Алиса Литтлман
Алиса Литтлман | |
---|---|
![]() калифорнийский 1989, Фотография Министерства внутренних дел США | |
Рожденный | Алиса Джонс 8 февраля 1910 г. |
Умер | 26 мая 2000 г. | (в возрасте 90 лет)
Национальность | Американец, племя из Оклахомы Киова |
Другие имена | Алиса Джонс Литтлман |
Оккупация | художник из бисера, регалия |
Годы активны | 1927–2000 |
Дети | 1 |
Алиса Литтлман (8 февраля 1910 года - 26 мая 2000 г.) была художником из бисером и регалией Kiowa Beadwork , которая в течение своей жизни была признана одним из ведущих бисеры Kiowa Beaders и Buckskin Darders. Ее работы включены в постоянные коллекции Национального музея естественной истории , Национального музея американских индейцев , Индийского музея Южных равнин и Исторического общества Оклахомы .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Алиса Джонс родилась 8 февраля 1910 года в Старом городском районе Анадарко, штат Оклахома , в добыче мах (английское имя: Анна Конад) и Томми Джонс. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Она была вторым ребенком в семье из трех других братьев и сестер: Мэри Хамингберд (р. 1907), Ива Джонс (1912–1914), [ 4 ] и Вернон С. Киабон (р. 1919). [ 5 ] Они выросли на земле бабушек и дедушек по материнской линии в поселке Уэст -МакКинли, округ Каддо, Оклахома , [ 6 ] Примерно в пяти милях к северо -западу от Анадарко. [ 7 ] Ее семья была Киова и произошла от Тохаузена III через своего деда Конада (Белый Буффало). Ее бабушка куполо [ 8 ] учил Джонс искусству загара [ 9 ] и приготовление платьев, мокасин и типи . [ 9 ] [ 10 ]
Мать Джонса, Анна, которая была учителем в индийской школе Риверсайд , а также работала более предшественником в клубе Mau-Tame Administration Administration , преподавал Jones Beadwork. [ 9 ] [ 10 ] Клуб был обществом бисероплетения, основанным Бюро поля индийских дел Матроны Сьюзи Петерс, в попытке сохранить практику бисера киовы и дать племени творческий выход для своих работ. [ 11 ] Dome-Be-Ah-Ty преподавал изделия из Анны, так как это было обычно, чтобы знания были переданы от матерей и бабушек их дочерям и внучкам. Анна была высококвалифицирована и выиграла призы на ежегодной индийской церемониальной выставке Gallup Indibal Cerball в Гэллап, штат Нью-Мексико , и на международной экспозиции Golden Gate 1939 года в Сан-Франциско, штат Калифорния . [ 12 ] Джонс учился в школе сельской уборной , [ 3 ] Но оставил школу после окончания восьмого класса, чтобы ухаживать за бабушкой и дедушкой. [ 13 ]
Карьера
[ редактировать ]В 1927 году Сьюзи Питерс взяла группу танцоров Kiowa для участия в межпюре Gallup. Мать Джонса предложила ей сделать кошелек и войти в него на мероприятии. Ее запись выиграла первый приз в категории изделий из бисера, и Джонс отправил своей матери призовой фонд за 50 долларов. [ 14 ] [ 15 ]
В 1933 году у Джонса был ее единственный ребенок, Роберт «Бобби» Хилл (Кайова- Апач ), который станет известным национальным художником, рисующим под именем Белого Буффало. [ 16 ] Позже она вышла замуж за Роберта Литтлмана, южного художника из бисера в южном шайенне из Чикаши, штат Оклахома. [ 3 ] [ 17 ] В 1968 году Индийский совет по искусству и ремеслам поручил ей создать серию экспериментальных произведений для демонстрации качественных изделий из бисера. Четыре из них, а также девять других образцов ее бисера были представлены на сольной выставке в Индийском музее Южных Плейнс в 1970 году. [ 18 ] В следующем году и она, и ее сын Бобби были приглашены для участия в современной индийской выставке индийской художественной экспозиции на юге Плейнс , организованной Национальным Залом Ковбойской славы в Оклахома -Сити. [ 19 ]
В ее 60-е годы Литтлмен загорела свои собственные шкуры в проверенном временем, трудном десятидневном процессе. Удалив мясо, она вытянула кожу на стойку в течение трех -четырех дней, чтобы высохнуть, а затем соскребала волосы из шкуры. Обработая кожу пастой из вареных мозгов и печени, заземляемой и смешанной с салоном, шкура оставалась для лечения в течение двух -трех дней на солнце. После замачивания кожи в течение ночи она начала соскрести воду из кожи и растягивая кожу вручную. Шкура была растянута как по вертикали, так и по горизонтали, пока она не стала мягкой, белой и высокой. Если она не смогла закончить растяжение за один день, влажную шкуру должна была быть обернута, чтобы предотвратить его высыхание. [ 20 ] Завершая подготовку, Литтлмен затем укрепил шкуру и начал бисера. Следуя историческим протоколам для изготовления одежды, ее платья были привязаны, а не сшиты. Ее бисера была сделана с вощеными полосками оленьей кожи, так как нить не была местным материалом, и она использовала оба срезанные шарики с грандиозными сторонами, чтобы производить блеск и семенные шарики с тусклой отделкой. [ 21 ]
Ее выбор цветов и дизайнов имел решающее значение для бисера Littleman. Из -за их близости к индийскому агентству Анадарко, изделиям из бисера из нации Каддо , племен Шайенн и Арапахо , нация Команча , нация штата Делавэр , племя Форт -Силл Апаче , племя Апаче в Оклахоме (Kiowa Apache), а также Wichita и аффилированные племена все укоренившиеся геометрические формы в их дизайне и используют подобные методы. [ 22 ] Тем не менее, конструкции оставались идентифицируемыми с помощью племенного наследия и не гомогенизировали. Типичные конструкции Kiowa, используемые Littleman, включали листовые мотивы, [ 23 ] И она обращала особое внимание на размещение цвета, чтобы гарантировать, что ее дизайны были видны на расстоянии. [ 24 ] Она создала более 50 платьев озвучной кожи, [ 25 ] Украшенная бахромой, навязанной металлическими конусами, медальонами, установленными в горизонтальных рядах бусин, и мотивами листьев, которые заботятся о сбалансировании элементов в общей композиции. [ 26 ]
В течение своей жизни Литтлмен была удостоена чести как один из главных ведущих и портнихов, а другие художники часто заявляли о связях с ней. [ 18 ] [ 27 ] Журналист Сьюзетт Брюер сравнила свое мастерство с художественными мастерами Ван Гогом , Рембрандтом и Пикассо , заявив, что «Алиса Литтлман - на южных равнинах, что эти мастера для рисования». [ 23 ] Среди ее более 50 наград и наград, [ 14 ] Littleman выиграл лучший класс в 1979 году для ансамбля из бисера, включая платье, леггинсы и кошелек от O'odham Tash , ежегодного фестиваля Tohono O'odham, проводимого в Casa Grande, штат Аризона , и в 1989 году демонстрировано на демонстрации на The The Смитсоновский национальный музей естественной истории . [ 25 ] Для демонстрации Джоллин Арчамбо, директор Американской программы Музея естественной истории, поручил Литтлмену смять пари мужских кроссовок на высоком вершине с разрезанными бусинами. [ 28 ] В 1991 году Литтлмен и ее мать (посмертно) были двумя из известных артистов в мешочках, трубные мешки и кошельки Индийского музея Южных равнин [ 29 ] А в 1992 году она была назначена в качестве мастера художника Советом по искусству Оклахомы. [ 25 ]
В своей более поздней карьере Литтлмен часто демонстрировала свое мастерство в музеях и университетах и обучала своих внуков бисероплетению и шитью. [ 14 ] [ 25 ] [ 30 ] Она также преподавала язык киова , желая сохранить устное использование своего родного языка с помощью словарного запаса настолько трудным, что даже она не написала его. [ 31 ] Ее работа гастролировала по всей территории Соединенных Штатов и Европы, и Литтлман был предметом как британского, так и японского документального фильма. Ее работы являются частью постоянных коллекций индийского музея Южных равнин [ 29 ] И ее самой ценной честью было выбрать одно из ее оздоровительных платьев для коллекций Смитсоновского института [ 25 ] [ 32 ] в Национальном музее естественной истории . [ 17 ] В 1993 году Литтлман была признана за ее жизнь как почетный гост почетного гостя двойника -орлам -пау -вау в Миндене, Луизиана . [ 32 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Литтлмен скончался 26 мая 2000 года в Мемориальной больнице Грэди в Чикаше, штат Оклахома, и был похоронен на следующий день на кладбище Память Лейн в Анадарко. [ 3 ] Коллекция ее документов и фотографий расположена в коллекции Western History в библиотеках Университета Оклахомы . [ 33 ] В 2006 году еще одно из оленьей платьев Литтлмана, которое было сделано для Кери Джан Майерс ( Comanche ), было приобретено Смитсоновским институтом для их постоянных коллекций в Национальном музее американских индейцев . [ 34 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Кайова Перепись 1911 , с. 347.
- ^ Уотсон 1993 , с. 152, 154.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Anadarko Daily News 2000 .
- ^ Кайова перепись 1915 , с. 249
- ^ Кайова перепись 1919 , с. 204
- ^ Перепись США 1920 , с. 3A.
- ^ Уотсон 1993 , с. 154
- ^ Уотсон 1993 , с. 152
- ^ Jump up to: а беременный в Watson 1993 , p. 157
- ^ Jump up to: а беременный Schneider 1983 , p. 238.
- ^ Schneider 1983 , p. 237
- ^ Schneider 1983 , p. 242
- ^ Уотсон 1993 , с. 156
- ^ Jump up to: а беременный в Brewer 1990 , p. 28
- ^ Tone-Pah-Hote 2019 , p. 141.
- ^ Оукеман 1991 .
- ^ Jump up to: а беременный Гленн 1996 , с. 155
- ^ Jump up to: а беременный ADA Weekly News 1970 , p. 5
- ^ Конституция Лоутона 1971 , с. 6d.
- ^ Коффи, 1970 , с. 107
- ^ Gallup Independent 1974 , p. 3
- ^ Уотсон 1993 , с. 159–160.
- ^ Jump up to: а беременный Brewer 1990 , p. 27
- ^ Уотсон 1993 , с. 162.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Watson 1993 , p. 161.
- ^ Уотсон 1993 , с. 165–168.
- ^ Schneider 1983 , p. 241.
- ^ Смитсоновское учреждение 1989 .
- ^ Jump up to: а беременный Министерство внутренних дел США 1991 , с. 6
- ^ The Times 1993 , p. 11
- ^ Heyen 1993b , p. 13
- ^ Jump up to: а беременный Heyen 1993a , p. 8
- ^ Tone-Pah-Hote 2019 , p. 201.
- ^ Робинсон 2006 , с. 16
Библиография
[ редактировать ]- Брюер, Сюзетт (ноябрь -декабрь 1990 г.). «Алиса Литтлман: Матриарх американских изделий из бисера пропускает пламя» . Оклахома сегодня . Тол. 40, нет. 6. Оклахома -Сити, штат Оклахома: Департамент туризма и отдыха в штате Оклахома. С. 26–28 . ISSN 0030-1892 . Получено 27 августа 2019 года .
- Коффи, Айви (21 июня 1970 года). «Загар прячется в индийской традиции (ст. 1)» . Оклахоман . Оклахома -Сити, штат Оклахома. п. 106 Получено 27 августа 2019 г. - через Newspapers.com . и Коффи, Айви (21 июня 1970 года). «Загар прячется в индийской традиции (стр. 2)» . Оклахоман . Оклахома -Сити, штат Оклахома. п. 107 Получено 27 августа 2019 г. - через Newspapers.com .
- Гленн, Джеймс Р. (1996). Руководство по национальному антропологическому архивам, Смитсоновский институт . Вашингтон, округ Колумбия: Национальные антропологические архивы.
- Хейин, Кертис (20 ноября 1993b). «Американские индейцы собираются в Минден» . Время . Шривпорт, Луизиана. п. 13 Получено 27 августа 2019 г. - через Newspapers.com .
- Хейин, Кертис (1 июня 1993a). «Minden, чтобы принять Паувау осенью» . Время . Шривпорт, Луизиана. п. 8 Получено 27 августа 2019 г. - через Newspapers.com .
- Робинсон, Джуди Гиббс (22 августа 2006 г.). «Смитсоновец покупает женское платье Powwow» . Оклахоман . Оклахома -Сити, штат Оклахома. п. 16 Получено 27 августа 2019 г. - через Newspapers.com .
- Шнайдер, Мэри Джейн (август 1983 г.). «Производство индийского использования и сувенирного изделия из современных индийских женщин». Равнины антрополог . 28 (101). Линкольн, Небраска: Тейлор и Фрэнсис, Лтд. Для Антропологического общества равнинов: 235–245. doi : 10.1080/2052546.1983.11909125 . ISSN 2052-546x . JSTOR 25668378 .
- Tone-Pah-Hote, Дженни (2019). Создание коренной нации: выразительная культура Киова в прогрессивную эпоху . Чапел Хилл, Северная Каролина: Университет Северной Каролины Пресс . ISBN 978-1-469-64367-0 Полем - через Scribd (требуется подписка)
- Уотсон, Мэри Джо (1993). Индийские женщины Оклахомы и их искусство (докторская степень). Норман, Оклахома: Университет Оклахомы . Получено 26 августа 2019 года .
- «Художник, чтобы продемонстрировать изделия из бисера в La. Tech» . Время . Шривпорт, Луизиана. 16 ноября 1993 г. с. 11 Получено 27 августа 2019 г. - через Newspapers.com .
- «В Зале Славы Ковбой: индейцы Юго -Западной Оклахомы представлены в художественной выставке» . Конституция Лоутона . Лоутон, Оклахома. 1 июля 1971 г. с. 6d . Получено 27 августа 2019 г. - через Newspapers.com .
- «Перепись индейцев киовы» . Анадарко, Оклахома: Индийское агентство KIOWA . 30 июня 1911 года. С. 347. Microfilm Series #595, Roll #213, линии 429–431 . Получено 26 августа 2019 года .
- «Перепись индейцев киовы» . Анадарко, Оклахома: Индийское агентство KIOWA . 1915. с. 249. Серия микрофильмов № 595, рулон № 214, линии 485–487 . Получено 26 августа 2019 года .
- «Перепись индейцев киовы» . Анадарко, Оклахома: Индийское агентство KIOWA . 30 июня 1919 г. с. 204. Серия микрофильмов № 595, рулон № 215, строки 494–497 . Получено 26 августа 2019 года .
- «Индийское шоу бисера в музее Анадарко» . ADA Еженедельные новости . Ада, Оклахома. 8 октября 1970 года - через газету Archive.com .
- «Индийская галерея показывает принты» . Оклахоман . Оклахома -Сити, штат Оклахома. 20 сентября 1991 года. Архивировано с оригинала 26 августа 2019 года.
- «Индийская женщина Kiowa продолжает путешествие на церемониал с бакскинами, бусинами» . Gallup Independent . Гэллап, Нью -Мексико. 12 июня 1974 г. с. 3 Получено 27 августа 2019 г. - через Newspapers.com .
- "Некролог: Литтлмен, Алиса Джонс". Anadarko Daily News . Анадарко, Оклахома. 27 мая 2000 года.
- «Мешки, мешки и кошельки, мешки, мешки и кошельки» (PDF) . Министерство внутренних дел США . Вашингтон, округ Колумбия: Индийский совет по искусству и ремеслам. Февраль 1991. Архивировано из оригинала (PDF) 27 августа 2019 года . Получено 27 августа 2019 года .
- «Теннисные туфли» . Si.edu . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт . 1 июня 1989 года. Архивировано с оригинала 27 августа 2019 года . Получено 27 августа 2019 года .
- «Перепись США, Тауншип Уэст МакКинли, округ Каддо, Оклахома» . FamilySearch . Вашингтон, округ Колумбия: Национальное управление архива и записи. 20 июня 1920 г. с. 3A. Microfilm Series #T625, Roll #1453, линии 3–9 . Получено 26 августа 2019 года .
- 1910 Рождения
- 2000 смертей
- Текстильные художники из Оклахомы
- Kiowa Женщины -художники
- Художники Киова
- Люди из округа Каддо, штат Оклахома
- Женщины изделия из бисера
- Американские женщины-художники 20-го века
- Художники коренных американцев 20-го века
- Коренные американцы
- Американские бисера
- Художники -текстиль коренных американцев
- Женщины-текстильные художники 20-го века
- Американские текстильные художники 20-го века
- Женщины коренных американцев 20-го века