Горжет из ракушек

Горжеты из ракушек — это форма искусства коренных американцев, состоящая из полированных резных из ракушек подвесок , которые носят на шее. Горжеты часто выгравированы, иногда выделены пигментами или окончаты (пронизаны отверстиями).
Горжеты из ракушек были наиболее распространены в Восточных лесах Соединенных Штатов , во времена традиции Хоупвелла (200 г. до н.э. - 500 г. н.э.) и культурного периода Миссисипи (ок. 800–1500 гг. Н.Э.); однако племена из других регионов и периодов времени также вырезали горжетки из ракушек. датируются 3000 лет назад Самые ранние горжеты из ракушек . Считается, что они были знаком статуса или звания. [ 1 ] гражданские, военные или религиозные, или амулеты защитной медицины. Из-за расположения отверстий в горжетах их также считают прядильщиками , которые могут издавать свистящие звуки. [ 2 ]
Материалы и техники
[ редактировать ]
Молниеводок ( Sinistrofulgur perversum ) — наиболее распространенный панцирь, используемый для изготовления горжетов. Другие раковины, такие как настоящая раковина или стромбус , а также пресноводные мидии , также вырезаются в горжетах. [ 3 ] Сегодня по причинам, связанным с окружающей средой, добытые молниеносцы значительно меньше, чем во времена, предшествовавшие контакту. Эти более ранние раковины обычно имели длину от 6 до 12 дюймов (от 15 до 30 см). [ 3 ]
Собранные у берегов Флориды и Мексиканского залива ракушки продавались через Восточные Вудленды. [ 4 ] Эта местная торговля продолжалась и в 16 веке. [ 5 ]
Горжеты вырезаны из предпоследнего оборота раковины. [ 6 ] Заготовку разрезают или выламывают, затем шлифуют. Отверстия для подвески и украшения сверлят, иногда лучковыми или кремневыми сверлами. [ 3 ] Горжет имеет вогнутую форму, а при гравировке внутренняя часть полируется и декорируется.
Хотя большинство горжетов имеют круглую форму, некоторые имеют форму прямоугольников с закругленными углами, масок или других необычных форм. Чрезвычайно сложный кулон от Spiro Mounds имеет форму двух рук, соединенных общим браслетом из бисера. [ 7 ]
Архаика и Хоупвелл
[ редактировать ]Культуры Адены создавали горжеты из сланца и меди, но Система обмена Хоупвелла привезла экзотические ракушки из Персидского залива на север. Первоначально народы Хоупвелла вырезали простые горжеты из ракушек около 1000 г. до н.э. Гравированные горжеты появились в позднем Хоупвелле. [ 8 ] Ущелье ледниковой культуры Каме из морских ракушек из Великих озер датируется 1000 г. до н. э., на нем изображен медведь или опоссум с пуповиной. [ 9 ]
Миссисипи
[ редактировать ]
Поскольку горжеты из ракушек из Миссисипи широко продавались, распространенные образцы имеют широкое географическое распространение. Жители Калуса на юге Флориды собирали и вырезали горжеты. [ 10 ] Свернутые горжеты гремучих змей были найдены у индейцев гуале в Джорджии . [ 11 ]
Горжеты-маски, хоть и редки, [ 12 ] встречаются по всему юго-востоку, при этом наиболее заметные группы памятников встречаются в долине реки Огайо, восточном Теннесси и дельте Арканзаса, хотя находки были обнаружены даже в Северной Дакоте. [ 13 ] Маски имеют барельефные носы, просверленные глаза, выгравированные или просверленные рты, а иногда и узоры в виде раздвоенных глаз или зигзаги под глазами. Небольшие камеи из ракушек шириной менее двух дюймов были найдены в курганах Спиро. [ 14 ] Хотя датировка затруднена в нынешнем археологическом контексте, эти маски, вероятно, являются более поздним явлением (ок. 1500–1700 гг.): хотя их часто находят в местах, где также производятся испанские торговые товары XVI века, они полностью отсутствуют в классических курганах. сайты, которые действовали до четырнадцатого века. [ 15 ]
Иконография
[ редактировать ]
Иконография на горжетах-ракушках происходит из сферы идеологического взаимодействия Миссисипи . Чрезвычайно распространенные дизайны включают трискеле , свернувшуюся гремучую змею, паука, игрока в чанки и человека-птицу, которого иногда называют имитатором сокола.
Коренные американцы, историки искусства и антропологи имеют широкий спектр зачастую противоречивых интерпретаций иконографии Миссисипи. Свернутые кольца гремучей змеи часто находили в могилах молодых людей и, как полагают, связаны с возрастом, а не со статусом. [ 16 ] Мотив раздвоенного глаза, обычно идентифицируемый как отметины сапсана , восходит к бирже Хоупвелла , и этот символ указывает на превосходное зрение и охотничьи навыки среди Маскоги-Крик . жителей [ 5 ] Дизайн «Сила жизни» интерпретируется Квоковти Скоттом и Филиппом Диром (знахарем Маскоги) как отсылка к вихрю и танцевальному движению . [ 10 ]

Существует более 30 образцов стиля горжетов Кокс-Маунд до контакта, найденных в Теннесси и северной Алабаме и датируемых 1250–1450 годами нашей эры. [ 1 ] Стиль горжета Кокс-Маунд включает в себя четыре головы дятлов, обращенные против часовой стрелки, квадратный мотив с четырьмя лопастями и иногда крест в круге с лучами. Это было интерпретировано как визуализация мифа Ючи о ветрах. Четырехпетлевой квадрат, или гильош , некоторые считают мотивом «кружащегося солнца» или жреческим или главным пометом ; [ 17 ] некоторые считают, что земля привязана веревками к Небесному своду в четырех основных точках; [ 18 ] а другие — путь жизни с четырьмя стадиями зрелости. Дятлы связаны с четырьмя ветрами [ 1 ] и целебные птицы, которые могут извлекать болезни среди ручьев Маскоги. [ 17 ] Птиц также иногда интерпретируют как четыре ветра. [ 1 ] Лучевой круг или солнце интерпретируется буквально: божество или предки, совет и/или священный огонь. [ 1 ] Весь дизайн также может иллюстрировать миф Ючи о ветрах. [ 1 ]
На горжете из кургана Касталиан-Спрингс в Теннесси изображен мужчина, держащий булаву и отрубленную голову. Некоторые антропологи интерпретировали это как «летающий шаман». [ 19 ]
Некоторое согласие можно найти в интерпретации изображения креста в круге, отсылающего к солнцу. [ 10 ] и церемониальный огонь, питаемый четырьмя поленьями, расположенными по сторонам света. Другой широко распространенный дизайн — водяной паук с крестообразным рисунком на головогруди . Паучьи горжеты широко распространены, но обычно их можно найти на территории современного Иллинойса .
Исторические горжеты
[ редактировать ]
Панцири черепах и камни также нечасто вырезались в горжетах. В XVIII веке металлические медальоны заменили горжеты из ракушек у восточных племен. [ 20 ] В конце 19-го века женщины из племен вдоль реки Колорадо , таких как кечан, носили закрытые воротники, сделанные из двустворчатых раковин и нанизанные на растительные веревки.
Современный
[ редактировать ]Резьба по ракушкам сегодня переживает возрождение среди юго-восточных племен. Кноковти Скотт (нация чероки/Маскоги, 1951–2019) учился у племенных историков, традиционалистов и знахарей. [ 10 ] [ 21 ] Скотт вырезал горжеты из фиолетовых раковин пресноводных мидий, собранных недалеко от Форт-Силл, Оклахома . [ 20 ] Сэнди Файф Уилсон (Маскоги) из Оклахомы вырезает горжетки из раковин и чашки из раковин детенышей. [ 22 ] как и Антонио Грант (Восточная группа чероки) из Северной Каролины. [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж К. Эндрю Бюхнер, «Горжет Кокс-Маунд». Энциклопедия истории и культуры Теннесси. (получено 23 июля 2010 г.)
- ^ Дозье, Дебай. «Северные, восточные и южные лесные массивы». Паломарский колледж, факультет американских индейцев. 16 июня 2005 г. (получено 6 февраля 2011 г.)
- ^ Jump up to: а б с Дрейсс, Мередит Л. «Украшения, иконы и подношения из морских ракушек». Техас за пределами истории. (получено 24 июля 2010 г.)
- ^ Дубин, 154
- ^ Jump up to: а б Дубина, 163
- ^ Фундабурк и Форман, Pl. 155-6
- ^ Дубин 162
- ^ Дубин 159
- ^ Дубин, 156
- ^ Jump up to: а б с д Дубина, 202
- ^ Дубин, 200
- ^ Смит и Смит в своем исследовании 1989 года смогли найти и изучить только 69 масок.
- ^ Смит и Смит, таблица 1.
- ^ Фундабурк и Форман, фото 157 и 158.
- ^ Смит и Смит, 9
- ^ Дубин 161
- ^ Jump up to: а б Дубина 204
- ^ Таунсенд и Шарп, 208.
- ^ Дубин, 196
- ^ Jump up to: а б Власть (2007), 214
- ↑ Умирает национальное достояние чероки Ноковти Скотт
- ^ Устное историческое интервью с Сэнди Файф Уилсон , OSU Digital Connections
- ^ Антонио Грант , Музей Аббе: Художники AMIM 2021 года.
Ссылки
[ редактировать ]- Дубин, Лоис Шерр (1999). Ювелирные изделия и украшения североамериканских индейцев: от предыстории до наших дней . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. ISBN 978-0-8109-3689-8 .
- Фундабурк, Эмма Лила; Форман, Мэри Дуглас Фундабурк (2001) [1957]. Солнечные круги и человеческие руки: Юго-восточные индейцы - Искусство и промышленность . Таскалуса: Издательство Университета Алабамы. ISBN 978-0-8173-1077-6 .
- Пауэр, Сьюзен К. (2007). Искусство чероки: от предыстории до наших дней . Афины: Издательство Университета Джорджии. ISBN 978-0-8203-2767-9 .
- Смит, Мартин Т.; Джули Барнс Смит (лето 1989 г.). «Маски из ракушек с гравировкой в Северной Америке». Юго-восточная археология . 8 (1): 9.
- Таунсенд, Ричард Ф.; Шарп, Роберт В., ред. (2004). Герой, ястреб и открытая рука: искусство американских индейцев древнего Среднего Запада и Юга . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10601-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Филлипс, Филипп и Джеймс А. Браун. Доколумбовые гравюры на ракушках из кургана Крейга в Спиро, Оклахома, части 1 и 2. Кембридж: Peabody Museum Press, 2004. ISBN 978-0-87365-795-2 и ISBN 978-0-87365-802-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Архаичные горжеты из ракушек , виртуальные первые жители Огайо
- Археология и коренные народы Теннесси , Музей Фрэнка Х. МакКланга
- Даты создания горжет из ракушек и юго-восточного церемониального комплекса в бассейне Чикамауга на юго-востоке Теннесси Линн П. Салливан
- Вуд, В. Рэймонд Вуд (апрель – июнь 2000 г.). «Горжет ягуара — «артефакт штата Миссури» » . Ежеквартальный журнал Археологического общества Миссури . 17 (2): 8–11.
- Фуллер, Майкл. «Горжет ягуара — курганы Фэрфилд, 23BE6» .