Караджа
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на португальском языке . (Май 2014 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
![]() Головной убор из перьев Караха из Мату-Гросу, Музей естественной истории Ла-Рошели. | |
Общая численность населения | |
---|---|
2,500-3,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Карайский язык | |
Религия | |
традиционная племенная религия [ нужны разъяснения ] |
Караджа в , также известная как ини , является коренным племенем, проживающим Бразилии . [ 1 ]
Территория
[ редактировать ]Народ Караджа проживает на территории протяженностью 180 миль в центральной Бразилии. [ 2 ] в штатах Гояс , Мату-Гросу , Пара и Токантинс . В настоящее время они проживают в 29 деревнях в долине реки Арагуайя , вблизи озер и притоков рек Арагуайя и Яваэс, а также Илья-ду-Бананал . [ 1 ]
Население
[ редактировать ]Ранее в 20 веке Караджа проживало 45 000 человек. В 1999 году Караджа насчитывалось 2500–3000 человек. [ 1 ] [ 2 ] Сегодня их численность составляет около 3200–3700 человек, и все они проживают в 20 различных деревнях (Instituto Socioambiental, 2016; Museu do Índio, 2016).
История
[ редактировать ]В 1673 году племя впервые столкнулось с европейскими исследователями. [ 1 ] Караджа впервые столкнулись с европейцами в результате двух взаимодействий: одного с миссионерами-иезуитами еще в 1658 году (Рибейро, 2012; Museu do Índio, 2016), а второго — с группами бандейрантес на протяжении 1600-х годов (Рибейро 2012). Эти бандейрантес были исследователями, в основном из Сан-Паулу, которые отправлялись на поиски золота и рабов. Исследуя внутренние районы Бразилии, они столкнулись с караджа и применили насилие, чтобы противостоять им и контролировать их (Ribeiro, 2012; Museu do Índio, 2016). В 1811 году Португальская империя , базирующаяся в то время в Рио-де-Жанейро , вела войну против караджа и соседних племен. Караха и Ксаванте в ответ разрушили президиум Санта-Мария-ду-Арагия в 1812 году. [ 3 ] Совсем недавно к карахам возобновился интерес к районам к западу от реки Арагуайя (Рибейро, 2012), известный как «Марш на Запад». В этот период этот район привлекал антропологов, губернаторов и президентов республики (Рибейро, 2012; Instituto Socioambiental, 2016). В середине 20-го века племя находилось под надзором федерального индейского бюро Бразилии, Serviço de Proteção aos Índios или SPI. [ 4 ]
В 1980-х и 1990-х годах лидер общины Караджа Иджарури Караджа проводил кампанию за лучшее образование, земельные права и возможности трудоустройства для племени. Караджа также провел в племя электричество и телекоммуникации в 1997 году. [ 2 ]
Эти контакты с посторонними привели к культурному обмену до такой степени, что многие ини теперь интегрировались в бразильское общество, доминируя в португальском языке и работая на официальных правительственных должностях (Museu do Índio, 2016). Язык караджа является одним из аспектов культуры ини, где этот обмен заметен. У ини по сей день есть заимствованные слова, взятые из Língua Geral (Рибейро, 2012). Это был гибридный язык европейского португальского языка и родных языков, который облегчал общение между этими двумя группами. Кроме того, у ини есть набор заимствованных слов из других коренных общин из-за неоднократных контактов с такими группами, как тапирапе и каяпо (Рибейро, 2012).
Язык
[ редактировать ]Они говорят на языке караджа , который является частью языковой семьи макро-дже . [ 1 ] Было высказано предположение, что он является частью этой семьи еще в 1886 году, но оставался неклассифицированным языком на протяжении большей части 20-го века примерно до 1967 года (Рибейро, 2012, стр. 268). Язык имеет четыре диалекта: Северный Караджа, Южный Караджа, Яваэ и Хамбиоа. Внутри этих диалектов существуют различия в речи мужчин и женщин (Ribeiro, 2012; Insituto Socioambiental, 2016). Язык караджа, как правило, является первым языком, на котором говорят дети, что указывает на то, что большинство (если не все) людей свободно говорят на этом языке (Museu do Índio, 2016).
Экономика
[ редактировать ]Хотя они известны как одно из беднейших племен Бразилии, [ 2 ] они самодостаточны. Их средства к существованию основаны на сельском хозяйстве и ремесленном труде. Культуры разнообразны и включают бананы, фасоль, маниок, кукурузу, арахис, картофель, арбузы и ямс. Рыбалка также очень важна, как и охота. Керамические куклы обычно производятся на экспорт. [ 1 ]
Культура и искусство
[ редактировать ]Караджа — очень мобильный народ. Семьи часто строят временные рыбацкие лагеря. В засушливый сезон в племени проводятся фестивали. В сезон дождей семьи переезжают в деревни, расположенные на возвышенностях. В сельском хозяйстве применяются подсечно - огневые методы. Мужчины управляют групповым принятием решений и переговорами с внешними группами, такими как НПО . [ 1 ]
Роспись тела по-прежнему процветает как искусство в Карадже: женщины, специализирующиеся на этом виде искусства, используют краски, изготовленные из сока генипап , древесного угля и красителя аннато . Корзины плетут и женщины, и мужчины, а керамику создают только женщины. Караджа преуспевает в работе с перьями. [ 1 ]
-
Тележка арт-крышка "Варабаху" МХНТ
-
Тележка арт-крышка "Тарирана" МХНТ
-
"Орана" - Терка Маниока МХНТ
-
"Холуа" - Вертикальная губная серьга МХНТ
-
Гребень «Сихо» MHNT
-
Булава "Ототэ" МХНТ
-
Погребальный столб "итчео"
-
Керамическая статуэтка МХНТ
-
женщина с кайманом — MHNT
Исследовать
[ редактировать ]В отношении караха был проведен ряд исследований (Fortune & Fortune, 1963; Viana, 1995), например, тщательная и подробная описательная грамматика, предоставленная Эдуардо Риваилом Рибейро на факультете лингвистики Чикагского университета (2012). Эта описательная грамматика, предоставленная Рибейро, фокусируется на фонологических и морфологических характеристиках языка караджа. В фонологическом контексте Рибейро пишет о языковых характеристиках, таких как модели слогов, расположение ударений, инвентарь и согласные, среди прочего. Что касается морфологии, Рибейро фокусируется, среди прочего, на словообразовании, глаголах и существительных. Кроме того, одним из интересных направлений этой описательной грамматики является разница в речи между мужчинами и женщинами (Рибейро, 2012). В конечном счете, это не существенное различие в стилях речи, а небольшое, как, например, включение буквы «к» в некоторые слова женской формы речи. Дополнительные исследования Караджа включают исследование Маркуса Майи (2010), который рассматривает различные аспекты грамматики Караджа, включая вопросительные конструкции, доказательства, иерархию и дополняющие средства, а также исследование Фулопа и Уоррена (2014), в котором основное внимание уделяется наличию продвинутых грамматик Караджа. корень языка в голосовой системе Караджа.
Museo do Índio реализовал проект документации по культуре и языку караджа, координируемый Кристианой Оливейрой через ProDocLín (2016). Целью проекта было увеличение и оцифровка данных о языке и культуре караджа. Кроме того, целью проекта было создание материалов, которые можно будет использовать в будущем для сохранения и поощрения сохранности языка (например, энциклопедического словаря). Участники проекта работали с членами сообщества, чтобы научить их методам использования различных средств массовой информации и оборудования, которые помогут им достичь цели сохранения своего языка и культуры (Museu do Índio, 2016). Помимо языковой документации, дополнительные этнографические исследования включают работу Сокорро Пиментеля да Силва (2014), в которой рассматриваются негативные последствия португальского языка в культуре Караха, такие как языковая угроза, и работа Маркуса Майя (2001), в которой также рассматривается двуязычие внутри Караджа, но через призму образовательной системы, существующей в общинах Караджа.
См. также
[ редактировать ]- Уайка , охотник из легенды Караджи
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Индейцы Караджа. Архивировано 20 марта 2006 г. в Wayback Machine Hands Round the World. (получено 10 сентября 2009 г.)
- ^ Jump up to: а б с д Бакли, Стивен. «Старое племя, Новый Свет: бразильские индейцы ищут собственный образ современной жизни». Вашингтон Пост. 19 декабря 1999 г. (получено 10 сентября 2009 г.)
- ^ Гарфилд 5
- ^ Гарфилд 23
Ссылки
[ редактировать ]- Гарфилд, Сет. Борьба коренных народов в самом сердце Бразилии: государственная политика, расширение границ и индейцы Ксаванте, 1937–1988 гг. Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка, 2001. ISBN 978-0-8223-2665-6 .
- Форчун, Дэвид и Форчун, Гретхен (1963). Фонемы карайского языка (рукопись). Рио-де-Жанейро: Лингвистический архив Национального музея.
- Фулоп, Шон А. и Рон Уоррен. (2014). Акустический анализ продвинутого корня языка в гармонии в Карахе. Журнал Акустического общества Америки. 135, 2292.
- из Сокорро Пиментель да Силва. (2004). Феномен двуязычия в карайском обществе и в школьном процессе. Языки американских индейцев. 4.стр. 121.
- Социально-экологический институт (2016). Караджа. Получено с https://pib.socioambiental.org/en/povo/karaja.
- Майя, Маркус. (2001). Представительства Karajá Education. Образование и общество. 22(75). стр. 149–173.
- Майя, Маркус. (2010). Структура КП в Карае. В «Информационной структуре языков коренных народов Америки: синтаксические подходы» (стр. 171–190). Берлин/Нью-Йорк: Де Грюйер Мутон.
- Индийский музей (2016). Караджа/Ини. Получено с http://prodoclin.museudoindio.gov.br/index.php/etnias/karaja.
- Рибейро, Эдуардо (2012). Грамматика Караджи. Чикагский университет, Чикаго. Индийский музей (2016). Караджа/Ини. Получено с http://prodoclin.museudoindio.gov.br/index.php/etnias/karaja.
- Виана, Адриана (1995). Выражение атрибута на языке караджа. Бразилиа: Университет Бразилиа.
