Экспедиция Лараша
Экспедиция Лараша | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
Сила | |||||||
16 боевых кораблей [1] Несколько судов [2] | Неизвестный | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
200 убитых [3] 49 взято в плен [3] 300 потеряно [4] 7 кораблей захвачено [5] | 30 убитых [6] |
Экспедиция Лараша произошла в июне 1765 года, когда морские пехотинцы французского флота попытались вторгнуться в марокканский город Лараш после бомбардировки Сале и Рабата . [7] Это пример спорадических неудач западного оружия против местных сил в колониальных кампаниях. [8]
Фон
[ редактировать ]После окончания Семилетней войны Франция обратила свое внимание на берберийских корсаров , особенно марокканских , которые воспользовались конфликтом для нападения на европейское судоходство. [9]
Город Лараш уже пережил осаду в 1689 году , завершившуюся захватом города марокканцами под командованием марокканского султана Исмаила ибн Шарифа . [10] Испанцы присутствовали в городе с 1610 года, но это наступление позволило изгнать их, не забывая, что в тот же период были захвачены еще несколько городов, включая Танжер и Мехдью . [10] [11]
Незадолго до бомбардировки та же эскадра, которая принимала участие в бомбардировке Лараша, предприняла набег на Сале, поскольку их корсары захватывали множество французских торговых судов. Рейд начался 31 мая 1765 года, когда Луи-Шарль де Бесне поставил свой корабль на якорь перед Сале и бомбардировал город со 2 по 11 июня, но бомбы не смогли добраться до каперов, и поэтому французы начали свой путь к Мехдье. 17 июня Июнь. Поскольку в порту было только одно здание, Дюшаффо решил разбомбить другое место. 21 июня французы двинулись в сторону Лараша . [12]
Бомбардировка Сале произошла потому, что Франция и Марокко в течение нескольких лет вели мирные переговоры, из которых с обеих сторон было несколько предварительных переговоров и предложений. Но так как предложения султана Марокко были химерическими, то и трудности следовали одно за другим. Французы решили на время отменить переговоры, поскольку марокканские корсары сильно сдерживали французскую торговлю. [13]
Экспедиция
[ редактировать ]Начало экспедиции
[ редактировать ]
Французскую эскадру под командованием Дюшаффо де Бесне в составе 52-пушечного корабля «Утиль» и 15 фрегатов , шебеков и галиотов . [14] 30-пушечной «Героиной» командовал капитан Де Грасс . [14] Шебек Синге находился под командованием Пьера Андре де Сюффрена из Сен-Тропе . [14]
французы подошли к Ларашу . 25 июня 1765 года около трёх часов дня [15] В порту находилось несколько марокканских кораблей, в том числе полностью вооруженный у входа в реку. Французские силы были очень хорошо расположены и могли уничтожить корабль. Было решено, что уничтожение корабля произойдет вечером. Несколько кораблей были отправлены атаковать укрепленный замок в качестве отвлекающего маневра, в то время как остальная часть флота пыталась войти в порт, но из-за сильного волнения на море и погодных условий атака была отложена до следующего дня. [16]

26 июня 1765 года французской эскадре удалось разрушить марокканские укрепления и батареи, которые не смогли нанести ответный удар. Французам удалось войти в реку и поджечь находившийся в порту марокканский корабль. [17]
В ночь с 26 на 27 июня 1765 года, после начала двух экспедиций, в ходе которых Лараш подвергся бомбардировке, Дюшаффо решил отделить восемь баркасов, чтобы поджечь марокканское судно, находившееся у входа в реку. Экспедиция оказалась полупровальной, поскольку французам удалось без сопротивления поджечь подошедший корабль, в ходе операции был ранен только один человек. Когда баркасы присоединились к судам, французы увидели, что марокканцы быстро прекратили огонь и в операции нет необходимости. По словам Морвиля, французские войска были готовы предпринять еще одну попытку, но отсутствие воды в реке не позволило провести корабли. Прилив также был одним из факторов, которые помогли отразить попытку. [18]
Поражение французов
[ редактировать ]
Все офицеры, видя положение Дюшаффо, предложили ему совершить новую экспедицию средь бела дня. Однако генерал не хотел ничего решать, не посоветовавшись с капитанами остальных кораблей своей эскадры. Утром 27 июня он дает сигнал всем командирам остальных кораблей подняться на борт. Посоветовавшись с ними, он узнал, что у всех одинаковое представление о новой экспедиции. Затем он приказал капитану каждого корабля присоединиться к его борту, вооружить шлюпки и каноэ и быть готовым к сигналу присоединиться к шлюпкам его корабля. Он также просит капитанов отплыть как можно ближе к входу в порт, в то время как судно Дюшаффо делает то же самое. Таким образом, фрегаты, бомбардировщики и чебеки начинают бомбардировать город Лараш до полудня, останавливаются во время обеда, а затем снова начинают через два часа. [19]
В четыре часа Дюшаффо отдал приказ дать сигнал лодкам и каноэ подняться на борт, они немедленно отправились туда. Латуш де Борегар руководил экспедицией. Дюшаффо также назвал баркасы, которые будут участвовать в разрушении зданий, находившихся в порту, и сформировал другие дивизии, предназначенные для оказания поддержки. [20] [14]
Началась новая операция, баркасы прибыли на бар, и во время перехода на речном перевале несколько фортов подверглись бомбардировке. По мере того как баркасы продолжали продвигаться вперед, обнаружилось несколько марокканских судов, спрятанных за скалами, выстилающими вход и внутреннюю часть реки. Затем французские войска открыли огонь по марокканским войскам. Приблизившись, марокканские корабли окружили французов. [21]
Семь французских лодок были захвачены, а девять смогли вернуться в состав эскадры. 200 военнослужащих были убиты и 48 взяты в плен. [7] [14] По словам Льюиса, потери составили 300 военнослужащих. [4] Один из пленников, Биде де Морвиль , который оставался в плену два года, написал в 1775 году отчет об экспедиции в « Relation de l'affaire de Larache» . [7]
Последствия
[ редактировать ]Операция закончилась неудачей французов: 200 их людей были убиты и 49 взяты в плен. [3] в то время как марокканцы потеряли всего 30. [6] По словам Льюиса, погибло 300 французов. [4]
Сообщается, что захваченные люди участвовали в строительстве города Эс-Сувейра , который проектировал Теодор Корню для султана Марокко Мохаммеда бен Абдаллы .
Флот не смог вернуть пленных или отомстить марокканским силам. Это была низкая точка для французского флота после Семилетней войны и до возрождения французского флота в конце 18 века. [14]
Поражение при Лараше привело к перемирию и договору между Францией и Марокко в 1767 году, на условиях, которые, тем не менее, были благоприятны для французской торговли. [Примечание 1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
Ссылки
- ^ Биде Морвиля 1775 , с. 34.
- ^ Биде Морвиля 1775 , с. 20.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Монако 2009 , с. 89.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Льюис 1980 , с. 43.
- ^ Биде Морвиля 1775 , с. 21.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Биде Maurville 1775 , с. 25.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Примечание к истории и описанию Африки и примечательных вещей в ней Leo Africanus, стр.616
- ↑ От Людовика XIV до Наполеона: судьба великой державы Джереми Блэка стр.200
- ^ Льюис 1980 , с. 41.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б де Кастри 1927 , с. 352.
- ^ «Бывшие владения и колонии Испанской империи» .
- ^ Биде Морвиля 1775 , с. ix.
- ^ Биде Морвиля 1775 г. , с. ii.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Адмирал де Грасс и независимость Америки Чарльз А. Льюис, Чарльз Ли Льюис стр.41 и далее
- ^ Биде Морвиля 1775 , с. нос.
- ^ Биде де Морвиль 1775 , с. xiii.
- ^ Биде де Морвиль 1775 , с. xiv.
- ^ Биде Морвиля 1775 , с. 1.
- ^ Биде Морвиля 1775 , с. 3.
- ^ Биде Морвиля 1775 , с. 5.
- ^ Биде Морвиля 1775 , с. 7.
- ^ Атлантическая связь: 200 лет мароккано-американских отношений, 1786–1986 Джером Б. Букин-Вайнер, Мохамед Эль Мансур Эдино, 1990, стр.45
Библиография
- Биде де Морвиль, Франсуа-Жозеф-Ипполит (1775). Сообщение о деле Лараша (на французском языке). Амстердам. п. 398.
- Льюис, Чарльз Ли (1980). Адмирал де Грасс и независимость Америки . Арно Пресс. п. 404. ИСБН 9780405130427 .
- де Кастри, подполковник Х. (1927). Неопубликованные источники по истории Марокко (на французском языке). Париж. п. 587.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Монаке, Реми (2009). Сюффрен: несбывшаяся судьба (на французском языке). Талландье. п. 494. ИСБН 9782847343335 .
35 ° 11' с.ш. 6 ° 9' з.д. / 35,183 ° с.ш. 6,150 ° з.д.