Тарианские люди
![]() Корзина - Тариана / Рио-Уупес, 1978 г. | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Амазонас , Бразилия (2014) | 2,684 |
Колумбия (1988) | 205 |
Языки | |
Язык Тукано , Язык Тариана |
Тариана или Талиасери [ а ] — коренные жители рек Ваупес или Уаупес в регионе Амазонки в Бразилии и Колумбии. Начиная с XIX века миссионеры пытались убедить их отказаться от своих традиционных верований и обычаев, и с некоторым успехом. Начиная с 1980-х годов правительство предпринимало усилия по преобразованию их в систему «колоний» в обмен на здравоохранение, образование и экономические льготы. Сейчас они относительно автономны на нескольких территориях коренных народов.
Языки
[ редактировать ]Язык Тариана принадлежит к аравакской языковой семье . [ 2 ] На языке тариана, тесно связанном с языком банива , говорят только представители потомков низкого ранга. Причина, по мнению тарианцев, заключается в том, что, как только они поселились вдоль Уаупе, мужчины большинства семей женились на женщинах ванано и тукано , и их дети росли, говоря на языке своей матери. Почти все тарианцы могут говорить на тукано , лингва-франка народа уупе. [ 3 ] В 1996 году в Колумбии не было носителей языка тариана, а в Бразилии - всего 100 человек. [ 1 ]
Расположение
[ редактировать ]По данным на 2010 год DAI/AMTB, численность населения составляла 1914 человек в Бразилии и 205 человек в Колумбии. [ 1 ] По состоянию на 2014 год Сиаси / Сесай сообщил, что в Амазонасе проживало 2684 тарианца. [ 4 ] Территории коренных народов Бразилии с населением Тариана включают Альто-Рио-Негро , Медио-Риу-Негро I , Медио-Риу-Негро II , Балайо и Куэ-Куэ/Марабитанас . В Колумбии народ тариана проживает на реке Ваупес и в нижнем течении реки Папури. [ 1 ]
0 ° 36'30 "N 69 ° 11'40" W / 0,608233 ° N 69,194497 ° W
Наибольшее количество тарианцев проживает в среднем и верхнем течении реки Уупес. Наибольшая концентрация наблюдается в общинах в деревне Иауарете и вокруг нее , население которой в 2004 году оценивалось примерно в 1300 жителей Тарианы. К ним относятся старые районы Сан-Мигель, Дон-Боско, Санта-Мария и Сан-Педро в деревне, Кампо-Альто ниже Иауарете на реке Уупес, Итайасу и Мирити выше Иауарете на реке Уупес, а также Жапура, Аракапа и Сабиа на правом берегу реки Река Папури у ее устья. [ 4 ]
находятся сообщества Тукано , Арапасо и Пира-Тапуйя Между этой основной концентрацией Тарианы и двумя другими концентрациями: Санта-Розой и Перикито, расположенными выше по течению Уаупеса, и Ипаноре, Урубуквара, Пиу-Пину и Нова-Эсперанса, расположенными ниже по течению, . Есть также неизвестное количество тарианцев, живущих в других общинах или городских центрах Рио -Негру, таких как города Сан-Габриэль-да-Кашуэйра , Санта-Исабель и Барселуш . [ 4 ]
Традиции
[ редактировать ]Тарианы традиционно отцовские, экзогамные и патрилокальные. То есть родословная прослеживается по линии отца, женятся на женщинах разных национальностей, а жена приходит жить в общину мужа. Женщины Тарианы могут выходить замуж за мужчин из групп Тукано или Пиратапуйо. В социальной иерархии существует наследственный статус, включающий вождей, специалистов по танцам и украшениям, шаманов и крепостных. [ 1 ]
Этнические группы реки Уупес принимают взгляд тарианцев на себя как на «бипо дироа маси» (дети крови грома). [ 2 ] Традиция Тарианы гласит, что они возникли вокруг водопада Уапуи в верховьях реки Айари , притока реки Исана , от которой до верховий Уаупе можно добраться по суше. Мифология описывает различные места, где они останавливались и где устанавливалась иерархия между предками разных сибсов экзогамной « этнической принадлежности Тариана». [ 5 ] Осколки тарианской керамики, найденные в Джурупари, датируются 600 лет назад. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Ранние европейские контакты
[ редактировать ]Францисканские миссионеры на реке Уупес обнаружили большое количество тариан в городе Ипаноре. [ 5 ] Верхний регион Рио-Негро был опустошен оспой в 1740 году, а затем корью в 1749 и 1763 годах. Индейцев региона эксплуатировали регаты (торговцы), которые заставляли их работать бесплатно. [ 1 ] В середине 19 века губернатор недавно образованной провинции Амазонас инициировал программу «цивилизации и катехизации» индейцев в верхней части долины Рио-Негро. Капуцин крестил 700 индейцев и построил часовни в 24 деревнях на реках Уаупес и Исана . [ 1 ]
С помощью пяти вождей Тукано и Тариана капуцины основали десять поселений на берегу реки и использовали силу и обещанные инструменты, чтобы побудить индейцев переехать к ним и работать на правительство. Некоторых забрали на работу в Манаус , а детей поместили в детские дома. [ 1 ] В 1857 году военные силы атаковали несколько деревень Тарианы. Пророческие движения второй половины XIX века обещали погасить долги народа и отпустить его грехи. [ 1 ] Трое францисканских миссионеров были изгнаны Тарианой в 1883 году после того, как они выставили на церковной кафедре маску Джурупари, которую женщинам не разрешалось видеть, поскольку она использовалась в обрядах посвящения мужчин. [ 5 ]
Салезианские миссии
[ редактировать ]
В первые десятилетия 20 в. на Уупе были созданы салезианские миссии, миссионеры стали местными представителями государства. Им было предоставлено достаточно средств для обращения и «цивилизации» коренного населения, и они смогли уменьшить злоупотребления со стороны бразильских и колумбийских торговцев на реке. [ 5 ] Когда Курт Нимуэндажу посетил реку в 1927 году, он обнаружил, что Иауарете уже был главным центром народа Тариана с 479 жителями на 2-километровом (1,2 мили) участке реки. Он отметил, что миссионеры нетерпимы к традиционной тарианской культуре. Рядом с местом слияния рек Папури и Уаупес находился колумбийский таможенный пост, что в отсутствие бразильских властей приводило к злоупотреблениям со стороны колумбийских торговцев. По рекомендации Нимуэндажу станция SPI (Serviço de Proteção aos Índios: Служба защиты индейцев) была создана на правом (западном) берегу Уаупе напротив салезианской миссии на левом (восточном) берегу ниже места, где Папури впадает в Уаупе. [ 5 ]
Первая миссионерская школа-интернат была основана в мае 1930 года, в ней обучались три миссионера и 15 студентов. Начались работы по строительству жилья для мальчиков и девочек, церкви, больницы, жилых помещений, лесопилки и гончарной мастерской с использованием местной рабочей силы. К концу 1930-х годов там был гораздо больший штат миссионеров и жилье для 250 студентов из числа коренного населения. Были плантации и ранчо, но школы во многом зависели от вкладов родителей в размере около 25 килограммов (55 фунтов) муки на ученика в год. К 1950 году в миссии насчитывалось 40 сотрудников, большинство из которых были выпускниками школ-интернатов, крупнейшего салезианского заведения в регионе Рио-Негро. [ 5 ]
Миссионеры потребовали, чтобы для принятия причастия индейцы и участия в торговле отказались от своих церемониальных предметов и переселились из своих традиционных малока в отдельные дома, сгруппированные вокруг часовни. Это произошло постепенно. Некоторые студенты-миссионеры уехали в Колумбию, чтобы работать на каучуковых плантациях этой страны, используя свое образование для переговоров об условиях труда. Пост SPI, судя по всему, закрылся в 1932 году, вновь открылся в 1943 году вместе с телеграфной станцией и снова закрылся в 1952 году. Между агентами SPI и миссионерами существовала постоянная напряженность, обвинявшая SPI в поощрении «аморальных» традиционных практик. В течение девяти лет салезианцы организовывали большое количество индийцев для строительства взлетно-посадочной полосы, которая открылась в 1958 году. С этого момента ВВС Бразилии . миссию поддерживали [ 5 ]
Экономические изменения
[ редактировать ]После конца 1960-х годов колумбийские каучуковые плантации закрылись, и индейцы больше не находили там работы. С начала 1970-х годов город Сан-Габриэль-да-Кашуэйра, находящийся в двух неделях пути вниз по реке на каноэ, начал расширяться благодаря инвестициям в рамках Плана национальной интеграции (ПИН). Некоторые из тарианцев перебрались туда в поисках работы на стройке или строительстве новой дороги, соединяющей город с военным постом Кукуи на границе с Венесуэлой, который был заброшен несколько лет спустя. В Иауарете салезианцы продолжали контролировать экономику, но система образования превратилась из модели школы-интерната с упором на такие ремесла, как столярное дело и пошив одежды, в модель дневной школы со стандартной бразильской учебной программой. Школы-интернаты окончательно закрылись в 1988 году. [ 5 ]
В 1976 году Funrural открыла филиал в Яуарете и начала выплачивать сельские пенсии людям старше 65 лет. Старая должность SPI была вновь открыта Fundação Nacional do Índio (Национальный индейский фонд, FUNAI), реализуя «План Альто-Рио-Негро» по улучшению здравоохранения и сельского хозяйства и предоставлению индийцам экономических альтернатив миссионерским предприятиям. Первый кооператив коренных народов был основан в 1978 году, и, хотя он потерпел неудачу, независимая коммерческая деятельность стабильно росла. Новые жители начали переезжать в Иауарете, часто родственники Тарианы. В 1980-х годах некоторые мужчины стали заниматься добычей полезных ископаемых, перевозкой товаров для продажи шахтерам или работать на колумбийских торговцев наркотиками, но эта работа оказалась недолговечной. [ 5 ]
Колония против территории коренных народов
[ редактировать ]С ростом населения рек Папури и Верхний Уупес на границе Бразилии и Колумбии этот регион стал рассматриваться как важный с точки зрения национальной безопасности. Первая специальная пограничная эскадрилья (1-я PEF) была дислоцирована в Яуарете в 1988–89 годах. Примерно в то же время создаются первые организации коренных народов, требующие большей автономии. Были предприняты шаги по колонизации северной границы Амазонки в рамках проекта Совета военной безопасности Калья Норте, и началось обсуждение создания «колонии коренных народов» в Иауарете. Несмотря на оговорки лидеров коренных народов по поводу проекта Калья-Норте в верхнем регионе Рио-Негро, в 1987–88 годах была официально создана мозаика из «Колоний коренных народов» и «Национальных лесов». Территории, отведенные индейцам, были сокращены и созданы другие территориальные единицы, где можно было разрабатывать природные и минеральные ресурсы. Миссионеры, долгое время выступавшие за «цивилизацию» индейцев, теперь начали переходить к поддержке прав коренных народов, выступая против проекта Калья-Норте. [ 5 ]
На встрече в Таракуа в июне 1988 года индейцам уаупе и тикье сказали, что, если они согласятся, что будут «аккультурированы», их территория станет колонией, и они получат медицинское обслуживание, образование и экономические льготы. Тариана Иауарете приняла этот аргумент, но общины тарианцев, расположенные ниже по течению, были обеспокоены тем, что в колонии они будут эксплуатироваться шахтерами и лесорубами, которые войдут в регион. После того, как ряд постановлений создал в регионе колонии коренных народов и национальные леса, сторонники колониальной модели были деморализованы, поскольку обещанные выгоды не были предоставлены. Были сформированы новые организации коренных народов, выступающие за большую автономию. Спор между различными группами был разрешен в середине 1990-х годов, когда федеральное правительство признало более 11 000 000 гектаров (27 000 000 акров) территорий коренных народов в регионе. [ 5 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Филлипс .
- ^ Jump up to: а б Тариана – ISA , Введение.
- ^ Тариана – ISA , Язык.
- ^ Jump up to: а б с Тариана – ISA , Местоположение и население.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Тариана – ISA , История.
Источники
[ редактировать ]- Филлипс, Дэвид Дж., Тариана - Талиасери (на португальском языке), Коренные народы Бразилии , получено 0 марта 2017 г.
- Тариана (на португальском языке), ISA: Instituto Socioambiental , получено 3 марта 2017 г.