Орей (лидер Юта)

Орей ( / ˈjʊər eɪ Уте / , ок. 1833 — 20 августа 1880) был коренных американцев вождем племени Табегуач (Ункомпагре) племени , тогда находившегося в западном Колорадо . Благодаря своим лидерским способностям Орей был признан правительством Соединенных Штатов вождем ютов, и он отправился в Вашингтон, округ Колумбия, чтобы вести переговоры о благополучии ютов. Выросший в культурно разнообразном городе Таос , Орей научился говорить на многих языках, что помогло ему в переговорах, которые были осложнены манипулированием его горем по поводу пятилетнего сына, похищенного во время нападения сиу. Орей встретился с президентами Линкольном, Грантом и Хейсом и был назван «человеком мира», потому что он стремился заключить договоры с поселенцами и правительством.
После резни Микера (Война на Уайт-Ривер) 1879 года он отправился в 1880 году в Вашингтон, округ Колумбия. Он пытался заключить договор для Uncompahgre Ute , которые хотели остаться в Колорадо; но в следующем году Соединенные Штаты вытеснили Ункомпагре и Уайт-Ривер-Ют на западе в резервации на территории современной Юты .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]
Орей родился в 1833 году недалеко от Таос-Пуэбло в Нуэво-Мексико , ныне в штате Нью-Мексико . [ 1 ] [ 2 ] [ а ] [ б ] Его отец, Гера Мура, которого также звали Сальвадор, был апачем хикарилла, усыновленным юте, а матерью была Ункомпагре юте. [ 5 ] [ 6 ]
У его родителей был еще один сын по имени Квенч, но вскоре его мать умерла. Его отец женился повторно, и его мачеха оставила Орея и его брата, чтобы жить на ранчо с испаноязычной парой примерно в 1843 или 1845 году. Его отец вернулся в Колорадо и стал лидером группы Табегуаче- Уте, а мальчики остались в Таосе. Орей получил католическое образование. [ 6 ] [ 7 ] и был воспитан в католической вере. Живя в стране с разнообразным культурным разнообразием, он выучил языки юте и апачи , язык жестов, испанский и английский, которые впоследствии он нашел полезными при ведении переговоров с белыми и коренными американцами. [ 5 ] [ 7 ] Большую часть своей юности он провел, работая у мексиканских пастухов. Он также возил дрова и упаковывал мулов, направлявшихся по тропе Санта-Фе . [ 6 ]
В 1850 году Орей и его брат покинули Таос, чтобы присоединиться к своему отцу. [ 5 ] [ 7 ] который вскоре умер. [ 6 ] Орей был лучшим наездником, охотником и бойцом в отряде. [ 2 ] и он стал силовиком (например, начальником полиции), а затем заместителем начальника банды. [ 6 ] Он сражался как с кайова , так и сиу , живя среди табегуачей.
Руководитель и переговорщик
[ редактировать ]Главный
[ редактировать ]В 1860 году Орей стал руководителем оркестра в возрасте 27 лет. [ 1 ] В том же году он участвовал в «ознакомительной поездке», чтобы определить количество белых, поселившихся в долинах рек Ункомпагре и Ганнисон, и был встревожен количеством шахтеров и поселенцев на исконных землях ютов. [ 2 ] [ 6 ] Однако он понимал, что борьба с белыми не повернёт вспять волну иммигрантов. Вместо этого он считал, что решение состоит в том, чтобы принять участие в переговорах по заключению договора для защиты своих интересов. [ 2 ]
Переговоры по договору
[ редактировать ]Давным-давно у Утеса всегда было много. В прериях антилоп и буйволов столько, что Орай и не сосчитать. В горах повсюду олени и медведи. В ручьях форель, утка, бобер, всё... Белый человек пришёл, а теперь утесы проголодаются кучей... Белые люди кучей вырастут, красные не вырастут - скоро все вымрут.
-Урей, в годовом отчете комиссара по делам индейцев. [ 8 ]
Орей был известен как «друг белого человека», и его услуги были почти незаменимы для правительства в переговорах с его племенем, которое добросовестно соблюдало все заключенные им договоры. Он защищал их интересы, насколько это было возможно, и подавал им пример цивилизованной жизни. [ 3 ]
Хотя Орей стремился к примирению между разными народами, полагая, что война с белыми, вероятно, означает упадок племени ют, другие, более воинственные юты, считали его трусом из-за его склонности к переговорам. [ 1 ] Обеспокоенный договорами, которые заключил Орей, его зять «Hot Stuff» попытался убить его топором во время его почти ежедневного визита в индейское агентство Лос-Пиньос в 1874 году. [ 2 ] [ 8 ]
Конехосский договор 1863 г.
[ редактировать ]Территория Колорадо была основана 28 февраля 1861 года. [ 9 ] В 1862 году он убедил Утеса провести переговоры с правительством о заключении договора, обеспечивающего защиту наследственных земель Табегуаче. [ 6 ] Кит Карсон заметил в 1862 году, что старатели вели добычу полезных ископаемых и селились в районах, которые были традиционными охотничьими угодьями утесов, а дичи становилось все меньше. Карсон помог ему составить договор. [ 8 ] Орей входил в состав делегации и был переводчиком на встрече с новым губернатором территории Джоном Эвансом , после которой он отправился в Вашингтон, округ Колумбия, чтобы встретиться с президентом Авраамом Линкольном . [ 8 ]

Орей провел переговоры с правительством США по Конехосскому договору (1863 г.), по которому их земли сократились до 50% от прежних, потеряв все земли к востоку от континентального водораздела , включая целебные воды в Маниту-Спрингс и священную землю на Пайкс-Пик. . Это гарантировало, что они получат западную треть штата Колорадо. [ 6 ] [ 10 ] Утесы согласились, что позволят построить на этой земле дороги и военные форты. В качестве поощрения к занятиям сельским хозяйством им подарили овец, крупный рогатый скот, а также товары и продовольствие на 10 000 долларов в течение десяти лет. [ 8 ] Правительство, как правило, не предоставляло товары, продовольствие или домашний скот, упомянутые в договоре, а поскольку дичи было мало [ 8 ] Многие юте продолжали охотиться на исконных землях ютов, пока их не переселили в резервации в 1880 и 1881 годах. [ 6 ] [ с ]
Договор 1868 года
[ редактировать ]Примерно в 1866 году некоторые коренные американцы украли скот и иным образом расстроили новых поселенцев. [ 8 ] После восстания вождя Каниаце полковник Кит Карсон успешно заключил договор с Орей и другими лидерами ютов в 1867 году. [ 12 ] Тем временем правительство заинтересовалось получением еще части ютских земель. Поскольку правительство не выполнило свое соглашение о предоставлении продовольствия на зимние месяцы, Орей не хотел давать правительству больше земли. Однако многие коренные американцы находились «в тяжелом положении», и он согласился стать частью делегации. [ 8 ]
В 1868 году Орей, Никаагат , и Кит Карсон были в составе делегации, участвовавшей в переговорах по договору, результатом которого стало создание резервации для Юта. [ 10 ] [ 8 ] обслуживаемый индийскими агентствами в Уайт-Ривер и недалеко от Монтроуза, со школой, кузницей, лесопилкой и складом. По договору они потеряли немного земли, но Орей надеялся, что присутствие правительства будет означать, что их земли будут защищены. Договор подписали 47 вождей ютов. [ 8 ]
Договор Брюно 1873 г.
[ редактировать ]были обнаружены месторождения серебра В 1872 году в горах Сан-Хуан , и правительство снова захотело провести переговоры о предоставлении дополнительных земель. [ 8 ] Комиссар США по делам индейцев Феликс Брюно, питаясь своим горем из-за неизвестного статуса своего сына после нападения сиу на ютов, поручил 17-летнему сироте, которого вождь арапахо Припудрил Лицом, привез для встречи с Ореем и Чипетой в Вашингтоне. Вашингтон, десять лет спустя после похищения. Это была первая из многих попыток Брюно найти своего сына, и она была предпринята для того, чтобы Урей отказался от горнодобывающей собственности и сохранил открытыми переговоры по договору. Мальчик явно не был сыном Урея, он ничего не знал из ютского языка, не хотел идти с Уреем, а подробности его поимки не соответствовали опыту сына Урея. Историки племени заявили, что эта встреча расстроила Орея, но автор Ричард Э. Вуд утверждает, что вождь был впечатлен усилиями, предпринятыми правительством. В 1873 году с помощью Орея Соглашение Брюно было ратифицировано, и Соединенные Штаты приобрели богатую полезными ископаемыми собственность, которую они искали. Взамен коренные американцы должны были со временем получать провизию. Орей получил землю и дом в долине Ункомпагре недалеко от Индийского агентства. Правительство, однако, снова не хотело предоставлять продовольствие. [ 1 ] [ 8 ] Его переговоры включали встречу с президентом Улиссом С. Грантом . [ 8 ] [ 13 ]
Резня Микера
[ редактировать ]
Напряженность в этом районе возросла после резни Микера (1879 г.) в Индийском округе Уайт-Ривер. Не понимая любви ютов к лошадям, Натан Микер вспахал их ипподром и попытался заставить кочевых охотников и собирателей заниматься сельским хозяйством, а Микер обратился за военной помощью. В поисках мира племя ютов во главе с вождём Дугласом попросило Микера о мире, но завязалась драка. Это очень затруднило дальнейшие переговоры о мире между коренными американцами и белыми. Местные поселенцы потребовали переселения утесов. [ 5 ] [ 2 ] [ 14 ] Когда Урей узнал о резне, он как глава утесов попросил воинов разойтись и отдать ему заложников. Заложники, в том числе Жозефина Микер , были доставлены в дом Орея в индейском агентстве Лос-Пиньос, и о них заботилась Чипета. [ 2 ]
Окончательный договор
[ редактировать ]
Правительство США назначило комиссию для определения резервации для ютов и Орей, а Чипета в 1880 году отправился в Вашингтон, округ Колумбия, для заключения окончательного договора для ютов. [ 2 ] Членами комиссии были Альфред Б. Мичем , бывший суперинтендант США по делам индейцев штата Орегон; Отто Мирс , руководитель железной дороги, и Джордж Манипенни , бывший комиссар по делам индейцев . [ нужна ссылка ] Когда президент Резерфорд Б. Хейс встретил Орея в Вашингтоне, округ Колумбия, он сказал, что Ют был «самым интеллектуальным человеком, с которым я когда-либо разговаривал». [ 2 ]
Вернувшись в Колорадо и умирая от болезни Брайта , Орей отправился в офис Индийского агентства Игнасио, чтобы подписать договор с южными ютами. [ 2 ]
Позже юты были помещены в резервации в штатах Юта, Юинта и индейская резервация Орей . [ 5 ] а также две резервации в Колорадо: гора Юта племени ют и южная индейская резервация ют . [ 15 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]
Первая жена Орея, Блэк Маре, умерла после рождения их единственного ребенка, мальчика по имени Квиашегут, также известного как Палоне, назвал Пароном которого отец (яблоко) из-за его круглого лица с ямочками. В 1859 году Орей женился на шестнадцатилетней Чипете ( что означает «Белая певчая птица»), которая заботилась о сыне Орея после смерти Черной Кобылы в начале того же года. [ 1 ] [ 2 ]
Когда Кеашегуту было пять лет, Орей взял его с собой на охоту на буйволов с группой из 31 человека в 1860 или 1863 году. Их охотничий лагерь недалеко от форта Луптон подвергся нападению 300 воинов сиу , и Кеашегут покинул вигвам, где искал убежища. с Чипетой следовать за воинами юте. После боя им не удалось его найти. [ 1 ] [ 2 ] [ 8 ] Его схватили и продали банде арапахо . [ 8 ] Орей больше никогда не видел своего сына и пребывал в глубоком горе. Всю оставшуюся жизнь он пытался найти сына и боялся, что «его воспитали сражаться против своих собственных». [ 1 ] [ 2 ] Во время посещения Кита Карсона в Форт-Гарленде в 1866 году Орей и Чипета познакомились и усыновили двух девочек и двух мальчиков. [ 8 ]
Сестра Орея, Шоушин (также Цашин и Сьюзен), находилась в каньоне Биг-Томпсон в 1861 или 1863 году, когда она была похищена арапахо . Солдаты из Форт-Коллинза нашли ее два года спустя, в 1863 или 1865 году, но она испугалась их и сбежала. Позже она была найдена Утесом и возвращена племени Орея. [ 1 ] [ 8 ]
У него было несколько домов в Колорадо, один из них возле города Орей. [ 5 ] В течение двадцати лет Орей жил с Чипетой на ферме на реке Ункомпагре недалеко от Монтроуза. Ферма площадью 300 акров имела пастбища и 50 акров орошаемых сельскохозяйственных угодий. Кирпичный дом с шестью комнатами был хорошо обставлен, включая пианино и изысканный фарфор. [ 2 ] Индийский музей Юте расположен в их первоначальной усадьбе площадью 8,65 акра в Монтроузе. [ 16 ] Чипета был членом методистской церкви; Орей был членом епископальной церкви. [ 2 ] Орей никогда не стриг свои длинные волосы, как у Юта, хотя часто одевался в европейско-американском стиле. [ 5 ]

Орей умер 24 августа 1880 года недалеко от индейского агентства Лос-Пиньос в Колорадо. Его люди тайно похоронили его недалеко от Игнасио, штат Колорадо . [ 1 ] [ д ] Сорок пять лет спустя, в 1925 году, его кости были перезахоронены на торжественной церемонии под руководством Бакскина Чарли и Джона Маккука на кладбище Игнасио. [ 1 ] [ 18 ]
В статье 1928 года в Denver Post частично говорится: «Он видел тень гибели на своем народе», а в статье 2012 года написано: «Он стремился к миру между племенами и белыми и справедливому встряске для своего народа, хотя Урею пришлось печальная задача ликвидации некогда могущественной силы, которая управляла почти 23 миллионами акров Скалистых гор». [ 1 ]
Наследие и почести
[ редактировать ]В некрологе Орея в The Denver Tribune говорилось:
Со смертью Орея уходит из жизни один из исторических персонажей. На протяжении многих лет он фигурировал как величайший индеец своего времени и за свою жизнь играл весьма заметную роль. Орей во многих отношениях... замечательный индеец... с чистыми инстинктами и острым восприятием. Друг белого человека и защитник индейцев.
Места, названные в честь Орея
[ редактировать ]- Начальник лагеря Орей , расположенный в Грэнби, штат Колорадо.
- Гора Орей в горном хребте Саватч и пик Орей в округе Чаффи в Колорадо были названы в его честь.
- округ Орей и его административный центр, город Орей в Колорадо, а также поселение Орей, штат Юта . В его честь названы
- SS Chief Ouray , либеральный корабль времен Второй мировой войны, теперь называемый USS Deimos.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Год его рождения также указан как 1820. [ 3 ]
- ↑ Согласно устному преданию, он родился ясной ночью 13 ноября 1833 года, во время метеоритного дождя Леониды , что было воспринято как предзнаменование. [ 4 ] На языке Юте Орай означает «стрела», полученная из метеоритного дождя, произошедшего во время его рождения. [ 1 ]
- ^ Историческое общество Пайкс-Пик создало благотворительный фонд в 2001 году, чтобы Утес мог вернуться в священные места на Пайкс-Пик, включая древние покрытые шрамами деревья, которые использовались для различных церемониальных целей, молитв, захоронений, а также лечебных или лечебных деревьев. Некоторым «живым артефактам» Утеса около 800 лет. [ 11 ]
- ↑ Также было указано, что датой его смерти было 20 августа 1880 года. [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Джои Банч (13 августа 2012 г.). «Разбитое сердце вождя Орея помогло сформировать Запад» . Денвер Пост: Архив .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Жанна Варнелл (1999). Влиятельные женщины: Зал славы женщин Колорадо . Издательство Большая Земля. стр. 32–37. ISBN 978-1-55566-214-1 .
- ^ Jump up to: а б Уилсон, Дж. Г .; Фиск, Дж. , ред. (1900). " Циклопедия американской биографии Эпплтона . Нью-Йорк: Д. Эпплтон.
- ^ Джон Фэйхи (15 сентября 2012 г.). Колорадский горный спутник: попурри из полезных сборников из самых высоких частей самого высокогорного штата . Книги по графике. п. ПТ292. ISBN 978-0-87108-967-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кэтрин Р. Берк. «Вождь Орей» . Серебряная сцена Сан-Хуана. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Селинда Рейнольдс Кэлин (1999). Бэккантри Пайкс-Пик: Историческая сага о западном склоне пика . Кэкстон Пресс. стр. 41, 43–44. ISBN 978-0-87004-391-8 .
- ^ Jump up to: а б с Филлис Дж. Перри (2015). Колорадо Авангардс: исторические первопроходцы и их местное наследие . Издательство Аркадия. п. 137. ИСБН 978-1-4671-1937-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Филлис Дж. Перри (16 ноября 2015 г.). «Вождь Орей и Чипета» . Колорадо Авангардс: исторические первопроходцы и их местное наследие . Издательство Аркадия. ISBN 978-1-62585-693-7 .
- ^ Хирам Питт Беннет (1863). Территория Колорадо: Речь достопочтенного. Г. П. Беннетт в Палате представителей, 28 февраля 1863 года . п. 1.
- ^ Jump up to: а б Брюс Э. Йохансен; Барри М. Притцкер (23 июля 2007 г.). Энциклопедия истории американских индейцев [4 тома] . АВС-КЛИО. п. 811. ИСБН 978-1-85109-818-7 .
- ^ «Индейцы Юте» . Историческое общество Пайкс-Пик . 17 мая 2014 года . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ «История форта Гарленд: 1858-1883» . Ассоциация музеев долины Сан-Луис . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ Барбара А. Грей-Канатийош (1 сентября 2010 г.). Уте . Издательство АБДО. п. 26. ISBN 978-1-61784-899-5 .
- ^ «Индийское агентство Уайт-Ривер» . Энциклопедия Колорадо. 29 апреля 2016 года . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ Грейф, Нэнси С.; Джонсон, Эрин Дж. (2000). Путеводитель добрососедства по Колорадо: необходимая информация и полезные советы для того, чтобы жить и наслаждаться сегодняшним Колорадо . Издательство Большая Земля. п. 185. ИСБН 978-1-55566-262-2 .
- ^ «Индийский музей Юте» . Управление бизнеса и туризма города Монтроуз . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ Максин Бенсон; Дуэйн А. Смит; Карл Уббелоде (4 декабря 2015 г.). История Колорадо, 10-е издание . Книги по графике. п. 192. ИСБН 978-0-87108-323-4 .
- ^ Розмари Феттер (1 декабря 2004 г.). Легендарные любовники Колорадо: исторические скандалы, сердцееды и захватывающие романы . Издательство «Фулькрам». п. ПТ28. ISBN 978-1-938486-24-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бюлер, Красочные персонажи Глэдис Р. Колорадо Издательство Pruett Publishing Company: Боулдер, Колорадо, 1981.
- Грант, Брюс. Краткая энциклопедия американских индейцев , 3-е изд., Wings Books: Нью-Йорк, 2000.
- Дженсон, Х. Берт. Чипета: слава и душевная боль» , The Outlaw Trail Journal , nd, Солт-Лейк-Сити, Юта, на сайте Университета штата Юта, веб-сайт Образовательного центра бассейна Юнинта
- Шурц, Карл (23 сентября 1897 г.). «Некоторые опыты общения с индейцами» . Спутник молодежи . Проверено 14 июня 2018 г. - из Wikisource. См. «Опасность кровавых столкновений», «Вождь Орей, государственный деятель» и «Подарок Великому Отцу».
- Смит, П. Дэвид. Орей, руководитель издательства Utes Wayfinder Press: Орей, Колорадо, 1990 г.
- Висс, Тельма Хэтч. Танцор-медведь. История юной девушки. Книги Маргарет К. МакЭлдерри: Нью-Йорк, 2010.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Орей в Find a Grave
- «Чиф Орей» , Южный Ют
- «Вождь Орей» , «История впереди », веб-сайт штата Юта
- «Сын Урея... или нет?» , American-Tribes.com
- «Старые фотографии — Юте» , American-Tribes.com