Jump to content

Используйте людей

(Перенаправлено с сайта Kuna People )
Использовать
Общая численность населения
около 50 000
Регионы со значительной численностью населения
Панама , Колумбия
Языки
Использовать
Религия
традиционная религия Гуна, христианство
Родственные этнические группы
другие на чибчане люди, говорящие , Мискито

Гуна ( также пишется Куна или Куна ) — коренное население Панамы и Колумбии . Люди гуна живут в трех политически автономных комарках или автономных резервациях в Панаме и в нескольких небольших деревнях в Колумбии . Сообщества людей гуна также есть в Панама-Сити , Колоне и других городах. Большинство гуна живут на небольших островах у побережья комарки Гуна Яла, известных как острова Сан-Блас . Два других комарка Гуна в Панаме — это Куна де Мадуганди и Куна де Варганди . Это люди, говорящие на языке гуна, которые когда-то занимали центральный регион нынешней Панамы и соседние острова Сан-Блас и до сих пор выживают в маргинальных районах.

На языке гуны они называют себя Дуле или Туле , что означает «народ», а название языка — Дулегая , буквально «уста людей». [2] Этот термин использовался в самом языке как Куна до орфографической реформы 2010 года. [3] но Генеральный конгресс нации Гунадуле с 2010 года продвигает написание Гуна .

Политическая и социальная организация

[ редактировать ]

В Гуна-Яле каждая община имеет свою собственную политическую организацию, возглавляемую сайлой (произносится как «вздох»). Сайла обычно является одновременно политическим и религиозным лидером общины; он запоминает песни, повествующие о священной истории народа, и в свою очередь передает их народу. Решения принимаются на собраниях, проводимых в Onmade Nega, или Ibeorgun Nega (Дом Конгресса или Casa de Congreso), структуре, которая также служит как политическим, так и духовным целям. В Онмакед Неге сайла воспевает историю, легенды и законы Гуны, а также управляет повседневными политическими и социальными делами. Сайлу обычно сопровождают один или несколько вокало , которые выполняют функции переводчиков и консультантов сайлы. Поскольку песни и устная история Гуны относятся к более высокому лингвистическому регистру со специальной лексикой, за чтением сайлы часто следуют объяснения и интерпретации со стороны одного из голосов на неформальном языке Гуны.

Семьи Гуна являются матрилинейными и матрилокальными: жених переезжает, чтобы стать частью семьи невесты. Жених также берет фамилию невесты.

насчитывается 49 общин Сегодня в Гуна Яле . Регионом в целом управляет Генеральный конгресс Гуна, который возглавляют трое Сайла Думмаган («Великие Сайлы»). [4]

Флаг общины Гуна Яла.
Альтернативная версия принята в 1942 году.

Флаг Гуны был принят после восстания 1925 года против подавления Панамы. Горизонтальные полосы имеют пропорции 1:2:1, а центральная свастика — это древний символ, называемый Наа Укурьяа. По одному из объяснений, он символизирует четыре стороны света или начало, из которого произошли народы мира. [5] По другому объяснению, он символизирует осьминога, создавшего мир, его щупальца указывают на четыре стороны света. [6] Также известный сегодня как флаг острова Гуна Яла, флаг использовался в провинции Сан-Блас до 2010 года, а также используется в качестве этнического флага Гуна. Центральная полоса, означающая мир и чистоту, белая на официальном флаге резервации, официально принятом Национальным конгрессом Гуна, а желтая полоса используется на этническом флаге (она была введена на флаге примерно в 1940 году). В 1942 году флаг был модифицирован красным кольцом (представляющим традиционное кольцо в носу Куна), окружающим центр свастики, из-за нацистских ассоциаций; кольцо было позже [ когда? ] заброшенный. [7]

Культура

[ редактировать ]

Гуна славятся своими яркими молами , красочным видом текстильного искусства, выполненным в технике аппликации и обратной аппликации. Панели мола используются для изготовления блузок женской национальной одежды гуна , которую ежедневно носят многие женщины гуна. Мола на языке гуна означает «одежда». Словом Гуна, обозначающим блузку мола , является Тулемола (или «дулемола»), «одежда народа Гуна».

Экономика

[ редактировать ]
Женщина из племени Гуна, продающая мола в Панама-Сити .
Мужчина из племени Гуна ловит рыбу в каноэ, построенном вручную.

Экономика Гуна Ялы основана на сельском хозяйстве, рыболовстве и производстве одежды с давними традициями международной торговли. Подорожники, кокосы и рыба составляют основу рациона Гуна, дополненного импортными продуктами, некоторыми домашними животными и дичью. Кокосы , называемые огоб [IPA: okˑɔβ] на языке гуна, и омары скунгит [skuŋkˑit] являются наиболее важными экспортными продуктами. Труд мигрантов и продажа мола обеспечивают другие источники дохода.

Гуна имеет долгую, глубоко укоренившуюся историю меркантилизма и давнюю традицию продажи товаров через семейные магазины. Большинство импортируемых товаров поступает с колумбийских , мексиканских или китайских кораблей и продается в небольших розничных магазинах, принадлежащих народу Гуна. Гуны не взимают акцизный налог при торговле товарами и уделяют большое внимание экономическому успеху. Многие считают эту традицию торговли и самоопределения главной причиной того, что гуны смогли успешно функционировать независимо по сравнению с другими группами коренных народов.

Сообщества гуна в Панама-Сити обычно состоят из рабочих-мигрантов и владельцев малого бизнеса, хотя многие гуна также мигрируют в Панама-Сити, чтобы продавать рыбу и сельскохозяйственную продукцию, производимую их соответствующими общинами. Продажа мола и других форм искусства гуна в последние годы стала важной частью экономики народа гуна, и продавцов мола можно найти в большинстве городов Панамы, где они продаются как иностранцам, так и испаноязычным панамцам. Туризм в настоящее время является важной частью экономики региона Карти , а брошенные товары, оставшиеся от торговли наркотиками, время от времени приносят непредвиденные доходы.

Обычные дома Гуна в Гуна Яла, построенные на сваях над мелкими прибрежными болотами.
Женщина в традиционном платье Гуна.

Люди гуна жили на территории нынешней Северной Колумбии и провинции Дарьен в Панаме во время испанского вторжения и только позже начали двигаться на запад, в сторону того, что сейчас называется Гуна Яла , из-за конфликта с испанцами и другими коренными народами. За столетия до завоевания Гуны прибыли в Южную Америку в рамках миграции чибчан , двигавшейся на восток из Центральной Америки. Во время испанского вторжения они жили в районе Ураба и недалеко от границ нынешних Антиокии и Кальдаса . Алонсо де Охеда и Васко Нуньес де Бальбоа исследовали побережье Колумбии в 1500 и 1501 годах. Большую часть времени они провели в заливе Ураба , где вступили в контакт с гунами.

На дальнем востоке Гуна-Ялы община Новой Каледонии находится недалеко от места, где шотландские исследователи безуспешно пытались основать колонию в «Новом Свете» . Банкротство экспедиции было названо одной из причин принятия Актов Союза 1707 года .

Существует широкий консенсус относительно миграции гунов из Колумбии и Дариена на территорию, которая сейчас называется Гуна Яла. Эти миграции были частично вызваны войнами с народом катио , но некоторые источники утверждают, что они произошли в основном из-за плохого обращения со стороны испанских захватчиков. Сами гуна связывают свою миграцию в Гуна Ялу с конфликтами с аборигенами, а свою миграцию на острова - с чрезмерной популяцией комаров на материке.

В течение первых десятилетий двадцатого века правительство Панамы пыталось подавить многие традиционные обычаи. Этому оказали ожесточенное сопротивление, кульминацией которого стало недолговечное, но успешное восстание в 1925 году, известное как Революция Дуле (или «народная революция»), которое возглавила Игуайбиликинья Неле Кантуле из Уступу и поддержала американский авантюрист и дипломат по совместительству Ричард Оглсби Марш. [8] – и договор, по которому панамцы согласились предоставить Гуне некоторую степень культурной автономии. [8]

Острова Сан-Блас могут стать непригодными для жизни из-за повышения уровня моря в конце 21 века. [9]

Гуна стойко сопротивляются латиноамериканской ассимиляции, в основном сохраняя свою одежду и язык в общинах мигрантов по всей Панаме.

Язык гуна аборигенный американский язык семьи чибчан, на котором говорят от 50 000 до 70 000 человек. Дулегайя является основным языком повседневной жизни в комарках, и большинство детей племени Гуна говорят на этом языке. Несмотря на то, что гуна относительно жизнеспособен, он считается языком, находящимся под угрозой исчезновения.

Испанский язык также широко используется, особенно в сфере образования и письменной документации.

Женщины с ребенком
Женщина в Панама-Сити

Здоровье

[ редактировать ]

Было показано, что у гунов низкое среднее кровяное давление (АД, 110/70 мм рт. ст. ) и у них не наблюдается возрастного повышения кровяного давления, которое характерно для западного общества. [10] Уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) и рака – причин смерти №1 и №2 в США – в Гуне низкий. В период с 2000 по 2004 год на материковой части Панамы на каждые 100 000 жителей приходилось 119 смертей от сердечно-сосудистых заболеваний и 74 человека от рака; напротив, на 100 000 гун этот уровень смертности составил 8 от сердечно-сосудистых заболеваний и 4 от рака. [11]

Альбинизм

[ редактировать ]
Дети Гуны в 1927 году. Ребенок в центре — альбинист.

У людей Гуна высокий уровень заболеваемости альбинизмом . [12] что привело к их прозвищу « Белые индейцы » в начале 1900-х годов. [13] [14] В философии Гуна людям-альбинистам (или «сипу») отведено особое место, и они считаются особой расой людей. [12] На них лежит особая обязанность защищать Луну от дракона , который время от времени пытается ее съесть во время лунного затмения , и только им разрешено выходить на улицу в ночь лунного затмения и использовать специально изготовленные луки и стрелы, чтобы сбивать их. дракон. [15]

См. также

[ редактировать ]


  1. ^ Веттер, Рената (2009). «История Молы» . ПАНАМА МОЛА . Архивировано из оригинала 16 сентября 2010 года . Проверено 17 октября 2010 г.
  2. ^ Эриче, Иисус (1985), Словарь языка куна , Printer La Nacion (INAC)
  3. ^ «Язык – ¿Гуна, куна о куна?: Джеймс Хоу» [Язык – Гуна, куна или куна?: Джеймс Хоу]. Пресса (на испанском языке). 22 февраля 2014 г.
  4. ^ «Наши власти Куна Ялы» [Наши власти Куна Ялы] Графство Куна Яла / Конгресс Генералов Куна . 12 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 18 февраля.
  5. ^ «Вторая часть моей поездки в Панаму: мир кун; Глава I, История и политическая организация - Мир кун - История и политическая организация, часть 1» [Вторая часть моей поездки в Панаму: мир кун Детские кроватки; Глава I, История и политическая организация - Мир кунов - История и политическая организация, Часть 1]. прогулка по Перу... и миру (на испанском языке). 10 мая 2013 года . Проверено 15 октября 2017 г.
  6. «Песнопения и мифы о творении». Архивировано 31 октября 2005 г. в Wayback Machine , из журнала Rainforest Art. Проверено 25 февраля 2006 г.
  7. ^ «Панама – коренные народы» . Флаги мира . CRW Flags Inc., 22 мая 2014 г. Проверено 15 октября 2017 г.
  8. ^ Jump up to: а б Хау, Джеймс (1998). Народ, который не преклонит колени: Панама, США и Сан-Блас Куна . Смитсоновская серия по этнографическим исследованиям. Издательство Смитсоновского института. ISBN  978-1-56098-890-8 .
  9. ^ МакКлеланд, Джейкоб (12 ноября 2015 г.). «Повышение уровня моря угрожает крошечным островам, где проживают коренные жители Панамы» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Все учтено. Национальное общественное радио . Проверено 15 октября 2017 г.
  10. ^ Холленберг, Норман К.; Мартинес, Грегорио; Маккалоу, Марджи; Мейкинг, Терри; Пассан, Дайан; Престон, Мак; Ривера, Алисио; Таплин, Дэвид; Викария-Клемент, Морин (1997). «Старение, аккультурация, потребление соли и гипертония у кун Панамы» (PDF) . Гипертония . 29 (1, часть 2): 171–176. CiteSeerX   10.1.1.523.5428 . дои : 10.1161/01.HYP.29.1.171 . ПМИД   9039098 .
  11. ^ Баярд, В; Чаморро, Ф; Мотта, Дж; Холленберг, Северная Каролина (27 января 2007 г.). «Влияет ли прием флаванола на смертность от процессов, зависящих от оксида азота? Ишемическая болезнь сердца, инсульт, сахарный диабет и рак в Панаме» . Int J Med Sci . 4 (1): 53–58. дои : 10.7150/ijms.4.53 . ПМК   1796954 . ПМИД   17299579 .
  12. ^ Jump up to: а б Жамбрун, П. (август 1998 г.). «Глазокожный альбинизм: клинические, исторические и антропологические аспекты». Архивы педиатрии (на французском языке). 5 (8): 896–907. дои : 10.1016/S0929-693X(98)80136-X . ПМИД   9759297 .
  13. ^ ЗАСЕДАНИЯ ПОпечительского совета Смитсоновского института на ежегодном собрании, состоявшемся 9 декабря 1926 года , Смитсоновский институт , 9 декабря 1926 года. В докладе мисс Фрэнсис Денсмор обсуждаются музыка и песни индейцев туле в Панаме - так называемых «белые индейцы».
  14. ^ Марш, Ричард Оглсби (1934). Белые индейцы Дариена . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма.
  15. ^ Жамбрун, Паскаль; Сержант Бернард (1991 г.). Дети Луны: альбинизм среди индейцев ) ( PDF ( на французском языке). Париж: Издания INSERM. стр. 238–239. ISBN  978-2-85598-488-9 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Вот, Маурицио. 2010: « В осадном положении: Куна в Урабе. Повседневная жизнь коренной общины в зоне конфликта ». Университет Лос-Андес, факультет социальных наук, кафедра антропологии. Богота: Униандес. ISBN   978-958-695-531-7 .
  • Джеймс Хоу. Сбор куны: современная деревенская политика в Панаме . Уитмарк (2002). ISBN   978-1-58736-111-1 .
  • Килер, Клайд Э. Тайны матери-земли Куна: сравнительное исследование древних религий . Экспозиционная пресса, 1960.
  • Эрланд Норденшельд и др. Историко-этнологический обзор индейцев Куна . АМС Пресс (1979). ISBN   978-0-404-15150-8 .
  • Лопес, Делио; Перес, Хулио; Лопес Арчибальдо; Лопес, Ателиано. «Игарган Кантос, космовидение Куна и морское биоразнообразие. Космовидение Куна и их морское биоразнообразие». КОДЕСТА (2007). Номер OCLC 221707552. ISBN   9962000769 9789962000761
  • Мари Л. Сальвадор и др. Искусство быть куна: уровни значений панамской куна . Вашингтонский университет Press, 2002. ISBN   978-0-930741-60-0 .
  • Мюллер, Скотт; Солис, Рохелиано; Кастильо, Геодисио; Кастильо, Берналь; Андреве, Хорхе; Кастильо, Аркадио. «Биоразнообразие и туризм: аргументы в пользу устойчивого использования морских ресурсов Гуна Яла, Панама». Федеральное министерство окружающей среды, защиты природы и ядерной безопасности Германии (BMU), 2003 г. https://www.cbd.int/doc/case-studies/tour/cs-tour-pa-01-en.pdf.
  • Джоэл Шерзер. Куна-способы речи: этнографическая перспектива . Уитмарк, 2001. ISBN   978-1-58736-030-5 .
  • Джоэл Шерцер. Вербальное искусство в Сан-Бласе: культура куна через ее дискурсы . Издательство Университета Нью-Мексико, 1998. ISBN   978-0-8263-1882-4 .
  • Джоэл Шерцер и др. Истории, мифы, песнопения и песни индейцев Куна . Техасский университет Press (2003). ISBN   978-0-292-70237-0 .
  • Карин Элейн Тайс. Куна Ремесла, гендер и глобальная экономика . Техасский университет Press (1995). ISBN   978-0-292-78137-5 .
  • Хорхе Вентокилла и др. Растения и животные в жизни куна . Техасский университет Press, 1995. ISBN   978-0-292-78726-1 .
[ редактировать ]
  • СМИ, связанные с Куной, на Викискладе?
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 02d836d252acf8d1a7c38f8809217699__1717428180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/02/99/02d836d252acf8d1a7c38f8809217699.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Guna people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)