Аруако
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2016 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
27,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Сьерра-Невада-де-Санта-Марта Колумбия | |
Языки | |
Аруако , испанский [ 1 ] | |
Религия | |
традиционная племенная религия | |
Родственные этнические группы | |
Группа Чибчан |
Аруако — коренной народ Колумбии . [ 2 ] Это народ, говорящий на языке чибчан , и потомки культуры Тайрона , сконцентрированной на севере Колумбии в Сьерра-Невада-де-Санта-Марта . [ 3 ]
Имя
[ редактировать ]Аруако также известны как люди Аруако, Бинтукуа, Бинтук, Бинтукуа, Ика, Ийка, Ижка, Ика и Ике. [ 1 ]
Территория
[ редактировать ]Аруако живут в верхних долинах рек Пьедрас , Сан-Себастьян , Чичикуа , Аригуани и Гуатапури , на территории коренного населения в горах Сьерра-Невада-де-Санта-Марта . [ 4 ] Их традиционная территория до испанской колонизации была больше, чем сегодняшние границы, исключающие многие из их священных мест, которые они продолжают посещать сегодня для совершения подношений. [ 5 ] Эти потерянные территории представляют собой нижние части у ступеней гор, потерянные в результате колонизации и земледелия. [ 6 ]
Сообщества
[ редактировать ]Аруако разделены на 22 секции.
- Центральная зона : Набусимаке , Ечикин и Бусин.
- Западная зона : Серанква, Виндивамейна, Сингуней.
- Южная зона : Зигта, Йерва, Гумуке, Ейвин, Сейаруквингуму.
Пингуму, Буюагенка и Симонорва.
- Юго-восточная зона : Вирва, Югака, Карва.
- Восточная зона : Согроме, Донахви, Тимака, Аруамаке, Сейнимин и Изрва.
Население рассредоточено, но собирается в этих городах для встреч и церемоний, причем Набусимаке является самым важным из них и имеет особое значение: он состоит из пятидесяти домов квадратной формы и круглых храмов, называемых Канкурва , для мужчин и женщин.
Экономика
[ редактировать ]Основной экономической деятельностью архуакос является натуральное сельское хозяйство , которым традиционно занималась каждая семья в общине на своем участке возле дома. У каждой семьи было по два дома: один в высокогорье, где погода прохладнее, а другой в более теплых, нижних частях гор. В настоящее время они могут практиковать это только на возвышенных землях из-за экспроприации земель во время испанской колонизации.
На возвышенностях выращивают картофель , лук , капусту , салат , чернику , тамарилло , тыкву , чеснок и пшеницу . В средних землях; кукуруза , фасоль , юка , арракача , маланга , кока , хлопок , ананас , папайя , гуава , маракуйя , сладкая гранадилья , апельсины и лаймы . Кофе выращивается только в коммерческих целях наряду с мочилами Аруака (сумками ручной работы, модными как среди мужчин, так и среди женщин в Боготе и других крупных городах Колумбии), а также другими предметами декоративно-прикладного искусства для обмена в нижних землях на продукты, которые они не получают в высокие земли. Они также разводят кур , крупный рогатый скот , овец и коз . Мужчины производят исключительно традиционную одежду, но в настоящее время они используют и современную одежду.
Космология и мировоззрение
[ редактировать ]Аруако глубоко духовны и следуют своей собственной уникальной философии, которая стремится глобализировать свое окружение. Они верят в создателя или «отца» по имени Какю Серанкуа , который породил первых богов и материальные живые существа, других «отцов», таких как солнце и снежные вершины, и других «матерей», таких как земля и луна. Они считают Сьерра-Невада-де-Санта-Марта сердцем мира и верят , что от этого зависит благополучие остального мира.
Природа и общество как единство управляются единым священным законом, неизменным, предсуществующим, первобытным и сохраняющимся для всех и вся. Материальный мир может существовать или прекратить свое существование, но считается, что этот закон продолжает действовать, не меняясь.
Этот универсальный закон Кунсаму представлен мальчиком Мамо Нианкуа . Этот закон природы является объяснением происхождения материи и ее эволюции, равновесия, сохранения и гармонии, что составляет фундаментальные цели и разумное существо Мамо ; духовный авторитет общества Аруако.
Каждый Мамо или Маму отбирается среди разных кандидатов, мальчиков в возрасте от восьми до десяти лет, которые будут проходить обучение в среднем от девяти до пятнадцати лет и могут свободно определять, хотят ли они продолжать его в дальнейшем в течение периода обучения. Чтобы стать Мамо, они остаются в пещере девять лет, пока старейшины учат их всему, что им нужно знать. Они специализируются в определенных областях знаний, таких как философия, жречество, медицина и практическое сообщество или индивидуальные консультанты. Их влияние является решающим в их обществе.
Политическая организация
[ редактировать ]Аруако политически организованы как «Конфедерация коренных народов Тайрона» (Конфедерация коренных народов Тайрона) или «CIT», которая была основана в 1978 году. Их основные цели включают сохранение своей культуры и традиционной территории. [ 7 ]
Конфликты
[ редактировать ]В 1916 году аруакос обратились к правительству Колумбии с просьбой предоставить учителей для обучения чтению и письму, а также для изучения математики, но вместо этого правительство послало монахов-капуцинов . Монахи запретили детям изучать свою культуру и отправили их в приют. Они также установили принудительный труд, игнорируя просьбу Аруакос оставить их в покое. [ 8 ]
В 1943 году политики из Валледупара , миссионеры и Министерство сельского хозяйства без компенсации экспроприировали лучшие территории Набусимаке и построили государственную сельскохозяйственную ферму. Аруакос сопротивлялись и в 1944 году создали Liga de Indios de la Serra Nevada (Лига индейцев Сьерра-Невады), но позже, в 1956 году, были объявлены вне закона военным правительством.
В 1962 году правительство потребовало построить телевышку на горе Альгуасил, которую аруакос считали священной. Это возмутило их, поскольку они считают горные вершины священными. Правительство также создало военный пост, чтобы запугать их, а позже приказало построить шоссе от их территории до Валледупара. Игнорируя угрозы, Аруакос восстановили свою лигу. В 1972 году Аруакос создали Cabildo Gobernador , более структурированную и адекватную организацию для защиты своих ценностей и земли.
7 августа 1982 года они восстали против капуцинов и захватили здания миссии. Капуцины окончательно ушли в 1983 году.
В 1990 году трое лидеров коренных народов Аруако были похищены и убиты во время поездки на автобусе в Боготу, чтобы подать официальную жалобу о нарушениях прав человека со стороны сил безопасности в отношении коренных жителей Санта-Марты. [ 9 ]
В 2012 году лидер Аруако Рохелио Мехиа едва избежал покушения, когда его машина была остановлена на контрольно-пропускном пункте группой вооруженных людей и изрешечена пулями. [ 10 ]
Запрещенное выращивание
[ редактировать ]В 1975 году колумбийцы начали выращивать марихуану в Сьерра-Неваде. Это принесло сообществу еще больше проблем, таких как принудительная вербовка на плантации, ассимиляция некоторых культур торговцев наркотиками и насилие. Многие бедные крестьяне из других регионов Колумбии приехали работать в 1980-е годы, когда марихуана процветала . В отличие от традиционного некоммерческого выращивания коки , торговцы наркотиками производили кокаин с помощью химических процессов. Деньги позже привлекли внимание к колумбийскому вооруженному конфликту и конфликтам между различными фракциями: в основном партизанами и военизированными формированиями, которые боролись за контроль над территорией и без разбора обвиняли Аруако и других в пособничестве соперничающей партии, убивали и запугивали их. вынуждая многих уйти. Правительство также начало фумигацию с целью уничтожения незаконных плантаций, в результате чего Аруако оказались под перекрестным огнем.
Государственные проекты
[ редактировать ]Правительство Колумбии пытается создать ирригационную систему для долины Сезар, строя плотины гидроэлектростанций и маршруты экотуризма в Сьерра-Невада-де-Санта-Марта. Аруако категорически против всех этих проектов и организовали Конфедерацию коренных народов Тайроны (Конфедерацию коренных народов Тайроны). [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Аруако». Этнолог. Проверено 24 апреля 2012 г.
- ^ Беженцы, Верховный комиссар ООН. «Refworld | Всемирный справочник меньшинств и коренных народов - Колумбия: Аруако» . Рефмир . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ «Цивилизация Тайрона» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ «ТУР АРУАКО» . Каса Тайрона . Проверено 24 февраля 2022 г.
- ^ «Исконная территория народа архуако» . Конфедерация коренных народов Тайрона .
- ^ «Сьерра-Невада-де-Санта-Марта: Земля снега и коренных народов» . Колумбия.путешествие . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ «Конфедерация коренных народов Тайрона» . 2020.
- ^ «Набусимаке: «Земля, где рождается солнце» » . Блог о путешествиях по Колумбии от See Colombia Travel . 17 мая 2016 г. Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ «Документ» . www.amnesty.org . Проверено 24 августа 2020 г.
- ^ Международный, Выживание. «Лидер колумбийских индейцев избежал покушения» . www.survivalinternational.org . Проверено 24 августа 2020 г.
- ^ «Отказ от строительства гидроэлектростанции в Сьерра-Невада-де-Санта-Марта» . Биоразнообразие в Латинской Америке . 2019.
Библиография
[ редактировать ]- Аруако , Survival International
- (на испанском языке) Etniasdecolombia.org
- Ороско, Хосе Антонио 1990 Набусимаке, земля Аруакос . ESAP, Богота. ISBN 958-9079-83-0
- Ботеро Версвивел, Сильвия 1987: «Коренные жители Сьерра-Невада-де-Санта-Марта»; Введение в американскую Колумбию : 39-50. ICAN, Богота.
- dismalworld.com
- Мысль Аруако
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Материальная культура Аруака , Национальный музей американских индейцев.