Херардо Райхель-Долматофф
Херардо Райхель-Долматофф | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 17 мая 1994 г. Богота , Колумбия | (82 года)
Национальность | австрийский |
Известный | Археология, антропология |
Супруг | [1] |
Дети | 4 [1] |
Научная карьера | |
Поля | Археология и антропология коренных народов Колумбии |
Херардо Райхель-Долматофф (6 марта 1912 г. - 17 мая 1994 г.) [1] ) — австрийский антрополог и археолог. Он известен своими полевыми исследованиями среди многих различных индейских культур, таких как тропические леса Амазонки (например, Десана Тукано ), а также среди десятков других групп коренных народов Колумбии на Карибском побережье (например, коги Сьерра- Невада-де-Санта-Марта). ), а также других жителей Тихоокеанского побережья, Восточного Льяноса , а также в Андских и межандских регионах ( Муиска ), а также в других районах Колумбии, а также он проводил исследования кампесино. На протяжении почти шести десятилетий он занимался этнографическими и антропологическими исследованиями, а также археологическими исследованиями, а как ученый был плодовитым писателем и общественным деятелем, известным как стойкий защитник коренных народов. Райхель-Долматофф работал с другими археологами и антропологами, такими как Марианна Кардале де Шримпф , Ана Мария Гроот , Гонсало Корреал Уррего и другими. Он умер 17 мая 1994 года в Колумбии. [1]
Личная жизнь [ править ]
Райхель родился в 1912 году в Зальцбурге , тогда входившем в состав Австро-Венгрии , в семье художника Карла Антона Райхеля и Хильды Констанции Долматовой. Ориентируясь на классику (латынь и греческий язык), он учился большую часть средней школы в бенедиктинской школе Кремсмюнстера в Австрии. Он посещал занятия на факультете литературы Сорбонны и в Школе Лувра с конца 1937 по 1938 год. Райхель эмигрировал в Колумбию в 1939 году, где стал гражданином Колумбии в 1942 году. [2] Райхель стал членом и секретарем Движения «Свободная Франция» (1942–1943) с помощью своего коллеги и друга, французского этнолога Поля Риве, который был делегатом Сопротивления France Libre и жил в Колумбии. Генерал Шарль де Голль позже наградил Райхеля-Долматова медалью Национального ордена за заслуги . [2] Райхель-Долматов посвятил остаток своей жизни исследованиям в области антропологии, археологии, этноэкологии, этноистории, этноастрономии, материальной культуры, искусства и народной архитектуры и других.
Карьера [ править ]
Райхель-Долматов проявил большой интерес к проведению полевых исследований, которые проведут его и его исследования по всей стране, в Карибском регионе, в пустыне Ла-Гуахира, в тропических лесах Чоко, в Восточных Льяносах, в горах Сьерра-Невада-де-Санта-Марта и Амазонки. тропические леса.
Некоторые археологические исследования Райхеля-Долматова сыграли важную роль в создании базовой хронологической основы для большей части территории Колумбии и используются до сих пор. [ нужна ссылка ] Во время поездки в верховья реки Мета на равнинах Ориноко в 1940 году он провел исследование, а затем опубликовал самые ранние исследования, проведенные на индейцах гуахибо . В 1943 году Херардо написал свою первую статью о поселении Муиска в Соаче . В том же году вместе со своей женой, антропологом и археологом Алисией Дуссан , он провел анализ доколумбовых погребальных урн на реке Магдалена. Работая в регионе Толима, населенном индейцами и известным лидером коренных народов Квинтином Ламе, они также опубликовали исследование, показывающее коренную культуру местного населения, а также указали на различия в группах крови среди коренных групп пижао в департаменте Толима . доказательство своей индейской идентичности, поскольку эти племена спорили о правах на территории своих предков.
Переехав в 1946 году в город Санта-Марта , Райхель-Долматовы создали и возглавили Этнологический институт Магдалены. в 1945 году [2] а также создал небольшой музей антропологии и археологии региона Сьерра-Невада. Райхель-Долматов написал двухтомную монографию об индейцах коги в 1940-х годах, которая по сей день считается классическим справочником. В течение следующих пяти лет Херардо, его коллега и жена проводили исследования по всему региону Сьерра-Невада-де-Санта-Марта , уделяя особое внимание потомкам тайроны , коги , также известным как коги или каггаба, а также работали с аруако и вива. коренными народами группы, а также этнография крестьянской общины народа Аритама ( Канкуамо ). Райхель-Долматов провел региональное исследование территории, охватывающее археологию, этноисторию и антропологию, что сделало его одним из первых подобных региональных исследований, проведенных в Колумбии. Райхель также проводил исследования на тихоокеанском побережье и изучал, среди прочего, куна реки Кайман-Нуэво, к западу от залива Ураба . Несколько лет спустя Райхель опубликовал этноисторические и антропологические исследования, связанные с коги, продемонстрировав их связи с исконными вождествами Тайрона.
В конце 1950-х годов Райхель и его семья переехали в прибрежный город Картахена . Райхель преподавал курсы медицинской антропологии в университете и участвовал в программах общественного здравоохранения с антропологической точки зрения. Активно участвуя в археологических раскопках в Карибском регионе вокруг Картахены, в 1954 году Райхель-Долматовы обнаружили, а также раскопали, среди прочего, памятник Барловенто , который был первым местом, покрытым ракушками раннего формирования, обнаруженным в Колумбии. В Момиле они провели первое исследование обществ, перешедших от вахтового земледелия (маниока) к земледельцам кукурузы. Вернувшись в Боготу в 1960 году, Райхель стал основателем, профессором и первым заведующим первого факультета антропологии в Колумбии. Райхель провел археологические раскопки на месте Пуэрто-Хормига , где они обнаружили самую раннюю датированную керамику во всем Новом Свете (в то время), возрастом более 5 тысяч лет, что указывало на то, что керамика впервые была развита на карибском побережье. Колумбия, а затем распространилась на остальную часть Америки (и, следовательно, не была занесена путем распространения из Старого Света, как ранее предполагали другие археологи). (Рейхель см. Библиографию). Райхель также проводил раскопки в других местах, в том числе в Сан-Агустин , Уила . [2] Он опубликовал свой анализ памятника Пуэрто-Хормига, касающегося ранних формирующих культур, и памятника Сан-Агустин, касающегося вождеств. Райхель также подготовил один из первых обзоров колумбийской археологии и предложил систему интерпретации ее тысячелетнего доисторического прошлого. [3]
В 1963 году Райхель и его жена преподавали курсы антропологии в Андском университете , а затем в 1964 году официально создали первый факультет антропологии в Колумбии в университете Боготы. Райхель-Долматов проработал на кафедре 5 лет и ушел вместе с женой и несколькими другими профессорами в связи с изменениями на кафедре.
Райхель получил краткосрочную гостевую стипендию в Кембриджском университете в 1970 году и стал адъюнкт-профессором кафедры антропологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . В течение 1960-х и до середины 1990-х годов Райхель-Долматов продвигал исследования индейского шаманизма, образа жизни коренных народов, этноэкологии, а также космологии и мировоззрения, а также проводил исследования галлюциногенов, связанных с шаманизмом, энтеогенов, этноастрономии, этноботаники, этнозоологии и т. д. и о народной архитектуре храмов и амазонских длинных домов «малока»; кроме того, он исследовал шаманскую символику доколумбовых золотых изделий, а также другие индейские артефакты и материальную культуру, включая плетение плетений.
Райхель-Долматофф был членом Колумбийской академии наук, иностранным ассоциированным членом Национальной академии наук США, а также членом Реальной испанской академии наук. В 1975 году он был награжден медалью Томаса Хаксли от Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии. Райхель-Долматов был единственным автором 40 книг и более 400 статей, все из которых посвящены археологии и антропологии Колумбии и особо выделяются. актуальность коренных народов прошлого и настоящего.
В 1983 году Райхель-Долматов стал одним из основателей Академии наук третьего мира (TWAS), которую создал и возглавил доктор. Абдус Салам (Нобелевская премия по физике) с известными учеными третьего мира, стремившимися по-иному сосредоточиться на вопросах науки и техники в интересах самих развивающихся стран.
Международное признание [ править ]
Проживая в Колумбии более полувека, Райхель-Долматов оказывал свои профессиональные услуги правительствам страны и департаментов, а также в качестве университетского профессора, исследователя и автора — государственным и частным университетам. В 1945 году он основал в Санта-Марте Национальный этнологический институт Магдалены , а в начале 1950-х годов стал профессором медицинской антропологии в Картахенском университете. Он занимал, среди прочего, должности исследователя и преподавателя Национального этнологического института и Колумбийского института антропологии, а также был заведующим и профессором кафедры антропологии Андского университета. Он был приглашенным профессором Национального музея этнологии в Японии . Райхель-Долматов участвовал в академических конгрессах и семинарах и писал доклады для конференций в университетах, а также на международных или национальных научных мероприятиях в Южной Америке, Северной Америке и Центральной Америке, а также в Европе и Японии. В области археологии Райхель-Долматов помог определить ранние археологические свидетельства Этап формирования в Колумбии, основанный на раскопках, которые представляли собой на тот момент самое древнее место во всей Америке, где более 6000 лет назад зародилось гончарное дело, и это исследование было также связано с новыми интерпретациями значения и связей культурной эволюции Колумбии с другие регионы Америки. Райхель-Долматофф исследовал происхождение ранних вождеств и объяснил тысячелетнюю эволюцию индейских культур и их связи с современными группами коренных народов. Его раскопки были сосредоточены в основном на жилых помещениях и кучах мусора, где археолог избегал исследовать или раскапывать монументальные скульптуры, монументальную архитектуру и места захоронений коренных народов. В области антропологии Райхель-Долматофф сосредоточился на исследовании и прославлении этнического и культурного разнообразия Колумбии, особенно коренных народов. Масштаб и масштаб его работы, а также стремление к пониманию, признанию и распространению информации о важности и ценности современных коренных народов Колумбии были значительными.
На конференции 1987 года Райхель-Долматов произнес следующие слова:
«Сегодня я должен признать, что с начала 1940-х годов для меня было настоящей привилегией жить среди различных групп коренных народов, а также пытаться глубже понять их. Я отметил среди них особые ментальные структуры и системы ценностей, которые, казалось, Я не нашел ни «благородных дикарей», ни так называемых «примитивов», ни так называемых дегенеративных или жестоких индейцев, ни, тем более, низших существ. обычно описывались правителями, миссионерами, историками, политиками и писателями. Я обнаружил мир с такой последовательной философией, с такой высокой моралью, с очень сложными социальными и политическими организациями и с разумным управлением окружающей средой, основанным на благе. По сути, я увидел, что коренные культуры предлагали неожиданные варианты, которые предлагали стратегии культурного развития, которые мы просто не должны игнорировать, поскольку они содержат действенные решения и применимы к множеству человеческих проблем. Все это все больше и больше усиливало мое восхищение достоинством, интеллектом и мудростью этих аборигенов, которые не в последнюю очередь развили удивительную динамику и формы сопротивления, благодаря которым так называемая «цивилизация» не смогла их истребить. .
Я пытался способствовать восстановлению достоинства индейцев, того достоинства, в котором им было отказано с приходом испанцев; по сути, в течение пятисот лет существовала открытая тенденция клеветать и пытаться игнорировать тысячелетний опыт населения целого континента. Но человечество едино; человеческий интеллект — это настолько драгоценный дар, что его нельзя пренебрегать ни в одной части мира, и эта страна задерживает признание огромного интеллектуального потенциала коренных народов и их великих достижений благодаря их системам знаний, которые не теряют обоснованность просто потому, что они не соответствуют логике западного мышления.
Я надеюсь, что мои концептуализации и работы оказали определенное влияние за пределами антропологических кругов. Возможно, я слишком оптимистичен, но я думаю, что антропологи старшего и нового поколений, в соответствии с их эпохами и меняющейся ролью социальных наук, внесли свой вклад в раскрытие новых аспектов колумбийского народа и государственности. Я также уверен, что наша антропологическая работа представляет собой вклад в сами общины коренных народов и в их настойчивые усилия по достижению уважения в самом широком смысле этого слова, которое им причитается в колумбийском обществе. Я думаю, что страна должна подчеркнуть наследие коренных народов и полностью гарантировать выживание современных этнических групп. Я думаю, что округ должен гордиться тем, что он метис. Я не думаю, что возможно двигаться в будущее, не опираясь на знания собственно тысячелетней истории, и не упуская из виду то, что произошло с коренными народами и чернокожим населением (выходцами из Африки) во время завоевания и колоний, а также во время Республики и по сей день. Вкратце, это некоторые из идей, которые руководили мной на протяжении почти полувека. Они придали смысл моей жизни». [4]
Библиография [ править ]
Этот список является избранным. [5]
- Жители Аритамы ( ISBN 0-415-33045-9 )
- Земля Старших Братьев ( ISBN 958-638-323-7 )
- Последние достижения в археологии Северных Анд ( ISBN 0-917956-90-7 )
- Шаманы тропических лесов: Очерки индейцев тукано северо-западной Амазонки ( ISBN 0-9527302-4-3 )
- Юрупари: Исследования мифа об амазонском фонде ( ISBN 0-945454-08-2 )
- Лес внутри: мировоззрение амазонских индейцев Тукано ( ISBN 0-9527302-0-0 )
- Индейцы Колумбии: опыт и познание ( ISBN 958-9138-68-3 )
- Шаман и ягуар: исследование наркотических средств среди индейцев Колумбии ( ISBN 0-87722-038-7 )
- Амазонский космос: Сексуальная и религиозная символика индейцев Тукано ( ISBN 0-226-70732-6 )
- Колумбия (Древние народы и места)
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Дис, Малькольм (23 мая 1994 г.). «Некролог: Херардо Райхель-Долматов» . Независимый . Проверено 20 октября 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д (на испанском языке) Биография Райхель-Долматофф - Banco de la República
- ^ Райхель-Долматофф, Г. 1965. «Колумбия: древние народы и места». Темза и Гудзон. Лондон
- ^ Выступление на конференции в 1987 году (на испанском языке) .
- ^ Список работ Райхеля-Долматова - WorldCat
Внешние ссылки [ править ]
- (на испанском языке) Библиография Райхель-Доматофф - Banco de la República
- 1912 рождений
- 1994 смертей
- Австрийские люди 20-го века
- Австрийские антропологи
- Колумбийские антропологи
- Колумбийцы австрийского происхождения
- Ученые из Зальцбурга
- Натурализованные граждане Колумбии
- Иностранные сотрудники Национальной академии наук
- стипендиаты TWAS
- Ученые Муиски
- Антропологи 20-го века