Экономика Муиски
![]() |
Часть серии о |
Культура Муиска |
---|
Темы |
География |
Соляные люди |
Основные соседи |
История и сроки |



этой статье описывается экономика Муиски В . Муиска были коренными жителями Альтиплано Кундибоясенсе , высокогорного плато в восточных хребтах центральной современной Колумбии . Их богатая экономика и развитые торговые способности были широко известны коренным народам этого региона и описаны испанскими конкистадорами , основной целью которых было приобретение минеральных ресурсов Тьерра Фирме ; золото , изумруды , углерод , серебро и медь .
Экономика Муиски была самодостаточной в отношении основных поставок благодаря передовым технологиям ведения сельского хозяйства на приподнятых террасах, созданных людьми. Система торговли была хорошо налажена, обеспечивая как высшие социальные классы , так и население в целом изобилием золота, перьев, морских улиток, коки, йопо и других предметов роскоши . Рынки проводились каждые четыре-восемь дней в различных поселениях по всей Конфедерации Муиска , а во время праздников организовывались специальные рынки, на которых купцы издалека за пределами Анд торговали своими товарами с Муиска.
Помимо сельского хозяйства, муиски были хорошо развиты в производстве различных ремесел, используя сырье, которым торговали с окружающими коренными народами. Известные изделия из золота и тумбага, изготовленные Муиской. Хлопковые накидки, ткани и сети изготавливались женщинами Муиски и обменивались на ценные товары, а в качестве денег использовались тропические фрукты и небольшие хлопчатобумажные ткани. Муиска были уникальными людьми в Южной Америке, поскольку имели настоящие золотые монеты, называемые техуэлос .
Горное дело было важным источником дохода для муиска, которых называли «соляными людьми» из-за их соляных шахт в Сипакире , Немоконе и Таусе . Как и их западные соседи, Музо , которых называли «Изумрудным народом», они добывали изумруды на своих территориях, в основном в Сомондоко . Углерод был обнаружен по всему региону Муиска в отложениях эоцена и использовался для разжигания костров для приготовления пищи, а также для производства соли и золотых украшений.
Поскольку явной целью испанских колонизаторов было получить доступ к богатым минеральным ресурсам и золотым фигурам, сделанным Муиской, многие первичные отчеты об экономике Муиски были сочтены более поздними учеными предвзятыми, неверно истолкованными или даже откровенно ложными. Педро де Агуадо , Педро Симон , Хуан де Кастельянос , Хуан де лос Барриос , первый конкистадор Гонсало Хименес де Кесада и многие другие писали об экономике Муиски. Более поздние исследования, во многих случаях уточняющие или даже опровергающие писания ранних испанских писателей, проводились Карлом Хенриком Лангебеком , Марианной Кардале де Шримпф , Сильвией Бродбент , Хорхе Гамбоа Мендоса , Хавьером Окампо Лопесом и другими.
Предыстория [ править ]
Во времена, предшествовавшие испанскому завоеванию Муиски , центральной части современной Колумбии; Восточные хребты Колумбийских Анд были населены муисками, организованными в рыхлую конфедерацию правителей . Центральные власти Бакаты на юге и Хунзы на севере назывались зипа и заке соответственно. Другими правителями были ирака в священном Городе Солнца Сугамукси , Тундама Тундамы жрец и различные другие касики (вожди). Муиска говорили чибча на языке , который назывался муйскубун ; «язык народа».
Муиска, отличающаяся от трех других великих цивилизаций Америки; Майя из , ацтеки и инки не строили величественную каменную архитектуру , однако их поселения были относительно небольшими и состояли богио ; круглые дома из дерева и глины, расположенные вокруг центральной рыночной площади с домом касика в центре. Дороги соединяли поселения друг с другом и с окружающими группами коренных народов, из которых гуане и лаче на севере, панче и музо на западе и гуаюпе , ачагуа и тегуа наиболее важными были на востоке.
Муиска были политеистами, а их религия и мифология были тесно связаны с природной территорией, которую они населяли. Они хорошо разбирались в астрономических параметрах и разработали сложный лунно - солнечный календарь ; календарь Муиска . По календарю у них было определенное время для посева, сбора урожая и организации празднеств, на которых пели, танцевали, музицировали и в больших количествах пили свой национальный напиток чича .
Муиска мумифицировали самых уважаемых членов своего сообщества, и мумии не хоронили, а выставляли в их храмах , в естественных местах, таких как пещеры, и даже носили на спине во время войны , чтобы произвести впечатление на своих врагов.
Их искусство является самым известным пережитком их культуры, поскольку жилые помещения, храмы и другие существующие постройки были разрушены испанцами, колонизировавшими территории Муиски. Основным примером их прекрасной обработки золота является плот Муиска , а также другие предметы из золота, тумбаги , керамики и хлопка, выставленные в Музее дель Оро в Боготе , древней столице южной Муиски.
Экономика Муиски [ править ]
Отчеты испанских конкистадоров показывают, что Муиска имела высокоразвитую и специализированную экономику, основанную на различных источниках дохода. Основной основой их экономики было развитие сельского хозяйства с использованием приподнятых террас на плодородных равнинах и долинах Альтиплано Кундибоясенсе. Касики не контролировали производство напрямую , хотя излишки распределялись между ними. [1] Раскопки на археологическом объекте Эль-Инфьернито не предоставили доказательств структуры власти, основанной на экономических различиях. [2] Социальная сложность и развитый статус экономики часто измеряются специализацией в ремесленном производстве. Специализированные ремесла создают экономическое преимущество и признак социального престижа перед конкурирующими сообществами. Это было теоретически высказано в случае экономики Муиски, однако некоторые исследования, ограниченные территорией Боготы, не нашли мало доказательств в поддержку этого тезиса. Объяснения отсутствия археологических данных о различиях в богатстве и отношениях между высшими социальными классами и богатством были даны в форме методологических проблем, этноисторических преувеличений со стороны испанцев, ищущих золото, и проблем с отбором проб. [3]
Предвзятые взгляды испанцев на экономику Муиска и другие характеристики общества Муиска были отмечены различными учеными, и в последние годы было проведено повторное исследование этих первичных отчетов, в том числе Хорхе Гамбоа Мендоса . [4] [5]
Все испанские летописцы XVI века сходятся во мнении о торговом преимуществе Муиски. Одним из них был Хуан де лос Барриос, который писал, что мужчины Муиски были торговцами ( хипа на языке чибча ) и чрезвычайно способными в таких делах; «Муиска были настолько проницательны в своих делах, что ни один другой индеец не мог сравниться с ними в вопросах такой поразительной изобретательности». [6] Ранние испанские писатели сообщали, что муиска отдавали дань уважения другим касикам . высказал предположение Например, Карл Хенрик Лангебек , что эти «дани» были неправильным толкованием испанского языка. Глагол чибча «давать, дарить» был зебкиска , а слово «давать» — зекваска , земниска или зекитусука . [7]
Сельское хозяйство [ править ]
Сельское хозяйство было основным источником дохода для муиска, которые в целом были самодостаточными благодаря плодородию почв Альтиплано, особенно в саванне Боготы. Плодородие происходит из-за озерных отложений, образовавшихся в результате плейстоценового озера Гумбольдта , которое существовало примерно до 30 000 лет назад и остатки которого видны до сих пор; различные озера и водно-болотные угодья ( humedales ) Альтиплано. Другие доисторические и исторические озера присутствовали и в других долинах высокогорного плато; Долина Убате-Чиккинкира , Долина Ирака и Долина Тенза . Когда озера высохли, они оставили выровненные плодородные почвы, которые муиски использовали для выращивания самых разных культур, в основном кукурузы , клубнеплодов и бобов . киноа и картофель . [8] [9] Плодородие саванны Боготы было усилено отложением неогенового вулканического пепла. [10] Фрукты выращивали в Сомондоко и Субачоке . [11] Самая высокая плотность населения была связана с наиболее богатыми сельскохозяйственными угодьями, главным образом в саванне Боготы. [12]
Чтобы обеспечить натуральное хозяйство, муиска орошали свои земли и варьировали обработку в разных климатических зонах. География территории позволяла создавать микроэкологические регионы, предоставляющие сельскохозяйственные угодья на плодородных равнинах и на возвышенностях, таких как горные склоны. Лебеда и картофель ( Solanum tuberosum ) выращивались на самых больших высотах, кукуруза и кока — в регионах с умеренным климатом, а юка, арракача , ананасы , табак и хлопок — в низменных долинах с более теплым климатом. [13] [14] Кроме того, Cucurbita maxima , Oxalis tuberosa (oca), перец и Ullucus tuberosus . Муиска выращивали [15] Излишки сельскохозяйственной продукции можно было продавать на многих рынках на территории Муиски. [9]
В северных районах Велеса , Сурубы и Хунзы топографическая изменчивость позволила выращивать хлопок и юку, а затем и сахарный тростник . Резкие колебания температуры и количества осадков вместе с орошением из рек Суарес , Чикамоча , Опон и Караре создали сложную и разнообразную экономическую систему. [16] По всей территории были построены оросительные каналы и приподнятые террасы, в том числе в Факатативе , Чоконте , Токансипе и Тунхе . [17]
Благоприятный климат нижнегорных районов, таких как долина Тена , позволял собирать два урожая кукурузы в год, тогда как в более прохладной саванне Боготы был возможен только один урожай в год. [18]
Охота и рыбалка [ править ]
Большую часть мяса и рыбы муиска добывали охотой и рыбалкой. Многие реки и озера Альтиплано обеспечивали богатые рыбные ресурсы, особенно озера Фукене и Тота . Охотой и рыболовством занимались мужчины муиска, а женщины муиска занимались посевом, производством тканей и изготовлением керамики. [19] Одомашнивание морских свинок началось уже в период Эрреры, около 500 г. до н.э. Доказательства этого были обнаружены в Текендаме IV среди других мест. [20]
Горное дело [ править ]


Территории Муиски содержали богатые минеральные ресурсы различных видов. Соль в основном добывалась в Сипакире , Немоконе и Таусе, а незначительная горнодобывающая деятельность осуществлялась в Сескиле , Гамесе и Гуачете . [21] Изумруды добывались в Сомондоко , Коскуэсе и Убале . [12] Добыча углерода осуществлялась в Сугамукси , Топаге и Гамесе . Добыча меди осуществлялась в Гачантиве , Моникире и Сумапасе . Месторождения золота и серебра не были распространены в районе Муиски и в основном добывались через торговлю. [22] Добыча изумрудов велась с помощью коасов — длинных толстых деревянных шестов. В сезон дождей люди выкапывали ямы рядом с изумрудосодержащими камнями, и изумруды из осадочных пород смывали в ямы, которые высыхали и давали чистые изумруды. Изумруды из жил метаморфических пород добывали с помощью острых шестов. [22] Углерод был распространенным ресурсом на территории Муиски и встречался в основном в формациях Богота и Гуадуас . Процесс эксплуатации был аналогичен изумрудам, с использованием заостренных деревянных палочек. [22]
Производство [ править ]
Помимо сельского хозяйства и горнодобывающей промышленности, важной экономической деятельностью Муиски было производство. Сырье для производства золотых изделий и предметов тумбага , хлопчатобумажных тканей и керамики в основном продавалось с соседними коренными народами или являлось результатом добычи в Конфедерации Муиска, например, глины из многих рек на Альтиплано.
Керамика [ править ]
Муиска славились производством керамики, а основные производства располагались недалеко от рек и озер. Окрестности озера Фукене были основным местом производства керамики, особенно в Ракире и Тинхаке . Испанцы называли жителей этого региона «народом-гончаром». [23] Другими важными поселениями, производящими глину и керамику, были Соача , Когуа , Гуатавита , Гачансипа и Токансипа в саванне Боготы, а также Тутаса , Ракира , Сутамарчан (Бойака), а также Гуаска и Суэска к северу от плоских равнин. [24] [25] Производство керамики было задачей, возложенной на женщин Муиска, которые производили различную керамику, такую как антропоморфные вазы, чашки и кружки, типичные чаши, называемые мукура , кастрюли, большие горшки для добычи соли ( гача ) и кувшины с двумя, четырьмя или шестью держит. Горшки украшались яркими красками и стилизованными змей или лягушек . фигурками [24]
Золотое дело [ править ]

Самыми известными были Муиска благодаря своей работе с золотом. Большинство исторических артефактов в мире изготовлены из золота и тумбаги — сплава меди, золота и серебра. Золото не было распространено на территориях Муиски в качестве основного ресурса и было получено посредством торговли. Основным местом обработки золота была Гуатавита , недалеко от священного озера , носящего его название, Озеро Гуатавита . Ряд предметов был изготовлен из драгоценных минералов; короны, кольца в носу, пекторали, серьги, диадемы, тунжо (небольшие антропоморфные или зооморфные предметы), броши, скипетры, монеты ( техуэло ) и инструменты. [19]
Для изготовления своих предметов люди использовали плавильные котлы, факелы и печи. Тумбагу . выливали в нагретые каменные формы, наполненные пчелиным воском, для создания желаемых фигур Высокая температура расплавит воск и оставит место для золота, которое сможет заменить его. Передовые технологии позволили создать весьма стилизованные фигуры. [19]
Ткачество [ править ]

Ткачеством занимались женщины и использовали хлопок, выращенный в более теплом климате, который обменивали на соль или керамику. Деревянные веретена и глиняные рулоны использовались для плетения плетеных или связанных тканей и накидок. Также сети делались из хлопка. Иглы изготавливались из золота или кости. Ткани раскрашивали глиняными валиками и карандашами в черный, красный и другие цвета. В качестве краски женщины Муиска использовали индиго, мокрицы (фиолетовые), шафран (золотые), растения семейства акантовых и Bocconia frutescens (оранжевые) и другие натуральные чернила. [24] [26]
Торговля [ править ]
Ранний летописец Хуан де Кастельянос отмечал, что муиски были «больше торговцами, чем воинами». [27] Торговля велась с использованием соли, небольших хлопчатобумажных тканей и более крупных мантий и керамики в качестве бартерной торговли . [28] Также в качестве монет использовались плоские блюда из золота. Эти техуэло представляли собой простые круглые диски диаметром 1 сантиметр (0,39 дюйма), 4 сантиметра (1,6 дюйма) или 5 сантиметров (2,0 дюйма). [14] [28] [29] Техуэло были найдены в Гуаяте в долине Тенза . Эта денежная система с использованием монет была уникальной среди коренных народов Южной Америки. [30]
Каждые четыре дня рынки были активны в Бакате , Хунзе , Сипакире и Турмеке . [31] [32] Другими важными рыночными поселениями были Чоконта , Пачо , Токансипа , Фунза и Сомондоко . [14] [31] [32] По словам Педро Симона , Муиска проводила рынки каждые восемь дней. [27] Сорокота , расположенная вдоль реки Суарес, была крупным торговым городом для торговли с Гуане , где золото из Хирона и района реки Караре обменивалось на изумруды из Сомондоко. Также здесь продавались тропические фрукты, которые не росли на высокогорных плато в Андах. Город Ла Тора , современный Барранкабермеха, был важен для торговли с Карибским побережьем и основным источником высоко ценимых раковин морских улиток, обработанных золотом на острове Тайрона . [29]
Торговля с низинными жителями Восточного Льяноса велась по торговым путям через Восточные хребты. Переходы через реки осуществлялись с помощью веревок. Такие продукты, как йопо , пчелиный воск и мед, хлопок, рыба и фрукты, торговались с народами Льянос Гуаюпе , Ачагуа и Тегуа . [33] Кроме того, драгоценные разноцветные перья экзотических птиц, которые использовались для изготовления корон Муиска, продавались Льяносу, который поставлял шкуры животных, таких как ягуары, для шляп касиков . также Хотя археологические данные свидетельствуют о том, что торговля велась в основном на территории Муиски, низкая степень сохранности некоторых объектов вполне могла повлиять на этот вывод. [34]
Хлопок, важный для плетения накидок и одежды на относительно холодном Альтиплано, поступал из северных и восточных регионов. Северный круг торговли был сосредоточен вокруг Сугамукси и Тундамы, а в восточной торговле доминировали рынки в Теусаке , Чоконте и Суэске. [25] Торговля кокой сконцентрировалась на севере вокруг Мотавиты и Читагото, а также Соаты . [5] Торговцы из Пайпы проезжали 80 километров (50 миль) от города до Соаты, чтобы купить коку, которая снова продавалась на рынке в Тунхе, в 100 километрах (62 мили) к югу. [35]
В определенное время, согласно календарю Муиска , во время праздников люди организовывали большие рынки, куда приезжали люди издалека и торговали своей продукцией. Одна из самых важных из этих ферий проводилась недалеко от берегов реки Магдалена , к западу от территорий Муиска на территориях Панче и Музо . [14] Здесь золото и тропические фрукты, такие как авокадо , гуаяба , бобы мороженого , звездчатые яблоки и различные представители ( гуанабана , чиримойя и другие) семейства Аннона , обмениваемые на мантии, изумруды и соль. добывали [30] Другие большие праздничные рынки были организованы в Койайме , на берегу реки Салданья и недалеко от Нейвы , района Пихао . [29]
Колониальный период [ править ]

Вскоре после прихода испанцев была установлена система энкомендеро в Новом королевстве Гранада , как после 1537 года называлась Колумбия, , где касики поселений Муиска были вынуждены платить дань испанцам каждые шесть месяцев. [36] Ранее самодостаточная экономика быстро трансформировалась в интенсивное сельское хозяйство и горнодобывающую промышленность, что привело к изменению ландшафта и культуры Муиски. [37] Коренные жители были вынуждены работать на сельскохозяйственных угодьях и в шахтах для испанцев, которые импортировали рабов из Африки. в дополнение к рабочей силе муиска [38] Европейские поселенцы использовали экономику Муиски, где золото обменивалось на хлопок, соль, изумруды, мантии и другие продукты, чтобы избежать уплаты реального налога в размере квинты испанской короне, основанной на золоте. Если первые поселенцы требовали от вождей Муиски платить дань новому правлению золотом, то более поздние платежи производились с использованием продуктов-заменителей, которые затем менялись на золото на рынках Памплоны и Марикиты . [39] В 1558 году, через 20 лет после победы испанских конкистадоров над муисками, в письме испанской короне сообщалось, что более 11 000 песо терялись в год в результате уклонения от уплаты налогов из-за системы торговли другими продуктами, кроме золота. [40]
Современный век [ править ]

Оставшимися от экономики Муиски в настоящее время являются многочисленные рынки по всей центральной Колумбии, добыча изумруда (Колумбия - самая производительная страна в мире по производству зеленого берилла , производящая 70–90% драгоценных камней самого высокого качества). [41] и изготовление тканей и керамики. Коллекция экономичных продуктов Muisca выставлена в знаменитом Музее золота в Боготе, Археологическом музее Согамосо и , Колумбийском национальном музее других небольших музеях на Альтиплано. [42]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Крушек, 2003, стр.12.
- ^ Лангебек, 2005, стр.291.
- ^ Крушек, 2003, стр. 231–239.
- ^ Гамбоа Мендоса, 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фрэнсис, 1993, стр.40.
- ^ Фрэнсис, 1993, стр.48.
- ^ Фрэнсис, 1993, стр.55.
- ^ Фрэнсис, 1993, стр.34.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фрэнсис, 1993, стр.36.
- ^ Крушек, 2003, стр.216.
- ^ Рестрепо Манрике, 2012, стр.37.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фрэнсис, 1993, стр.35.
- ^ (на испанском языке) Муискас - экономическая деятельность
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д (на испанском языке) Муискас - коренные народы
- ^ Дельгадо Бурбано и др., 2014, стр.104.
- ^ Фрэнсис, 1993, стр.37.
- ^ (на испанском языке) Cultura Muisca . Архивировано 18 мая 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Аргуэлло Гарсия, 2015, стр.127.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Окампо Лопес, 2007, стр.214.
- ^ Корреал Уррего, 1990, стр.86.
- ^ Рестрепо Манрике, 2012, стр.35.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Окампо Лопес, 2007, стр.210.
- ^ Окампо Лопес, 2007, стр.211.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Окампо Лопес, 2007, стр.212.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фрэнсис, 1993, стр.39.
- ^ (на испанском языке) Эссе о социальной интерпретации экологической катастрофы - Banco de la República
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Даза, 2013, стр.25.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фрэнсис, 1993, стр.44.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Окампо Лопес, 2007, стр.216.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Даза, 2013, стр.26.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Окампо Лопес, 2007, стр.215.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б (на испанском языке) Культура Муиска – Торговля и искусство
- ^ Фрэнсис, 1993, стр.46.
- ^ Крушек, 2003, стр.14.
- ^ Фрэнсис, 1993, стр.43.
- ^ Сегура Кальдерон, 2014, стр.37
- ^ Мартинес и Манрике, 2014, стр.102.
- ^ Мартинес и Манрике, 2014, стр.103.
- ^ Фрэнсис, 1993, стр.41.
- ^ Фрэнсис, 1993, стр.42.
- ^ История изумрудов в Колумбии.
- ^ Люди и золото - Музей дель Оро.
Библиография [ править ]
- Аргуэльо Гарсиа, Педро Мария. 2015. Натуральное хозяйство и возникновение вождества в районе Муиска. Исследование Валле де Тена (доктор философии) , 1–193. Университет Питтсбурга . По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Корреал Уррего , Гонсало. 1990. Агуасуке: Свидетельства существования охотников-собирателей и земледельцев на высоких равнинах Восточных хребтов , 1–316. Банк Республики: Национальный фонд археологических исследований. По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Даса, Бланка Исабель. 2013. История процесса смешения продуктов питания между Колумбией и Испанией - История процесса интеграции продуктов питания между Колумбией и Испанией (доктор философии) , 1–494. Университет Барселоны .
- Дельгадо Бурбано, Мигель; Карл Хенрик Лангебек Руэда; Лусеро Аристисабал; Роберт Тайкот и Лорен Джонсон. 2014. Биохимические индикаторы рациона питания в Тибанике, деревне позднего Муиска в Саванне Боготы (Колумбия): стабильные изотопы (δ13Ccol, δ13Cap и δ15N) и микроэлементы (Ba и Sr) – Биохимические индикаторы рациона питания в Тибанике, поселении позднего Муиска. в саванне Боготы (Колумбия): Стабильные изотопы (δ13Ccol, δ13Cap и δ15N) и микроэлементы (Ba и Sr). Последние достижения латиноамериканской биоархеологии _. 103–127. .
- Фрэнсис, Джон Майкл. 1993. «Muchas hipas, no minas» Муискас, торговое общество: испанские заблуждения и демографические изменения (МА) , 1–118. Университет Альберты .
- Гамбоа Мендоса , Хорхе. 2016. Муискас, коренные народы Нового Королевства Гранады. Новое предложение о его социально-политической организации и его эволюции в 16 веке - Муиска, коренные народы Нового Королевства Гранады. Новое предложение об их общественно-политической организации и их эволюции в XVI веке . Музей золота . По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Крушек, Майкл Х.. 2003. Эволюция вождества Боготы: взгляд на семью (доктор философии) , 1–271. Университет Питтсбурга. По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Лангебек Руэда , Карл Хенрик. 2005. Праздники и Muisca caciques в Эль-Инфьернито, Колумбия: анализ взаимосвязи между праздниками и политической организацией. Вестник археологии 9. 281–295. .
- Мартинес Мартин, AF, и Э. Дж. Манрике Корредор. 2014. Доиспанская диета и трансформации после завоевания европейцами плато Кундибоясенсе, Колумбия . Виртуальный журнал Universidad Católica del Norte 41. 96–111. По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Окампо Лопес , Хавьер. 2007. Великие культуры коренных народов Америки , 1–238. Plaza & Janes Editores Colombia SA.
- Рестрепо Манрике, Сесилия. 2009. Еда в повседневной жизни Colegio Mayor de Nuestra Señora del Rosario: 1653–1773 и 1776–1900 , 1–352. Министерство культуры. По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Сегура Кальдерон, Адриана Мария. 2014. Реконструкция исторической памяти территории Муиска Кота (Массачусетс) , 1–146. Национальный педагогический университет .