Jump to content

Натчезское восстание

Черно-белый рисунок форта и различных небольших построек на утесе, окруженном деревьями над рекой.
Форт Розали был разрушен во время резни 1729 года; его руины сейчас лежат на территории Национального исторического парка Натчез .
Фотография зеленой лужайки с одиноким голым деревом и водой на заднем плане.
Вид на форт Розали в 2006 году.

, Восстание Натчеза или резня в Натчезе , представляло собой нападение Натчеза коренных американцев на французских колонистов недалеко от современного Натчеза, штат Миссисипи , 29 ноября 1729 года. Натчезы и французы жили бок о бок в колонии Луизиана на протяжении многих лет. чем за десять лет до инцидента, в основном занимались мирной торговлей и иногда вступали в смешанные браки. После периода ухудшения отношений и войн лидеры Натчеза были спровоцированы на восстание, когда французский колониальный комендант сьер де Шепар потребовал землю в деревне Натчез для своей собственной плантации недалеко от форта Розали . Натчезы планировали свое нападение в течение нескольких дней и сумели скрыть свои планы от большинства французов; колонисты, которые подслушали и предупредили Чепара о нападении, были сочтены лживыми и были наказаны. В ходе скоординированной атаки на форт и усадьбы натчезы убили почти всех французов, сохранив при этом большую часть женщин и порабощенных африканцев. Всего было убито около 230 колонистов, а форт и дома были сожжены дотла.

Когда французы в Новом Орлеане , столице колонии, услышали новости о резне, они опасались всеобщего восстания индейцев и были обеспокоены тем, что натчезы могли вступить в сговор с другими племенами. Сначала они отреагировали приказом о резне жителей Чауачи , которые не играли никакой роли в восстании, и уничтожили всю их деревню. Затем французы и их союзники чокто нанесли ответный удар деревням натчезов, захватив сотни натчезов и продав их в рабство, хотя многим удалось бежать на север и найти убежище среди народа чикасо . В последующие годы натчезы вели вялотекущую войну против французов, но ответные экспедиции против беженцев-натчезов среди племен чикасо в 1730 и 1731 годах вынудили их двинуться дальше и жить в качестве беженцев среди племен криков и чероки . К 1741 году натчезы основали город в северной части штата Аппер-Крик. Там, с разрешения Абихки , они восстановили свой город и подписали в 1790 году Нью-Йоркский договор и Колрейнский договор 1796 года . Они остаются составным племенем нации Маскоги (Крик).

Нападение на форт Розали разрушило некоторые из наиболее продуктивных ферм колонии Луизианы и поставило под угрозу поставки продуктов питания и торговых товаров по реке Миссисипи . В результате французское государство вернуло контроль над Луизианой от Индийской компании короне в 1731 году, поскольку у компании были проблемы с управлением колонией. Губернатор Луизианы Этьен Перье был признан ответственным за резню и ее последствия, и в 1732 году он был отозван во Францию.

Курган среди поля с низкой травой, опавшими листьями и тропой
Курган на месте Великой деревни в городе Натчез в 2008 году.

Спускаясь по реке Миссисипи в 1682 году, Робер де ла Саль стал первым французом, столкнувшимся с натчезами, и объявил их своими союзниками. Натчезы вели оседлый образ жизни и жили в девяти полуавтономных деревнях; французы считали их самым цивилизованным племенем региона. К 1700 году численность натчезов сократилась примерно до 3500 из-за болезней, которые опустошили коренное население после контактов с европейцами, а к 1720 году дальнейшие эпидемии сократили это население вдвое. [1] Их общество было строго разделено на благородный класс, называемый «Солнца» ( Натчез : ʔuwahʃiːɫ ), и класс простолюдинов, называемый по-французски «Вонючки» (Натчез: miʃmiʃkipih ). [2] Между 1699 и 1702 годами натчезы с миром приняли исследователя Пьера Ле Муана д'Ибервиля и позволили французскому миссионеру поселиться среди них. В это время натчезы находились в состоянии войны с народом чикасо, получившим оружие от своих британских союзников, и натчезы ожидали получить аналогичную выгоду от своих отношений с французами. Тем не менее, британское присутствие на территории привело к расколу натчезов на пробританскую и профранцузскую фракции. [3] Центральную деревню, называемую Натчез или Великая Деревня , возглавлял верховный вождь Великое Солнце (Натчез: ʔuwahʃiːɫ liːkip [2] ) и военачальник Татуированный Змей ( Змей Пике во французских источниках Натчез Обалалкабиче [4] ), оба из которых были заинтересованы в союзе с французами. [5] [6]

Первая, Вторая и Третья Натчезские войны

[ редактировать ]

Первый конфликт между французами и натчезами произошел в 1716 году, когда Луизианы губернатор Антуан Ломе де Ла Мот, сьер де Кадиллак , проезжал через территорию Натчеза и не позаботился возобновить союз, выкурив трубку мира . Натчезы отреагировали на это пренебрежение убийством четырех французских торговцев. Кадиллак послал своего лейтенанта Жана-Батиста Ле Муана де Бьенвиля, чтобы наказать натчезов. Он обманул лидеров Натчеза, пригласив их присутствовать на переговорах, где они попали в засаду и были взяты в плен; затем он заставил натчезов обменять своих лидеров на преступников, напавших на французов. Несколько случайных натчезов из пробританских деревень были казнены. Это привело к дальнейшему ухудшению отношений между Францией и Натчезом. [7] [8] В рамках условий мирного соглашения, последовавшего за Первой натчезской войной, натчезы пообещали предоставить французам рабочую силу и материалы для строительства форта. [7]

К 1717 году французские колонисты основали форт Розали и торговый пост на территории нынешнего Натчеза, штат Миссисипи , стремясь защитить свою торговую монополию в регионе от британских вторжений. [7] Французы также предоставили многочисленные концессии крупным табачным плантациям, а также небольшим фермам на земле, приобретенной у Натчезов. Отношения между Натчезом и колонистами в целом были дружескими - некоторые французы даже женились и заводили детей от женщин Натчеза, - но существовала напряженность. Поступали сообщения о том, что колонисты злоупотребляли Натчезом, заставляя их предоставлять рабочую силу или товары, и по мере прибытия новых колонистов их концессии постепенно вторгались на земли Натчеза. [9] [10] [11]

Антикварный рисунок человека в перьевой короне, которого несут восемь почти обнаженных носильщиков.
, 1758 год, изображающий верховного вождя Великого Солнца Натчеза. Рисунок Антуана-Симона Ле Пажа дю Прац

С 1722 по 1724 год краткие вооруженные конфликты между натчезами и французами были урегулированы путем переговоров между губернатором Луизианы Бьенвиллем и военачальником натчезов Татуированным Змеем. В 1723 году Бьенвилю сообщили, что некоторые натчезы преследовали жителей деревни, и он разрушил деревню Натчез в Белом Яблоке и поработил нескольких жителей деревни, только чтобы обнаружить, что предполагаемое преследование было сфальсифицировано колонистами, чтобы подставить Натчезов. [12] Одна из более поздних стычек в 1724 году заключалась в убийстве колонистом сына вождя натчезов, на что натчезы ответили убийством француза по имени Гено. Затем Бьенвиль послал французских солдат из Нового Орлеана атаковать натчезов на их полях и поселениях, и натчезы сдались. Их призыв к миру был встречен после казни французами одного из их вождей. [10]

Летописец Ле Паж дю Прац, который жил среди натчезов и был близким другом Татуированного Змея, сообщает, что однажды он спросил своего друга, почему натчезы обижены на французов. Татуированный Змей ответил, что у французов словно «два сердца: сегодня хорошее, а завтра плохое». [9] и продолжил рассказывать, насколько жизнь Натчеза была лучше до прихода французов. В заключение он сказал: «До прихода французов мы жили как люди, которые могут быть довольны тем, что имеют, тогда как сегодня мы живем как рабы, которым не позволено делать то, что им заблагорассудится». [9] Самый верный союзник французов Татуированный Змей умер в 1725 году, что стало еще одним ударом по отношениям между натчезами и колонистами. [13]

В августе 1726 года прибытие нового губернатора Этьена Перье вызвало новую напряженность. Перье порвал с политикой дипломатического взаимодействия Бьенвиля с соседними племенами, включая натчезов, [14] [15] и отказались признать право собственности коренных американцев на их традиционные земли. [16] Для надзора за фортом Розали и поселением Натчез Перье назначил сьера де Шепара, [n 1] которого описывали как «хищного, надменного и тирана». [17] оскорбляя солдат, поселенцев и натчезов. [18] Перье и Шепар заключили партнерство с целью создания большой плантации на земле Натчеза. [19] [20]

По мнению археолога Карла Лоренца, раскопавшего несколько поселений натчезов, еще одним фактором, осложнившим отношения между натчезами и колонистами, было то, что французы не понимали политической структуры натчезов. Французы считали, что Великое Солнце, вождь Великой деревни, властвует над всеми другими деревнями Натчеза. По правде говоря, каждая деревня была полуавтономной, и власть Великого Солнца распространялась только на деревни Флур и Тиу (с которыми Великая Деревня была союзницей), а не на три пробританские деревни Белое Яблоко, Джензенаке и Григра. Когда Великое Солнце умерло в 1728 году и ему наследовал его неопытный племянник, пробританские деревни стали более могущественными, чем профранцузские деревни с центром в Натчезе. [21]

Командир Шепар

[ редактировать ]

В 1728 году Шепар, комендант форта Розали, был доставлен в Новый Орлеан и предстал перед Высшим советом перед судом за злоупотребление властью. По словам Горацио Бардуэлла Кушмана , Шепар был спасен от наказания «вмешательством влиятельных друзей». [22] и губернатор Перье помиловал Шепара, вернув ему командование. [20] Шепар вернулся в форт Розали и продолжил притеснять и оскорблять индейцев. [22]

Стремясь к дальнейшему развитию своих деловых амбиций и Перье, [20] Весной 1729 года Шепар сообщил натчезам, что он желает захватить землю для плантации в центре Белого Яблока, где у натчезов был храм могил их народа. [23] [24] [20] установил на земле миссионерский крест в знак того, что он действовал по приказу Перье. [11] К этому моменту большинство колонистов не одобряли действия Шепарта, в том числе Жан-Франсуа-Бенжамен Дюмон де Монтиньи , французский историк, который писал, что требование Шепарта ознаменовало собой первый случай, когда французский колониальный лидер просто объявил землю Натчеза своей собственностью, без каких-либо ограничений. предварительные переговоры. [11] [20]

Когда натчезы начали протестовать против захвата их земли под плантацию, Шепар заявил, что сожжет дотла храм, в котором находились могилы их предков. В ответ на эту угрозу натчезы, казалось, пообещали уступить землю, писал Дюмон де Монтиньи, но только в том случае, если им будет дано до окончания сбора урожая перенести свой храм и могилы. Шепар согласился дать им время в обмен на шкуры, масло, птицу и зерно — просьбу, которую натчезы обещали выполнить позже. [11]

Карта современного штата Миссисипи с указанием места резни в юго-западной части штата, через реку от Луизианы.
Мероприятие произошло на территории нынешнего Национального исторического парка Натчез в Натчезе, штат Миссисипи, вдоль нижнего течения реки Миссисипи .

После того, как Шепар объявил натчезам о полном изгнании племени с их земель в ближайшем будущем, натчезы начали готовиться к удару по французам в форте Розали, заимствуя огнестрельное оружие у некоторых французских колонистов с обещаниями отправиться на охоту и поделиться игра с владельцами оружия. Некоторые французские мужчины и женщины услышали, как натчезы планируют такое нападение. По данным Le Page du Pratz, именно женщина-вождь Натчеза Татуированная Рука попыталась предупредить французов о предстоящем нападении, возглавляемом ее соперницами в «Белом Яблоке». [25] [26] Когда колонисты рассказали об этом Чепару, он проигнорировал их и заковал некоторых в кандалы в ночь перед резней, когда был пьян. [27] [28] [29]

Утром 29 ноября 1729 года натчезы прибыли в Чепар с кукурузой, птицей и оленьими шкурами, а также неся с собой каламет — известный как символ мира. Комендант, все еще несколько опьяненный накануне вечером, был уверен, что у натчезов нет насильственных намерений, и бросил вызов тем, кто предупреждал о нападении, доказать, что слухи верны. [30] [31]

Пока Чепар принимал товары, «Натчез» открыл огонь, подав сигнал к скоординированной атаке на форт Розали, а также на отдаленные фермы и концессии на территории, ныне занимаемой городом Натчез. Шепар побежал призывать своих солдат к оружию, но они уже были убиты. Подробности нападения по большей части неизвестны, поскольку такие летописцы, как Ле Паж дю Прац, беседовавший с несколькими очевидцами, заявили, что события были «просто слишком ужасны», чтобы их можно было рассказывать. [32]

Натчезы подготовились, захватив галеру Индийской компании, стоявшую на якоре на реке, чтобы ни один француз не мог подняться на нее и попытаться сбежать. Они также разместили воинов на другом берегу реки, чтобы перехватить тех, кто может бежать в том направлении. [33] Комендант торгового поста Язу в форте Сен-Пьер , месье дю Кодер, посещал форт Розали со священником-иезуитом, когда они услышали выстрелы. Они развернулись, чтобы вернуться на свой корабль, но воины догнали их, убив и сняв скальп. [34] [35]

Натчезы убили почти всех из 150 французов в форте Розали, и только около 20 удалось бежать, некоторые бежали в Новый Орлеан. [36] [37] Большинство погибших были безоружны. Женщин, детей и порабощенных африканцев в основном пощадили; многие были заперты в доме на утесе под охраной нескольких воинов, откуда они могли видеть события. [38] Согласно отчету Дюмона де Монтиньи о нападении, женщины, которых видели защищающими своих мужей от насилия или пытавшимися отомстить за них, были взяты в плен или убиты. Сообщается, что у одной женщины нерожденного ребенка оторвали от нее, прежде чем она сама была убита. [39] Через год после события число погибших составило 138 мужчин, 35 женщин и 56 детей, или примерно 230 в целом. [36] [40] Некоторые ученые утверждают, что натчезы пощадили порабощенных африканцев из-за общего чувства близости между натчезами и африканцами; некоторые рабы даже присоединились к натчезам, а другие воспользовались шансом вырваться на свободу. [36] Группа людей язу, сопровождавших коменданта дю Кодера, сохраняла нейтралитет во время конфликта, но была вдохновлена ​​восстанием в Натчезе. Когда они вернулись в форт Сен-Пьер, они разрушили форт, убив священника-иезуита и 17 французских солдат. [41]

Во время атаки натчезы потеряли всего около 12 воинов. [42] Восемь воинов погибли, напав на усадьбу семьи Ла Луар де Урсен, где мужчины смогли подготовить защиту от вторгшихся Натчезов. [36]

Сам Шепар попал в плен к натчезам, которые сначала не знали, что с ним делать, но в конце концов решили, что его должен убить вонючка — представитель низшей касты в иерархии племени. [39] Натчезы сохранили в живых двух французов: возчика по имени Майе, которого заставили доставить все французские товары в Великую деревню, и портного по имени Ле Бо, которого натчезы наняли для переоборудования одежды колонистов новым владельцам. [36] Они подожгли крепость, магазин и все усадьбы, сожгли их дотла. [43] Точно так же, как губернатор Бьенвиль поступил с казненными индейцами в 1717 и 1723 годах, натчезы обезглавили мертвых французов и принесли отрубленные головы на рассмотрение Великого Солнца. [36]

Французский ответ

[ редактировать ]
Черно-белая карта нижнего региона Миссисипи с надписью «Карта Луизианы»; добавлены метки для обозначения основных фортов, поселений и племенных территорий.
Карта, опубликованная в 1753 году Дюмоном де Монтиньи в его «Исторических воспоминаниях о Луизиане» , с добавленными метками, показывающими расположение мест, упомянутых в тексте.

Новости о нападении на форт Розали достигли Нового Орлеана в начале декабря, и тамошние колонисты начали паниковать. [44] Город зависел от зерна и других поставок из поселения Иллинойс, а поставки вверх и вниз по реке Миссисипи оказались бы под угрозой из-за потери форта Розали. [45]

После нападения натчезов на форт Розали Перье решил, что полное уничтожение народа натчезов необходимо для обеспечения процветания и безопасности колонии. [46] Он запретил въезд в город делегации народа чокто , опасаясь, что они использовали предлог дружеского визита для нападения. [47] но он добился нейтралитета с чокто, а затем начал истребительную войну против натчезов. [46]

Перье приказал рабам и французским войскам двинуться вниз по течению и уничтожить небольшую деревню народа Чауача , который не принимал участия в восстании в Натчезе. Его начальство в Париже сделало лидеру выговор за этот поступок, который, возможно, был направлен на предотвращение любого союза между рабами и коренными американцами против французских колонистов. [13] [48] Несмотря на то, что чокто продолжали вступать в союз с французами против натчезов, они возражали против нападения Перье на Чауача и поощряли другие небольшие племена в регионе переселиться от французов на земли, находящиеся под защитой чокто. [49]

Более серьезное возмездие против натчезов началось в конце декабря 1729 года и в январе 1730 года экспедициями под руководством Жан-Поля Ле Сюера и Анри де Лубуэ. [50] [51] Два командира осадили Натчезов в фортах, построенных недалеко от Великой деревни Натчезов, примерно в миле к востоку от форта Розали, который был восстановлен. Они убили около 80 мужчин и захватили 18 женщин, а также освободили нескольких француженок, захваченных во время резни в форте Розали. [42] Французы полагались на поддержку союзников со стороны воинов Туника и чокто. Чокто напали на натчезов без французов, убив 100 человек и взяв в плен женщин и детей. [52] Это разрушило элемент внезапности для французов, поскольку натчезы уже рассеялись. [53] Поначалу натчезы были хорошо подготовлены к ответным ударам французов, накопив несколько пушек, а также огнестрельное оружие, которое они использовали в резне двумя месяцами ранее. [54] [55] Натчезы, захваченные союзниками французов чокто и туника, были переданы губернатору и проданы в рабство, а некоторые из них были публично замучены до смерти в Новом Орлеане. [56]

В конце февраля 1730 года, когда Лубуэ стремился застать натчезов врасплох, натчезы заключили мирный договор и освободили французских пленников, но французы планировали нападение на форт Натчез на следующий день. Затем натчезы принесли подарки Лубуэю, но в ту ночь покинули свой форт и бежали через реку Миссисипи, взяв с собой порабощенных африканцев. [57] [58] На следующий день Лубуэ и его люди сожгли заброшенный форт Гранд-Виллидж, когда натчезы прятались в заливе вдоль Черной реки.

Последующую экспедицию возглавил Перье в январе 1731 года, чтобы вытеснить натчезов, взяв в плен многих натчезов и их лидеров, в том числе Святого Косма, который был новым Великим Солнцем, и его мать, Женское Солнце с Татуированной Рукой. В то время натчезы перегруппировались на западе, поселившись в водосборном бассейне реки Уачита и основав форт недалеко от современного острова Сицилия, штат Луизиана . [59] 21 января Перье с войсками Колонии и двумя батальонами морской пехоты под командованием своего брата Антуана-Алексиса Перье де Сальвера атаковал опорный пункт Натчеза. [60] При осаде форта французские войска использовали железные гранаты , как выпущенные из минометов , так и брошенные вручную. [61] 24 января натчезы предложили мир, и некоторые вожди встретились с Перьером, который предложил им войти в хижину, которая, казалось, была пуста, но как только они переступили ее порог, они были взяты в плен. 25 января 45 мужчин и 450 женщин и детей сдались и были взяты в плен, но остальные натчезы и их вожди ночью сбежали. На следующее утро в форте нашли только двоих больных мужчин и одну женщину. Перье сжег форт, и 28-го числа французы начали обратный путь в Новый Орлеан. [60] Как только он достиг Нового Орлеана, Перье отправил вождей Великое Солнце, Маленькое Солнце, 45 других заключенных мужчин и 450 женщин и детей в Сен-Доминго , где они были проданы в рабство. [60]

Хотя натчезы были значительно ослаблены поражением, им удалось перегруппироваться и совершить последнюю атаку на французов у Жан-Батист в октябре 1731 года. ​​форта Сен - Денис предпринял контратаку и победил натчезов. [62]

Многие колонисты Луизианы, в частности Дюмон де Монтиньи, обвиняли Чепара (который был убит натчезами) и Перье в резне в форте Розали и последующей натчезской войне. Чтобы ответить за свои действия и нестабильность в колонии, французский король Людовик XV приказал Перье вернуться во Францию ​​в 1732 году. На смену Перье пришел его предшественник Жан-Батист Ле Муан де Бьенвиль, которого французское государство считало более опытным. в общении с коренными американцами региона. [63] Годом ранее Индийская компания передала контроль над колонией Людовику XV, поскольку управление ею было дорогостоящим и трудным даже до восстания. [64]

Французы продолжали настаивать на уничтожении натчезов, которые теперь жили среди чикасо, традиционных союзников британцев, — это спровоцировало войны чикасо . Чикасо сначала согласились изгнать из своей среды натчезов, но не сдержали обещания. [65] В кампании Чикасо 1736 года французы под командованием губернатора Бьенвилля атаковали деревни Чикасо Апеония и Акиа, а затем отступили, понеся значительные потери, но причинив мало урона. [66] Во время кампании Чикасо 1739 года Бьенвиль вызвал более 1000 солдат для отправки из Франции. Армия Бьенвилля поднялась по реке Миссисипи к месту современного Мемфиса, штат Теннесси , и попыталась построить военную дорогу на запад к деревням Чикасо. Прождав несколько месяцев зимой 1739–1740 годов, французы так и не предприняли атаку и отступили обратно в Новый Орлеан. [67] После нападений на чикасо оставшиеся натчезы переехали жить среди людей чероки и крик . К тому времени натчезы, превратившиеся в разрозненных беженцев, перестали существовать как политическое образование. [53] [68]

Исторические интерпретации

[ редактировать ]
Картина маслом: бледный красивый мужчина с перьями в волосах сидит на берегу реки с младенцем на руках, а мать лежит позади него с обнаженной грудью. Позади них идет каноэ, а перед ними на земле лежит томагавк.
Картина маслом Эжена Делакруа 1835 года , изображающая мать и отца Натчеза с новорожденным ребенком на берегу реки Миссисипи, вдохновленная художественным рассказом Шатобриана о натчезских войнах в Луизиане.

Восстание Натчеза фигурировало как событие монументального значения во французской историографии и литературе XVIII и XIX веков. Во Франции резня и ее последствия были описаны во многих исторических трудах и легли в основу нескольких художественных произведений. [69] Историки восемнадцатого века обычно приписывали восстание Натчеза притеснениям со стороны коменданта Шепарта. [70]

Во французских источниках одна важная дискуссия сосредоточилась на вопросе о том, планировали ли натчезы одновременное нападение на французов с другими основными племенами региона. Французский колониальный губернатор Этьен Перье в отчете начальству во Франции, написанном через неделю после восстания, утверждал, что многие индейские народы в нижней части долины Миссисипи вступили в заговор с натчезами с целью нападения на французов в тот же день и что даже чокто , которые были близкими союзниками французов, были участниками заговора. Затем Перье отменил встречу с чокто, запланированную на первые два дня декабря в Новом Орлеане, утверждая, что это должно было стать поводом для нападения. [71] Перье таким образом защищал свои действия на посту губернатора, намекая, что результаты резни могли бы быть хуже, если бы не его оперативные действия. [72] [73] Однако историки Гордон Сейр и Арно Бальве отметили, что Жан-Батист Делэ, командир ополчения, участвовавший во французских возмездиях после резни, написал в неопубликованном рассказе 1730 года, что утверждения Перье были безосновательны и что тиу, язу и другие народы не были соучастниками и не знали заранее о нападении. [69] [74] [75] В другом документе на французском языке анонимного автора утверждалось, что восстание в Натчезе было британским планом по уничтожению нового французского табачного бизнеса в Луизиане. [76]

Чтобы описать детали нападения и его предысторию, Дюмон де Монтиньи и Антуан-Симон Ле Паж дю Прац , ведущие историки Луизианы XVIII века, использовали информацию, полученную от француженок, взятых в плен во время резни. Они объяснили, что натчезы вступили в сговор с другими народами, но напали на несколько дней раньше согласованной даты, и что они использовали систему связок палок, которые держали каждое из сговорившихся племен, чтобы отсчитывать количество оставшихся дней. до забастовки. [77] Необнаруженное уничтожение пары палок в Большой деревне Натчез сорвало подсчет, хотя причины потери палок различались в отчетах каждого историка. Остальные народы отказались от своего участия в заговоре из-за преждевременного нападения натчезов, и поэтому само существование заговора оставалось предположительным. [78] [79] [80]

Франсуа-Рене де Шатобриан изобразил резню в своей эпопее 1827 года «Натчез» . [81] включив свои ранние бестселлеры «Атала» и «Рене» в более длинное повествование, которое значительно украсило историю французов и натчезов в Луизиане. В работе Шатобриана в грандиозном заговоре, стоящем за резней, неправдоподобно участвовали местные племена со всей Северной Америки. Шатобриан считал резню в Натчезе определяющим моментом в истории колонии Луизианы. [82] эта позиция согласуется со взглядами других историков 18-го века, таких как Ле Паж дю Прац и Дюмон де Монтиньи. [83] [84]

Историк XIX века из Луизианы Шарль Гаярре также приукрасил историю заговора, стоящего за восстанием Натчеза, сочинив в своей книге длинную речь Великого Солнца, в которой лидер призывал своих воинов пригласить чокто, чикасо и язу присоединиться к ним. нападение на французов. [85] В своей книге 2008 года о восстании в Натчезе Арно Бальве написал, что, скорее всего, утверждение о заговоре было ложным из-за непоследовательности в первоисточниках. [86]

В отличие от французской традиции, натчезы и их конфликты с французами в современной американской историографии по большей части забыты. Историк Гордон Сэйр объясняет это тем фактом, что и французы, и натчезы потерпели поражение в колониальных войнах еще до образования Соединенных Штатов. [69] [87]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В разных первоисточниках представлены разные варианты написания имени сьера де Шепар, включая Чепар, Шепар, Шопар, Дешепар, Дешепар, Дечепар, д'Эчепар и Эчепар, а также другие варианты.
  1. ^ Либерсон 2001 , с. 49.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кимбалл 2005 , с. 450.
  3. ^ Balvay 2013 , стр. 140–41.
  4. ^ Сэйр 2005 , с. 217.
  5. ^ Лоренц 1997 , пасс .
  6. ^ Альбрехт 1946 , с. 334.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Балвей 2013 , с. 143.
  8. ^ Альбрехт 1946 , с. 335.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Балвей 2013 , с. 147.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Барнетт 2007 , стр. 80–95.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Дюмон де Монтиньи 2012 , стр. 227–28.
  12. ^ Балвей 2013 , с. 146.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Балвей 2013 , с. 148.
  14. ^ Саадани 2008 , с. 16.
  15. ^ Фелпс 1957 , стр. 122–23.
  16. ^ Кляйн 2000 , с. 21.
  17. ^ Гаярре 1854 , с. 396.
  18. ^ Догерти 2010 , с. 25.
  19. ^ Джеймс 1993 , с. 10.
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Уснер 1998 , с. 26.
  21. ^ Лоренц 2000 , стр. 163, 172.
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кушман 1899 , с. 540.
  23. ^ Барнетт 2007 , стр. 80–85.
  24. ^ Le Page du Pratz 1758 , стр. 230–31.
  25. ^ Le Page du Pratz 1758 , с. 252.
  26. ^ Барнетт 2007 , с. 108.
  27. ^ Дюмон де Монтиньи 2012 , стр. 230–31.
  28. ^ Барнетт 2007 , стр. 104, 108, 115.
  29. ^ Уснер 1998 , с. 27.
  30. ^ Дюмон де Монтиньи 2012 , с. 232.
  31. ^ Барнетт 2007 , с. 115.
  32. ^ Le Page du Pratz 1758 , стр. 256–58.
  33. ^ Le Page du Pratz 1758 , с. 258.
  34. ^ Le Page du Pratz 1758 , с. 257.
  35. ^ Барнетт 2007 , с. 104.
  36. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Барнетт 2007 , с. 105.
  37. ^ Родригес, Юниус П. (2007). Энциклопедия рабского сопротивления и восстания . Издательская группа Гринвуд. ISBN  978-0-313-33273-9 .
  38. ^ Le Page du Pratz 1774 , с. 34.
  39. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дюмон де Монтиньи 2012 , с. 233.
  40. ^ Болер, Хайме (февраль 2006 г.). «Сопротивление рабов в Натчезе, штат Миссисипи (1719–1861)» . История Миссисипи сейчас . Историческое общество Миссисипи . Проверено 14 мая 2022 г.
  41. ^ Барнетт 2007 , с. 106.
  42. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Муни 1899 , с. 512.
  43. ^ Le Page du Pratz 1758 , стр. 260–61.
  44. ^ Le Page du Pratz 1774 , с. 73.
  45. ^ Сэйр 2009 , с. 410.
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гаярре 1854 , с. 442.
  47. ^ Дюмон де Монтиньи 2012 , стр. 238, 250.
  48. ^ Роуленд, Сандерс и Галлоуэй 1984 , стр. 45–52.
  49. ^ Эллис, Элизабет Н. (2022). Великая держава малых народов . Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета. п. 155. дои : 10.9783/9781512823189 . ISBN  9781512823189 .
  50. ^ Жиро 1991 , стр. 410–15.
  51. ^ Дюмон де Монтиньи и Ле Маскрие 1753 , стр. 183–91.
  52. ^ Барнетт 2007 , с. 114.
  53. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Балвей 2013 , с. 149.
  54. ^ Дюмон де Монтиньи 2012 , стр. 240, 242–48.
  55. ^ Барнетт 2007 , с. 118.
  56. ^ Барнетт 2007 , с. 119.
  57. ^ Дюмон де Монтиньи 2012 , стр. 246–47.
  58. ^ Делэй 1730 , стр. 57–58.
  59. ^ Степонайтис и Прикетт, 2014 , стр. 75–76.
  60. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Путеводитель 1854 года , стр. 447–448.
  61. ^ Степонайтис и Прикетт, 2014 , стр. 116–17.
  62. ^ Муни 1899 , стр. 514–515.
  63. ^ Балвей 2008 , с. 176.
  64. ^ Барнетт 2007 , стр. 125–26.
  65. ^ Аткинсон 2004 , с. 41.
  66. ^ Аткинсон 2004 , стр. 55–60.
  67. ^ Аткинсон 2004 , стр. 39–73, 247–57.
  68. ^ Муни 1899 , пасс .
  69. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сэйр 2005 , с. 204.
  70. ^ Балвей 2013 , с. 151.
  71. ^ Sayre 2005 , стр. 232–34.
  72. ^ Сэйр 2005 , с. 245.
  73. ^ Барнетт 2007 , стр. 106–07.
  74. ^ Делэй 1730 , с. 62.
  75. ^ Balvay 2008 , стр. 156–57.
  76. ^ Balvay 2013 , стр. 150–51.
  77. ^ Sayre 2002 , стр. 396–97, 400–01, 403, 409.
  78. ^ Дюмон де Монтиньи и Ле Маскрие 1753 , стр. 134–38.
  79. ^ Le Page du Pratz 1758 , с. 250.
  80. ^ Сэйр 2005 , с. 237.
  81. ^ Balvay 2008 , стр. 15–20.
  82. ^ Шатобриан 1827 , с. 2.
  83. ^ Le Page du Pratz 1758 , с. 331.
  84. ^ Дюмон де Монтиньи и Ле Маскрие 1753 , стр. 145–46, 160, 166–72, 176, 192.
  85. ^ Руководство 1854 г. , стр. 396–402.
  86. ^ Балвей 2008 , с. 159.
  87. ^ Сэйр 2002 , с. 407.

Библиография

[ редактировать ]
  • Альбрехт, Эндрю К. (1946). «Индийско-французские отношения в Натчезе» . Американский антрополог . Новая серия. 48 (3). Округ Арлингтон, Вирджиния: Американская антропологическая ассоциация: 321–354. дои : 10.1525/aa.1946.48.3.02a00010 .
  • Аткинсон, Джеймс Р. (2004). Великолепная земля, великолепные люди: индейцам чикасо предстоит переселение . Таскалуса, Алабама: Издательство Университета Алабамы. ISBN  9780817313395 . OCLC   52057896 .
  • Бальве, Арно (2008). Натчезское восстание (на французском языке). Париж, Франция: Éditions du Félin. ISBN  9782866456849 . OCLC   270986289 .
  • Бальве, Арно (2013). «Французы и натчезы: неудавшаяся встреча». У Роберта Энглберта; Гийом Тисдейл (ред.). Французы и индейцы в сердце Северной Америки, 1630–1815 гг . Ист-Лансинг, Мичиган: Издательство Мичиганского государственного университета. OCLC   847023545 .
  • Барнетт, Джеймс Ф. младший (2007). Индейцы Натчез: история до 1735 года . Джексон, Миссисипи: Университетское издательство Миссисипи. ISBN  9781578069880 . ОСЛК   86038006 .
  • Шатобриан, Франсуа-Рене де (1827). Натчез (на французском языке). Париж, Франция: Эжен и Виктор Пено Фреры. ОСЛК   3412373 .
  • Кушман, Горацио Бардуэлл (1899). История индейцев чокто, чикасо и натчез . Гринвилл, Техас: Типография Фар. ISBN  9780585170831 . ОСЛК   1572608 .
  • Делэ, Жан-Батист (1730). Сообщение о резне французов в Натчезе и войне против этих дикарей, 1 июня 1730 г. (на французском языке). Центр зарубежных архивов , 04DFC 38. ( Перевод Гордона Сэйра )
  • Догерти, Кевин (2010). Оружие Миссисипи . Джексон, Миссисипи: Университетское издательство Миссисипи. ISBN  978-1-60473-452-2 .
  • Дюмон де Монтиньи, Жан-Франсуа-Бенжамен; Ле Маскрие, Жан-Батист (1753). Исторические мемуары Луизианы (на французском языке). Полет. II. Париж, Франция: Кл. Ж. Б. Бош. OCLC   55548267 .
  • Дюмон де Монтиньи, Жан-Франсуа-Бенджамин (2012) [1747]. Сэйр, Гордон; Зехер, Карла (ред.). Мемуары лейтенанта Дюмона, 1715–1747: пребывание во французской Атлантике . Чапел-Хилл, Северная Каролина: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN  9780807837221 . OCLC   785863931 .
  • Гаярре, Шарль (1854). История Луизианы: французское господство . Том. Я. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Редфилд. ОСЛК   10994331 .
  • Жиро, Марсель (1991). История французской Луизианы: Том V: Индийская компания, 1723–1731 гг . Том. В. Батон-Руж, Луизиана: Издательство государственного университета Луизианы. ISBN  9780807115718 . OCLC   493382682 .
  • Джеймс, Д. Клейтон (1993). Довоенный Натчез . Батон-Руж, Луизиана: LSU Press. ISBN  978-0-8071-1860-3 .
  • Кимбалл, Джеффри (2005). «Натчез». В Джанин Сканкарелли; Хизер Кей Харди (ред.). Родные языки юго-востока США . Линкольн, Небраска: Издательство Университета Небраски. ISBN  9780803242357 . OCLC   845818920 .
  • Кляйн, Майкл (2000). «Луизиана: европейские исследования и покупка Луизианы — специальная презентация Отдела географии и карт Библиотеки Конгресса» (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса . Проверено 14 мая 2022 г.
  • Ле Паж дю Прац, Антуан-Симон (1758). История Луизианы (на французском языке). Полет. III. Париж, Франция: Де Буре и Делагетт. OCLC   310876492 . ( Перевод Гордона Сэйра )
  • Le Page du Pratz, Антуан-Симон (1774 г.) [французская версия опубликована в 1763 г.]. История Луизианы . Лондон, Великобритания: Т. Бекет. OCLC   1949294 .
  • Либерсон, Гарри (2001). Аристократические встречи: европейские путешественники и североамериканские индейцы . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521003605 . OCLC   47917547 .
  • Лоренц, Карл Г. (1997). «Повторный анализ социально-политической сложности Натчеза: взгляд из Великой деревни и за ее пределами». Юго-восточная археология . 16 (2). Юго-восточная археологическая конференция: 97–112.
  • Лоренц, Карл Г. (2000). «Натчез Юго-Западного Миссисипи». В Бонни Дж. Макьюэн (ред.). Индейцы Большого Юго-Востока: историческая археология и этноистория . Гейнсвилл, Флорида: Университетское издательство Флориды. ISBN  9780813017785 . OCLC   313827424 .
  • Муни, Джеймс (1899). «Конец Натчеза» . Американский антрополог . Новая серия. 1 (3). Округ Арлингтон, Вирджиния: Американская антропологическая ассоциация: 510–21. дои : 10.1525/aa.1899.1.3.02a00050 .
  • Фелпс, Доусон А. (июнь 1957 г.). «Чикасо, англичане и французы 1699–1744». Исторический ежеквартальный журнал Теннесси . 16 (2): 117–133. JSTOR   42621333 .
  • Роуленд, Данбар; Сандерс, АГ; Галлоуэй, Патрисия Кей, ред. (1984). Архивы провинции Миссисипи: 1729–1748 гг . Том. IV. Батон-Руж, Луизиана: Издательство государственного университета Луизианы. ISBN  9780807110683 . OCLC   490934898 .
  • Саадани, Халил (2008). La Louisiana française dans l'impass: 1731-1743 [ Французская Луизиана в тупике: 1731-1743 ] (на французском языке). Париж, Франция: Éditions L'Harmattan. ISBN  978-2-296-05111-9 . </ref>
  • Сэйр, Гордон (2002). «Планирование резни в Натчезе: Ле Паж дю Прац, Дюмон де Монтиньи, Шатобриан». Ранняя американская литература . 37 (3). Чапел-Хилл, Северная Каролина: Издательство Университета Северной Каролины: 381–413. дои : 10.1353/eal.2002.0030 . OCLC   479480590 . S2CID   161362699 .
  • Сэйр, Гордон (2005). Индейский вождь как трагический герой . Чапел-Хилл, Северная Каролина: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN  9780807829707 . OCLC   58788866 .
  • Сэйр, Гордон (осень 2009 г.). «Возвращение к этноистории Натчеза: новые рукописные источники Ле Пажа дю Праца и Дюмона де Монтиньи». История Луизианы . 50 (4). Лафайет, Луизиана: Историческая ассоциация Луизианы: 407–36.
  • Степонайтис, Винцас П.; Прикетт, Брэндон Л. (2014). «Форт Натчез на острове Сицилия, штат Луизиана» (PDF) . Луизианская археология (41) . Проверено 10 мая 2022 г.
  • Уснер, Дэниел Х. младший (1998). Американские индейцы в долине Нижнего Миссисипи . Линкольн, Небраска: Издательство Университета Небраски. ISBN  9780803245563 . OCLC   38976251 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3407d2670480a27b5d25109440e2b5c2__1718004660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/c2/3407d2670480a27b5d25109440e2b5c2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Natchez revolt - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)