Плот Муиска
Плот Муиска | |
---|---|
Материал | Золото, серебро и медь |
Размер | 19,5 см (7,7 дюйма) x 10,2 см (4,0 дюйма) x 10,1 см (4,0 дюйма) |
Созданный | 1295 – 1410 гг. н. э. |
Обнаруженный | 1969 год в посте |
Текущее местоположение | Музей золота, Богота , Колумбия |
Плот Муиска ( Balsa Muisca по- испански ), иногда называемый Золотым Плотом Эльдорадо , представляет собой доколумбовую вотивную пьесу, созданную Муиской , коренным народом Колумбии в восточных хребтах Колумбийских Анд . Это изделие, вероятно, относится к церемонии подношения золота, описанной в легенде об Эльдорадо , которая иногда происходила на озере Гуатавита . В этом ритуале новый вождь ( зипа ), находившийся на плоту и покрытый золотой пылью, бросал в озеро золотые предметы в качестве подношений богам, прежде чем погрузиться в озеро. Фигура была создана между 1295 и 1410 годами нашей эры методом литья по выплавляемым моделям из сплава золота с серебром и медью . Плот был частью подношения, которое было помещено в пещеру в муниципалитете Паска . С момента своего открытия в 1969 году плот Муиска стал национальной эмблемой Колумбии и изображался на почтовых марках. Произведение выставлено в Музее золота в Боготе .
Предыстория [ править ]
Muisca people Муиска editЛюди
Народ Муиска, также известный как Чибча, [1] были расположены на высоте 9000 футов над уровнем моря в восточных Андах Колумбии, недалеко от современной Боготы, города Тунха и озера Гуатавита . [2] В то время как в большинстве деревень Муиска были вождь и священники, Муиска в целом были эгалитарным земледельческим народом. Они изготавливали керамику и ткани , добывали изумруды и соль , [3] но им не хватало золота [4] и пчелиный воск, необходимый для создания фирменных золотых монет. За это сырье они обменивались с соседними народами. [3] Поскольку Муиска были эгалитарным народом, золото не было сконцентрировано в руках немногих. [5] Вместо этого все семьи Муиска украшали свои двери и окна золотыми предметами. [6]
Муиска золотообработка [ править ]
Золото использовалось в Центральной Америке уже в первые века нашей эры. [7] и был духовно и символически важен для доколумбовых народов . [8] Страны перешейка — Коста-Рика , Панама и Колумбия — превратились в единый регион золотодобывающей промышленности, который разделял стили и методологии, такие как использование литья по выплавляемым моделям вместо ковки. [1] Металлообработка в регионе началась с предметов для религиозных ритуалов и королевской семьи, а не с инструментов , оружия или валюты ; это символическое использование с самого начала создало прецедент металлообработки на протяжении всей истории региона. [7]
Золотые монеты Муиска отличаются от монет других доколумбовых народов с точки зрения их использования, изготовления и внешнего вида. [1] Подношения Муиска, называемые тунджо , не носили как одежду или украшения, а вместо этого использовались в символических целях. Часто они были достаточно маленькими, чтобы их можно было держать в руке; иногда всего 1,5 см (0,59 дюйма). [9] Тунджо , золотого сплава, содержащего были отлиты по выплавляемым моделям с использованием тумбаги до 70% меди, тогда как в других регионах золоту придавали желаемую форму. Кроме того, объекты Муиска можно узнать по их шероховатой поверхности по сравнению с полированным золотом в окружающих регионах. [1] Искусство Муиска, как правило, включало в себя компоненты, относящиеся к сырью, используемому в их собственной конструкции; например, статуя, изображенная держащей в мешочках вещество, из которого она сделана. [10] Птицы — распространенный мотив в колумбийских золотых изделиях. [1]
Золотообработка Муиски оказала влияние на широкий регион. Местные копии вотивных фигурок Муиски были найдены даже в регионе Линеа-Вьеха на атлантическом склоне Коста-Рики. [11] Некоторые из этих дизайнерских традиций оставались неизменными на протяжении 1000 лет и были заметны на момент контакта. [12]
Эльдорадо Легенда
Плот Муиска посвящен церемонии , подробно описанной в «Легенде об Эльдорадо», во время которой новый король покрыл все свое тело золотой пылью, плыл на плоту к центру озера и бросал в озеро большое количество золотых подношений. . [1] Легенда об Эльдорадо возникла из шести источников: три от летописцев Фернандеса де Овьедо , Педро Сьеса де Леон и Хуана де Кастельянос и три от конкистадоров Гонсало Писарро , Хименеса де Кесада и Себастьяна де Беналькасара ; последующие описания представляют собой развитие этих шести рассказов. [13] Хотя каждое повествование было приукрашено, каждая версия имела несколько общих деталей, таких как озеро и золотой песок. Мы также знаем, что Муиска почитал озера. [13] Дженнингс подробно описывает церемонию в одном рассказе: [14]
Сказка об Эльдорадо происходит от церемонии вступления в должность правителей Муиски. Нового вождя покрыли золотой пылью и отвезли на плоту в центр священного озера Гуатавита. На восходе солнца, когда свет падал на его золотое тело, вождь нырял в озеро, смывая таким образом золото, и появлялся в образе человека-правителя, рожденного от божественного золотого солнца. Церемония сопровождалась музыкой, криками, а затем бросанием большого количества золота в озеро. [14]
Однако некоторые эксперты сомневаются, что Эльдорадо, изображенное в легенде, представляет собой церемонию на озере Гуатавита. [15] Города Эльдорадо, вероятно, никогда не существовало, но Эльдорадо, Золотой Человек, имеет под собой историческую правду; Эльдорадо, вероятно, относилось к правителю Муиски. [14]
Обзор [ править ]
Описание [ править ]
Плот Муиска — это небольшое вотивное подношение, сделанное из сплава золота, серебра и меди. Его размеры 19,5 см (7,7 дюйма) в длину, 10,2 см (4,0 дюйма) в ширину и 10,1 см (4,0 дюйма) в высоту. [16] Плот содержит одиннадцать человеческих фигур — центральную большую сидящую фигуру, изображающую вождя или касика . [17] в окружении десяти фигур поменьше, изображающих служителей и гребцов , [18] некоторые из них носят маски. [19] Фигуры покоятся на вершине тростникового плота овальной формы, который состоит из центральной опорной конструкции треугольной формы с витками проволоки по периметру. [19] Как и в большинстве золотых изделий Муиски, здесь нет круглых фигур ; каждая фигурка отлита в виде плоской бляшки , украшенной с лицевой стороны проволочными деталями. [20] и золотые украшения . [21]
Поверхность изделия неполированная и выглядит грубой по сравнению с украшениями Муиска, но, как и другие вотивные подношения, плот Муиска предназначался не для декоративных целей, а скорее для символического подношения; Внешний вид этого предмета был типичным для его использования. [20] Микроскопическое исследование не выявило на плоту каких-либо соединений; изделие и каждая декоративная деталь, включая свисающие золотые украшения, были созданы из одной отливки золота. [22] Производственный процесс был интенсивным; Весь процесс, от формирования шаблона из пчелиного воска до разрушения формы и обнаружения золотой монеты, вероятно, потребовал сотен часов работы. [23] выполняется одним мастером. [24]
Основная фигура [ править ]
Центральная фигура, касик , обнажена, сидит и складывает руки на груди в форме буквы W, что является обычной чертой золотых монет Муиска. [19] Он носит большую прямоугольную подвеску в носу, украшенную птичьими головами и трапециевидными украшениями, а также головной убор и, возможно, корону . [19] Видны дополнительные трапециевидные украшения: три подвески , две ушные подвески и еще три вокруг тела. Он сидит на духо (небольшом стуле с высокой спинкой), откинувшись назад. Касик перьев окружен знаменами и выступами в виде . [19]
Важность главной фигуры очевидна по его размеру и богато украшенному телу. [25] Подвеска на носу также важна для идентификации вождя; по словам одного испанского летописца, будущих касиков с юных лет запирали в домах, а когда они появлялись спустя годы, им прокалывали уши и носили золотые подвески в носу, чтобы обозначить свой новый статус. Подвески для носа были одними из самых детализированных и богато украшенных изделий золотоделия Муиски. [25] Духо также ассоциируется с вождем, [26] и примечательно, что ни одна из фигур, окружающих центральную фигуру, не смотрит на него — знак почтения касику . [27]
Служители и гребцы [ править ]
Остальные десять фигур, окружающих касика, хотя все они намного меньше его, можно сгруппировать по трем размерам: две более крупные фигуры, стоящие впереди и в центре плота; две сидящие фигуры среднего размера, окружающие их; и шесть стоящих фигур меньшего размера. [28] Две большие фигуры спереди носят головной убор с одиннадцатью перьями, мараку (погремушку), маску в форме головы животного и трезубец рядом с поясом. [29] Две фигуры среднего размера располагаются по бокам от двух больших и носят свернутый головной убор, возможно, изображающий ткань . [29] У каждого из них есть попоро — фляга в форме тыквы, в которой содержался известь, пережеванная вместе с листьями коки . Шесть фигур меньшего размера расположены по периметру плота, каждая носит головной убор и несет небольшую палку. [29]
Технические подробности [ править ]
Однообразие фигур позволяет предположить, что плот был создан одним высококвалифицированным мастером. [24] Исследователи применили радиоуглеродное датирование к остаткам древесного угля, оставленным на плоту литейной формой; В результате испытаний была датирована постройка плота 1295–1410 гг. [30] Используя рентгеновскую флуоресценцию , исследователи определили «химическую подпись» золота, использованного в плоту Муиска, и пришли к выводу, что оно пришло из низин возле берегов реки Магдалена, где люди до сих пор промывают золото. [31] Состав плота Muisca следующий: [32]
Элемент (символ) | % по составу [32] |
---|---|
Золото (Ау) | 64.7 ± 0.9 |
Серебро (Ag) | 16.1 ± 0.4 |
Медь | 19.2 ± 1.2 |
Открытие [ править ]
Известны два золотых плота Муиски ; [33] один от Паски, о котором идет речь в этой статье, и другой от Сьехи, который был утерян. [34] Плот Сиеха был обнаружен первым, и он способствовал открытию плота Паска. [33] В 1856 году два брата из Сьечи по именам Хоакин и Бернардино Товар частично осушили близлежащую лагуну и нашли вотивный плот, который они связали с церемонией, упомянутой в легенде об Эльдорадо . [33] Он находился в руках дипломата Саломона Коппеля, который продал его музею в Германии. [33] Этнологический музей . [35] Однако когда артефакт прибыл в порт Бремена, он был уничтожен пожаром. [33] Тем не менее, с помощью реверс-инжиниринга группа из Андского университета (UNIANDES) в Боготе, Колумбия, воссоздала плот Сьеха из золота и определила правдоподобный процесс литья. [34]
Столетие спустя, в 1969 году, крестьянин из Паски по имени Крус Мария Димате нашел в пещере несколько кусочков золота и керамики и описал их отцу Хайме Хинкапие Сантамарии, приходскому священнику. [33] Священник показал Димате рисунок плота Сиехи в книге Либорио Зерды , и Димате подтвердил его сходство с недавно найденным плотом. Отец Сантамария организовал приобретение объекта Банком Республики и помещение его в Музей золота , где он и остается. [33]
Создание [ править ]
Сырье [ править ]
Муиска обменивали свою соль, изумруды и хлопчатобумажную ткань на золото, необходимое для тунджо . [1] Высота зоны, в которых региона сильно различалась, создавая небольшие экологические в каждом регионе не хватало одного или нескольких ресурсов, что способствовало торговле. Этнографические исследования показывают, что торговые сети в высокогорьях Колумбии связывали ее с окружающими регионами, а источники на испанском языке подтверждают, что эти сети простирались на территории инков . [36] В ходе бартера между высокогорьем и побережьем рыба , ракушки и золото обменивались на листья коки, перец чили и цветные перья . [36] Местные торговцы перемещали материалы между золотодобывающими и золотодобывающими районами, в которых готовая продукция обменивалась на золото-сырец. [37] Ремесленники Муиски использовали золотые сплавы различного состава, что приводило к широкому спектру цветов. [38]
Литье по выплавляемым моделям [ править ]
Для создания своих золотых изделий Муиска использовала метод, называемый литьем по выплавляемым моделям. [1] Сам процесс изготовления, вероятно, был частью ритуала, связанного с этими тундзё . [39] Процесс начался, когда мастер из Муиски создал восковую модель объекта желаемой формы, используя пчелиный воск, собранный в этом регионе. [40] Из пчелиного воска придали две основные формы: плоские листы, из которых можно было вырезать геометрические фигуры, например, туловище фигуры; и нити из раскатанного пчелиного воска толщиной всего 1 мм (0,039 дюйма), которые можно использовать для изготовления витков и украшений, включая более мелкие детали, такие как глаза или перья. [41] Эти конструкции демонстрируют большое мастерство мастера — компоненты очень однородны с небольшим количеством ошибок. Единственные следы пальцевой работы встречаются на нижней части плота, где элементы конструкции вдавлены в мягкое основание. [42] Каждая из восковых фигур, вероятно, была создана как отдельная деталь, а затем слита в ансамбль, возможно, с помощью теплого инструмента. В дополнение к задуманной конструкции ремесленник добавил воскопитатели, позволяющие течь расплавленному золоту. [39]
Затем восковую фигурку тщательно покрывали влажной равной смесью мелкого древесного угля и глины, чтобы сформировать форму. [43] Чтобы процесс литья удался, необходимо было упаковать влажную смесь вокруг воска, тщательно заполняя каждую щель и следя за тем, чтобы компоненты, которые должны были висеть, например серьги, не сплавились вместе во время литья. [43] Мастер проявил большое мастерство, заполнив эти трещины, не повредив и не деформировав мягкий пчелиный воск. [43] [44] Для повторяющихся элементов, таких как бусины или подвески, Муиска использовала каменные матрицы — блоки, на которых рельефно вырезана фигура, — чтобы облегчить создание воскового шаблона; это обеспечивало некоторую однородность повторяющегося элемента. [45] Форма была построена последовательными слоями, и ремесленник, возможно, увеличивал соотношение глины и древесного угля, а также увеличивал размер зерен смеси по мере увеличения размера формы — чтобы улучшить ее структурную целостность. [46] Единственной незакрытой частью восковой модели было небольшое отверстие возле носовой части плота, куда позже заливалось расплавленное золото. [46]
Как только форма из глины и древесного угля высохла и затвердела, мастер применил тепло, чтобы расплавить пчелиный воск, и позволил ему вытечь из отверстия, создав в глине полость в форме фигурки. [47] [48] Это была единственная форма, использованная для отливки плота Муиска. [47] Непосредственно перед самой отливкой форма была предварительно нагрета до нескольких сотен градусов, чтобы обеспечить плавное течение расплавленного золота во все трещины и детали перед затвердеванием; это также помогло защититься от разрушения из-за слишком быстрого охлаждения. [47] Последним этапом отливки было вскрыть форму молотком, открыв идеальную копию фигурки из пчелиного воска, на этот раз в золоте. [49] [47] Тем не менее, у плота Муиска действительно возникли проблемы в процессе отливки: в основании изделия образовалась трещина, в результате чего большая часть основания плота, которая должна была представлять собой перекрещивающуюся ажурную ткань, демонстрировала тонкий, сплошной золотой лист. вместо. [50]
Истощение позолоты [ править ]
Когда отливка была завершена, ремесленник, возможно, обработал изделие истощенной позолотой — методом повышения чистоты золота на поверхности предмета. [51] Колумбийское золото было объединено с медью в сплаве под названием тумбага , малайское слово, означающее «медь», и состав сплава специально выбирался мастером Муиски для каждого предмета вотивного подношения. [52] Процесс истощения золочения основан на том принципе, что золото устойчиво к окислению, в отличие от других металлов. [51] Изделие обрабатывают путем покрытия поверхности кислотой или засыпки солью, которая реагирует с серебром и медью, содержащимися в сплаве, но не реагирует с золотом. В результате получается изделие с более высокой чистотой золота на поверхности, чем в центре предмета; процесс можно отрегулировать для получения различных окрасок поверхности металла. [51] Муиска, как правило, больше ничего не делал для завершения своей работы по золоту, и плот Муиска следовал этой тенденции. [50] Не было предпринято никаких усилий по исправлению ошибок отливки, и поверхность осталась неотполированной; Остатки древесного угля из формы остались в щелях фигур. [50]
Предложение [ править ]
Подношение, содержащее плот Муиски, было помещено в пещеру на склоне холма, известного как Ла Кампана, расположенную между улицами Ласаро Фонте и Эль-Ретиро в муниципалитете Паска, Кундинамарка. [53] Подношение содержало три других артефакта, в том числе меньшую золотую работу, две керамики (включая большой сосуд для подношений и сосуд меньшего размера); возможно, это также был утерянный кошачий череп. [54] Меньшая золотая работа также представляла собой отливку по выплавляемым моделям, изображающую человека, сидящего на носилках , или корзину для перевозки королевской семьи с использованием силы человеческих мышц. На произведении изображен человек с закрытыми глазами и вытянутым ртом, обнажающим зубы. [55] Большая керамическая деталь имела высоту 25,8 см (10,2 дюйма) и ширину 31,5 см (12,4 дюйма). [54] сделан из тонкой пасты и покрыт красной накладкой. Меньший округлый сосуд был хорошо сконструирован, имел гладкую поверхность и шероховатую поверхность. [55]
Подношения Муиски были обычным явлением и различались в зависимости от времени и места. [56] Подношения включали золотые изображения людей, керамику, изумруды, волосы, кровь и черепа животных; и откладывались в озерах, пещерах и за водопадами. Целью подношения было завоевать благосклонность божества в надежде, что оно принесет исцеление; или благословить брак, урожай, строительство или церемонию. Подношения также могли быть связаны с политической властью, поскольку различные вождества боролись за власть. [56]
Иногда подношение клал джек или священник, а иногда мирянин. [57] Согласно испанским источникам, подношения делались, чтобы завоевать расположение божества, и действительно, каждое святилище ассоциировалось с отдельным богом, который слышал определенные проблемы. Урибе Вильегас подробно описывает рассказ одного испанского летописца: [57]
У Муиски был один бог для каждой необходимости. Чибчакум из провинции Богота был богом купцов, ювелиров, крестьян и богатых людей; Ненкатакоа — пьянство, ткачи и художники по одеялам. Кучавива , радуга, которой следует подносить фигурки из «низкокаратного золота», была богом деторождения. Среди множества богов Бочика , главное божество, был повелителем вождей и капитанов и, как и Чибчакум, получал только золотые подношения. [57]
Сообщение о предложении Muisca было более важным, чем демонстрация. [58] В случае с подношением Паски, содержащим плот Муиски, вполне вероятно, что это было ответом на текущую политическую напряженность между различными вождествами в регионе. [59] Во времена напряженности такое пожертвование могло быть попыткой «укрепить престиж лидера в конкретной ситуации». [59] Вполне вероятно, что плот был заказан таким влиятельным человеком, как касик . Сам плот потребовал много времени и был изготовлен с высоким качеством, как и другие предметы в предложении. Сосуд для подношений сам по себе является одним из крупнейших известных в Муиске. [60]
Грабеж и защита [ править ]
Хотя ни конкистадоры , ни охотники за сокровищами никогда не были свидетелями этой церемонии, ее легенда соблазнила европейцев. [33] которые хотели золота для оплаты своих кораблей, оружия и лошадей, а также, как они надеялись, для личного богатства. В результате искатели приключений попытались найти больше артефактов. Хайди Кинг описывает такие усилия: [1]
За столетия, прошедшие после завоевания, в попытках вернуть сокровища было потеряно бесчисленное количество жизней и огромных состояний. Самая серьезная попытка была предпринята в конце шестнадцатого века богатым купцом из Санта-Фе-де-Богота, который с помощью восьми тысяч местных рабочих проделал в горе с одной стороны большую выемку, до сих пор заметную в ландшафте. озера и понизил уровень воды примерно на шестьдесят футов. Бесчисленные золотые предметы и другие подношения, в том числе изумруд размером с куриное яйцо, были обнаружены на краях дна озера. Последовало несколько экспедиций, но центральная зона озера осталась нетронутой. [1]
Испанцы . нашли большое количество золота в озере Гуатавита [61] Когда поиски сокровищ в озере стали слишком дорогостоящими, они взяли золотые монеты прямо у Муиски в своих деревнях. Украденные артефакты были переплавлены в слитки и дублоны, которые Филипп II отправил обратно в Испанию. [61]
Сегодня существуют меры защиты для сохранения наследия Муиски, в том числе таких тунджо, как плот Муиска. В рамках плана исторического и культурного наследия Колумбии правительство в 1965 году поставило озеро Гуатавита под юридическую защиту. [1] Плот Муиска вместе с большой коллекцией других тунджо хранится в Музее золота в Боготе. Директор музея археолог Мария Алисия Урибе Вильегас, а также археолог Маркос Мартинон-Торрес применили современные методы для изучения и сохранения более 80 таких тунхо в музее. [61] Колумбии 10 марта 2004 года почтовая служба выпустила сувенирный блок с изображением плота Муиска на двух почтовых марках. [62]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Кинг 2002 , с. 25.
- ^ Аттенборо 1976 , с. 63.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мартинон-Торрес и Урибе-Вильегас, 2015 г. , с. 4.
- ^ Джейсон 2013 , 24:50.
- ^ Джейсон 2013 , 13:20.
- ^ Вега 2003б .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пиллсбери, Рихтер и Поттс 2017 , с. 1-2.
- ^ Король 2002 .
- ^ Люди 2013 .
- ^ Brotherston 2003 , §Южная Америка, доколумбовый период (3) (i) (e).
- ^ Brotherston 2003 , §Южная Америка, доколумбовый период (5) (iii) (a).
- ^ Brotherston 2003 , §Южная Америка, доколумбовый период (1) (i).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хемминг 1979 , с. 101-104.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дженнингс 1983 , с. 172.
- ^ Хемминг 1979 , с. 103.
- ^ Музей золота, Богота .
- ^ Токика, Круз и Торрес 2003 , §Вице-королевство Новой Гранады.
- ^ Спаравинья 2016 , с. 4.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , с. 9.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брей 2003 , §Muisca.
- ^ Джейсон 2013 , 4:25.
- ^ Джейсон 2013 , 10:30.
- ^ Джейсон 2013 , 14:15.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , с. 14.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , с. 28.
- ^ Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , стр. 31.
- ^ Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , стр. 33.
- ^ Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , стр. 9-10.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , с. 10.
- ^ Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , стр. 47.
- ^ Джейсон 2013 , 28:55.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , с. 26.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Плот Муиска и Эльдорадо .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Руэда и Эскобар 2017 .
- ^ Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , стр. 37.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дженнингс 1983 , с. 143.
- ^ Дженнингс 1983 , с. 145.
- ^ Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , стр. 25-27.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , с. 17.
- ^ Джейсон 2013 , 33:20.
- ^ Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , стр. 13.
- ^ Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , стр. 14-17.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , с. 18.
- ^ Джейсон 2013 , 34:20.
- ^ Brotherston 2003 , §Южная Америка, доколумбовый период (5) (ii).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , с. 21.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , с. 22.
- ^ Джейсон 2013 , 34:35.
- ^ Джейсон 2013 , 35:14.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , с. 23.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Спаравинья 2016 , с. 2.
- ^ Вильегас и Мартинон-Торрес 2012 , аннотация.
- ^ Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , стр. 4.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , с. 7.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , с. 12.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , с. 46-49.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , с. 46.
- ^ Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , стр. 50.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , с. 52.
- ^ Урибе-Вильегас, Мартинон-Торрес и Кинтеро-Гусман 2021 , стр. 43.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Макнейр 2017 .
- ^ Каталог почтовых марок Скотта , Сувенирный лист CO 1221.
Источники [ править ]
- Аттенборо, Дэвид (1976). Племенной глаз . Нью-Йорк: Нортон. ISBN 0393044661 .
- «Плот Муиска и Эльдорадо» . Банрепкультура . Банк Республики, Колумбия.
- Брей, Уорвик (2003). «Муиска [Чибча]» . Гроув Арт онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T060197 .
- Бразерстон, Гордон (2003). «Южная Америка, доколумбовая эпоха» . Гроув Арт онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T079951 .
- Хемминг, Джон (1979). Поиски Эльдорадо . Нью-Йорк: Даттон. ISBN 0876903235 .
- Джейсон, Карл (2013). «Золотой плот Эльдорадо». Секреты . Смитсоновский канал .
- Дженнингс, Джесси Д., изд. (1983). Древние жители Южной Америки . Сан-Франциско: Фриман. ISBN 0716714299 .
- Король, Хайди (2002). «Золото в Древней Америке» . Бюллетень Метрополитен-музея . 59 (4). Метрополитен-музей: 5–55. дои : 10.2307/3269153 . JSTOR 3269153 .
- Мартинон-Торрес, Маркос; Урибе-Вильегас, Мария Алисия (2015). «Доисторический человек, знаток и археологическая наука: золотое изделие Муиска Колумбии» . Журнал археологической науки . 63 : 136–155. Бибкод : 2015JArSc..63..136M . дои : 10.1016/j.jas.2015.08.014 . Проверено 16 сентября 2022 г.
- Мартинон-Торрес, Маркос; Урибе-Вильегас, Мария Алисия; Саенс-Сампер, Хуанита; Лобо-Герреро, Химена (2017). «Археометаллургия в Колумбии: последние события» . Международная археология . 20 (5). Вездесущность Пресс. дои : 10.5334/ai-354 .
- Макнейр, Чарльз (2017). «От Алабамы до Колумбии: Легенда об Эльдорадо и дне инаугурации» . Журнал «Паста» . Декейтер, Джорджия.
- Пиллсбери, Джоан; Рихтер, Ким; Поттс, Тимоти, ред. (2017). Золотые королевства: роскошное искусство в древней Америке . Лос-Анджелес, Калифорния: Музей Дж. Пола Гетти. ISBN 9781606065488 .
- Руэда, Наталья Андреа; Эскобар, Хайро Артуро (2017). «Реконструкция утраченного процесса заливки плота Muisca Siecha с помощью методологии обратного проектирования». Материалы и производственные процессы . 32 (7–8). Тейлор и Фрэнсис: 749–755. дои : 10.1080/10426914.2017.1279324 . S2CID 136101915 .
- Спаравинья, Амелия Каролина (2016). «Истощение золочения: древний метод обогащения поверхности золотых сплавов». Механика, материаловедение и инженерия . 2 (1): 1–8. arXiv : 1601.00845 .
- Токика, Констанция; Круз, Джон Пол; Тауэрс, Анамария (2003). «Вице-королевство Новой Гренады » Гроув Арт Онлайн Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/oao/9781884446054.013.2000000035 . ISBN 9781884446054 .
- Урибе-Вильегас, Мария Алисия; Мартинон-Торрес, Маркос; Кинтеро-Гусман, Хуан Пабло (2021). «Плот Муиска: контекст, существенность и технология» (PDF) . В Макьюэне, Колин; Хупс, Джон В. (ред.). Доколумбовая Центральная Америка, Колумбия и Эквадор: к интегрированному подходу . Думбартон-Оукс. стр. 275–303.
- Вега, Наталья (2003а). «Богота» . Гроув Арт онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T009596 . ISBN 9781884446054 .
- Вега, Наталья (2003б). «Тунджа [Хунза]» . Гроув Арт онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T086552 .
- Вильегас, М.; Мартинон-Торрес, М. (2012). «Композиция, цвет и контекст в вотивных металлических изделиях Муиски (Колумбия, 600–1800 гг. Н.э.)» . Античность . 86 (333): 772–791. дои : 10.1017/S0003598X00047918 . S2CID 162537169 . Проверено 16 сентября 2022 г.
- «Вотивная фигура в форме церемонии» . Google Искусство и культура . Музей дель Оро, Богота . Проверено 8 октября 2022 г.
- Вонг, Джессика (2013). «Переосмысление Муиски» . Городская газета . Богота . Проверено 2 октября 2022 г.
- «Сувенирный лист СО 1221». Каталог почтовых марок Скотта . Том. 2. Издательская компания Скотт. 2016. с. 508.
См. также [ править ]
- Муиска
- Золотой
- Муиска золотообработка
- Озеро Гуатавита
- Колумбийская мифология
- Коренные народы Колумбии
Внешние ссылки [ править ]
- «Как был создан золотой плот Эльдорадо» (видео) . www.si.edu . Смитсоновский институт . 22 июля 2013 г.