Коги люди
Общая численность населения | |
---|---|
15,820 (2018) [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Колумбия ( Сьерра-Невада-де-Санта-Марта ) | |
Языки | |
Коги | |
Религия | |
Традиционные верования | |
Родственные этнические группы | |
Аруако , Санья |
Коги ) ( / ˈk oʊ ɡ i Кагаба / KOH -gee , или Коги , или , что означает « ягуар » на языке Коги , [ 2 ] — коренная группа, проживающая в горах Сьерра-Невада-де-Санта-Марта на севере Колумбии . Их культура сохранилась с доколумбовой эпохи .
Язык
[ редактировать ]Язык коги принадлежит к семье чибчан . [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Народ коги — потомки культуры Тайрона , процветавшей до времен испанского завоевания . Тайроны были развитой цивилизацией, построившей множество каменных сооружений и троп в джунглях. Они сделали множество золотых предметов, которые вешали на деревья и на шею. Они жили так же, как современные Коги. До прибытия испанских конкистадоров тайроны были вынуждены переселиться в высокогорье, когда карибы . около 1000 г. н.э. вторглись [ 3 ] Их новая территория оказалась стратегической, когда в 15 веке туда вошли испанцы. [ нужна ссылка ]
Позже пришли миссионеры и тоже начали влиять на их образ жизни, строя часовни и церкви среди своих деревень, чтобы обучать и обращать местных жителей. С тех пор коги остались в своем доме в горах, что позволяет им избежать худших последствий колонизации и помогает им сохранить свой традиционный образ жизни. [ 4 ]
Духовные убеждения
[ редактировать ]Коги основывают свой образ жизни на вере в «Алуну» или «Великую Мать», свою фигуру-создательницу, которая, по их мнению, является силой, стоящей за природой. Коги понимают Землю как живое существо и рассматривают человечество как своих «детей». Они говорят, что наши действия по эксплуатации, опустошению и грабежу ресурсов ослабляют «Великую Мать» и ведут к нашему разрушению.
Как и многие другие коренные племена, коги чтят священную гору, которую они называют «Гонавиндуа», иначе известную как Пико Кристобаль Колон . Они верят, что эта гора — «Сердце мира», и они — «Старшие братья», которые заботятся о ней. [ 5 ] Они также говорят, что внешняя цивилизация — это «Младшие Братья», которые давным-давно были изгнаны из Сердца Мира.
С самого рождения коги настраивают членов своего общества, называемых мамо с («солнце»), на руководство, исцеление и лидерство. Мамо — племенные жрецы, пользующиеся большим уважением в обществе Коги, а не шаманы или целители. Чтобы взять на себя эту роль, Мамос проходит строгую подготовку. Это когда отобранных мальчиков забирают при рождении и сажают в темную пещеру до 9 лет. [ 6 ] [ сомнительно – обсудить ] В пещере старший мамос и мать ребенка заботятся, кормят, обучают и учат ребенка настраиваться на «Алуну» до того, как мальчик выйдет во внешний мир.
верят , что посредством глубокой концентрации, символических подношений и гадания Мамо они поддерживают баланс гармонии и творчества в мире. Именно в этой сфере взращивается суть сельского хозяйства: семена благословляются в Алуне перед посадкой, чтобы гарантировать их успешный рост; брак благословлен для обеспечения плодородия; и церемонии предлагаются различным духам мира природы перед такими задачами, как сбор урожая и строительство хижины.
испанских конкистадоров мамо Со времен оставались изолированными от остального мира. Чтобы сохранить свой традиционный образ жизни, они редко взаимодействуют с современным миром или с внешней цивилизацией. Посторонние не допускаются на земли своих предков. [ 7 ] С посторонними могут общаться только мужчины. [ 8 ] Мамос говорит, что баланс экологии Земли нарушен из-за современного опустошения ресурсов Младшим Братом. Мамос, в свою очередь, верит, что их работа в качестве Старшего Брата играет важную роль в продлении и защите жизни на Земле.
Чтобы предотвратить дальнейшую экологическую катастрофу и разрушение, мамо нарушили молчание и позволили небольшой съемочной группе BBC проникнуть в их изолированную горную цивилизацию, чтобы услышать их послание и предупреждение Младшему Брату. Последующие сообщения и предупреждения были озвучены в документальном фильме « Из самого сердца мира — Предупреждение старшего брата» на YouTube . После того, как документальный фильм был снят, мамос вернулись к своей работе в изоляции и попросили посторонних не приходить на их землю.
Коги вскоре поняли, что их предупреждение не было услышано Младшим Братом, и вместо этого, как они и предсказывали, произошло множество катастроф, и мир природы продолжал разрушаться еще быстрее. [ 9 ] 20 лет спустя они связались с тем же режиссером, чтобы передать последнее сообщение. Они сняли документальный фильм под названием «Алуна» , где делают второе предупреждение и говорят, что решили поделиться своими тайными науками с Младшим Братом, чтобы Младший Брат мог помочь изменить мир к лучшему. [ 10 ]
Космология и социально-религиозные концепции
[ редактировать ]Традиционная религия Коги тесно связана со структурой космоса, существующей в дуалистических выражениях. Солнце делит Вселенную на два полушария: восток/запад и, следовательно, правое/левое. Коги используют это дуалистическое понятие, чтобы уточнить ряд земных различий: мужчина/женщина, мужчина/женщина, тепло/холод, свет/тьма и право/лево. Каждая из этих группировок является взаимодополняющими противоположностями. Внутри каждой пары один не может выжить без другого. В случае добра (справа)/зла (слева), коги верят, что совершение греха время от времени служит оправданием существования добра. Эти естественные противоположности — способ сохранить общество сбалансированным или «согласным» ( юлука ).
Затем два полушария делятся на четыре сегмента: Север/Юг/Восток/Запад. С этими четырьмя точками отсчета коги связали ориентацию своей религиозной структуры на Юг/Восток как добро/свет и Север/Запад как зло/тьма. Эта космическая структура повлияла на четыре входа в каждую деревню, на четыре основных клана и разделила Сьерра-Неваду на четыре части. Следуя этой концепции, коги разделили церемониальные дома и места священных жертвоприношений на четыре квадранта. В церемониальном доме посередине круга проводится линия, которая делит мужчин на левую сторону, где мужчины «знают больше», и дополнительную правую сторону, где мужчины «знают меньше».
Четыре линии, разделяющие четыре квадранта, встречаются в центре, создавая пятое измерение космической вселенной. Центральная точка имеет большое значение для Коги. Он представляет собой центр Вселенной, Сьерра-Невада-де-Санта-Марта . Во время церемонии мамо закапывает четыре священных подношения и «разговаривает с богом». В центре круга он ставит крошечный табурет на то место, где он принимает вопросы о космической вселенной и отвечает на них.
В космологии Коги к стандартному С/Ю/В/З добавили три измерения: Зенит , Надир и Центр. Эта фиксированная система точек напоминает яйцо и разделена на девять стадий/уровней развития. Богиня-Мать, создательница вселенной и человечества, создала космическое яйцо. Горизонтальные слои яйца разделены на две части по четыре мира, в центре которых находится человечество (пятый слой). Космическое яйцо также представляет матку Богини-Матери и Сьерра-Неваду. По этой причине Коги построили церемониальный дом как копию космоса.
Погребальные обычаи
[ редактировать ]Мамы [ 11 ] участвовать в различных ритуалах, посвященных жизненному циклу человека от рождения до смерти. Эти церемонии включают подношения, танцы и другие ритуальные мероприятия. Несмотря на то, что отмечается каждый жизненный цикл, упор на погребальные обычаи имел большое значение для народа коги. В этом племени смерть рассматривается не как трагическое событие, а как «наполнение жизни». Процесс захоронения обычно длится около двух часов и проводится без молитв и песнопений. Стороннему зрителю ритуал может показаться простым или лишенным глубины для такого духовного племени. Однако эти погребальные обычаи имеют философские концепции и более глубокие значения, выходящие за рамки западного мира.
Погребальные обряды – это акт «космификации». Когда человек умирает, Мамос возвращают его обратно в матку Богини-Матери.
В приведенном ниже списке представлены восемь компонентов погребального ритуала, проанализированные антропологом Херардо Райхелем-Долматовым . [ 12 ]
- Вербализация кладбища как «деревни Смерти» и как «церемониального дома Смерти»; вербализация могильной ямы как «дома» и как «матки».
- Труп в согнутом положении, помещенный в сетку для переноски, с привязанной к волосам веревкой.
- Сетка представляет собой плаценту матки, соединенную пуповиной (веревкой), которую перерезают через девять дней. Это позволяет человеку переродиться в другой мир.
- Труп лежит на левом боку, голова направлена на восток.
- Восток – это направление Солнца и света Вселенной.
- Выраженный акцент справа и слева: положение рук; положение трупа; повороты налево и повороты направо.
- Когда человек поворачивается, это создает движение космической оси.
- Размещение подношений по бокам, в центре и наверху могильной ямы.
- Это расположение относится к священным точкам: Север/Юг/Восток/Запад/Зенит/Надир/Центр.
- Вербализация подношений как «пища для мертвых».
- Мертвые состоят не только из предков, но и из мифических существ хозяев растений и животных. Употребление этого подношения тесно связано с половым актом. Еда символизирует мужское семя, а также оплодотворение сверхъестественного существа и, таким образом, служит для умножения приношения. Например, если подношение делается Матери Кукурузы, то найденное является питанием и стимулом для продолжения рода.
- Отношение к «открытию» и «закрытию дома».
- Очищение переворачиванием.
- Быстро перевернув труп, человек становится невидимым и неуязвимым для Смерти. Девять дней и ночей душа странствует в путешествии, которое заканчивается перерождением этой души. [ 13 ]
Традиции
[ редактировать ]У Коги много различных традиций. Например, все мужчины Коги получают попоро , когда достигают совершеннолетия. Попоро лимой — это небольшая полая тыква, наполненная ( «лаймом»), порошком нагретых и измельченных ракушек. Мужчины также постоянно жуют листья коки — традиции, которой следуют многие коренные племена, чтобы связать их с миром природы. Жуя листья, они всасывают в попоро известковый порошок , который извлекают палкой, и палкой натирают смесью тыкву, чтобы образовался затвердевший слой или корочка. Размер этого слоя зависит от зрелости и возраста мужчины.
Мужчины и женщины коги носят на плечах традиционные сумки. Плести сумки разрешено только женщинам. Многие вещи, хранящиеся в сумке, секретны и известны только владельцу. В сумках, которые несет Мамос, лежат священные традиционные предметы. Когда встречаются двое мужчин Коги, обычное приветствие — обмен пригоршнями коки.
Образ жизни
[ редактировать ]Как мужчины, так и женщины коги одеваются просто. Женщины собирают, чесают и прядут шерсть и хлопок; мужчины ткут из него ткань. Мужская одежда состоит из туники и простых штанов, завязанных на талии завязкой. Женская одежда состоит из одного отрезка ткани, обернутого вокруг тела как платье. Все коги носят только чисто белую одежду. Говорят, что белый цвет олицетворяет Великую Мать и, следовательно, чистоту природы.
Коги живут в нескольких деревнях, называемых Куйболос. [ 14 ] содержащие круглые хижины из камня, глины и пальмовых листьев. Мужчины живут в отдельной хижине от женщин и детей. В каждой деревне есть большая хижина, называемая нууэ («храм»), куда допускаются только мужчины. В нухуэ многие вещи обсуждаются и принимаются решения. В этих храмах также происходят гадания и сосредоточения. Женщинам вход воспрещен, потому что коги верят, что женщины больше связаны с Великой Матерью и им нет необходимости входить в храм. В деревнях также есть женщины-священники.
Все консультации проводятся с мамосом , и многие решения основаны на их мудрости и знаниях. Многие браки Коги устраиваются мамо , чтобы обеспечить плодотворное сообщество. Браки не являются принудительными, покупка или продажа женщин не допускается, хотя женщины в возрасте 14 лет выходят замуж и рожают детей. Коги не допускают плохого обращения с женщинами, и нередко можно встретить браки, которые не были организованы, но коги также не одобряют разрыв договорных браков.
Поля, дома и скот передаются от матери к дочери и от отца к сыну, что является двусторонним наследованием этих предметов. Существует также нормальное параллельное происхождение личных вещей, включая ритуальные предметы, которые являются мужской собственностью и происходят по отцовской линии . Но некоторые права, имена или ассоциации передаются по материнской линии . [ 15 ]
Распространенными товарами торговли являются сахар и кофе. Большая часть сахара перерабатывается в «панела», разновидность колумбийского затвердевшего коричневого сахара. Женщины сажают большую часть овощей, но сельское хозяйство является обязанностью всей семьи.
Современный Коги
[ редактировать ]Коги занимаются сельским хозяйством, используя подсечно-огневые методы земледелия; [ 16 ] каждая семья возделывает фермы на разных высотах Сьерры, выращивая различные культуры для удовлетворения своих потребностей. [ 17 ] Они также разводят крупный рогатый скот в высокогорье. [ 18 ]
Коги снялся в главной роли и помог кинорежиссеру Алану Эрейре снять в 2012 году документальный фильм «Алуна» , продолжение документального фильма BBC 1990 года « Из сердца мира: Предупреждение старшего брата» , представленного самим Эрейрой. В нем они выражают свою обеспокоенность людям современного мира («Младший брат») по поводу безрассудного изменения экосистем и осквернения гробниц как причины изменения климата и разрушения мира.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ ДЕЙН (2019). «Коренное население Колумбии» (PDF) . Перепись 2018 года . Богота: Национальный департамент статистики, 16 сентября 2019 г. Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ Фабр, Ален. Этнолингвистический словарь и библиографический справочник коренных народов Южной Америки. 2005. с. 40. Паутина. Проверено 9 сентября 2011 г.
- ^ «Цивилизация Тайрона: Люди и артефакты» . исследование.com . Проверено 16 февраля 2022 г.
- ^ «Колумбия – ИСПАНСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ» . Countrystudies.us .
- ^ «центр мира» (Сьерра-Невада Санта-Марты).
- ^ «Алуна (Эрейра, Алан. (2012))» . Алуна Фильм .
- ^ Эрейра, Алан. (2009). Предупреждение старших братьев , стр. 1–2. Фонд наследия Тайроны, Лондон. ISBN 0955981611 .
- ^ «ВОЗРОЖДАЮЩАЯ ВОДА МУНЕКАН МАША» (pdf) . ТайронаТраст.орг . Сентябрь 2022. с. 6.
- ^ «Алуна» . molinare.co.uk . Архивировано из оригинала 12 ноября 2012 года . Проверено 31 мая 2012 г.
- ^ «Justin.tv — Link TV — пообщайтесь с Аланом Эрейрой, режиссером фильма «Из самого сердца мира» » . Джастин.TV . Архивировано из оригинала 5 сентября 2012 года . Проверено 31 мая 2012 г.
- ^ «Индейцы Сьерра-Невады» .
- ^ Райхель-Долматофф, Херардо (1974). Погребальные обычаи и религиозная символика коги (PDF) . Бостон/Торонто: Литтл, Браун и Ко, стр. 288–301. ISBN 1592444814 . Архивировано из оригинала (PDF) 12 декабря 2013 г. Проверено 9 декабря 2013 г.
- ^ Райхель-Долматофф, Херардо (1990). Священная гора индейцев Коги Колумбии . Лейден, Нидерланды: Э. Дж. Брилл. ISBN 9004092749 .
- ^ Индейцы Коги из Сьерра-Невада-де-Санта-Марта , Полная статья о коренном народе Коги. (Обновлено в декабре 2018 г.)
- ^ Манке, Мишель. «Анкета Коги» (PDF) . База данных для оценки культуры коренных народов . Университет Миссури. Архивировано из оригинала (PDF) 2 августа 2020 года . Проверено 8 сентября 2017 г. См. раздел «Модели наследования» и раздел «Модели наследования».
- ^ Эрейра, Алан. Архивировано 27 сентября 2011 г. в Wayback Machine . Старшие братья . 1992.
- ^ «Сельское хозяйство: теория, практика и роль Мамаса» из «Культуры Тайроны». Фонд наследия Тайроны . 2008. Интернет. Проверено 9 сентября 2011 года. В статье коги называются «подсечными фермерами», что означает «рубить и сжигать».
- ^ " Аруако" . Интернационал выживания. 1969–2011. Веб. Проверено 9 сентября 2011 г.
Библиография
[ редактировать ]- Гомес, FFG (2013). «Обучение и адаптация как природоохранная практика в устойчивых традиционных социально-экологических системах: Старшие братья Сьерра-Невада-де-Санта-Марта» (PDF) . Обзор технологий . 12 (1): 99–109. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. Проверено 9 декабря 2013 г.
- Райхель-Долматофф, Херардо (1978). «Ткацкий станок жизни: принцип интеграции Коги». Журнал латиноамериканских знаний . 4 (1): 5–27.
- Райхель-Долматофф, Херардо (1976). «Космология как экологический анализ: взгляд из тропического леса». Лекция памяти Хаксли . 11 (3): 307–318.
- Райхель-Долматофф, Херардо (1971). Амазонский космос;: Сексуальная и религиозная символика индейцев Тукано . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 0226707318 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фонд Севалуна
- Фонд наследия Тайрона
- Статья National Geographic об индейцах гор Сьерра-Невада
- Кинопроект «Священная земля»
- Выступления TED, Уэйд Дэвис о культурах , находящихся под угрозой исчезновения, Коги, 8 минут 10 секунд.
- [1] Архивировано 2 апреля 2018 г. на Wayback Machine.
- «Индейцы Сьерра-Невады» . Интернационал выживания.