Используйте людей
![]() | |
Общая численность населения | |
---|---|
около 50 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Панама , Колумбия | |
Языки | |
Использовать | |
Религия | |
традиционная религия Гуна, христианство | |
Родственные этнические группы | |
другие на чибчане люди, говорящие , Мискито |
Гуна ( также пишется Куна или Куна ) — коренное население Панамы и Колумбии . Люди гуна живут в трех политически автономных комарках или автономных резервациях в Панаме и в нескольких небольших деревнях в Колумбии . Сообщества людей гуна также есть в Панама-Сити , Колоне и других городах. Большинство гуна живут на небольших островах у побережья комарки Гуна Яла, известных как острова Сан-Блас . Два других комарка Гуна в Панаме — это Куна де Мадуганди и Куна де Варганди . Это люди, говорящие на языке гуна, которые когда-то занимали центральный регион нынешней Панамы и соседние острова Сан-Блас и до сих пор выживают в маргинальных районах.
На языке гуны они называют себя Дуле или Туле , что означает «народ», а название языка — Дулегая , буквально «уста людей». [2] Этот термин использовался в самом языке как Куна до орфографической реформы 2010 года. [3] но Генеральный конгресс нации Гунадуле с 2010 года продвигает написание Гуна .
Политическая и социальная организация
[ редактировать ]В Гуна-Яле каждая община имеет свою собственную политическую организацию, возглавляемую сайлой (произносится как «вздох»). Сайла обычно является одновременно политическим и религиозным лидером общины; он запоминает песни, повествующие о священной истории народа, и в свою очередь передает их народу. Решения принимаются на собраниях, проводимых в Onmade Nega, или Ibeorgun Nega (Дом Конгресса или Casa de Congreso), структуре, которая также служит как политическим, так и духовным целям. В Онмакед Неге сайла воспевает историю, легенды и законы Гуны, а также управляет повседневными политическими и социальными делами. Сайлу обычно сопровождают один или несколько вокало , которые выполняют функции переводчиков и консультантов сайлы. Поскольку песни и устная история Гуны относятся к более высокому лингвистическому регистру со специальной лексикой, за чтением сайлы часто следуют объяснения и интерпретации со стороны одного из голосов на неформальном языке Гуны.
Семьи Гуна являются матрилинейными и матрилокальными: жених переезжает, чтобы стать частью семьи невесты. Жених также берет фамилию невесты.
насчитывается 49 общин Сегодня в Гуна Яле . Регионом в целом управляет Генеральный конгресс Гуна, который возглавляют трое Сайла Думмаган («Великие Сайлы»). [4]
Флаг
[ редактировать ]

Флаг Гуны был принят после восстания 1925 года против подавления Панамы. Горизонтальные полосы имеют пропорции 1:2:1, а центральная свастика — это древний символ, называемый Наа Укурьяа. По одному из объяснений, он символизирует четыре стороны света или начало, из которого произошли народы мира. [5] По другому объяснению, он символизирует осьминога, создавшего мир, его щупальца указывают на четыре стороны света. [6] Также известный сегодня как флаг острова Гуна Яла, флаг использовался в провинции Сан-Блас до 2010 года, а также используется в качестве этнического флага Гуна. Центральная полоса, означающая мир и чистоту, белая на официальном флаге резервации, официально принятом Национальным конгрессом Гуна, а желтая полоса используется на этническом флаге (она была введена на флаге примерно в 1940 году). В 1942 году флаг был модифицирован красным кольцом (представляющим традиционное кольцо в носу Куна), окружающим центр свастики, из-за нацистских ассоциаций; кольцо было позже [ когда? ] заброшенный. [7]
Культура
[ редактировать ]Гуна славятся своими яркими молами , красочным видом текстильного искусства, выполненным в технике аппликации и обратной аппликации. Панели мола используются для изготовления блузок женской национальной одежды гуна , которую ежедневно носят многие женщины гуна. Мола на языке гуна означает «одежда». Словом Гуна, обозначающим блузку мола , является Тулемола (или «дулемола»), «одежда народа Гуна».
Экономика
[ редактировать ]

Экономика Гуна Ялы основана на сельском хозяйстве, рыболовстве и производстве одежды с давними традициями международной торговли. Подорожники, кокосы и рыба составляют основу рациона Гуна, дополненного импортными продуктами, некоторыми домашними животными и дичью. Кокосы , называемые огоб [IPA: okˑɔβ] на языке гуна, и омары скунгит [skuŋkˑit] являются наиболее важными экспортными продуктами. Труд мигрантов и продажа мола обеспечивают другие источники дохода.
Гуна имеет долгую, глубоко укоренившуюся историю меркантилизма и давнюю традицию продажи товаров через семейные магазины. Большинство импортируемых товаров поступает с колумбийских , мексиканских или китайских кораблей и продается в небольших розничных магазинах, принадлежащих народу Гуна. Гуны не взимают акцизный налог при торговле товарами и уделяют большое внимание экономическому успеху. Многие считают эту традицию торговли и самоопределения главной причиной того, что гуны смогли успешно функционировать независимо по сравнению с другими группами коренных народов.
Сообщества гуна в Панама-Сити обычно состоят из рабочих-мигрантов и владельцев малого бизнеса, хотя многие гуна также мигрируют в Панама-Сити, чтобы продавать рыбу и сельскохозяйственную продукцию, производимую их соответствующими общинами. Продажа мола и других форм искусства гуна в последние годы стала важной частью экономики народа гуна, и продавцов мола можно найти в большинстве городов Панамы, где они продаются как иностранцам, так и испаноязычным панамцам. Туризм в настоящее время является важной частью экономики региона Карти , а брошенные товары, оставшиеся от торговли наркотиками, время от времени приносят непредвиденные доходы.
История
[ редактировать ]

Люди гуна жили на территории нынешней Северной Колумбии и провинции Дарьен в Панаме во время испанского вторжения и только позже начали двигаться на запад, в сторону того, что сейчас называется Гуна Яла , из-за конфликта с испанцами и другими коренными народами. За столетия до завоевания Гуны прибыли в Южную Америку в рамках миграции чибчан , двигавшейся на восток из Центральной Америки. Во время испанского вторжения они жили в районе Ураба и недалеко от границ нынешних Антиокии и Кальдаса . Алонсо де Охеда и Васко Нуньес де Бальбоа исследовали побережье Колумбии в 1500 и 1501 годах. Большую часть времени они провели в заливе Ураба , где вступили в контакт с гунами.
На дальнем востоке Гуна-Ялы община Новой Каледонии находится недалеко от места, где шотландские исследователи безуспешно пытались основать колонию в «Новом Свете» . Банкротство экспедиции было названо одной из причин принятия Актов Союза 1707 года .
Существует широкий консенсус относительно миграции гунов из Колумбии и Дариена на территорию, которая сейчас называется Гуна Яла. Эти миграции были частично вызваны войнами с народом катио , но некоторые источники утверждают, что они произошли в основном из-за плохого обращения со стороны испанских захватчиков. Сами гуна связывают свою миграцию в Гуна Ялу с конфликтами с аборигенами, а свою миграцию на острова - с чрезмерной популяцией комаров на материке.
В течение первых десятилетий двадцатого века правительство Панамы пыталось подавить многие традиционные обычаи. Этому оказали ожесточенное сопротивление, кульминацией которого стало недолговечное, но успешное восстание в 1925 году, известное как Революция Дуле (или «народная революция»), которое возглавила Игуайбиликинья Неле Кантуле из Уступу и поддержала американский авантюрист и дипломат по совместительству Ричард Оглсби Марш. [8] – и договор, по которому панамцы согласились предоставить Гуне некоторую степень культурной автономии. [8]
Острова Сан-Блас могут стать непригодными для жизни из-за повышения уровня моря в конце 21 века. [9]
Язык
[ редактировать ]
Язык гуна — аборигенный американский язык семьи чибчан, на котором говорят от 50 000 до 70 000 человек. Дулегайя является основным языком повседневной жизни в комарках, и большинство детей племени Гуна говорят на этом языке. Несмотря на то, что гуна относительно жизнеспособен, он считается языком, находящимся под угрозой исчезновения.
Испанский язык также широко используется, особенно в сфере образования и письменной документации.


Здоровье
[ редактировать ]Было показано, что у гунов низкое среднее кровяное давление (АД, 110/70 мм рт. ст. ) и у них не наблюдается возрастного повышения кровяного давления, которое характерно для западного общества. [10] Уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) и рака – причин смерти №1 и №2 в США – в Гуне низкий. В период с 2000 по 2004 год на материковой части Панамы на каждые 100 000 жителей приходилось 119 смертей от сердечно-сосудистых заболеваний и 74 человека от рака; напротив, на 100 000 гун этот уровень смертности составил 8 от сердечно-сосудистых заболеваний и 4 от рака. [11]
Альбинизм
[ редактировать ]
У людей Гуна высокий уровень заболеваемости альбинизмом . [12] что привело к их прозвищу « Белые индейцы » в начале 1900-х годов. [13] [14] В философии Гуна людям-альбинистам (или «сипу») отведено особое место, и они считаются особой расой людей. [12] На них лежит особая обязанность защищать Луну от дракона , который время от времени пытается ее съесть во время лунного затмения , и только им разрешено выходить на улицу в ночь лунного затмения и использовать специально изготовленные луки и стрелы, чтобы сбивать их. дракон. [15]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Веттер, Рената (2009). «История Молы» . ПАНАМА МОЛА . Архивировано из оригинала 16 сентября 2010 года . Проверено 17 октября 2010 г.
- ^ Эриче, Иисус (1985), Словарь языка куна , Printer La Nacion (INAC)
- ^ «Язык – ¿Гуна, куна о куна?: Джеймс Хоу» [Язык – Гуна, куна или куна?: Джеймс Хоу]. Пресса (на испанском языке). 22 февраля 2014 г.
- ^ «Наши власти Куна Ялы» [Наши власти Куна Ялы] Графство Куна Яла / Конгресс Генералов Куна . 12 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 18 февраля.
- ^ «Вторая часть моей поездки в Панаму: мир кун; Глава I, История и политическая организация - Мир кун - История и политическая организация, часть 1» [Вторая часть моей поездки в Панаму: мир кун Детские кроватки; Глава I, История и политическая организация - Мир кунов - История и политическая организация, Часть 1]. прогулка по Перу... и миру (на испанском языке). 10 мая 2013 года . Проверено 15 октября 2017 г.
- ↑ «Песнопения и мифы о творении». Архивировано 31 октября 2005 г. в Wayback Machine , из журнала Rainforest Art. Проверено 25 февраля 2006 г.
- ^ «Панама – коренные народы» . Флаги мира . CRW Flags Inc., 22 мая 2014 г. Проверено 15 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Хау, Джеймс (1998). Народ, который не преклонит колени: Панама, США и Сан-Блас Куна . Смитсоновская серия по этнографическим исследованиям. Издательство Смитсоновского института. ISBN 978-1-56098-890-8 .
- ^ МакКлеланд, Джейкоб (12 ноября 2015 г.). «Повышение уровня моря угрожает крошечным островам, где проживают коренные жители Панамы» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Все учтено. Национальное общественное радио . Проверено 15 октября 2017 г.
- ^ Холленберг, Норман К.; Мартинес, Грегорио; Маккалоу, Марджи; Мейкинг, Терри; Пассан, Дайан; Престон, Мак; Ривера, Алисио; Таплин, Дэвид; Викария-Клемент, Морин (1997). «Старение, аккультурация, потребление соли и гипертония у кун Панамы» (PDF) . Гипертония . 29 (1, часть 2): 171–176. CiteSeerX 10.1.1.523.5428 . дои : 10.1161/01.HYP.29.1.171 . ПМИД 9039098 .
- ^ Баярд, В; Чаморро, Ф; Мотта, Дж; Холленберг, Северная Каролина (27 января 2007 г.). «Влияет ли прием флаванола на смертность от процессов, зависящих от оксида азота? Ишемическая болезнь сердца, инсульт, сахарный диабет и рак в Панаме» . Int J Med Sci . 4 (1): 53–58. дои : 10.7150/ijms.4.53 . ПМК 1796954 . ПМИД 17299579 .
- ^ Jump up to: а б Жамбрун, П. (август 1998 г.). «Глазокожный альбинизм: клинические, исторические и антропологические аспекты». Архивы педиатрии (на французском языке). 5 (8): 896–907. дои : 10.1016/S0929-693X(98)80136-X . ПМИД 9759297 .
- ^ ЗАСЕДАНИЯ ПОпечительского совета Смитсоновского института на ежегодном собрании, состоявшемся 9 декабря 1926 года , Смитсоновский институт , 9 декабря 1926 года.
В докладе мисс Фрэнсис Денсмор обсуждаются музыка и песни индейцев туле в Панаме - так называемых «белые индейцы».
- ^ Марш, Ричард Оглсби (1934). Белые индейцы Дариена . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма.
- ^ Жамбрун, Паскаль; Сержант Бернард (1991 г.). Дети Луны: альбинизм среди индейцев ) ( PDF ( на французском языке). Париж: Издания INSERM. стр. 238–239. ISBN 978-2-85598-488-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вот, Маурицио. 2010: « В осадном положении: Куна в Урабе. Повседневная жизнь коренной общины в зоне конфликта ». Университет Лос-Андес, факультет социальных наук, кафедра антропологии. Богота: Униандес. ISBN 978-958-695-531-7 .
- Джеймс Хоу. Сбор куны: современная деревенская политика в Панаме . Уитмарк (2002). ISBN 978-1-58736-111-1 .
- Килер, Клайд Э. Тайны матери-земли Куна: сравнительное исследование древних религий . Экспозиционная пресса, 1960.
- Эрланд Норденшельд и др. Историко-этнологический обзор индейцев Куна . АМС Пресс (1979). ISBN 978-0-404-15150-8 .
- Лопес, Делио; Перес, Хулио; Лопес Арчибальдо; Лопес, Ателиано. «Игарган Кантос, космовидение Куна и морское биоразнообразие. Космовидение Куна и их морское биоразнообразие». КОДЕСТА (2007). Номер OCLC 221707552. ISBN 9962000769 9789962000761
- Мари Л. Сальвадор и др. Искусство быть куна: уровни значений панамской куна . Вашингтонский университет Press, 2002. ISBN 978-0-930741-60-0 .
- Мюллер, Скотт; Солис, Рохелиано; Кастильо, Геодисио; Кастильо, Берналь; Андреве, Хорхе; Кастильо, Аркадио. «Биоразнообразие и туризм: аргументы в пользу устойчивого использования морских ресурсов Гуна Яла, Панама». Федеральное министерство окружающей среды, защиты природы и ядерной безопасности Германии (BMU), 2003 г. https://www.cbd.int/doc/case-studies/tour/cs-tour-pa-01-en.pdf.
- Джоэл Шерзер. Куна-способы речи: этнографическая перспектива . Уитмарк, 2001. ISBN 978-1-58736-030-5 .
- Джоэл Шерцер. Вербальное искусство в Сан-Бласе: культура куна через ее дискурсы . Издательство Университета Нью-Мексико, 1998. ISBN 978-0-8263-1882-4 .
- Джоэл Шерцер и др. Истории, мифы, песнопения и песни индейцев Куна . Техасский университет Press (2003). ISBN 978-0-292-70237-0 .
- Карин Элейн Тайс. Куна Ремесла, гендер и глобальная экономика . Техасский университет Press (1995). ISBN 978-0-292-78137-5 .
- Хорхе Вентокилла и др. Растения и животные в жизни куна . Техасский университет Press, 1995. ISBN 978-0-292-78726-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Куной, на Викискладе?