Конго-Варское восстание
Конго-Варское восстание | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Соучастники войны: | Соучастники войны : | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Карнау † Только Янджере | Губернатор Огюст Ламблен Поль Жермен Гаэтан Жермен Пьер Крубилле Лейтенант Эмиль Бутен | ||||||
Сила | |||||||
290 000 жителей деревни 60 000 воинов | неизвестный | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
10,000-100,000 [2] | неизвестный |
Восстание Конго-Вара , также известное как Война ручки мотыги. [3] и война Байя , [4] было сельским антиколониальным восстанием в бывших колониях Французской Экваториальной Африки и Французского Камеруна , которое началось в результате вербовки коренного населения для строительства железных дорог и добычи каучука. [5] Это было крупное колониальное восстание, но оно также было одним из наименее известных восстаний межвоенного периода . [6] Большая часть конфликта произошла на территории, которая сейчас является частью Центральноафриканской Республики .
Фон
[ редактировать ]Барка Нгайнумбей, известный как Карну (что означает «тот, кто может изменить мир»), был религиозным пророком и целителем Гбая из региона бассейна реки Сангха . В 1924 году он начал проповедовать ненасильственное сопротивление французским колонизаторам в ответ на вербовку местных жителей для строительства железной дороги Конго-Океан и добычу каучука, а также жестокое обращение со стороны европейских концессионных компаний. Карну также проповедовал против европейцев и племени фула , которые управляли частями территории Гбайя во французском Камеруне от имени Франции. [3] [7] [8] Ненасильственное свержение французов и фулани должно было быть достигнуто с помощью традиционной медицины, символом которой была небольшая крючковатая палочка, напоминающая миниатюрную ручку мотыги ( кого вара ), которую Карно раздавал своим последователям. [1] Вокруг Карну возникло движение, которое переросло в бойкот европейских товаров и солидарность черных. [9] [10] Это движение оставалось незамеченным французской администрацией, которая имела лишь ограниченное присутствие в регионе, до 1927 года, когда многие последователи движения начали брать в руки оружие. К этому времени в движении насчитывалось более 350 000 приверженцев, в том числе около 60 000 воинов. Такое единство было беспрецедентным в регионе, известном своей политической раздробленностью и историческим отсутствием централизованной власти. [2] [5]
Боевые действия
[ редактировать ]
|
---|
Вооруженный конфликт вспыхнул в середине 1928 года в столкновении между последователями Карну и группой скотоводов фула между городами Бабуа и Буар , за которым последовали аналогичные нападения на караван торговцев хауса возле Ганкомбона и французского сельскохозяйственного агента в сопровождении полицейского эскорта в Нахинге. . В результате этих боев послание Карну быстро распространилось, и многие отдаленные группы Гбая отправили в Карну эмиссаров, чтобы перенять его методы. [1] Насилие быстро распространилось на французских торговцев, французские правительственные посты, а также местных вождей и солдат, которые работали на французов. Затем Буар был оккупирован и сожжен последователями Карну. Повстанческое движение последователей Карну продолжалось в последующие месяцы, несмотря на то, что они были плохо оснащены. [7] В целом конфликт происходил вдали от городских центров. [6]
Французская контратака с усиленными войсками началась в конце 1928 года, а 11 декабря Карну был убит французским военным патрулем. [7] Однако восстание продолжало неравномерно распространяться из бассейна Сангхи, охватывая соседние группы из Камеруна и нижнего региона Убанги. [9] а именно в долинах Мбере и Вина во Французском Камеруне, вокруг городов Байбокум и Мойссала на юге Чада, вокруг городов Ялоке , Бамбио , Нделе и Бода в регионах Мамбере-Кадеи и Лобайе в Убанги-Шари, а также вокруг города Беранджоко во Французском Конго. [1]
Для дальнейшего подавления «инакомыслия» французские войска были отправлены в тюрьму для последователей движения, а также отправлены в лесные районы, не затронутые восстанием, для переселения местных жителей. [3] Французские власти также пытались насильно завербовать туземцев для борьбы с повстанцами, однако многие группы, в том числе народ нгандо , избегали этого, многие из которых покинули свои деревни и перебрались в лагеря глубоко в лесу на время конфликта. как это происходило в периоды принудительного труда. [11] Заключительный этап конфликта, известный как «Пещерная война», произошел в 1931 году. [5]
Последователи Конго-Вара сражались, исходя из принципа неуязвимости от европейских солдат с помощью священной рукоятки мотыги. Этот мистицизм, увековеченный Карну, побуждал невоенных жителей деревни сражаться смело, но безрассудно. Одним из зарегистрированных примеров такого поведения был рассказ о мужчине, который танцевал перед французским командиром и угрожал ему копьем, скандируя: «Огонь, большая горилла; твое ружье стреляет только по воде». [12]
Приверженность
[ редактировать ]Хотя первоначально восстание было ответом на зверства, совершенные концессионными компаниями, оно быстро распространилось на восточный Камерун и южный Чад, которые никогда не контролировались такими компаниями. Среди самих кланов Гбая те в восточном Камеруне и западном Убанги-Шари, которые наладили связи со своими соседями фулани и французскими и/или бывшими немецкими колонизаторами, предпочли вместо этого встать на сторону французской администрации в противодействии восстанию. Это произошло потому, что их дипломатические связи позволили их лидерам стать официально признанными вождями. Примеры включают вождей гбая в деревнях Алим и Гбанген в долинах Мбере и Пангара соответственно, вождей гбая в деревне Локоти и вождей мбум в деревне Мбула, оба в Мейганга субпрефектуре , все в Камерун. Вожди гбая в деревнях Абба и Газа в Убанги-Шари также поддержали французскую администрацию. [1]
Между тем, большая часть этой активности против Франции была серией местнических реакций на неизбирательное французское подавление, при этом далеко идущие ассоциации с движением Карну были в лучшем случае номинальными и существовали только из удобства. То же самое относится и к поддержке со стороны других групп, помимо гбайя, поскольку, хотя проповеди Карну вращались вокруг универсальных традиций и духовности гбайя, они не были панэтническими по своей привлекательности. [10]
Последствия
[ редактировать ]Восстание в Конго было подавлено в 1931 году, но стало крупнейшим межвоенным восстанием во Французском Камеруне или Французской Экваториальной Африке . [9] После восстания лидеры движения были заключены в тюрьму и казнены, хотя двое помощников Карну, Бисси и Янджере, не были схвачены до 1935 года. [7] Местное население также было насильно переселено в определенные деревни, где за ними можно было присматривать. [13] Две из этих деревень — Нгунди и Нделе в префектуре Сангха-Мбаэре . [14] [15]
Чтобы установить контроль над регионом, французская администрация в 1933 году разделила департамент Кадеи-Сангха, где зародилось восстание, на департамент Верхняя Сангха и Нгоко-Сангха. Однако в следующем году эти два департамента были разделены. слились. В ответ на восстание французские власти согласились не продлевать договоры аренды концессионных компаний, однако интересы европейского бизнеса, включая плантации, продолжали продвигаться в регионе. [3] [8]
В отличие от других конфликтов, произошедших во французских колониях, восстание Конго-Вара осталось в относительной безвестности среди общественности Франции, и лишь немногие политики и комментаторы обратили на него внимание. [6] Те небольшие новости о восстании, которые стали известны в Европе, помогли привлечь внимание к условиям, в которых оказались рабочие Центральной Африки. [8] Это привело к критике французского правления в Африке со стороны коммунистов и других групп, что привело к подозрениям французов в том, что само восстание было спровоцировано коммунистами. [7] Хотя восстание Конго-Вара и не добилось независимости от французской колониальной администрации, оно привело к улучшению условий, которые первоначально вызвали сопротивление, поскольку администрация сократила худшие формы угнетения в корыстной реакции на негативную реакцию прессы, вызванную восстанием. [10] Восстание также выявило несколько более серьезных проблем, присущих французской колониальной системе; влияние бесконтрольного, неограниченного капитализма на коренное население, а также тот факт, что стабильность зависела от хрупкой сельской элиты. Призывы к фундаментальным реформам после этих разоблачений были заглушены, как только порядок был восстановлен. [6]
В 1940-х и 50-х годах авангардный центральноафриканский националист и первый премьер-министр автономной территории Бартелеми Боганда явно приравнивал себя к Карну и использовал массовую привлекательность восстания для успешной мобилизации националистических настроений среди центральноафриканцев в политических целях. Боганда случайно погиб в авиакатастрофе в Лобае , недалеко от того места, где, по одной из версий, Карну увидел знак от Бога в виде падающей звезды. [1] Бывший помощник Боганды Абель Гумба также открыто поддержал эту историю в своем националистическом движении против предполагаемой французской марионетки, президента Дэвида Дако . [10]
История восстания продолжает передаваться народом Гбая в форме традиционных народных сказок Гбая, иногда включая песни. Оно продолжает иметь актуальность, поскольку пророчества Карну объясняют радикальные изменения в опыте африканцев в условиях колониализма, а именно в отношении новых политико-экономических и христианских религиозных порядков. Также утверждается, что Боганда был реинкарнацией Карну, посетившим эпицентр восстания, который был бывшей резиденцией Карну в начале 1950-х годов. Таким образом, история Карну служит примирению мифов и традиций Гбая с бурной историей Центральной Африки. [1]
В городе Мейганга в Камеруне есть кинотеатр имени Карну. [1] Совсем недавно центральноафриканская авиакомпания получила название Karinou Airlines , используя устаревшее написание Karnou.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Бернхэм, Филип; Кристенсен, Томас (1983). «Послание Карну и« Война ручки мотыги »: интерпретация движения сопротивления в Центральной Африке». Африка: Журнал Международного африканского института . 53 (4): 3–22. дои : 10.2307/1159708 . JSTOR 1159708 . S2CID 145474688 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Миддлтон, Джон (1997). Энциклопедия Африки к югу от Сахары . Нью-Йорк: Сыновья К. Скрибнера. стр. 163 . ISBN 0684804662 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Джайлс-Верник, Тамара (2002). Обрезание лоз прошлого: экологическая история тропических лесов Центральной Африки (1-е изд.). Шарлоттсвилл: Издательство Университета Вирджинии . п. 31. ISBN 0813921031 .
- ^ Кальк, Пьер (2005). Исторический словарь Центральноафриканской Республики (3-е изд.). Лэнхэм (Мэриленд): Scarecrow Press. п. xxviii. ISBN 0810849135 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фадж, JD; Оливер, Роланд Энтони (1986). Кембриджская история Африки (переиздание). Кембридж: Издательство Кембриджского университета . п. 397. ИСБН 0521225051 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Томас, Мартин (2005). Французская империя между войнами: империализм, политика и общество . Манчестер: Манчестерский университет. Нажимать. стр. 211–244, 279, 350. ISBN. 9780719065187 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Шиллингтон, Кевин (2004). Энциклопедия истории Африки (1-е изд.). Лондон: CRC Press. п. 401. ИСБН 1579582451 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Леа, Дэвид (2001). Политическая хронология Африки (1-е изд.). Лондон: Публикации Европы. стр. 72–73. ISBN 1857431162 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хилл, Роберт А.; Гарви, Маркус (2006). Документы Маркуса Гарви и Всемирной ассоциации улучшения положения негров . Беркли: Издательство Калифорнийского университета . п. xcvi. ISBN 0520932757 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д О'Тул, Томас (1984). «Восстание Гбая 1928-1931 годов в Убанги-Шари: мессианское движение или деревенская самооборона?». Канадский журнал африканских исследований . 18 (2): 329–344. дои : 10.2307/484333 . JSTOR 484333 .
- ^ Бахучет, Серж; Макки, Дойл; де Гарин, Игорь (1991). «Возвращение к дикому ямсу: возможна ли независимость от сельского хозяйства для охотников-собирателей тропических лесов?». Экология человека . 19 (2): 232. дои : 10.1007/bf00888746 . S2CID 154358309 .
- ^ Илифф, Джон (2005). Честь в истории Африки (1-е изд.). Кембридж [ua]: Издательство Кембриджского университета . п. 189. ИСБН 0521837855 .
- ^ Джайлс-Верник, Тамара Линн. «Центральноафриканская Республика: Колониальная эпоха» . Британская энциклопедия . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «Нгунди» . Сопоставление прав . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «Нделе» . Сопоставление прав . Проверено 10 ноября 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Драме, Патрик (2020). « Нам не нужны белые люди в стране»: Восстание населения Верхней Сангхи и умиротворение повстанческого пространства (1928–1931)». Исторические размышления (на французском языке). 46 (2): 62–88. дои : 10.3167/час.2020.460105 . S2CID 226117204 .
- Нзабакомада-Якома, Рафаэль (1986). Повстанческая Центральная Африка: Конго-Варская война, 1928–1930 гг. (на французском языке). Париж: Editions L’Harmattan. ISBN 9782858026500 .
- 1928 год в Африке
- 1931 год в Африке
- Африканское сопротивление колониализму
- Восстания в Африке
- Отец-Шари
- Восстания 20-го века
- Конфликты 1928 года
- Конфликты 1931 года
- Военные операции с участием Франции
- Войны с участием Центральноафриканской Республики
- Войны с участием государств и народов Африки
- Французский Камерун