южная Дакота |
Занятие | Катехизатор |
Дети | Бен Блэк Элк |
Николас Блэк Элк | |
---|---|
Покровительство | Коренные американцы (на рассмотрении) |
Хешака Сапа , широко известный как Черный Лось (крещенный Николай ; 1 декабря 1863 г. - 19 августа 1950 г.). [ 1 ] ), был wičháša wakáŋ (« знахарь , святой человек») и хейока народа оглала лакота . Он был троюродным братом военачальника Бешеного Коня и сражался вместе с ним в битве при Литтл-Бигхорне . Он пережил резню в Вундед-Ни в 1890 году. Он гастролировал и выступал по Европе в составе группы « Дикий Запад Буффало Билла» .
Черный Лось наиболее известен своими интервью с поэтом Джоном Нейхардтом , в которых он обсуждал свои религиозные взгляды, видения и события из своей жизни. Нейхардт опубликовал их в своей книге «Чёрный лось говорит» в 1932 году. С тех пор эта книга была опубликована во многих изданиях, последний раз в 2008 году. Ближе к концу своей жизни он также разговаривал с американским этнологом Джозефом Эпесом Брауном по поводу его книги 1947 года «Священная трубка». . Эти работы вызвали большой интерес среди самых разных людей, интересующихся религиями коренных американцев , особенно среди участников паниндийского движения.
Черный Лось принял католицизм , став катехизатором , но он также продолжал практиковать церемонии Лакота. Римско -католическая епархия Рапид-Сити открыла официальное дело о его беатификации в Римско-католической церкви в 2016 году. [ 2 ] Его внук Джордж Лукс Твайс сказал: «Ему было удобно молиться с этой трубкой и четками , и он участвовал в мессах и церемониях Лакота». регулярно [ 3 ]
Ранние годы
[ редактировать ]Детство
[ редактировать ]Черный Лось происходил из длинного рода знахарей и целителей. Его отец был знахарем, как и его дяди по отцовской линии. Черный Лось родился в семье Оглала Лакота в декабре 1863 года на берегу реки Литл-Паудер (в месте, предположительно находящемся на территории современного штата Вайоминг ). [ 4 ] : 3 Согласно способу измерения времени лакота (называемому «зимним счетом »), Черный Лось родился «зимой, когда четыре вороны были убиты на реке Язык ». [ 4 ] : 101
Зрение
[ редактировать ]Когда Черному Лосью было девять лет, он внезапно заболел; он сообщил, что лежал ничком и не реагировал в течение нескольких дней. В это время он сказал, что у него было великое видение, в котором его посетили Громовые Существа ( Вакиньян ) «... духи были представлены добрыми и любящими, полными лет и мудрости, как почитаемые человеческие деды». [ 4 ] : предисловие Когда ему было 17 лет, Черный Лось подробно рассказал о видении знахарю Блэк Роуд. Блэк Роуд и другие деревенские знахари были «поражены величием видения». [ 4 ] : 6–7
В конце своей жизни Черный Лось рассказал Нейхардту о своем видении. Он также представил себе большое дерево, которое символизировало жизнь Земли и всех людей. [ 5 ] Позже Нейхардт написал об этом в книге «Black Elk Speaks».
В одном из своих видений Черный Лось описывает, как его перенесли в центр Земли и на центральную гору мира. Мифолог Джозеф Кэмпбелл отмечает, что « ось мира , центральная точка, полюс, вокруг которого все вращается… точка, где неподвижность и движение соединяются …» также является темой некоторых других религий. [ 6 ] Кэмпбелл рассматривал заявление Черного Лося как один из ключей к пониманию мировых религиозных мифов и символов в целом. [ 6 ]
Из книги ДеМалли:
И пока я стоял там, я видел больше, чем могу рассказать, и понимал больше, чем видел; ибо я священным образом видел формы всех вещей в духе, и форму всех форм, поскольку они должны жить вместе, как одно существо. И я увидел, что священный обруч моего народа был одним из многих обручей, образующих один круг, широкий, как дневной свет и как звездный свет, а в центре росло одно могучее цветущее дерево, чтобы укрыть всех детей одной матери и одного отца. И я увидел, что это свято. [ 4 ] : интро., 97
Битва при Литтл-Бигхорне
[ редактировать ]Черный Лось присутствовал в битве при Литтл-Бигхорне и описал свой опыт Джону Нейхардту :
На земле лежал солдат, и он все еще пинался. Лакота [сиу] подъехал ко мне и сказал: «Мальчик, слезь и сними с него скальп ». Я вышел и начал это делать. У него были короткие волосы, а мой нож был не очень острым. Он скрипел зубами. Затем я выстрелил ему в лоб и получил скальп. ... Через некоторое время [на поле боя] я устал смотреть по сторонам. Я не чувствовал ничего, кроме крови, и мне это надоело. Поэтому я вернулся домой с некоторыми другими. Мне совсем не было жаль. Я был счастливым мальчиком. [ 7 ]
Поздние годы: международные гастроли и движение Ghost Dance.
[ редактировать ]Дикий Запад Буффало Билла
[ редактировать ]В 1887 году Черный Лось отправился в Англию вместе с Диким Западом Буффало Билла . [ 8 ] опыт, который он описал Нейхардту и который появился в двадцатой главе « Говорит Черный Лось» . [ 9 ] 11 мая 1887 года труппа поставила командный спектакль для королевы Виктории , которую называли «Бабушкой Англии». Он был среди толпы на ее золотом юбилее . [ 10 ]
Весной 1888 года « Дикий Запад» Буффало Билла отплыл в Соединенные Штаты. Черный Лось отделился от группы, и корабль ушел без него, оставив его на мели вместе с тремя другими лакота . Впоследствии они присоединились к другому шоу Дикого Запада , и следующий год он провел в туре по Германии , Франции и Италии . Когда Буффало Билл прибыл в Париж в мае 1889 года, Черный Лось получил билет на возвращение домой в Пайн-Ридж и прибыл осенью 1889 года. Во время своего пребывания в Европе Черный Лось получил «широкую возможность изучить образ жизни белого человека». жизнь», и он научился говорить на элементарном английском языке. [ 4 ] : 9
Танец призраков и резня на раненом колене
[ редактировать ]Черный Лось вернулся в резервацию Пайн-Ридж после гастролей с шоу Дикого Запада. Он стал участником движения «Танец призраков» , принеся последователям движения специальную рубашку «Танец призраков» , после того, как увидел в видении своих предков, которые наставляли его: «Мы дадим тебе что-то, что ты должен принести своему народу, и с этим они придут навестить своих близких». [ 11 ] Танец призраков принес надежду: белый человек скоро исчезнет; стада буйволов вернутся; люди воссоединятся с умершими близкими; старый образ жизни до возвращения белого человека. Это было не просто религиозное движение, а ответ на постепенное культурное разрушение. [ 12 ]
Черный Лось присутствовал на резне в Вундед-Ни в 1890 году, которая произошла из-за опасений американских поселенцев по поводу большого интереса к Танцу призраков со стороны племен равнин . По его словам, находясь верхом на лошади, он атаковал солдат и помог спасти некоторых раненых, прибыв после того, как многие из Пятнистого Лося банды (Большая Нога) были застрелены. Пуля задела ему бедро. [ 13 ] Лидер лакота Красное Облако убедил его прекратить боевые действия после ранения, и он остался в резервации Пайн-Ридж, где мог перейти в католицизм. [ 14 ]
Последние годы: обращение в католицизм
[ редактировать ]По крайней мере, на десять лет, начиная с 1934 года, Черный Лось вернулся к работе, связанной с его более ранними выступлениями с Буффало Биллом . Он организовал индийское шоу , которое должно было пройти в танцевальном павильоне «Сидящий бык» в «Кристальной пещере» в священных Блэк-Хилс . Нейхардт пишет, что, в отличие от шоу Дикого Запада , используемых для прославления войны коренных американцев, Черный Лось создал шоу, чтобы рассказать туристам о культуре лакота и традиционных священных ритуалах, включая Танец Солнца . [ 15 ]
Первая жена Черного Лося, Кэти, обратилась в католицизм , и трое их детей были крещены как католики . После смерти Кэти в 1904 году Черный Лось, которому тогда было за 40, обратился в католицизм. Он также стал катехизатором , обучая других христианству. Он снова женился и имел еще детей от второй жены; они также были крещены и воспитаны как католики. Он сказал, что его дети «должны были жить в этом мире». [ 16 ] Его первая жена Кэти умерла в 1903 году. Черный Лось стал католиком в 1904 году, когда ему было за 40. Он был крещен именем Николая и впоследствии служил катехизатором в церкви. [ 4 ] : 14 [ 17 ] : 44 После этого другие знахари, в том числе его племянник Дурак Кроу , называли его как Черный Лось, так и Николас Черный Лось. [ 17 ] : 44 Вдовец Черный Лось снова женился в 1905 году на Анне Брингс Уайт, вдове с двумя дочерьми. Вместе у них было еще трое детей, которых они тоже крестили как католиков. Пара была вместе до ее смерти в 1941 году. [ нужна ссылка ] Его сын, Бенджамин Блэк Элк (1899–1973), стал известен как «Пятый лик горы Рашмор », позируя в 1950-х и 1960-х годах туристам у мемориала.
1930-е: Встреча с Нейхардтом и Брауном.
[ редактировать ]В начале 1930-х годов Черный Лось разговаривал с Джоном Нейхардтом и Джозефом Эпесом Брауном , что привело к публикации книг Нейхардта. Его сын Бен переводил рассказы Черного Лося на английский прямо во время разговора. Дочь Нейхардта Энид записала эти рассказы. Позже она расположила их в хронологическом порядке для Нейхардта. Таким образом, процесс состоял из многих этапов, и в пересчете и записи участвовало больше людей, чем Черный Лось и Нейхардт. [ 18 ]
После того, как Черный Лось поговорил с Нейхардтом в течение нескольких дней, Нейхардт спросил, почему Черный Лось «отложил» свою старую религию и крестил своих детей. По словам Хильды [дочери Нейхардта], Черный Лось ответил: «Моим детям пришлось жить в этом мире». [ 16 ] «Жить», по мнению Черного Лося, — одна из центральных молитв духовности лакота. (Черный Лось девятнадцать раз упоминает эту молитву за жизнь в «Священной трубке ».) В своих мемуарах 1995 года Хильда Нейхардт написала, что незадолго до своей смерти Черный Лось взял трубку и сказал своей дочери Люси Смотрит дважды: «Единственное, во что я действительно верю: это религия трубки». [ 19 ]
Наследие
[ редактировать ]С 1970-х годов книга « Говорит черный лось» стала популярной среди тех, кто интересуется коренными американцами в Соединенных Штатах . С ростом активности коренных американцев среди многих возрос интерес к индейским религиям . В Движении американских индейцев , особенно среди некоренных жителей и потомков городских жителей, не выросших в традиционной культуре, « Чёрный лось говорит» была популярной книгой среди тех, кто недавно искал религиозного и духовного вдохновения. Однако критики заявили, что Джон Нейхардт, как автор и редактор, возможно, преувеличил, изменил или изобрел часть содержания либо для того, чтобы сделать его более востребованным для предполагаемой белой аудитории 1930-х годов, либо потому, что он не до конца понимал суть Культура Лакота. [ 20 ]
11 августа 2016 года Совет США по географическим названиям официально переименовал Пик Харни, самую высокую точку Южной Дакоты, в Пик Блэк Элк в честь Николаса Блэк Элка и в знак признания значения горы для коренных американцев. [ 21 ]
В августе 2016 года Римско-католическая епархия Рапид-Сити открыла официальное дело о его беатификации в Римско-католической церкви. [ 22 ] [ 23 ] [ 7 ] 21 октября 2017 года дело о канонизации Николаса Чёрного Элка было официально открыто Римско-католической епархией Рапид-Сити , Южная Дакота, что подготовило почву для возможности его в конечном итоге признания святым . Обращение Черного Лося в католицизм смутило многих, как коренных жителей, так и католиков. Биограф Джон М. Суини обратился к этой двойственности в 2020 году, объяснив: «Ник не видел причин отключаться от своей визионерской жизни после обращения в католицизм… Был ли Черный Лось настоящим лакота во второй половине своей жизни? Да. ... Был ли он тоже настоящим христианином? Да». [ 24 ] Теперь католики называют его « Слугой Божьим ». Этот титул указывает на то, что его жизнь и деятельность расследуются Папой и Католической церковью на предмет возможной канонизации. [ 25 ] Его работа по распространению Евангелия среди коренных и некоренных народов и гармонизации веры с культурой лакота была отмечена на мессе, где об этом было объявлено. [ 26 ]
Дамиан Костелло пишет, что католическая вера Лакота Черного Лося была однозначно антиколониальной, проистекающей из его видения Танца Призраков . [ 27 ] В этом он говорит, что это во многом аналогично антиколониальным движениям со всего мира, взятым из библейского повествования, таким как растафари на Ямайке. [ 28 ]
Книги
[ редактировать ]- Книги счетов Черного Лося
- Черный лось говорит : история жизни святого человека из оглала сиу (рассказанная Джону Г. Нейхардту ), Bison Books , 2004 (первоначально опубликовано в 1932 году): Черный лось говорит. Архивировано 25 апреля 2018 г. в Wayback Machine.
- Шестой дедушка: Учение Черного лося, данное Джону Г. Нейхардту, под редакцией Рэймонда Дж. ДеМалли, University of Nebraska Press ; новое издание, 1985. ISBN 0-8032-1664-5 .
- Священная трубка: отчет Черного лося о семи обрядах оглала сиу (рассказанный Джозефу Эпесу Брауну ), MJF Books, 1997
- Духовное наследие американских индейцев (рассказанное Джозефу Эпесу Брауну), World Wisdom , 2007 г.
- Книги о черном лосе
- Николас Черный Лось: знахарь, катехизатор, святой , Джон М. Суини, Liturgical Press. ISBN 978-0-8146-4416-4
- Черный Лось: Святой Человек Оглалы , Майкл Ф. Стелтенкамп, Университет Оклахомы Пресс ; 1993 год ISBN 0-8061-2541-1
- Николас Черный Лось: знахарь, миссионер, мистик , Майкл Ф. Стелтенкамп, Университет Оклахомы Пресс ; 2009. ISBN 0-8061-4063-1
- Шестой дедушка: Учение Черного лося, данное Джону Г. Нейхардту , под редакцией Рэймонда Дж. ДеМалли; 1985 год
- Черный лось и пылающая радуга: личные воспоминания святого человека Лакота , Хильда Нейхардт, University of Nebraska Press, 2006. ISBN 0-8032-8376-8
- Религия Черного лося: Танец Солнца и католицизм лакота , Клайд Холлер, издательство Сиракузского университета ; 1995 год
- «Черный лось: колониализм и католицизм лакота» , Дамиан Костелло, Orbis Books ; 2005 г.
- Black Elk Reader , под редакцией Клайда Холлера, издательство Сиракузского университета ; 2000 г.
- Черный Лось, Провидец Лакота , Гарри Олдмидоу, Мировая Мудрость ; 2018 год
Фильм
[ редактировать ]документальный фильм, созданный епархией Рапид-Сити, « Идя по хорошей красной дороге - Путешествие Николаса Черного лося к святости» В 2020 году на телеканале ABC был показан . Его можно посмотреть на Vimeo. [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Источники различаются .
- ↑ Джон Суини, «Святой, танцевавший для королевы Виктории», The Tablet , 23 января 2021 г., стр. 10–11. Суини также является автором книги Николас Черный Лось: знахарь, катехизатор, святой (Liturgical Press, 2020). ISBN 0814644163
- ^ Петерсен, Кирк (25 августа 2018 г.). «Ватикан считает Чёрного Лося святым» . Национальный католический репортер . Проверено 25 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г ДеМалли, Рэймонд Дж (1984). Шестой дедушка: учение Черного лося, данное Джону Г. Нейхардту . Линкольн: Издательство Университета Небраски. ISBN 0-8032-1664-5 .
- ^ Нейхардт, Джон, изд., Black Elk Speaks , аннотированное издание, опубликованное SUNY, 2008, стр. 33.
- ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл, Джозеф (1991). Сила мифа (совместно с Биллом Мойерсом) . Издание Anchor Books (неиллюстрированное издание меньшего формата). п. 111 . ISBN 0-385-41886-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Фрейзер, Ян (26 декабря 2017 г.). «Другое видение Черного лося» . Ньюйоркер.com . Проверено 17 апреля 2018 г.
- ^ «BBC – Манчестер – Особенности: Отслеживание Солфордских Сиу» . BBC.co.uk. Проверено 17 апреля 2018 г.
- ^ «Говорит Черный Лось: Индекс» . Firstpeople.us . Архивировано из оригинала 25 апреля 2018 года . Проверено 17 апреля 2018 г.
- ^ «Когда она подошла к тому месту, где мы были, ее повозка остановилась, и она встала. Тогда все эти люди встали, заревели и поклонились ей: «но она поклонилась нам». Нейхардт, Джон, изд., Black Elk Speaks , аннотированное издание, опубликованное SUNY, 2008 г., стр. 176–177.
- ^ Нейхардт, Джон Г.. Черный лось говорит: полное издание (стр. 152). Книги о бизонах. Киндл издание.
- ^ Лессер, Александр (1933). «Культурное значение танца призраков» . Американский антрополог . 35 (1): 108–115. дои : 10.1525/aa.1933.35.1.02a00090 . JSTOR 662367 .
- ^ Джон Гнейзенау Нейхардт (1985). Шестой дедушка: учение Черного лося, данное Джону Г. Нейхардту . Издательство Университета Небраски . стр. 274–. ISBN 0-8032-6564-6 .
- ^ «Чёрный лось» . ИСТОРИЯ . 20 апреля 2010 года . Проверено 3 августа 2022 г.
- ^ Джон Г. Нейхардт (1 августа 2008 г.). Говорит Черный Лось: история жизни святого человека из племени оглала сиу . СУНИ Пресс. п. 313. ИСБН 978-1-4384-2538-2 . Проверено 24 февраля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б ДеМалли, Раймонд Дж., изд. (1985). Шестой дедушка: учение Черного лося, данное Джону Г. Нейхардту . Издательство Университета Небраски. п. 47. ИСБН 0-8032-6564-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Почта, Томас Э. (1979). Глупая ворона . Гарден-Сити, Нью-Джерси: Даблдей. ISBN 0385113323 .
- ^ Клайд Холлер (2000). Читатель Черного лося . Издательство Сиракузского университета. стр. 39–43. ISBN 978-0-8156-2836-1 . Проверено 24 февраля 2013 г.
- ^ Нейхардт, Хильда (1999) [Впервые опубликовано в 1995 году]. Черный лось и пылающая радуга: личные воспоминания святого человека Лакота и Джона Нейхардта . Издательство Университета Небраски. п. 119. ИСБН 0-8032-3338-8 .
- ^ Сильвио, Карл (2003). «Сайты о том, как говорит Черный Лось» . Интернет-публичная библиотека . Архивировано из оригинала 7 октября 2007 года . Проверено 19 июня 2011 г.
- ^ «Федералы переименовывают пик Харни, самую высокую вершину Южной Дакоты, в пик Блэк-Элк» . Журнал Рапид-Сити . Ассошиэйтед Пресс. 12 августа 2016 г. Проверено 10 июня 2019 г.
- ^ «1950» . Newsaints.faithweb.com . Проверено 17 апреля 2018 г.
- ^ «Епархия Рапид-Сити — Католическая церковь западной части Южной Дакоты» . Епархия Рапид-Сити . Проверено 17 апреля 2018 г.
- ^ Суини, Джон М. (2020). Николас Черный Лось: знахарь, катехизатор, святой . Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса. стр. 85–86. ISBN 978-0-8146-4416-4 .
- ^ «Дело открывается для Николаса Черного Элка, святого человека лакота» . Ncregister.com . 23 октября 2017 г. Проверено 17 апреля 2018 г.
- ^ «Процесс канонизации начинается для Черного Лося, коренного американца, который объединил лакота и католическую культуру» . Americamagazine.org . 3 ноября 2017 года . Проверено 17 апреля 2018 г.
- ^ Костелло, Дамиан «Видение Ваникии черным лосем: танец призраков, католические таинства и онтология лакота», Журнал NAIITS: Учебное сообщество коренных народов, Vol. 16 (2018): 40-56.
- ^ Костелло, Дамиан, Черный Лось: колониализм и католицизм лакота (Orbis Books, 2005), 166-68.
- ^ Идя по доброй красной дороге - Путешествие Николаса Блэка Элка к святости
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1863 рождения
- 1950 смертей
- Американские писатели XX века
- Индейские писатели XX века
- Католики из Южной Дакоты
- Народные целители
- Оглала люди
- Индейские католики
- Участники Великой войны сиу 1876 года.
- Религиозные деятели коренных народов Северной Америки
- Американские Слуги Божьи
- Почитаемые христиане 20-го века
- Лидеры Лакота