Натчезское восстание
, Восстание Натчеза или резня в Натчезе , представляло собой нападение Натчеза коренных американцев на французских колонистов недалеко от современного Натчеза, штат Миссисипи , 29 ноября 1729 года. Натчезы и французы жили бок о бок в колонии Луизиана на протяжении многих лет. чем за десять лет до инцидента, в основном занимались мирной торговлей и иногда вступали в смешанные браки. После периода ухудшения отношений и войн лидеры Натчеза были спровоцированы на восстание, когда французский колониальный комендант сьер де Шепар потребовал землю в деревне Натчез для своей собственной плантации недалеко от форта Розали . Натчезы планировали свое нападение в течение нескольких дней и сумели скрыть свои планы от большинства французов; колонисты, которые подслушали и предупредили Чепара о нападении, были сочтены лживыми и были наказаны. В ходе скоординированной атаки на форт и усадьбы натчезы убили почти всех французов, сохранив при этом большую часть женщин и порабощенных африканцев. Всего было убито около 230 колонистов, а форт и дома были сожжены дотла.
Когда французы в Новом Орлеане , столице колонии, услышали новости о резне, они опасались всеобщего восстания индейцев и были обеспокоены тем, что натчезы могли вступить в сговор с другими племенами. Сначала они отреагировали приказом о резне жителей Чауачи , которые не играли никакой роли в восстании, и уничтожили всю их деревню. Затем французы и их союзники чокто нанесли ответный удар деревням натчезов, захватив сотни натчезов и продав их в рабство, хотя многим удалось бежать на север и найти убежище среди народа чикасо . В последующие годы натчезы вели вялотекущую войну против французов, но ответные экспедиции против беженцев-натчезов среди племен чикасо в 1730 и 1731 годах вынудили их двинуться дальше и жить в качестве беженцев среди племен криков и чероки . К 1741 году натчезы основали город в северной части штата Аппер-Крик. Там, с разрешения Абихки , они восстановили свой город и подписали в 1790 году Нью-Йоркский договор и Колрейнский договор 1796 года . Они остаются составным племенем нации Маскоги (Крик).
Нападение на форт Розали разрушило некоторые из наиболее продуктивных ферм колонии Луизианы и поставило под угрозу поставки продуктов питания и торговых товаров по реке Миссисипи . В результате французское государство вернуло контроль над Луизианой от Индийской компании короне в 1731 году, поскольку у компании были проблемы с управлением колонией. Губернатор Луизианы Этьен Перье был признан ответственным за резню и ее последствия, и в 1732 году он был отозван во Францию.
Фон
[ редактировать ]
Спускаясь по реке Миссисипи в 1682 году, Робер де ла Саль стал первым французом, столкнувшимся с натчезами, и объявил их своими союзниками. Натчезы вели оседлый образ жизни и жили в девяти полуавтономных деревнях; французы считали их самым цивилизованным племенем региона. К 1700 году численность натчезов сократилась примерно до 3500 из-за болезней, которые опустошили коренное население после контактов с европейцами, а к 1720 году дальнейшие эпидемии сократили это население вдвое. [1] Их общество было строго разделено на благородный класс, называемый «Солнца» ( Натчез : ʔuwahʃiːɫ ), и класс простолюдинов, называемый по-французски «Вонючки» (Натчез: miʃmiʃkipih ). [2] Между 1699 и 1702 годами натчезы с миром приняли исследователя Пьера Ле Муана д'Ибервиля и позволили французскому миссионеру поселиться среди них. В это время натчезы находились в состоянии войны с народом чикасо, получившим оружие от своих британских союзников, и натчезы ожидали получить аналогичную выгоду от своих отношений с французами. Тем не менее, британское присутствие на территории привело к расколу натчезов на пробританскую и профранцузскую фракции. [3] Центральную деревню, называемую Натчез или Великая Деревня , возглавлял верховный вождь Великое Солнце (Натчез: ʔuwahʃiːɫ liːkip [2] ) и военачальник Татуированный Змей ( Змей Пике во французских источниках Натчез Обалалкабиче [4] ), оба из которых были заинтересованы в союзе с французами. [5] [6]
Первая, Вторая и Третья Натчезские войны
[ редактировать ]Первый конфликт между французами и натчезами произошел в 1716 году, когда Луизианы губернатор Антуан Ломе де Ла Мот, сьер де Кадиллак , проезжал через территорию Натчеза и не позаботился возобновить союз, выкурив трубку мира . Натчезы отреагировали на это пренебрежение убийством четырех французских торговцев. Кадиллак послал своего лейтенанта Жана-Батиста Ле Муана де Бьенвиля, чтобы наказать натчезов. Он обманул лидеров Натчеза, пригласив их присутствовать на переговорах, где они попали в засаду и были взяты в плен; затем он заставил натчезов обменять своих лидеров на преступников, напавших на французов. Несколько случайных натчезов из пробританских деревень были казнены. Это привело к дальнейшему ухудшению отношений между Францией и Натчезом. [7] [8] В рамках условий мирного соглашения, последовавшего за Первой натчезской войной, натчезы пообещали предоставить французам рабочую силу и материалы для строительства форта. [7]
К 1717 году французские колонисты основали форт Розали и торговый пост на территории нынешнего Натчеза, штат Миссисипи , стремясь защитить свою торговую монополию в регионе от британских вторжений. [7] Французы также предоставили многочисленные концессии крупным табачным плантациям, а также небольшим фермам на земле, приобретенной у Натчезов. Отношения между Натчезом и колонистами в целом были дружескими - некоторые французы даже женились и заводили детей от женщин Натчеза, - но существовала напряженность. Поступали сообщения о том, что колонисты злоупотребляли Натчезом, заставляя их предоставлять рабочую силу или товары, и по мере прибытия новых колонистов их концессии постепенно вторгались на земли Натчеза. [9] [10] [11]

С 1722 по 1724 год краткие вооруженные конфликты между натчезами и французами были урегулированы путем переговоров между губернатором Луизианы Бьенвиллем и военачальником натчезов Татуированным Змеем. В 1723 году Бьенвилю сообщили, что некоторые натчезы преследовали жителей деревни, и он разрушил деревню Натчез в Белом Яблоке и поработил нескольких жителей деревни, только чтобы обнаружить, что предполагаемое преследование было сфальсифицировано колонистами, чтобы подставить Натчезов. [12] Одна из более поздних стычек в 1724 году заключалась в убийстве колонистом сына вождя натчезов, на что натчезы ответили убийством француза по имени Гено. Затем Бьенвиль послал французских солдат из Нового Орлеана атаковать натчезов на их полях и поселениях, и натчезы сдались. Их призыв к миру был встречен после казни французами одного из их вождей. [10]
Летописец Ле Паж дю Прац, который жил среди натчезов и был близким другом Татуированного Змея, сообщает, что однажды он спросил своего друга, почему натчезы обижены на французов. Татуированный Змей ответил, что у французов словно «два сердца: сегодня хорошее, а завтра плохое». [9] и продолжил рассказывать, насколько жизнь Натчеза была лучше до прихода французов. В заключение он сказал: «До прихода французов мы жили как люди, которые могут быть довольны тем, что имеют, тогда как сегодня мы живем как рабы, которым не позволено делать то, что им заблагорассудится». [9] Самый верный союзник французов Татуированный Змей умер в 1725 году, что стало еще одним ударом по отношениям между натчезами и колонистами. [13]
В августе 1726 года прибытие нового губернатора Этьена Перье вызвало новую напряженность. Перье порвал с политикой дипломатического взаимодействия Бьенвиля с соседними племенами, включая натчезов, [14] [15] и отказались признать право собственности коренных американцев на их традиционные земли. [16] Для надзора за фортом Розали и поселением Натчез Перье назначил сьера де Шепара, [n 1] которого описывали как «хищного, надменного и тирана». [17] оскорбляя солдат, поселенцев и натчезов. [18] Перье и Шепар заключили партнерство с целью создания большой плантации на земле Натчеза. [19] [20]
По мнению археолога Карла Лоренца, раскопавшего несколько поселений натчезов, еще одним фактором, осложнившим отношения между натчезами и колонистами, было то, что французы не понимали политической структуры натчезов. Французы считали, что Великое Солнце, вождь Великой деревни, властвует над всеми другими деревнями Натчеза. По правде говоря, каждая деревня была полуавтономной, и власть Великого Солнца распространялась только на деревни Флур и Тиу (с которыми Великая Деревня была союзницей), а не на три пробританские деревни Белое Яблоко, Джензенаке и Григра. Когда Великое Солнце умерло в 1728 году и ему наследовал его неопытный племянник, пробританские деревни стали более могущественными, чем профранцузские деревни с центром в Натчезе. [21]
Командир Шепар
[ редактировать ]В 1728 году Шепар, комендант форта Розали, был доставлен в Новый Орлеан и предстал перед Высшим советом перед судом за злоупотребление властью. По словам Горацио Бардуэлла Кушмана , Шепар был спасен от наказания «вмешательством влиятельных друзей». [22] и губернатор Перье помиловал Шепара, вернув ему командование. [20] Шепар вернулся в форт Розали и продолжил притеснять и оскорблять индейцев. [22]
Стремясь к дальнейшему развитию своих деловых амбиций и Перье, [20] Весной 1729 года Шепар сообщил натчезам, что он желает захватить землю для плантации в центре Белого Яблока, где у натчезов был храм могил их народа. [23] [24] [20] установил на земле миссионерский крест в знак того, что он действовал по приказу Перье. [11] К этому моменту большинство колонистов не одобряли действия Шепарта, в том числе Жан-Франсуа-Бенжамен Дюмон де Монтиньи , французский историк, который писал, что требование Шепарта ознаменовало собой первый случай, когда французский колониальный лидер просто объявил землю Натчеза своей собственностью, без каких-либо ограничений. предварительные переговоры. [11] [20]
Когда натчезы начали протестовать против захвата их земли под плантацию, Шепар заявил, что сожжет дотла храм, в котором находились могилы их предков. В ответ на эту угрозу натчезы, казалось, пообещали уступить землю, писал Дюмон де Монтиньи, но только в том случае, если им будет дано до окончания сбора урожая перенести свой храм и могилы. Шепар согласился дать им время в обмен на шкуры, масло, птицу и зерно — просьбу, которую натчезы обещали выполнить позже. [11]
Атака
[ редактировать ]
После того, как Шепар объявил натчезам о полном изгнании племени с их земель в ближайшем будущем, натчезы начали готовиться к удару по французам в форте Розали, заимствуя огнестрельное оружие у некоторых французских колонистов с обещаниями отправиться на охоту и поделиться игра с владельцами оружия. Некоторые французские мужчины и женщины услышали, как натчезы планируют такое нападение. По данным Le Page du Pratz, именно женщина-вождь Натчеза Татуированная Рука попыталась предупредить французов о предстоящем нападении, возглавляемом ее соперницами в «Белом Яблоке». [25] [26] Когда колонисты рассказали об этом Чепару, он проигнорировал их и заковал некоторых в кандалы в ночь перед резней, когда был пьян. [27] [28] [29]
Утром 29 ноября 1729 года натчезы прибыли в Чепар с кукурузой, птицей и оленьими шкурами, а также неся с собой каламет — известный как символ мира. Комендант, все еще несколько опьяненный накануне вечером, был уверен, что у натчезов нет насильственных намерений, и бросил вызов тем, кто предупреждал о нападении, доказать, что слухи верны. [30] [31]
Пока Чепар принимал товары, «Натчез» открыл огонь, подав сигнал к скоординированной атаке на форт Розали, а также на отдаленные фермы и концессии на территории, ныне занимаемой городом Натчез. Шепар побежал призывать своих солдат к оружию, но они уже были убиты. Подробности нападения по большей части неизвестны, поскольку такие летописцы, как Ле Паж дю Прац, беседовавший с несколькими очевидцами, заявили, что события были «просто слишком ужасны», чтобы их можно было рассказывать. [32]
Натчезы подготовились, захватив галеру Индийской компании, стоявшую на якоре на реке, чтобы ни один француз не мог подняться на нее и попытаться сбежать. Они также разместили воинов на другом берегу реки, чтобы перехватить тех, кто может бежать в том направлении. [33] Комендант торгового поста Язу в форте Сен-Пьер , месье дю Кодер, посещал форт Розали со священником-иезуитом, когда они услышали выстрелы. Они развернулись, чтобы вернуться на свой корабль, но воины догнали их, убив и сняв скальп. [34] [35]
Натчезы убили почти всех из 150 французов в форте Розали, и только около 20 удалось бежать, некоторые бежали в Новый Орлеан. [36] [37] Большинство погибших были безоружны. Женщин, детей и порабощенных африканцев в основном пощадили; многие были заперты в доме на утесе под охраной нескольких воинов, откуда они могли видеть события. [38] Согласно отчету Дюмона де Монтиньи о нападении, женщины, которых видели защищающими своих мужей от насилия или пытавшимися отомстить за них, были взяты в плен или убиты. Сообщается, что у одной женщины нерожденного ребенка оторвали от нее, прежде чем она сама была убита. [39] Через год после события число погибших составило 138 мужчин, 35 женщин и 56 детей, или примерно 230 в целом. [36] [40] Некоторые ученые утверждают, что натчезы пощадили порабощенных африканцев из-за общего чувства близости между натчезами и африканцами; некоторые рабы даже присоединились к натчезам, а другие воспользовались шансом вырваться на свободу. [36] Группа людей язу, сопровождавших коменданта дю Кодера, сохраняла нейтралитет во время конфликта, но была вдохновлена восстанием в Натчезе. Когда они вернулись в форт Сен-Пьер, они разрушили форт, убив священника-иезуита и 17 французских солдат. [41]
Во время атаки натчезы потеряли всего около 12 воинов. [42] Восемь воинов погибли, напав на усадьбу семьи Ла Луар де Урсен, где мужчины смогли подготовить защиту от вторгшихся Натчезов. [36]
Сам Шепар попал в плен к натчезам, которые сначала не знали, что с ним делать, но в конце концов решили, что его должен убить вонючка — представитель низшей касты в иерархии племени. [39] Натчезы сохранили в живых двух французов: возчика по имени Майе, которого заставили доставить все французские товары в Великую деревню, и портного по имени Ле Бо, которого натчезы наняли для переоборудования одежды колонистов новым владельцам. [36] Они подожгли крепость, магазин и все усадьбы, сожгли их дотла. [43] Точно так же, как губернатор Бьенвиль поступил с казненными индейцами в 1717 и 1723 годах, натчезы обезглавили мертвых французов и принесли отрубленные головы на рассмотрение Великого Солнца. [36]
Французский ответ
[ редактировать ]
Новости о нападении на форт Розали достигли Нового Орлеана в начале декабря, и тамошние колонисты начали паниковать. [44] Город зависел от зерна и других поставок из поселения Иллинойс, а поставки вверх и вниз по реке Миссисипи оказались бы под угрозой из-за потери форта Розали. [45]
После нападения натчезов на форт Розали Перье решил, что полное уничтожение народа натчезов необходимо для обеспечения процветания и безопасности колонии. [46] Он запретил въезд в город делегации народа чокто , опасаясь, что они использовали предлог дружеского визита для нападения. [47] но он добился нейтралитета с чокто, а затем начал истребительную войну против натчезов. [46]
Перье приказал рабам и французским войскам двинуться вниз по течению и уничтожить небольшую деревню народа Чауача , который не принимал участия в восстании в Натчезе. Его начальство в Париже сделало лидеру выговор за этот поступок, который, возможно, был направлен на предотвращение любого союза между рабами и коренными американцами против французских колонистов. [13] [48] Несмотря на то, что чокто продолжали вступать в союз с французами против натчезов, они возражали против нападения Перье на Чауача и поощряли другие небольшие племена в регионе переселиться от французов на земли, находящиеся под защитой чокто. [49]
Более серьезное возмездие против натчезов началось в конце декабря 1729 года и в январе 1730 года экспедициями под руководством Жан-Поля Ле Сюера и Анри де Лубуэ. [50] [51] Два командира осадили Натчезов в фортах, построенных недалеко от Великой деревни Натчезов, примерно в миле к востоку от форта Розали, который был восстановлен. Они убили около 80 мужчин и захватили 18 женщин, а также освободили нескольких француженок, захваченных во время резни в форте Розали. [42] Французы полагались на поддержку союзников со стороны воинов Туника и чокто. Чокто напали на натчезов без французов, убив 100 человек и взяв в плен женщин и детей. [52] Это разрушило элемент внезапности для французов, поскольку натчезы уже рассеялись. [53] Поначалу натчезы были хорошо подготовлены к ответным ударам французов, накопив несколько пушек, а также огнестрельное оружие, которое они использовали в резне двумя месяцами ранее. [54] [55] Натчезы, захваченные союзниками французов чокто и туника, были переданы губернатору и проданы в рабство, а некоторые из них были публично замучены до смерти в Новом Орлеане. [56]
В конце февраля 1730 года, когда Лубуэ стремился застать натчезов врасплох, натчезы заключили мирный договор и освободили французских пленников, но французы планировали нападение на форт Натчез на следующий день. Затем натчезы принесли подарки Лубуэю, но в ту ночь покинули свой форт и бежали через реку Миссисипи, взяв с собой порабощенных африканцев. [57] [58] На следующий день Лубуэ и его люди сожгли заброшенный форт Гранд-Виллидж, когда натчезы прятались в заливе вдоль Черной реки.
Последующую экспедицию возглавил Перье в январе 1731 года, чтобы вытеснить натчезов, взяв в плен многих натчезов и их лидеров, в том числе Святого Косма, который был новым Великим Солнцем, и его мать, Женское Солнце с Татуированной Рукой. В то время натчезы перегруппировались на западе, поселившись в водосборном бассейне реки Уачита и основав форт недалеко от современного острова Сицилия, штат Луизиана . [59] 21 января Перье с войсками Колонии и двумя батальонами морской пехоты под командованием своего брата Антуана-Алексиса Перье де Сальвера атаковал опорный пункт Натчеза. [60] При осаде форта французские войска использовали железные гранаты , как выпущенные из минометов , так и брошенные вручную. [61] 24 января натчезы предложили мир, и некоторые вожди встретились с Перьером, который предложил им войти в хижину, которая, казалось, была пуста, но как только они переступили ее порог, они были взяты в плен. 25 января 45 мужчин и 450 женщин и детей сдались и были взяты в плен, но остальные натчезы и их вожди ночью сбежали. На следующее утро в форте нашли только двоих больных мужчин и одну женщину. Перье сжег форт, и 28-го числа французы начали обратный путь в Новый Орлеан. [60] Как только он достиг Нового Орлеана, Перье отправил вождей Великое Солнце, Маленькое Солнце, 45 других заключенных мужчин и 450 женщин и детей в Сен-Доминго , где они были проданы в рабство. [60]
Хотя натчезы были значительно ослаблены поражением, им удалось перегруппироваться и совершить последнюю атаку на французов у Жан-Батист в октябре 1731 года. форта Сен - Денис предпринял контратаку и победил натчезов. [62]
Многие колонисты Луизианы, в частности Дюмон де Монтиньи, обвиняли Чепара (который был убит натчезами) и Перье в резне в форте Розали и последующей натчезской войне. Чтобы ответить за свои действия и нестабильность в колонии, французский король Людовик XV приказал Перье вернуться во Францию в 1732 году. На смену Перье пришел его предшественник Жан-Батист Ле Муан де Бьенвиль, которого французское государство считало более опытным. в общении с коренными американцами региона. [63] Годом ранее Индийская компания передала контроль над колонией Людовику XV, поскольку управление ею было дорогостоящим и трудным даже до восстания. [64]
Французы продолжали настаивать на уничтожении натчезов, которые теперь жили среди чикасо, традиционных союзников британцев, — это спровоцировало войны чикасо . Чикасо сначала согласились изгнать из своей среды натчезов, но не сдержали обещания. [65] В кампании Чикасо 1736 года французы под командованием губернатора Бьенвилля атаковали деревни Чикасо Апеония и Акиа, а затем отступили, понеся значительные потери, но причинив мало урона. [66] Во время кампании Чикасо 1739 года Бьенвиль вызвал более 1000 солдат для отправки из Франции. Армия Бьенвилля поднялась по реке Миссисипи к месту современного Мемфиса, штат Теннесси , и попыталась построить военную дорогу на запад к деревням Чикасо. Прождав несколько месяцев зимой 1739–1740 годов, французы так и не предприняли атаку и отступили обратно в Новый Орлеан. [67] После нападений на чикасо оставшиеся натчезы переехали жить среди людей чероки и крик . К тому времени натчезы, превратившиеся в разрозненных беженцев, перестали существовать как политическое образование. [53] [68]
Исторические интерпретации
[ редактировать ]
Восстание Натчеза фигурировало как событие монументального значения во французской историографии и литературе XVIII и XIX веков. Во Франции резня и ее последствия были описаны во многих исторических трудах и легли в основу нескольких художественных произведений. [69] Историки восемнадцатого века обычно приписывали восстание Натчеза притеснениям со стороны коменданта Шепарта. [70]
Во французских источниках одна важная дискуссия сосредоточилась на вопросе о том, планировали ли натчезы одновременное нападение на французов с другими основными племенами региона. Французский колониальный губернатор Этьен Перье в отчете начальству во Франции, написанном через неделю после восстания, утверждал, что многие индейские народы в нижней части долины Миссисипи вступили в заговор с натчезами с целью нападения на французов в тот же день и что даже чокто , которые были близкими союзниками французов, были участниками заговора. Затем Перье отменил встречу с чокто, запланированную на первые два дня декабря в Новом Орлеане, утверждая, что это должно было стать поводом для нападения. [71] Перье таким образом защищал свои действия на посту губернатора, намекая, что результаты резни могли бы быть хуже, если бы не его оперативные действия. [72] [73] Однако историки Гордон Сейр и Арно Бальве отметили, что Жан-Батист Делэ, командир ополчения, участвовавший во французских возмездиях после резни, написал в неопубликованном рассказе 1730 года, что утверждения Перье были безосновательны и что тиу, язу и другие народы не были соучастниками и не знали заранее о нападении. [69] [74] [75] В другом документе на французском языке анонимного автора утверждалось, что восстание в Натчезе было британским планом по уничтожению нового французского табачного бизнеса в Луизиане. [76]
Чтобы описать детали нападения и его предысторию, Дюмон де Монтиньи и Антуан-Симон Ле Паж дю Прац , ведущие историки Луизианы XVIII века, использовали информацию, полученную от француженок, взятых в плен во время резни. Они объяснили, что натчезы вступили в сговор с другими народами, но напали на несколько дней раньше согласованной даты, и что они использовали систему связок палок, которые держали каждое из сговорившихся племен, чтобы отсчитывать количество оставшихся дней. до забастовки. [77] Необнаруженное уничтожение пары палок в Большой деревне Натчез сорвало подсчет, хотя причины потери палок различались в отчетах каждого историка. Остальные народы отказались от своего участия в заговоре из-за преждевременного нападения натчезов, и поэтому само существование заговора оставалось предположительным. [78] [79] [80]
Франсуа-Рене де Шатобриан изобразил резню в своей эпопее 1827 года «Натчез» . [81] включив свои ранние бестселлеры «Атала» и «Рене» в более длинное повествование, которое значительно украсило историю французов и натчезов в Луизиане. В работе Шатобриана в грандиозном заговоре, стоящем за резней, неправдоподобно участвовали местные племена со всей Северной Америки. Шатобриан считал резню в Натчезе определяющим моментом в истории колонии Луизианы. [82] эта позиция согласуется со взглядами других историков 18-го века, таких как Ле Паж дю Прац и Дюмон де Монтиньи. [83] [84]
Историк XIX века из Луизианы Шарль Гаярре также приукрасил историю заговора, стоящего за восстанием Натчеза, сочинив в своей книге длинную речь Великого Солнца, в которой лидер призывал своих воинов пригласить чокто, чикасо и язу присоединиться к ним. нападение на французов. [85] В своей книге 2008 года о восстании в Натчезе Арно Бальве написал, что, скорее всего, утверждение о заговоре было ложным из-за непоследовательности в первоисточниках. [86]
В отличие от французской традиции, натчезы и их конфликты с французами в современной американской историографии по большей части забыты. Историк Гордон Сэйр объясняет это тем фактом, что и французы, и натчезы потерпели поражение в колониальных войнах еще до образования Соединенных Штатов. [69] [87]
См. также
[ редактировать ]- Американские индейские войны
- Коренные народы Юго-Восточных Лесов
- Список индийских массовых убийств
- Натчез Трейс
Примечания
[ редактировать ]- ^ В разных первоисточниках представлены разные варианты написания имени сьера де Шепар, включая Чепар, Шепар, Шопар, Дешепар, Дешепар, Дечепар, д'Эчепар и Эчепар, а также другие варианты.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Либерсон 2001 , с. 49.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кимбалл 2005 , с. 450.
- ^ Balvay 2013 , стр. 140–41.
- ^ Сэйр 2005 , с. 217.
- ^ Лоренц 1997 , пасс .
- ^ Альбрехт 1946 , с. 334.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Балвей 2013 , с. 143.
- ^ Альбрехт 1946 , с. 335.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Балвей 2013 , с. 147.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Барнетт 2007 , стр. 80–95.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Дюмон де Монтиньи 2012 , стр. 227–28.
- ^ Балвей 2013 , с. 146.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Балвей 2013 , с. 148.
- ^ Саадани 2008 , с. 16.
- ^ Фелпс 1957 , стр. 122–23.
- ^ Кляйн 2000 , с. 21.
- ^ Гаярре 1854 , с. 396.
- ^ Догерти 2010 , с. 25.
- ^ Джеймс 1993 , с. 10.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Уснер 1998 , с. 26.
- ^ Лоренц 2000 , стр. 163, 172.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кушман 1899 , с. 540.
- ^ Барнетт 2007 , стр. 80–85.
- ^ Le Page du Pratz 1758 , стр. 230–31.
- ^ Le Page du Pratz 1758 , с. 252.
- ^ Барнетт 2007 , с. 108.
- ^ Дюмон де Монтиньи 2012 , стр. 230–31.
- ^ Барнетт 2007 , стр. 104, 108, 115.
- ^ Уснер 1998 , с. 27.
- ^ Дюмон де Монтиньи 2012 , с. 232.
- ^ Барнетт 2007 , с. 115.
- ^ Le Page du Pratz 1758 , стр. 256–58.
- ^ Le Page du Pratz 1758 , с. 258.
- ^ Le Page du Pratz 1758 , с. 257.
- ^ Барнетт 2007 , с. 104.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Барнетт 2007 , с. 105.
- ^ Родригес, Юниус П. (2007). Энциклопедия рабского сопротивления и восстания . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0-313-33273-9 .
- ^ Le Page du Pratz 1774 , с. 34.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дюмон де Монтиньи 2012 , с. 233.
- ^ Болер, Хайме (февраль 2006 г.). «Сопротивление рабов в Натчезе, штат Миссисипи (1719–1861)» . История Миссисипи сейчас . Историческое общество Миссисипи . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ Барнетт 2007 , с. 106.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Муни 1899 , с. 512.
- ^ Le Page du Pratz 1758 , стр. 260–61.
- ^ Le Page du Pratz 1774 , с. 73.
- ^ Сэйр 2009 , с. 410.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гаярре 1854 , с. 442.
- ^ Дюмон де Монтиньи 2012 , стр. 238, 250.
- ^ Роуленд, Сандерс и Галлоуэй 1984 , стр. 45–52.
- ^ Эллис, Элизабет Н. (2022). Великая держава малых народов . Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета. п. 155. дои : 10.9783/9781512823189 . ISBN 9781512823189 .
- ^ Жиро 1991 , стр. 410–15.
- ^ Дюмон де Монтиньи и Ле Маскрие 1753 , стр. 183–91.
- ^ Барнетт 2007 , с. 114.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Балвей 2013 , с. 149.
- ^ Дюмон де Монтиньи 2012 , стр. 240, 242–48.
- ^ Барнетт 2007 , с. 118.
- ^ Барнетт 2007 , с. 119.
- ^ Дюмон де Монтиньи 2012 , стр. 246–47.
- ^ Делэй 1730 , стр. 57–58.
- ^ Степонайтис и Прикетт, 2014 , стр. 75–76.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Путеводитель 1854 года , стр. 447–448.
- ^ Степонайтис и Прикетт, 2014 , стр. 116–17.
- ^ Муни 1899 , стр. 514–515.
- ^ Балвей 2008 , с. 176.
- ^ Барнетт 2007 , стр. 125–26.
- ^ Аткинсон 2004 , с. 41.
- ^ Аткинсон 2004 , стр. 55–60.
- ^ Аткинсон 2004 , стр. 39–73, 247–57.
- ^ Муни 1899 , пасс .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сэйр 2005 , с. 204.
- ^ Балвей 2013 , с. 151.
- ^ Sayre 2005 , стр. 232–34.
- ^ Сэйр 2005 , с. 245.
- ^ Барнетт 2007 , стр. 106–07.
- ^ Делэй 1730 , с. 62.
- ^ Balvay 2008 , стр. 156–57.
- ^ Balvay 2013 , стр. 150–51.
- ^ Sayre 2002 , стр. 396–97, 400–01, 403, 409.
- ^ Дюмон де Монтиньи и Ле Маскрие 1753 , стр. 134–38.
- ^ Le Page du Pratz 1758 , с. 250.
- ^ Сэйр 2005 , с. 237.
- ^ Balvay 2008 , стр. 15–20.
- ^ Шатобриан 1827 , с. 2.
- ^ Le Page du Pratz 1758 , с. 331.
- ^ Дюмон де Монтиньи и Ле Маскрие 1753 , стр. 145–46, 160, 166–72, 176, 192.
- ^ Руководство 1854 г. , стр. 396–402.
- ^ Балвей 2008 , с. 159.
- ^ Сэйр 2002 , с. 407.
Библиография
[ редактировать ]- Альбрехт, Эндрю К. (1946). «Индийско-французские отношения в Натчезе» . Американский антрополог . Новая серия. 48 (3). Округ Арлингтон, Вирджиния: Американская антропологическая ассоциация: 321–354. дои : 10.1525/aa.1946.48.3.02a00010 .
- Аткинсон, Джеймс Р. (2004). Великолепная земля, великолепные люди: индейцам чикасо предстоит переселение . Таскалуса, Алабама: Издательство Университета Алабамы. ISBN 9780817313395 . OCLC 52057896 .
- Бальве, Арно (2008). Натчезское восстание (на французском языке). Париж, Франция: Éditions du Félin. ISBN 9782866456849 . OCLC 270986289 .
- Бальве, Арно (2013). «Французы и натчезы: неудавшаяся встреча». У Роберта Энглберта; Гийом Тисдейл (ред.). Французы и индейцы в сердце Северной Америки, 1630–1815 гг . Ист-Лансинг, Мичиган: Издательство Мичиганского государственного университета. OCLC 847023545 .
- Барнетт, Джеймс Ф. младший (2007). Индейцы Натчез: история до 1735 года . Джексон, Миссисипи: Университетское издательство Миссисипи. ISBN 9781578069880 . ОСЛК 86038006 .
- Шатобриан, Франсуа-Рене де (1827). Натчез (на французском языке). Париж, Франция: Эжен и Виктор Пено Фреры. ОСЛК 3412373 .
- Кушман, Горацио Бардуэлл (1899). История индейцев чокто, чикасо и натчез . Гринвилл, Техас: Типография Фар. ISBN 9780585170831 . ОСЛК 1572608 .
- Делэ, Жан-Батист (1730). Сообщение о резне французов в Натчезе и войне против этих дикарей, 1 июня 1730 г. (на французском языке). Центр зарубежных архивов , 04DFC 38. ( Перевод Гордона Сэйра )
- Догерти, Кевин (2010). Оружие Миссисипи . Джексон, Миссисипи: Университетское издательство Миссисипи. ISBN 978-1-60473-452-2 .
- Дюмон де Монтиньи, Жан-Франсуа-Бенжамен; Ле Маскрие, Жан-Батист (1753). Исторические мемуары Луизианы (на французском языке). Полет. II. Париж, Франция: Кл. Ж. Б. Бош. OCLC 55548267 .
- Дюмон де Монтиньи, Жан-Франсуа-Бенджамин (2012) [1747]. Сэйр, Гордон; Зехер, Карла (ред.). Мемуары лейтенанта Дюмона, 1715–1747: пребывание во французской Атлантике . Чапел-Хилл, Северная Каролина: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 9780807837221 . OCLC 785863931 .
- Гаярре, Шарль (1854). История Луизианы: французское господство . Том. Я. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Редфилд. ОСЛК 10994331 .
- Жиро, Марсель (1991). История французской Луизианы: Том V: Индийская компания, 1723–1731 гг . Том. В. Батон-Руж, Луизиана: Издательство государственного университета Луизианы. ISBN 9780807115718 . OCLC 493382682 .
- Джеймс, Д. Клейтон (1993). Довоенный Натчез . Батон-Руж, Луизиана: LSU Press. ISBN 978-0-8071-1860-3 .
- Кимбалл, Джеффри (2005). «Натчез». В Джанин Сканкарелли; Хизер Кей Харди (ред.). Родные языки юго-востока США . Линкольн, Небраска: Издательство Университета Небраски. ISBN 9780803242357 . OCLC 845818920 .
- Кляйн, Майкл (2000). «Луизиана: европейские исследования и покупка Луизианы — специальная презентация Отдела географии и карт Библиотеки Конгресса» (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса . Проверено 14 мая 2022 г.
- Ле Паж дю Прац, Антуан-Симон (1758). История Луизианы (на французском языке). Полет. III. Париж, Франция: Де Буре и Делагетт. OCLC 310876492 . ( Перевод Гордона Сэйра )
- Le Page du Pratz, Антуан-Симон (1774 г.) [французская версия опубликована в 1763 г.]. История Луизианы . Лондон, Великобритания: Т. Бекет. OCLC 1949294 .
- Либерсон, Гарри (2001). Аристократические встречи: европейские путешественники и североамериканские индейцы . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521003605 . OCLC 47917547 .
- Лоренц, Карл Г. (1997). «Повторный анализ социально-политической сложности Натчеза: взгляд из Великой деревни и за ее пределами». Юго-восточная археология . 16 (2). Юго-восточная археологическая конференция: 97–112.
- Лоренц, Карл Г. (2000). «Натчез Юго-Западного Миссисипи». В Бонни Дж. Макьюэн (ред.). Индейцы Большого Юго-Востока: историческая археология и этноистория . Гейнсвилл, Флорида: Университетское издательство Флориды. ISBN 9780813017785 . OCLC 313827424 .
- Муни, Джеймс (1899). «Конец Натчеза» . Американский антрополог . Новая серия. 1 (3). Округ Арлингтон, Вирджиния: Американская антропологическая ассоциация: 510–21. дои : 10.1525/aa.1899.1.3.02a00050 .
- Фелпс, Доусон А. (июнь 1957 г.). «Чикасо, англичане и французы 1699–1744». Исторический ежеквартальный журнал Теннесси . 16 (2): 117–133. JSTOR 42621333 .
- Роуленд, Данбар; Сандерс, АГ; Галлоуэй, Патрисия Кей, ред. (1984). Архивы провинции Миссисипи: 1729–1748 гг . Том. IV. Батон-Руж, Луизиана: Издательство государственного университета Луизианы. ISBN 9780807110683 . OCLC 490934898 .
- Саадани, Халил (2008). La Louisiana française dans l'impass: 1731-1743 [ Французская Луизиана в тупике: 1731-1743 ] (на французском языке). Париж, Франция: Éditions L'Harmattan. ISBN 978-2-296-05111-9 . </ref>
- Сэйр, Гордон (2002). «Планирование резни в Натчезе: Ле Паж дю Прац, Дюмон де Монтиньи, Шатобриан». Ранняя американская литература . 37 (3). Чапел-Хилл, Северная Каролина: Издательство Университета Северной Каролины: 381–413. дои : 10.1353/eal.2002.0030 . OCLC 479480590 . S2CID 161362699 .
- Сэйр, Гордон (2005). Индейский вождь как трагический герой . Чапел-Хилл, Северная Каролина: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 9780807829707 . OCLC 58788866 .
- Сэйр, Гордон (осень 2009 г.). «Возвращение к этноистории Натчеза: новые рукописные источники Ле Пажа дю Праца и Дюмона де Монтиньи». История Луизианы . 50 (4). Лафайет, Луизиана: Историческая ассоциация Луизианы: 407–36.
- Степонайтис, Винцас П.; Прикетт, Брэндон Л. (2014). «Форт Натчез на острове Сицилия, штат Луизиана» (PDF) . Луизианская археология (41) . Проверено 10 мая 2022 г.
- Уснер, Дэниел Х. младший (1998). Американские индейцы в долине Нижнего Миссисипи . Линкольн, Небраска: Издательство Университета Небраски. ISBN 9780803245563 . OCLC 38976251 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Описание резни в Геттисбергском колледже
- «Резня в форте Розали» - описание и список известных выживших из округа Адамс, штат Миссисипи, генеалогические и исторические исследования.
- «Неудачное предприятие: французский колониальный период в Миссисипи» от Исторического общества Миссисипи.