Jump to content

Хейока

Работа Ledger художника Лакота изображающая Блэк Хоука, мечту о существе-громовержце. в. 1880 г.

Хейока heyóka ( , также пишется «хаока», «хейокха») — своего рода священный клоун в культуре сиу ( народов лакота и дакота ) Великих равнин Северной Америки. Хейока — противоречивый человек, шут и сатирик , который говорит, двигается и реагирует противоположно окружающим людям. Только те, кто видел грозовых существ запада, Вакиньян , и кто признан таковым сообществом, могут взять на себя церемониальную роль хейока.

Лакота Целитель , Черный Лось , называл себя хейока , говоря, что в детстве его посещали грозовые существа . [1]

Социальная роль

[ редактировать ]

отвечают Считается , что Хейокша за верх и низ, или больше отвечают за мертвых, а не за живых. Это проявляется в том, что они не всегда делают все, как другие. Например, если еды мало, хейокша может сидеть и жаловаться на то, насколько он сыт; во время сильной жары хейокша мог дрожать от холода, надевать перчатки и укрываться толстым одеялом. Точно так же, когда на улице мороз, он может бродить голым, жалуясь, что слишком жарко. Уникальным примером является знаменитый священный клоун хейокша по прозвищу «Выпрямитель»:

Он постоянно бегал с молотком, пытаясь расплющить круглые и изогнутые предметы (суповые тарелки, яйца, колеса телеги и т. д.), выпрямив их таким образом.

Хейокша Вакиньян символизирует и изображает многие аспекты священных существ . , [3] Его сатира ставит важные вопросы, дурачась. Они задают трудные вопросы и говорят то, что другие боятся сказать. Их поведение вызывает вопросы, как и дзэнские коаны . Читая между строк, аудитория может задуматься о вещах, о которых обычно не думают, или посмотреть на вещи по-другому.

По сути, хейокша действует одновременно и как зеркало, и как учитель, используя экстремальное поведение, чтобы отражать других, и заставляя их анализировать свои собственные сомнения, страхи, ненависть и слабости. Хейокша обладает силой исцелять эмоциональную боль; такая сила исходит от переживания стыда — они поют о постыдных событиях своей жизни, выпрашивают еду и живут как клоуны. Они вызывают смех в тревожных ситуациях отчаяния и провоцируют страх и хаос, когда люди чувствуют себя самодовольными и чрезмерно защищенными, чтобы не дать им воспринимать себя слишком серьезно или верить в то, что они более могущественны, чем они есть на самом деле. [4]

Кроме того, священные клоуны играют важную роль в формировании племенных кодексов. Несвязанные социальными ограничениями, хейокша могут свободно нарушать культурные табу и, таким образом, критиковать устоявшиеся обычаи. [5] Однако, как ни парадоксально, нарушая эти нормы и табу, они помогают определить принятые границы, правила и социальные ориентиры этического и морального поведения. Они единственные, кто может спросить «Почему?» о деликатных темах; они используют сатиру, чтобы подвергнуть сомнению специалистов и носителей священных знаний или тех, кто занимает руководящие должности.

Для людей, таких же бедных, как мы, потерявших все, которым пришлось пережить столько смертей и печали, смех – это драгоценный дар. Когда мы умирали как мухи от болезни белых людей, когда нас загоняли в резервации, когда правительственные пайки не поступали и мы голодали, наблюдать за шалостями и каперсами Хейокши было благословением.

Видение существ грома

[ редактировать ]

Только те, кто видел грозовых существ Запада, могут действовать как хейока. У них есть священная сила, и они делятся ею со всеми людьми, но делают это посредством забавных действий. Когда видение исходит от грозовых существ Запада, оно приходит с ужасом, подобным грозе; но когда буря видения проходит, мир становится зеленее и счастливее; ибо где бы истина видения ни пришла на мир, она подобна дождю. Видите ли, мир стал счастливее после ужаса бури.

В мифологии Лакота Хейокша также является духом грома и молнии . Говорят, что он использует ветер как палки, чтобы бить в громовой барабан. Его эмоции изображены противоположно норме; он смеется, когда ему грустно, и плачет, когда он счастлив, холод заставляет его потеть, а жара заставляет его дрожать. В искусстве он изображается имеющим два рога, что отмечает его как охотничьего духа. [7] В некоторых видениях он также появлялся в образе снежной птицы, ласточки, лошади, собаки, ночного ястреба, лягушки или стрекозы. [8]

[ редактировать ]

В 2013 году Half Acre пивоварня в Чикаго , штат Иллинойс , выпустила то, что они назвали Heyoka IPA , которое стало одним из их фирменных сортов пива . Оно завоевало серебряную медаль на Большом американском фестивале пива в октябре 2014 года. Члены Движения американских индейцев и другие индейские активисты утверждали, что присвоение пиву имени священного деятеля духовности Лакота представляет собой культурное присвоение . Компания Half Acre переименовала свое пиво в Senita (возможно, в честь кактуса Senita, найденного на юго-западе Америки и изображенного на бывшей банке из-под пива Heyoka ). [9]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Джон Гнейзенау Нейхардт (1985). Шестой дедушка: учение Черного лося, данное Джону Г. Нейхардту . Университет Небраски Пресс. стр. 3–. ISBN  0-8032-6564-6 .
  2. ^ Jump up to: а б Хромой Олень, Джон (Огонь) ; Эрдос, Ричард (1972). Хромой Олень, Искатель Видений . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Саймон и Шустер . п. 250. ИСБН  0-671-55392-5 .
  3. ^ Победа, Вамбли Сина (3 апреля 2011 г.). «Хейока: Человек выше своей тени» . Таймс коренных американцев . Проверено 22 сентября 2021 г.
  4. ^ Нельсон, Элизабет Хоффман (1998). «Хейока сиу» . Дураки и шуты в литературе, искусстве и истории: биобиблиографический справочник (1-е изд.). Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. стр. 246–248. ISBN  0-313-29785-1 .
  5. ^ Суонн, Брайан (1996). Выявление: современные переводы местной литературы Северной Америки (1-е изд.). Нью-Йорк: Винтажные книги. п. 433. ИСБН  0-679-74358-8 .
  6. ^ Черный Лось; Джон Г. Нейхардт (16 октября 2008 г.). Говорит Черный Лось: история жизни святого человека из племени оглала сиу, первое издание . СУНИ Пресс. п. 149. ИСБН  978-1-4384-2540-5 .
  7. ^ Борхес, Хорхе Луис (1969). Книга воображаемых существ .
  8. ^ Уокер, Джеймс Р. (1980). Вера и ритуал Лакота . п. 101.
  9. ^ «После жалоб компания Half Acre Beer переименовывает Хейоку в Сениту» . Чикаго Трибьюн . 5 января 2015 года . Проверено 6 января 2015 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Уилсон Д. Уоллис. Хейока: Обряды обращения. Lakota Books, переиздание 1996 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 79b6f8e3ca50ab1325fbf6d3eaa75bb1__1697286600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/79/b1/79b6f8e3ca50ab1325fbf6d3eaa75bb1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Heyoka - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)