Туника люди
![]() | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
США ( Миссисипи , Арканзас , Луизиана ) | |
Языки | |
Язык Туника (изолировать) | |
Религия | |
Родная племенная религия | |
Родственные этнические группы | |
Язу , Короа , Тиу |
Люди Туника [1] представляют собой группу лингвистически и культурно связанных индейских племен в долине реки Миссисипи , в которую входят Туника (также пишется Тоника, Тонника и Тонника); Язу ; Короа ; (Акороа, Куруэ) [2] [3] и, возможно, Тиу. [4] Впервые они столкнулись с европейцами в 1541 году – участниками экспедиции Эрнандо де Сото .

Язык Туника является изолированным .
В течение следующих столетий под давлением враждебных соседей туника мигрировали на юг из долины Центральной Миссисипи в долину Нижней Миссисипи. В конце концов они двинулись на запад и поселились вокруг современного Марксвилля, штат Луизиана .
С начала 19 века они вступили в брак с племенем Билокси , неродственным народом, говорящим на сиуанском языке, из окрестностей Билокси, штат Миссисипи , и разделили землю. К ним слились и остатки народов от других мелких племен. В 1981 году они были признаны на федеральном уровне и теперь называют себя индейским племенем Туника-Билокси ; у них есть резервация в округе Авойель, штат Луизиана . [2]
Предыстория
[ редактировать ]
К периоду Средней Миссисипи местные народы позднего леса в долине Центральной Миссисипи развили или приняли полный образ жизни Миссисипи с интенсивным сельским хозяйством кукурузы , иерархическими политическими структурами, мидий керамикой, закаленной из , и участием в Юго-восточном церемониальном комплексе (SECC). В то время структура расселения представляла собой смесь рассредоточенных поселений, усадеб и деревень. В течение следующих столетий структура поселений изменилась на более централизованные города с оборонительными частоколами и рвами, что указывает на то, что эндемичная война между местными конкурирующими государствами развилась . В этот момент материальная культура, такая как стили керамики и погребальные практики, начала расходиться.
Археологические данные свидетельствуют о том , что долина Миссисипи была домом для нескольких конкурирующих верховных вождеств , поддерживавших вассальные государства , и все они принадлежали к одной и той же культуре. Группы в этом районе определяются археологами как археологические фазы , основанные на дифференциации этих материальных культур. К ним относятся фазы Менара , Типтона , Бель-Мид-Уоллса , Паркина и Нодена . [5] В непосредственной близости от будущего города Мемфис, штат Теннесси , по-видимому, существовали две фазы верховных вождеств : Паркин и Нодена. На других этапах были возможные вассальные государства или союзники в их борьбе за местное превосходство.
Фаза Паркина сосредоточена на участке Паркин , огороженной частоколом деревне площадью 17 акров (7 га) у слияния рек Св. Франциска и Тиронцы . Большая деревня, вероятно, располагалась в месте слияния двух рек, поскольку это место позволяло жителям контролировать транспорт и торговлю на водных путях. [6]
Считается, что фаза Нодена была сосредоточена на Участке Брэдли (3 Ct 7) и близлежащем скоплении городов и деревень. [7] Он назван в честь участка Нодена , расположенного к востоку от Уилсона, штат Арканзас, в округе Миссисипи, на излучине реки Миссисипи. Ученые полагают, что из-за сходства керамики и погребений народы фаз Белл-Мид и Уоллс были союзниками или вассалами государства Нодена. Государство Паркин, определяемое различными погребальными практиками и гончарным делом, было конкурирующим.
Протоисторический период
[ редактировать ]Испанский контакт
[ редактировать ]
Однажды в полдень мы наткнулись на город под названием Квискиз, причем так неожиданно для жителей, что они даже не заметили нас, поскольку люди были на работе на кукурузных полях. Мы взяли более трехсот женщин, а также те немногие шкуры и шали, которые были у них в домах.
- Луис Эрнандес де Бьедма описывает викторину 1544 года. [8]
Весной 1541 года Эрнандо де Сото и его армия подошли к восточному берегу реки Миссисипи, наткнувшись на провинцию Кизкиз (произносится как «ключи-ключи»). Эти люди говорили на диалекте туниканского языка. В то время эти родственные группы охватывали большой регион, простиравшийся по обе стороны реки Миссисипи на территории современных Миссисипи и Арканзаса . [9]
В одной стороне города находилось жилище Кураки (вождя). Он располагался на высоком холме, служившем теперь крепостью. Только по двум лестницам можно было подняться в этот дом…… Хозяин провинции, которого, как и его землю, называли Квизкиз, был теперь стар и болен, лежал в постели; но, услышав шум и смятение в своей деревне, он встал и вышел из своей спальни. Затем, увидев грабеж и захват своих вассалов, он схватил боевой топор и с величайшей яростью начал спускаться по лестнице, при этом громко и яростно поклявшись убивать всякого, кто войдет в его землю без разрешения... Но память о доблестные дела и триумфы его воинственной юности, а также то, что он властвовал над такой большой и хорошей провинцией, как его, давали ему силы произносить эти лютые угрозы и еще более лютые.
- Инка Гарсиласо де ла Вега описывает викторину 1605 года. [10]
Переправившись через реку, экспедиция достигла провинции Акиксо , а оттуда — провинции Каски . Провинция имела давнюю вражду с провинцией Пакаха , которая, по словам ее участников, продолжалась на протяжении нескольких поколений. Испанцы были впечатлены народами этого региона, его многочисленными городами, обильным сельским хозяйством и прекрасным качеством людей. Поселения этой местности восхищенные испанцы описывают так:
Город этот был очень хороший, хорошо укрепленный; а стены были снабжены башнями и рвом вокруг, большей частью наполненным водой, которая поступает по каналу из реки; и эта канава была полна превосходной рыбы самых разных видов. Вождь Каски подошел к христианам, когда они вошли в деревню, и они храбро его приняли. В Акиксо, Каски и Пакахе они видели лучшие деревни, виденные до того времени, лучше укрепленные и укрепленные, и люди были более высокого качества, за исключением Кофитачеки .
-Родриго Ранхель описывает Каски 1547–1549 гг. [11]

Позже экспедиция посетила провинции Кигате , Колигуа и Палисема . Вождь Палисемы отправил экспедицию в страну Кайас, где они нашли город Танико. Лингвистический анализ, в 1930-х годах проведенный Джоном Свантоном и Робертом Л. Рэнкином в 1980-х годах, указывает на то, что племя Короа , скорее всего, было Колигуа.
Археологи полагают, что местом расположения провинции Колигуа может быть фаза Гринбрайар на реке Уайт на окраине нагорья Озарк . Европейцы также называли поселение Танико, что является еще одним названием, позже примененным к Тунике, что также обеспечивает его идентификацию как туниканскую группу. [12] Танико были производителями соли и торговцами солью, добывая соль из песков ручья, впадающего в реку Кайас (позже идентифицированную как река Арканзас ). Люди собирали песок в корзины и пропускали через него воду, получая рассол . Рассол процеживали и оставляли сушиться в неглубоких емкостях, откуда позже соскабливали засохшую соль. [5]
Ученые оценили три сохранившихся повествования Сото с точки зрения топографии, лингвистики и культурных особенностей в сочетании с результатами археологических раскопок и анализа. Большинство археологов и этноисториков считают, что следующие места можно назвать эквивалентными: они сопоставлены по археологическому этапу и ссылкам на Сото:Фаза Менара = Анилко, фаза Уоллса = Викторина, фаза Бель Мид = Акиксо, фаза Паркина = Каски и фаза Нодены = Пакаха. [12]
Описание продолжающейся войны между Каски и Пакаха соответствует интерпретации археологических данных, равно как и расстояния и топография, упомянутые в повествованиях. Слова, записанные в повествованиях Пакаха, такие как mochila , macanoche и caloosa , соответствуют лингвистическим характеристикам Туники, оцененным Мэри Хаас в 1940-х годах. В настоящее время предполагается, что все народы центральной долины Миссисипи, от Пакаха на севере до провинций Анилко и Утиангуэ на юге, на реке Арканзас, были туниканцами. [12]
Французский контакт
[ редактировать ]Прошло еще 150 лет, прежде чем другая европейская группа записала Tunica. В 1699 году, когда экспедиция ЛаСорса (движущаяся вниз по реке из Канады) столкнулась с туниками, они представляли собой племя скромного размера, насчитывавшее всего несколько сотен воинов, а всего около 900 человек. Хотя испанцы пробыли на их территории лишь короткое время, их столкновение имело разрушительные последствия. Случайное занос евразийских инфекционных заболеваний , таких как оспа, опустошил местное население, не имевшее приобретенного иммунитета . Кроме того, экспедиция разыграла местное политическое соперничество, что привело к еще большему конфликту. [5]
К моменту прибытия французов центральная долина Миссисипи была редко занята квапо , народом , говорящим на языке дегиха-сиуа, враждебно настроенным по отношению к туникам. За прошедшие полтора века после экспедиции де Сото туника и короа переместились дальше на юг, к устью реки Язу на западе центральной части Миссисипи. [13]
Исторический период
[ редактировать ]Устье Язу 1682–1706 гг.
[ редактировать ]Мы прибыли в Тоникас примерно в шестидесяти лигах ниже Анканси (Куапо). Первая деревня находится в четырех лигах от Миссисипи, на берегу довольно красивой реки; они рассеяны по маленьким деревням; они охватывают все четыре лиги страны; это около 260 кают…. Это очень миролюбивые люди, хорошо расположенные, очень привязанные к французам, живущие исключительно за счет индийской кукурузы, они работают исключительно на своих полях; они не охотятся, как другие индейцы.
- La Source с описанием туники 1699 г. [14]
Французы основали миссию среди Туника около 1700 года на реке Язу недалеко от реки Миссисипи в современном штате Миссисипи . Археологические данные свидетельствуют о том, что Туника недавно мигрировали в этот регион из восточного Арканзаса , в конце 17 века. Отец Антуан Дэвион был назначен миссионером для Туника, а также для более мелких племен Короа , Язу и Куспе (или Успе). В отличие от северных племен, с которыми были знакомы французы, Туника (и близлежащие Таенса и Натчез ) имели сложную религию . Они строили храмы , создавали культовые изображения и имели класс жрецов . Туника, Таэнса и Натчез сохранили такие характеристики вождества , как сложная религия и, в случае натчезов, использование и поддержание платформенных курганов , после того как они исчезли в других местах.
Несколько характеристик связывали Тунику с группами, с которыми столкнулся де Сото: их упор на сельское хозяйство; культивированием занимаются мужчины, а не женщины (как заметил де Сото, описывая викторину); торговля; а также производство и распространение соли, ценного предмета как для местных жителей, так и для европейцев. [14] Торговля солью была древней профессией среди Туника, о чем свидетельствует то, что де Сото отметил производство соли во время посещения деревни Танико. Соль играла чрезвычайно важную роль в торговле между французами и различными группами каддоанцев на северо-западе Луизианы и юго-западе Арканзаса. Ученые полагают, что Туника были посредниками в транспортировке соли из районов Каддоана во французы. [15]
Ангола 1706–1731 гг.
[ редактировать ]К началу 18 века Чикасо совершил набег на индейские племена в нижнем течении реки Миссисипи, чтобы захватить людей для индейской работорговли в Южной Каролине . За этот период они взяли примерно от 1000 до 2000 пленников из племен Туника, Таенса и Куапо. [16]
К 1706 году Туника снова решила переехать. Поскольку их враги Натчезы находились непосредственно на юге, они решили двинуться дальше, через Миссисипи и на юг к ее впадению в Красную реку , следующий крупный речной узел. Это место позволило им сохранить контроль над торговлей солью, поскольку Красная река также соединялась с их источником соли в районах Каддоана . [17] Они основали группу деревень и деревень в своем новом доме в современной Анголе, штат Луизиана .
В начале 20-го века Ангола развивалась как место расположения тюрьмы штата Луизиана . В 1967 году сотрудник исправительного учреждения тюрьмы штата Луизиана. [18] обнаружил на этом месте остатки небольшой деревушки. Археологический объект теперь известен как Место Бладхаунда . [19]
В течение 1710-х и 1720-х годов четыре раза вспыхивала война между французами и натчезами. Французы назвали их Первой Натчезской войной (1716 г.), Второй Натчезской войной (1722 г.), Третьей Натчезской войной (1723 г.) и Натчезским восстанием 1729 г. Последняя была самой масштабной войной; Натчезы напали и убили многих французов на территории Натчеза; в отместку французы приобрели в качестве союзников чокто , в конечном итоге победив народ натчезов. Из тех, кто выжил, тысячи были проданы в рабство и отправлены на Карибы, где у французов были плантации на Сен-Доминго и Гваделупе.
В ноябре 1729 года французский командующий сьер де Шепар приказал натчезам покинуть одну из их деревень, чтобы он мог использовать ее землю для новой табачной плантации . Вожди деревни отправили эмиссаров к потенциальным союзникам, включая Язу, Короа, Иллинойс , Чикасо и Чокто . Они также отправили послания африканским рабам с близлежащих французских плантаций, приглашая их присоединиться к натчезам в восстании против французов. [20] В ноябре 1729 года натчезы атаковали. Еще до конца дня они уничтожили всю французскую колонию в Натчезе, включая форт Розали . Более 200 колонистов, в основном французов, были убиты и более 300 женщин, детей и рабов взяты в плен. [21] Война продолжалась до января 1731 года, когда французы захватили форт Натчез на западном берегу реки Миссисипи. От 75 до 250 воинов Натчеза сбежали и нашли убежище среди чикасо. Молодое Великое Солнце и около 100 его последователей были схвачены, впоследствии порабощены и отправлены на работу на французские плантации в Карибском море . [22] Восстание Натчеза переросло в более крупный региональный конфликт со многими последствиями. Индейцы язу и короа вступили в союз с натчезами и постигли их судьбу. Туника изначально не хотели сражаться ни на одной из сторон. [20] В июне 1730 года глава туники Кахура-Холиго согласился позволить небольшой группе натчезских беженцев поселиться недалеко от его деревни с условием, что они будут делать это безоружными. Он принял в свою деревню тридцать воинов-натчезов, предварительно разоружив их.
Несколько дней спустя последний вождь натчезов прибыл в деревню Туника с сотней мужчин и неизвестным количеством женщин и детей. Они также спрятали Чикасо и Короа в зарослях тростника вокруг деревни. Кахура-Холиго сообщил им, что не сможет принять их, пока они не сдадут оружие. Они ответили, что таково их намерение, но спросили, могут ли они задержать их еще на какое-то время, чтобы у их женщин не сложилось впечатление, будто их безоружные мужчины — пленники. Он согласился на их просьбу и начал раздавать еду своим новым гостям. Праздничный танец продолжался до полуночи, пока туники не разошлись по своим каютам, думая, что натчезы сделают то же самое. Натчезы, Чикасо и Короа напали на своих хозяев в их хижинах и убили всех, кого им удалось застать врасплох во время сна. Кахура-Холиго убил четырех натчезов во время боя, но в конечном итоге был убит вместе с двенадцатью своими воинами. Его военачальник Brides les Boeufs (Укротитель буйволов) с дюжиной своих воинов отразил атаку и отбил хижину главного вождя. Он сплотил оставшихся воинов и, сражаясь без перерыва пять дней и ночей, восстановил контроль над деревней. Двадцать Туника были убиты и столько же ранены в боях. Они убили 33 воина-натчеза и взяли троих в плен. Позже они сожгли их в ритуальное наказание за нападение. [17]
Приземление Трюдо 1731–1764 гг.
[ редактировать ]
После нападения и разграбления их деревни в Анголе в 1731 году Туника переехали на несколько миль, к месту Трюдо в приходе Вест-Фелисиана . Туника продолжали процветать, занимаясь торговлей и посредниками. Они расширили относительно новый бизнес — торговлю лошадьми. По крайней мере на десять лет французы стали зависеть от туники как поставщика ценных животных.
Начальник принял нас очень вежливо; он был одет по-французски и, казалось, совсем не чувствовал себя неловко в этой одежде. Из всех дикарей Канады (Новой Франции) никто так не зависел от наших комендантов, как этот вождь. Он любит нашу нацию и не имеет причин раскаиваться в тех услугах, которые он ей оказал. Он торгует с французами, которых снабжает лошадьми и птицей, и очень хорошо разбирается в своем ремесле. Он научился у нас копить деньги и считал себя очень богатым.
- Отец Шарлевуа описывает встречу с Каура-Холиго в 1721 году. [23]
Из-за высоких затрат на доставку лошадей из Франции французам было дешевле покупать их в Луизиане у Туники. Они приобрели лошадей через местную торговую сеть , берущую свое начало в испанской колонии Мексика . [17] Туника оставалась на этом месте до 1760-х годов, когда французы уступили контроль испанцам после поражения французов от англичан в Семилетней войне . [24]
Доказательства процветания племени в эти годы были обнаружены в 1960-х годах, когда было обнаружено и раскопано место Трюдо. было захоронено большое количество европейских торговых товаров, в том числе бусы, фарфор, мушкеты, чайники и другие предметы, а также керамика местного производства в стиле племени Туника. в качестве погребального инвентаря На этом месте То, что было названо « Сокровищем Трюдо », представляло собой самое большое количество европейских торговых товаров, найденных на всех стоянках коренных американцев того периода.
Воины племени и их союзники атаковали британскую флотилию, подошедшую по реке Миссисипи из Нового Орлеана 15 марта 1764 года в излучине реки у Дэвионс-Блафф. [25]
Пуэнт-купе 1764 - начало 1790-х годов.
[ редактировать ]
В 1764 году «Туника» переместилась на пятнадцать миль (24 км) к югу от места высадки Трюдо, недалеко от французского поселения в Пуэнт-Купе . [2] (Из-за смещения реки Миссисипи эта территория подверглась эрозии, и поселение было потеряно.) Другие коренные племена также поселились в этом районе, в том числе оффагула , паскагула и говорящие на сиуанском языке билокси . У последнего сложились долгосрочные отношения с Туникой. (После многих лет смешанных браков в 1981 году племена получили федеральное признание как нация Туника-Билокси в Луизиане .)
Туники стали больше полагаться на охоту как источник средств к существованию, чем на земледелие, и часто работали на европейцев охотниками или проводниками. В конце 18 века многочисленные англо-американские поселенцы прибыли в регион с юго-востока Америки. Туники привыкли к европейскому образу жизни, хотя они все еще делали себе татуировки и практиковали некоторые из своих местных религиозных обычаев. Их главой в эти годы был Латтанаш , а старшие невесты-ле-бофы продолжали исполнять обязанности военачальника. [ нужна ссылка ] Офо , , Перрукье был представителем своего племени. К этому времени его люди в значительной степени ассимилировались с Туникой. [ нужна ссылка ] Поскольку британцы управляли колонией Западной Флориды к востоку от реки Миссисипи, а испанцы контролировали Луизиану, это было политически нестабильное время для этого региона.
Обе группы боролись за верность Тунике, и обычно побеждали испанцы. В 1779 году губернатор Гальвез возглавил отряд, в который входили Туника и другие племена, чтобы захватить удерживаемый британцами город Батон-Руж . Это последняя зарегистрированная военная кампания, в которой задокументированы туники. [2]
Где-то в конце 1780-х или 1790-х годов Туника решила снова переехать, вероятно, из-за большого притока англо-американцев. [17] Они двинулись на запад, к месту на Красной реке, занятому авойелами , где впоследствии испанцы предоставили им землю. В этом районе также поселились другие племена, такие как Офо и Билокси. В 1794 году сефард еврейский иммигрант- из Венеции , Италия , по имени Марко Личе (французы записали его как Марк Элиш) основал торговый пост . в этом районе [26] Основанное им поселение стало называться Марксвилл . Он был отмечен на картах Луизианы в 1809 году, после того как Соединенные Штаты приобрели эту территорию в результате покупки Луизианы . [27]
Марксвилл в наши дни
[ редактировать ]
Когда Туника поселились в месте, которое впоследствии стало Марксвиллем, Ред-Ривер все еще оставалась важным торговым путем. К концу 19 века железные дороги вытеснили реки в качестве основного средства передвижения, и район Марксвилля превратился в тихую заводь. Многие небольшие и мирные племена, такие как Туника, были забыты. Более воинственные племена на западе привлекли внимание Соединенных Штатов по мере их экспансии на их территории. Единственное упоминание Туники правительством США с 1803 по 1938 год было сделано в 1806 году комиссаром по делам Индии в Луизиане, который заметил, что Туника насчитывала всего около 25 человек, жили в приходе Авойель и зарабатывали себе на жизнь, время от времени нанимаясь в качестве лодочников. [2] В документах начала 19-го века упоминается вторая деревня Туника со своим вождем, расположенная на Байю-Руж , в первые годы пребывания Туники в приходе Авойель. [2] Некоторые туники двинулись на запад, в Техас и Оклахому , где были поглощены другими группами коренных жителей. [28]
Хотя Туника в то время процветали, в конечном итоге проблемы с их белыми соседями дали о себе знать. Закон о переселении индейцев 1830 года , подписанный президентом Эндрю Джексоном , вынудил все основные племена к востоку от реки Миссисипи быть изгнаны со своих земель и переселены в резервации к западу от реки или покинуть свои племена и принять гражданство США. Это привело к печально известному «Следу слез» для многих туземцев Юго-Востока, включая пять цивилизованных племен . Хотя туника не были переселены на территорию Индии, все коренные американцы находились под давлением. В 1841 году вождь Туника Мелансон попытался поднять столбы забора, обманным путем воздвигнутые на земле Туники американцем, пытавшимся украсть племенную землю. Мужчина, местный лидер «Индийского патруля», выстрелил вождю Меланкону в голову на глазах у остальных Туники. Местные власти не привлекли его к ответственности, и ему удалось украсть землю у Туники. [2]
После смерти вождя племя в течение многих лет держало личность следующего вождя в секрете, чтобы избежать внимания недобросовестных соседей. Туника стали вести натуральное хозяйство, занимаясь охотой и рыбалкой, чтобы прокормить себя. Другие обратились к издольщине на землях своих белых соседей. Они больше не были процветающими, и им удавалось зарабатывать себе на жизнь на протяжении всего 19 века. В 1870-х годах их вождь Волсин Чики помог воссоединить племя. Он также поощрял возрождение древних племенных церемоний, таких как Праздник кукурузы . [2]
На заре 20 века Туника продолжилась. Им удалось сохранить за собой большую часть своей земли, поскольку ею владело и обрабатывало ее совместно все племя. Некоторые из них все еще говорили на языке туника, и их обновленные племенные церемонии практиковались. Постепенно Туника слилась с другими местными группами (Офо, Авойель и Билокси) и поглотила их. Туника-Билокси наконец добились федерального признания в 1981 году. Они сохранили свое племенное правительство, а власть вождя существовала до середины 1970-х годов. [28]
Современное племя
[ редактировать ]Современное «индейское племя Туника-Билокси» проживает в Миссисипи и восточно-центральной Луизиане . Современное племя состоит из Туника, Билокси ( народ, говорящий на сиуанском языке с побережья Персидского залива), Офо (также народ сиуанский), Авойель ( натчезанский народ), чокто из Миссисипи (ранее говорящий на маскогском языке), [2] Европейское и африканское происхождение. [2] Многие из них живут в индейской резервации Туника-Билокси в центральном округе Авойель , к югу от города Марксвилл, штат Луизиана . Часть города простирается на земли резервации. ) . Площадь резервации составляет 1,682 квадратных километров (0,649 квадратных миль; 416 акров
Они управляют первым наземным казино в Луизиане, Paragon Casino Resort , открытым в Марксвилле в июне 1994 года. [29] Племя управляет казино, чтобы приносить доход членам, а также использовать часть своих доходов для другого экономического развития. Он также использовал эти средства для борьбы за права коренных американцев. По данным переписи 2000 года , 648 человек назвали себя Туницей. [30]
Племенное правительство состоит из избранного совета племени и председателя племени. У них есть собственная полиция, службы здравоохранения, департамент образования, жилищное управление и судебная система. Председателем племени с 1978 года был Эрл Дж. Барбри-старший. [31] Нынешним председателем Совета племени является Маршалл Пиерит.
Туника Сокровище
[ редактировать ]В 1960-х годах охотник за сокровищами по имени Леонард Чарриер начал поиск артефактов на месте высадки Трюдо в приходе Вест-Фелисиана, штат Луизиана . Туника, считавшие, что он украл племенные реликвии и осквернил могилы их предков, были возмущены. В 1970-х годах на этом месте были раскопаны археологи, которые обнаружили керамику, европейские торговые товары и другие артефакты, хранившиеся в качестве погребального инвентаря туниками с 1731 по 1764 год, когда они занимали это место.
С помощью штата Луизиана племя подало иск о праве на артефакты, которые стали известны как «Сокровище Туники». На рассмотрение дела в судах ушло десятилетие, но это решение стало важной вехой в истории американских индейцев. Это помогло заложить основу для нового федерального законодательства — Закона о защите могил коренных американцев и репатриации , принятого в 1990 году. [13] Поскольку артефакты уже были отделены от первоначальных захоронений, племя решило построить для них музей. Членов племени обучали реставраторам восстанавливать повреждения, причиненные столетиями под землей, а также хранить и обращаться с ними во время десятилетних судебных баталий.
С 1991 по 1999 год в Тунике был музей, спроектированный в форме древних курганов-платформ их народа для хранения Сокровищ. Земляное сооружение заняло символическое место первоначального захоронения под землей. Позже это здание было закрыто, а коллекция была перенесена в новое здание, в котором расположены выставочный зал музея, лаборатория консервации и реставрации, помещения для племенной общины и правительственные учреждения племени. [32] [33]
Федеральное признание
[ редактировать ]Племя начало официальные попытки быть признанным федеральным правительством в 1940-х годах под руководством вождя Эли Барбри, который возглавил группу в Вашингтон, округ Колумбия. [13] Федеральное признание дало бы племени право на получение социальных программ в соответствии с Законом о реорганизации Индии 1934 года . Над этой задачей работали несколько вождей, в том числе вождь Хорас Пиерит-старший. Сокровище Туника считалось частью доказательства исторической преемственности племени. В 1981 году они были признаны правительством США как индейцы туника-билокси из Луизианы . [2] Официально признанное название племени — племя Туника-Билокси из Луизианы.
Туника язык
[ редактировать ]
Туника (или Тоника , или менее распространенная форма Юрон). [34] ) язык является языковым изолятом . Последний известный носитель Туники, Сесостри Ючигант , умер в 1948 году. [35] Лингвист Мэри Хаас работала с Ючигантом в 1930-х годах, чтобы описать то, что он помнил об этом языке, и это описание было опубликовано в «Грамматике языка Туника» в 1941 году, за ним последовали « Тексты Туника» в 1950 году и Словарь Туника в 1953 году. Племя Туника жило неподалеку. к племенам Ofo и Avoyeles , но общение между ними было возможно только посредством использования Mobilian Jargon или французского языка . [36] Большинство современных Туника говорят по-английски , а несколько пожилых членов говорят на французском как на родном языке. Тунику преподают на еженедельных языковых занятиях, в программах погружения и в летнем молодежном лагере. [35]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ТУНИКА (ТУНИКА) ПИРАМИДЫ, связь Северной Америки и Азии» .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Джеффри П. Брэйн (1990). Туника-Билокси . Издательство «Челси Хаус». п. 93 . ISBN 978-1-55546-731-9 .
- ^ Галлай, Алан (1 января 2002 г.). Индийская работорговля: расцвет английской империи на юге Америки, 1670–1717 гг . Издательство Йельского университета. п. 115 . ISBN 0300101937 .
куруэ.
- ^ Майкл Джонсон (2000). Энциклопедия коренных племен Северной Америки . Книги Грамерси . ISBN 0-517-16342-Х .
- ^ Перейти обратно: а б с д Хадсон, Чарльз М. (1997). Рыцари Испании, Воины Солнца: Эрнандо Де Сото и древние вождества Юга . Издательство Университета Джорджии . ISBN 0-8203-1888-4 .
- ^ Морс, Филлис А. (1981). Паркин: археологические исследования 1978–1979 годов на территории округа Кросс, штат Арканзас . Серия исследований археологических исследований Арканзаса. ОСЛК 7540091 . Неизвестный ID 0882-4591.
- ^ Морс, Дэн (1990). «Фаза Нодена». В Дае, Дэвид Х.; Кокс, Шерил Энн (ред.). Города и храмы вдоль Миссисипи . Пресса Университета Алабамы . ISBN 0-8173-0455-Х .
- ^ «Сообщение о завоевании Флориды, представленное Луисом Эрнандесом де Бьедмой в 1544 году королю Испании на совете» . Архивировано из оригинала 12 июля 2009 г. Проверено 10 февраля 2010 г.
- ^ Джордж Э. Сабо (2008). «Индейцы Туника и Короа» . Сайт индейцев Арканзаса . Университет Арканзаса . Проверено 10 февраля 2010 г.
- ^ Инка Гарсиласо де ла Вега (1605 г.). Флорида инков . Лиссабон .
- ^ «Рассказ об экспедиции де Сото на основе дневника Родриго Ранхеля» . Архивировано из оригинала 17 марта 2009 г. Проверено 30 сентября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Майкл П. Хоффман (1994). «Этническая идентичность и культурные изменения в протоисторический период Восточного Арканзаса». В Патрисии Б. Квачка (ред.). Перспективы Юго-Востока-Лингвистика, археология и этноистория . Издательство Университета Джорджии . ISBN 0-8203-1593-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с «По тропе Туника-Туника Билокси сегодня» . Архивировано из оригинала 19 сентября 2007 г. Проверено 10 февраля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «ПО ТУНИЧЕСКОЙ ТРОПЕ-Викторина» . Проверено 30 января 2018 г.
- ^ «Роль соли в предыстории Восточной Северной Америки» . Архивировано из оригинала 13 апреля 2010 г. Проверено 13 февраля 2010 г.
- ^ Галлай, Алан (2002). Индийская работорговля: расцвет английской империи на юге Америки 1670-1717 гг . Нью-Йорк: Издательство Йельского университета . ISBN 9780300087543 .
- ^ Перейти обратно: а б с д «ПО ТУНИЧЕСКОЙ ТРОПЕ» . Архивировано из оригинала 9 февраля 2010 г. Проверено 14 февраля 2010 г.
- ^ Пондер, Элвен, Дж. «Чарриер против Белла» . Текст дела . Проверено 19 января 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Археологический памятник Бладхаунд» (PDF) . Проверено 13 февраля 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б Дюваль, Кэтлин (2006). «Взаимосвязь и разнообразие во французской Луизиане» (PDF) . У Григория А. Васелкова (ред.). Мантия Поухатана: индейцы на колониальном юго-востоке, переработанное и расширенное издание . Издательство Университета Небраски . ISBN 0-8032-9861-7 .
- ^ Чарльз Ф. Лоусон. «Археологическое исследование электромагнитных особенностей: пример французского жилища, плантации конца восемнадцатого века в Натчезе, округ Адамс, штат Миссисипи» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 ноября 2007 г. Проверено 21 августа 2007 г.
- ^ Лоренц, Карл Г. (2000). «Натчез Юго-Западного Миссисипи». В Бонни Дж. Макьюэн (ред.). Индейцы Большого Юго-Востока: историческая археология и этноистория . Университетское издательство Флориды. ISBN 0-8130-1778-5 .
- ^ Джон Суонтон (1911). Индейские племена нижней долины Миссисипи и прилегающего побережья Мексиканского залива . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт .
- ^ договор Парижский в Корбетт, Джулиан (1918). Англия в Семилетней войне: исследование комбинированной стратегии Vol. II (Второе изд.). Лондон: Лонгман, Грин и Ко.
- ^ Эллис, Элизабет. «Маленькая нация с мощными сетями: туники в восемнадцатом веке». История Луизианы: Журнал Исторической ассоциации Луизианы , том. 58, нет. 2, 2017, стр. 133–78. Веб-сайт JSTOR Проверено 6 августа 2022 г.
- ^ «Факты о Марксвилле, штат Луизиана» . Проверено 15 февраля 2010 г.
- ^ «О Марксвилле» . Архивировано из оригинала 14 января 2010 г. Проверено 15 февраля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «По тропе Туника-Марксвилл» . Архивировано из оригинала 31 августа 2007 г. Проверено 15 февраля 2010 г.
- ^ «Казино и курорт Paragon — племя Туника Билокси» . Проверено 13 февраля 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Перепись 2000 года PHC-T-18. Коренные племена американских индейцев и Аляски в Соединенных Штатах: 2000 год» (PDF) . Проверено 11 февраля 2010 г.
- ^ «Племя Туника Билокси из Луизианы» . Архивировано из оригинала 8 июня 2010 г. Проверено 13 февраля 2010 г.
- ^ Племя Туника Билокси из Луизианы, Музей племен и Центр культурных ресурсов , заархивировано из оригинала 8 октября 2011 г. , получено 2 февраля 2018 г.
- ^ «Музей» . Племя Туника-Билокси из Луизианы . Племя Туника-Билокси . Проверено 2 февраля 2018 г.
- ^ «Языковые названия: Т» . Архивировано из оригинала 13 января 2010 г. Проверено 15 февраля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Туника в Ethnologue (25-е изд., 2022 г.)
- ^ Хаас, Мэри Р. Туника . Нью-Йорк: Издательство JJ Augustin, 1940.
- Резервация Туника-Билокси, Луизиана, Бюро переписи населения США
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- История Туника-Билокси
- Племя Туника-Билокси из Луизианы
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .