Бочика
Бочика | |
---|---|
Образование, бог-посланник | |
Член религии Муиска | |
![]() Памятник Бочика в Куитива | |
Другие имена | Немкетаха , Немкетеба , Садигуа |
Принадлежность | Чиминигагуа |
Область | Кундибоясенсе Альтиплано |
Этническая группа | Муиска |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Гермес |
Римский эквивалент | Меркурий |
Этрусский эквивалент | башня |
Индуистский эквивалент | Нарада |
буддийский эквивалент | Будда |
Египетский эквивалент | Тот |
Кельтский эквивалент | Лугус |
Бочика (также называемый Немкетаха , Немкетеба и Садигуа) . [1] — фигура религии муиска , населявшая Альтиплано Кундибоясенсе во время прибытия испанских конкистадоров в центральные Андские высокогорья современной Колумбии . Он был героем-основателем их цивилизации, который, согласно легенде, принес людям мораль и законы и научил их сельскому хозяйству и другим ремеслам . [2] включая текстиль. [3]
Описание [ править ]
Подобно инков богу Виракоча , ацтекскому богу Кетцалькоатлю и нескольким другим божествам из пантеонов Центральной и Южной Америки, Бочика описывается в легендах как бородатый. Борода, когда-то ошибочно принятая за признак доисторического европейского влияния и быстро подпитываемая и приукрашенная духами колониальной эпохи, имела свое единственное значение в континентально-островной культуре Мезоамерики. « Аналы Куаутитлана» — очень важный ранний источник, который особенно ценен тем, что изначально был написан на науатле , языке ацтеков . В «Аналах Куаутитлана» описывается одежда Кетцалькоатля в Туле:
Тотчас же он сделал ему свою зеленую маску; он взял красную краску, которой сделал губы красновато-коричневыми; для фасада он взял желтый цвет; и он сделал клыки; продолжая, он сделал себе бороду из перьев...» ( Anales de Cuauhtitlan , 1975, 9.)
В этой цитате борода представлена как украшение из перьев, прекрасно сочетающееся с академическими впечатлениями от мезоамериканского искусства. Значение слова «борода» испанскими колонизаторами послужило основой для приукрашивания и фабрикации первоначального европейского влияния в Мезоамерике.
Ни одно культурное изображение любого из этих богов, нарисованное, скульптурное и т. д., не изображает их бородатыми в том смысле, в котором, по мнению испанских колонизаторов, они были бы. [ нужна цитата ] В изобилии мезоамериканского искусства нет никаких свидетельств европейского влияния, что наиболее решительно исключается сходством, которое они наделяли собой и своими богами. [ нужна цитата ]
Были вопросы [ по мнению кого? ] о подлинности сохранившихся историй и о том, до какой степени они были искажены верованиями и образами, заложенными испанскими христианскими миссионерами и монахами, которые первыми записали местные легенды. [4] [ нечеткий ]
Легенда [ править ]
Согласно легендам Чибчи, Бочика был бородачом, пришедшим с востока. Он научил примитивных людей чибча этическим и моральным нормам и дал им модель организации своих государств с одним духовным и одним светским лидером. Бочика также обучал людей сельскому хозяйству, обработке металлов и другим ремеслам, прежде чем отправиться на запад, чтобы жить аскетом . Когда позже муиска отказались от учения Бочика и стали вести расточительную жизнь, наводнение затопило саванну Боготы , где они жили. Обратившись за помощью к своему герою, Бочика вернулся на радуге и ударом своего посоха создал водопад Текендама , через который паводковые воды могли стечь. [2]
Бочика появился в Паске в Кундинамарке , а затем в Гамесе , Бояке , где люди оказали ему гостеприимство. Он удалился в пещеру Тойя, где к нему приходили многие касики за мудростью. Касики из Топаги , Тоты , Пески , Фиравитобы и других консультировались с Бочикой. После того, как верховное существо Муиска, Чиминигагуа , отправило их в Сугамукси, город стал священным местом, где будет возведен Храм Солнца и организованы религиозные праздники по случаю прибытия Бочика. [5]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Гойес Нарваес, Хулио Сезар (2016). «Избыток воды и недостаток солнца: богиня Бачуэ Ромуло Розо» . Сюжет и предыстория: Журнал «Культура» (41): 17–32. ISSN 1137-4802 .
- ^ Перейти обратно: а б Сильверберг, 1996 г.
- ^ С., Марта Фернандес. «Одеяло Муиска как объект воскрешения» . Кепес (на испанском языке). 10 (9): 285–296. ISSN 2462-8115 .
- ^ Германн и Буллок, 1954 г.
- ^ Окампо Лопес, 2013, глава 5, стр.37.
Библиография [ править ]
- Херрманн, Пол и Майкл Баллок. 1954. Завоевание человеком , 1-186. Харпер и братья .
- Окампо Лопес , Хавьер. 2013. Мифы и легенды коренных народов Колумбии — Мифы и легенды коренных народов Колумбии , 1-219. Plaza & Janes Editores Colombia SA.
- Сильверберг , Роберт. 1996 (1967). Золотая мечта: Искатели Эльдорадо , 98–99. Издательство Университета Огайо .
Дальнейшее чтение [ править ]
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/en/thumb/4/4a/Commons-logo.svg/30px-Commons-logo.svg.png)
- Флэгг Коттерелл, Артур. 1986. Словарь мировой мифологии , 204. Издательство Оксфордского университета .