Табак и искусство
Часть серии о |
Табак |
---|
![]() |
Изображения курения табака в искусстве восходят, по крайней мере, к доколумбовой цивилизации майя , где курение имело религиозное значение . Этот мотив часто возникал в живописи Золотого века Голландии 17-го века , в которой людей низшего социального класса часто изображали курящими трубки . В европейском искусстве 18 и 19 веков социальное положение людей – в основном мужчин – показанных как курящие, имело тенденцию меняться, но стигма, приписываемая женщинам, перенявшим эту привычку, была отражена в некоторых произведениях искусства. Искусство 20-го века часто использовало сигару как символ статуса и пародировало изображения из табачной рекламы , особенно женщин. Развитие проблем со здоровьем, связанных с курением табака, также повлияло на его художественное представление.
Maya art
[ редактировать ]
Майя были, пожалуй, первыми людьми, которые изобразили курение табака в искусстве. Майя много курили и верили, что их боги тоже. [1] В религиозных ритуалах часто использовался табак : подношения приносились определенным богам, а табачный дым отгонял злых божеств. [1] Многие племена считали табак сверхъестественным, магическим веществом (возможно, из-за его сильного физиологического, а иногда и галлюциногенного воздействия). [1] Учитывая значение табака, неудивительно, что майя создавали художественные изображения курения. [1] Произведения искусства в основном изображают религиозные ритуалы и мифы с участием богов или лордов , поскольку обычные люди и действия считались слишком незначительными и недостойными для трудоемких произведений искусства. [2]
Многочисленные изображения курения можно найти начиная с классической эпохи (3-8 вв.). Хотя нельзя сказать наверняка, какое вещество курят божества и люди, после изучения археологических материалов ученые обычно приходят к выводу, что куримое вещество — это табак. [2] Изображения иногда сбивают с толку, поскольку майя изображали дым и сигары по-разному. [2] Дым можно проиллюстрировать черными точками, черными и красными точками (с красными искрами), сходящимися завитками или сходящимися витками. [2] [3] Сходящиеся свитки также иногда обозначают листву , речь, огонь, запахи и другие вещи. [2] Сигары обычно имеют форму воронки (или факела) и сильно различаются по размеру. [2] Сигареты (в данном случае маленькие, тонкие сигары) напоминают современные сигареты (узкие, длинные прямоугольники) или вытянутые овалы. [2]
Кодексы
[ редактировать ]Майя создавали кодексы, описывающие их историю и культуру, а также создавали страницы из копо – растительных волокон на коре или оленьей шкуре с известью. [3] Хотя миссионеры уничтожили множество кодексов, один из сохранившихся кодексов (Мадридский кодекс) содержит изображения курения. [3] Боги курят сигары на страницах 79б, 86б, 87 и 88. [3] также Мадридский кодекс содержит глифы, которые, как считается, означают «курение». [4]
Каменные памятники и фрески
[ редактировать ]В святилище Храма Креста в Паленке (город майя в нынешней Мексике ) находится памятник под названием «Эль Фумадор» (по-испански «Курильщик»). На каменной дверной панели изображено пожилое божество, выпускающее дым из большой сигары. Из-за формы воронки сигары (которая сравнима с сигарами, которые в настоящее время используются сельскими племенами Южной Америки ) и разгорающегося наружу дыма ученые полагают, что памятник изображает религиозный ритуал, аналогичный тем, которые совершаются другими индейскими племенами. [3] Других каменных памятников, изображающих курение, не известно, но, возможно, были и другие. [3]
Единственная известная картина майя, изображающая курение, находится в Тулуме (город майя на полуострове Юкатан в современной Мексике). В Храме Ныряющего Бога находится фреска , а на картине изображены монстры (возможно, птицы), курящие большие сигары. [3]
Керамика и другие произведения искусства
[ редактировать ]Майя также изображали курение на керамических предметах, включая коробки, тарелки, вазы и миски. [3] Керамика была вырезана или окрашена в несколько цветов (обычно черный, белый и красный). Важные керамические изделия с изображением курения включают вазу Танцующего лорда, вазу Рейнольдса (в Музее американских индейцев ), тарелку курящего бога, женщины и обезьяны (в Национальном музее Гватемалы), вазу курящего. Обезьяна и Чаша одиннадцати божеств, пятеро из них курят. [3]
На вазе «Пляски смерти» изображен дымящийся скелет, несущий кувшин или мешочек, а также еще один скелет и два ягуара, также держащие мешочки или кувшины. Предполагается, что в перевозимых предметах содержится табак или табак, смешанный с другими веществами. [3] Они несут знак тьмы, поэтому табак мог быть связан с ритуалами, связанными со смертью. [3]
Хотя на большинстве изображений изображены боги и лорды, некоторые артефакты изображают повседневную жизнь. Например, на «Тарелке курящего мужа» изображены мужчина, курящий сигарету, и его жена, раскатывающая тесто в их доме. [3]
Были также найдены и другие артефакты, изображающие курение, в том числе резьба по ракушкам, которая сейчас хранится в Художественном музее Кливленда . [3]
Голландское искусство Золотого века
[ редактировать ]
Обычный человек в Голландской республике 17-го века считал табак новинкой и ассоциировал курение с социальными отклонениями . Существовал разрыв между употреблением табака в медицинских целях, которое было широко признано, и употреблением табака в рекреационных целях, которое считалось низкоклассным и неподходящим для более уважаемых граждан, включая лидеров церкви и правительства. [5] Иоганна Неандера «Табакология» , написанная в 1622 году, демонстрирует распространенное убеждение, что табак обладает лечебными и профилактическими свойствами при широком спектре заболеваний. [5] Однако распространенность курения среди моряков , солдат и сельской бедноты , а также его опьяняющее воздействие привели к ассоциации с самыми низкими людьми. [5] Таким образом, курение стало для художников инструментом обозначения чьего-либо положения в обществе, а художники, в том числе Адриан Брауэр , братья Остаде и Давид Тенирс II, использовали курение в своих изображениях низших классов. Курение также стало комедийным реквизитом для художников, особенно в фестивальных и бурлескных картинах. [5] Иван Гаскелл (куратор отдела живописи, скульптуры и декоративного искусства Гарвардского художественного музея ) утверждает, что «если мы проследим образы перевернутого положения вещей в голландском искусстве, мы обнаружим, что табак является ключевым элементом в сценах комического беспорядка». [5]

Ян Стен , пожалуй, самый известный художник-комик 17 века, часто включал курение трубки , которое принимало сексуальный подтекст, в свои картины, изображающие бордели и таверны . Например, мужчина, набивающий табак в трубку вместе с трубками, прислоненными к ночным горшкам, символизировал сексуальный флирт и половой акт . [5] Их часто использовали для комического эффекта, особенно в иллюстрациях грабителей, обворовывающих пьяных посетителей борделей и таверн.Более того, курящие женщины на картинах Стина подрывали культурные нормы и добавляли дополнительный комический эффект, поскольку в тот период курили почти исключительно мужчины. Короткие трубки, в частности, подразумевали самых униженных женщин и самых уродливых проституток . [5]
Более того, трубы, особенно пара скрещенных трубок, символизировали риторов — гильдии актеров и поэтов, проводивших фестивали, подчеркивающие удовольствие. [5] Несколько картин Стина были созданы для иллюстрации пословиц , в том числе: «Как старики поют, так и молодые свирели (soo de ouden songen, soo pijpen de jongen)». [5] — это означает, что молодежь приобретет вредные привычки, такие как курение, подражая взрослым. Наконец, Стин часто включал негативные последствия курения, даже когда рисовал курение для комического эффекта, изображая курильщиков рядом с костылями нищего или хлестающими ветками, чтобы еще раз напомнить зрителю, что курение приведет к «наказанию, бедности и нищенству». [5]
Из-за экономической заинтересованности в импорте табака из Нового Света в Европу и даже в начале внутреннего выращивания табака амстердамские торговцы работали над снижением стигматизации курения. [5] К концу 17 века курение полированных трубок с длинным мундштуком стало приемлемым для более респектабельных мужчин, в то время как представители низших классов курили более грубые и короткие трубки. Нюхательный табак также приобрел популярность, а изображения курения и табака на картинах и рисунках стали более репрезентативными для обыденного и повседневного, чем для комически абсурдных ситуаций и социальных изгоев. [5]
18 век - 21 век
[ редактировать ]
После Золотого века использование табака в произведениях искусства потеряло свою значимость. Упадок представлений о курении, скорее всего, связан с влиянием элегантности эпохи рококо , которая сделала нюхательный табак предпочтительным выбором. [6] Хотя использование нюхательного табака увеличилось, его изображения никогда не становились такими распространенными, как изображения сигар, сигарет и трубок на европейских картинах. Вопреки нормам того времени, французский художник Жан-Батист-Симеон Шарден , вдохновленный произведениями искусства Золотого века, иногда включал трубы в свои произведения. [6] Одна из таких картин — натюрморт под названием «Курилка с горшком для питья». Трубка в этом произведении лишена символического значения.
В конце 18-го и начале 19-го веков курение приобрело новые и разнообразные символические значения. В этот период основными курильщиками были мужчины, а курение не было приемлемой привычкой для женщин, от которых ожидалось, что они станут идеальными матерями или любовницами. [6] В период романтизма люди считали, что курение тесно связано с интеллектуализмом . Эдуарда Мане является «Стефан Малларме» образцом искусства того времени. На картине изображен человек из высшего сословия с зажженной сигарой в руке, и эта же рука лежит на открытой книге. Его глаза смотрят вдаль, кажется, он глубоко задумался. Бенно Темпель (директор Художественного музея в Гааге ) утверждает, что курение на этой картине символизирует современный образ жизни, хотя курение существовало на протяжении веков. [6]

Импрессионисты рисовали сцены повседневной жизни с сигарами, сигаретами или трубками, но не придавали им символического значения. [6] Постимпрессионисты . вернули курительным инструментам символическое значение Одна известная картина была написана Винсентом Ван Гогом под названием «Череп с горящей сигаретой» . Хотя эта картина кажется предупреждением против курения, на самом деле она является представителем черного юмора и розыгрышей, популярных в то время. [6] Эдвард Мунк запустил эту тенденцию своей картиной «Автопортрет с сигаретой» . На нем изображен художник с сигаретой на темном фоне и жутким выражением лица. Мунк использовал дым как символ психологических проблем. [6]
К 20 веку сигареты, сигары и трубки имели свои собственные значения и коннотации, которые развивались на протяжении всей истории. Обыгрывая эти значения, художники передали зрителю более полное понимание произведения искусства. Например, сигара стала символом социального статуса , и художники включали сигары в картины, чтобы подчеркнуть социальные классы и различия во власти. В картине Генриха Марии Даврингхаузена « Торговец черного рынка» изображен босс с коробкой сигар и зажженной сигарой на краю стола. Это свидетельствует о неравных социальных отношениях между работодателем и работником. [6] Пабло Пикассо также использовал трубку в своем произведении « Поэт» . Эта картина опирается на неразрывную связь между литературой и трубкой, чтобы дать зрителю лучшее понимание картины. [6]
Поп-арт
[ редактировать ]С появлением поп-арта произведения искусства стали более циничными. Культура поп-арта ориентировалась на клише, возникшие в табачной промышленности . Мел Рамос и Том Вессельман — два известных художника, высмеивающие индустрию. [6] Вслед за стигматизацией табака в Америке поп-арт пролил негативный свет на курение. Класа Ольденбурга « Скульптура Гигантские фагенды» изображает, как сигаретная зависимость американцев является примером расточительного потребительства . [6] В фильме Дуэйна Хэнсона « Покупатель из супермаркета » несчастная женщина средних лет изображает то, как современные американцы относятся к курильщикам: ими управляет зависимость и им не хватает силы воли. [6]
Современное искусство
[ редактировать ]Различные формы современного искусства также включают сигареты. В марте 2009 года в Музее современного искусства в Нью-Йорке Жака Лейнера. было представлено «Легкое» Это произведение представляет собой 1200 пачек Marlboro , аккуратно сложенных и связанных вместе. Лейнер иллюстрирует свою личную зависимость, рассказывая о тошнотворном количестве сигарет, которые она бессознательно выкуривала за три года. [7] Другой пример под названием «Почему я не могу бросить курить» выставлен в Художественном музее Сент-Луиса . На этом произведении изображен не полностью нарисованный мужчина на большом холсте с названием картины, написанным вверху. Это демонстрирует силу привыкания к сигаретам, потому что художник не может преодолеть зависимость, чтобы закончить то, что он, предположительно, любит делать: рисовать. [8]
Курение, женщины и искусство
[ редактировать ]В 17 веке голландские картины с женщинами и трубками символизировали несчастье. Женщины на этих картинах редко владеют трубкой, и голландские художники хотели передать моральный сигнал о том, что глупое поведение, такое как курение, приведет людей к трудностям . [6]
Произведения искусства 18 века включали трубки, чтобы передать экзотику и эротизм, хотя изображения курения вышли из моды в западном мире. [6] Примером может служить картина Жана-Этьена Лиотара « Француженка в турецком костюме в хармаме, инструктирующая своего слугу» , в которой изображена женщина с длинной трубкой, стоящая на руководящей должности.
В 19 веке художники, карикатуристы , прекрасные гончары и даже писатели изображали курящих женщин. Хотя изображения курящих женщин стали более распространенными, они были показаны в негативном свете, поскольку курение по-прежнему было неприемлемо для женщин. [9] В это время произведения искусства, связанные с курением, хранились в комнатах, предназначенных только для мужчин, включая курительные салоны, бильярдные и библиотеки. [6] Импрессионисты использовали трубки, чтобы отличить мужчин от женщин и подчеркнуть их разный социальный статус . В картине Жоржа Сёра « Воскресный полдень на Гранд-Жатт » мужчина в белом костюме держит сигару, и даже на этом снимке повседневной жизни , существует неявная иерархия . между ним и женщиной, которая с ним [6]
Проститутки были первыми женщинами того времени, которые были изображены с трубками, сигарами или сигаретами, как это видно на произведениях Винсента Ван Гога и Анри де Тулуз-Лотрека . Женщины использовали дым и макияж (что видно по их очень белым лицам), чтобы привлечь клиентов-мужчин. [6] Некоторые художники хотели изменить социальные нормы и избавиться от стигматизации курения среди женщин. Фрэнсис Бенджамин Джонстон была одной из выдающихся женщин, которая много лет изучала иллюстрацию в Париже , а затем открыла для себя фотографию . В ее работе под названием «Автопортрет» она изображена с сигаретой в одной руке и пивной кружкой в другой. Она не одета вызывающе, как большинство женщин, которые были связаны с алкоголем в то время и сигаретами. Вместо этого она реалистично отражает аспекты своей жизни и усложняет понимание обществом женщин среднего класса . [9] Джейн Атче коммерчески публиковала цветные литографии курящих женщин без какого-либо сексуального подтекста. Ее принты предлагались утонченным женщинам, увлекающимся сигаретами. [9]

В результате новых изображений курящих женщин такими художниками, как Фрэнсис Бенджамин Джонстон и Джейн Атче, курение стало более социально приемлемым для женщин. Со временем курение превратилось в явление для женщин. В 20 веке табачные изделия приобрели разное значение. В «ревущие двадцатые » женщины курили сигареты, чтобы выглядеть шикарно и утонченно. [6] Тем не менее, картины с женщинами-проститутками, держащими сигары, приобрели негативное значение, поскольку женщинам из низших классов не предназначалось иметь предметы, связанные с высшим классом. Эти произведения изображали женщин как соблазнительниц, которые обманом заставляли мужчин давать им богатство и власть. [6]
В XX веке курение начало терять свою привлекательность, и искусство последовало этой тенденции. Художники высмеивали сигаретную индустрию за использование крайне сексуальных изображений женщин в рекламе . [6] Мел Рамос создал произведения искусства, изображающие обнаженных женщин на сигарах. Том Вессельманн использовал стереотипы о сексе и сигаретах, нарисовав обнаженную грудь за пепельницей. [6] Современные художники признают курение риском для здоровья, но некоторые хотят бороться с современным табуированным восприятием табака, а не демонизировать курение. На фотографии Сары Лукас под названием «Борьба с огнем огнем» она изображена с сигаретой в уголке рта. Эта фотография подводит итог эволюции отношений между женщиной, курением и искусством. По мнению Бенно Темпеля, эта фотография показывает, что «временами, когда общество пытается создать табу, искусство может их преодолеть». [6]
Галерея
[ редактировать ]- «Курильщик», Адриан ван Остаде
- Аптекарь, курящий в интерьере (1646), автор Адриан ван Остаде
- Отдыхающие путешественники (1671) Адриана ван Остаде
- Мужчина курит и пьет (1859) Фредерика Уильяма Фэйрхолта
- Евреи нюхают табак (1885) Эмануэля Саломона Фридберга-Мирогорского
- Натюрморт с соломенной шляпой и трубкой (1885) Винсента Ван Гога
- Череп скелета с горящей сигаретой (1885 или 1886) работы Винсента Ван Гога
- Натюрморт с соломенной шляпой (1888) Винсента Ван Гога
- Месье Луи Паскаль (1893) Анри де Тулуз-Лотрека
- Человек с трубкой (1892) Поля Сезанна
- Курение кальяна в чайной (1892), автор Энрике Симоне.
- Мальчик с трубкой (Garçon à la Pipe) (1905), холст, масло, Пабло Пикассо.
- Автопортрет (1918) Энрике Симоне .
- Пара в комнате, Эрнст Людвиг Кирхнер
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Робичек, Фрэнсис. «Табак и религия». Боги курения: табак в искусстве, истории и религии майя. Норман: Университет Оклахомы, 1978. 27–36. Распечатать.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Робичек, Фрэнсис. «Классификация археологического материала». Боги курения: табак в искусстве, истории и религии майя. Норман: Университет Оклахомы, 1978. 111–13. Распечатать.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Робичек, Фрэнсис. «Сцены, почти наверняка изображающие акт курения». Боги курения: табак в искусстве, истории и религии майя. Норман: Университет Оклахомы, 1978. 114–45. Распечатать.
- ^ Робичек, Фрэнсис. «Табак и майя». Боги курения: табак в искусстве, истории и религии майя. Норман: Университет Оклахомы, 1978. 11–26. Распечатать.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Гаскелл, Иван. «Табак, социальные отклонения и голландское искусство в семнадцатом веке». Глядя на голландское искусство семнадцатого века: новый взгляд на реализм. Эд. Уэйн Э. Франитс. Нью-Йорк: Кембриджский университет, 1997. 68–77. Распечатать.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Темпель, Бенно. «Символ и файл: курение в искусстве с семнадцатого века». Дым: глобальная история курения . Эд. Сандер Л. Гилман и Сюнь Чжоу. Лондон: Реакция, 2004. 206–217. Распечатать.
- ^ Бретт, Гай . «Легкие Джека Лейрнера». Сообщение в веб-журнале. Коробка Вокс. 2 декабря 2009 г. Интернет. 28 апреля 2010 г. < http://www.boxvox.net/2009/12/jac-leirners-lung.html >
- ^ Польке, Зигмар. Почему я не могу бросить курить. 1964. Холст, дисперсия, уголь. Художественный музей Сент-Луиса, Сент-Луис, Миссури
- ^ Перейти обратно: а б с Митчелл, Долорес. «Женщины и образы курения девятнадцатого века». Дым: глобальная история курения. Эд. Сандер Л. Гилман и Сюнь Чжоу. Лондон: Реакция, 2004. 206–217. Распечатать.