согласованный
![]() | |
Общая численность населения | |
---|---|
178 (2014) [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ![]() | |
Языки | |
Аманайе (возможно, вымерший), португальский | |
Религия | |
Анимизм |
Траст ( Trust / Trust или Ararandeuara / Araradeua ) [ 2 ] Тупи-гуаранский народ, принадлежащий к самопровозглашению, коренной южноамериканской нации бразильского бассейна Амазонки . Жители северо-востока Бразилии, они живут между городами Белен и Бразилиа в штате Пара , недалеко от муниципалитета Сан-Домингуш-ду-Капим. Имя Аманайе предположительно означает «объединение людей» и также встречается в источниках как Манахо и Аманахо. Часть аманайе, возможно, взяла название Арарандеуара в честь игарапе (небольшого водного пути Амазонки), рядом с которым они живут. Оседлые земледельцы, охотники и собиратели, [ 3 ] они говорят на языке тупи и живут на реке Верхний Капим (между двумя водотоками, Арарандеуа и Сурубиджу), в штате Пара. [ 1 ]
История и контакты
[ редактировать ]Исторически аманайе также были известны как манайе, маназева, манахо, манаксо, аррандеурас и турива. Первоначально они прибыли из района реки Пиндаре в Мараньяне и, возможно, имели отношение к индейцам тембе . [ 4 ]
Именно у реки Пиндаре они сопротивлялись интеграции в деревни. Впервые с аманье связались в 1755 году, поскольку они старались избегать белых миссионеров, однако они заключили сделку с отцом Дэвидом Фэем, миссионером-иезуитом среди гуахахара деревни Сан-Франциско-ду-Карара. Фэю удалось убедить аманайе поселиться в деревне вместе с гуахахара, их традиционными врагами. Вскоре после этого часть группы двинулась к реке Альперкатас, на границе Мараньяна и Пиауи , поселившись недалеко от деревни Санту-Антониу .
В начале 19 века их население достигло примерно 300–400 человек, проживавших в деревнях вдоль реки Каджу . [ 1 ] Однако к 1815 году их осталось всего 20, смешанных с другими расами, причем большинство из них исчезло в составе метисов в 20 веке, хотя их современная культура не одобряет смешанные браки с метисами или другими индейцами. [ 4 ] В результате их популяция стремительно сокращается.
Считается, что в 1873 году аманайе убили деревенского миссионера Кандидо де Хереманс и бельгийского инженера, оказавшихся в этом районе. В результате возмездия против них часть группы скрылась возле игарапе Арарандеуа, где они избегали контактов с населением региона. По словам Нимуэндажу, эти аманайе начали называть себя Арарандеуара или Туривара, чтобы скрыть свою личность. [ 1 ]
В 1880 году аманайе якобы убили группу народов тембе и туривара , в результате чего президент провинции Пара предоставил «оружие и боеприпасы, чтобы эти ручные индейцы могли защитить себя от нападений аманайе». Считается, что после этого аманайе полностью отделились от тембе и туривары и перешли к реке Капим. [ 1 ]
Группа численностью до 66 человек осталась в 1999 году, хотя их число увеличилось до 195 в 2001 году, а затем снова сократилось до 134 по состоянию на 2010 год, а затем снова увеличилось к 2014 году до 178. [ 1 ] [ 5 ]
Образ жизни
[ редактировать ]Наряду с другими племенами тупи, аманайе практикуют подсечно-огневое земледелие и выращивают маниоку , хлопок и табак . [ 4 ]
Пространственное расположение домов Аманайе состоит из изолированных жилых домов, окруженных соответствующими росами (посадками), разбросанными по территории. Дома построены из «пау-а-пике» ( плетня и мазни ), с штукатуркой или без нее. Пространственная структура комнат варьируется от семьи к семье, но домашняя жизнь всегда сосредоточена на кухне, вокруг дровяной печи. Именно там собирается семья, а в гостиной развлекаются гости. Рядом с домом обычно находится Casa de Farinha (мукомольная мельница), которая также может быть местом, где могут собираться посетители и те, кто работает. Они часто перемещают деревни, когда их почва истощается, а также, возможно, чтобы избежать врагов. [ 1 ] [ 5 ]
Народ Аманайе состоит из нуклеарных семей, где женщины бегают и заботятся о доме, а мужчины занимаются внешними делами. Большинство женщин аманайе выходят замуж в возрасте от 15 до 18 лет. Обычно именно в этом возрасте у них впервые рождается ребенок. Вскармливание длится примерно год, хотя после второго месяца новорожденного начинают кормить каримой (прекрасной маниоковой мукой) и кройрой. Они часто перемещают деревни, когда их почва истощается, а также, возможно, чтобы избежать врагов. [ 1 ] [ 5 ]
Язык
[ редактировать ]Язык аманайе принадлежит к семье тупи-гуарани , классифицированной Арионом Родригесом в 1984 году, вместе с анамбе и туривара языками . Неизвестно, продолжают ли аманайе использовать свой родной язык, однако самые старые и некоторые из самых молодых членов племени все еще используют некоторые слова из своего родного языка в повседневной речи и интегрируют их с португальским. В целом они свободно говорят по-португальски. [ 1 ] [ 5 ]
Классификация языков
[ редактировать ]Тупиан
- Тупи-Гуарани
- Подгруппа VIII
- согласованный [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Народы аманайе в Бразилии
- ^ Народы Анамбе
- ^ Джон Маккензи: Народы, нации и культуры
- ^ Jump up to: а б с Индейцы Центральной и Южной Америки: Этноисторический словарь Джеймса Стюарта Олсона
- ^ Jump up to: а б с д Аманайе Народс
- ^ Этнолог
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Коренные народы Бразилии
- Работа Аманае. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , Национальный музей американских индейцев.