Ючи
![]() Ючи люди танцуют Танец Большой Черепахи, 1909 год. | |
Общая численность населения | |
---|---|
2010: 623 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() Сегодня: Оклахома Исторически: Теннесси , позже Алабама и Джорджия. | |
Языки | |
Английский , ранее Ючи | |
Религия | |
Христианство ( методистское ), Топающий танец , Индейская церковь [2] | |
Родственные этнические группы | |
Маскоги люди [2] |
Люди Ючи [4] — индейское племя , базирующееся в Оклахоме . Их первоначальная родина находилась на юго-востоке нынешних США.
В 16 веке народ ючи жил в восточной долине реки Теннесси в штате Теннесси . В конце 17 века они двинулись на юг, в Алабаму , Джорджию и Южную Каролину , поселившись недалеко от народа Маскоги-Крик . [2] [5] Некоторые также мигрировали в район Флориды. После многих смертей от эпидемических заболеваний и войн в 18 веке, несколько выживших банд ючи были переселены на территорию Индии в 1830-х годах вместе со своими союзниками из Маскоги-Крик. [2]
Сегодня ючи живут в основном в северо-восточной части Оклахомы , где многие из них являются гражданами признанной на федеральном уровне нации Маскоги (Крик) . Они сохраняют особую культурную самобытность, а некоторые говорят на языке ючи , изолированном лингвистическом языке . [2]
Имя
[ редактировать ]
Термин Ючи переводится как «там сидеть/жить» или «находиться там». Их автоним , или собственное имя, Цояха или Койаха , означает «Дети Солнца». Их язык изолирован. Шауни Тахокале называли их , а чероки — Аниюци. [6]
История
[ редактировать ]Во время первого контакта с европейцами народ ючи жил на территории современного восточного Теннесси . [5] В 1541 году испанский исследователь Эрнандо де Сото описал их как могущественное племя, известное как Ути, которое также было связано с племенем Чиска .
Существуют как исторические, так и археологические свидетельства, документирующие несколько городов Ючи 18 века. Среди них был Честоуи в современном округе Брэдли, штат Теннесси . В 1714 году по инициативе двух английских мехом из Южной Каролины чероки торговцев напали и уничтожили Честоуи. Чероки были готовы продолжить свои атаки дальше, на поселения ючи к югу от реки Саванна , но колониальное правительство Южной Каролины не потворствовало этому. Разрушение Честоуи чероки ознаменовало их превращение в крупную державу на юго-востоке . [7] [ нужна страница ]

Позднее города ючи были зарегистрированы в западной части Южной Каролины и северной Джорджии, куда племя мигрировало, спасаясь от давления со стороны чероки. «Маунт-Плезант» была отмечена как находившаяся на реке Саванна в современном графстве Эффингем, штат Джорджия , примерно с 1722 по 1750 год. Чтобы воспользоваться преимуществами торговли, британцы основали там торговый пост и небольшой военный гарнизон, который они назвали Маунт-Плезант. Приятный. [8]
«Ючи-Таун» (также называемый Уче-Таун), большое поселение на реке Чаттахучи , было задокументировано с середины до конца 18 века. Он был расположен недалеко от Ючи (или Уче)-Крик, примерно в десяти милях вниз по реке от поселения Маскоги-Крик в Коуэты Старом городе . Натуралист посетил Ючи-Таун в Уильям Бартрам 1778 году. В своих письмах он назвал его самым большим и компактным индийским городом, который он когда-либо встречал, с большими, хорошо построенными домами. [8] [9] Индейский агент США Бенджамин Хокинс также посетил город и описал ючи как «более организованные и трудолюбивые», чем другие племена Конфедерации Маскоги-Крик . Ючи начали двигаться дальше, некоторые в сторону Флориды.

В конце 18 века английские колонисты отметили Пацилигу — поселение на реке Флинт . Другими поселениями ючи, возможно, были деревни, отмеченные на реке Окони возле Учи-Крик в округе Уилкинсон, штат Джорджия , и на Брайер-Крик в Берк или Скревен округах , также в Джорджии. Известно, что город Ючи существовал с 1746 по 1751 год на месте современного Силвер-Блафф в округе Эйкен, Южная Каролина , который возник в конце 18 века. [8]
В 18 веке ючи заключили союз с белыми поселенцами в южных колониях , торговая с ними оленьими шкурами и индийскими рабами . Население ючи резко сократилось в XVIII веке из-за евразийских инфекционных заболеваний , к которым у них не было иммунитета, а также войны с чероки, переселявшимися на их территорию. После американской революции люди ючи поддерживали тесные отношения с Конфедерацией Маскоги-Крик, в которую позже были включены признанные на федеральном уровне члены. В конце 18 века некоторые ючи мигрировали на юг, во Флориду, вместе с маскоги, где они стали частью недавно сформированного народа семинолов . [10]
Во время войны за ручей 1813–1814 годов, которая перекрывала войну 1812 года , многие ючи присоединились к партии «Красные палки» , традиционалистам, выступавшим против народа Маскоги из нижних городов, перенявшего аспекты европейско-американской культуры. Ючи-Таун пришел в упадок. Племя Ючи стало одной из беднейших общин Маскоги, в то же время получив плохую репутацию. [9] Археологический объект города, объявленный Национальным историческим памятником , находится в пределах современного Форт-Мур , штат Джорджия .
В 1830-х годах правительство США насильно переселило ючи вместе с маскоги из Алабамы и Джорджии на территорию Индии (современная Оклахома ), к западу от реки Миссисипи. Ючи поселились в северной и северо-западной частях народа Маскоги. Три племенных города, которые ючи основали здесь в 19 веке, существуют и сегодня: Дак-Крик, Хорек и Сэнд-Крик. [2] [10]
Вторая война семинолов
[ редактировать ]До 1818 года некоторые ючи переехали в район озера Микосуки на севере Флориды, поселившись рядом с беженцами из Маскоги. Эндрю Джексона Вторжение в этот район во время Первой войны семинолов привело к переселению ючи в восточную Флориду. Они сражались бок о бок с семинолами во время Второй Семинольской войны под предводительством их вождя Учи Билли . Он был захвачен в 1837 году вместе со своим братом Джеком генералом Джозефом Марионом Эрнандесом , который также захватил Оцеолу . [11] Оба лидера были заключены в тюрьму в течение многих лет в Форт-Мэрион в Сент-Огастине, Флорида . [12]
С 1890 по 1895 год Комиссия Дауэса считала ючи на территории Индии автономным племенем. Он зарегистрировал членов племени в рамках подготовки к выделению общинных племенных земель на территории Индии отдельным домохозяйствам членов. В те годы было зарегистрировано около 1200 членов племени. Позже Комиссия Дауэса решила юридически классифицировать ючи как часть нации Маскоги (Крик), чтобы упростить процесс выделения земли. Но это решение прервало автономию народа и его историческую преемственность как признанного племени. [13]
Текущий статус
[ редактировать ]
Люди ючи зачислены в признанные на федеральном уровне племена , в частности в нацию Маскоги (Крик) , которая принимает языковую программу Ючи. [14]
В 1990-х годах организация племени ючи, базирующаяся в Сапулпе, штат Оклахома , обратилась к федеральному правительству США с просьбой добиться федерального признания в качестве независимого племени. В 2000 году Бюро по делам индейцев отклонило петицию. [15]
По состоянию на 1997 год в племени Ючи официально насчитывалось 249 членов. Другие потомки Ючи уже зачислены в другие племена, такие как Маскоги. Большинство ючи имеют многоплеменное происхождение; некоторые являются гражданами других племен, например шауни . [ нужна ссылка ]
Индейское племя Ючи, хотя и не признано на федеральном уровне, имеет свою штаб-квартиру в Сапульпе, Оклахома . Председателями их племен являются сопредседатели Феликс Браун-младший и Клинтон Саго. [16]
Джеймс Анайя , специальный докладчик ООН по правам коренных народов, посетил общину Ючи. Трейси Ревис (Ючи) выступила с речью, в которой обозначила важность федерального признания. Он признал декларацию ООН о правах коренных народов , в которой говорится, что «мы имеем право на самоопределение и в силу этого права можем свободно определять свой политический статус и свободно осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие». " [17]
По оценкам, 2000 человек являются этническими ючи. Они являются потомками примерно 1100 человек, зарегистрированных Индийской комиссией по претензиям в 1950 году, которая урегулировала требования о компенсации, возникающие из наделов. [18]
Ючи продолжают свои важные церемонии, такие как Церемония зеленой кукурузы в конце лета. У них есть три церемониальных площадки в Оклахоме. Некоторые члены принадлежат к индейской церкви и методистским общинам. [2]
В 2008 году племя ючи получило грант от президента Джорджа Буша администрации на проведение комплексного исследования и плана проживания коренных американцев. Грант был использован для разработки проекта истории племен, который начался в октябре 2010 года. [18]
Проект «Геном человека» признал важность особой культуры и языка ючи и обратился к ючи с просьбой собрать генетические данные (ДНК). [19] Племя Ючи отказалось участвовать в проекте из-за культурного конфликта и неуверенности среди членов по поводу использования государственной собственности на ДНК племени. [19]
язык ючи
[ редактировать ]
Язык ючи — это лингвистический изолированный язык , не связанный ни с каким другим языком. [2] В 2000 году оценочное количество свободно говорящих на ючи составляло 15 человек, но к 2006 году это число сократилось до 7. [20] Согласно документальному фильму о языке ючи 2011 года, число носителей первого языка к 2011 году сократилось до пяти. [21]
Молодые люди ючи выучили язык за последние годы и продолжают это делать. [22] Уроки языка ючи проводятся в Сапулпе, штат Оклахома , под руководством Ричарда Граундса и языкового проекта Euchee. [20] По состоянию на 2011 год Управление по делам коренных американцев предоставило племени ючи грант на период с 2011 по 2014 год в целях обеспечения внеклассных программ для молодежи с целью улучшения владения родным языком и развития молодого поколения носителей языка. [23]
Народ и язык ючи представлены в главе книги Марка Эбли « Говорят здесь: путешествия среди угрожаемых языков» (2003), книги о языках, находящихся под угрозой исчезновения .
Известные люди
[ редактировать ]- Учи Билли (умер в 1837 г.), воин и вождь
- Сэм Стори , вождь XIX века
- Ричард Рэй Уитмен (1949 г.р.), художник, поэт, актер
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Перепись 2010 года CPH-T-6. Коренные племена американских индейцев и Аляски в США и Пуэрто-Рико: 2010 год» . Census.gov . Проверено 2 августа 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Джексон, Джейсон Бэрд. «Ючи (Ючи)». Энциклопедия истории и культуры Оклахомы Исторического общества Оклахомы. Проверено 19 января 2019 г.
- ^ Кларк, Патрисия Робертс (21 октября 2009 г.). Племенные названия Америки: варианты написания и альтернативные формы, перекрестные ссылки . МакФарланд. п. 11. ISBN 978-0-7864-5169-2 .
- ^ Или Ючи , Учи , Ачи . [3]
- ^ Перейти обратно: а б Джексон 416
- ^ Джексон, стр. 427–28.
- ^ Галлай, Алан (2002). Индийская работорговля: расцвет английской империи на юге Америки 1670-1717 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-10193-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дэниел Т. Эллиотт и Рита Фолс Эллиотт, «Маунт-Плезант. Индийский город Ючи восемнадцатого века, британский торговый аванпост и военный гарнизон в Джорджии» , Уоткинсвилл, Джорджия: Публикации Института LAMAR, 1990 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джон Т. Эллисор, Вторая война в ручье , с. 31
- ^ Перейти обратно: а б Джексон 415
- ^ Махон, Джон К. (1985) [1967]. История Второй войны семинолов, 1835–1842 гг. (Пересмотренная ред.). Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды. стр. 6, 212. ISBN. 0813001544 . OCLC 12315671 .
- ↑ Хроники армии и флота , тома 4–5, под редакцией Бенджамина Хоманса, стр. 203–4.
- ^ «Племя Ючи» . Eucheetribe.com .
- ^ «Языковая программа Ючи» . Нация Маскоги (Крик) . Проверено 24 марта 2021 г.
- ^ «Истец № 121: Организация племени Ючи, ОК» . Bia.gov . 21 марта 2000 года . Проверено 24 марта 2021 г.
- ^ "Племенные народы Оклахомы". Архивировано 28 марта 2010 г. в Комиссии по делам индейцев Оклахомы Wayback Machine . 2010 г. (получено 10 апреля 2010 г.)
- ^ «ОТЧЕТ ИЗ ИНДИЙСКОГО ПЛЕМЯ ЮЧИ (ЮЧИ)» . Eucheetribe.com .
- ^ Перейти обратно: а б «Индейское племя Ючи» (PDF) . Ок.гов .
- ^ Перейти обратно: а б Граундс, Ричард А. (лето 1996 г.). «Сообщество Ючи и проект разнообразия генома человека: историческая и современная ирония» . Ежеквартальный журнал «Культурное выживание» .
- ^ Перейти обратно: а б Андертон, Алиса, доктор философии. «Статус индейских языков в Оклахоме» , Межплеменное общество Wordpath, Ahalenia.com, 2006–2009 гг. (получено 7 февраля 2009 г.)
- ↑ Харджо, Стерлин и Мэтт Лич, мы все еще здесь , This Land Press, 8 июля 2011 г. (получено 8 июля 2011 г.)
- ↑ Associated Press, «Учёные мчатся по всему миру, чтобы спасти умирающие языки» , через Fox News , 18 сентября 2007 г. Доступ 19 сентября 2007 г.
- ^ «Текущие гранты ANA, выданные до 2012 финансового года» . Acf.hhs.gov . 3 января 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Джексон, Джейсон Бэрд. «Ючи». Справочник индейцев Северной Америки: Юго-Восток. Ред. Уильям К. Стертевант и Раймонд Д. Фогельсон. Том 14. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 2004. ISBN 0-16-072300-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Марк Эбли, Здесь говорят: путешествия среди языков, находящихся под угрозой исчезновения , Houghton Mifflin, 2003.
- Джейсон Джексон, Церемониальная жизнь ючи: представление, значение и традиции в современном сообществе американских индейцев , University of Nebraska Press, 2003.
- Джейсон Бэрд Джексон (редактор), Истории индейцев ючи до эпохи переселения. Линкольн, Невада: Университет Небраски Press, 2012.
- Фрэнк Спек, Этнология индейцев ючи (перепечатка) , University of Nebraska Press, 2004.
- Дэниел Эллиотт, Приятная гора: раскопки 1989 и 1990 годов. Институт ЛАМАР, Университет Джорджии, 1991 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Языковой проект Ючи
- Мемуары Джереми Кертина на территории Индии , стр. 327, 333–335. Отчет этнографа XIX века об изучении языка ючи в 1883 году в поселении ючи в 55 милях от Маскоги, штат Оклахома . Электронная запись, поддерживаемая Библиотекой Конгресса , по состоянию на 15 января 2007 г.
- Пути Учи Исторический маркер
- Коллекция Джозефа Махана , Архив Государственного университета Колумбуса