Раса и этническая принадлежность в Колумбии
Расовая и этническая принадлежность Колумбии , — которые происходит главным образом от трех расовых групп — европейцев , индейцев и африканцев смешивались на протяжении последних 500 лет истории страны. Некоторые демографы описывают Колумбию как одну из самых этнически разнообразных стран в Западном полушарии и в мире, где проживает 900 различных этнических групп. Большинство колумбийцев идентифицируют себя и других по происхождению, внешнему виду и социокультурному статусу. Социальные отношения отражают важность, придаваемую определенным характеристикам, связанным с данной расовой группой. Хотя эти характеристики больше не различают точно социальные категории, они по-прежнему влияют на ранг человека в социальной иерархии. Исследование Рохаса и соавт. с участием 15 департаментов определили, что средний колумбиец (всех рас) состоит из 47% индейцев, 42% европейцев и 11% африканцев. [2] Эти пропорции также сильно различаются среди этнических групп.
Генетическое происхождение колумбийцев согласно исследованию, опубликованному в Американском журнале физической антропологии. [2]
Расовые/этнические группы и их частота
[ редактировать ]Колумбия официально признает три группы этнических меньшинств: афроколумбийцы, коренные народы и цыгане . Афро-колумбийское население состоит в основном из чернокожих, мулатов , раисалес , паленкеро и замбос (термин, используемый с колониальных времен для лиц смешанного индейского и черного происхождения). Постановление Министерства внутренних дел и юстиции 1999 года признало цыганское население колумбийской этнической группой, хотя цыгане не были признаны в конституции 1991 года (в отличие от афроколумбийского и коренного населения). Оценки сильно разнятся, но перепись 2018 года показала, что численность этнических меньшинств значительно увеличилась по сравнению с переписью 1993 года, возможно, из-за использованной методологии. В частности, сообщалось, что афроколумбийское население составляет 6,68 процента населения страны; индейское население - 4,31 процента; а остальные любят цыган - 0,06 процента [4] Перепись 2018 года показала, что «неэтническое население», состоящее из белых и метисов , составляет 87 процентов населения страны. [5] По оценкам исследования Latinobarómetro, проведенного в 2023 году, 50,3% населения составляют метисы или около 26 миллионов человек, 26,4% — белые , 9,5% — коренные жители или около 5 миллионов человек, 9,0% — черные , 4,4% — мулаты и 0,4% — коренные жители. Азиатский , однако оценки каждого из источников различаются. Таким образом, можно подсчитать, что 26 миллионов человек составляют метисы (самая крупная этническая группа в стране), 14 миллионов человек — белые (включая кастисов и выходцев из еврозоны), 5 миллионов человек — коренные жители, 5 миллионов человек — чернокожие (исключая мулаты), 2 миллиона человек — мулаты, а 200 тысяч человек — азиаты, что демонстрирует разнообразие Колумбии как нации. [6]
Рохас и др. (2010) измерили генетическую смесь в четырнадцати департаментах Колумбии: [2]
Отделение | вклад индейцев | Европейский вклад | вклад Африки |
---|---|---|---|
Антиохия | 26% | 63.5% | 10.3% |
Антиокия ( Пеке ) | 62.2% | 31.1% | 5.8% |
Боливар | 32.9% | 23.3% | 43.8% |
Кальдас | 36.4% | 59.6% | 4.3% |
Казанаре | 74.7% | 24.5% | 0.8% |
Каука | 56.9% | 19.6% | 23.5% |
Чоко ( афроколумбийцы ) | 10.8% | 21.1% | 68.1% |
Чоко ( метисы ) | 44.8% | 46.6% | 8.6% |
Кундинамарка | 51.6% | 45.4% | 3% |
Колеса | 60.8% | 39.6% | 0% |
Магдалена | 21.8% | 50% | 28.2% |
Нариньо | 65.2% | 32.1% | 2.7% |
К северу от Сантандера | 53% | 42.2% | 4.7% |
Киндио | 38.3% | 57.3% | 4.4% |
Сантандер | 42.4% | 56.2% | 1.4% |
Долина Каука | 39.3% | 39.2% | 21.5% |
Колумбия | 47% | 42% | 11% |
Географическое распределение расовых/этнических групп
[ редактировать ]Различные группы существуют в разной концентрации по всей стране, и эта закономерность в некоторой степени восходит к колониальному происхождению. Белые , как правило, живут в основном в городских центрах, таких как Богота или Медельин . Население крупных городов в основном состоит из метисов и белых. Большое население метисов включает большинство кампесинос (людей, живущих в сельской местности) Андского нагорья, где некоторые испанские завоеватели смешались с женщинами индейских вождеств . Метисы всегда жили в городах как ремесленники и мелкие торговцы, и они сыграли важную роль в расширении городов в последние десятилетия. [5] По данным переписи 2005 года, наибольшая концентрация коренного населения (от 22 до 61 процента) расположена в департаментах Амазонас , Ла-Гуахира , Гуайния , Ваупес и Вичада . Вторичные концентрации от 6 до 21 процента расположены в департаментах Сукре , Кордова , Чоко , Каука и Нариньо . Американские общины имеют юридическую автономию в обеспечении соблюдения своих традиционных законов и обычаев. Несмотря на то, что коренное население составляет около 4–10% населения, ему удалось вернуть себе почти четверть прав на землю страны в соответствии с конституцией 1991 года. [7]
Национальная конституция Колумбии 1991 года определила территориальные образования ( Entidades Territoriales ) как департаменты, округа, муниципалитеты и территории коренных народов. В пределах Территории коренных народов (ETI) люди имеют автономию в управлении своими интересами и в пределах конституции имеют право управлять ресурсами и определять налоги, необходимые для выполнения своих обязанностей. ETI должны быть определены правительством в соответствии с Органическим законом об управлении земельными ресурсами.Однако этот закон еще не принят, поэтому на практике территории не регулируются. [8]
Популяции черных, замбо и мулатов в основном остались в низинных районах Карибского и Тихоокеанского побережья , на его островах , а также вдоль рек Каука и Магдалена . Колумбийское население африканского происхождения сконцентрировано в основном (от 21% до 80% его департаментов) в департаментах Чоко, Сан-Андрес , Боливар и в низменных частях Кауки (такие общины, как Лопес-де-Микай, Гуапи и Тимбики), и Департаменты Валье-дель-Каука (в таких районах, как крупнейший город на тихоокеанском побережье Буэнавентура и большая концентрация в Кали), со вторичными концентрациями (от 10 до 18 процентов департаментов) в Атлантико , Кордове, Магдалене , Нариньо (сообщества, такие как Эль-Чарко , Тумако и Барбакоас), Антиокия (в основном в регионе Ураба), департаменты Ла-Гуахира, Сезар и Сукре. Чоко — департамент с наибольшей концентрацией выходцев из Африки в Колумбии. [9]
Население архипелага Сан-Андрес, Провиденсия и Санта-Каталина , которое Колумбия унаследовала от Испании после того, как испанцы преодолели первоначальное британское поселение, в основном состоит из афроколумбийцев, включая несколько тысяч чернокожих раизалов . Несмотря на продолжительное время, в течение которого Колумбия имела над ними юрисдикцию, большинство раисалес на этих карибских островах сохранили свою протестантскую религию, продолжали говорить на основанном на английском креольском языке, языке, а также на английском языке, и считали себя группой, отличной от жители материка. Незначительный процент островного населения происходит из Шотландии и Сирии . [10]
Отделение | Общая численность населения (2018 г.) | Местный [11] | % [11] | Афро-колумбийский [12] | % [12] | Другое (большинство метисов или белых ) | % |
---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | 66,056 | 38,130 | 57.7 | 486 | 0.73 | 27,440 | 41.5 |
![]() | 5,974,788 | 37,628 | 0.60 | 312,112 | 5.22 | 5,625,048 | 94.1 |
![]() | 239,503 | 6,573 | 2.70 | 10,058 | 4.19 | 222,872 | 93.0 |
![]() | 2,342,265 | 39,061 | 1.70 | 140,142 | 5.98 | 2,163,062 | 92.3 |
![]() | 7,181,469 | 19,063 | 0.30 | 66,934 | 0.93 | 7,095,472 | 98.8 |
![]() | 1,909,460 | 5,204 | 0.30 | 319,396 | 16.7 | 1,584,860 | 83.0 |
![]() | 1,135,698 | 7,151 | 0.60 | 4,247 | 0.37 | 1,124,300 | 98.9 |
![]() | 923,472 | 55,801 | 6.00 | 14,716 | 1.59 | 852,955 | 92.3 |
![]() | 359,602 | 8,825 | 2.50 | 5,087 | 1.41 | 345,690 | 96.1 |
![]() | 379,892 | 6,893 | 1.80 | 6,130 | 1.61 | 366,869 | 96.5 |
![]() | 1,243,503 | 308,455 | 24.8 | 245,362 | 19.7 | 689,686 | 55.4 |
![]() | 1,098,577 | 51,233 | 4.70 | 142,436 | 12.9 | 904,908 | 82.3 |
![]() | 457,412 | 68,415 | 15.0 | 337,696 | 73.8 | 51,301 | 11.2 |
![]() | 1,555,596 | 202,621 | 13.0 | 102,495 | 6.58 | 1,250,480 | 80.4 |
![]() | 2,792,877 | 9,949 | 0.40 | 13,092 | 0.46 | 2,769,836 | 99.1 |
![]() | 44,431 | 33,280 | 74.9 | 460 | 1.03 | 10,691 | 24.0 |
![]() | 73,081 | 6,856 | 9.40 | 2,991 | 4.09 | 63,234 | 86.5 |
![]() | 1,009,548 | 12,194 | 1.20 | 5,099 | 0.50 | 992,255 | 98.3 |
![]() | 825,365 | 394,683 | 47.8 | 60,475 | 7.32 | 370,207 | 44.8 |
![]() | 1,263,788 | 20,938 | 1.70 | 106,318 | 8.41 | 1,136,532 | 89.9 |
![]() | 919,129 | 20,528 | 2.20 | 8,836 | 0.96 | 889,765 | 96.8 |
![]() | 1,335,521 | 206,455 | 15.5 | 233,062 | 17.45 | 896,004 | 67.1 |
![]() | 1,346,806 | 4,545 | 0.60 | 5,470 | 0.40 | 1,336,791 | 99.2 |
![]() | 283,197 | 50,694 | 17.9 | 10,262 | 3.62 | 222,241 | 78.4 |
![]() | 509,640 | 2,883 | 0.60 | 6,060 | 1.18 | 500,697 | 98.2 |
![]() | 839,597 | 29,909 | 3.60 | 16,733 | 1.99 | 792,955 | 94.4 |
![]() | 48,299 | 20 | 0.00 | 26,873 | 55.6 | 21,406 | 44.3 |
![]() | 2,008,841 | 1,262 | 0.10 | 22,759 | 1.13 | 1,984,820 | 98.8 |
![]() | 864,036 | 104,890 | 12.1 | 102,836 | 11.9 | 656,310 | 75.9 |
![]() | 1,228,763 | 45,269 | 3.70 | 5,207 | 0.42 | 1,178,287 | 95.8 |
![]() | 3,789,874 | 30,844 | 0.80 | 647,526 | 17.0 | 3,111,504 | 82.1 |
![]() | 37,690 | 30,787 | 81.7 | 288 | 0.76 | 6,615 | 17.5 |
![]() | 76,642 | 44,578 | 58.2 | 580 | 0.75 | 31,484 | 41.0 |
Социальный статус расовых/этнических меньшинств
[ редактировать ]С момента обретения независимости и американские индейцы, и чернокожие продолжали проживать на окраине национальной жизни. Однако как группа чернокожие стали более интегрированы в национальное общество и оставили в нем больший след по нескольким причинам. Более того, чернокожие происходили из разных районов Африки , часто не имели одного и того же языка или культуры и не были сгруппированы в организованные социальные единицы по прибытии в Новый Свет . Несмотря на восстания рабов, ни одна крупная община беглых рабов не выжила в изоляции, чтобы сохранить свое африканское наследие, как это сделали мароны на Ямайке . [13] за исключением деревни Паленке-де-Сан-Базилио, расположенной к юго-востоку от Картахены, которая была одной из обнесенных стеной общин, называемых «паленкес», основанной беглыми рабами в качестве убежища в семнадцатом веке. Из множества существовавших в прежние времена паленке только Сан-Базилио сохранился до наших дней и превратился в уникальное культурное пространство. [14]
Наконец, несмотря на свое положение на нижней ступеньке социальной лестницы, черные рабы часто имели близкие отношения (в качестве домашней прислуги) с испанцами и британцами и, следовательно, были подвержены испанской культуре гораздо больше, чем американские индейцы. Таким образом, чернокожие с самого начала стали частью колумбийского общества, переняв разрешенный им образ жизни испанцев и выучив их язык. К концу колониального периода чернокожие считали себя колумбийцами и чувствовали свое превосходство над американскими индейцами, которые официально занимали более высокий статус, были номинально свободными и по цвету кожи, чертам лица и текстуре волос были ближе к формирующейся смеси метисов. . [15]
Многие чернокожие покинули статус рабов в начале истории Колумбии, став частью свободного населения. Их владельцы даровали свободу одним, другие выкупили ее, но, вероятно, большинство добилось свободы, сбежав. Многие рабы были освобождены в результате восстаний, особенно в долине Каука и вдоль побережья Карибского моря. Отмена рабства началась с закона о свободном рождении в 1821 году, но полное освобождение было принято только в 1851 году и вступило в силу 1 января 1852 года. [15]
Те чернокожие, которые добились свободы, иногда переезжали в индейские общины, но чернокожие и замбо оставались на дне социальной лестницы и были важны только как источник рабочей силы. Другие основывали собственные поселения, главным образом на незаселенных землях Тихоокеанского бассейна, где их называли симарронами (бордовыми). Эти регионы были очень нездоровыми, негостеприимными и опасными. Несколько городов, таких как Сан-Базилио-де-Паленке в нынешнем департаменте Боливар и Сан-Хосе-де-Уре на юге Кордовы, сохранили историю восстания в своих устных традициях . В районе Чоко, расположенном вдоль Тихого океана, многие черные общины оставались относительно несмешанными, вероятно, потому, что в этом районе было мало белых, а американские индейцы становились все более устойчивыми к ассимиляции. [15]
В других регионах, таких как Сан-Андрес-и-Провиденсия или долина Магдалена белых и/или индейцев , черные общины имели значительную примесь . Потомки рабов сохранили относительно мало своего африканского наследия и самобытности. Некоторые топонимы заимствованы из африканских языков, а некоторые традиционные музыкальные инструменты, привезенные в страну рабами, используются по всей стране. Религия в чернокожих общинах остается самой прочной связью с африканским прошлым. Полностью черные общины исчезают не только потому, что их жители переезжают в города, но и потому, что окружающие метисы и белое население переселяются в черные общины. Окончательное поглощение смешанной средой представляется неизбежным. Более того, поскольку чернокожие перешли в основную часть общества с его периферии, они осознали преимущества лучшего образования и рабочих мест. Вместо того, чтобы создавать организации для содействия своему продвижению как группы, чернокожие по большей части сосредоточились на достижении мобильности посредством индивидуальных усилий и адаптации к преобладающей системе. [16]
Афроколумбийцы имеют право на все конституционные права и защиту, но они продолжают сталкиваться со значительной экономической и социальной дискриминацией. Согласно переписи 2005 года, около 74 процентов афроколумбийцев зарабатывали меньше минимальной заработной платы . Чоко, департамент с самым высоким процентом жителей афроколумбийцев, имел самый низкий уровень социальных инвестиций на душу населения и занимал последнее место по показателям образования, здравоохранения и инфраструктуры. Он также продолжал испытывать одно из самых жестоких политических проявлений в стране, поскольку военизированные формирования и партизаны боролись за контроль над ключевыми коридорами контрабанды наркотиков и оружия. [16]
СМИ
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( февраль 2022 г. ) |
Телевизионная комедия «Сабадос Феличес» подверглась критике за включение персонажа с черным лицом. [17] [18]
Иммигранты в Колумбии
[ редактировать ]На протяжении всей своей истории Колумбия принимала разные группы иммигрантов.
Белые колумбийцы в основном имеют испанское происхождение, прибывшие в начале 16 века, когда Колумбия была частью Испанской империи . В XIX и XX веках другие европейские страны [19] [20] и Ближнего Востока [21] народы мигрировали в Колумбию, особенно итальянцы [22] [23] и ливанский [24] люди, но и ирландцы , [25] немцы , [26] [27] Французский , [28] Палестинцы , [29] Сирийцы [30] среди других.
Колумбия была одним из первых центров иммиграции басков и сефардов . [31] Между 1540 и 1559 годами 8,9% жителей Колумбии были баскского происхождения. Баскские священники познакомили Колумбию с гандболом. [32] Евреи, принявшие христианство, и некоторые криптоевреи также плавали вместе с первыми конкистадорами. [33]
Многие общины иммигрантов поселились на побережье Карибского моря, в частности недавние иммигранты с Ближнего Востока . В Барранкилье (крупнейшем городе Колумбийского Карибского бассейна) и других городах Карибского бассейна проживает наибольшее количество ливанцев , палестинцев и других арабов . [34] [35] В некоторых слоях общества присутствует значительный вклад итальянского и немецкого происхождения. [36]
Есть также важные общины китайцев , японцев , цыган и евреев . [37] Британцы и ямайцы мигрировали в основном на острова Сан-Андрес и Провиденсия. [33]
С 2010 года наблюдается серьезная тенденция миграции венесуэльцев , что связано с политической и экономической ситуацией в Венесуэле. [38]
Список современных этнических групп в Колумбии
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «статистическая заметность этнических групп» . Всеобщая перепись населения 2018 года . Национальный административный департамент статистики (DANE) . Проверено 10 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Рохас, Уинстон; Вайн, Мэри Виктория; Филд, Омер; Каро, Мария Антуанетта; Вольф, Джон Уильям; Ариас, Уильям; Герцог, Констанс; Оранжевый, Эндрю; Гарсия, Джарли; Вергара, Люстра; Лопера, Джеймс; Эрнандес, Эрик; Валенсия, Ханна; Кайседо, Юрий; В-четвертых, Морис; Гутьеррес, Хавьер; Лопес, Серхио; Руис-Линарес, Эндрю; Бедойя, Габриэль (сентябрь 2010 г.). «Генетический состав и структура колумбийского населения с помощью однородительских и двуродительских ДНК-маркеров» . Американский журнал физической антропологии . 143 (1): 13–20. дои : 10.1002/ajpa.21270 . ПМИД 20734436 . Получено 13 февраля.
- ^ «Раса/этническая принадлежность, к которой вы принадлежите» . Латинобарометр 2023 Колумбия . Проверено 13 февраля 2024 г.
- ^ «Этнические группы – Техническая информация» . Национальный административный департамент статистики (DANE). Архивировано из оригинала 20 июля 2023 г. Проверено 24 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Национальная перепись населения и жилищного фонда 2018 года» . Национальный административный департамент статистики (DANE) . Проверено 24 октября 2021 г.
- ^ «Раса/этническая принадлежность, к которой вы принадлежите» . Латинобарометр 2023 Колумбия . Проверено 13 февраля 2024 г.
- ^ «Всеобщая перепись 2005 года» . Национальный административный департамент статистики (DANE) . Проверено 24 октября 2021 г.
- ^ «Территориальные образования коренных народов» , TIG: Территория коренных народов и управление (на испанском языке) , получено 15 июля 2016 г.
- ^ «Афроколумбийцы, население со следами африканца» (PDF) . Сообщества чернокожих, афроколумбийцев, Райсалеса и Паленкераса (на испанском языке). Минкультура правительства Колумбии . Проверено 1 сентября 2018 г.
- ^ Бушнелл и Хадсон, с. 88.
- ^ Jump up to: а б с ДЕЙН (16 сентября 2019 г.). «Коренное население Колумбии» (PDF) . ДЭЙН .
- ^ Jump up to: а б с д ДЕЙН. «Чернокожее, афроколумбийское население, население Райсала и Паленкеры. Результаты Национальной переписи населения и жилищного фонда 2018 года» (PDF) . ДЭЙН .
- ^ Бушнелл и Хадсон, стр. 88–89.
- ^ «Культурное пространство Паленке-де-Сан-Базилио» . www.unesco.org . Проверено 24 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Бушнелл и Хадсон, с. 89.
- ^ Jump up to: а б Бушнелл и Хадсон, с. 90.
- ^ «Перевод – я тебе не шутка» . Радио Амбуланте . 24 апреля 2018 г.
- ^ «Черное лицо двадцать первого века: переключение кода» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР .
- ^ «Познакомьтесь с европейскими иммигрантами, которые остались в Колумбии» . Журнал Diners (на испанском языке). 2020-07-02 . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ Неделя (07.06.2019). «Европейцы в Сантандере: история миграций» . Semana.com Последние новости из Колумбии и мира (на испанском языке) . Проверено 17 июня 2022 г.
- ^ «Бразильско-арабское агентство новостей – Колумбия пробуждается к арабскому миру» . 06.07.2011. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 г. Проверено 17 июня 2022 г.
- ^ Видаль Ортега, Антонино; Д'Амато Кастильо, Джузеппе (01 декабря 2015 г.). «Остальные, без родины: итальянцы на карибском побережье Колумбии в начале ХХ века» . Каравелла. Cahiers du monde hispanique et luso-brésilien (на французском языке) (105): 153–175. дои : 10.4000/caravelle.1822 . ISSN 1147-6753 .
- ^ «Иностранные соглашения INPS, Феди призывает Новую Зеландию, а также Чили и Филиппины» . 09.02.2018. Архивировано из оригинала 9 февраля 2018 г. Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ «Заметки о сирийско-ливанской иммиграции в Колумбии» . www.node50.org . Проверено 17 июня 2022 г.
- ^ «Новости и события – Ирландцы в Колумбии и Антиокии – Министерство иностранных дел» . www.dfa.ie. Проверено 17 июня 2022 г.
- ^ «Это были первые немцы в Колумбии» . Журнал Diners (на испанском языке). 10.06.2019 . Проверено 17 июня 2022 г.
- ^ Лосано, Хуан Хакобо. «Немец, который способствовал торговле и развитию Сантандера в 19 веке» . www.radionacional.co . Проверено 17 июня 2022 г.
- ^ Саламанка, Хелвар Фигероа; Эпития, Хулиан Давид Корредор (31 июля 2019 г.). « «В сером и тихом городе»: французская миграция в Боготе (1900–1920)» . Ежегодник региональной и пограничной истории (на испанском языке). 24 (2): 75–100. дои : 10.18273/revanu.v24n2-2019003 . ISSN 2145-8499 . S2CID 203515282 .
- ^ Время, Casa Editorial El (07.03.2019). «Палестинцы, нашедшие второй дом в центре Боготы» . Эль Тьемпо (на испанском языке) . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ Круз Мурильо, Марлон Альберто (2012). «СИРИЙСКИЕ И ЛИВАНСКИЕ ИММИГРАНТЫ В КОЛУМБИИ: Их социальная интеграция посредством экономической деятельности между 1918 и 1950 годами в городе Кали» (PDF) . Университет Долины . Проверено 13 февраля 2024 г.
- ^ « Потерянные евреи Колумбии заявляют, что нашли свои корни» . NPR.org . Проверено 25 ноября 2014 г.
- ^ Возможные райские места: баскская эмиграция в Латинскую Америку Хосе Мануэля Аскона Пастора, стр.203
- ^ Jump up to: а б Вабгу, М.; Варгас, Д.; Карабали, JA (2012). «Международные миграции в Колумбии. Исследования и разработки, 20 (1) 142–167» . uninorte.edu.co.
- ^ Варгас Арана, Пилар и Луз Марина Суаза Варгас. «Арабы в Колумбии: от неприятия к интеграции». (2007).
- ^ «Арабская иммиграция в Колумбию» (на испанском языке). nodo50.org . Проверено 30 января 2014 г.
- ^ Бушнелл, Дэвид; Хадсон, Рекс А. (2010). Общество и его окружающая среда; Колумбия: страновое исследование (PDF) . Отдел федеральных исследований, Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, стр. 87, 92.
- ^ «Этническое и культурное разнообразие Колумбии» (PDF) (на испанском языке). pedagogica.edu.co . Проверено 26 марта 2014 г.
- ^ «Характеристика мигрантов из Венесуэлы в Колумбию» (PDF) . Laborosario.com (на испанском языке). 14 августа 2017 г.
- ^ ДЕЙН. «Цыганское или ромское население в Колумбии. Результаты Национальной переписи населения и жилищного фонда 2018 года» (PDF) . ДЭЙН .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бушнелл, Дэвид и Рекс А. Хадсон. «Расовые различия». В Колумбии: страновое исследование (Рекс А. Хадсон, ред.). Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований (2010 г.). Архивировано 15 февраля 2013 г. в Wayback Machine.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .