Люди местности
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | |
Общая численность населения | |
---|---|
26,065 (2014) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Португальский , Терена , Знак Терены , ВЕСЫ |
— Народ терена коренное Бразилии население , которое первоначально населяло северо-восточный регион парагвайского Чако к западу от реки Парагвай в середине девятнадцатого века. Однако в настоящее время они проживают в основном в муниципалитетах Акидауана и Миранда в бразильском штате Мату-Гросу-ду-Сул , а также в Мату-Гросу и Сан-Паулу . [ 1 ] Этот регион обычно называют регионом Акидауана-Миранда и географически расположен между 20 ° и 22 ° южной широты и 54 ° и 58 ° западной долготы. [ 2 ] Народ Терена проживает во многих районах проживания коренных народов, включая примерно двадцать девять деревень. В результате конфликта с колониальными державами народ терена постепенно мигрировал на свою территорию в Бразилии, где и остается по сей день. Терена — одна из четырех подгрупп гуана, которые переселились вместе с Экзоалади, Лайаной и Кинкинау.
История
[ редактировать ]Парагвайская война
[ редактировать ]В 1864 году началась Парагвайская война , в которой Парагвай выступил против Тройственного союза, состоящего из Бразильской империи , Уругвая и Аргентины . Этот конфликт оказал существенное влияние на коренные народы современного Мату-Гросу-ду-Сул . Известно, что народ Терена воевал совместно с бразильскими вооруженными силами в конце 1860-х годов и понес значительные потери и нападения на свои территории со стороны вражеских войск. [ 3 ] Война привела к значительному разрушению земель в районе рек Миранда и Акидауана , в результате чего местное коренное население, в том числе терена, рассеялось. [ 4 ] Будучи жителями этого региона, терены бежали в близлежащие, густо засаженные деревьями районы до официального установления их сухопутных границ в начале двадцатого века.
Последствия войны: «Время рабства»
[ редактировать ]В конце войны в 1870 году предыдущие земельные владения и деревенские территории Терены были быстро переданы в собственность бывшим военнослужащим Бразилии и другим влиятельным правительственным деятелям, имевшим политическое влияние после войны. В результате возник конфликт между тереной, другими подгруппами гуана и новыми жителями их земель. [ 5 ] Эти коренные народы рисковали вернуться на свои прежние территории, но столкнулись с новыми жителями, которые требовали местной рабочей силы в обмен на разрешение им жить там. Терена называет это «временем рабства». [ 6 ]
Земельное учреждение
[ редактировать ]В рамках создания Службы защиты индейцев (SPI) в 1910 году штат Мату-Гросу запросил официальные заповедники коренных народов Терена. Два из них, Качойринья и Таунай, были предоставлены правительством штата. По этому соглашению жители Терены были помещены в систему, подобную резервации . [ 7 ] В этой системе Терене было выделено около 2000 гектаров земли , что меньше, чем их первоначальные 17 000 гектаров земли в регионе. [ 8 ] была внесена поправка В 1988 году в Конституцию Бразилии , в которой содержалось новое заявление о том, что в течение 5 лет с момента принятия этого положения традиционные земли предков будут возвращены группам коренного населения Бразилии. [ 9 ] Однако в настоящее время напряженность возросла, поскольку многие земли еще не возвращены.
Инцидент на ферме Бурити
[ редактировать ]Инцидент на ферме Бурити стал свидетельством растущей напряженности в правах на землю среди коренного населения Бразилии, особенно в отношении народа терена. Хотя ожесточенные земельные споры между представителями коренного населения и силами правительства штата не являются чем-то необычным в Бразилии, [ 10 ] В этом инциденте Терена оказалась силой, с которой нужно считаться.
15 мая 2013 года группа из сотен жителей терены переехала, чтобы вновь занять участок земли, который сейчас принадлежит местному политику и владельцу ранчо, который, по их мнению, является частью территории их предков. В 2010 году терена сказали, что они получат 42 000 акров, которые их деревня сможет использовать в качестве сельскохозяйственных угодий, однако, когда судебный процесс был остановлен, они посчитали эту землю своим родовым домом и вновь заняли ее. [ 11 ] В конце мая владелец фермы подал в суд постановление о принудительном выселении жителей Терены. [ 12 ] После двух недель оккупации и решения суда жители Терены были насильственно выселены местной полицией 30 мая, когда ранним утром раздалась стрельба.
Один из членов Терены, 35-летний Осиэль Габриэль, первоначально был убит выстрелом при невыясненных обстоятельствах. Инцидент привлек внимание всей страны, поскольку считалось, что он был застрелен пистолетейросами, боевиками или убийцами, тайно нанятыми владельцами ферм в попытках избавить сельскохозяйственные угодья от коренных народов. [ 13 ] Это демонстрирует растущую напряженность между фермерами и коренными народами в Бразилии, где племена в местных заповедниках заявляют, что фермеры продолжают не уважать установленные юридические границы. [ 14 ] Однако выяснилось, что Габриэль на самом деле был застрелен полицейскими в форме во время выселения, а еще трое человек также получили серьезные ранения. [ 15 ]
Демография
[ редактировать ]За последние три столетия терена пережила заметные демографические сдвиги. Среди коренных народов Бразилии терена — одна из немногих, численность населения которой действительно выросла. Когда они мигрировали на территорию Бразилии в середине 1840-х годов, популяция Терены насчитывала примерно 3000 особей. [ 16 ] Столетие спустя, в 1950 году, их насчитывалось 3800 человек. Данные [ нужны разъяснения ] отмечает, что 30 лет спустя, в 1980-х, их насчитывалось 12 000. С демографической точки зрения, до середины 20-го века большую часть причин смерти составляли инфекционные заболевания, а именно туберкулез .
Общество и образ жизни
[ редактировать ]Терена в основном представляют собой общество, ориентированное на сельское хозяйство, в котором преобладают профессии, связанные с агролесомелиорацией . Гостеприимство по отношению друг к другу — центральная ценность, интегрированная в ткань жизненной системы Терены. Они называют тех, кто чужд их обществу, « iningone » или «тех, кто ест из одного и того же блюда». [ 17 ] Это разговорное понятие является примером их гостеприимства и врожденной доброты ко всем как культурной ценности и образа жизни.
Сельское хозяйство
[ редактировать ]С точки зрения средств к существованию, Терена уже давно является обществом, ориентированным на сельское хозяйство. [ 18 ] Основные традиционные культуры включают маниоку , рис , фасоль , кукурузу , картофель и сахарный тростник . И мужчины, и женщины исторически считались в обществе собирателями пищи, и эта традиция сохраняется и по сей день. Собираемая ими еда не только служит пропитанием самих терен, но и является источником экономической прибыли. Терена продают излишки урожая в центре Мату-Гросу-ду-Сул . Жители Терены почти ежедневно могут добраться до него на поезде.
Помимо сбора урожая, важной особенностью фермерских угодий Терены стало разведение крупного рогатого скота. [ 19 ] Однако, учитывая земельную ограниченность заповедников, отмечается, что скотоводство также стало источником внутренних конфликтов среди терен. На фермах и домохозяйствах Терены также присутствует другой домашний скот, в том числе куры и свиньи.
Крафт
[ редактировать ]Терена также занимается традиционным ремеслом, а именно гончарным делом и прядением хлопка для изготовления таких изделий, как ремни, гамаки и т. д. [ 20 ] Гончарное дело по-прежнему остается одним из основных ремесел в современной культуре, и многие люди Терены создают керамику для себя и на продажу.
Брак и отношения
[ редактировать ]Исторически сложилось так, что браки и романтические отношения между теми, кто являются прямыми кровными родственниками или «кровнородственными » родственниками, среди терен не допускаются. [ 21 ] Поскольку их культура постоянно находилась под влиянием христианства и христианских принципов, моногамия стала типичной природой брака среди терен. [ 22 ] Кроме того, родители по материнской линии или родители невесты контролируют большую часть процесса выбора партнера или жениха. Кроме того, общество Терена является патрилокальным . [ 23 ] Это означает, что среди Терена в обществе существует стандарт, согласно которому молодые супружеские пары после свадьбы переезжают жить в дом отца мужа. Обычно это длится первые пару лет брака, пока молодожены не рожают детей, после чего они обустраивают новое место жительства.
Язык и диалект
[ редактировать ]Язык народа терена принадлежит к семье араваков и, как сообщается, Мбайя-Гуайкуру также включает в себя элементы семьи . Лингвистические исследования, посвященные подсектору Боливия-Парана, обнаружили самую высокую степень языкового сходства между языками Терена, Моденьо и Паунака , чем между другими языками в их подгруппе. [ 24 ] Ученые описывают семью Аваракан как языковую «матрицу», коренную для регионов Южной Америки, охватывающую территорию Терены в Бразилии. Этимология глубоко интегрирована в родственные отношения среди терен, что отражается в структурировании семейных слов и терминологии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Терена — коренные народы Бразилии» . pib.socioambiental.org . Проверено 10 декабря 2023 г.
- ^ «Мировые культуры eHRAF» . ehrafworldculturals.yale.edu . Проверено 10 декабря 2023 г.
- ^ «Терена | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 10 декабря 2023 г.
- ^ «Терена — коренные народы Бразилии» . pib.socioambiental.org . Проверено 10 декабря 2023 г.
- ^ «Терена — коренные народы Бразилии» . pib.socioambiental.org . Проверено 10 декабря 2023 г.
- ^ «Терена — коренные народы Бразилии» . pib.socioambiental.org . Проверено 10 декабря 2023 г.
- ^ Ольберг, Калерво (1948). «Терена общественная организация и право» . Американский антрополог . 50 (2): 283–291. дои : 10.1525/aa.1948.50.2.02a00080 .
- ^ Гарсиа-Наварро, Лулу (22 июня 2013 г.). «Бразильские индейцы отвоевывают землю, ссылаясь на обещания и применяя силу» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР .
- ^ Лессер, Мадлен (8 октября 2014 г.). «КОРЕННЫЙ ПРОФИЛЬ: ПЛЕМЯ ТЕРЕНА, БРАЗИЛИЯ» . Фонд тропических лесов .
- ^ Бевинс, Винсент (2 октября 2013 г.). «Права собственности в Бразилии: племена и фермеры сражаются насмерть» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 10 декабря 2023 г.
- ^ Бевинс, Винсент (2 октября 2013 г.). «Права собственности в Бразилии: племена и фермеры сражаются насмерть» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 10 декабря 2023 г.
- ^ Бевинс, Винсент (2 октября 2013 г.). «Права собственности в Бразилии: племена и фермеры сражаются насмерть» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 10 декабря 2023 г.
- ^ Бевинс, Винсент (2 октября 2013 г.). «Права собственности в Бразилии: племена и фермеры сражаются насмерть» . Лос-Анджелес Таймс .
- ^ Бевинс, Винсент (2 октября 2013 г.). «Права собственности в Бразилии: племена и фермеры сражаются насмерть» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 10 декабря 2023 г.
- ^ «Бразильский индеец погиб в результате полицейского рейда» . Новости Би-би-си . 30 мая 2013 г. Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ «Терена – Краткое содержание» . eHRAF Мировые культуры .
- ^ «Терена, сельское хозяйство и жизненная система. Речь и не только» . Сьело Бразилия .
- ^ Масиэль, Хасемар Де Кампос; Суриан, Алессио; Шаффнер, Эстела Брахимллари; Тараскони, Бибейн Феррейра; Антонио, Леосмар (сентябрь 2019 г.). «Терена, сельское хозяйство и жизненная система. Речь и не только» . Взаимодействие . 20 (3): 861–877. doi : 10.20435/inter.v20i3.2159 – через ResearchGate.
- ^ «Терена — коренные народы Бразилии» . pib.socioambiental.org . Проверено 10 декабря 2023 г.
- ^ «Терена» . Энциклопедия .
- ^ Оливейра, Роберто Кардосо де; Кицман (1961). «Брак и племенная солидарность Терена: очерк структурного анализа» . Американские коренные народы : 233–252 – через мировые культуры.
- ^ Оберг, Кальверо (1949). «Терена и Кадувео южного Мату-Гросу, Бразилия» (PDF) . Смитсоновский институт социальной антропологии (9).
- ^ «Терена — коренные народы Бразилии» . pib.socioambiental.org . Проверено 10 декабря 2023 г.
- ^ Карвальо, Фернандо О. (2018). " "Терена (Аравакан) -eúko 'дядя' и -ôко 'тетя': этимология и терминологическая загадка родства" " . Журнал языковых отношений . 16 (1–2): 79–92. doi : 10.31826/jlr-2018-161-208 – через Де Грютера.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]