Апалачи
![]() Территория Апалачи во Флориде Панхандл | |
Общая численность населения | |
---|---|
вымерло как племя | |
Регионы со значительной численностью населения | |
США Флорида , юго-западная Джорджия | |
Языки | |
Апалачи | |
Родственные этнические группы | |
другие мускогские народы |
Апалачи коренными народами были юго-восточных лесных массивов , в частности коренными народами Флориды , которые жили во Флориде Панхандл до начала 18 века. [ 1 ] Они жили между реками Аусилла и Охлокони . [ 2 ] во главе залива Апалачи , области, известной как провинция Апалачи . Они говорили на маскогском языке под названием апалачи , который сейчас вымер .
Апалачи заняли место кургана Вельда примерно с 1450 г. н.э. [ нужна ссылка ] но они в основном отказались от него, когда испанцы основали поселения в 17 веке. Впервые они столкнулись с испанскими исследователями в 1528 году, когда прибыла экспедиция Нарваэса . Их племенные враги, европейские болезни и европейское вторжение серьезно сократили их население.
Война с 1701 по 1704 год опустошила Апалачи, и к 1704 году они покинули свою родину, бежав на север, в Каролины , Джорджию и Алабаму . [ 3 ]
Язык
[ редактировать ]Язык апалачи был мускогским языком . [ 2 ] о котором мало что известно. Вымер . в конце 18 века Единственный сохранившийся документ Апалачи - это письмо 1688 года, написанное вождями Апалачи испанскому королю. [ 2 ]
Имя
[ редактировать ]Этнограф Джон Рид Суонтон писал, что апалачи , возможно, произошло от термина на языке хитчити, обозначающего «люди на другой стороне», или на языке чокто, от слова апелачи означающего «помощник». [ 4 ] Иногда его писали Abalache , Abalachi или Abolachi . [ 5 ]
Культура
[ редактировать ]![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2014 г. ) |
Считается, что Апалачи являются частью культуры Форт-Уолтона . [ нужна ссылка ] культура Флориды, находящаяся под влиянием культуры Миссисипи .
Апалачи были садоводами со стратифицированными вождествами и оседлыми городами и деревнями. [ 2 ] Как и многие другие юго-восточные племена, у них есть чередующаяся двойная система правления с военным вождем и мирным вождем. [ 2 ] Лидерство было наследственным и матрилинейным . [ 6 ]
Во время визита Эрнандо де Сото в 1539 и 1540 годах столицей Апалачей была Анхайка (современный Таллахасси, Флорида ). Апалачи жили в деревнях разного размера или на отдельных фермах площадью 0,5 акра (0,20 га) или около того. В небольших поселениях мог быть один земляной холм и несколько домов. Более крупные города (от 50 до 100 домов) были вождествами . Они были организованы вокруг земляных курганов, построенных десятилетиями для церемониальных, религиозных и погребальных целей.
Деревни и города часто располагались возле озер, поскольку коренные жители охотились на рыбу и использовали воду для бытовых нужд и транспорта. Самая большая община апалачей находилась у озера Джексон , к северу от современного Таллахасси . В этом райцентре было несколько курганов и 200 и более домов. Некоторые из сохранившихся курганов охраняются в государственном археологическом парке Лейк-Джексон-Маундс .
Апалачи выращивали кукурузу , фасоль и тыкву, а также амарант и подсолнечник. [ 7 ] Они также собирали дикие растения, в том числе хурму, майский перец, желуди, грецкие орехи, орехи гикори, хурму, сассафрас, яупон падуб , капустную пальму ( Сабаль пальметто ) и сереноа ( Сереноа ). [ 7 ] Они охотились на оленей , черных медведей , кроликов , опоссумов , белок, гусей, диких индеек и горных львов. [ 7 ]
Апалачи были частью обширной торговой сети, которая простиралась от побережья Мексиканского залива до Великих озер и на запад до территории нынешней Оклахомы . Благодаря этой торговле Апалачи приобретали медные артефакты, листы слюды , зеленокамня и галенита из отдаленных мест. Апалачи, вероятно, платили за такой импорт ракушками, жемчугом, зубами акулы, консервированной рыбой и мясом морских черепах , солью, а также листьями и ветками кассины (которые использовались для приготовления черного напитка ).
Апалачи изготавливали орудия труда из камня, костей и ракушек. Они изготавливали глиняную посуду , ткали ткани и выделывали оленьую кожу . Они строили дома, покрытые пальмовыми листьями, корой кипарисов или тополей . Они хранили еду в ямах в земле, выстланных циновками , а коптили или сушили пищу на стеллажах над костром. (Когда Эрнандо де Сото захватил город Апалачи Анаико в 1539 году, он нашел достаточно запасов еды, чтобы прокормить свои 600 человек и 220 лошадей в течение пяти месяцев.)
Мужчины Апалачи носили набедренную повязку из оленьей кожи . Женщины носили юбки из испанского мха или других растительных волокон. мужчины красили свои тела красной охрой Готовясь к бою, и вставляли перья в волосы. Мужчины курили табак во время церемониальных ритуалов, в том числе для исцеления.
Апалачи снимали скальпы с убитых ими противников, демонстрируя скальпы как признак воинских способностей. [ нужна ссылка ] Снятие скальпа было средством вступления в класс воинов и отмечалось танцем со скальпом. Воины носили головные уборы из птичьих клювов и меха животных. Ожидалось, что деревня или клан убитого воина отомстит за его смерть.
Игра с мячом
[ редактировать ]Апалачи играли в игру с мячом, иногда известную как «игра с мячом Апалачи», подробно описанную испанцами в 17 веке. Самое полное описание, [ 8 ] однако оно было написано в рамках кампании отца Хуана де Пайвы , священника миссии Сан-Луис-де-Талимали , по запрету игры, и некоторые из описанных практик могли быть преувеличены. Игра была частью ритуальных практик, которые отец Пайва считал языческими суевериями. Он также был обеспокоен влиянием участия сообщества в играх на благосостояние деревень и испанских миссий. В частности, он беспокоился о том, что города остаются беззащитными перед рейдерами, когда жители уезжают на игру, и что во время игрового сезона полевые работы игнорируются. Другие миссионеры (и приезжий епископ Кубы) жаловались на игру, но большинству испанцев (включая первоначально отца Павию) она понравилась (и, скорее всего, связанные с ней азартные игры). По крайней мере, они защищали это как обычай, который нельзя нарушать, и это помогло Апалачи быть счастливыми и готовыми работать в полях. Сами апалачи заявили, что игра «стара, как память», и что у них «нет других развлечений… или избавления от… страданий». [ 9 ]
Никакого местного названия игры не сохранилось. Испанцы называли это el juego de la pelota , «игра с мячом». В игре нужно было ударить маленьким твердым мячом по единственной стойке ворот . В ту же игру играли и жители западного Тимукуа , и она имела у них столь же важное значение, как и у апалачей. [ 10 ] В похожую, но отдельную игру играли жители восточного Тимукуа; Рене Гулен де Лодоньер записал, как видел эту игру в исполнении Сатурива из нынешнего Джексонвилля, Флорида, в 1564 году. [ 10 ] Стойки ворот, подобные тем, которые использовали апалачи, также были замечены в Куза современном вождестве в Алабаме в 16 веке, что позволяет предположить, что в подобные игры с мячом играли на большей части региона. [ 11 ]
Одна деревня вызывала другую деревню на игру, а затем две деревни договаривались о дне и месте проведения матча. После того, как были созданы испанские миссии, игры обычно проводились в воскресенье днем, примерно с полудня до темноты. Обе команды пнули небольшой мяч (ненамного больше мушкетного ), сделанный из засохшей грязи, обернутой оленьей кожей, пытаясь попасть в стойку ворот. Единственная стойка ворот была треугольной, плоской и выше ширины, на длинной стойке (Бушнелл описал ее, основываясь на рисунке в испанской рукописи, как «похожую на высокую плоскую рождественскую елку с длинным стволом»). были раковины улиток , гнездо и чучело орла На стойке ворот . По краям поля для обеих команд ставились скамейки, а иногда и беседки для их затенения. Зрители делали большие ставки на игры. Поскольку Апалачи обычно не использовали деньги, их ставки делались на личные вещи. [ 12 ]
В каждой команде было от 40 до 50 человек. Лучшие игроки высоко ценились, и деревни давали им дома, засаживали для них поля и не обращали внимания на их проступки, стремясь сохранить таких игроков в своих командах. Игроки набирали одно очко, если попадали мячом в стойку ворот, и два очка, если мяч попадал в гнездо. В игре было выиграно одиннадцать очков. Игра была жесткой. Они пытались спрятать мяч во рту; другие игроки душили их или пинали в живот, чтобы выбить мяч. Были единичные случаи смерти. По словам отца Пайвы, пять игр подряд закончились беспорядками. [ 13 ]
История происхождения игры была тщательно продуманной. Вызов команды на игру, установка стоек ворот и скамеек для игроков, а также другие аспекты регламентировались строгими церемониальными протоколами. Христианские элементы стали частью игры. Игроки начали просить священников совершить знак перекрещивания скоплений людей во время игры. [ 14 ]
История
[ редактировать ]В густонаселенных Апалачи существовало сложное, сильно стратифицированное общество региональных вождеств . [ 15 ] Они были одной из культур Миссисипи и частью обширной торговой сети, достигающей Великих озер . Их репутация была такова, что, когда племена южной Флориды впервые столкнулись с экспедицией Панфило де Нарваэса , они заявили, что богатства, которые искали испанцы, можно найти в стране Апалачи.
Топоним « Аппалачи » происходит от встречи экспедиции Нарваэса в 1528 году с народом Токобага , который говорил о стране под названием Апалачен, расположенной далеко на севере. [ 16 ] Несколько недель спустя экспедиция вошла на территорию Апалачи к северу от реки Аусилла. Одиннадцать лет спустя экспедиция Эрнандо де Сото достигла главного города Апалачей Анхайки , где-то в районе современного Таллахасси, Флорида , вероятно, недалеко от озера Микосуки. [ 17 ] Впоследствии испанцы адаптировали индейское название Апалачи и применили его к прибрежному региону, граничащему с заливом Апалачи , а также к племени, которое в нем жило. Экспедиция Нарваэса впервые вошла на территорию Апалачей 15 июня 1528 года. «Аппалачи» — четвертый старейший сохранившийся европейский топоним в Соединенных Штатах. [ 18 ]
Испанские встречи
[ редактировать ]
Две испанские экспедиции столкнулись с Апалачи в первой половине 16 века. Экспедиция Панфило де Нарваеса вошла во владения Апалачи в 1528 году и прибыла в деревню, которая, по мнению Нарваэса, была главным поселением в Апалачи. [ 19 ] Апалачи сопротивлялись атакам испанцев, и экспедиция Нарваэса бежала в залив Апалачи, где построила пять лодок и попыталась отплыть в Мексику . Только четверо мужчин пережили это испытание.
В 1539 году Эрнандо де Сото высадился на западном побережье полуострова Флорида с большим отрядом людей и лошадей для поиска золота . Коренные американцы сказали ему, что в «Апалачи» можно найти золото. Историки не определили, имели ли в виду коренные жители горы северной Джорджии , настоящий источник золота, или ценные медные артефакты, которые апалачи приобрели в результате торговли. В любом случае де Сото и его люди отправились на север, на территорию Апалачей, в поисках драгоценного металла.
Из-за своего предыдущего опыта участия в экспедиции Нарваэса и сообщений о боях между экспедицией де Сото и племенами на этом пути Апалачи боялись и ненавидели испанцев. Когда экспедиция де Сото вошла во владения Апалачи, испанские солдаты, по описанию, «пронзали каждого индейца, встреченного по обе стороны дороги». [ 20 ] Де Сото и его люди захватили город Апалачи Анаика , где провели зимы 1539 и 1540 годов.
Апалачи сопротивлялись быстрыми рейдами и засадами. Их стрелы могли пробить два слоя кольчуги . Они нацелились на лошадей испанцев, что в остальном давало испанцам преимущество перед пешими апалачи. Апалачи были описаны как «испытавшие больше удовольствия от убийства одного из этих животных, чем от убийства четырех христиан». [ 20 ] Весной 1540 года де Сото и его люди покинули владения Апалачи и направились на север, в территорию нынешнего штата Джорджия. [ 20 ]
Испанские миссии и войны 18 века
[ редактировать ]Около 1600 года испанские священники -францисканцы основали успешную миссию среди Апалачей, добавив в течение следующего столетия еще несколько поселений. Принятие священников апалачами могло быть связано с социальным стрессом, поскольку они потеряли население из-за инфекционных заболеваний, принесенных европейцами. Многие Апалачи обратились в католицизм , создавая при этом синкретическую форму своих традиций и христианства. В феврале 1647 года Апалачи восстали против испанцев возле миссии под названием Сан-Антонио-де-Бакуа в современном округе Леон, штат Флорида . Восстание изменило отношения между испанскими властями и Апалачи. После восстания мужчины Апалачи были вынуждены работать над общественными проектами в Сент-Огастине или на ранчо, принадлежащих испанцам. [ 21 ] [ 22 ]
Сан-Луис-де-Талимали , западная столица испанской Флориды с 1656 по 1704 год, является национальным историческим памятником в Таллахасси, штат Флорида . Историческое место используется живой истории . как музей Департаментом археологии Флориды [ 23 ] Включая муниципальный дом коренных народов, он воссоздает одну из испанских миссий и культуру Апалачи, показывая тесно связанную жизнь Апалачи и испанцев в этих поселениях. В 2006 году историческое место получило президентскую премию «Сохраните Америку». [ 24 ]
В 1670-х годах племена к северу и западу от Апалачи (включая Чискас , Апалачиколас , Ямаси и другие группы в Конфедерации Маскоги ) совершали набеги на миссии Апалачи и захватывали пленников. Пленников они продали в британскую колонию Каролина , где они были проданы в рабство каролинским колонистам. Видя, что испанцы не могут полностью защитить их, некоторые апалачи присоединились к своим врагам. Репрессивные рейды Апалачи, предпринятые частично с целью захватить английских торговцев, отодвинули базовые лагеря рейдеров на восток, откуда они продолжали совершать набеги на миссии Апалачи, а также на миссии в провинции Тимукуа . Также были предприняты усилия по созданию миссий вдоль реки Апалачикола для создания буферной зоны. В частности, среди племени Чакато было учреждено несколько миссий . В 1702 году Апалачиколас устроили засаду почти 800 воинам Апалачи, Чакато и Тимукуана вместе с несколькими испанскими солдатами после того, как несколько миссий Апалачи и Тимукуа подверглись набегам. Лишь 300 воинам удалось избежать засады. [ 25 ]
Когда в 1702 году началась война королевы Анны (североамериканский театр войны за испанское наследство ), Англия и Испания официально находились в состоянии войны, а набеги английских колонистов и их индейских союзников на испанцев и индейцев-миссионеров во Флориде и юго-восточной Джорджии ускорились. . В начале 1704 года полковник ополчения Каролины Джеймс Мур возглавил 50 колонистов и 1000 апалачиколов и других криков в серии рейдов на испанские миссии во Флориде . Некоторые деревни сдались без боя, другие были разрушены. Мур вернулся в Каролину с 1300 сдавшимися апалачи и еще 1000 взятыми в рабство. В середине 1704 года еще один крупный рейд на Крик захватил еще больше миссий и большое количество апалачей. В обоих рейдах миссионеров и индейцев-христиан пытали и убивали, иногда сдирая с них шкуру заживо. Эти рейды стали известны как резня в Апалачи . Когда слухи о третьем набеге достигли испанцев в Сан-Луис-де-Талимали, они решили покинуть провинцию. [ 26 ] Около 600 выживших после набегов Мура апалачей были расселены недалеко от Нью-Виндзора, Южная Каролина . После войны Ямаси группа Нью-Виндзор присоединилась к Лоуэр-Крик , и многие вернулись во Флориду . [ 27 ]
Когда испанцы покинули провинцию Апалачи в 1704 году, около 800 выживших индейцев, в том числе апалачи, чакатос и ямаси, бежали на запад, в Пенсаколу , вместе со многими испанцами, жившими в провинции. Недовольные условиями в Пенсаколе, большинство апалачей двинулись дальше на запад, в контролируемый французами Мобил . Они столкнулись с желтой лихорадки эпидемией в городе и потеряли еще больше людей.
Позже некоторые апалачи перебрались к Ред-Ривер в современной Луизиане , а другие вернулись в район Пенсаколы, в деревню под названием Нуэстра-Сеньора-де-ла-Соледад-и-Сан-Луис. Несколько апалачи из района Пенсаколы вернулись в провинцию Апалачи около 1718 года, поселившись возле недавно построенного испанского форта в Сент-Марксе, Флорида . Многие апалачи из деревни Ивитачуко переехали в место под названием Абосайя недалеко от укрепленного испанского ранчо на территории нынешнего округа Алачуа, Флорида . В конце 1705 года оставшиеся миссии и ранчо в этом районе подверглись нападению, и Абосая находился в осаде в течение 20 дней. Апалачи Абосайи двинулись к югу от Сент-Огастина, но большинство из них было убито в ходе набегов в течение года.
Банда Ред-Ривер в Луизиане объединилась с другими индейскими группами, и многие в конечном итоге отправились на запад вместе с Маскоги. [ нужна ссылка ]
Когда в 1763 году Флорида была передана Великобритании , несколько семей апалачи из миссии Сан-Жозеф-де-Эскамб , живших тогда по соседству с испанским президио Пенсаколы в общине, состоящей из 120 индейцев апалачи и ямаси , были переселены в Веракрус , Мексика . Восемьдесят семь индейцев, живших недалеко от Сент-Огастина, некоторые из которых, возможно, были потомками Апалачей, были доставлены в Гуанабакоа , Куба . [ 28 ]
В конце 18 века некоторые оставшиеся апалачи, принявшие христианство, объединились с нижними криками и соседними племенами в семинолов . [ 29 ]
Группы культурного наследия
[ редактировать ]Несколько организаций утверждают, что представляют сегодня потомков народа Апалачи. Ни одно из них не является племенем, признанным на федеральном уровне или государством . [ 30 ] К этим непризнанным племенам относятся:
- Группа талимали индейцев апалачи из Пайнвилля, штат Луизиана [ 31 ]
- Индейское племя Апалачей из Александрии, Луизиана [ 31 ]
- Группа индейцев Апалачи Талимали из Стоунволла, Луизиана .
См. также
[ редактировать ]- Анаика
- Культура Леона-Джефферсона
- Список коренных американцев в Соединенных Штатах
- Список мест и людей, посещенных экспедицией Эрнандо де Сото
- Список организаций, которые идентифицируют себя как индейские племена
- Зона разрушения Миссисипи
- Мускогейские языки
- Война королевы Анны
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бобби Г. Макьюэн, «Апалачи и соседние группы», 676.
- ^ Jump up to: а б с д и Бобби Г. Макьюэн, «Апалачи и соседние группы», 669.
- ^ Бобби Г. Макьюэн, «Апалачи и соседние группы», 673.
- ^ Суонтон, Джон Р. (2003). Индейские племена Северной Америки . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. п. 122. ИСБН 978-0-806317304 .
- ^ Кларк, Патрисия Робертс (21 октября 2009 г.). Племенные названия Америки: варианты написания и альтернативные формы, перекрестные ссылки . МакФарланд. п. 10. ISBN 978-0-7864-5169-2 .
- ^ Бобби Г. Макьюэн, «Апалачи и соседние группы», 670.
- ^ Jump up to: а б с Бобби Г. Макьюэн, «Апалачи и соседние группы», 671.
- ^ Доступно в английском переводе по адресу http://earlyfloridalit.net/?page_id=59 , получено 5 июня 2015 г.
- ^ Бушнелл, «Эта демоническая игра», 5, 6–15.
- ^ Jump up to: а б Ханн, Джон Х. (1996) История индейцев Тимукуа и миссий , стр. 107–111. Университетское издательство Флориды. ISBN 0-8130-1424-7 .
- ^ Бушнелл, «Эта демоническая игра», 5.
- ^ Бушнелл, «Эта демоническая игра», 5–6.
- ^ Бушнелл, «Эта демоническая игра», 6–7, 9, 13, 15.
- ^ Бушнелл, «Эта демоническая игра», 10–15.
- ^ «Провинция Апалачи». Архивировано 19 октября 2014 г. в Wayback Machine , History and Archeology, Friends of Mission San Luis, 2008, по состоянию на 1 февраля 2010 г.
- ^ Шнайдер, стр. 102-103.
- ^ Дэвис, Аарон (1977). «О наименовании Аппалачей» (PDF) . В Уильямсоне, JW (ред.). Аппалачский симпозиум: эссе, написанные в честь Кратиса Д. Уильямса . Бун, Северная Каролина: Издательство Аппалачского государственного университета . Проверено 12 июля 2015 г.
- ^ Стюарт, Джордж (1945). Имена на земле: исторический отчет о топонимах в Соединенных Штатах . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. п. 17.
- ^ Шнайдер, с. 145
- ^ Макьюэн, Бонни. «Сан-Луис-де-Талимали (или Миссия Сан-Луис)» . Гуманитарный совет Флориды. Архивировано из оригинала 16 ноября 2013 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ Спенсер К. Такер; Джеймс Р. Арнольд; Роберта Винер (30 сентября 2011 г.). Энциклопедия войн североамериканских индейцев, 1607–1890: политическая, социальная и военная история . АВС-КЛИО. п. 27. ISBN 978-1-85109-697-8 . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ «Домашняя страница Friends of Mission San Luis, Inc.» . Архивировано из оригинала 12 февраля 2006 г. Проверено 16 мая 2006 г.
- ^ «Президент Джордж Буш и г-жа Буш вручают награду «Сохраните Америку» за культурно-исторический туризм доктору Бонни Макьюэн, исполнительному директору миссии Сан-Луис из Таллахасси, штат Флорида, слева, и г-же Колумбе Буш, первой леди Флориды. в Овальном кабинете, понедельник, 1 мая 2006 года. Фотография Белого дома Эрика Дрейпера» . georgewbush-whitehouse.archives.gov .
- ^ Миланич: 183-4
- ^ Миланич: 184-5, 187
- ^ Рикки, Энциклопедия индейцев Джорджии, 77.
- ^ Миланич: 187-8, 191, 195.
Тони Хорвиц, «Племя апалачи, пропавшее без вести на протяжении веков, выходит из укрытия, заархивировано 6 ноября 2016 г. в Wayback Machine », The Wall Street Journal , 9 марта 2005 г.; Страница A1 на веб-сайте Ассоциации Weyanoke, по состоянию на 29 апреля 2010 г.
Рики, Энциклопедия индейцев Джорджии, 76–77. - ^ Кларк, Блю (2020). Индийские племена Оклахомы: Путеводитель, второе издание . Норман: Университет Оклахомы Пресс. п. 326. ИСБН 9780806167619 . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ «Племена, признанные на федеральном и государственном уровне» . Национальная конференция законодательных собраний штатов . Архивировано из оригинала 25 октября 2022 года . Проверено 23 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Список петитонеров по штатам» (PDF) . 12 ноября 2013 года . Проверено 23 августа 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бушнелл, Эми. (1978). «Эта демоническая игра»: кампания по прекращению игры индейцев в пелоту в Испанской Америке, 1675–1684 гг.». Америка 35(1):1–19. Перепечатано в журнале Дэвида Херста Томаса. (1991). Миссии испанской Флориды . Справочники по испанскому приграничью 23 . Нью-Йорк: Издательство Garland Publishing. ISBN 0-8240-2098-7
- Макьюэн, Бонни Г. (2004). Фогельсон, Раймонд Д. (ред.). Справочник индейцев Северной Америки: Юго-Восток, Том. 14 . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. стр. 669–76. ISBN 0-16-072300-0 .
- Миланич, Джеральд Т. (2006). Трудимся на полях Господних: испанские миссии и юго-восточные индейцы. Университетское издательство Флориды. ISBN 0-8130-2966-X
- Рики, Дональд (2001). Энциклопедия индейцев Джорджии: Индейцы Джорджии и Юго-Востока . Книги коренных американцев. ISBN 9780403097456 .
- Шнайдер, Пол (2006). Жестокое путешествие: Кабеса де Вака и эпическая история первого пересечения Северной Америки . Генри Холт. ISBN 0-8050-6835-X
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, Робин С. (1994). Первые люди Флориды , Сарасота, Флорида: Pineapple Press, Inc. ISBN 1-56164-032-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Апалачи» , уроки Флориды , Университет Южной Флориды
- Государственный археологический парк Лейк-Джексон-Маундс - официальный сайт
- «Апалачи» , Региональная фольклорная жизнь, Университет Северного штата Луизиана.
- Джессика Э. Сарасени, «Поверхность Апалачей в Луизиане» , Археология , 29 июля 1997 г.