Хагвехдию
Хагвехдию (также называемый Ха-Вен-Нейю , Равеннийо , Хавеннийо или Саженец ) [ 1 ] — ирокезский бог добра и света, а также бог-творец. Он и его брат-близнец Хагвехдатга, бог зла, были детьми Атаенсик , Небесной женщины (или Текаверахква, Земной женщины в некоторых версиях), которую Хагвехдатга убил во время родов.
Хагвехдию создал мир из своего тела и тела своей матери. Его протянутая ладонь стала небом, голова матери — солнцем, а ее груди — луной и звездами. Он сделал ее тело землей, в которую посадил семя, из которого выросло растение кукурузы . [ 2 ]
Сотворение Земли
[ редактировать ]- Эта версия истории создания взята из (Converse 1908). [ 3 ]
Оэ-да (Земля) была мыслью правителя большого острова, парящего над облаками. Этого правителя называли разными именами, в том числе Ха-вэнь-ни-ю , что означает «Тот, кто правит» или «Правитель» . [ 4 ] Остров — это место спокойствия, где все потребности удовлетворены и нет боли и смерти. На этом острове выросло большое яблоко [ примечание 1 ] дерево, где жители держали совет. Правитель сказал: «Давайте создадим новое место, где смогут расти другие люди. Под нашим деревом совета находится огромное море облаков, которое взывает к свету». Он приказал вырвать дерево совета с корнем и посмотрел вниз, в глубину. У него был Атаенсик , [ примечание 2 ] Небесная Женщина , посмотри вниз. Он услышал голос зовущего моря; он сказал Атаенсик, которая была беременна, вернуть ему жизнь. Он окутал ее светом и бросил вниз через дыру.
Стая птиц отнесла ее к воде и поместила на спину черепахи. Водные животные работали над тем, чтобы поднять немного почвы на поверхность, почва была помещена на спину черепахи и выросла, превратившись в остров Оэ-да. Атахенсик услышала два голоса в своем сердце и поняла, что ее время пришло. Один голос был спокойным и тихим, а другой — громким и злым. Это были До-йо-да- , Близнецы но . Хороший близнец, Хагвехдию или Техаронхиаквако ( в переводе Саженец ), [ 5 ] родился нормально ; злой близнец , Хагвехдатга или Савискера ( перев. Флинт ), [ 5 ] вырвался из-под руки матери, убив ее во время родов .
После смерти Небесной Женщины остров окутал мрак. Хагвехдию сформировал небо и создал солнце из лица своей матери, сказав: «Ты будешь править здесь, где твое лицо будет сиять вечно». Однако Хагвехдатга послал на западе великую тьму, которая загнала солнце. Затем Хагвехдия взял Луну и Звезды с груди своей матери и поставил их, своих сестер, охранять ночное небо. Он отдал земле тело своей матери, Великой Матери, из которой произошло все живое.
Существует другая версия мифа о Хагвехдию, в которой он и Хагвехдатга являются внуками Атаенсича. Согласно этому варианту, у Атахенсика была дочь по имени Текаверахква ( перевод « Земляная женщина »), [ 6 ] которую западный ветер оплодотворил Хагвехдию и Хагвехдатга. Поскольку Текавераква умерла от родов, она либо хотела, чтобы ее тело поддерживало людей, либо [ 7 ] или Атаенсик посеял на ее могиле семена, которые она принесла, когда упала на Землю, но никогда раньше не сажала. [ 8 ] Из останков Текавераквы выросли различные растения: родственные духи кукурузы, бобов и тыквы произошли из ее груди, рук и пупка соответственно; подсолнухи с ее ног; клубника от всего сердца; табак из ее головы; и фиолетовый картофель или солнечные орехи с ее ног.
Хагвехдию, соответствующую Гурона духу Иошека , создал первых людей. Он исцелял болезни, побеждал демонов и проводил многие магические и церемониальные ритуалы ирокезов. Еще одним его даром был табак, который использовался как центральная часть религии ирокезов.
Хагвехдию помогают несколько духов-помощников или подчиненных.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Паркер говорит: «Центральным деревом небесного мира было яблоко». Яблоню завезли европейские поселенцы. В другом месте он предполагает, что имеется в виду крабовое яблоко («дикое яблоко»).
- ^ Паркер говорит: «Ата-эн'сик ... это имя первой матери Гуронов, а не имени (конфедеративных) ирокезов. Сенеки обычно не дают этому персонажу никакого другого имени, кроме Эа-ген'-чи, буквально «старуха» или «древнее тело» . Однако это имя не является личным, поэтому миссис Конверс заменила ирокезское общее имя гуронским.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Равено (Ха-Вен-Нейю), ирокез-творец» . www.native-languages.org . Проверено 28 апреля 2020 г.
- ^ Коттерелл, Артур. (1989). Иллюстрированная энциклопедия мифов и легенд . Сидней: Коллинз, Австралия. п. 204. ИСБН 0-7322-0099-7 . ОСЛК 27581076 .
- ^ Конверс, Гарриет Максвелл (Йа-ие-ва-но) ; Паркер, Артур Касвелл (Га-ва-со-ва-не) (15 декабря 1908 г.). «Мифы и легенды ирокезов штата Нью-Йорк» . Вестник Департамента образования . Университет штата Нью-Йорк: 31–41 . Проверено 9 ноября 2014 г.
- ^ Морган, Льюис Генри (1995). Лига ирокезов . Дж.Г. Пресс. стр. 141–174. ISBN 1-57215-124-2 .
- ^ Jump up to: а б Луэллин Уайт (2015). Свобода быть ирокезом: образование коренных народов в Школе свободы Аквесасне . Университет Оклахомы Пресс. п. 29. ISBN 978-0-8061-5325-4 .
- ^ Ллойд, Эллен (23 сентября 2019 г.). « Рождение добра и зла в верованиях ирокезов » . AncientPages.com.
- ^ Мы, Кимберли (14 ноября 2021 г.). « День Благодарения: истории, рецепты и поделки коренных американцев » . KimberlyUs.com.
- ^ Дэй, Эшли (20 ноября 2023 г.). « Три сестры, которых стоит пригласить на День Благодарения » . Еда и вино .