подмигивание
Общая численность населения | |
---|---|
Вымерло как племя. Потомки стали Ючи [ 1 ] или слились с Шони и Маскоги | |
Регионы со значительной численностью населения | |
США (Восточный Теннесси , Юго-Западная Вирджиния , Испанская Флорида ) | |
Языки | |
язык ючи | |
Религия | |
Религия коренных народов |
Чиска — племя коренных американцев, жившее на территории современного восточного Теннесси. [ 1 ] и юго-западная Вирджиния в 16 веке. Их потомки, ючи, жили на территории современной Алабамы , Джорджии и Флориды в 17, 18 и начале 19 веков и были переселены на территорию Индии в 1830-х годах.
Экспедиция Эрнандо де Сото услышала о кисках и, возможно, имела краткий контакт с ними в 1540 году. Экспедиции Хуана Пардо 1566 и 1568 годов столкнулись с кисками и сразились с ними.
К началу 17 века люди чиска присутствовали в нескольких частях испанской Флориды , находясь в разное время и в разных местах в попеременно дружественных или враждебных отношениях с испанцами и народами испанской миссионерской системы . После захвата укрепленного города Чиска испанцами и Апалачи в 1677 году некоторые Чиска укрылись в северном Теннесси, где они были поглощены шауни , и в городах Маскоги в Алабаме. Примерно на рубеже 18-го века некоторые чиски, которых к тому времени обычно называли Ючи, присоединились к городам провинции Апалачикола , которые расселились вокруг ручья Очиси в центральной Джорджии, став, таким образом, частью «нижних городов Конфедерации Маскоги ». Несколько Чиска оставались в западной Флориде до середины 18 века.
История
[ редактировать ]16 век
[ редактировать ]В 1540 году экспедиция Эрнандо де Сото вошла в южные Аппалачи в Северной Каролине. В городе Косте в устье реки Литл-Теннесси де Сото рассказали о провинции «Чиска», которая находилась к северу от Косте и производила медь и «другой более тонкий, но более мягкий металл того же цвета». [ а ] Согласно рассказу де Сотоса, он отправил небольшой исследовательский отряд возле реки Ноличаки в районе верхнего течения реки Теннесси , где они были атакованы и разбиты воинами Чиска. [ б ] [ 5 ] [ 6 ]
Испанцы основали первую столицу испанской Флориды в Санта-Елене , на острове Пэррис, Южная Каролина . В конце 1566 года капитан Хуан Пардо отправился из Санта-Елены, чтобы исследовать внутренние районы нынешних юго-восточных Соединенных Штатов. Экспедиция Пардо достигла Джоары (место примерно в 20 милях к востоку от Мариона, Северная Каролина ) в конце января 1567 года, где они построили форт Сан-Хуан. Пардо оставил сержанта Эрнандо Мойану ответственным за форт, а сам продолжил свое исследование перед возвращением в Санта-Елену. В марте того же года Мояна сообщил Пардо, что он сражался с вождем по имени Чиска, убив 1000 Чиска и сжег 50 домов. Вскоре после этого Мойане бросил вызов другой вождь (Хадсон и др., Предполагаемый также Чиской). В ответ Мойана маршировал в течение четырех дней с 19 испанскими солдатами и неустановленным количеством Хоараса и захватил обнесенный частоколом город, убив, как утверждается, 1500 жителей и сжег город. Затем Мояна двинулась еще четыре дня в Чиаху. . Чиаха также была окружена частоколом, и Мояна решила построить неподалеку небольшой форт. Города, разрушенные Пардо и его солдатами, в испанских источниках указаны как Маниатик и Гуапере. Луиза Мендес, коренная американка, вышедшая замуж за испанского солдата, была идентифицирована как «касика» (женщина-вождь) города Гуанаитик или Манайтик. Описание Мендесом соленых источников в этом районе было воспринято как доказательство того, что Маниатик находился недалеко от Солтвилля, штат Вирджиния, на реке Холстон . С другой стороны, ДеПраттер и др. поместите города Чиска в верховьях реки Ноличаки или реки Ватауга , или обоих. [ 7 ] [ 8 ]
жили в западной части территории нынешнего штата Флорида Люди, которых испанцы называли Чиска , к концу 16 века . Вождь чакато , Хуан де Диоксале, у которого была мать Чиска, родился в 1595 году. (Провинция Чакато примерно совпадала с бассейном реки Чипола на территории нынешнего округа Джексон, Флорида .)
17 век
[ редактировать ]К 1620-м годам испанские записи показали, что в этом районе проживало много чиска. Когда Хуан де Салинас был губернатором испанской Флориды между 1618 и 1624 годами, он послал солдат за 60 лиг, чтобы наказать Чискаса и Чичимекоса за грабежи и убийства местных христиан в провинциях Тимукуа и Апалачи . В 1639 году испанцы безуспешно пригласили некоторых чиска поселиться возле миссии Тимукуан в 10 лигах от Сент-Огастина в надежде использовать их для охоты на беглецов с миссий и защиты колонии Флориды. Чиска свободно бродили по испанской Флориде в 1640-х годах. В 1647 году Чискас участвовали в восстании Апалачей . После того, как испанцы подавили восстание, Чискас устроил засаду на испанских солдат и местных христиан в соседней провинции Юстага . Затем испанцы приказали Чискам, в том числе тем, кто достиг долины реки Сент-Джонс , поселиться в городах под властью христианских касиков, но Чиска оставались «мятежными» в 1650 и 1651 годах, убивая некоторых жителей миссии и похищая других. У Чиска было несколько поселений недалеко от реки Сент-Джонс, откуда они совершали набеги на миссии Тимукуа и Ранчо Ла Чуа . В 1651 году испанцам удалось изгнать чиску из провинции Тимукуа. [ 9 ]
Среди Чакато и Апалачи
[ редактировать ]Некоторые чиска поселились в устье реки Апалачикола , недалеко от провинции Апалачи, еще в 1661 году, и отношения с испанцами были настолько дружескими, что они пытались нанять некоторых чиска в качестве переводчиков для допроса некоторых чичимеко, взятых в плен испанцами. а в 1675 году попросил чиска не поддерживать чакато в их споре с испанцами. В 1675 году народ чиска, живший недалеко от провинции Апалачи, предупредил испанцев, что англичане призывают чичимеко атаковать испанские миссии и другие группы коренных жителей, подчинившиеся испанскому королю. С другой стороны, в том же году Пабло де Хита Салазар, губернатор Флориды, охарактеризовал чиску как «наших врагов, мятежных людей, необузданных и распущенных». Диас Вара Кальдерон, епископ Кубы, описал чиску как живущих «без каких-либо постоянных поселений и поддерживающих себя охотой, орехами и корнями деревьев». Кальдерон назвал население Чиски более 4000 человек. [ 10 ]
В 1674 году испанские миссии были открыты в двух городах Чакато. Диоксале, вождь чакато, чья мать была чиска, регулярно развлекал Чискаса в своем доме. Диоксале и другие чакато, возмущенные попытками испанских миссионеров заставить их ограничиться одной женой и иным образом соответствовать христианской морали, пригрозили, что киска в деревне в устье реки Апалачикола создаст проблемы другим чакато и миссиям. . Одинокий миссионер в провинции был вынужден бежать, спасая свою жизнь. Испанцы послали несколько солдат и 25 апалачей, вооруженных аркебузами, чтобы поддержать миссионера и изгнать Чискаса, жившего в городах Чакато. В 1676 году чиска перенесли свою деревню из восточного устья реки Апалачикола в реку Чоктаватчи . После переезда Чиска начали совершать рейды в провинциях Апалачи и Тимукуа. [ 11 ]
Чискас, очевидно, совершал набеги на испанские миссии в течение нескольких лет до 1676 года, когда испанцы наконец поняли, что несут ответственность за некоторые из набегов. Считалось, что в 1676 году Чиска совершил набег на несколько миссий в провинции Апалачи, включая Ивитачуко, Патале , Бакукуа, Эскамбе и Аюбале , убив христианских апалачей, хотя некоторые из набегов могли быть совершены Ямаси . К следующему году деревня Чакато переехала в провинцию Апалачи для лучшей защиты от набегов Чискаса. Касик Чакато по имени Мигель показал на слушаниях в Сент-Огастине, что Чиска несут ответственность за убийства в Апалачи и что они намерены продолжать нападения на Апалачи. Позже испанцы обвинили Мигеля в вербовке Чакатоса и Пансаколаса, чтобы они присоединились к Чискам в их нападениях на миссию Апалачи. [ 12 ]
На реке Чоктаватчи
[ редактировать ]К 1677 году город Чиска в устье Апалачиколы был заброшен, и испанцы узнали от информатора Чакато, что Чиска построили город с частоколом на реке Чоктаватчи, в двух днях пути к западу от реки Апалачикола. По описаниям, частокол имел высоту чуть более 16 футов (4,9 м) и длину около 300 шагов с каждой стороны. В верхней части стен у него были доски, на которых могли стоять бойцы, и детали, которые, возможно, были гласисом . Город был достаточно большим, чтобы вместить 700 воинов и их иждивенцев. Испанцам сообщили, что чиска намеревались использовать город как базу для нападения на апалачи, тимукуа, апалачиколу , чакато, сабаколу , кассисту , оконеи , усичи, айхичито и другие народы. [ 13 ]
Испанцы и апалачи организовали экспедицию против города на Чоктаватчи в 1677 году. Они подозревали, что чиска будут наблюдать за тропой, ведущей прямо из провинции Чакато в город Чоктаватчи, поэтому испанско-апалачи двинулись на юг по тропе, которая шла ближе к берегу. Это привело к месту, где Чакато и Пансаколас поселились недалеко от побережья. Эти люди проложили путь к городу Чиска, а затем все перебрались в город Чиска. Испанцы и апалачи использовали этот путь, чтобы без сопротивления приблизиться к городу Чиска. В то время как у испанцев и апалачей было всего 190 человек, 30 единиц огнестрельного оружия, имеющихся у апалачей, значительно превосходили по численности два огнестрельных оружия, которые, как известно, имели киски. Апалачи произвели выстрелы , которые повредили деревянные дома и другие постройки внутри частокола, а также устроили пожары. Многие женщины и дети, укрывшиеся в различных сооружениях, были сожжены заживо. Город находился на утесе с видом на реку, и многие чиски бежали, переплыв реку. [ 14 ]
Выжившие Чискас искали убежища в разных местах. Некоторые отправились в Атасси (родственники Тукабатчи ) на реке Таллапуса и в Тавасу на реке Алабама . Остальные, очевидно, отправились в Теннесси. В 1683 году французский исследователь Ла Саль нашел то, что его экспедиция записала как деревню «Сиска» между реками Камберленд и Теннесси на севере Теннесси. Ла Саль сообщил, что сиски укрылись в Теннесси после того, как их деревня была сожжена объединенными силами англичан и «апалалчитов». Мейсон считает, что вполне вероятно, что Ла Саль неверно истолковал то, что ему сказали, и что жители деревни были Чискас, бежавшими от разрушения своей деревни на Чоктаватчи. Ла Саль убедил этих жителей деревни и шауни к северу от Камберленда переехать в Форт Сент-Луис на территории нынешнего западного Иллинойса , чтобы жить под защитой Франции. Примерно в это же время эти чиска, по-видимому, присоединились к шауни под именем Часкепе . Они следили за более поздними миграциями шауни (1692–1754 гг.) через Вирджинию, Мэриленд, Пенсильванию и Огайо. Ла Саль сообщил, что чиска изначально жили в Аппалачах к востоку от того места, где он их нашел, пока их город не был сожжен колонистами из Флориды. (Он ошибочно назвал этих колонистов англичанами; они были испанцами). [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
Чиска были зарегистрированы в провинции Апалачикола к 1662 году, но, возможно, они обитали там еще в испанской Флориде.
18 век
[ редактировать ]Чиска воевали с городами Апалачикола в 1680-х годах, но к 1702 году заключили с ними союз. Сообщается, что двое Чиска были среди нападавших на миссию Сан-Карлос-де-лос-Чакатос в 1689 году (остальные были из Сабаколы, Коуэты). , Апалачикола и Тикепаш). Чискас вместе с Апалачиколасом участвовал в атаках, которые вытеснили испанцев из провинции Апалачи. Чиска входил в состав отряда (в основном Апалачикола и некоторые Весто) из более чем 400 бойцов, которые устроили засаду и разгромили отряд Апалачи численностью 800 человек в битве при реке Флинт в 1702 году. Апалачи стремились отомстить за более ранние нападения на несколько миссий в провинции Апалачи. , но потеряли более половины своих сил убитыми или пленными. [ 18 ]
Четыре испанца, захваченные группами коренных жителей недалеко от Пенсаколы и освобожденные в Сент-Огастине в 1709 году, сообщили, что Чискас входит в число различных народов, поддерживающих англичан в их войне против испанцев. Эта группа чика, возможно, жила недалеко от племени чокто . [ 19 ]
К 1715 году деревня под названием Учи входила в число нижних городов Конфедерации Маскоги на реке Чаттахучи (на месте бывшей провинции Апалачикола). Джон Свентон идентифицировал жителей этой деревни как Чискас (Ючис). [ 20 ]
Чиска жил в миссии недалеко от Пенсаколы в 1747 году. Сообщалось также, что Чиска жил в 20 или 30 лигах к востоку от Пенсаколы «по дороге в Апалачи» в 1760 году. [ 21 ]
Принадлежность и выживание
[ редактировать ]Джон Р. Свентон приравнял чиску к ючи и весто . Более поздние ученые отвергли отождествление Весто, а некоторые поставили под сомнение отождествление Ючи с Чиской, утверждая, что Суонтон основывал эти связи на неправильной интерпретации маршрута, пройденного де Сото через Аппалачи, и отмечая, что, хотя разные группы, возможно, жили в в одних и тех же местах, но не в одно и то же время. ДеПраттер и др. найдите Чиску в 16 веке в верховьях реки Ноличаки или реки Ватауга . Бек приравнивает город Чиска того же периода к Маниатику на реке Холстон . [ 7 ] [ 22 ] [ 23 ] Суонтон считал, что люди, которых испанцы называют «чичимеко», — это то же самое, что и чиска, но Ханн приравнивает чичимека к весто . Чиска и весто, возможно, говорили на родственных языках, хотя не все авторитеты с этим согласны. Деревня Учи на реке Чаттахучи в 18 веке, возможно, включала как Чичимекос, так и Чискас. Ханн утверждает, что ючи/учи явно произошли от чиска. Остатки Вестоса, возможно, были поглощены Чискас/Ючи. [ 24 ]
Ханн утверждает, что использование испанцами названия «Чиска» для определенной группы людей во Флориде предполагает, что испанцы считали себя такими же, как люди из вождества Чиска, встреченные в Аппалачах экспедициями Хуана Пардо. Некоторые авторы, начиная с Джона Суонтона, считали чикас, весто и ючи одними и теми же людьми, хотя Годдард утверждает, что чикас говорил на языке, отличном от языка весто, и что эти три группы появились на юго-востоке Соединенных Штатов в разное время; чискас в 1618 году, весто в 1661 году и ючи незадолго до 1707 года. Испанцы называли и чискас, и чичимекос в начале 17 века и использовали переводчиков чиска для допроса пленников чичимеко в 1662 году. Народ называли чичимекос (по крайней мере, позже, в 17 веке) испанцами, вероятно, были люди, которых англичане называли Вестос. [ 25 ] [ 26 ]
Чиска также были известны испанцам как Исика или Ючи. [ 27 ] Ханн считает, что имена Чиска, Исика, Ючи, Учи и Учи относятся к одним и тем же людям и, возможно, были связаны с Весто. [ 28 ] Ханн также утверждает, что испанцы начали называть Чиску «Ючи» ( Юджиха на их языке, «Ючи» в английских источниках) в 1715 году. Эти люди были включены в состав нации Маскоги и выживают как отдельная община в Оклахоме . [ 21 ]
Райт отмечает традицию, согласно которой ючи были народом вождества Чиска, с которым столкнулся де Сото, и что в 1763 году они сохранили воспоминания о вождестве Чиска и продолжали говорить на своем собственном языке, несмотря на доминирование носителей Маскоги. Они держались отдельно от говорящих на маскоги , живя с шауни на реке Таллапуса и говорящими на хитчити вдоль реки Чаттахучи. Другие ючи жили в отдельных деревнях на реках Флинт , Саванна и недалеко от залива Тампа . [ 29 ]
Игры с мячом
[ редактировать ]Чискас играли в игру, в которой мужчины сражались с женщинами. Голы были забиты на северной и южной окраинах поля. Ворота были сделаны из ветвей, образующих арку. Обе стороны могли бить или катать мяч, но женщины также могли брать мяч и бегать с ним или передавать его другим женщинам. Игры были частью комплекса ритуалов, кульминацией которых была Церемония Зеленой Кукурузы . Чискас также играли в клюшбол с одной целью, подобно играм, в которые играют люди Маскоги. [ 30 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Тереза Мартин и Луиза Менендес, индейские женщины, которых испанцы вывезли из Аппалачей в 1560-х годах, вспоминали в 1600 году, что жители их городов получили золотые украшения от чиска, и описали чиска (в каком виде Ханн [2006] называет «мифическими терминами») как «белокожих, голубоглазых, рыжеволосых и [носящих] одежда». [ 2 ] [ 3 ]
- ^ Сампек и др. заявить, что маловероятно, чтобы город Чиска располагался вдоль реки Ноличаки, и подсчитать, учитывая, что люди де Сото отсутствовали в течение 10 дней в очень труднопроходимой местности, что Чиска находилась примерно в 25 лигах (87 милях [140 км]) от Косте. [ 4 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Бюхнер, К. Эндрю. «Индейцы Ючи» . Энциклопедия Теннесси . Проверено 4 мая 2024 г.
- ^ ДеПраттер, Хадсон и Смит 1983 , стр. 146.
- ^ Он 2006 , с. 53.
- ^ Сампек, Тейн и Эрнест, 2015 , стр. 60–61.
- ^ Он 2006 , с. 52.
- ^ Хадсон 1997 , с. 203.
- ^ Перейти обратно: а б Бек 1997 , стр. 165–166.
- ^ ДеПраттер, Хадсон и Смит 1983 , стр. 131, 134–135.
- ^ Он 2006 , стр. 52–53, 55–56, 63.
- ^ Он 2006 , стр. 56–58, 88 (карта).
- ^ Он 2006 , стр. 29–33, 45.
- ^ Он 2006 , стр. 38, 41, 59.
- ^ Он 2006 , с. 60, 88 (карта).
- ^ Он 2006 , стр. 60–62.
- ^ Он 2006 , с. 66.
- ^ Мейсон 1963 , стр. 1343–1344.
- ^ Ханна 1911 , стр. 93–95.
- ^ Он 2006 , стр. 49, 67–68, 80, 131.
- ^ Он 2006 , стр. 134–135.
- ^ Он 2006 , стр. 9–10 утра.
- ^ Перейти обратно: а б Он 2006 , с. 68.
- ^ Бойд и Бойд 1991 , с. 83–84.
- ^ ДеПраттер, Хадсон и Смит 1983 , стр. 135.
- ^ Он 2006 , стр. 12, 64–65.
- ^ Годдард 2005 , с. 35.
- ^ Он 2006 , стр. 53–54.
- ^ Он 2006 , с. 80.
- ^ Он 2006 , с. 151.
- ^ Райт 1986 , стр. 9, 110–111.
- ^ Он 2006 , стр. 65–66.
Ссылки
[ редактировать ]- Бек, Робин А. младший (зима 1997 г.). «От Хоары до Чиахи: испанское исследование района вершины Аппалачей, 1540–1568 гг.» (PDF) . Юго-восточная археология . 16 (2): 162–169. JSTOR 40713105 – через библиотеку Википедии.
- Бойд, К. Клиффорд младший; Бойд, Донна К. (январь 1991 г.). «Многомерное исследование бикультурных отношений между тремя поздними доисторическими обществами в Теннесси» (PDF) . Американская древность . 56 (1): 75–88. дои : 10.2307/280974 . JSTOR 280974 . S2CID 161073758 — через библиотеку Википедии.
- ДеПраттер, Честер Б.; Хадсон, Чарльз М .; Смит, Марвин Т. (октябрь 1983 г.). «Путь исследований Хуана Пардо на внутреннем юго-востоке, 1566–1568» (PDF) . Историческое ежеквартальное издание Флориды . 62 (2): 125–158. JSTOR 30146259 – через библиотеку Википедии.
- Годдард, Айвз (весна 2005 г.). «Языки коренных народов Юго-Востока» (PDF) . Антропологическая лингвистика . 47 (1): 1–60. JSTOR 25132315 – через библиотеку Википедии.
- Ханн, Джон Х. (2006). Мир коренных американцев за пределами Апалачи . Университетское издательство Флориды. ISBN 978-0-8130-2982-5 .
- Ханна, Чарльз Август (1911). Тропа дикой природы . Том. II. Сыновья ГП Патнэма. стр. 93–95.
- Хадсон, Чарльз М. (1997). Рыцари Испании, Воины Солнца . Афины, Джорджия: Издательство Университета Джорджии. ISBN 0-8203-1888-4 .
- Мейсон, Кэрол Ирвин (декабрь 1963 г.). «Пересмотр идентификации Весто-Ючи» (PDF ) Американский антрополог . 65 (6): 1342–1346. дои : 10.1525/aa.1963.65.6.02a00080 . JSTOR 668456 - через Википедию, бесплатную энциклопедию.
- Сампек, Кэтрин; Тейн, Джонатан; Эрнест, Говард Х. младший (январь 2015 г.). «Моделирование географической информационной системы маршрута де Сото от Джоары до Чиахи: археология и антропология юго-восточных дорожных сетей в шестнадцатом веке» (PDF) . Американская древность . 80 (1): 46–66. дои : 10.7183/0002-7316.79.4.46 . JSTOR 43186087 . S2CID 55737001 — через библиотеку Википедии.
- Райт, Дж. Лейтч младший (1986). Крики и семинолы (изд. в мягкой обложке). Издательство Университета Небраски. ISBN 0-8032-9728-9 .