Кинникинник
Кинникинник — это смесь коренных американцев и коренных народов травяная курительная , приготовленная из традиционной комбинации листьев или коры. Рецепты смеси, как и ее применение, различаются: от социального до духовного и медицинского.
Этимология
[ редактировать ]Термин кинникиникник происходит от унами делавэрского /kələkːəˈnikːan/ , « смесь » ( ср. оджибве giniginige «смешивать что-то живое с чем-то неодушевленным »), [1] от праалгонкинского * kereken- , « смешивать (это) с чем-то другим вручную » . [2]
В более широком смысле, это название также применялось колониальными европейскими охотниками, торговцами и поселенцами к различным кустарникам, кора или листья которых используются в смеси. [3] чаще всего толокнянка ( Arctostaphylos spp. ) [4] и в меньшей степени - кизил красный ивовый безгаллюцинатный ( Cornus sericea ) и кизил шелковистый ( Cornus amomum ), и даже гроздь канадская ( Cornus canadensis ), сумах вечнозеленый ( Rhus virens ), сумах мелколистный ( Rhus microphylla ), сумах гладкий. ( Rhus glabra ) и олений сумах ( Rhus typhina ). [5]
Коренные имена
[ редактировать ]- Алгонкин : nasemà , « табак » ( mitàkozigan , « несмешанный табак » ; apàkozigan , « смешанный табак » ).
- Дакота и Лакота : чаньшаша
- Меномини : ахпасаван , « кинникиникник ».
- Одаава : семаа , « табак » ( mtaaḳzigan , « несмешанный табак » ; paaḳzigan , « смешанный табак » )
- Оджибве : asemaa , « табак » ( mitaakozigan , « несмешанный табак » ; apaakozigan , « смешанный табак » ).
- Шошоны : ась-ка-кви-нуп , « кинникиникник ». [6]
- Виннебаго : roxįšučkéra , « лаять, чтобы курить ». [7]
Приготовление и использование
[ редактировать ]Подготовка варьируется в зависимости от местности и страны . Бартлетт цитирует слова Трамбалла : «Я выкурил полдюжины разновидностей кинникиника на Северо-Западе — все настоящие; а также соскоблил и приготовил красной ивы , кору которая не намного хуже, чем лист саффилдского дуба ». [3] [8]
Восточные племена традиционно использовали Nicotiana Rustica для курения в общественных местах, в то время как западные племена обычно используют разновидность кинникиник для церемониального использования . [4] Катлер цитирует исследование Эдварда С. Руча об ирокезах , перечисляя ингредиенты, используемые другими индейскими племенами: листья или кора кизила красной ивы , аррорут , красный сумах , лавр , железное дерево , ваху , черника , индийский табак , кора вишни и коровяк . среди других ингредиентов. [4]
Исторические справки
[ редактировать ]Среди оджибве Денсмор сообщает следующее: «Чиппева в древние времена курили, как говорят, сушеные листья толокнянки ( Arctostaphylos uva-ursi (L.) Spreng.) и высушенный измельченный корень растения. идентифицирован как Aster novae-angliae L. Были копчены два сорта коры: один был известен как «красная ива» ( Cornus stolonifera Michx. ), а другой - как « ива пятнистая » ( Cornus Rugosa Lam.). Внутреннюю кору используют после поджаривания на огне и измельчения в порошок. Затем его хранят в тканевой или кожаной сумке и можно использовать отдельно или в сочетании с другими травами. [9]
Старший охотник наблюдал за необычными приготовлениями своего молчаливого сына и, подозревая, что он обнаружил признаки врага, встал и, сказав, что пойдет и срежет несколько веток красной ивы [Кинникинник], чтобы закурить, вышел из домика, чтобы пойти и посмотреть своими и более опытными глазами, каковы были признаки опасности.
- Уоррен, История народа оджибвеев. [10]
Табак, использовавшийся в древние времена, состоял из внутренней коры красного кизила — индейцы всех резерваций называли его «красной ивой». Информантка ногтем большого пальца сняла внешнюю кору с ветки и отметила, что оставшийся слой коры, если его тщательно сбрить, служил табаком, так называемым кинникиникком. Сегодня кинникиник представляет собой смесь мелко измельченной внутренней коры красного кизила и стружки табака. Смесь обрабатывают в ступке с пестиком, причём ступка и пестик деревянные. Эту смесь и сегодня используют для церемониального курения.
- Хильгер, Детская жизнь Чиппева [11]
Кинникинич , н. чанаша .
— Уильямсон. Англо-дакотский словарь [12]
Есть также некоторые ручьи, где индейцы запасаются кинник-кинником (внутренней корой красной ивы), который они используют вместо табака и который имеет ароматный и очень острый вкус. Его готовят для курения, соскребая тонкими вьющимися хлопьями с тонких саженцев и поджаривая на огне, после чего растирают между руками до формы, напоминающей листовой табак, и хранят в кожаных мешочках для употребления. Он оказывает сильное наркотическое действие на тех, кто не привык к его употреблению, и вызывает тяжесть, иногда близкую к одурманению, совершенно отличную от успокаивающего действия табака.
— Ракстон, Гео. Фредерик «Жизнь на Дальнем Западе» 1848 г.; цитируется в «Горных людях» под редакцией Раундса, Глен, 1966, стр.163. [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ « kiniginige » в Фредерика Бараги Словаре оджибвейского языка . Издательство Исторического общества Миннесоты (Сент-Пол, Миннесота: 1992). ISBN 0-87351-281-2 . Часть II, стр. 189.
- ^ Флекснер, Стюарт Берг и Леонора Крэри Хаук, ред.. Словарь английского языка Random House , 2-е изд. (без сокращений). Рэндом Хаус (Нью-Йорк: 1987). Страница 1058.
- ^ Jump up to: а б «Кинникиник» в Фредерика Уэбба Ходжа (редактор) Справочнике американских индейцев к северу от Мексики . Бюро американской этнологии (Вашингтон: 1911). Часть 1, стр. 692.
- ^ Jump up to: а б с Чарльз Л. Катлер. Следы, которые говорят: наследие индейских слов в культуре Северной Америки . Хоутон Миффлин Харкорт (Бостон: 2002 г.). Страницы 174–176. ISBN 0-618-06510-5
- ^ Курение и трубки. Архивировано 28 сентября 2011 г. в Wayback Machine , Cowasuck Band из народа Пеннакук-Абенаки.
- ^ Чемберлен, Ральф Вари (1911). «Этноботаника индейцев госиуте штата Юта» (PDF) . Мемуары Американской антропологической ассоциации, том II, часть 5 . Проверено 12 ноября 2007 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Энциклопедия Гочонка» . Ричард Л. Дитерле. 2005 . Проверено 26 августа 2015 г.
- ^ " "Кинникинник" в книге Джона Рассела Бартлетта. Словарь американизмов , 4-е издание. Little, Brown and Company (Нью-Йорк: 1877). Страница 335.
- ^ Фрэнсис Денсмор. Таможня Чиппева . Бюро американской этнологии (Вашингтон: 1929 г.) Перепечатка: Издательство Исторического общества Миннесоты (Сент-Пол: 1979 г.). Страницы 144-145.
- ^ Уоррен, Уильям В. История народа оджибвеев . Пресса Исторического общества Миннесоты (Сент-Пол, Миннесота: 1885; переиздание 1984 г.). Страница 150 и страница 411.
- ^ Инес Хильгер. Детская жизнь Чиппева и ее культурная основа . Издательство Исторического общества Миннесоты (Сент-Пол, Миннесота: 1951, редакция 1992 г.). Страница 63.
- ^ Джон Поадж Уильямсон . Англо-дакотский словарь . Пресса Исторического общества Миннесоты (Сент-Пол, Миннесота: 1902; переиздание 1992 г.). Страница 95.
- ^ Ракстон, Гео. Фредерик «Жизнь на Дальнем Западе» 1848 г.; цитируется в «Горных людях» под редакцией Раундса, Глен, 1966, стр.163.
Библиография
[ редактировать ]- Моерман, Дэниел Э. (1998) Этноботаника коренных американцев . Лесной пресс. ISBN 0-88192-453-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Брошюра о традиционном табаке , выпущенная Сетью по профилактике и просвещению городских жителей американских индейцев против табакокурения