Мыло
![]() Распространение языка тутело-сапони в 16 веке. | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Вирджиния и Северная Каролина (исторически); Пенсильвания и Нью-Йорк , к середине 18 века. [1] [2] | |
Языки | |
Английский, ранее Тутело-Сапони | |
Религия | |
Христианство, Религия коренных народов | |
Родственные этнические группы | |
Защити его , [3] Окканичи , монакан , манахоак , другие восточные сиуанские племена. |
Сапони племя , — индейское исторически проживающее в Пьемонте Северной Каролины и Вирджинии . [4] Они говорили на сиуанском языке , [3] родственный языкам Тутело , Билокси и Офо . [4]
Они были частью конфедерации Монаки . [5] Сапони, Тутело и Йесанг вместе назывались Нахиссан. [5] Каюга 1753 году, и некоторые приняли Сапони в Лигу Хауденосауни в потомки Сапони являются частью Нации Каюга . [1] [6]
Имя
[ редактировать ]Происхождение и значение слова Сапони , иногда называемого Сапони , обсуждается. Американский антрополог Джон Рид Суонтон писал, что Сапони представляет собой «испорченное слово Монасиккапано или Монасукапано». [3] Он написал, что название произошло от moni-seep, что означает «мелководье». [3] Лингвист из Канзасского университета Роберт Л. Рэнкин также предположил, что их название произошло от sa:p moni, что означает «мелкая вода», или sa:poni: что означает «мелкое дерево». [7]
Этнограф Джеймс Муни предположил, что это слово могло произойти от сиуанского термина сапа, означающего «черный». [8]
Немецкий исследователь Джон Ледерер предположил, что их имя произошло от Сепи, женщины, бессмертной в их религии. Он писал, что четыре племени или клана были названы в честь этого духа и трех других близкородственных женских духов, от которых, по мнению Сапони, они произошли. Доказательством послужил короткий список имен, приведенный миссионером Сэмюэлем Киркландом . [9]
Язык
[ редактировать ]Язык сапони, ныне вымерший, был сиуанским языком , тесно связанным с тутело . [4] [3]
Диалект Сапони известен только из двух источников. Один из них представляет собой список слов из 46 терминов и фраз, записанный Джоном Фонтейном в форте Кристанна в 1716 году. Он содержит ряд элементов, показывающих, что это практически тот же язык, что и записанный Хейлом. [10] Другой источник - « История разделительной линии между Вирджинией и Северной Каролиной» Уильяма Берда II (1728 г.), в которой он записал названия некоторых местных ручьев. Было обнаружено, что скудный список Берда включал несколько имен из несвязанных между собой индейских племен. [11] [ не удалось пройти проверку ]
К тому времени, когда были зафиксированы лингвистические данные, многие родственные восточные сиуанские племена поселились вместе в форте Кристанна в округе Брансуик, штат Вирджиния , где колонисты иногда называли их индейцами Кристанна. В 1870 году филолог Горацио Хейл записал информацию старейшины Никонхи о языке Тутело в Брантфорде, Онтарио . [2]
Территория
[ редактировать ]Во время контактов с европейцами до начала 18 века Сапони жили на территории современных Вирджинии и Северной Каролины . Их поселения простирались до реки Нью-Ривер в Западной Вирджинии . [5] В 17 и 18 веках некоторые сапони поселились вдоль реки Роанок , ее притока реки Стонтон и реки Ядкин . [4] На землях Вирджинии-Пьемонт преобладали дубовые, гикориевые и сосновые леса. [12] В середине 18 века большинство выживших сапони мигрировали в Пенсильванию и Нью-Йорк . [1]
Их основной город назывался Сапони. В 1670 году Ледерер посетил их соседнее поселение Пинтахэ, недалеко от современного Линчберга, штат Вирджиния . [1]
Культура
[ редактировать ]Сапони были народом восточных сиу с матрилинейным обществом. [13] Они заселяли деревни и строили дома из столбов и столбов с центральными очагами. [13] В 17 веке мужчины носили набедренные повязки , а женщины — фартуки из оленьей шкуры. [13] Важные лидеры, такие как знахари , носили плащи из перьев. [13] Британский исследователь Джон Лоусон писал, что сапони управлялись старостой, советом старейшин. [13] и, при необходимости, военачальник. [14]
Исторически люди сапони охотились на оленей, медведей, бобров, белок, индейок и других птиц. Возможно, они охотились на лесных бизонов и лосей. [5] Они ловили рыбу в реках и Атлантическом океане . [13] Они выращивали кукурузу, бобы и тыкву, а также собирали дикорастущие растения, включая различные орехи, ягоды и косточковые фрукты. [13] Вожди использовали посохи из дерева гикори . [13]
История
[ редактировать ]17 век
[ редактировать ]По оценкам Джеймса Муни, в 1600 году их было 2700 сапони. [15] Английский исследователь Эдвард Блэнд писал в 1650 году об «оккононахцах и нессоникцах», живущих на реке Роанок. «Нессоники» были Сапони. [16] В 1670 году Джон Ледерер посетил то, что он описал как «Сапон, деревню нахиссанов», то есть сапони. [16] Ледерер писал о Сапони: «Нацией управляет абсолютный Моарх; Народ высокого роста, воинственный и богатый». [16]
В 1671 году Томас Баттс и Роберт Фаллам возглавили экспедицию , которая прошла через несколько деревень Сапони. [16] После своего визита Сапони и Тутело двинулись вниз по реке и поселились среди людей Окканичи. [17] Натаниэль Бэкон возглавил нападение на племена в 1676 году. Этот шаг, вероятно, позволил избежать увеличения нападений со стороны народа хауденосауни . [1]
Почти уничтоженные, Сапони переселились на три острова у слияния рек Дэн и Стонтон в Кларксвилле вместе со своими союзниками Окканичи, Тутело и Нахиссанами. [1] [18]
В 1677 году колониальное правительство Вирджинии назначило Сапони индейцами-данниками, находящимися под защитой колониального губернатора. [17]
18 век
[ редактировать ]Английский исследователь Джон Лоусон писал о сапони в 1701 году. Он отметил, что они воевали против сенека и ловили бобров для торговли мехом . [17] Вскоре после его визита Сапони мигрировали в Северную Каролину. [19] Группа Сапони вернулась в Вирджинию в 1708 году. [19] Там к ним присоединились Окканичи и Стуканокс.
К 1701 году сапони и союзные племена, часто называемые Нахиссан, Сапони или Тутело, начали переселяться на территорию современного Солсбери, Северная Каролина, чтобы дистанцироваться от колониальной границы. [1] К 1711 году они находились к востоку от реки Роанок и к западу от современного Виндзора, Северная Каролина . В 1712 году они попросили Вирджинию запретить продажу алкоголя в их поселении. [19]
В 1714 году Александр Спотсвуд , губернатор колонии Вирджиния , переселил их в индейскую резервацию в форте Кристанна недалеко от Голсонвилля, штат Вирджиния . [1] Племена согласились на это ради защиты от враждебных хауденосауни. В 1716 году совокупное население Сапони, Тутело и Манахоака в резервации составляло 200 человек. [15] Хотя в 1718 году Палата горожан проголосовала за то, чтобы покинуть форт и школу, племена сиуан продолжали оставаться в этой области в течение некоторого времени. Они постепенно удалялись небольшими группами в течение 1730–1750 годов. В одной записи 1728 года указано, что полковник Уильям Берд II провел обследование границы между Вирджинией и Северной Каролиной под руководством Неда Беарскина, охотника сапони. Берд заметил несколько заброшенных кукурузных полей, что указывает на серьезные волнения среди местных племен.
Военные действия между хауденосауни и сапони и их соседями прекратились с подписанием Олбанского договора 1722 года . [1] [20]
В 1740 году большая часть Сапони и Тутело переехала в Шамокин в Пенсильвании . [1] [20] В 1753 году народ Каюга принял их в свою нацию во время Великого совета Хауденосауни. [1] В 1711 году большая часть сапони мигрировала вместе с каюгой в район Итаки, штат Нью-Йорк , а некоторые оставались в Пенсильвании до 1778 года. [21]
Группа из 28 взрослых сапони оставалась недалеко от округа Гранвилл, Северная Каролина , до 1755 года. [1]
В 1765 году Сапони поселился в Тайога-Пойнт , [2] где река Чемунг впадает в реку Саскуэханна в северо-центральной Пенсильвании. Они также поселились в Пони-Холлоу, к юго-западу от Ньюфилда, штат Нью-Йорк . [2] который связан с другими близлежащими общинами Нахиссан и Хауденосауни. [22] «Пони Холлоу» — это искаженная версия Сапони Холлоу. [23] По оценкам, среди этих общин проживало около 30 воинов Сапони. [2]
Вскоре после Войны за независимость США Сэмюэл Киркланд заметил группу из них, жившую недалеко от форта Ниагара, которая, как позже полагали, присоединилась к могавкам, тогда как другие продолжили путь в Канаду вместе с каюгой. [24] [ нужна страница ] Поскольку большая часть ирокезов встала на сторону британцев в американской войне за независимость , после победы Соединенных Штатов Сапони и Тутело, присоединившиеся к ирокезам, были вынуждены вместе с ними отправиться в изгнание в Канаду. После этого письменная история умалчивала об этом племени. [18]
Американцы уничтожили общины сапони в Пенсильвании и Нью-Йорке в 1779 году. [23] В 1779 году большая часть сапони была изгнана в форт Ниагара, где сапони отделились от тутело. [25] который мигрировал на север, в Онтарио, Канада . Эти Сапони поселились в округе Сенека, штат Нью-Йорк, в 1780 году. [15] и они были вынуждены уступить свои земли штату Нью-Йорк в 1789 году, но некоторые остались на родине Каюга. [23]
В отличие от индейцев округа Персон , группа сапони, оставшаяся в Северной Каролине, объединилась с тускаророй , мехерринами и мачапунгами и мигрировала с ними на север, в Нью-Йорк, к 1802 году. [15]
Признанные государством племена
[ редактировать ]В Северной Каролине есть три признанных государством племени , которые идентифицируют себя как потомки исторического народа Сапони. [26] Ни одна из этих организаций не федеральном уровне признана на индейским племенем . [27]
Они есть:
- Индийское племя халива-сапони , проживающее в округах Галифакс и Уоррен. [26]
- Occaneechi Band of the Saponi Nation , базирующаяся в Мебане, Северная Каролина . [26] организована в 1984 году как Индийская ассоциация Ино-окканичи , в 1995 году к своему названию добавила Сапони, [28] признан государством в 2002 году
- Sappony , базирующаяся в Роксборо, Северная Каролина , [26] признаны Северной Каролиной в 1911 году индейцами округа Персон . [29] В 2003 году они сменили название на Sappony .
Непризнанные организации
[ редактировать ]Многочисленные непризнанные племена и другие организации заявляют о своем происхождении от Сапони. К ним относятся группа Махенипс народа Сапони штата Миссури в Озарк- Хиллз со штаб-квартирой в Вест-Плейнс, штат Миссури . [30] В 2000 году нация Сапони из Миссури подала письмо о намерениях к петиции о федеральном признании существования индейского племени; [31] однако они не довели дело до подачи петиции. [32]
Огайо является домом для второй по величине популяции людей, заявляющих о своем происхождении от Сапони. [33] В Огайо нет признанных на федеральном уровне [34] или признанные государством племена. [35] Директор проекта «Историческое наследие Халива-Сапони» доктор Марти Ричардсон писал: «Большая группа индейцев Медоуз мигрировала в Огайо после 1835 года и воспользовалась меньшим количеством ограничений по расовому признаку». [36] Однако 1818–1842 годы ознаменовались переселением индейцев в Огайо . [37] В 1998 году группа под названием Saponi Nation of Ohio подала письмо о намерениях подать прошение о признании; [38] однако они так и не подали заполненное ходатайство. [32]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Суонтон, Индейские племена Северной Америки , 72.
- ^ Jump up to: а б с д и Вест, «Одиссея среди ирокезов», 132.
- ^ Jump up to: а б с д и Джон Рид Суонтон, Индейские племена Северной Америки , 71.
- ^ Jump up to: а б с д Раймонд Д. ДеМайли, «Тутело и соседние группы», страницы 286–87.
- ^ Jump up to: а б с д Джей Хансфорд К. Вест, Одиссея среди ирокезов , 124.
- ^ Вест, «Одиссея среди ирокезов», с. 129.
- ^ Рэнкин, Роберт Л. (22 июня 2013 г.). «Происхождение и значение имени Сапони» . Проверено 29 мая 2021 г. [ источник, созданный пользователем? ] Интернет-форум
- ^ Муни, Джеймс (1894). Сиуанские племена Востока . Калифорнийский университет в Беркли: Johnson Reprint Corporation. п. 30.
- ^ Спек, Фрэнк Г.; Херцог, Джордж (1942). Церемония усыновления духа Тутело: переодевание живых во имя мертвых . Гаррисберг, Пенсильвания: Содружество Пенсильвании.
- ^ Г. Оливерио, Грамматика и словарь Тутело , 1996.
- ^ Сальвуччи, Клаудио Р.; и др. (2002), Второстепенные словари Тутело и Саппони , Evolution Publishing, стр. 1–7, ISBN 1-889758-24-8
- ^ Раймонд Д. ДеМайли, «Тутело и соседние группы», стр. 288.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джей Хансфорд К. Вест, Одиссея среди ирокезов , 125.
- ^ Вест, Одиссея среди ирокезов , 126.
- ^ Jump up to: а б с д Суонтон, Индейские племена Северной Америки , 73.
- ^ Jump up to: а б с д Раймонд Д. ДеМайли, «Тутело и соседние группы», стр. 291.
- ^ Jump up to: а б с Раймонд Д. ДеМайли, «Тутело и соседние группы», стр. 292.
- ^ Jump up to: а б Митчелл, Генри Х. (1997), «Заново открывая «пропавших» коренных американцев Питтсильвании» , The Pittsylvania Packet (Историческое общество Питтсильвании) , Чатем, Вирджиния: 4–8
- ^ Jump up to: а б с Раймонд Д. ДеМайли, «Тутело и соседние группы», стр. 293.
- ^ Jump up to: а б Жилет, «Одиссея среди ирокезов» , 128.
- ^ Суонтон, Индейские племена Северной Америки , 72–73.
- ^ Вест, «Одиссея среди ирокезов», 135.
- ^ Jump up to: а б с Ассоциация американских географов (1925). Анналы Ассоциации американских географов, Том. 15–16 . Ассоциация американских географов. п. 133.
- ^ Спек, Фрэнк Г.; Херцог, Джордж (1942). Церемония усыновления духа Тутело: переодевание живых во имя мертвых: транскрипции и анализ Музыка Тутело . Гаррисберг, Пенсильвания: Историческая комиссия Пенсильвании.
- ^ Вест, «Одиссея среди ирокезов», 133.
- ^ Jump up to: а б с д «Племенные общины Северной Каролины» . Административный департамент Северной Каролины . Проверено 24 января 2022 г.
- ^ «Индийские организации, признанные Бюро по делам индейцев США и имеющие право на получение услуг» . Бюро по делам индейцев . Федеральный реестр. 24 января 2022 г. стр. 7554–58 . Проверено 21 января 2022 г.
- ^ Хронология Occaneechi Soaps" , Occaneechi Soaps
- ^ «Племенная информация» . Музей истории Северной Каролины . Проверено 24 января 2020 г.
- ^ https://house.mo.gov/billtracking/bills041/hlrbillspdf/4875C.01.pdf Постановление Палаты представителей № 3516, штат Миссури.
- ^ «Поступление петиций о федеральном признании существования индейского племени» . 7 декабря 2000 г.
- ^ Jump up to: а б «Петиции в процессе» . Дела Индии . Министерство внутренних дел США . Проверено 6 января 2023 г.
- ^ Ричардсон, Марвин М. (август 2016 г.). «1» . Расовый выбор: появление индейского племени халива-сапони, 1835–1971 (доктор философии). Университет Северной Каролины . Проверено 6 января 2023 г.
- ^ «Индийские организации, признанные Бюро по делам индейцев США и имеющие право на получение услуг» . Бюро по делам индейцев . Федеральный реестр. 6 января 2023 г. стр. 7554–58 . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ «Государственно признанные племена» . Национальная конференция законодательных собраний штатов . Проверено 6 января 2023 г.
- ^ «Расовый выбор: появление индейского племени халива-сапони, 1835–1971» . cdr.lib.unc.edu . 5 июля 2017 года . Проверено 6 января 2023 г.
- ^ «Хронология: ознакомьтесь с хронологией истории коренных американских индейцев в Огайо» . Источник Ричленд . 22 декабря 2021 г. Проверено 6 января 2023 г.
- ^ «Федеральный реестр, том 63, выпуск 50 (16 марта 1998 г.)» . www.govinfo.gov . Проверено 6 января 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Демалли, Раймонд Дж., «Тутело и соседние группы», в «Справочнике североамериканских индейцев » , том 14: Юго-восток , изд. Раймонд Д. Фогельсон (Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 2004 г.), 286–300.
- Суонтон, Джон Рид (1952). Индейские племена Северной Америки . Генеалогическое издательство Com. п. 74. ИСБН 9780806317304 .
- Вест, Джей Хансфорд К. (зима – весна 2005 г.). «Одиссея среди ирокезов: история отношений Тутело в Нью-Йорке» . Ежеквартальный журнал американских индейцев . 29 (1–2): 124–55. дои : 10.1353/aiq.2005.0072 . JSTOR 4138803 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Индейцы Сапони , Исторический проект Северной Каролины
- Cayuga Nation , официальный сайт
- Индийское племя халива-сапони — признанное государством племя в Северной Каролине.
- Группа Окканичи из нации Сапони , признанного государством племени в Северной Каролине.
- Саппони , признанное государством племя в Северной Каролине.
- Сиуанские народы
- Коренные народы северо-восточных лесов
- Афро-индейские отношения
- Cayuga
- Индейская история Нью-Йорка (штата)
- История коренных американцев Северной Каролины
- Индейская история Пенсильвании
- История коренных американцев Вирджинии
- Индейские племена в Северной Каролине
- Индейские племена в Вирджинии
- История Северной Каролины до образования штата
- История Вирджинии до обретения штата
- Мыло