Кофиташеки
Кофитачеки было верховным вождеством, основанным около 1300 г. н. э. и столкнувшимся с экспедицией Эрнандо де Сото в Южной Каролине в апреле 1540 года. Позже Кофитачеки посетил Хуан Пардо во время его двух экспедиций (1566–1568) и Генри Вудворд в 1670 году. существовали как политическое образование до 1701 года.
Расположение
[ редактировать ]Поиски местонахождения Кофитачеки были стимулированы вековыми поисками маршрута Эрнандо де Сото во время его четырехлетнего путешествия по большей части юго-востока Соединенных Штатов. Испанцы описали Кофитачеки как примерно 10-дневное путешествие на восток от Окуте через необитаемую пустыню. Кофитачеки располагался на большой реке примерно в 100 милях от побережья. Несколько других городов находились поблизости, в том числе Талимеко, который, как говорят, находился примерно в 3 милях от него и располагался на утесе с видом на «ущелье реки». Описание Талимеко указывает на то, что Кофитачеки находился недалеко от линии падения Атлантического побережья , где реки Атлантического побережья резко падают с холмистой предгорной территории на равнины, простирающиеся вглубь страны от побережья. Другой город, названный Илапи или Иласи, располагался на второй реке на востоке. Кофитачеки был не только большим городом, но и церемониальным центром. О размерах Кофитачеки свидетельствует тот факт, что де Сото во время своей оккупации занял около половины домов в городе для размещения своих 600 человек (и, кроме того, для размещения, вероятно, нескольких сотен вассалов и рабов). Таким образом, археологические руины Кофитачеки должны быть обширными. [ 1 ]
Первые контакты
[ редактировать ]Кофитачеки, возможно, привлек внимание испанцев еще в 1521 году, когда два испанских корабля исследовали побережье Южной Каролины. В настоящее время в заливе Винья , недалеко от города Джорджтаун , они захватили и поработили около шестидесяти человек, которые заявили, что являются подданными правителя по имени Датха или Духаре. Датха, возможно, был правителем Кофиташеки, примерно в 90 милях от Джорджтауна. Один из пленников по имени Франсиско Чикора выучил испанский язык и посетил Испанию . Он описал Датху Петру Мученику как «белого», высокого роста, который носил на плечах своих подданных и управлял большим регионом городов с земляными курганами, на которых проводились религиозные церемонии. По словам Чикоры, большое количество жемчуга и драгоценностей можно найти в Ксапире, городе или вождестве недалеко от Датхи. [ 2 ]
В 1526 году, вдохновленный этими историями, Лукас Васкес де Айльон возглавил 600 человек, чтобы основать колонию, которая будет эксплуатировать предполагаемые богатства Датхи. В заливе Винья один из его кораблей потерпел крушение, а Чикора и другие бежали от испанцев. Эйллон основал поселение недалеко от Сапело-Саунд на территории современной Джорджии , но он умер, и через три месяца колония была заброшена, а 150 выживших вернулись в Карибское море. [ 3 ] Колония Эйльона, вероятно, была источником предметов европейского производства, позже обнаруженных Де Сото в Кофитачеки. [ 4 ]
Де Сото и «Леди Кофитачки»
[ редактировать ]В то время как де Сото был среди народа Апалачи во Флориде , пленный мальчик по имени Перико рассказал ему о провинции под названием «Юпаха», которой управляет женщина и которая богата золотом . Де Сото решил выбрать Юпаху, который оказался альтернативным названием Кофитачеки. Весной 1540 года де Сото и его армия отправились на север через центральную Джорджию к на реке Окони городу Кофаки в современном округе Грин, штат Джорджия , в вождестве Окуте . Жители Кальфаки знали о Кофитачеки, но не знали его точного местонахождения. Де Сото произвел впечатление на 700 человек из Колфаки и двинулся на восток, в большую необитаемую пустыню, разделяющую вождества Окуте и Кофитакеки. Он добрался до Кофитакеки только через две недели. [ 6 ]
Де Сото встретила женщина, которую летописцы называют Леди Кофитакеки , которую перенесли из города к берегу реки на носилках, покрытых нежной белой тканью. Они считали ее предводительницей деревень. [ 7 ] Действительно, она управляла тысячами подданных как «верховный вождь». [ 8 ] Проведя в деревне несколько недель, испанцы взяли «Леди» в плен и заложницу и направились к следующему вождеству на северо-западе, Хоаре . В конце концов она сбежала. Испанцы не нашли золота ни в Кофитачеки, ни где-либо в его окрестностях. [ 9 ]
Более поздние экспедиции
[ редактировать ]Хуан Пардо с отрядом из 125 испанцев посетил Кофитачеки (который он также называл Канози) в двух экспедициях между 1566 и 1568 годами. Хуан де Торрес возглавил 10 испанских солдат и 60 местных союзников в Кофитачеки в двух экспедициях в 1627–1628 годах. Его «хорошо принял вождь, которого очень уважают остальные вожди, которые все подчиняются ему и признают его вассальную зависимость». В 1670 году англичанин Генри Вудворд отправился вглубь страны из Чарлстауна, Южная Каролина, в Кофитачеки. Он назвал вождя «императором» и сказал, что в городе насчитывается 1000 лучников. «Император» Кофитачеки посетил Чарльстон в 1670 и 1672 годах. Через некоторое время после этого Кофитачеки был заброшен. К 1701 году, когда здесь проезжал Джон Лоусон , район Кофитачеки был заселен лишь небольшими поселениями конгари . [ 10 ]
Описание
[ редактировать ]Кофитачеки был типичным представителем нескольких верховных вождеств Миссисипи на юге Америки во времена де Сото: город в центре вождества, часто содержащий церемониальные курганы и храмы и контролирующий большое количество более мелких поселений с влиянием центра, распространяющимся за пределы много миль. Вождества часто граничили с необитаемой территорией как буферной зоной между враждующими вождествами. Основой экономики было кукурузное земледелие. Кофитачеки был, пожалуй, самым восточным из вождеств Миссисипи и одним из последних, основанным после 1300 года нашей эры. [ 11 ]
В Кофитакеки было три уровня политической власти. Ората , по - был младшим дворянином видимому, отвечавшим за деревню или несколько деревень. Мико , был великим дворянином занимавшим один из административных центров вождества, предположительно с курганом. Над ними стоял gran cacique , великий вождь или верховный вождь . Меньшими должностными лицами были йниха , или инаны , которые были помощниками вождей, возможно, сравнимыми с магистратами. Ятики были переводчиками и представителями. Культура Кофитачеки была вариантом культуры Ламара , который в целом был сопоставим с культурой народа Окуте в Джорджии. [ 12 ]
Жителей Кофитачеки часто описывают как говорящих на маскогском языке , но это не точно. В зону влияния Кофитачеки, вероятно, входили носители языка сиу и ирокезы ( чероки ). Лингвист Блэр А. Рудс проанализировал топонимы шестнадцатого века от Кофитачике/Каноса до Ксуаллы. Рудес использовал термин Cofitacheque в широком смысле, включая все города, которые предположительно были частью вождества Cofitacheque или были союзниками. Он показывает, что предыдущие попытки использовать записанные топонимы для идентификации жителей шестнадцатого века с племенами восемнадцатого века были ошибочными:
«Предыдущие исследования этимологии топонимов из Кофичеки лучше всего можно охарактеризовать как длинные предположения и короткие по строгости. Хотя этимологии были предложены для многих топонимов, лишь немногие выдерживают тщательный анализ. К сожалению, недостатки в предыдущих анализах не помешали исследователям использовать результаты, чтобы сделать радикальные выводы об этническом и языковом составе этой территории. Рудс далее предполагает, что, хотя Букер, Хадсон и Рэнкин следуют предположению Джона Свонтона о том, что «люди, говорящие на маскогском языке, были основной составляющей населения». населения», тщательный анализ фактов не подтверждает этот вывод». Хотя Хадсон и др. выдвинул несколько географических названий на орбите Кофитачеки как мускогейские, Рудес обнаружил, что только одно имеет мускогейское происхождение, а именно Талимеко/Таломеко. Но это название, утверждает он, скорее всего, не местное название, а описательное имя, данное переводчиком, говорящим на языке Маскоги. Название просто означает город, в котором проживает вождь, или город вождей. Таким образом, Рудес заключает, что из всех топонимов городов от Кофитачеки до Гуасили, записанных в XVI веке, ни одно, судя по лингвистическим данным, не было мускогским городом. [ 13 ]
Некоторые ученые предполагают, что Кофитачеки политически контролировал группу городов вокруг современного Камдена, участок реки Уотери и ее окрестностей протяженностью от 80 до 100 миль (130–160 км) в Южной Каролине, а также аналогичную часть реки Пи-Ди . Более отдаленные города в предгорьях Северной Каролины и на прибрежных равнинах Южной Каролины, возможно, платили дань Кофитачеки, но сохраняли определенную свободу. Ученый Чарльз Хадсон перечислил более 30 городов, которые могли находиться под контролем Кофитачеки, что указывает на численность населения вождества в несколько десятков тысяч человек. [ 14 ]
Вождество Кофитачеки, возможно, находилось в упадке, когда его посетили де Сото в 1540 году и Пардо в 1566 году, причем во многом этот упадок был вызван жестоким уходом де Сото и его армии. Де Сото нашел в городе немного кукурузы, чтобы прокормить своих солдат, и увидел доказательства того, что эпидемия, возможно, европейского происхождения, уничтожила население нескольких поселений. Тем не менее, слава и некоторое влияние Кофитачеки сохранялись еще 100 лет до визита Вудворда. Почему Кофиташеки исчезли, а на их месте появились более мелкие общины, неизвестно, хотя разрушительные последствия европейских болезней, вероятно, были одним из факторов. Выжившие жители Кофитачеки, говорящие на мускогском языке , вероятно, были поглощены народом сиу, населявшим этот район в 1701 году, когда его посетил Лоусон . [ 15 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ ДеПраттер, Честер Б. «Кофитачки: этноисторические и археологические свидетельства», Университет Южной Каролины, ученый Commons, стр. 138–139; http://scholarcommons.sc.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1122&context=sciaa_staffpub , по состоянию на 14 октября 2013 г.
- ^ Хадсон, Чарльз Найтс из Испании, Воины Солнца, Афины: University of Georgia Press, 1997, стр. 33–35.
- ^ Хадсон, стр. 36–37.
- ^ ДеПраттер, стр. 134–135.
- ^ Король, Грейс Элизабет (1914). «Де Сото и его люди на земле Флориды» (PDF) . Компания Макмиллан.
- ^ Хадсон, стр. 165–171.
- ^ Хадсон, Чарльз М. (1997). Рыцари Испании, Воины Солнца . Издательство Университета Джорджии.
- ^ Снайдер, Кристина (2009). Джонсон, Джоан; Литтлфилд, Валинда; Сприлл, Марджори (ред.). «Леди Кофитачеки: гендер и политическая власть среди коренных южан». Женщины Южной Каролины: их жизнь и времена . Афины: Издательство Университета Джорджии: 16.
- ^ Чески, Энн (3 июля 2023 г.). «История WNC: самое раннее европейское поселение во внутренних районах США находилось в WNC» . Эшвилл Ситизен Таймс .
- ^ ДеПраттер, стр. 133–138.
- ^ Хадсон, Чарльз Экспедиции Хуана Пардо Вашингтон: Smithsonian Institution Press, 1990, стр. 68–73
- ^ Хадсон, Чарльз М. (1997). Рыцари Испании, Воины Солнца . Издательство Университета Джорджии.
- ^ Блэр А. Рудс, «Топонимы Кофитачеки», Антропологическая лингвистика, Vol. 46, № 4 (зима, 2004 г.), стр. 359-426.
- ^ Хадсон, Экспедиции Хуана Пардо, стр. 68–70, 75, 83.
- ^ Праттер, стр. 133.
Ссылки
[ редактировать ]- Хадсон, Чарльз М. , Рыцари Испании, Воины Солнца: Эрнандо Де Сото и древние вождества Юга , University of Georgia Press, 1997. ISBN 0-8203-1888-4
- Патрисия Галлоуэй, редактор, Экспедиция Эрнандо де Сото , Линкольн: University of Nebraska Press, 1997. ISBN 0-8032-2157-6
Другие места и персонажи, встреченные экспедицией Де Сото.
[ редактировать ]- Список мест и людей, посещенных экспедицией Эрнандо де Сото
- Культура Миссисипи
- Юго-восточный церемониальный комплекс
Внешние ссылки
[ редактировать ]