Шебек
Шебек | |
---|---|
![]() Шебек с тремя латами и веслами. | |
Тип | Парусное судно |
Место происхождения | Вероятно, Алжир [ 1 ] [ 2 ] |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 16-середина 19 века |
Используется | В основном MENA государства Иногда используется в Европе |
Технические характеристики | |
Масса | 100–200 тонн, в отдельных случаях до 600 т. |
Экипаж | от 90 до 400 |
Шебек , ( / ˈ z iː b ɛ k / или / z ɪ ˈ b ɛ k / ), также пишется как зебек , был средиземноморским парусным кораблем который использовался в основном для торговли. «Шебекс» имел длинный нависающий бушприт и установленную на корме бизань- мачту . Этот термин также может относиться к небольшому быстроходному судну шестнадцатого-девятнадцатого веков, использовавшемуся почти исключительно в Средиземном море .
Описание
[ редактировать ]Шебеки были кораблями, похожими на галеры , которые в основном использовались берберийскими пиратами и имели как латинские паруса, так и весла для движения. Ранние шебеки имели две мачты , а более поздние корабли - три. Xebecs отличался характерным корпусом с ярко выраженными нависающими носом и кормой . [ 3 ] и редко имели водоизмещение более 200 тонн , что делало их немного меньше и с немного меньшим количеством орудий, чем фрегаты того периода.
Использование берберийскими корсарами
[ редактировать ]
Эти корабли было легко производить и они были дешевы, поэтому почти каждый капитан-корсар ( Раис ) имел в своем флоте хотя бы один шебек. Они могли быть разного размера. Некоторые корабли имели всего три орудия. [ 4 ] а у других было до сорока. [ 5 ] Большинство шебеков имели около 20–30 пушек, причем подавляющее большинство имело поворотные орудия . [ 6 ] [ 7 ]
После 18 века галеры все больше устаревали, и шебеки стали предпочтительными кораблями берберийских пиратов. [ 8 ] благодаря интенсивному и эффективному использованию энергии ветра, уменьшению необходимости в гребле рабов, способности нести больше пушек, чем галера, а также общей дешевизне, скорости, [ 9 ] и маневренность. [ 10 ]
Шебеки, как правило, были быстрее современных типов кораблей до появления пароходов .
Корсары строили свои шебеки с узким полом, чтобы достигать более высокой скорости, чем их жертвы, но со значительной шириной , чтобы они могли нести обширную парусность . Латинское . вооружение шебека позволяло кораблю плыть с буксиром к ветру, что часто давало ему преимущество при преследовании или бегстве Использование весел или тралов позволяло шебеку приближаться к заштилевшим судам. При использовании в качестве корсаров шебеки несли экипаж численностью от 90 человек. [ 4 ] и 400 мужчин.
Изначально пираты использовали квадратные оснастки редко, хотя после 1750-х годов сочетание латиновых и квадратных оснасток стало гораздо более распространенным. [ 10 ]
Использование европейскими державами
[ редактировать ]Некоторые победоносные шебеки испанского флота, около 1770 года (см. кампании Антонио Барсело ... в испанской версии страницы Википедии):
- Андалуз , 30 орудий (4 × 8-фунтовки)
- Африка , 18 орудий (4-фунтовки)
- Дерзкий , 20 пушек
- Авантюрист , 30 орудий (3 × 8-фунтовки)
- Мурчиано , 16 орудий, 4 педреро (легкие поворотные ружья )
- Святой Антоний
Среди примечательных шебеков ВМС Франции четыре спущенных на воду в 1750 году:
- Русе , 160 тонн, 18 орудий.
- Змей 160 тонн , грузоподъемность , 18 орудий.
- Requin , грузоподъемность 260 тонн, 24 орудия.
- Indiscret , грузоподъемность 260 тонн, 24 орудия.

В восемнадцатом и начале девятнадцатого веков большой полякр -шебек нес квадратное вооружение на фок-мачте , латунные паруса на других мачтах, бушприт и два передних паруса . Квадратный парус отличал эту форму шебека от фелюги, оснащенной исключительно латиновыми парусами. Последние из шебеков, использовавшихся европейскими военно-морскими силами, имели прямоугольное вооружение и назывались шебеками-фрегатами.
Разгром британским бриг-шлюпом « Спиди » (14 орудий, 54 человека) испанского шебекского фрегата « Эль Гамо» (32 орудия, 319 человек) 6 мая 1801 года обычно считается одним из самых выдающихся действий одного корабля в военно-морском флоте. история. Это послужило основой легендарной репутации командира «Спиди » , лорда Кокрейна , которая, в свою очередь, послужила источником вдохновения для создания морской фантастики, такой как Патрика О'Брайана «Мастер и командир» . [ 11 ]

Этимология
[ редактировать ]Xebec также пишется как xebeck , xebe(c)que , zebec(k) , zebecque , chebec , shebeck ( / ʃ ɪ ˈ b ɛ k / ); из ( каталанский : xabec , французский : chabec , now chebec , испанский : xabeque , now jabeque , португальский : enxabeque , now xaveco , итальянский : sciabecco , zambecco , stambecco , мальтийский : xambekk , греческий : σεμπέκο , sebeco лигурийский : sciabécco , арабский : شباك , шаббак и турецкий : sunbeki ). Слова, похожие по форме и значению на xebec, встречаются в каталонском, французском, испанском, португальском, итальянском, арабском и турецком языках. Онлайн -словарь этимологии считает арабский шаббак (что означает «маленький военный корабль ») исходной формой; однако арабский корень означает «сеть», подразумевая, что слово первоначально относилось к рыбацкой лодке.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Шебек: историческая модель лодки с подписью Historic Marine» .
- ^ Оливье д'Орбкастель, Шебек - Рабы варваров в Алжире
- ^ Кинг, Дин (2000). Море слов (3-е изд.). Генри Холт. п. 476. ИСБН 978-0-8050-6615-9 .
- ^ Jump up to: а б Нори, Джон Уильям (1842). Военно-морской географический справочник, биограф и хронолог: содержащий историю последних войн с ... 1793 по ... 1801 год; и с... 1803 по 1815 год, и продолжение, что касается биографической части, до настоящего времени . К. Уилсон.
- ^ Журнал Королевского объединенного института обслуживания, Уайтхолл-Ярд . У. Митчелл. 1916.
- ^ Традиция штата Йорк . Традиция штата Йорк. 1968.
- ^ Кларк, Джеймс Стэньер. Военно-морская хроника [изд. Дж. С. Кларк, С. и Дж. Джонс] .
- ^ Девулкс, Альберт (1872). Реестр морского улова (на французском языке). А. Журдан.
- ^ Фосетт, Ник (11 июля 2019 г.). Могу ли я поговорить?: Забавное руководство по победе в словесных играх . Литтл, Группа Брауновой книги. ISBN 978-1-4721-4311-2 .
- ^ Jump up to: а б Ласло, Верес; Ласло, Верес; Вудман, Ричард (1999). История паруса . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-896-6 .
- ^ Дэвид Кордингли (2007). Кокрейн: Настоящий мастер и командир . Нью-Йорк: Блумсбери. стр. 3–4. ISBN 978-1-58234-534-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Арабский чебек Фотографии модели шебека восемнадцатого века в высоком разрешении.
- книга Жана Будроа "Chebec Le Requin 1750" с английским переводом, 1991 г.
- [1] Определение источника xebec