Jump to content

Плот Муиска

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Плот Муиска
Плот Муиска
Материал Золото, серебро и медь
Размер 19,5 см (7,7 дюйма) x 10,2 см (4,0 дюйма) x 10,1 см (4,0 дюйма)
Созданный 1295 – 1410 гг. н. э.
Обнаруженный 1969 год в посте
Текущее местоположение Музей золота, Богота , Колумбия

Плот Муиска ( Balsa Muisca по- испански ), иногда называемый Золотым Плотом Эльдорадо , представляет собой доколумбовую вотивную пьесу, созданную Муиской , коренным народом Колумбии в восточных хребтах Колумбийских Анд . Это изделие, вероятно, относится к церемонии подношения золота, описанной в легенде об Эльдорадо , которая иногда происходила на озере Гуатавита . В этом ритуале новый вождь ( зипа ), находившийся на плоту и покрытый золотой пылью, бросал в озеро золотые предметы в качестве подношений богам, прежде чем погрузиться в озеро. Фигура была создана между 1295 и 1410 годами нашей эры методом литья по выплавляемым моделям из сплава золота с серебром и медью . Плот был частью подношения, которое было помещено в пещеру в муниципалитете Паска . С момента своего открытия в 1969 году плот Муиска стал национальной эмблемой Колумбии и изображался на почтовых марках. Произведение выставлено в Музее золота в Боготе .

Предыстория [ править ]

Территория Муиска и близлежащие народы на территории современной Колумбии

Muisca people Муиска editЛюди

Народ Муиска, также известный как Чибча, [1] были расположены на высоте 9000 футов над уровнем моря в восточных Андах Колумбии, недалеко от современной Боготы, города Тунха и озера Гуатавита . [2] В то время как в большинстве деревень Муиска были вождь и священники, Муиска в целом были эгалитарным земледельческим народом. Они изготавливали керамику и ткани , добывали изумруды и соль , [3] но им не хватало золота [4] и пчелиный воск, необходимый для создания фирменных золотых монет. За это сырье они обменивались с соседними народами. [3] Поскольку Муиска были эгалитарным народом, золото не было сконцентрировано в руках немногих. [5] Вместо этого все семьи Муиска украшали свои двери и окна золотыми предметами. [6]

Муиска золотообработка [ править ]

Золото использовалось в Центральной Америке уже в первые века нашей эры. [7] и был духовно и символически важен для доколумбовых народов . [8] Страны перешейка — Коста-Рика , Панама и Колумбия — превратились в единый регион золотодобывающей промышленности, который разделял стили и методологии, такие как использование литья по выплавляемым моделям вместо ковки. [1] Металлообработка в регионе началась с предметов для религиозных ритуалов и королевской семьи, а не с инструментов , оружия или валюты ; это символическое использование с самого начала создало прецедент металлообработки на протяжении всей истории региона. [7]

Золотые монеты Муиска отличаются от монет других доколумбовых народов с точки зрения их использования, изготовления и внешнего вида. [1] Подношения Муиска, называемые тунджо , не носили как одежду или украшения, а вместо этого использовались в символических целях. Часто они были достаточно маленькими, чтобы их можно было держать в руке; иногда всего 1,5 см (0,59 дюйма). [9] Тунджо , золотого сплава, содержащего были отлиты по выплавляемым моделям с использованием тумбаги до 70% меди, тогда как в других регионах золоту придавали желаемую форму. Кроме того, объекты Муиска можно узнать по их шероховатой поверхности по сравнению с полированным золотом в окружающих регионах. [1] Искусство Муиска, как правило, включало в себя компоненты, относящиеся к сырью, используемому в их собственной конструкции; например, статуя, изображенная держащей в мешочках вещество, из которого она сделана. [10] Птицы — распространенный мотив в колумбийских золотых изделиях. [1]

Золотообработка Муиски оказала влияние на широкий регион. Местные копии вотивных фигурок Муиски были найдены даже в регионе Линеа-Вьеха на атлантическом склоне Коста-Рики. [11] Некоторые из этих дизайнерских традиций оставались неизменными на протяжении 1000 лет и были заметны на момент контакта. [12]

Стоящий человек с миниатюрным плотом. Колумбийский. Художественный музей Уолтерса , Балтимор, Мэриленд.

Эльдорадо Легенда

Плот Муиска посвящен церемонии , подробно описанной в «Легенде об Эльдорадо», во время которой новый король покрыл все свое тело золотой пылью, плыл на плоту к центру озера и бросал в озеро большое количество золотых подношений. . [1] Легенда об Эльдорадо возникла из шести источников: три от летописцев Фернандеса де Овьедо , Педро Сьеса де Леон и Хуана де Кастельянос и три от конкистадоров Гонсало Писарро , Хименеса де Кесада и Себастьяна де Беналькасара ; последующие описания представляют собой развитие этих шести рассказов. [13] Хотя каждое повествование было приукрашено, каждая версия имела несколько общих деталей, таких как озеро и золотой песок. Мы также знаем, что Муиска почитал озера. [13] Дженнингс подробно описывает церемонию в одном рассказе: [14]

Сказка об Эльдорадо происходит от церемонии вступления в должность правителей Муиски. Нового вождя покрыли золотой пылью и отвезли на плоту в центр священного озера Гуатавита. На восходе солнца, когда свет падал на его золотое тело, вождь нырял в озеро, смывая таким образом золото, и появлялся в образе человека-правителя, рожденного от божественного золотого солнца. Церемония сопровождалась музыкой, криками, а затем бросанием большого количества золота в озеро. [14]

Однако некоторые эксперты сомневаются, что Эльдорадо, изображенное в легенде, представляет собой церемонию на озере Гуатавита. [15] Города Эльдорадо, вероятно, никогда не существовало, но Эльдорадо, Золотой Человек, имеет под собой историческую правду; Эльдорадо, вероятно, относилось к правителю Муиски. [14]

Обзор [ править ]

Описание [ править ]

Деталь плота Муиска

Плот Муиска — это небольшое вотивное подношение, сделанное из сплава золота, серебра и меди. Его размеры 19,5 см (7,7 дюйма) в длину, 10,2 см (4,0 дюйма) в ширину и 10,1 см (4,0 дюйма) в высоту. [16] Плот содержит одиннадцать человеческих фигур — центральную большую сидящую фигуру, изображающую вождя или касика . [17] в окружении десяти фигур поменьше, изображающих служителей и гребцов , [18] некоторые из них носят маски. [19] Фигуры покоятся на вершине тростникового плота овальной формы, который состоит из центральной опорной конструкции треугольной формы с витками проволоки по периметру. [19] Как и в большинстве золотых изделий Муиски, здесь нет круглых фигур ; каждая фигурка отлита в виде плоской бляшки , украшенной с лицевой стороны проволочными деталями. [20] и золотые украшения . [21]

Поверхность изделия неполированная и выглядит грубой по сравнению с украшениями Муиска, но, как и другие вотивные подношения, плот Муиска предназначался не для декоративных целей, а скорее для символического подношения; Внешний вид этого предмета был типичным для его использования. [20] Микроскопическое исследование не выявило на плоту каких-либо соединений; изделие и каждая декоративная деталь, включая свисающие золотые украшения, были созданы из одной отливки золота. [22] Производственный процесс был интенсивным; Весь процесс, от формирования шаблона из пчелиного воска до разрушения формы и обнаружения золотой монеты, вероятно, потребовал сотен часов работы. [23] выполняется одним мастером. [24]

Основная фигура [ править ]

Центральная фигура, касик , обнажена, сидит и складывает руки на груди в форме буквы W, что является обычной чертой золотых монет Муиска. [19] Он носит большую прямоугольную подвеску в носу, украшенную птичьими головами и трапециевидными украшениями, а также головной убор и, возможно, корону . [19] Видны дополнительные трапециевидные украшения: три подвески , две ушные подвески и еще три вокруг тела. Он сидит на духо (небольшом стуле с высокой спинкой), откинувшись назад. Касик перьев окружен знаменами и выступами в виде . [19]

Важность главной фигуры очевидна по его размеру и богато украшенному телу. [25] Подвеска на носу также важна для идентификации вождя; по словам одного испанского летописца, будущих касиков с юных лет запирали в домах, а когда они появлялись спустя годы, им прокалывали уши и носили золотые подвески в носу, чтобы обозначить свой новый статус. Подвески для носа были одними из самых детализированных и богато украшенных изделий золотоделия Муиски. [25] Духо также ассоциируется с вождем, [26] и примечательно, что ни одна из фигур, окружающих центральную фигуру, не смотрит на него — знак почтения касику . [27]

Служители и гребцы [ править ]

Остальные десять фигур, окружающих касика, хотя все они намного меньше его, можно сгруппировать по трем размерам: две более крупные фигуры, стоящие впереди и в центре плота; две сидящие фигуры среднего размера, окружающие их; и шесть стоящих фигур меньшего размера. [28] Две большие фигуры спереди носят головной убор с одиннадцатью перьями, мараку (погремушку), маску в форме головы животного и трезубец рядом с поясом. [29] Две фигуры среднего размера располагаются по бокам от двух больших и носят свернутый головной убор, возможно, изображающий ткань . [29] У каждого из них есть попоро — фляга в форме тыквы, в которой содержался известь, пережеванная вместе с листьями коки . Шесть фигур меньшего размера расположены по периметру плота, каждая носит головной убор и несет небольшую палку. [29]

Технические подробности [ править ]

Однообразие фигур позволяет предположить, что плот был создан одним высококвалифицированным мастером. [24] Исследователи применили радиоуглеродное датирование к остаткам древесного угля, оставленным на плоту литейной формой; В результате испытаний была датирована постройка плота 1295–1410 гг. [30] Используя рентгеновскую флуоресценцию , исследователи определили «химическую подпись» золота, использованного в плоту Муиска, и пришли к выводу, что оно пришло из низин возле берегов реки Магдалена, где люди до сих пор промывают золото. [31] Состав плота Muisca следующий: [32]

Элемент (символ) % по составу [32]
Золото (Ау) 64.7 ± 0.9
Серебро (Ag) 16.1 ± 0.4
Медь 19.2 ± 1.2

Открытие [ править ]

Известны два золотых плота Муиски ; [33] один от Паски, о котором идет речь в этой статье, и другой от Сьехи, который был утерян. [34] Плот Сиеха был обнаружен первым, и он способствовал открытию плота Паска. [33] В 1856 году два брата из Сьечи по именам Хоакин и Бернардино Товар частично осушили близлежащую лагуну и нашли вотивный плот, который они связали с церемонией, упомянутой в легенде об Эльдорадо . [33] Он находился в руках дипломата Саломона Коппеля, который продал его музею в Германии. [33] Этнологический музей . [35] Однако когда артефакт прибыл в порт Бремена, он был уничтожен пожаром. [33] Тем не менее, с помощью реверс-инжиниринга группа из Андского университета (UNIANDES) в Боготе, Колумбия, воссоздала плот Сьеха из золота и определила правдоподобный процесс литья. [34]

Столетие спустя, в 1969 году, крестьянин из Паски по имени Крус Мария Димате нашел в пещере несколько кусочков золота и керамики и описал их отцу Хайме Хинкапие Сантамарии, приходскому священнику. [33] Священник показал Димате рисунок плота Сиехи в книге Либорио Зерды , и Димате подтвердил его сходство с недавно найденным плотом. Отец Сантамария организовал приобретение объекта Банком Республики и помещение его в Музей золота , где он и остается. [33]

Создание [ править ]

Сырье [ править ]

Колумбийский изумруд. Муиска обменивали соль, изумруды и хлопчатобумажную ткань на золото. [1]

Муиска обменивали свою соль, изумруды и хлопчатобумажную ткань на золото, необходимое для тунджо . [1] Высота зоны, в которых региона сильно различалась, создавая небольшие экологические в каждом регионе не хватало одного или нескольких ресурсов, что способствовало торговле. Этнографические исследования показывают, что торговые сети в высокогорьях Колумбии связывали ее с окружающими регионами, а источники на испанском языке подтверждают, что эти сети простирались на территории инков . [36] В ходе бартера между высокогорьем и побережьем рыба , ракушки и золото обменивались на листья коки, перец чили и цветные перья . [36] Местные торговцы перемещали материалы между золотодобывающими и золотодобывающими районами, в которых готовая продукция обменивалась на золото-сырец. [37] Ремесленники Муиски использовали золотые сплавы различного состава, что приводило к широкому спектру цветов. [38]

Литье по выплавляемым моделям [ править ]

Кулон с птицей. Муиска, 10–16 вв., литой золотой сплав. Метрополитен-музей. Этот объект иллюстрирует мелкие детали отливки и неполированную поверхность золота.

Для создания своих золотых изделий Муиска использовала метод, называемый литьем по выплавляемым моделям. [1] Сам процесс изготовления, вероятно, был частью ритуала, связанного с этими тундзё . [39] Процесс начался, когда мастер из Муиски создал восковую модель объекта желаемой формы, используя пчелиный воск, собранный в этом регионе. [40] Из пчелиного воска придали две основные формы: плоские листы, из которых можно было вырезать геометрические фигуры, например, туловище фигуры; и нити из раскатанного пчелиного воска толщиной всего 1 мм (0,039 дюйма), которые можно использовать для изготовления витков и украшений, включая более мелкие детали, такие как глаза или перья. [41] Эти конструкции демонстрируют большое мастерство мастера — компоненты очень однородны с небольшим количеством ошибок. Единственные следы пальцевой работы встречаются на нижней части плота, где элементы конструкции вдавлены в мягкое основание. [42] Каждая из восковых фигур, вероятно, была создана как отдельная деталь, а затем слита в ансамбль, возможно, с помощью теплого инструмента. В дополнение к задуманной конструкции ремесленник добавил воскопитатели, позволяющие течь расплавленному золоту. [39]

Затем восковую фигурку тщательно покрывали влажной равной смесью мелкого древесного угля и глины, чтобы сформировать форму. [43] Чтобы процесс литья удался, необходимо было упаковать влажную смесь вокруг воска, тщательно заполняя каждую щель и следя за тем, чтобы компоненты, которые должны были висеть, например серьги, не сплавились вместе во время литья. [43] Мастер проявил большое мастерство, заполнив эти трещины, не повредив и не деформировав мягкий пчелиный воск. [43] [44] Для повторяющихся элементов, таких как бусины или подвески, Муиска использовала каменные матрицы — блоки, на которых рельефно вырезана фигура, — чтобы облегчить создание воскового шаблона; это обеспечивало некоторую однородность повторяющегося элемента. [45] Форма была построена последовательными слоями, и ремесленник, возможно, увеличивал соотношение глины и древесного угля, а также увеличивал размер зерен смеси по мере увеличения размера формы — чтобы улучшить ее структурную целостность. [46] Единственной незакрытой частью восковой модели было небольшое отверстие возле носовой части плота, куда позже заливалось расплавленное золото. [46]

Как только форма из глины и древесного угля высохла и затвердела, мастер применил тепло, чтобы расплавить пчелиный воск, и позволил ему вытечь из отверстия, создав в глине полость в форме фигурки. [47] [48] Это была единственная форма, использованная для отливки плота Муиска. [47] Непосредственно перед самой отливкой форма была предварительно нагрета до нескольких сотен градусов, чтобы обеспечить плавное течение расплавленного золота во все трещины и детали перед затвердеванием; это также помогло защититься от разрушения из-за слишком быстрого охлаждения. [47] Последним этапом отливки было вскрыть форму молотком, открыв идеальную копию фигурки из пчелиного воска, на этот раз в золоте. [49] [47] Тем не менее, у плота Муиска действительно возникли проблемы в процессе отливки: в основании изделия образовалась трещина, в результате чего большая часть основания плота, которая должна была представлять собой перекрещивающуюся ажурную ткань, демонстрировала тонкий, сплошной золотой лист. вместо. [50]

Истощение позолоты [ править ]

Когда отливка была завершена, ремесленник, возможно, обработал изделие истощенной позолотой — методом повышения чистоты золота на поверхности предмета. [51] Колумбийское золото было объединено с медью в сплаве под названием тумбага , малайское слово, означающее «медь», и состав сплава специально выбирался мастером Муиски для каждого предмета вотивного подношения. [52] Процесс истощения золочения основан на том принципе, что золото устойчиво к окислению, в отличие от других металлов. [51] Изделие обрабатывают путем покрытия поверхности кислотой или засыпки солью, которая реагирует с серебром и медью, содержащимися в сплаве, но не реагирует с золотом. В результате получается изделие с более высокой чистотой золота на поверхности, чем в центре предмета; процесс можно отрегулировать для получения различных окрасок поверхности металла. [51] Муиска, как правило, больше ничего не делал для завершения своей работы по золоту, и плот Муиска следовал этой тенденции. [50] Не было предпринято никаких усилий по исправлению ошибок отливки, и поверхность осталась неотполированной; Остатки древесного угля из формы остались в щелях фигур. [50]

Предложение [ править ]

Подношение, содержащее плот Муиски, было помещено в пещеру на склоне холма, известного как Ла Кампана, расположенную между улицами Ласаро Фонте и Эль-Ретиро в муниципалитете Паска, Кундинамарка. [53] Подношение содержало три других артефакта, в том числе меньшую золотую работу, две керамики (включая большой сосуд для подношений и сосуд меньшего размера); возможно, это также был утерянный кошачий череп. [54] Меньшая золотая работа также представляла собой отливку по выплавляемым моделям, изображающую человека, сидящего на носилках , или корзину для перевозки королевской семьи с использованием силы человеческих мышц. На произведении изображен человек с закрытыми глазами и вытянутым ртом, обнажающим зубы. [55] Большая керамическая деталь имела высоту 25,8 см (10,2 дюйма) и ширину 31,5 см (12,4 дюйма). [54] сделан из тонкой пасты и покрыт красной накладкой. Меньший округлый сосуд был хорошо сконструирован, имел гладкую поверхность и шероховатую поверхность. [55]

Подношения Муиски были обычным явлением и различались в зависимости от времени и места. [56] Подношения включали золотые изображения людей, керамику, изумруды, волосы, кровь и черепа животных; и откладывались в озерах, пещерах и за водопадами. Целью подношения было завоевать благосклонность божества в надежде, что оно принесет исцеление; или благословить брак, урожай, строительство или церемонию. Подношения также могли быть связаны с политической властью, поскольку различные вождества боролись за власть. [56]

Иногда подношение клал джек или священник, а иногда мирянин. [57] Согласно испанским источникам, подношения делались, чтобы завоевать расположение божества, и действительно, каждое святилище ассоциировалось с отдельным богом, который слышал определенные проблемы. Урибе Вильегас подробно описывает рассказ одного испанского летописца: [57]

У Муиски был один бог для каждой необходимости. Чибчакум из провинции Богота был богом купцов, ювелиров, крестьян и богатых людей; Ненкатакоа — пьянство, ткачи и художники по одеялам. Кучавива , радуга, которой следует подносить фигурки из «низкокаратного золота», была богом деторождения. Среди множества богов Бочика , главное божество, был повелителем вождей и капитанов и, как и Чибчакум, получал только золотые подношения. [57]

Сообщение о предложении Muisca было более важным, чем демонстрация. [58] В случае с подношением Паски, содержащим плот Муиски, вполне вероятно, что это было ответом на текущую политическую напряженность между различными вождествами в регионе. [59] Во времена напряженности такое пожертвование могло быть попыткой «укрепить престиж лидера в конкретной ситуации». [59] Вполне вероятно, что плот был заказан таким влиятельным человеком, как касик . Сам плот потребовал много времени и был изготовлен с высоким качеством, как и другие предметы в предложении. Сосуд для подношений сам по себе является одним из крупнейших известных в Муиске. [60]

Грабеж и защита [ править ]

Хотя ни конкистадоры , ни охотники за сокровищами никогда не были свидетелями этой церемонии, ее легенда соблазнила европейцев. [33] которые хотели золота для оплаты своих кораблей, оружия и лошадей, а также, как они надеялись, для личного богатства. В результате искатели приключений попытались найти больше артефактов. Хайди Кинг описывает такие усилия: [1]

Озеро Гуатавита с заметной выемкой на берегу. Озеро было частично осушено в конце 16 века охотниками за сокровищами. [1]

За столетия, прошедшие после завоевания, в попытках вернуть сокровища было потеряно бесчисленное количество жизней и огромных состояний. Самая серьезная попытка была предпринята в конце шестнадцатого века богатым купцом из Санта-Фе-де-Богота, который с помощью восьми тысяч местных рабочих проделал в горе с одной стороны большую выемку, до сих пор заметную в ландшафте. озера и понизил уровень воды примерно на шестьдесят футов. Бесчисленные золотые предметы и другие подношения, в том числе изумруд размером с куриное яйцо, были обнаружены на краях дна озера. Последовало несколько экспедиций, но центральная зона озера осталась нетронутой. [1]

Испанцы . нашли большое количество золота в озере Гуатавита [61] Когда поиски сокровищ в озере стали слишком дорогостоящими, они взяли золотые монеты прямо у Муиски в своих деревнях. Украденные артефакты были переплавлены в слитки и дублоны, которые Филипп II отправил обратно в Испанию. [61]

Сегодня существуют меры защиты для сохранения наследия Муиски, в том числе таких тунджо, как плот Муиска. В рамках плана исторического и культурного наследия Колумбии правительство в 1965 году поставило озеро Гуатавита под юридическую защиту. [1] Плот Муиска вместе с большой коллекцией других тунджо хранится в Музее золота в Боготе. Директор музея археолог Мария Алисия Урибе Вильегас, а также археолог Маркос Мартинон-Торрес применили современные методы для изучения и сохранения более 80 таких тунхо в музее. [61] Колумбии 10 марта 2004 года почтовая служба выпустила сувенирный блок с изображением плота Муиска на двух почтовых марках. [62]

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Кинг 2002 , с. 25.
  2. ^ Аттенборо 1976 , с. 63.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мартинон-Торрес и Урибе-Вильегас, 2015 г. , с. 4.
  4. ^ Джейсон 2013 , 24:50.
  5. ^ Джейсон 2013 , 13:20.
  6. ^ Вега 2003б .
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пиллсбери, Рихтер и Поттс 2017 , с. 1-2.
  8. ^ Король 2002 .
  9. ^ Люди 2013 .
  10. ^ Brotherston 2003 , §Южная Америка, доколумбовый период (3) (i) (e).
  11. ^ Brotherston 2003 , §Южная Америка, доколумбовый период (5) (iii) (a).
  12. ^ Brotherston 2003 , §Южная Америка, доколумбовый период (1) (i).
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хемминг 1979 , с. 101-104.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дженнингс 1983 , с. 172.
  15. ^ Хемминг 1979 , с. 103.
  16. ^ Музей золота, Богота .
  17. ^ Токика, Круз и Торрес 2003 , §Вице-королевство Новой Гранады.
  18. ^ Спаравинья 2016 , с. 4.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , с. 9.
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брей 2003 , §Muisca.
  21. ^ Джейсон 2013 , 4:25.
  22. ^ Джейсон 2013 , 10:30.
  23. ^ Джейсон 2013 , 14:15.
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , с. 14.
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , с. 28.
  26. ^ Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , стр. 31.
  27. ^ Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , стр. 33.
  28. ^ Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , стр. 9-10.
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , с. 10.
  30. ^ Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , стр. 47.
  31. ^ Джейсон 2013 , 28:55.
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , с. 26.
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Плот Муиска и Эльдорадо .
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Руэда и Эскобар 2017 .
  35. ^ Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , стр. 37.
  36. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дженнингс 1983 , с. 143.
  37. ^ Дженнингс 1983 , с. 145.
  38. ^ Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , стр. 25-27.
  39. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , с. 17.
  40. ^ Джейсон 2013 , 33:20.
  41. ^ Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , стр. 13.
  42. ^ Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , стр. 14-17.
  43. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , с. 18.
  44. ^ Джейсон 2013 , 34:20.
  45. ^ Brotherston 2003 , §Южная Америка, доколумбовый период (5) (ii).
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , с. 21.
  47. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , с. 22.
  48. ^ Джейсон 2013 , 34:35.
  49. ^ Джейсон 2013 , 35:14.
  50. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , с. 23.
  51. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Спаравинья 2016 , с. 2.
  52. ^ Вильегас и Мартинон-Торрес 2012 , аннотация.
  53. ^ Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , стр. 4.
  54. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , с. 7.
  55. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , с. 12.
  56. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , с. 46-49.
  57. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , с. 46.
  58. ^ Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , стр. 50.
  59. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , с. 52.
  60. ^ Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , стр. 43.
  61. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Макнейр 2017 .
  62. ^ Каталог почтовых марок Скотта , Сувенирный лист CO 1221.

Источники [ править ]

См. также [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3332b5f1b2047bfacfc9c77dfe570d91__1712890440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/33/91/3332b5f1b2047bfacfc9c77dfe570d91.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Muisca raft - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)