Люди Параканы
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Июль 2023 г. ) |

Народ Паракана — это группа из примерно 1300 человек, говорящих на языке тупи-гуарани , которые являются коренными жителями небольшого региона в Бразилии между Пакаха и Токантинс. Они практикуют подсечно-огневое земледелие с небольшим количеством посевов. Их основной урожай – горький маниок . Как и другие индейцы региона, они охотятся на крупных млекопитающих.
Культурные практики и история
[ редактировать ]К концу XIX века жители Параканы разделились на два отдельных популяционных блока: восточный и западный. Это произошло в результате захвата женщины во время рейда, что привело к ожесточенному конфликту. Восточный Параканан поселился в верховьях рек Пукуруи, Бакури и да Дирейта, в то время как Западный Параканан решил мигрировать на северо-запад, скорее всего, в районе рек Жакаре и Пакахазинью-Аратау. Эти два блока с тех пор стали очень разными типами групп с народом Паракана. Западная Паракана использовала кочевнические стратегии внутри лесов, поскольку они прекратили садоводство и усилили свою агрессию, а также свои отношения с другим населением региона. Между тем, жители Восточной Параканы оставались гораздо более оборонительными по своей природе и вели более оседлый образ жизни, сводя к минимуму свои контакты с другим населением.
Впервые паракана увидели в 1910 году вдоль реки Пакаха, недалеко от города, известного как Портел. Впервые они были идентифицированы как группа, которая расположилась между нижним участком реки Пукуруи и городом Алькобаса, где они грабили рабочих и колонистов Токантинской железной дороги. В конце концов, Служба защиты индейцев создала на железной дороге пост умиротворения, чтобы обеспечить безопасность рабочих из-за опасности, которую Паракана представляла для этих людей.
Когда дело доходит до социальной организации народа Паракана, жители Восточного и Западного Паракана придерживаются разных подходов. Жители Восточной Параканы выделяют экзогамные патригруппы, иначе известные как группы, прослеживаемые по отцовской семейной линии и не вступающие в брак внутри своей социальной группы. Планировка домов в деревне Восточная Паракана также представлена этими патри-группами. Обычно в домах проживает просто нуклеарная семья, однако в некоторых домах проживало несколько пар. И наоборот, деревни Западной Параканы организованы по вирилокальному и патрилинейному принципу.
Паракана также известны своей сложной музыкой и танцевальными ритуалами. Четыре из этих упражнений являются наиболее известными, поскольку они требуют интенсивной подготовки и развития. Их называют Праздником кларнета, Праздником сигар, Праздником ритмической палочки и Праздником пива. Эти четыре ритуала сопровождаются серией небольших праздников, связанных с охотой на определенных животных, или же связаны со сбором дикого меда. Единственным продуктом, который используется на этих праздниках, является табак, который кладут внутрь сигары, сделанной из внутренней коры тауари или «дымового дерева».
В сельском хозяйстве жители Западной Параканы отказались от садоводства в начале 1960-х годов и жили только охотой и собирательством, а также совершали набеги на садовые продукты других групп населения. Между тем, после «умиротворения» сотрудники Funai вновь вернули в Паракану садоводство , и под руководством начальника почты были созданы большие коллективные сады. В садах выращивали рис, фасоль, бананы, маниок и кукурузу. Вся работа была оставлена мужчинам Параканы, включая вырубку деревьев, сжигание, посадку и сбор урожая, посев и вырубку подлеска. В частности, в Западном Паракане мужчины были жизненно важным компонентом группы, поскольку они брали на себя большинство сельскохозяйственных задач и принимали активное участие в переработке маниока . Что касается Восточной Параканы, работа в саду разделена между семейными узами внутри каждой группы. Поэтому их сельскохозяйственный труд состоит в организации женского труда через брак в соответствии с кооперацией мужчин через патрилинейные связи.
Параканский шаманизм
[ редактировать ]практика шаманизма Антропологи отметили, что является неотъемлемой частью культуры Параканы. В отличие от других амазонских племен, паракана часто практикуют шаманизм в сочетании с войной. Конкретная структура и практика их шаманизма отличаются от современного западного восприятия, поскольку ни один человек не называется шаманом. Поскольку существует негативная ассоциация шаманизма с колдовством, термин «мечтатель» используется для обозначения человека.
В шаманизме Параканы есть как хозяин ( джара ), так и домашнее животное ( теомава ). Практика происходит во сне джара , сновидца, и тэомава , того, кого он видит во сне. В большинстве ситуаций тэомава происходит из вражеской деревни джара . Во сне тэомава может быть приручена джара и больше не считается врагом. Хотя джара контролирует свою тэомаву во сне, считается, что последняя обладает целебными свойствами. Следуя снам, джара или тэомава посещают деревню друг друга, где их встречают теплым приемом.
Существуют также ритуальные и символические аспекты практики. Первоначально созданный как фестиваль, связанный с войной, табачный фестиваль opetymoi развивает у мужчин способность мечтать о своем враге, известном как джавара , или ягуар. Подобно концепции хозяина ( джара ) и домашнего животного ( теомава ), существуют джаваджара (хозяин ягуара) и джавара (ягуар).
Дополнительные верования в шаманизм
[ редактировать ]Хотя существует практика хозяина и домашнего животного, как описано ранее, Паракана также придерживаются веры в то, что белые люди и будущие белые являются шаманами и обладают силой исцеления. Это связано с давней традицией, согласно которой белые люди бессмертны и могут вернуть мертвых к жизни посредством оживления: ритуальной практики курения и танцев вокруг могилы умершего.
Другой источник ассоциации с белыми людьми и шаманизмом построили бразильские историки. Историки полагают, что эта вера Параканы возникла в эпоху европейского колониализма и завоеваний Латинской Америки. Паракана и другие группы коренных народов Бразилии разработали термин Караиба для обозначения шаманов, которых считали богоподобными людьми, с которыми они общались. Караиба говорили об изобильной вечной жизни и исцеляли жителей деревни Паракана.
Представление бразильских историков о европейских колонизаторах и миссионерах как о богоподобных Паракане не было бесспорным. Гананат Обейсеке , почетный профессор антропологии Принстонского университета, выступил против этого мифа и заявил, что он увековечил доминирование европейского повествования в истории.
Язык
[ редактировать ]Паракана говорят на живом подъязыке языковой семьи тупи-гуарани . Язык отнесен к ветви Тенетехара или четвертой языковой группе языков тупи-гуарани, как предложено Родригесом и Кабралом (2012). Паракана — это диалект группы Аквава , который иногда называют Авате, Параканан или Парокана. Паракана являются основными носителями своего языка. Он внесен в список Международной организации по стандартизации Ethnologue списке в . Их язык был записан и сохранен христианскими миссионерами для переводов Библии.
История контактов
[ редактировать ]Паракана были впервые замечены в 1910 году вдоль реки Пакаха . Однако только в 1920-х годах племя Паракана было идентифицировано как индейцы , жившие между городом Алькобака и нижней частью реки Пукуруи. Наконец, в 1928 году Служба защиты Индии , также известная как Служба защиты Индии, построила Пост умиротворения на 67-м километре Токантинской железной дороги. Этот пост, расположенный на левом берегу реки Пукуруи, должен был защищать и обеспечивать безопасность представителей на протяжении всего процесса умиротворения Параканы.
До 1938 года жители Западного Паракана регулярно посещали этот пост, чтобы приобрести западные товары и установить мирные отношения с Ториа. Однако после обострения ожесточенного конфликта с другими группами индейцев жители Западной Параканы перестали посещать этот пост. С тех пор наблюдается рост военных действий на территории между Западным и Восточным блоками.
Западная Паракана
[ редактировать ]До 1938 года жители Западного Паракана регулярно посещали этот пост, чтобы приобрести западные товары и установить мирные отношения с Ториа. Однако после обострения ожесточенного конфликта с другими группами индейцев жители Западной Параканы перестали посещать этот пост. С тех пор наблюдается рост военных действий на территории между Западным и Восточным блоками.
На протяжении 1960-х годов Западный Параканан монополизировал пост Пукуруи. Они оставались автономными, однако часто посещали почту для обмена товарами с западными купцами. К концу 1960-х годов экономический фронт начал достигать групп, ранее сохранявших территории, которые ранее были мотивированы торговлей лесом и полезными ископаемыми. Долгосрочные торговые отношения достигли своего апогея, и группы постепенно начали отходить от традиционных форм деревень.
В мае 1972 года Фунаи были названы после того, как люди из блока Западный Параканан были замечены обыскивающими сады колонистов. Они начали предварительные обсуждения с группой, прежде чем уйти из-за отсутствия поддержки и подарков со стороны правительства. В следующем году Западный блок начал двигаться на юго-запад к верховьям реки Кахазейра . Однако они быстро направились на запад после того, как в местной деревне был убит мужчина. На протяжении всей миграции группа спорила из-за женщин и разделилась, разойдясь в разных направлениях. Группа Акария прибыла к месту назначения в 1975 году. К 1976 году их стоянка совпала с 377-м километром Трансамазонской дороги и группа была переброшена на пост Пукуруи. На момент контакта в блоке насчитывалось более сорока человек. К тому времени, когда они обосновались в Посте, в живых осталось менее 30 человек.
Другая большая часть группы Западного Параканы направилась на запад, в сторону Шингу-Бакахи . Их встретило соперничающее племя Аравете или Иривиджара. В течение двух лет племена вели три крупномасштабные войны, прежде чем Фунаи урегулировали споры и в 1977 году переселили Аравете на пост Ипиксуна. Западные Паракана, наконец, обосновались южнее, в бассейне ручья Сан-Хосе. С 1980 по 1990 год группа грабила фермы в этом районе. Фунаи были отправлены для разрешения споров и установления контактов.
Восточная Паракана
[ редактировать ]В конце 1950-х годов блок Восточная Паракана начал миграцию от реки Да Дирейта на север к верхнему течению реки Андоринья . На протяжении десятилетий группа боролась за свою автономию. Во время бразильского бума каучука и орехов, а также проекта железной дороги, соединившей Тукуруи и Марабу, племя смогло сохранить свою автономию и сохранить свою землю. Блок Восточной Параканы никогда не знал о существовании «Поста умиротворения». Поскольку они располагались в средней и верхней части реки Пукуруй, их связь с внешним миром состояла из бразильских сборщиков орехов, сборщиков каучука и охотников за шкурами ягуаров, которые часто отваживались проникнуть в
12 ноября 1970 года у реки Лонтра Восточная Паракана попыталась отогнать Фунаи. Однако поддавшись дарам, принесенным Фунаи, они отступили в лагерь фронта. К сожалению, это привело к серьезной депопуляции из-за контактов с иностранцами, что привело к высокому уровню смертности. Блок был подвержен многим заболеваниям, включая блефарит, полиомиелит и гепатит.
Отношения с правительством Бразилии
[ редактировать ]Бразилии 1988 года В новой Конституции особое внимание уделяется защите прав человека коренных народов. Статья 231 признала как культурные, так и территориальные права коренных народов, основанные на их традиционном наследии. Эта конституция формально защищает группы от вторжения на их территории. Статья 67 предписывала провести демаркацию всех территорий коренных народов в течение пяти лет. Однако десятилетие спустя формально была разграничена только половина территорий. В 1996 году президент Кардозу подписал № 1775, который позволял группам обжаловать претензии на доступ к землям коренных народов, что позволяло коммерческим интересам претендовать на эти земли.
Сегодня
[ редактировать ]Сегодня паракана живут в последних хранилищах леса и других природных ресурсов. Частые контакты с нелегальными лесорубами привели к росту случаев зависимости, алкоголизма и эксплуатации молодежи Параканы. Хотя правительство Бразилии приняло федеральный указ о введении строгих ограничений на вырубку леса, Амазонка слишком обширна, чтобы что-либо реально обеспечить. Паракана помогали нелегальным лесорубам находить заросли красного дерева в обмен на огнестрельное оружие, еду и алкоголь. С другой стороны, они также помогли Funai и другим федеральным агентствам ограничить вторжения и эксплуатацию Амазонки. В 1993 году они помогли уничтожить машины и инструменты, используемые лесозаготовительной компанией Перачи.
Ссылки
[ редактировать ]- Спутниковая сеть Аль-Джазира, редактор. «Решение суда Бразилии вызывает опасения по поводу земель коренных народов». Аль-Джазира, Медиа-сеть Аль-Джазира, 2021 г., www.aljazeera.com/news/2020/9/7/Brazil-court-decision-sparks-fears-over-indigenous-land. По состоянию на 30 апреля 2021 г.
- Эндрю Стратерн и др. Во тьме и секретности: антропология штурмового колдовства и колдовства в Амазонии. Дарем, Герцог, UP, 2004 г.
- Борхес, Бето. «Права коренных народов в Бразилии: стагнация и политический тупик». Центр по правам индейцев Южной и Центральной Америки, под редакцией Марка Беккера, 28 июля 1999 г., saiic.nativeweb.org/brazil.html. По состоянию на 5 мая 2021 г.
- Фаусто, Карлос. «Друг, враг и антрополог: враждебность и гостеприимство среди жителей Параканы (Амазония, Бразилия)». Журнал Королевского антропологического института, том. 18, 2012, стр. S196–S209. JSTOR, www.jstor.org/stable/41506679. Доступ 8 мая 2021 г.
- Фаусто, Карлос. «Смесь крови и табака». Шаманы и ягуары среди Параканья Восточной Амазонии. www.researchgate.net/profile/Carlos-Fausto/publication/290271725_A_Blend_of_Blood_and_Tobacco/links/56c33ef008ae8a6fab59f83c/A-Blend-of-Blood-and-Tobacco.pdf. Доступ 8 мая 2021 г.
- ---. "Зонтик." «Коренные жители Повос, а не Бразилия», декабрь. 2004, pib.socioenvironmental.org/en/Povo:Parking%C3%A3. Доступ 4 мая 2021 г.
- ---. Деревня Паркана. 1988.
- Фаустос, Карлос. «Дело о костях: практика знаний коренных народов в контрастных ситуациях на примере Амазонки». Журнал Королевского антропологического института, том. 8, нет. 4, 2002 г., www.jstor.org/stable/3134938.
- PeopleGroups, редактор. «Народное имя: Параканан из Бразилии». PeopleGroups, 7 мая 2021 г., www.peoplegroups.org/explore/GroupDetails.aspx?peid=17061. Доступ 8 мая 2021 г.