Jump to content

подмигивание

подмигивание
Общая численность населения
Вымерло как племя. Потомки стали Ючи [ 1 ] или слились с Шони и Маскоги
Регионы со значительной численностью населения
США (Восточный Теннесси , Юго-Западная Вирджиния , Испанская Флорида )
Языки
язык ючи
Религия
Религия коренных народов

Чиска племя коренных американцев, жившее на территории современного восточного Теннесси. [ 1 ] и юго-западная Вирджиния в 16 веке. Их потомки, ючи, жили на территории современной Алабамы , Джорджии и Флориды в 17, 18 и начале 19 веков и были переселены на территорию Индии в 1830-х годах.

Экспедиция Эрнандо де Сото услышала о кисках и, возможно, имела краткий контакт с ними в 1540 году. Экспедиции Хуана Пардо 1566 и 1568 годов столкнулись с кисками и сразились с ними.

К началу 17 века люди чиска присутствовали в нескольких частях испанской Флориды , находясь в разное время и в разных местах в попеременно дружественных или враждебных отношениях с испанцами и народами испанской миссионерской системы . После захвата укрепленного города Чиска испанцами и Апалачи в 1677 году некоторые Чиска укрылись в северном Теннесси, где они были поглощены шауни , и в городах Маскоги в Алабаме. Примерно на рубеже 18-го века некоторые чиски, которых к тому времени обычно называли Ючи, присоединились к городам провинции Апалачикола , которые расселились вокруг ручья Очиси в центральной Джорджии, став, таким образом, частью «нижних городов Конфедерации Маскоги ». Несколько Чиска оставались в западной Флориде до середины 18 века.

В 1540 году экспедиция Эрнандо де Сото вошла в южные Аппалачи в Северной Каролине. В городе Косте в устье реки Литл-Теннесси де Сото рассказали о провинции «Чиска», которая находилась к северу от Косте и производила медь и «другой более тонкий, но более мягкий металл того же цвета». [ а ] Согласно рассказу де Сотоса, он отправил небольшой исследовательский отряд возле реки Ноличаки в районе верхнего течения реки Теннесси , где они были атакованы и разбиты воинами Чиска. [ б ] [ 5 ] [ 6 ]

Испанцы основали первую столицу испанской Флориды в Санта-Елене , на острове Пэррис, Южная Каролина . В конце 1566 года капитан Хуан Пардо отправился из Санта-Елены, чтобы исследовать внутренние районы нынешних юго-восточных Соединенных Штатов. Экспедиция Пардо достигла Джоары (место примерно в 20 милях к востоку от Мариона, Северная Каролина ) в конце января 1567 года, где они построили форт Сан-Хуан. Пардо оставил сержанта Эрнандо Мойану ответственным за форт, а сам продолжил свое исследование перед возвращением в Санта-Елену. В марте того же года Мояна сообщил Пардо, что он сражался с вождем по имени Чиска, убив 1000 Чиска и сжег 50 домов. Вскоре после этого Мойане бросил вызов другой вождь (Хадсон и др., Предполагаемый также Чиской). В ответ Мойана маршировал в течение четырех дней с 19 испанскими солдатами и неустановленным количеством Хоараса и захватил обнесенный частоколом город, убив, как утверждается, 1500 жителей и сжег город. Затем Мояна двинулась еще четыре дня в Чиаху. . Чиаха также была окружена частоколом, и Мояна решила построить неподалеку небольшой форт. Города, разрушенные Пардо и его солдатами, в испанских источниках указаны как Маниатик и Гуапере. Луиза Мендес, коренная американка, вышедшая замуж за испанского солдата, была идентифицирована как «касика» (женщина-вождь) города Гуанаитик или Манайтик. Описание Мендесом соленых источников в этом районе было воспринято как доказательство того, что Маниатик находился недалеко от Солтвилля, штат Вирджиния, на реке Холстон . С другой стороны, ДеПраттер и др. поместите города Чиска в верховьях реки Ноличаки или реки Ватауга , или обоих. [ 7 ] [ 8 ]

жили в западной части территории нынешнего штата Флорида Люди, которых испанцы называли Чиска , к концу 16 века . Вождь чакато , Хуан де Диоксале, у которого была мать Чиска, родился в 1595 году. (Провинция Чакато примерно совпадала с бассейном реки Чипола на территории нынешнего округа Джексон, Флорида .)

К 1620-м годам испанские записи показали, что в этом районе проживало много чиска. Когда Хуан де Салинас был губернатором испанской Флориды между 1618 и 1624 годами, он послал солдат за 60 лиг, чтобы наказать Чискаса и Чичимекоса за грабежи и убийства местных христиан в провинциях Тимукуа и Апалачи . В 1639 году испанцы безуспешно пригласили некоторых чиска поселиться возле миссии Тимукуан в 10 лигах от Сент-Огастина в надежде использовать их для охоты на беглецов с миссий и защиты колонии Флориды. Чиска свободно бродили по испанской Флориде в 1640-х годах. В 1647 году Чискас участвовали в восстании Апалачей . После того, как испанцы подавили восстание, Чискас устроил засаду на испанских солдат и местных христиан в соседней провинции Юстага . Затем испанцы приказали Чискам, в том числе тем, кто достиг долины реки Сент-Джонс , поселиться в городах под властью христианских касиков, но Чиска оставались «мятежными» в 1650 и 1651 годах, убивая некоторых жителей миссии и похищая других. У Чиска было несколько поселений недалеко от реки Сент-Джонс, откуда они совершали набеги на миссии Тимукуа и Ранчо Ла Чуа . В 1651 году испанцам удалось изгнать чиску из провинции Тимукуа. [ 9 ]

Среди Чакато и Апалачи

[ редактировать ]

Некоторые чиска поселились в устье реки Апалачикола , недалеко от провинции Апалачи, еще в 1661 году, и отношения с испанцами были настолько дружескими, что они пытались нанять некоторых чиска в качестве переводчиков для допроса некоторых чичимеко, взятых в плен испанцами. а в 1675 году попросил чиска не поддерживать чакато в их споре с испанцами. В 1675 году народ чиска, живший недалеко от провинции Апалачи, предупредил испанцев, что англичане призывают чичимеко атаковать испанские миссии и другие группы коренных жителей, подчинившиеся испанскому королю. С другой стороны, в том же году Пабло де Хита Салазар, губернатор Флориды, охарактеризовал чиску как «наших врагов, мятежных людей, необузданных и распущенных». Диас Вара Кальдерон, епископ Кубы, описал чиску как живущих «без каких-либо постоянных поселений и поддерживающих себя охотой, орехами и корнями деревьев». Кальдерон назвал население Чиски более 4000 человек. [ 10 ]

В 1674 году испанские миссии были открыты в двух городах Чакато. Диоксале, вождь чакато, чья мать была чиска, регулярно развлекал Чискаса в своем доме. Диоксале и другие чакато, возмущенные попытками испанских миссионеров заставить их ограничиться одной женой и иным образом соответствовать христианской морали, пригрозили, что киска в деревне в устье реки Апалачикола создаст проблемы другим чакато и миссиям. . Одинокий миссионер в провинции был вынужден бежать, спасая свою жизнь. Испанцы послали несколько солдат и 25 апалачей, вооруженных аркебузами, чтобы поддержать миссионера и изгнать Чискаса, жившего в городах Чакато. В 1676 году чиска перенесли свою деревню из восточного устья реки Апалачикола в реку Чоктаватчи . После переезда Чиска начали совершать рейды в провинциях Апалачи и Тимукуа. [ 11 ]

Чискас, очевидно, совершал набеги на испанские миссии в течение нескольких лет до 1676 года, когда испанцы наконец поняли, что несут ответственность за некоторые из набегов. Считалось, что в 1676 году Чиска совершил набег на несколько миссий в провинции Апалачи, включая Ивитачуко, Патале , Бакукуа, Эскамбе и Аюбале , убив христианских апалачей, хотя некоторые из набегов могли быть совершены Ямаси . К следующему году деревня Чакато переехала в провинцию Апалачи для лучшей защиты от набегов Чискаса. Касик Чакато по имени Мигель показал на слушаниях в Сент-Огастине, что Чиска несут ответственность за убийства в Апалачи и что они намерены продолжать нападения на Апалачи. Позже испанцы обвинили Мигеля в вербовке Чакатоса и Пансаколаса, чтобы они присоединились к Чискам в их нападениях на миссию Апалачи. [ 12 ]

На реке Чоктаватчи

[ редактировать ]

К 1677 году город Чиска в устье Апалачиколы был заброшен, и испанцы узнали от информатора Чакато, что Чиска построили город с частоколом на реке Чоктаватчи, в двух днях пути к западу от реки Апалачикола. По описаниям, частокол имел высоту чуть более 16 футов (4,9 м) и длину около 300 шагов с каждой стороны. В верхней части стен у него были доски, на которых могли стоять бойцы, и детали, которые, возможно, были гласисом . Город был достаточно большим, чтобы вместить 700 воинов и их иждивенцев. Испанцам сообщили, что чиска намеревались использовать город как базу для нападения на апалачи, тимукуа, апалачиколу , чакато, сабаколу , кассисту , оконеи , усичи, айхичито и другие народы. [ 13 ]

Испанцы и апалачи организовали экспедицию против города на Чоктаватчи в 1677 году. Они подозревали, что чиска будут наблюдать за тропой, ведущей прямо из провинции Чакато в город Чоктаватчи, поэтому испанско-апалачи двинулись на юг по тропе, которая шла ближе к берегу. Это привело к месту, где Чакато и Пансаколас поселились недалеко от побережья. Эти люди проложили путь к городу Чиска, а затем все перебрались в город Чиска. Испанцы и апалачи использовали этот путь, чтобы без сопротивления приблизиться к городу Чиска. В то время как у испанцев и апалачей было всего 190 человек, 30 единиц огнестрельного оружия, имеющихся у апалачей, значительно превосходили по численности два огнестрельных оружия, которые, как известно, имели киски. Апалачи произвели выстрелы , которые повредили деревянные дома и другие постройки внутри частокола, а также устроили пожары. Многие женщины и дети, укрывшиеся в различных сооружениях, были сожжены заживо. Город находился на утесе с видом на реку, и многие чиски бежали, переплыв реку. [ 14 ]

Выжившие Чискас искали убежища в разных местах. Некоторые отправились в Атасси (родственники Тукабатчи ) на реке Таллапуса и в Тавасу на реке Алабама . Остальные, очевидно, отправились в Теннесси. В 1683 году французский исследователь Ла Саль нашел то, что его экспедиция записала как деревню «Сиска» между реками Камберленд и Теннесси на севере Теннесси. Ла Саль сообщил, что сиски укрылись в Теннесси после того, как их деревня была сожжена объединенными силами англичан и «апалалчитов». Мейсон считает, что вполне вероятно, что Ла Саль неверно истолковал то, что ему сказали, и что жители деревни были Чискас, бежавшими от разрушения своей деревни на Чоктаватчи. Ла Саль убедил этих жителей деревни и шауни к северу от Камберленда переехать в Форт Сент-Луис на территории нынешнего западного Иллинойса , чтобы жить под защитой Франции. Примерно в это же время эти чиска, по-видимому, присоединились к шауни под именем Часкепе . Они следили за более поздними миграциями шауни (1692–1754 гг.) через Вирджинию, Мэриленд, Пенсильванию и Огайо. Ла Саль сообщил, что чиска изначально жили в Аппалачах к востоку от того места, где он их нашел, пока их город не был сожжен колонистами из Флориды. (Он ошибочно назвал этих колонистов англичанами; они были испанцами). [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]

Чиска были зарегистрированы в провинции Апалачикола к 1662 году, но, возможно, они обитали там еще в испанской Флориде.

Чиска воевали с городами Апалачикола в 1680-х годах, но к 1702 году заключили с ними союз. Сообщается, что двое Чиска были среди нападавших на миссию Сан-Карлос-де-лос-Чакатос в 1689 году (остальные были из Сабаколы, Коуэты). , Апалачикола и Тикепаш). Чискас вместе с Апалачиколасом участвовал в атаках, которые вытеснили испанцев из провинции Апалачи. Чиска входил в состав отряда (в основном Апалачикола и некоторые Весто) из более чем 400 бойцов, которые устроили засаду и разгромили отряд Апалачи численностью 800 человек в битве при реке Флинт в 1702 году. Апалачи стремились отомстить за более ранние нападения на несколько миссий в провинции Апалачи. , но потеряли более половины своих сил убитыми или пленными. [ 18 ]

Четыре испанца, захваченные группами коренных жителей недалеко от Пенсаколы и освобожденные в Сент-Огастине в 1709 году, сообщили, что Чискас входит в число различных народов, поддерживающих англичан в их войне против испанцев. Эта группа чика, возможно, жила недалеко от племени чокто . [ 19 ]

К 1715 году деревня под названием Учи входила в число нижних городов Конфедерации Маскоги на реке Чаттахучи (на месте бывшей провинции Апалачикола). Джон Свентон идентифицировал жителей этой деревни как Чискас (Ючис). [ 20 ]

Чиска жил в миссии недалеко от Пенсаколы в 1747 году. Сообщалось также, что Чиска жил в 20 или 30 лигах к востоку от Пенсаколы «по дороге в Апалачи» в 1760 году. [ 21 ]

Принадлежность и выживание

[ редактировать ]

Джон Р. Свентон приравнял чиску к ючи и весто . Более поздние ученые отвергли отождествление Весто, а некоторые поставили под сомнение отождествление Ючи с Чиской, утверждая, что Суонтон основывал эти связи на неправильной интерпретации маршрута, пройденного де Сото через Аппалачи, и отмечая, что, хотя разные группы, возможно, жили в в одних и тех же местах, но не в одно и то же время. ДеПраттер и др. найдите Чиску в 16 веке в верховьях реки Ноличаки или реки Ватауга . Бек приравнивает город Чиска того же периода к Маниатику на реке Холстон . [ 7 ] [ 22 ] [ 23 ] Суонтон считал, что люди, которых испанцы называют «чичимеко», — это то же самое, что и чиска, но Ханн приравнивает чичимека к весто . Чиска и весто, возможно, говорили на родственных языках, хотя не все авторитеты с этим согласны. Деревня Учи на реке Чаттахучи в 18 веке, возможно, включала как Чичимекос, так и Чискас. Ханн утверждает, что ючи/учи явно произошли от чиска. Остатки Вестоса, возможно, были поглощены Чискас/Ючи. [ 24 ]

Ханн утверждает, что использование испанцами названия «Чиска» для определенной группы людей во Флориде предполагает, что испанцы считали себя такими же, как люди из вождества Чиска, встреченные в Аппалачах экспедициями Хуана Пардо. Некоторые авторы, начиная с Джона Суонтона, считали чикас, весто и ючи одними и теми же людьми, хотя Годдард утверждает, что чикас говорил на языке, отличном от языка весто, и что эти три группы появились на юго-востоке Соединенных Штатов в разное время; чискас в 1618 году, весто в 1661 году и ючи незадолго до 1707 года. Испанцы называли и чискас, и чичимекос в начале 17 века и использовали переводчиков чиска для допроса пленников чичимеко в 1662 году. Народ называли чичимекос (по крайней мере, позже, в 17 веке) испанцами, вероятно, были люди, которых англичане называли Вестос. [ 25 ] [ 26 ]

Чиска также были известны испанцам как Исика или Ючи. [ 27 ] Ханн считает, что имена Чиска, Исика, Ючи, Учи и Учи относятся к одним и тем же людям и, возможно, были связаны с Весто. [ 28 ] Ханн также утверждает, что испанцы начали называть Чиску «Ючи» ( Юджиха на их языке, «Ючи» в английских источниках) в 1715 году. Эти люди были включены в состав нации Маскоги и выживают как отдельная община в Оклахоме . [ 21 ]

Райт отмечает традицию, согласно которой ючи были народом вождества Чиска, с которым столкнулся де Сото, и что в 1763 году они сохранили воспоминания о вождестве Чиска и продолжали говорить на своем собственном языке, несмотря на доминирование носителей Маскоги. Они держались отдельно от говорящих на маскоги , живя с шауни на реке Таллапуса и говорящими на хитчити вдоль реки Чаттахучи. Другие ючи жили в отдельных деревнях на реках Флинт , Саванна и недалеко от залива Тампа . [ 29 ]

Игры с мячом

[ редактировать ]

Чискас играли в игру, в которой мужчины сражались с женщинами. Голы были забиты на северной и южной окраинах поля. Ворота были сделаны из ветвей, образующих арку. Обе стороны могли бить или катать мяч, но женщины также могли брать мяч и бегать с ним или передавать его другим женщинам. Игры были частью комплекса ритуалов, кульминацией которых была Церемония Зеленой Кукурузы . Чискас также играли в клюшбол с одной целью, подобно играм, в которые играют люди Маскоги. [ 30 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Тереза ​​​​Мартин и Луиза Менендес, индейские женщины, которых испанцы вывезли из Аппалачей в 1560-х годах, вспоминали в 1600 году, что жители их городов получили золотые украшения от чиска, и описали чиска (в каком виде Ханн [2006] называет «мифическими терминами») как «белокожих, голубоглазых, рыжеволосых и [носящих] одежда». [ 2 ] [ 3 ]
  2. ^ Сампек и др. заявить, что маловероятно, чтобы город Чиска располагался вдоль реки Ноличаки, и подсчитать, учитывая, что люди де Сото отсутствовали в течение 10 дней в очень труднопроходимой местности, что Чиска находилась примерно в 25 лигах (87 милях [140 км]) от Косте. [ 4 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Бюхнер, К. Эндрю. «Индейцы Ючи» . Энциклопедия Теннесси . Проверено 4 мая 2024 г.
  2. ^ ДеПраттер, Хадсон и Смит 1983 , стр. 146.
  3. ^ Он 2006 , с. 53.
  4. ^ Сампек, Тейн и Эрнест, 2015 , стр. 60–61.
  5. ^ Он 2006 , с. 52.
  6. ^ Хадсон 1997 , с. 203.
  7. ^ Перейти обратно: а б Бек 1997 , стр. 165–166.
  8. ^ ДеПраттер, Хадсон и Смит 1983 , стр. 131, 134–135.
  9. ^ Он 2006 , стр. 52–53, 55–56, 63.
  10. ^ Он 2006 , стр. 56–58, 88 (карта).
  11. ^ Он 2006 , стр. 29–33, 45.
  12. ^ Он 2006 , стр. 38, 41, 59.
  13. ^ Он 2006 , с. 60, 88 (карта).
  14. ^ Он 2006 , стр. 60–62.
  15. ^ Он 2006 , с. 66.
  16. ^ Мейсон 1963 , стр. 1343–1344.
  17. ^ Ханна 1911 , стр. 93–95.
  18. ^ Он 2006 , стр. 49, 67–68, 80, 131.
  19. ^ Он 2006 , стр. 134–135.
  20. ^ Он 2006 , стр. 9–10 утра.
  21. ^ Перейти обратно: а б Он 2006 , с. 68.
  22. ^ Бойд и Бойд 1991 , с. 83–84.
  23. ^ ДеПраттер, Хадсон и Смит 1983 , стр. 135.
  24. ^ Он 2006 , стр. 12, 64–65.
  25. ^ Годдард 2005 , с. 35.
  26. ^ Он 2006 , стр. 53–54.
  27. ^ Он 2006 , с. 80.
  28. ^ Он 2006 , с. 151.
  29. ^ Райт 1986 , стр. 9, 110–111.
  30. ^ Он 2006 , стр. 65–66.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3a2d1bdbb72aff2f3535302670d946cb__1721944740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3a/cb/3a2d1bdbb72aff2f3535302670d946cb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chisca - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)