Религиозные взгляды на курение
Часть серии о |
Табак |
---|
Религиозные взгляды на курение сильно различаются. Коренные народы Америки традиционно использовали табак в религиозных целях, в то время как авраамические и другие религии стали применять эту практику только в последнее время из-за европейской колонизации Америки в 16 веке.
Авраамические религии
[ редактировать ]За исключением нескольких христианских конфессий , авраамические религии возникли до того, как курение табака было занесено в Старый Свет из Нового Света. Следовательно, эти религии не затрагивают эту проблему в своих основополагающих учениях; однако современные практикующие предложили интерпретации своей веры в отношении курения.
христианство
[ редактировать ]считали курение неуместным В 19 веке некоторые христиане . [1] Осенью 1874 года Джордж Фредерик Пентекост попал в так называемый скандал Daily Telegraph : спор о курении, из-за которого его коллега Чарльз Сперджен , известный как «принц проповедников», был использован табачной промышленностью . [2] Табак был включен, наряду с пьянством, азартными играми, картами, танцами и походами в театр, в книгу Дж. М. Джуди « Сомнительные развлечения и достойные заменители» , в которой представлены диалоги против курения, которая была опубликована в 1904 году в «Книге западных методистов» . Однако Иоганн Себастьян Бах, как известно, любил курить трубку и писал стихи о том, как это улучшило его отношения с Богом. [3]
Костел
[ редактировать ]Римско -католическая церковь не осуждает курение как таковое, но считает чрезмерное курение греховным, как описано в Катехизисе (CCC 2290):
Добродетель воздержания располагает нас избегать всякого рода излишеств: злоупотребления пищей, алкоголем, табаком или лекарствами.
Православие
[ редактировать ]не существует Хотя официального канонического запрета на употребление табака , наиболее традиционные Восточные Православные Церкви запрещают своему духовенству или монахам курить , а мирянам настоятельно рекомендуется отказаться от этой привычки, если они подвержены ей. Курящий считается оскверняющим «Храм Святого Духа» (т. е. тело), освященное принятием Святых Тайн (Таинств). В православных культурах для описания курения возникли различные уничижительные термины, такие как « ладан сатаны». Отец Александр Лебедев так охарактеризовал православный подход:
Вы спрашиваете: «Существуют ли каноны, посвященные проблемам... табака?» Я хотел бы спросить вас, где находятся каноны, запрещающие употребление марихуаны, нюхание кокаина или скачивание порнографии из Интернета? Очевидно, что их нет. Означает ли это, что вашего врожденного православного здравого смысла не должно быть достаточно, чтобы помочь вам распознать, что здорово, а что нет? Каноны не следует рассматривать как сборник ответов на все возможные вопросы. Бог дал нам разум и совесть, и мы должны использовать их, чтобы определить, что правильно, а что нет, независимо от того, затронут ли конкретный вопрос «да» в канонах или нет.
Курение табака — отвратительная, грязная, вызывающая привыкание привычка, превращающая рот курильщика в пепельницу. Он не только отравляет организм курильщика, но и загрязняет воздух, которым дышат окружающие его люди. Это абсолютно несовместимо с достоинством православного священства, диаконства или монашеского государства, независимо от того, говорится ли об этом конкретно в Канонах или нет. [4]
Другие церкви
[ редактировать ]Представление о теле как о «храме Святого Духа» также распространено в протестантских кругах и приводится в качестве основы против не только употребления табака, но и рекреационных наркотиков, расстройств пищевого поведения, сексуальной безнравственности и других пороков, которые могут быть вредными. к телу. Библейская ссылка — 1 Коринфянам 6:7-20.
Методистские церкви рекомендуют воздерживаться от употребления табака, что отражает их поддержку движения за воздержание . [5]
Свидетели Иеговы не разрешают своим активным членам курить с 1973 года. [6] [7]
Церковь адвентистов седьмого дня также рекомендует своим членам воздерживаться от употребления табака. [8] Он призвал правительства принять политику, которая включает «единообразный запрет на всю рекламу табачных изделий, более строгие законы, запрещающие курение в нежилых общественных местах, более агрессивное и систематическое просвещение населения и существенно более высокие налоги на сигареты». [9] Исследование здоровья адвентистов в Северной Америке, проведенное в 2001–2007 годах, показало, что 98,9% адвентистов не курили. [10]
В Церкви Иисуса Христа Святых последних дней употребление табака противоречит Слову Мудрости , церковному кодексу здоровья, соблюдение которого необходимо для крещения церкви и полного участия во всех церковных мероприятиях, таких как вход в храмы , служение. на миссионерской работе полного дня и посещении церковных школ . Однако нарушение Слова Мудрости обычно не является основанием для выхода из членства или принятия других дисциплинарных мер . [11] [12] [13] Цитата из Слова Мудрости относительно табака намекает на его историческое использование в медицине и гласит:
Табак не для тела, не для желудка и не полезен для человека, но является травой от синяков и всего больного скота, которую следует использовать разумно и умело.
ислам
[ редактировать ]Султан Ахмад аль-Мансур был одним из первых авторитетов, принявших меры против курения в 1602 году, ближе к концу своего правления. Правитель династии Саади использовал религиозный инструмент фетвы (исламские юридические положения), чтобы препятствовать употреблению табака. [14] [15] Пару лет спустя его союзник, христианский правитель Яков I, опубликует свой трактат » «Противодействие табаку .
Священная книга ислама Коран : конкретно не запрещает и не осуждает курение, но дает рекомендации по поведению
- «Не подвергайте себя опасности своими руками…» ( эль-Бакара : Коран 2 :195)
а в последние годы табачные фетвы были изданы из-за проблем со здоровьем. Видный ученый Юсуф аль-Карадави утверждает, что курение больше не является предметом споров среди исламских ученых из-за знания рисков для здоровья.
Сообщаемые юридические разногласия среди мусульманских ученых по поводу решения относительно курения с момента его появления и распространения обычно основаны не на различиях между юридическими доказательствами, а на различии в проверке причины, на которой основано решение. Все они согласны с тем, что все, что, как доказано, вредно для тела и разума, запрещено, однако они расходятся во мнениях относительно того, применимо ли это правило к курению. Некоторые из них утверждали, что курение имеет некоторые преимущества, другие уверяли, что у него мало недостатков по сравнению с его преимуществами, тогда как третьи утверждали, что оно не имеет ни пользы, ни плохих последствий. Это значит, что если бы ученые были уверены во вреде курения, то они, несомненно, сочли бы его запрещенным....
Второе: наша склонность считать курение запрещенным не означает, что оно так же тяжко, как такие тяжкие грехи, как прелюбодеяние, употребление алкоголя или воровство. На самом деле, запрещенные вещи в Исламе относительны; некоторые из них представляют собой незначительные запреты, тогда как другие являются серьезными, и каждый имеет свое собственное правило. Крупные грехи, например, не имеют иного искупления, кроме искреннего покаяния. Однако мелкие грехи могут быть искуплены пятью молитвами, пятничной молитвой , постом Рамадана , молитвой ночного бдения в Рамадан и другими актами поклонения. Их также можно искупить, избегая больших грехов. [16]
Все современные постановления склонны осуждать курение как потенциально вредное или полностью запрещать ( харам ) курение как причину серьезного вреда для здоровья. Арабские мусульмане склонны запрещать курение (несмотря на то, что Саудовская Аравия занимает 23-е место в мире по проценту курящего населения). [17] а в Южной Азии курение обычно считается законным, но не поощряется: [18]
Во многих частях арабоязычного мира правовой статус курения за последние годы еще больше изменился, и многочисленные религиозные указы или фетвы, в том числе от известных авторитетов, таких как Университет Аль-Азхар в Египте, теперь объявляют курение запрещенным. Причины, приведенные в поддержку реклассификации курения как запрещенного, включают общий запрет исламского права на все действия, которые приводят к вреду. Например, в Коране сказано: «Растрачивайте из своего имущества на дело Аллаха и не делайте своими руками вклад в собственное разрушение» ( Коран 2 :195)». Кроме того, юристы полагаются на призывы Корана не тратить деньги зря. Более глубокое понимание рисков, связанных с пассивным курением , также побудило недавних юристов ссылаться на обязательство избегать умышленного раздражения, страдания или вреда другим людям. [18]
На практике, по крайней мере, одно недавнее исследование (Абботтабад, Пакистан ) показало, что соблюдающие мусульмане склонны избегать курения. [19] Исследование молодых американцев арабского происхождения-мусульман показало, что влияние ислама коррелирует с некоторым уменьшением курения. [20] против курения И наоборот, египетское исследование показало, что знание фетвы не привело к снижению курения. [21] В целом распространенность курения в исламских странах растет.
Реакция табачной индустрии
[ редактировать ]С 1970-х по конец 1990-х годов табачные компании, включая British American Tobacco и Phillip Morris, участвовали в кампаниях по подрыву фетв против курения в странах с мусульманским большинством, клеймя мусульман, выступавших против курения, как « фундаменталистов», желающих вернуться к законам шариата ». и быть «угрозой существующему правительству». [22] [15] Табачная промышленность также была обеспокоена тем, что Всемирная организация здравоохранения поощряет антитабачную позицию мусульманских ученых . [22] В отчете табачной фирмы Philip Morris за 1985 год ВОЗ прямо обвинила ВОЗ: «Это идеологическое развитие стало угрозой для нашего бизнеса из-за вмешательства ВОЗ... ВОЗ не только объединила усилия с мусульманскими фундаменталистами, которые считают курение злом, но пошел еще дальше, побудив религиозных лидеров, ранее не являвшихся активными противниками курения, заняться этим делом». [22]
иудаизм
[ редактировать ]На заре хасидского движения Баал Шем Тов учил, что курение табака можно использовать в качестве религиозного обряда и даже способствовать наступлению мессианской эры. Раввин Леви Ицчак из Бердичева сказал, что «еврей курит в будние дни и нюхает табак в субботу». Раввин Довид из Лелова учил, что курить в субботу вечером после субботы - это хорошая религиозная практика, и этой практике следуют Ребе Лелова и Скулена , однако нынешний Ребе Скулена отговаривает людей следовать его примеру, в свете современные взгляды против курения, а сам он делает лишь несколько коротких затяжек после Авдалы . Многие евреи-хасиды курят, и многие из тех, кто не курит регулярно, будут курить в праздник Пурим , даже если они не делают этого в любое другое время года, а некоторые считают это духовной практикой, похожей на курение алтарь в древнем храме. Однако в последние годы многие раввины-хасиды, как и раввины других движений, выступили против курения.
Раввин Исраэль Меир Каган был одним из первых еврейских авторитетов, выступивших против курения. Он считал это риском для здоровья и пустой тратой времени и не проявлял терпения к тем, кто заявлял о зависимости, заявляя, что им вообще не следовало начинать курить. [23]
Сдвиг в сторону заботы о здоровье можно наблюдать в различных раввинистических интерпретациях еврейского закона ( галахи ). Например, в то время, когда связь между курением и здоровьем все еще подвергалась сомнению, раввин Моше Файнштейн в 1963 году опубликовал влиятельное мнение, в котором говорилось, что курение разрешено, хотя и нежелательно. [24] Позже он заявил, что некурящему запрещено приобретать привычку курить. [25]
В последнее время раввинские респонсы склонны утверждать, что курение запрещено как угроза для себя согласно еврейскому закону и что курение в закрытых помещениях должно быть ограничено как один из видов ущерба другим. Правило самоопасности частично основано на библейском стихе, который читается как предписание следить за своим здоровьем - «ונשמרתם מאד, לנפשתיכם» [Ви'ниш'мартем Ме'од Ли'наф'шо'тей'чем] Втор. 04:15 «И вы должны очень хорошо следить за собой…» Точно так же раввинские правила против причинения вреда другим восходят к библейским и талмудическим законам.
Знаменитые раввины-ашкенази- харедим призвали людей не курить и назвали курение «злой привычкой». В число этих раввинов входят раввин Йосеф Шолом Элиашив , раввин Аарон Лейб Штейнман , раввин Моше Шмуэль Шапиро , раввин Мишель Иегуда Лефковиц , раввин Ниссим Карелиц и раввин Шмуэль Ауэрбах . Раввин Шмуэль ха-Леви Воснер запретил людям начинать курить и сказал, что те, кто курит, должны бросить это делать. Все эти раввины также говорили, что запрещено курить в общественных местах, где это может беспокоить других. [26]
Среди видных раввинов-сефардов-харедим раввин Бен Цион Абба Шауль и раввин Моше Цдака призвали молодежь не начинать курить. [27]
Среди других крупных раввинов-ашкенази, которые открыто запретили курение, — раввин Элиэзер Вальденберг , раввин Моше Штерн и раввин Хаим Пинхас Шейнберг .
буддизм
[ редактировать ]В буддизме курение прямо не запрещено, и буддийские общины в целом терпимо относятся к этой практике. [28] Определенный взгляд буддистов на курение неоднозначен, а отношение к нему варьируется от положительного до отрицательного; которые различаются в зависимости от учреждения, преподавания и личных взглядов. [28] Вопрос курения не считается важной буддийской проблемой, в отличие от других тем, таких как потребление мяса. [29] В некоторых буддийских странах Юго-Восточной Азии курение распространено среди населения в целом и, в определенной степени, среди буддийских монахов. [30] [31] [32] Однако в некоторых буддийских общинах проводились активные кампании по борьбе с курением, призванные помочь буддистам бросить курить и создать храмы и религиозные объекты, свободные от курения. [33] [30] Обычно считается невежливым, когда посетители курят внутри пагод или других буддийских мест.
индуизм
[ редактировать ]Хотя употребление табака прямо не запрещено в индуизме, оно рассматривается как своего рода опьянение, и поэтому его не следует употреблять публично. Вайшнавам ИСККОН в , основанного А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 1966 году, запрещено употребление табака.
Религии коренных американцев
[ редактировать ]Совместное курение священной трубки — это религиозная церемония в ряде индейских культур, в то время как другие племена курят только в обществе, если они вообще курят. В некоторых случаях табак курят , в других — кинникиник или их комбинацию.
Табак, выращенный и собранный естественным путем, приготовленный способами, традиционными для нетронутых церемониальных общин коренных американцев и коренных народов , сильно отличается от табака, продаваемого на коммерческой основе. [34] [35] Коммерческий табак обычно содержит химические добавки и гораздо более высокий уровень никотина. [34] При церемониальном использовании сжигается гораздо меньшее количество натурального табака, чем при светском, рекреационном курении табака. Среди коренных народов существует движение, в том числе резолюция Национального конгресса американских индейцев , направленная на то, чтобы в церемониях использовался только табак, выращенный естественным путем. [34] и что курение в общественных местах и употребление табачных изделий в коммерческих целях следует избегать или полностью прекратить. [34] [36]
ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, что качество коммерческих табачных изделий было поставлено под угрозу из-за химических технологий табачной промышленности, а коммерческий табак содержит 7000 химических добавок (таких как крысиный яд, формальдегид, аммиак, ацетон, мышьяк и многие другие), которые вредны для здоровья; а коммерческий табак не уважает фундаментальные культурные традиции американских индейцев и коренных жителей Аляски; ...
...
ПОЭТОМУ ПОСТАНОВЛЯЕТСЯ, что Национальный конгресс американских индейцев настоящим одобряет политику защиты членов племенных сообществ от употребления табака и воздействия пассивного курения посредством комплексной племенной коммерческой политики в отношении воздуха, свободного от табака (включая все формы коммерческих табачных изделий) в рабочие места в закрытых помещениях и общественные места (включая племенные казино), обеспечивая доступ к высококачественным услугам по прекращению употребления табака, а также способствует созданию политики, лишающей людей стимула покупать и использовать коммерческие табачные изделия; [37] - Резолюция Национального конгресса американских индейцев № SPO-16-046.
сикхизм
[ редактировать ]Гуру Гобинд Сингх запретил своим сикхам курить табак. Он называл табак «джагат джут» ( панджаби : «нечистота мира»).
Легенда гласит, что когда Гуру Гобинд Сингх Джи ехал на своей синей лошади Ниле, она не выехала на табачное поле и встала перед ним на дыбы. [ нужна ссылка ]
Среди людей южноазиатского происхождения (в основном пенджабских сикхов), проживающих в Управлении здравоохранения Фрейзера регионального округа Метро Ванкувер , уровень курения составлял менее 5% в 2013–2014 годах. [38]
Вера Бахаи
[ редактировать ]В Вере Бахаи курение не запрещено, но не поощряется. [39]
Зороастризм
[ редактировать ]общинах к идее курения табака относятся свысока В современных зороастрийских из-за научных знаний о том, что он причиняет вред организму. Такая позиция в отношении курения не имеет прямого отношения к текстам Авесты и не изложена в религии, скорее религия учит не злоупотреблять огнем, поскольку он свят. Зороастризм учит делать то, что лучше для мира, основываясь на знаниях человека по этой теме, и косвенно знание о том, что курение вредно для организма, заставляет людей осуждать этот поступок.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томпсон, Кеннет, изд. (2013). «7. Распространение табачного комплекса» . Культура и прогресс . Ранняя социология культуры. Том. 8. Рутледж . п. 98. ИСБН 978-1-136-47940-3 .
В 1877 году Методистская епископальная конференция запретила своим служителям употребление табака… Некоторые другие церкви не одобряют или запрещают употребление табака своими членами. ... в откровении Пророку Джозефу Смиту в 1833 году было такое заявление: «... табак вреден для человека...».
- ^ «Любовь Сперджена к прекрасным сигарам» . Архив Сперджена . Проверено 7 октября 2016 г.
- ^ Иоганн Себастьян Бах (1725). Поучительные мысли курильщика табака .
- ^ Лебедев, отец Александр (1996), Барнс, Патрик (редактор), «Разговор о модернизме» , Даллес, Орегон: Православный христианский информационный центр , получено 15 февраля 2008 г.
- ^ Дисциплина методистской связи Аллегейни-Уэсли (Оригинальная конференция Аллегейни) . Салем : Связь с методистами Аллегейни Уэсли . 2014. С. 37, 44.
- ^ «История жизни: Иегова всегда награждает своих верных», «Сторожевая башня» , 1 сентября 2000 г., стр. 26. В сноске говорится: «Сторожевая башня от 1 июня 1973 г. объясняет, почему с этого момента человеку необходимо будет бросить курить». курил до того, как смог креститься и стать Свидетелем Иеговы».
- ^ «Зачем бросать курить?» . wol.jw.org . Проверено 18 мая 2020 г.
- ^ Христианское поведение , Церковь адвентистов седьмого дня , получено 28 декабря 2013 г.
- ^ Заявления – Курение и табак , Церковь адвентистов седьмого дня, 29 июня 1995 г. , получено 28 декабря 2013 г.
- ^ «Исследование здоровья адвентистов-2 | Исследование здоровья адвентистов» . adventisthealthstudy.org . Проверено 5 января 2021 г.
- ^ «Когда членский совет обычно не нужен» , Общее руководство (Церковь СПД, 2020), § 32.6.4.
- ^ «12. Как мне подготовить людей к крещению и конфирмации?» . www.churchofjesuschrist.org . Проверено 6 апреля 2022 г.
- ^ Бригам, Джанет. «Табак: отказ навсегда» . Церковь Иисуса Христа Святых последних дней . Проверено 21 августа 2019 г.
отказ от табака является обязательным условием для крещения и посещения храма.
- ^ Хаят, М.Х., изд. (2000). Исламское постановление о курении (PDF) (2-е изд.). Александрия, Египет: Региональное бюро Всемирной организации здравоохранения для Восточного Средиземноморья. ISBN 978-92-9021-277-5 .
- ^ Jump up to: а б «Как табачные компании пытаются подорвать запрет на курение в мусульманских странах» . Ежедневный обозреватель . 21 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 2 августа 2018 г. Проверено 5 февраля 2017 г.
- ^ «Постановление о курении все еще вызывает споры? -Исламонлайн.нет - спросите ученого» . Архивировано из оригинала 13 февраля 2008 года.
- ^ «Саудовская Аравия: не мешайте нам курить» . Американский бедуин . Архивировано из оригинала 11 октября 2009 г. Проверено 20 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Гури, Н; Атча, М; Шейх, А. (4 февраля 2006 г.). «Влияние ислама на курение среди мусульман» . BMJ (Клинические исследования под ред.) . 332 (7536): 291–4. дои : 10.1136/bmj.332.7536.291 . ПМК 1360407 . ПМИД 16455732 .
- ^ Хамид, А; Джалиль, Массачусетс; Норин, Р; Могол, я; Рауф, С (2002). «Роль Ислама в предотвращении курения» . Журнал Медицинского колледжа Аюб, Абботтабад . 14 (1): 23–5. ПМИД 12043328 .
- ^ Ислам, С.М.; Джонсон, Калифорния (ноябрь 2003 г.). «Корреляты курения среди мусульманских арабо-американских подростков». Этническая принадлежность и здоровье . 8 (4): 319–37. дои : 10.1080/13557850310001631722 . ПМИД 14660124 . S2CID 13545784 .
- ^ Радван, Дж.Н.; Израиль, Э; Эль-Сетухи, М; Абдель-Азиз, форвард; Михаил, Н; Мохамед, депутат Кнессета (декабрь 2003 г.). «Влияние религиозных постановлений (фетв) на курение» (PDF) . Журнал Египетского общества паразитологии . 33 (3 приложения): 1087–101. ПМИД 15119472 . Архивировано из оригинала 12 октября 2004 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Бозли, Сара (20 апреля 2015 г.). «Как табачные фирмы пытались подорвать запрет на курение в мусульманских странах» . Хранитель . Проверено 5 февраля 2017 г.
- ^ Исраэль Меир Каган (1965) [1925]. Зехор Л'Мириам, 23 года (на иврите). См. также Исраэль Меир Каган (1930). Ликутей Амарим, 13 лет (на иврите и идише).
- ^ Igrot Moshe Y.D. II:49
- ^ Игрот Моше CM II:76. См. также Хаим Яхтер. «Вопросы медицины, запрет на курение». Серое вещество III .
- ^ «Дейа веДибур - Информация и аналитика - НОВОСТИ» . Архивировано из оригинала 4 июля 2008 г. Проверено 18 августа 2008 г. ; «Дейа веДибур - Информация и аналитика - НОВОСТИ» . Архивировано из оригинала 4 июля 2008 г. Проверено 18 августа 2008 г. ; «Дейа веДибур - Информация и аналитика - НОВОСТИ» . Архивировано из оригинала 4 июля 2008 г. Проверено 18 августа 2008 г.
- ^ «Дейа веДибур – Информация и идеи – МНЕНИЕ И КОММЕНТАРИИ» . Архивировано из оригинала 7 сентября 2008 г. Проверено 18 августа 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Тзельнич, Алекс (06 сентября 2017 г.). «Медленный ожог» . Трехколесный велосипед: Буддийский обзор . Проверено 7 февраля 2021 г.
- ^ «Курящий монах» . Львиный рык . 13 июля 2009 года . Проверено 28 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Буддийским монахам трудно бросить курить» . abc.net.au. 31 мая 2005 г. Проверено 28 августа 2021 г.
- ^ Чавеепойнкамджорн В., Пичайнаронг Н. Курение сигарет среди тайских буддийских монахов в центральном и восточном Таиланде. Общественное здравоохранение Юго-Восточной Азии J Trop Med. Март 2005 г.;36(2):505-11. ПМИД 15916063.
- ^ Ванфаном С., Пхенгсаван А., Хансана В., Менорат С., Томсон Т. Распространенность курения, детерминанты, знания, отношения и привычки среди буддийских монахов в Лаосской НДР. Примечания к резолюциям BMC. 2009, 8 июня; 2:100. дои: 10.1186/1756-0500-2-100. ПМИД 19505329; PMCID: PMC2704224.
- ^ Соха, Чеанг (7 мая 2004 г.). «Буддийские монахи в центре внимания войны с курением» . Почта Пномпеня . Проверено 28 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Традиционный табак против коммерческого» . Keep It Sacred — Национальная родная сеть . Проверено 9 октября 2016 г.
- ^ «Большой табак и меньшинства: статистика коренных американцев» . Выходной день . Проверено 9 октября 2016 г.
- ^ Варгас, Ивонн (20 декабря 2006 г.). «Употребление табака разрушает мечты коренных общин» . indiancountrytodaymedianetwork.com . Сеть СМИ Indian Country Today . Проверено 9 октября 2016 г.
- ^ «Резолюция № SPO-16-046: Поддержка политики по сокращению коммерческого употребления табака, воздействия пассивного курения и заболеваний, связанных с табаком, среди американских индейцев и коренных жителей Аляски» (PDF) . ncai.org/ . Национальный конгресс американских индейцев . 30 июня 2016 года . Проверено 9 октября 2016 г.
- ^ «Отчет о состоянии здравоохранения в Южной Азии» (PDF) . businessinsurrey.com . Управление здравоохранения Фрейзера . Проверено 26 декабря 2021 г.
- ^ Смит, Питер (2008). Введение в веру Бахаи . Издательство Кембриджского университета. п. 168. ИСБН 978-0-521-86251-6 .