Мне это нравится
![]() Люди апиака, картина Геркулеса Флоренции | |
Общая численность населения | |
---|---|
850 (2014) [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ![]() ![]() | |
Языки | |
Апиака , португальский [ 2 ] | |
Религия | |
традиционная племенная религия [ 1 ] |
Апиака . , или Апиака , коренные жители Бразилии живущие в северной части Мату-Гросу , недалеко от границы с Пара , [ 2 ] Они говорят на языке апиака, который является подгруппой языков тупи-гуарани, хотя многие сегодня говорят по-португальски. До 19 века апиака были воинственным племенем с преимущественно сельскохозяйственной культурой. Примерно в середине 19 века их численность начала сокращаться. Это снижение совпало с контактом европейских поселенцев в Бразилию. [ 3 ] Хотя они считаются вымершими, сегодня их численность увеличивается. В 2001 году насчитывалось всего 192 апиака. [ 2 ] По состоянию на 2009 год здесь проживает тысяча человек апиака. [ 1 ]
Язык
[ редактировать ]Язык апиака принадлежит к VI подгруппе языков тупи-гуарани . После контакта с необразильцами язык апиака изменился за счет сочетания элементов Lingua Geral, торгового жаргона на основе тупи. Сегодня более широко распространен португальский язык или мундуруку, в отличие от языка апиака, хотя эти люди всегда были известны под названием «апиака». [ 4 ] Сегодня только четыре человека в возрасте старше 50 лет говорят и понимают язык апиака, один человек говорит на этом языке полностью, двое других обладают меньшим уровнем владения, а четвертый еще предстоит тщательно оценить. Таким образом, язык находится под серьезной угрозой исчезновения. [ 5 ]
Все апиаки говорят по-португальски, а те, кто состоит в браке с представителями племен Мундуруку и Кайаби, свободно говорят на языке своего супруга или способны полностью его понимать. Хотя на языках и идиомах мундуруку и кайаби ежедневно говорят в деревнях Апиака, они, однако, ограничены домашним пространством и неформальными разговорами. В официальных беседах используется португальский язык, возникший в результате контактов с необразильцами и португальскими поселенцами. Хотя они не могут навязать свой собственный язык соседним народам мундуруку и кайаби, из-за такого небольшого числа из них, которые фактически говорят на языке апиака, апиаке удается препятствовать тому, чтобы языки этих народов стали официальными языками в их деревнях. . Это позволяет португальцам действовать как инструмент сопротивления, используемый апиаками, чтобы предотвратить их культурное поглощение племенами Мундуруку и Кайаби. [ 5 ]
Несмотря на языковую близость, апиаки не позволяют обучать кайаби в школах своих деревень: это связано с исторически плохими отношениями с этим племенем. Однако из-за лучших отношений апиака с народом мундуруку они позволяют учителям мундуруку проводить уроки на их родном языке. В течение многих лет апиака пытались возродить свой язык через школы в своих деревнях, но пока безуспешно. В последние годы была выдвинута инициатива по созданию книги, известной как «Слово апиаки», для каталогизации языка. [ 5 ]
Имя
[ редактировать ]Они также известны как люди апиака или апиаке. [ 2 ] Говорят, что слово апиака произошло от слова тупи апиапа , что означает «люди» или «человек». Вопреки этому происхождению, «лидеры Апиаки объясняют, что имя их народа относится к осе, которая при нападении преодолевает большие расстояния, чтобы отомстить агрессору чрезвычайно болезненным укусом». [ 5 ] Название народа апиака объясняет их веру в войну и воинственную позицию. [ 5 ]
Расположение
[ редактировать ]До 1848 года апиаки в основном обитали между левым берегом реки Аринос и правым берегом реки Хуруэна. Однако давление со стороны необразильцев заставило большую часть племени апиака мигрировать к реке Сан-Маноэль. Однако в начале-конце 1800-х годов Апиака исчезла из Сан-Маноэля. В 1895 году остатки 100 человек этого племени были найдены между Сальто-Сан-Симао и Сан-Флоренсио. [ 6 ] В настоящее время из-за растущего восстановления племени в штатах Мату-Гросу и Пара расположено 7 деревень. В число этих 7 деревень входят: Майроб, Фигейринья, Майрови, Бом Футуро, Виста-Алегри, Минокучу и Понтал. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Самые ранние записи об апиаках датируются 1791–1805 годами, хотя возможно, что эти индейцы могли столкнуться с европейцами уже в 1747 году. [ 4 ]
В начале 19 века племя апиака насчитывало около 16 000 человек. В 1812 году в одном поселении проживало около 500 человек, половина из которых были воины. [ 6 ] Когда-то они были большим племенем, пока каучуковый бум не захватил Амазонию. [ 1 ] Каучуковый бум также оттеснил и рассеял Апиаку с их исторической территории. [ 5 ] У Апиаки была сильная боевая культура. Они часто сражались со своими близлежащими конкурентами, такими как племя Тапаньюна, расположенное на правом берегу реки Аринос. Однако Апиака сражались не за материалы, а вместо этого, чтобы отомстить за прошлые конфликты. Имея от 200 до 300 воинов, каждый год они выходили на битву с другим племенем. Апиака также практиковала каннибализм в отношении своих пленников. [ 6 ] За время существования Апиаки их численность резко сократилась. Из-за создания «Collecteria estadol do Mato Grosso» в 1912 году многие были убиты, а 32 остались. Они были убиты в качестве компенсации за нападение, совершенное ими в офисе инкассатора. В 1916 году появились свидетельства того, что некоторые чернокожие люди ассимилировались в племя. [ 6 ]
В 1957 году два этнолога, проводившие исследование коренных народов Бразилии, ошибочно объявили апиаку вымершей. [ 7 ] Они выдвинули ряд возможных причин этого предполагаемого вымирания: эпидемии болезней, массовые убийства, вызванные сопротивлением колонизации, войны с соседними коренными народами и ассимиляция с другими группами коренных народов. Фактически, все это время племя все еще было живо, живя среди народов Кайаби и Мундуруку, но сохраняя многие аспекты своей собственной культуры. [ 1 ]
Культура и обычаи
[ редактировать ]Самые ранние записи о людях апиака предполагают, что они имели большие участки возделываемых полей и выращивали множество сельскохозяйственных культур. Собираемые культуры включают сладкую маниоку (маниоку), кара, ямс, арахис, сладкий картофель, кукурузу, фасоль, лимскую фасоль, тыкву, хлопок и, по состоянию на 1848 год, арбузы. Посадка и сбор урожая обычно были общинной деятельностью, хотя обычно выполнялись женщинами. Хотя в ранних источниках не упоминаются никакие домашние животные, к середине 19 века у апиаки появились свиньи, собаки, куры, утки и некоторые другие птицы. Они охотились на пекари, тапиров и капибар, а также использовали корзины, установленные на дне плотин в устьях ручьев, чтобы ловить рыбу. [ 8 ]
Поселения Апиака раньше располагались вдоль реки и обычно состояли из одного большого дома, окруженного поляной. Хижины имели прямоугольную форму и были покрыты соломенными крышами, а стены были сделаны из коры или пальмы. Внутри домов вдоль стен вешали хлопчатобумажные гамаки из грубой ткани или сетки. Большие каноэ из коры обеспечивали транспортировку по водным путям. Из полосок лианы плели корзины, подносы, сита и подставки для различной посуды, изготавливали керамические горшки, сковороды и посуду. Музыкальные инструменты также были частью их культуры: у них были барабаны, погремушки и бамбуковые трубы. Оружие и украшения были единственными формами частной собственности. Большую ценность имели железные инструменты, полученные от европейцев, хотя апиаки время от времени воровали их у европейцев. [ 8 ]
Каждая общинная хижина Апиака представляла собой поселение и имела по крайней мере одного вождя. Титул вождя передавался от отца к сыну или, при отсутствии наследника, к ближайшему родственнику. Вождь был уникален тем, что ему разрешалось иметь до трех жен, хотя обычно его власть осуществлялась «ненавязчиво». Однако во время войны и при столкновениях с иностранцами вождь пользовался большим авторитетом. Об этом свидетельствовали его отличительные украшения, в том числе большой белый воротник из ракушек, диадема из перьев и большой пояс из черных бус и человеческих зубов. После родов мать находилась взаперти всего один день, а дети воспитывались в атмосфере любви и ласки. Женщины делали татуировки мальчикам с помощью шипов, процесс завершался в возрасте 14 лет. В этом ритуале мальчикам наносили татуировку в виде прямоугольника вокруг рта, символизировавшего, что мальчик может есть человеческую плоть. Татуировки на лице состояли из отметин от каждого уха до носа, подбородка и рта, а рисунки на теле отображали военные и охотничьи достижения. После замужества женщинам делали татуировку в виде прямоугольника на подбородке с полосой, доходящей до ушей. За исключением вождя, апиаки были моногамны и вступали в брак в возрасте 14 лет. Развод был разрешен, при этом в этих случаях опека над детьми переходила к отцу. Мертвых хоронили в неглубоких могилах под гамаками в доме, а через год их кости эксгумировали и похоронили в первоначальной могиле. [ 8 ]
Апиака регулярно воевали и воевали со своими соседями, среди которых были намбикуара, паринтинтин, тапаньюна и другие, с целью отомстить за прежние проблемы. После сбора урожая отправлялись военные экспедиции от 200 до 300 воинов, но только в том случае, если шаманы предсказывали победу. Во время войны несколько деревень могли сотрудничать под руководством вождя, а каннибализм – поедание пленных и убитых в бою – практиковался со сложными церемониями еще в 1848 году. [ 8 ]
Религия
[ редактировать ]Апиаки верили в бога, создавшего небо и землю и выразившего свой гнев и недовольство в форме грома и молнии. Шаманов пользовались большим уважением, и они предсказывали будущее посредством транса и общения с духами. Больных лечили дунием на больного, рассасыванием пораженной части тела и омыванием больного в травяной ванне. [ 8 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Апиака: Введение». Социально-экологический институт: Коренные народы Бразилии. Проверено 28 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Апиака». Этнолог. 2009. Проверено 28 марта 2012 года.
- ^ Олсон, Джеймс (17 июня 1991 г.). Индейцы Центральной и Южной Америки: Этноисторический словарь . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Greenwood Press. п. 22. ISBN 0313263876 .
- ^ Jump up to: а б Словарь индейских племен Америки (2-е изд.). Ньюпорт-Бич, Калифорния: Компания American Indian Publishers Incorporated. 1993. ISBN 0937862282 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г ТЕМПЕСТА, Джована Акация. «Апиака» . Коренные народы Бразилии . Фани Панталеони Рикардо . Проверено 23 октября 2014 .
- ^ Jump up to: а б с д Справочник южноамериканских индейцев (3-е изд.). Типография правительства США. 1948. стр. 312–320.
- ^ Индейцы Бразилии в двадцатом веке . Институт межкультурных исследований. 1967. с. 87.
- ^ Jump up to: а б с д и Словарь индейских племен Америки (2-е изд.). Ньюпорт-Бич, Калифорния: Компания American Indian Publishers Incorporated. 1993. ISBN 0937862282 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Апиакой, на Викискладе?