Jump to content

Черный Лось

Черный Лось
Мыло Хешака
Николас Блэк Элк, дочь Люси Блэк Элк и жена Анна Брингс Уайт, фотография около 1910 года.
Рожденный ( 1863-12-01 ) 1 декабря 1863 г.
Умер 19 августа 1950 г. ( 1950-08-19 ) (86 лет)
Место отдыха Католическое кладбище Святой Агнессы, Мандерсон, Южная Дакота
Занятие Катехизатор
Дети Бен Блэк Элк

Николас Блэк Элк
Покровительство Коренные американцы (на рассмотрении)

Хешака Сапа , широко известный как Черный Лось (крещенный Николай ; 1 декабря 1863 г. - 19 августа 1950 г.). [ 1 ] ), был wičháša wakáŋ знахарь , святой человек») и хейока народа оглала лакота . Он был троюродным братом военачальника Бешеного Коня и сражался вместе с ним в битве при Литтл-Бигхорне . Он пережил резню в Вундед-Ни в 1890 году. Он гастролировал и выступал по Европе в составе группы « Дикий Запад Буффало Билла» .

Черный Лось наиболее известен своими интервью с поэтом Джоном Нейхардтом , в которых он обсуждал свои религиозные взгляды, видения и события из своей жизни. Нейхардт опубликовал их в своей книге «Чёрный лось говорит» в 1932 году. С тех пор эта книга была опубликована во многих изданиях, последний раз в 2008 году. Ближе к концу своей жизни он также разговаривал с американским этнологом Джозефом Эпесом Брауном по поводу его книги 1947 года «Священная трубка». . Эти работы вызвали большой интерес среди самых разных людей, интересующихся религиями коренных американцев , особенно среди участников паниндийского движения.

Черный Лось принял католицизм , став катехизатором , но он также продолжал практиковать церемонии Лакота. Римско -католическая епархия Рапид-Сити открыла официальное дело о его беатификации в Римско-католической церкви в 2016 году. [ 2 ] Его внук Джордж Лукс Твайс сказал: «Ему было удобно молиться с этой трубкой и четками , и он участвовал в мессах и церемониях Лакота». регулярно [ 3 ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Черный Лось происходил из длинного рода знахарей и целителей. Его отец был знахарем, как и его дяди по отцовской линии. Черный Лось родился в семье Оглала Лакота в декабре 1863 года на берегу реки Литл-Паудер (в месте, предположительно находящемся на территории современного штата Вайоминг ). [ 4 ] : 3  Согласно способу измерения времени лакота (называемому «зимним счетом »), Черный Лось родился «зимой, когда четыре вороны были убиты на реке Язык ». [ 4 ] : 101 

Когда Черному Лосью было девять лет, он внезапно заболел; он сообщил, что лежал ничком и не реагировал в течение нескольких дней. В это время он сказал, что у него было великое видение, в котором его посетили Громовые Существа ( Вакиньян ) «...   духи были представлены добрыми и любящими, полными лет и мудрости, как почитаемые человеческие деды». [ 4 ] : предисловие Когда ему было 17 лет, Черный Лось подробно рассказал о видении знахарю Блэк Роуд. Блэк Роуд и другие деревенские знахари были «поражены величием видения». [ 4 ] : 6–7 

В конце своей жизни Черный Лось рассказал Нейхардту о своем видении. Он также представил себе большое дерево, которое символизировало жизнь Земли и всех людей. [ 5 ] Позже Нейхардт написал об этом в книге «Black Elk Speaks».

В одном из своих видений Черный Лось описывает, как его перенесли в центр Земли и на центральную гору мира. Мифолог Джозеф Кэмпбелл отмечает, что « ось мира , центральная точка, полюс, вокруг которого все вращается… точка, где неподвижность и движение соединяются   …» также является темой некоторых других религий. [ 6 ] Кэмпбелл рассматривал заявление Черного Лося как один из ключей к пониманию мировых религиозных мифов и символов в целом. [ 6 ]

Из книги ДеМалли:

И пока я стоял там, я видел больше, чем могу рассказать, и понимал больше, чем видел; ибо я священным образом видел формы всех вещей в духе, и форму всех форм, поскольку они должны жить вместе, как одно существо. И я увидел, что священный обруч моего народа был одним из многих обручей, образующих один круг, широкий, как дневной свет и как звездный свет, а в центре росло одно могучее цветущее дерево, чтобы укрыть всех детей одной матери и одного отца. И я увидел, что это свято. [ 4 ] : интро., 97

Битва при Литтл-Бигхорне

[ редактировать ]

Черный Лось присутствовал в битве при Литтл-Бигхорне и описал свой опыт Джону Нейхардту :

На земле лежал солдат, и он все еще пинался. Лакота [сиу] подъехал ко мне и сказал: «Мальчик, слезь и сними с него скальп ». Я вышел и начал это делать. У него были короткие волосы, а мой нож был не очень острым. Он скрипел зубами. Затем я выстрелил ему в лоб и получил скальп. ... Через некоторое время [на поле боя] я устал смотреть по сторонам. Я не чувствовал ничего, кроме крови, и мне это надоело. Поэтому я вернулся домой с некоторыми другими. Мне совсем не было жаль. Я был счастливым мальчиком. [ 7 ]

Поздние годы: международные гастроли и движение Ghost Dance.

[ редактировать ]

Дикий Запад Буффало Билла

[ редактировать ]
Черный Лось (слева) и Лось из Оглала Лакота, сфотографированные в Лондоне в своих танцевальных регалиях во время тура с Диким Западом Буффало Билла , 1887 год.

В 1887 году Черный Лось отправился в Англию вместе с Диким Западом Буффало Билла . [ 8 ] опыт, который он описал Нейхардту и который появился в двадцатой главе « Говорит Черный Лось» . [ 9 ] 11 мая 1887 года труппа поставила командный спектакль для королевы Виктории , которую называли «Бабушкой Англии». Он был среди толпы на ее золотом юбилее . [ 10 ]

Весной 1888 года « Дикий Запад» Буффало Билла отплыл в Соединенные Штаты. Черный Лось отделился от группы, и корабль ушел без него, оставив его на мели вместе с тремя другими лакота . Впоследствии они присоединились к другому шоу Дикого Запада , и следующий год он провел в туре по Германии , Франции и Италии . Когда Буффало Билл прибыл в Париж в мае 1889 года, Черный Лось получил билет на возвращение домой в Пайн-Ридж и прибыл осенью 1889 года. Во время своего пребывания в Европе Черный Лось получил «широкую возможность изучить образ жизни белого человека». жизнь», и он научился говорить на элементарном английском языке. [ 4 ] : 9 

Танец призраков и резня на раненом колене

[ редактировать ]

Черный Лось вернулся в резервацию Пайн-Ридж после гастролей с шоу Дикого Запада. Он стал участником движения «Танец призраков» , принеся последователям движения специальную рубашку «Танец призраков» , после того, как увидел в видении своих предков, которые наставляли его: «Мы дадим тебе что-то, что ты должен принести своему народу, и с этим они придут навестить своих близких». [ 11 ] Танец призраков принес надежду: белый человек скоро исчезнет; стада буйволов вернутся; люди воссоединятся с умершими близкими; старый образ жизни до возвращения белого человека. Это было не просто религиозное движение, а ответ на постепенное культурное разрушение. [ 12 ]

Черный Лось присутствовал на резне в Вундед-Ни в 1890 году, которая произошла из-за опасений американских поселенцев по поводу большого интереса к Танцу призраков со стороны племен равнин . По его словам, находясь верхом на лошади, он атаковал солдат и помог спасти некоторых раненых, прибыв после того, как многие из Пятнистого Лося банды (Большая Нога) были застрелены. Пуля задела ему бедро. [ 13 ] Лидер лакота Красное Облако убедил его прекратить боевые действия после ранения, и он остался в резервации Пайн-Ридж, где мог перейти в католицизм. [ 14 ]

Последние годы: обращение в католицизм

[ редактировать ]

По крайней мере, на десять лет, начиная с 1934 года, Черный Лось вернулся к работе, связанной с его более ранними выступлениями с Буффало Биллом . Он организовал индийское шоу , которое должно было пройти в танцевальном павильоне «Сидящий бык» в «Кристальной пещере» в священных Блэк-Хилс . Нейхардт пишет, что, в отличие от шоу Дикого Запада , используемых для прославления войны коренных американцев, Черный Лось создал шоу, чтобы рассказать туристам о культуре лакота и традиционных священных ритуалах, включая Танец Солнца . [ 15 ]

Первая жена Черного Лося, Кэти, обратилась в католицизм , и трое их детей были крещены как католики . После смерти Кэти в 1904 году Черный Лось, которому тогда было за 40, обратился в католицизм. Он также стал катехизатором , обучая других христианству. Он снова женился и имел еще детей от второй жены; они также были крещены и воспитаны как католики. Он сказал, что его дети «должны были жить в этом мире». [ 16 ] Его первая жена Кэти умерла в 1903 году. Черный Лось стал католиком в 1904 году, когда ему было за 40. Он был крещен именем Николая и впоследствии служил катехизатором в церкви. [ 4 ] : 14  [ 17 ] : 44  После этого другие знахари, в том числе его племянник Дурак Кроу , называли его как Черный Лось, так и Николас Черный Лось. [ 17 ] : 44  Вдовец Черный Лось снова женился в 1905 году на Анне Брингс Уайт, вдове с двумя дочерьми. Вместе у них было еще трое детей, которых они тоже крестили как католиков. Пара была вместе до ее смерти в 1941 году. [ нужна ссылка ] Его сын, Бенджамин Блэк Элк (1899–1973), стал известен как «Пятый лик горы Рашмор », позируя в 1950-х и 1960-х годах туристам у мемориала.

1930-е: Встреча с Нейхардтом и Брауном.

[ редактировать ]

В начале 1930-х годов Черный Лось разговаривал с Джоном Нейхардтом и Джозефом Эпесом Брауном , что привело к публикации книг Нейхардта. Его сын Бен переводил рассказы Черного Лося на английский прямо во время разговора. Дочь Нейхардта Энид записала эти рассказы. Позже она расположила их в хронологическом порядке для Нейхардта. Таким образом, процесс состоял из многих этапов, и в пересчете и записи участвовало больше людей, чем Черный Лось и Нейхардт. [ 18 ]

После того, как Черный Лось поговорил с Нейхардтом в течение нескольких дней, Нейхардт спросил, почему Черный Лось «отложил» свою старую религию и крестил своих детей. По словам Хильды [дочери Нейхардта], Черный Лось ответил: «Моим детям пришлось жить в этом мире». [ 16 ] «Жить», по мнению Черного Лося, — одна из центральных молитв духовности лакота. (Черный Лось девятнадцать раз упоминает эту молитву за жизнь в «Священной трубке ».) В своих мемуарах 1995 года Хильда Нейхардт написала, что незадолго до своей смерти Черный Лось взял трубку и сказал своей дочери Люси Смотрит дважды: «Единственное, во что я действительно верю: это религия трубки». [ 19 ]

Наследие

[ редактировать ]

С 1970-х годов книга « Говорит черный лось» стала популярной среди тех, кто интересуется коренными американцами в Соединенных Штатах . С ростом активности коренных американцев среди многих возрос интерес к индейским религиям . В Движении американских индейцев , особенно среди некоренных жителей и потомков городских жителей, не выросших в традиционной культуре, « Чёрный лось говорит» была популярной книгой среди тех, кто недавно искал религиозного и духовного вдохновения. Однако критики заявили, что Джон Нейхардт, как автор и редактор, возможно, преувеличил, изменил или изобрел часть содержания либо для того, чтобы сделать его более востребованным для предполагаемой белой аудитории 1930-х годов, либо потому, что он не до конца понимал суть Культура Лакота. [ 20 ]

11 августа 2016 года Совет США по географическим названиям официально переименовал Пик Харни, самую высокую точку Южной Дакоты, в Пик Блэк Элк в честь Николаса Блэк Элка и в знак признания значения горы для коренных американцев. [ 21 ]

В августе 2016 года Римско-католическая епархия Рапид-Сити открыла официальное дело о его беатификации в Римско-католической церкви. [ 22 ] [ 23 ] [ 7 ] 21 октября 2017 года дело о канонизации Николаса Чёрного Элка было официально открыто Римско-католической епархией Рапид-Сити , Южная Дакота, что подготовило почву для возможности его в конечном итоге признания святым . Обращение Черного Лося в католицизм смутило многих, как коренных жителей, так и католиков. Биограф Джон М. Суини обратился к этой двойственности в 2020 году, объяснив: «Ник не видел причин отключаться от своей визионерской жизни после обращения в католицизм… Был ли Черный Лось настоящим лакота во второй половине своей жизни? Да. ... Был ли он тоже настоящим христианином? Да». [ 24 ] Теперь католики называют его « Слугой Божьим ». Этот титул указывает на то, что его жизнь и деятельность расследуются Папой и Католической церковью на предмет возможной канонизации. [ 25 ] Его работа по распространению Евангелия среди коренных и некоренных народов и гармонизации веры с культурой лакота была отмечена на мессе, где об этом было объявлено. [ 26 ]

Дамиан Костелло пишет, что католическая вера Лакота Черного Лося была однозначно антиколониальной, проистекающей из его видения Танца Призраков . [ 27 ] В этом он говорит, что это во многом аналогично антиколониальным движениям со всего мира, взятым из библейского повествования, таким как растафари на Ямайке. [ 28 ]

Книги счетов Черного Лося
  • Черный лось говорит : история жизни святого человека из оглала сиу (рассказанная Джону Г. Нейхардту ), Bison Books , 2004 (первоначально опубликовано в 1932 году): Черный лось говорит. Архивировано 25 апреля 2018 г. в Wayback Machine.
  • Шестой дедушка: Учение Черного лося, данное Джону Г. Нейхардту, под редакцией Рэймонда Дж. ДеМалли, University of Nebraska Press ; новое издание, 1985. ISBN   0-8032-1664-5 .
  • Священная трубка: отчет Черного лося о семи обрядах оглала сиу (рассказанный Джозефу Эпесу Брауну ), MJF Books, 1997
  • Духовное наследие американских индейцев (рассказанное Джозефу Эпесу Брауну), World Wisdom , 2007 г.
Книги о черном лосе

документальный фильм, созданный епархией Рапид-Сити, « Идя по хорошей красной дороге - Путешествие Николаса Черного лося к святости» В 2020 году на телеканале ABC был показан . Его можно посмотреть на Vimeo. [ 29 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Источники различаются .
  2. Джон Суини, «Святой, танцевавший для королевы Виктории», The Tablet , 23 января 2021 г., стр. 10–11. Суини также является автором книги Николас Черный Лось: знахарь, катехизатор, святой (Liturgical Press, 2020). ISBN   0814644163
  3. ^ Петерсен, Кирк (25 августа 2018 г.). «Ватикан считает Чёрного Лося святым» . Национальный католический репортер . Проверено 25 февраля 2021 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г ДеМалли, Рэймонд Дж (1984). Шестой дедушка: учение Черного лося, данное Джону Г. Нейхардту . Линкольн: Издательство Университета Небраски. ISBN  0-8032-1664-5 .
  5. ^ Нейхардт, Джон, изд., Black Elk Speaks , аннотированное издание, опубликованное SUNY, 2008, стр. 33.
  6. ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл, Джозеф (1991). Сила мифа (совместно с Биллом Мойерсом) . Издание Anchor Books (неиллюстрированное издание меньшего формата). п. 111 . ISBN  0-385-41886-8 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Фрейзер, Ян (26 декабря 2017 г.). «Другое видение Черного лося» . Ньюйоркер.com . Проверено 17 апреля 2018 г.
  8. ^ «BBC – Манчестер – Особенности: Отслеживание Солфордских Сиу» . BBC.co.uk. ​Проверено 17 апреля 2018 г.
  9. ^ «Говорит Черный Лось: Индекс» . Firstpeople.us . Архивировано из оригинала 25 апреля 2018 года . Проверено 17 апреля 2018 г.
  10. ^ «Когда она подошла к тому месту, где мы были, ее повозка остановилась, и она встала. Тогда все эти люди встали, заревели и поклонились ей: «но она поклонилась нам». Нейхардт, Джон, изд., Black Elk Speaks , аннотированное издание, опубликованное SUNY, 2008 г., стр. 176–177.
  11. ^ Нейхардт, Джон Г.. Черный лось говорит: полное издание (стр. 152). Книги о бизонах. Киндл издание.
  12. ^ Лессер, Александр (1933). «Культурное значение танца призраков» . Американский антрополог . 35 (1): 108–115. дои : 10.1525/aa.1933.35.1.02a00090 . JSTOR   662367 .
  13. ^ Джон Гнейзенау Нейхардт (1985). Шестой дедушка: учение Черного лося, данное Джону Г. Нейхардту . Издательство Университета Небраски . стр. 274–. ISBN  0-8032-6564-6 .
  14. ^ «Чёрный лось» . ИСТОРИЯ . 20 апреля 2010 года . Проверено 3 августа 2022 г.
  15. ^ Джон Г. Нейхардт (1 августа 2008 г.). Говорит Черный Лось: история жизни святого человека из племени оглала сиу . СУНИ Пресс. п. 313. ИСБН  978-1-4384-2538-2 . Проверено 24 февраля 2013 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б ДеМалли, Раймонд Дж., изд. (1985). Шестой дедушка: учение Черного лося, данное Джону Г. Нейхардту . Издательство Университета Небраски. п. 47. ИСБН  0-8032-6564-6 .
  17. ^ Перейти обратно: а б Почта, Томас Э. (1979). Глупая ворона . Гарден-Сити, Нью-Джерси: Даблдей. ISBN  0385113323 .
  18. ^ Клайд Холлер (2000). Читатель Черного лося . Издательство Сиракузского университета. стр. 39–43. ISBN  978-0-8156-2836-1 . Проверено 24 февраля 2013 г.
  19. ^ Нейхардт, Хильда (1999) [Впервые опубликовано в 1995 году]. Черный лось и пылающая радуга: личные воспоминания святого человека Лакота и Джона Нейхардта . Издательство Университета Небраски. п. 119. ИСБН  0-8032-3338-8 .
  20. ^ Сильвио, Карл (2003). «Сайты о том, как говорит Черный Лось» . Интернет-публичная библиотека . Архивировано из оригинала 7 октября 2007 года . Проверено 19 июня 2011 г.
  21. ^ «Федералы переименовывают пик Харни, самую высокую вершину Южной Дакоты, в пик Блэк-Элк» . Журнал Рапид-Сити . Ассошиэйтед Пресс. 12 августа 2016 г. Проверено 10 июня 2019 г.
  22. ^ «1950» . Newsaints.faithweb.com . Проверено 17 апреля 2018 г.
  23. ^ «Епархия Рапид-Сити — Католическая церковь западной части Южной Дакоты» . Епархия Рапид-Сити . Проверено 17 апреля 2018 г.
  24. ^ Суини, Джон М. (2020). Николас Черный Лось: знахарь, катехизатор, святой . Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса. стр. 85–86. ISBN  978-0-8146-4416-4 .
  25. ^ «Дело открывается для Николаса Черного Элка, святого человека лакота» . Ncregister.com . 23 октября 2017 г. Проверено 17 апреля 2018 г.
  26. ^ «Процесс канонизации начинается для Черного Лося, коренного американца, который объединил лакота и католическую культуру» . Americamagazine.org . 3 ноября 2017 года . Проверено 17 апреля 2018 г.
  27. ^ Костелло, Дамиан «Видение Ваникии черным лосем: танец призраков, католические таинства и онтология лакота», Журнал NAIITS: Учебное сообщество коренных народов, Vol. 16 (2018): 40-56.
  28. ^ Костелло, Дамиан, Черный Лось: колониализм и католицизм лакота (Orbis Books, 2005), 166-68.
  29. ^ Идя по доброй красной дороге - Путешествие Николаса Блэка Элка к святости
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9fe3fecaff3ffba0bde3cb7e0562e464__1721380740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9f/64/9fe3fecaff3ffba0bde3cb7e0562e464.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Black Elk - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)