Jump to content

Конго-Варское восстание

Конго-Варское восстание
Дата 1928–1931
Расположение
Результат Восстание побеждено
Воюющие стороны

Гбая люди и кланы [1]


Соучастники войны:
Мбум люди
Не люди
Стреляйте в людей
Люди Янгере
Мбиму люди

Гунди люди

Франция Франция [1]

Опухшие люди


Соучастники войны :

Гбая Вождества
Командиры и лидеры
Карнау
Только
Янджере
Губернатор Огюст Ламблен
Поль Жермен
Гаэтан Жермен
Пьер Крубилле
Лейтенант Эмиль Бутен
Сила
290 000 жителей деревни
60 000 воинов
неизвестный
Жертвы и потери
10,000-100,000 [2] неизвестный

Восстание Конго-Вара , также известное как Война ручки мотыги. [3] и война Байя , [4] было сельским антиколониальным восстанием в бывших колониях Французской Экваториальной Африки и Французского Камеруна , которое началось в результате вербовки коренного населения для строительства железных дорог и добычи каучука. [5] Это было крупное колониальное восстание, но оно также было одним из наименее известных восстаний межвоенного периода . [6] Большая часть конфликта произошла на территории, которая сейчас является частью Центральноафриканской Республики .

Семейный исправительно-трудовой лагерь во время строительства железной дороги Конго-Океан , 1930 год.

Барка Нгайнумбей, известный как Карну (что означает «тот, кто может изменить мир»), был религиозным пророком и целителем Гбая из региона бассейна реки Сангха . В 1924 году он начал проповедовать ненасильственное сопротивление французским колонизаторам в ответ на вербовку местных жителей для строительства железной дороги Конго-Океан и добычу каучука, а также жестокое обращение со стороны европейских концессионных компаний. Карну также проповедовал против европейцев и племени фула , которые управляли частями территории Гбайя во французском Камеруне от имени Франции. [3] [7] [8] Ненасильственное свержение французов и фулани должно было быть достигнуто с помощью традиционной медицины, символом которой была небольшая крючковатая палочка, напоминающая миниатюрную ручку мотыги ( кого вара ), которую Карно раздавал своим последователям. [1] Вокруг Карну возникло движение, которое переросло в бойкот европейских товаров и солидарность черных. [9] [10] Это движение оставалось незамеченным французской администрацией, которая имела лишь ограниченное присутствие в регионе, до 1927 года, когда многие последователи движения начали брать в руки оружие. К этому времени в движении насчитывалось более 350 000 приверженцев, в том числе около 60 000 воинов. Такое единство было беспрецедентным в регионе, известном своей политической раздробленностью и историческим отсутствием централизованной власти. [2] [5]

Боевые действия

[ редактировать ]

Вооруженный конфликт вспыхнул в середине 1928 года в столкновении между последователями Карну и группой скотоводов фула между городами Бабуа и Буар , за которым последовали аналогичные нападения на караван торговцев хауса возле Ганкомбона и французского сельскохозяйственного агента в сопровождении полицейского эскорта в Нахинге. . В результате этих боев послание Карну быстро распространилось, и многие отдаленные группы Гбая отправили в Карну эмиссаров, чтобы перенять его методы. [1] Насилие быстро распространилось на французских торговцев, французские правительственные посты, а также местных вождей и солдат, которые работали на французов. Затем Буар был оккупирован и сожжен последователями Карну. Повстанческое движение последователей Карну продолжалось в последующие месяцы, несмотря на то, что они были плохо оснащены. [7] В целом конфликт происходил вдали от городских центров. [6]

Французская контратака с усиленными войсками началась в конце 1928 года, а 11 декабря Карну был убит французским военным патрулем. [7] Однако восстание продолжало неравномерно распространяться из бассейна Сангхи, охватывая соседние группы из Камеруна и нижнего региона Убанги. [9] а именно в долинах Мбере и Вина во Французском Камеруне, вокруг городов Байбокум и Мойссала на юге Чада, вокруг городов Ялоке , Бамбио , Нделе и Бода в регионах Мамбере-Кадеи и Лобайе в Убанги-Шари, а также вокруг города Беранджоко во Французском Конго. [1]

Для дальнейшего подавления «инакомыслия» французские войска были отправлены в тюрьму для последователей движения, а также отправлены в лесные районы, не затронутые восстанием, для переселения местных жителей. [3] Французские власти также пытались насильно завербовать туземцев для борьбы с повстанцами, однако многие группы, в том числе народ нгандо , избегали этого, многие из которых покинули свои деревни и перебрались в лагеря глубоко в лесу на время конфликта. как это происходило в периоды принудительного труда. [11] Заключительный этап конфликта, известный как «Пещерная война», произошел в 1931 году. [5]

Последователи Конго-Вара сражались, исходя из принципа неуязвимости от европейских солдат с помощью священной рукоятки мотыги. Этот мистицизм, увековеченный Карну, побуждал невоенных жителей деревни сражаться смело, но безрассудно. Одним из зарегистрированных примеров такого поведения был рассказ о мужчине, который танцевал перед французским командиром и угрожал ему копьем, скандируя: «Огонь, большая горилла; твое ружье стреляет только по воде». [12]

Приверженность

[ редактировать ]

Хотя первоначально восстание было ответом на зверства, совершенные концессионными компаниями, оно быстро распространилось на восточный Камерун и южный Чад, которые никогда не контролировались такими компаниями. Среди самих кланов Гбая те в восточном Камеруне и западном Убанги-Шари, которые наладили связи со своими соседями фулани и французскими и/или бывшими немецкими колонизаторами, предпочли вместо этого встать на сторону французской администрации в противодействии восстанию. Это произошло потому, что их дипломатические связи позволили их лидерам стать официально признанными вождями. Примеры включают вождей гбая в деревнях Алим и Гбанген в долинах Мбере и Пангара соответственно, вождей гбая в деревне Локоти и вождей мбум в деревне Мбула, оба в Мейганга субпрефектуре , все в Камерун. Вожди гбая в деревнях Абба и Газа в Убанги-Шари также поддержали французскую администрацию. [1]

Между тем, большая часть этой активности против Франции была серией местнических реакций на неизбирательное французское подавление, при этом далеко идущие ассоциации с движением Карну были в лучшем случае номинальными и существовали только из удобства. То же самое относится и к поддержке со стороны других групп, помимо гбайя, поскольку, хотя проповеди Карну вращались вокруг универсальных традиций и духовности гбайя, они не были панэтническими по своей привлекательности. [10]

Последствия

[ редактировать ]
Изображение Карну в 2016 году как «Героя Буара ».

Восстание в Конго было подавлено в 1931 году, но стало крупнейшим межвоенным восстанием во Французском Камеруне или Французской Экваториальной Африке . [9] После восстания лидеры движения были заключены в тюрьму и казнены, хотя двое помощников Карну, Бисси и Янджере, не были схвачены до 1935 года. [7] Местное население также было насильно переселено в определенные деревни, где за ними можно было присматривать. [13] Две из этих деревень — Нгунди и Нделе в префектуре Сангха-Мбаэре . [14] [15]

Чтобы установить контроль над регионом, французская администрация в 1933 году разделила департамент Кадеи-Сангха, где зародилось восстание, на департамент Верхняя Сангха и Нгоко-Сангха. Однако в следующем году эти два департамента были разделены. слились. В ответ на восстание французские власти согласились не продлевать договоры аренды концессионных компаний, однако интересы европейского бизнеса, включая плантации, продолжали продвигаться в регионе. [3] [8]

В отличие от других конфликтов, произошедших во французских колониях, восстание Конго-Вара осталось в относительной безвестности среди общественности Франции, и лишь немногие политики и комментаторы обратили на него внимание. [6] Те небольшие новости о восстании, которые стали известны в Европе, помогли привлечь внимание к условиям, в которых оказались рабочие Центральной Африки. [8] Это привело к критике французского правления в Африке со стороны коммунистов и других групп, что привело к подозрениям французов в том, что само восстание было спровоцировано коммунистами. [7] Хотя восстание Конго-Вара и не добилось независимости от французской колониальной администрации, оно привело к улучшению условий, которые первоначально вызвали сопротивление, поскольку администрация сократила худшие формы угнетения в корыстной реакции на негативную реакцию прессы, вызванную восстанием. [10] Восстание также выявило несколько более серьезных проблем, присущих французской колониальной системе; влияние бесконтрольного, неограниченного капитализма на коренное население, а также тот факт, что стабильность зависела от хрупкой сельской элиты. Призывы к фундаментальным реформам после этих разоблачений были заглушены, как только порядок был восстановлен. [6]

В 1940-х и 50-х годах авангардный центральноафриканский националист и первый премьер-министр автономной территории Бартелеми Боганда явно приравнивал себя к Карну и использовал массовую привлекательность восстания для успешной мобилизации националистических настроений среди центральноафриканцев в политических целях. Боганда случайно погиб в авиакатастрофе в Лобае , недалеко от того места, где, по одной из версий, Карну увидел знак от Бога в виде падающей звезды. [1] Бывший помощник Боганды Абель Гумба также открыто поддержал эту историю в своем националистическом движении против предполагаемой французской марионетки, президента Дэвида Дако . [10]

История восстания продолжает передаваться народом Гбая в форме традиционных народных сказок Гбая, иногда включая песни. Оно продолжает иметь актуальность, поскольку пророчества Карну объясняют радикальные изменения в опыте африканцев в условиях колониализма, а именно в отношении новых политико-экономических и христианских религиозных порядков. Также утверждается, что Боганда был реинкарнацией Карну, посетившим эпицентр восстания, который был бывшей резиденцией Карну в начале 1950-х годов. Таким образом, история Карну служит примирению мифов и традиций Гбая с бурной историей Центральной Африки. [1]

В городе Мейганга в Камеруне есть кинотеатр имени Карну. [1] Совсем недавно центральноафриканская авиакомпания получила название Karinou Airlines , используя устаревшее написание Karnou.

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Бернхэм, Филип; Кристенсен, Томас (1983). «Послание Карну и« Война ручки мотыги »: интерпретация движения сопротивления в Центральной Африке». Африка: Журнал Международного африканского института . 53 (4): 3–22. дои : 10.2307/1159708 . JSTOR   1159708 . S2CID   145474688 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Миддлтон, Джон (1997). Энциклопедия Африки к югу от Сахары . Нью-Йорк: Сыновья К. Скрибнера. стр. 163 . ISBN  0684804662 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Джайлс-Верник, Тамара (2002). Обрезание лоз прошлого: экологическая история тропических лесов Центральной Африки (1-е изд.). Шарлоттсвилл: Издательство Университета Вирджинии . п. 31. ISBN  0813921031 .
  4. ^ Кальк, Пьер (2005). Исторический словарь Центральноафриканской Республики (3-е изд.). Лэнхэм (Мэриленд): Scarecrow Press. п. xxviii. ISBN  0810849135 .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фадж, JD; Оливер, Роланд Энтони (1986). Кембриджская история Африки (переиздание). Кембридж: Издательство Кембриджского университета . п. 397. ИСБН  0521225051 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Томас, Мартин (2005). Французская империя между войнами: империализм, политика и общество . Манчестер: Манчестерский университет. Нажимать. стр. 211–244, 279, 350. ISBN.  9780719065187 .
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Шиллингтон, Кевин (2004). Энциклопедия истории Африки (1-е изд.). Лондон: CRC Press. п. 401. ИСБН  1579582451 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Леа, Дэвид (2001). Политическая хронология Африки (1-е изд.). Лондон: Публикации Европы. стр. 72–73. ISBN  1857431162 .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хилл, Роберт А.; Гарви, Маркус (2006). Документы Маркуса Гарви и Всемирной ассоциации улучшения положения негров . Беркли: Издательство Калифорнийского университета . п. xcvi. ISBN  0520932757 .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д О'Тул, Томас (1984). «Восстание Гбая 1928-1931 годов в Убанги-Шари: мессианское движение или деревенская самооборона?». Канадский журнал африканских исследований . 18 (2): 329–344. дои : 10.2307/484333 . JSTOR   484333 .
  11. ^ Бахучет, Серж; Макки, Дойл; де Гарин, Игорь (1991). «Возвращение к дикому ямсу: возможна ли независимость от сельского хозяйства для охотников-собирателей тропических лесов?». Экология человека . 19 (2): 232. дои : 10.1007/bf00888746 . S2CID   154358309 .
  12. ^ Илифф, Джон (2005). Честь в истории Африки (1-е изд.). Кембридж [ua]: Издательство Кембриджского университета . п. 189. ИСБН  0521837855 .
  13. ^ Джайлс-Верник, Тамара Линн. «Центральноафриканская Республика: Колониальная эпоха» . Британская энциклопедия . Проверено 10 ноября 2013 г.
  14. ^ «Нгунди» . Сопоставление прав . Проверено 10 ноября 2013 г.
  15. ^ «Нделе» . Сопоставление прав . Проверено 10 ноября 2013 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Драме, Патрик (2020). « Нам не нужны белые люди в стране»: Восстание населения Верхней Сангхи и умиротворение повстанческого пространства (1928–1931)». Исторические размышления (на французском языке). 46 (2): 62–88. дои : 10.3167/час.2020.460105 . S2CID   226117204 .
  • Нзабакомада-Якома, Рафаэль (1986). Повстанческая Центральная Африка: Конго-Варская война, 1928–1930 гг. (на французском языке). Париж: Editions L’Harmattan. ISBN  9782858026500 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3e47ad7863d8a1b6db30c13ce24830a5__1719591240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3e/a5/3e47ad7863d8a1b6db30c13ce24830a5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kongo-Wara rebellion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)